День матери казачки сценарий название. Сценарий развлечения, посвященный дню матери-казачки «Казачки не уступают казакам» (старший дошкольный возраст совместно с родителями)

Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями.

Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее.
2. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.

Предварительная работа:
1. Беседы о маме, составление рассказов из личного опыта.
2. Заучивание стихотворений и песен к утреннику.

Ход развлечения:

Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, родители-зрители - напротив, на скамейках. Между ними, в середине группы, разворачивается все действие.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие наши мамы! Сегодня мы собрались здесь по очень важному случаю - празднованию Дня Матери. Этот праздник появился недавно, но уже прочно вошел в нашу жизнь потому, что мама - самый необходимый и любимый человек в нашей жизни, и порадовать ее нам хочется всегда.

День Матери - праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно -
Все, кто рождены под счастливой звездой
И мамы опеки сердечной!

Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…

А мама нас ждет и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто -
«Ах, как они там? - и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…

Решили на праздник мы вас пригласить,
Хоть можно почаще, конечно.
Желаем мы вам не болеть, не грустить,
И любим мы вас бесконечно!
Воспитатель. Сегодня ваши дети приготовили для вас концерт. Начнется он, конечно, стихами о маме.

Лучше мамочки моей,

Никого не знаю

Милым солнышком свою

Маму называю.

Мамочка, как бабочка,

Веселая, красивая.

Ласковая, добрая

И самая любимая.

Мамин труд я берегу,

Помогаю чем могу.

Нынче мама на обед

наготовила котлет

И сказала:»Слушай.

Выручай, покушай!»

Я поел немного.

Разве не подмога?

Мамочка, мамуля

Я тебя люблю

Песенку веселую

Я тебе спою.

Воспитатель: Давайте споем мамам песню «Пирожки» (Муз. А.Филиппенко, сл. Н.Кукловской). (Исполнение песни)

Воспитатель: А сейчас давайте все вместе расскажем нашим мамам стихотворение.

Мама — это небо! (руки вверх)

Мама — это свет! (руками вверху показываем фонарики)

Мама — это счастье! (руки к груди)

Мамы — лучше нету (наклоняемся вперед и машем головой нет-нет)

Мама — это сказка! (большой палец вверх)

Мама — это смех! (смеемся, улыбаемся)

Мама — это ласка! (гладим себя по голове)

Мамы — любят всех! (шлем воздушный поцелуй)

Воспитатель. А сейчас начинается самое интересное — игры с мамами.

1. «Найди своего малыша» (Одна мама, вокруг дети. Мама с завязанными глазами ищет своего ребенка).
2. «Загадки для мам». Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой? (Ступа)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора)

И зайчонок, и волчица –

Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

3. «Чей круг быстрее соберется? » (Две мамы, около одной собираются девочки, около другой — мальчики. Под звуки музыки дети разбегаются, мамы переходят на другое место. И по окончанию музыки дети должны собраться около своей мамы.)

Воспитатель. А сейчас, ребята, очередь ваших мам показать вам свой сюрприз. Они подготовили для вас сказку - «Репка». Сейчас вы посмотрите, какие ваши мамы артистичные и веселые, а мамы вспомнят свое беззаботное детство.

(Родители надевают атрибуты и инсценируют сказку «Репка»)

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Давайте поблагодарим наших мам за такой чудесный подарок.

1реб. Мы наш праздник завершаем,

Милым мамам пожелаем

Чтобы мамы не старели,

Молодели, хорошели.

2 реб. До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять.

До свиданья, до свиданья,

Будем вместе мы играть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Ваши мамы вас так любят, что не смогли прийти на праздник без подарка. (мамы дарят киндеры своим детям)

День Матери-казачки празднуется 21 ноября по юлианскому календарю или 4 декабря по григорианскому, он совпадает с

Священное предание говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его… И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться, женою». Так по Священному Преданию были созданы первый на земле человек и его жена Ева.

Казаки далекие потомки первого человека; они тоже знали; что «не хорошо человеку быть одному» и умели ценить своих Казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах праведных и греховных. Они никогда не сомневались, чтоих жены - «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего рода. Однако в истории и в литературе принято, по некоторым весьма шатким указаниям, производить казачьих жен от Турчанок, Гречанок, Черкешенок, Русских, Украинок, Калмычек и т..д. И несмотря на то, что такое мнение опровергается археологией, опровергается историей, опровергается здравым смыслом, его придерживаются и многие казачьи литераторы. Между тем остатки поселений на казачьей земле уже для времен доисторических свидетельствуют о крепком семейном быте. Он не нарушался ни в Древние эпохи, ни в Средние века. Памятники времен Томаторкани говорят о нормальной и цветущей жизни семей в приазовской области Касак и у кочевых народов державы. О том же свидетельствуют русские акты XIII – XIV вв. для Среднего Дона. В XVI в. русские акты вспоминают жен Азовских и Белгородских Казаков. Куда же девались девушки-Казачки, приходившие на свет в казaчьиx самьях и возраставшие, как полноправная женская часть казачьего обществе? Была ли нужда искать себе жен на стороне? Среди русских историков нашлись умники, намекавшие, будто бы Казаки уничтожили младенцев женского пола, а жен себе привозили из далеких походов и «ласковым.обращением с ними приолочивали их к совместному сожительству». Свирепые по отношению к собственным детям, они оказались ласковыми с пленницами. И это говорится о тех самых Казаках, которые избрали себе неизменной покровительницею Вечную Женственность, Пречистую Деву, которые заботу о вдовах и сиротах возвели в социальный институт раньше многих других народов. Легко создаются досужие фантазия, легко начинают им верить бездумные головы. Как, например, могли бойцы привозить себе жен из набега на Царьград, когда в морских походах почти всегда гибла половина чаек, когда борты уцелевших надо было отягощать остатками экипажей с погибших судов, а не размещать в них прекрасных ясырок. Водка и женщины были строго запрещены в походных колоннах. Надо было состоять в боевой готовности, а не «бабиться» и охранять своих будущих жен от поползновений товарищей.

Возможность браков с девушками иного рода отрицать нельзя. Они безусловно случались, но только в виде исключения, а не как общее правило. Казаки и на наших глазах упорно берегли свое племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Всем известно, как Казачки гордились своим происхождением («Не боли болячка – я Казачка!»), как они избегали браков с иногородними, как недружелюбно принимали в станицах чужеродных казачьих жен, с каким предубеждением относились ко всякому чужинцу. Это отчетливо бросалось в глаза. В XVIII ст. А. И. Ригельман писал о Донцах: «Женыих лица круглого и румянного, глаза темные большие, собою плотные черноволосые, к чужестранным неприветливы».

На Нижнем Дону именно женщины сохранили до наших дней остатки наречия Азовских Казаков, над которым непрочь посмеяться обруселые жители верховых округов и украинизированные Черноморцы, но в котором, как нигде, сохраняется тайна языка казачьих предков, Славян-степняков.

Всем известно также, какое большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости, и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала, свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Девушка была свободна в личной жизни. Родителя не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, жена могла добиться поддержки общества и развода. Оберегая вдов и сирот от нищеты, обычное право позаботилось о них, установив специальный земельный надел, «вдовий и сиротский» пай. Обычай не разрешал Казачке идти в услужение к богачу. Прислужницами могли быть только пленницы. Женская прислуга и называлась у Казаков «ясырками».

Пока Казак был на долгой военной службе, его жена вела свое хозяйство часто в одиночестве. Не зная барщины, в свободном труде она привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если муж содержал в холе своего коня, то жена не менее любовно чистила и мыла свой курень. Иностранец писал; «Дом и особенно стены в казачьем доме содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда». Л.Н. Толстой в повести «Казаки» замечает: «Красота Гребенской Казачки особенно поражает соединением черкесского лица с широким сложением северной женщины. Щегольство и изящество в одежде и особенно убранство хат составляют привычку и необходимость в их жизни».

Века постоянных боевых тревог выработали в Казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать с оружием в на защиту своих детей, куреней, станиц. И не смотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Воспитанные в героических преданиях родной земли, в эпоху последней борьбы за Старое Поле, за Казачий Присуд (1917-1920 гг.), Казачки проявились бескомпромиссными патриотками. История не сохранит имен всех героических участниц казачьих походов и фронтовых страд, но они будут жить в памяти о сестрах Степного похода Оле Каргиной, Ире Кочетовой, П. Я. Филимоновой, 3. П. Карамышевой, в Татьяне Баркаш, Шеверевой, Дуне Извариной,в Вавочке Грековой, погибшей в бою на Кубани, в КлавеКараичевой, в безымянныхКазачках Кривянской,Заплавской,Бесергеневской и Раздорской станиц, с косами и вилами поддержавших своих мужей в дни борьбы за Новочеркасск 14-15 апреля 1918 г., в тех уральских станичницах, мужество которых признал даже автор со стороны враждебной (Фурманов): «Уральцы от старого до малого, даже женщины, защищались до последних сил».

В эти тяжелые моменты борьбы за Казачью Идею, тогда мужское население станиц билось на фронте. Казачки не только вели хозяйство по домам, но одновременно обслуживали и тылы армии: в зимние стужи, в морозы и метели подвозили к фронту патроны, снаряды и продовольствие, увозили обратно раненных и убитых, среди которых часто бывали и близкиеим люди.

Известно, какой стоический героизм проявили Казачки в жестокие годы «раскулачивания» и «сплошной коллективизации». В голоде, в холоде, при постоянном гнете бесчеловечной власти они сумели все же возрастить новое крепкое казачье поколение, непримиримое к поработителям, готовое биться с любым союзником противих власти, предпочитавшее смерть в Лиенце новому рабству в СССР.

На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь Казачки на широком Старом Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда Казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.

Однажды, спустилась на землю. Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал наих стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.

Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой. – Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

– Как же они попали сюда? - воскликнула Она, – ведь я их потеряла. Наверное,их нашли Казаки и передали для меня.

– Нет, .Матушка, – сказал Ей Сын, – это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.

Вот почему в казачьей земле жемчуга и досих пор связаны со слезами».

Народные традиции

Кубань – край с богатой историей. У ннего много традиций, которые складывались веками. О них в передаче «Народные традиции» рассказывает Анастасия Нагайкина . Программа окунет в казачий быт и праздники, поможет ощутить атмосферу настоящего станичного гуляния с песнями и таинством обрядов. Вы узнаете, как сватали невесту, как провожали казака в армию, как миром возводили хаты и многое другое из жизни казаков.

Родительское собрание по теме: «День казачки – День матери»

Девочка-ведущая: Она смотрит в зеркало и говорит:

Свет, мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех умнее,

Всех любимей и добрее?

Мальчик-ведущий: И ей зеркальце в ответ:

Все девицы так прекрасны,

В том, конечно, спору нет!

Только есть такое слово,

Что дороже дорогого!

В этом слове – первый крик,

Радость солнечной улыбки,

В этом слове – счастья миг

Дорогой и очень близкий!

Все дети говорят хором: Это слово – мама!

Учитель: Слово “Мама”и слово “Родина”не разделимы. Недаром в числе казачьих заповедей есть такая: “Люби Россию, ибо она твоя Мать, и ничто в мире не заменит тебе её” А вы, ребята, являетесь потомками казаков.

1.Матушка – Россия, крепнет твоя сила,

Сыновья – потомки продолжают жить.

Казачьему роду нет переводу.

Ты на нас, Россия,

Россия, положись.

Учитель: Добрый день!

Вед: Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем. Милости просим к нам на праздник!

ВЕД: Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному. Извольте откушать наши хлеб-соль.

(Выходит девушка с хлебом, угощает гостей на фоне казачьей песни.)

ВЕД: И на столах у нас сегодня казачьи угощения, которые приготовили наши любимые мамы и бабушки.

(Выходит родительница в казачьем костюме с ухватом в руках, выносит чугунок, ставит на стол.)

ВЕД: Пусть время, проведённое здесь, навсегда оставит след в вашем сердце.

ВЕД: Для сегодняшнего торжества у нас ЕСТЬ ПРИЧИНА

Россия – Мать! Тебе – хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

ВЕД: Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает “День казачки”, “День матери”, который приходится на 4 декабря, на большой церковный праздник “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

ВЕД: Есть самое нежное слово на свете:

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и муке –

“Мама!”

Пускай наши чувства наружу –

Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,

Всё могут твои материнские руки –

Мама!

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делают краше.

О, как мы порой бываем упрямы,

Мама!

В долгу пред тобою мы будем извечно,

За всё благодарны тебе бесконечно.

Будь самой счастливой, любимою самой,

Мама!

Учитель: Как хорошо, что мы, следуя вековой традиции, все собрались здесь и пригласили мам и мам своих мам, т.е. бабушек. Сегодня мы будем говорить о самых близких людях, о бережном отношении к ним, о возрождении былой старины.

ВЕД: Ещё в глубокой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом – не имеет будущего.

ВЕД : А сейчас я хочу вам предложить небольшое путешествие в историю.

Нелегко жилось нашим предкам-казакам, которые по указу Екатерины II были переселены с берегов Волги на Северный Кавказ. Трудно, горестно, но зато красиво и свободно жили наши деды и прадеды. В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли-матушки, в мирное время работали на ней с утра до ночи. Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга спиною, делили на всех и беду и радость.

ВЕД: Cказывают, в былые времена своё Отечество мужественно защищали не только казаки, но и их жёны. Как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, боевую подругу воспитывали девочек-казачек. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например, езду на лошади.

ВЕД: В обороне Азова от турок и татар в 1641 году героически сражались более 800 женщин-казачек. Большинство их пало в боях.

Поэт – казак Пётр Поляков посвятил казачке свои стихи:

Отче наш… звенят слова молитвы…

Трупы турок покрывают вал…

Ты в Азове не боялась битвы

И в руке дымился самопал.

Веря свято Покрову Пречистой,

Ты за мужем на валы пошла,

И, шипя по склонам травянистым,

Полилась кипящая смола.

Сколько слёз твои пролили очи,

Сколько болей затаила грудь…

Отче наш…В грядущей страшной ночи

Освети ей, мученице, путь.

Мне хочется прочесть один отрывок из книги Д. С. Лихачёва.

Беспамятный”- это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Семейные фотографии – это одно из важнейших “наглядных пособий” нравственного воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их обычаям, даже к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков. Всё это дорого нам.”

Песня

Учитель: В честь наших предков, ребята, давайте все вместе сделаем дерево памяти нашего класса. Для этого вы повесите на ветви дерева листочки со всеми фамилиями, встречающимися в ваших родословных.

(Дети украшают дерево памяти листками)

Посмотрите, какое у нас получилось замечательное дерево! Так и мы будем сильны, пока едины. Но надо не забывать и такую народную мудрость: “Дерево сильно плодами, а человек – делами”.

По отношению человека к матери народ измеряет своё отношение к человеку. Чувство любви к матери заложено в нас самой природой и живёт в человеке до конца его дней.

А помните, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”дивчина потребовала от казака … сердце матери?

Дивчину пытает казак у плетня:

Когда ж ты, Оксана полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Дивчина в ответ, заплетая косу:

Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь;

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Сходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

Учитель: Марина Цветаева сказала в одном стихотворении о том, что наверняка “споткнётся на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное – это безграничное великодушие матери. Сын не споткнулся, он пал. Его боль стала в тот же миг и её кровной болью. И она прощает его.

Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека, даёт представление о возможностях человеческого духа. Тут есть о чём задуматься.

песня

Ученик читает стихотворение.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко;

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

Детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела…

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

На собранье вместе мы ходили,

В праздник пели гимны до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели… Вот и собери!

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

“Дети, срочно!

Дети, очень срочно!

Приезжайте! Заболела мать”.

Из Одессы, Киева, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко, -

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую, серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Беспокоить любящую мать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте!

Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Вед: А сейчас, наши дорогие гости, мамы и бабушки послушайте песню…..

СЦЕНАРИЙ

Праздника посвященного Дню матери – казачки.

Мини-музей «Казачья горница»

Цели: Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.

Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.

Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери;

Знакомство с историческими традициями казачества, отношение к женщине - матери.

Формирование уважительного отношения к семейным ценностям.

1 вед: Здорово дневали, гости званые и желанные!

2 вед: Мы всех привечаем и душевно встречаем. Милости просим к нам на посиделки!

1 вед: В этот праздничный день

В этот праздничный час

Мы очень рады видеть вас!

Декабрь шагает по дворам

В лучах прохлады, света.

Сегодня праздник наших мам

И нам приятно это.

2 вед: Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает "День матери - казачки ", который проводится 4-го де-кабря, в день большого церковного праздника "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

1 вед: И мы, следуя вековой традиции, все собрались сегодня здесь, в казачьей горнице и пригласили мам и бабушек: Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят нам свою ласку и заботу!. На наших посиделках, мы будем говорить о самых близких людях, о бережном отношении к ним, о возрождении былой старины.

1-ученик: Сегодня мы будем в игры играть

Для Вас будем петь и танцевать.

Для нас – счастье присутствовать здесь,

Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!

2- ученик: На свете добрых слов живёт немало

Но всех добрее и нежней одно:

Из двух слогов простое слово мама

И нету слов роднее, чем оно.

3- ученик - От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её как надёжного друга,

За то, что у нас с ней всё сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

4- ученик: Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной прийти головою

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

5 - ученик: За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем открыть ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама.

Мы крепко и нежно любим её.

2 вед: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

1 вед: Мама…. Это слово обращено к той, что подарила жизнь тебе, мне, ей, ему. Наши мамы достойны того, чтобы праздники в их честь устраивали не только 8 марта, но и 4 декабря. Ведь без мам жить нельзя на свете, нет! Потому что мама вносит в повседневную жизнь красоту, нежность и очарование. А папа дополняет её рассудительностью, тактом и галантностью.

2 вед: Кто вас, детки, крепко любит?

Кто вас нежно так голубит? Не смыкает ночью глаз, всё заботится о вас?

Дети: Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает?

Кто вас песней забавляет? Кто рассказывает сказки? И игрушки дарит вам?

Дети: Мама дорогая!

Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы,

Как бывает иногда

Кто же слёзы льёт тогда?

Дети: Мама дорогая!

И, наконец, кто самая прекрасная женщина на земле?

Дети: Любимая наша мамочка!

Имя матери бесценно, ей дано высокое предназначение на Земле. Она несет в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, воспитывает их, создает семейное счастье и уют. Хорошее настроение в семье тоже зависит от мамы. Она всегда добра и приветлива. Дорогие мамы, вас любят детки и дарят вам свою песенку, послушайте!

ПЕСНЯ: «ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ МАМ»

1 вед: Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат. Главная суть женщины, ее предназначение стать матерью, хранительницей очага. С матери начинается род казачий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие на нашей земле.

2вед: Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою,

Им почести повсюду воздавали,

Так было на Кубани, Тереке, Дону.

1вед: У нас сегодня посиделки!

По старинному обычаю, как водится,

Посиделки без игр и танцев не обходятся!

2 вед: А сейчас ребята я попрошу вас встать в круг, где мы проведем игру которая называется « ПОДАРИ ЦВЕТОЧЕК» (Под музыку цветок передается рядом стоящему. Как только музыка замолкает и тот у кого остался цветочек, выбывает из игры, продолжение в том же порядке. (Победителю дружные аплодисменты, цветок передается маме.)

ИГРА «ПОДАРИ ЦВЕТОЧЕК»

1вед: Уважаемые гости сегодняшних посиделок, по статистике в мире каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…

2вед: Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, хозяйству. И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни!

1вед: А ведь многие мамы работают, а значит, и встают намного раньше своих детей и ложатся позже, и при этом мамы все успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, собрать и проводить деток в школу или в детский сад.. И сегодня мы от души желаем терпения и здоровья нашим мамам.

2 вед: Что-то гости погрустнели,

Видно, пляски захотели.

Не держите носы вниз -

Для вас маленький сюрприз!

Всех собравшихся на посиделки, пришли поздравить Светлана Гендина и Евгений Иванов, руководители танцевальных коллек-тивов районного Дома культуры.

ТАНЕЦ « ПОЙДУ МОЛОДА,ПОГУЛЯЮ»

1вед: Полна горница гостей

Стало в горнице светлей

Кто в ней песни распевает

Тому скучно не бывает.

Дорогие друзья и еще одно поздравление от Полины Фетисовой ученицы 5 класса 2-й школы.

Песня: «Ой, со вечора с полуночи» Исп. Полина Фетисова.

2 вед: « КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ »

Ребята, когда вы были совсем маленькие, мамы вас качали в колыбельке - убаюкивали, пели вам песенки. Вы не помните какие песенки вам мамы пели?

Давайте, мы сейчас послушаем колыбельные песни ваших мам.

Ребёнок одет и плотно накормлен,

Но что-то он всё ещё не спокоен.

Малыш непременно сразу уснёт,

Когда ему мама песню споёт.

(По очереди представляют мам Ф.И.О.)

Спасибо Вам мамы за колыбельные песни, получите жетоны за участие.

1 вед: Сегодня мы вновь вернемся в прошлое, коснемся старины. Раньше, с раннего возраста девочек приобщали к ведению домашнего хозяйства, обучали приготовлению казачьих блюд.

И вот сегодня девочки и их мамы должны угадать названия казачьих блюд, в рецепт которого входят следующие ингредиенты:

За правильный ответ получаете жетон. Самые активные участники посиделок получат подарочный сувенир.

И так, начали:

1 рецепт - Картофель, лук, зелень, рыба - уха.

2 рецепт – Сухофрукты - яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм - узвар.

3 рецепт - Пшено, лук, зелень, растительное масло, рыба - рыбацкий кулеш.

4-й рецепт: Капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло - винегрет.

5 рецепт- Ржаные сухари, кипяток, дрожжи, сахар, изюм- хлебный квас.

Продолжаем «Конкурс эрудитов для всех»

1.Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни. Так называют всё удивительное, необычное, волшебное. Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).

2.Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли. Она помогает стать настоящим человеком. Когда ты не –

правильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть)

3.Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование. Его всегда желают друг другу, особенно в письмах. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

4.Человек все несет к себе в дом, нужно ему или нет. Он не любит дарить подарки, делиться конфетами. И лучше у него ничего не просить, потому что все равно не даст (жадность).

5.Человека заставляют нести ответственность за свой не хороший поступок. Взрослые говорят, что это помогает воспитанию детей вести себя правильно. Человека чего то лишают, не пускают гулять из – за плохого поступка. (Наказание)

Вот музыка заиграла, и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки, пропоем сейчас для вас.

ЧАСТУШКИ.

2 вед: У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем -

Ребят на танец приглашаем.

Разве можно, не танцуя,

Слушать музыку такую

ТАНЕЦ «ВИШЕНКА»

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами.

Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом Для мам новое задание – и есть возможность получить жетон.

Конкурс «Ай, да казачка, ай, да стать".

1 вед. Уважаемые наши гости позвольте предложить вам еще одно задание. Я буду говорить начало пословицы, вы её дополняете, пополняйте колличество своих жетонов. И так начали:

1. При солнышке тепло, (при матери – добро.)

2. Нет лучше дружка, чем (родная матушка.)

3. Птица рада весне, а младенец – (матери.)

4. Материнская ласка конца (не знает.)

5. Мать кормит детей, как земля (людей.)

6.. Все купишь, мать (богом дается)

1вед: Дорогие казаки и казачки, так как у нас сегодня казачьи посиделки, я вот я хочу погутарить с вами.

Хочу попытать вас, как вы знаете казачий говор:

Ядрёный - крупный,

Апосля - после, в конце.

Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;

Баз – скотный двор;

Здорово дневали – здравствуйте.

Добре – хорошо.

Кочет – петух

2 вед: Старину мы уважаем,

Старину мы бережем

О любимом нашем крае

Песни звонкие поем.

ПЕСНЯ «Как у нас было на Дону»

1 вед: Уважаемые гости праздника, я попрошу вас пройти в дискозал для продолжения наших посиделок, после чего мы вновь вернемся в горницу для чаепития.

(Приглашение в дискозал. Продолжение игр «Срази врага», собери картошку, калинка, калинка моя.)

Чаепитие .

1.(После чаепития!) Дорогие ребята позвольте обратиться к вам.

Берегите своих мам! Помните, что мама самый близкий человек в вашей жизни. Учитесь хорошо, будьте послушными, говорите чаще маме слова благодарности, помогайте маме во всём!

2 вед: Дорогие, уважаемые мамы позвольте еще раз поздравить вас с праздничным Днем матери-казачки. Ведь женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же эта праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно домашним, и общенациональным праздником

1вед: Праздник наш уже закончен

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать.

Никогда не обижать!

До свидания, до новых встреч!

ДЕНЬ МАТЕРИ КАЗАЧКИ.- 2013

За кулисами:

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых

Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

До наших дней дошли сказанья

О славных прародительницах наших,

Отважно дом свой от набегов

Врагов коварных защищавших.

Прелестный образ казачки молодой

Воспет не раз поэтами в стихах.

С ее чарующей восточной красотой

Оставил след в восторженных сердцах!

танец казачий.

Вед1 : Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Мы собрались здесь для того, чтобы поздравить Вас с праздником.

А какова же причина нашего торжества? Для этого у нас два события:

Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы, установлен памятник, а событие названо «Днем матери-казачки».

Вед1 : По статистике каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…

Д: Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, хозяйству. И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни!
В1. – А ведь многие мамы работают, а значит, и встают намного раньше своих детей и ложатся позже, и при этом все успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой или замарашкой. Этот день – хороший повод устроить праздник для наших мам.

Д: Мама, как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери наполняет жизнь малыша. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.

Ребята сегодня у нас в гостях, прежде всего мама _____________________

______________________________________________________________ .

Чтец: Красивые мамы, на свете вас много.

В глаза вы глядите открыто и прямо.

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает.

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Нас в детстве она забавляет игрушкой,

Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо.

Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,

Но будешь по-прежнему самой красивой.

Муз.номер

Вед1 :День казачки –матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки- соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Д : Неужели они меняли, так часто наряды?

Вед1 : Да, если ты помнишь то, это был обычай!

Д : Ну, а как смогут быстро сменить наряды, наши участники, мы сейчас посмотрим. Я приглашаю сюда 2 девочек, ваша задача,одеть как можно быстрее наряд, который мы вам предлагаем. (одеть, раздеться)

Конкурс

Вед1: Милые наши мамы, они желают нам только добра, даже когда ругают за какую-нибудь провинность, что дом- это полная чаша, когда рядом она наша мама!

Д : Мама заботится о своем ребенке, делает все, чтобы ее малыш был сыт и здоров, жизнерадостен и счастлив. Недаром народная мудрость гласит: « Птица радуется весне, а младенец- матери».

Вед1 : Любой праздник по своей сути является событием, именно здесь человек может отдохнуть и почувствовать удовольствие от обмена эмоциями с окружающими людьми. А эмоции они получали от « Бабьей каши».

Д : Так как будущую казачку воспитывали хозяйкой, она с детства должна была учиться готовить. Хорошей хозяйкой считалась та, у которой всегда была приготовлена еда.

Вед1 :Собирались без затей

Принося с собой детей.

Все вопросы обсуждали:

Беды, радости печали,

Первый крик, и первый звук

У ребенка первый зуб,

Кто схватил за палец тетю,

У кого болит животик,

Как кормить и чем поить,

От болезней, чем лечить.

Просто клуб какой-то, прямо,

Очень рады были мамы.

Пусть же станут « бабьи каши»

Стариной воскресшей нашей!

Ну, а как будут рады наши будущие мамы, следующего конкурса

« Покорми маму», мы сейчас узнаем! (йогурт, ложки, слюнявчики, влажные салфетки, платки)

Конкурс

Д : Для вас вновь этот музыкальный номер _________.

Муз.номер.

Вед1: « Мама» - святое слово, независимо от того, на каком языке сказано. Слово которое ребенок говорит чаще всего, « мама». Не одну песенку спела нам мама, не одну ночь не спала, пока вы не выросли.

Инсценировка стихотворения М.Ю Лермонтова

« Казачья колыбельная песня»

Д : Вы знаете, что казаки постоянно были в походах и приходилось петь песенки на ночь мамам –казачкам, но вот выпал момент, когда казак был дома. И сейчас мы вновь вам предлагаем наш конкурс, а называется он « Мой малыш», ваша задача запеленать ребенка и спеть ему колыбельную.

Вед1 : - Ребята, а как вы думаете, кто главный в семье? А как это полноценная семья? Поэтому мы приглашаем к нам на конкурс мальчиков и девочек.

(Задача мальчиков запеленать куклу и вместе спеть колыбельную)

Конкурс

Д : - Спасибо, участникам..

Вед1 :А мы переходим к последнему нашему конкурсу, и сейчас мы узнаем, каких казаков воспитали наши мамы! .

« Удалой казак» (для конкурса мы приглашаем две команды: по 3 девочки и два мальчика. Задача мальчишек,перевести девочек с одного берега на другой)

Конкурс.

Вед1 : - Ребята, вы часто рассказываете друзьям, какие у вас хорошие мамы?

Ребята, представьте себе, что вы журналисты и вам надо сделать репортаж о маме. Итак, какие ваши мамы?

(Ребята называют эпитеты к слову мама: добрая, замечательная, ласковая, нежная, справедливая, строгая. Выигрывает тот, кто высказывается последним)

Д: И в завершении нашего мероприятия, хочется сказать: У.: Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Князь Константин Всеволодович, чье «Наставление о детях» дошло до нас в изложении В.Н. Татищева, так обращался к своим чадам: «Почитайте мать, сохраните поведение ее, учредите покой ей и довольство, чтобы не терпела недостатка».
Вед1 .: – «Свет – государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» – таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах. С ними перекликаются слова великой Ольги: «Ахце кто матери не послушае – в беде впадет».
Д. : – Берегите своих мам! Помните, что мама самый близкий человек в вашей жизни. Говорите почаще маме слова благодарности. Пусть в это день улыбка не сходит с уст вашей мамы.

Вед1: Праздник наш уже закончен

Что же нам уже сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать.

Вед и Д:(вместе): Слушать мам, и почитать.

Никогда не обижать.