Как улучшить память у ребенка: советы родителям. Как бороться с кратковременной памятью у детей

Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.

Причины плохой памяти у детей

  1. Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.
  2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.
  3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.
  4. Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.

Как развить память у ребенка?

Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.

Различают следующие типы памяти:

Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления – подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.

За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу. И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию. Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.

Причины

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:

  • Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
  • Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
  • Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.

Это интересно. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.

  • Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» - это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
  • Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.

Как помочь малышу развить память?

Самое главное – это установление доверительных отношений

Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:

Подключение образного мышления ребёнка

  • Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
  • Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
  • Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
  • Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
  • Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.

Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.


- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано - когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"... Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, - это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:


Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.

Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.

Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.

Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.

У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.

Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).

Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.

Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.

Чем же помочь своему ребенку?

Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.

Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.

Не всегда малыш сразу спешит выполнить вашу просьбу. Обвинять его сразу в невнимательности и непослушании не стоит. Может оказаться так, что он просто не запомнил то, о чем вы его попросили. В раннем возрасте дети очень легко «впитывают» в себя новую информацию, но им не так просто, как мы думаем, ее воспроизвести. Если проблема с памятью возникает у ребенка в раннем возрасте, то не факт, что она не останется у него на всю жизнь. С большими трудностями, например, в процесс обучение в школе может столкнуться ваш малыш в будущем. Поэтому, если вы заметили у ребенка проблемы с памятью, то стоит сразу начать искать ответ на данный вопрос, развивать мастерство запоминания нового с раннего возраста.

В первую очередь, необходимо выяснить причины плохой памяти у детей. На отсутствие концентрации внимания вашего ребенка может влиять его загруженность. Необходимо правильно составить расписание занятий малыша. Школа, развивающие дополнительные занятия, прогулки, здоровое питание и сон – обязательные компоненты хорошего развития молодого организма. Стоит помнить, что ребенок тратит энергии в день не меньше, чем взрослый человек, что приводит к утомляемости. Чтобы ребенок успевал восполнять силы, потраченные на все дела за день, необходимо обеспечить ему полноценный отдых. Родители должны контролировать ситуацию, а в более запущенных случаях им стоит обратиться к специалисту. Наличие витаминов и полезных микроорганизмов, правильное питание тоже влияют на скорость и качество запоминания какого-либо материала. Немаловажное значение имеет даже количество воды, потребляемой ребенком. Иногда причиной неуспеваемости в школе является плохая тренировка памяти. Тогда стоит без спешки, в спокойной обстановке, без нервов позаниматься с ребенком упражнениями на улучшение его памяти.

Существуют симптомы, говорящие о проблемах с памятью. Ребенок тяжело выражает свои мысли, путается в словах, не доводит до логического завершения фразы, сама речь недостаточно развита для его возраста. Стоит пересмотреть все причины возникновения проблем с памятью по порядку. Убрать из расписания посещение кружков, наличие которых может сказываться на быстрой утомляемости ребенка. Больше времени уделять индивидуальным, домашним улучающим память занятиям. Каждый родитель мечтает о всесторонней развитости своего ребенка, однако стоит правильно расставлять приоритеты. В данном случае здоровье, безусловно, важнее.

Если вы обнаружили, что у ребенка плохая память, то стоит обратить внимание на его сон. Хватает ли ему тех часов в сутки, проведенных в кровати, для того, чтобы выспаться, отдохнуть. Просмотр мультика до поздней ночи или игра в компьютер только плохо отразятся на развитии памяти ребенка. Физиологические данный имеют свой вес в способности быстро запоминать большое количество информации и уметь ее воспроизводить. Если вы уверены, что проблема далеко не в этом, то профессионалы всегда могут предложить индивидуальные , где целый комплекс упражнений поможет улучшить память ребенка.

Родители четырехлетнего крохи начинают беспокоиться, если их малыш не может выучить короткое стихотворение. Эксперты утверждают, что проблему запоминания информации ребенком должны решать специалисты в психологии. Однако для начала родители должны сами определить область проблемы своего малыша. Для этого нужно знать, что память делится на слуховую, зрительную и моторную.