Библейский образ женщины. Предназначение женщины в свете священного писания Библейские женщины

Женщины Библии

Идеал женщины Иоиля проступает с первых страниц Бытия: женщина должна быть связана с мужчиной, чтобы следовать первому завету Господа, источнику всякой жизни, «плодиться» и «размножаться» 88 . Женщина должна была быть также помощницей мужчины 89 . Дети составляют гордость женщины. Бесплодие - жестокая кара: все было поставлено на карту - молитвы, беспокойства, даже колдовство - чтобы его победить. Бездетная вдова считала себя обязанной дать потомство, выйдя замуж за своего близкого родственника. Пример Абихаиль, будущей жены Давида, как и портрет идеальной женщины из Книги притчей Соломоновых и Песни Песней, подчеркивает важность женщины в еврейском обществе 90 . Она исполняет те же религиозные обязанности, что и мужчина 91 . Женщины также имели право посвятить себя Господу назорейской клятвой 92 . Однако женщины Израиля не могли служить в храме в качестве священников, как, например, в Месопотамии: они поддерживали порядок в обители, украшали ее и с горячностью принимали участие в литургиях 93 .

От Евы до Суламифи из Песни Песней Библия представляет нам целую галерею женских образов. Мать, невеста, царица, солдатка, ведьма, наложница, изменница, пророчица, сестра, проститутка, шпионка, соблазнительница, интриганка, деловая женщина, глава клана, искусительница, влюбленная, ненавидящая, порочная, проницательная, страстная, нечестная, воришка, ревнивица, достойная хозяйка дома, кокетка, страстная, героиня, разрушительница, грубиянка, любовница, преступница, невинная дева - все они живут в многовековой легенде Израиля, которая простирается более чем на два тысячелетия.

Женщина Библии, которую мы уже назвали Мелхола, - это любовница, жена и мать. Она зависима от «баал>», своего мужа, или своего отца. Женщины часто участвуют в политической жизни страны и придворных интригах. У евреев много пророчиц: Мириам, сестра Моисея, Девора, царицы Вирсавия,

Иезавель, Гофолия. Но женщина также ведьма и сплетница, вопреки формальному запрету Библии. Она умеет вызывать мертвых 94 , в большей степени, чем мужчина, одарена интуицией, более восприимчива к наукам и обычаям соседних народов.

Мать царя Асы Мааха преподносит статую идолу Астарты 95 , и во всякое время в Иерусалиме дочери Израиля, которые ткали покровы для богини, приобщались к языческим службам Царицы небесной 96 .

Они погружены в повседневные дела: мелят зерно, пекут хлеб, готовят еду, поднимают воду из колодцев или несут ее в кувшинах на голове, воспитывают детей, пытаются построить отношения в условиях полигамной семьи или клана, который заключает в себе много десятков, а то и сотен человек, заботясь в первую очередь о чистоте и святости очага: вот их жизнь.

Женщина мудра, сильна, сдержанна, она внимательная, умиротворенная и умиротворяющая. Она преисполнена усердия в служении Богу ее родителей, мужа, детей. Она непримирима, если ей приходится защищать свою родину, как Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Женщина, которая мужчине подчинена, иногда бывает ему равной в отношении закона: и мать, и отец имеют право на одинаковое уважение со стороны детей; и женщина, и мужчина подвергаются одинаковым карам в случае адюльтера, инцеста и других гражданских и уголовных противозаконных действий. Образ женщины идеализируется, он символизирует честь, мудрость, Тору, абсолютную любовь в Песни Песней. Вот портрет идеальной женщины, как воспевают его поэты Сиона: белая или загорелая кожа; миндалевидные глаза; черные густые волосы, ниспадающие на плечи; ровные зубы; чуть вывернутые губы; крупный нос; румянец на щеках; длинная шея, крепкая грудь; длинные ноги; стройный стан; поступь, исполненная достоинства. Эта женщина благоухает, словно лилия - опьяняющая, сладостная и великолепная, страстная до безумия, царственная в совершенстве своей величественной красоты.

С исключительной поэтичностью этот облик запечатлен в Песни Песней. Языческие обычаи глубоко укоренены в древнем мире, где священная блудница

на протяжении веков царствовала в святилищах, сохраняя традиции идолопоклонства 97 . В этих святилищах мужчина через единение с блудницей причащался идолу, платя дань святилищу, к которому она принадлежала.

Частое осуждение этой практики пророками показывает, что священная проституция была широко распространена в царскую эпоху 98 . Во времена упадка, при Иисусе Навине, она существовала даже в Иерусалимском храме 99 и считалась способом снискать благоволение богов к плодородию земель. Пророки расценивали этот обычай не только как нечистый, но и как бесполезный и кощунственный. Закон настойчиво его запрещает, деньги блудниц считаются проклятыми, проституция во всех формах им отвергается 100 .

Песнь Песней утверждает любовь, объединяющую человеческие сердца. Женщина, происшедшая от мужчины, возвращается к нему в любви - которая продолжается и вочеловечивается в ребенке, выходящем из чрева матери. Отсюда сакральное восприятие сексуальных органов. Потому такое важное значение придается всему, что связано с сексуальной жизнью и ее многочисленными табу.

В любовном акте мужчина и женщина сливаются в плоти и являют лик самого Господа, источника всякой жизни, всякого плодородия. Мужчина проникает в женщину: глагол «йада» обозначает физическое и духовное единение, заключенное в любовном акте. Отвержение идолопоклонства и поклонения инстинкту означает стремление к любви абсолютной, к освобождению, к полноте света и трансцендентального единения с Господом Элохимом, источником всякого бытия, настоящего, «биологического» создателя неба и земли.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

2. 2. 6. Имена в Библии 6. (Б1) – список всех собственных имен, упоминаемых в Библии. При разбиении этого списка на главы использовано разбиение текста Библии на главы-поколения, выполненное А. Т. Фоменко ). Каждая из этих глав говорит о событиях приблизительно одного

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Эт-руски в Библии «Францисканский монах Мариона из Флоренции (отметьте, ИЗ ФЛОРЕНЦИИ, то есть, вероятно, хорошо понимал предмет - Авт.) связал в своем трактате „О происхождении, благородстве и великолепии Тусции“ древнейшее прошлое Этрурии с мифами книги Бытия.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

По страницам Библии Любой исследователь, который занимается изучением библейских сюжетов, может со спокойной душой заявить: по сути, нет никаких материальных свидетельств того, что цари Давид и Соломон существовали на самом деле. При своих изысканиях в Святой земле

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рукописи Библии

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Кто автор Библии? Я долгое время не мог понять, что должно стать отправной точкой моего расследования. За какой из вопросов хвататься в первую очередь? Как подступаться к проблемам, одна из которых выглядит грандиознее другой? Помогла моя подружка, Софи, вернее Случай в ее

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

11. Дубликаты в Библии Общая схема их распределения внутри Библии Приведем краткое изложение результатов применения разработанных методик к античному и средневековому хронологическому материалу. При этом неожиданно были обнаружены дубликаты, считаемые в

Из книги Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать автора Носовский Глеб Владимирович

2.11. Эт-руски в Библии «Францисканский монах Мариона из Флоренции (отметьте, ИЗ ФЛОРЕНЦИИ, то есть, вероятно, хорошо понимал предмет - Авт.) связал в своем трактате „О происхождении, благородстве и великолепии Тусции“ древнейшее прошлое Этрурии с мифами книги Бытия.

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рукописи Библии Вопрос о библейских рукописях подвергся тщательному исследованию в работах историка религии и церкви И.А. Крывелева, прежде всего в его книге «Раскопки в библейских странах». На нее мы будем иногда ссылаться в настоящем разделе. Сначала напомним

Из книги Страна восходящего солнца автора Журавлев Денис Владимирович

«Разрушительницы царств», или «Женщины, живущие во тьме»? (положение благородной женщины и самурайские женские образы в «эпоху самураев») Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство древних цивилизаций имели в своей основе маскулинную, т. е. мужскую и

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора

5. Разладки в Библии Наконец, мы обработали Библию, включая как Ветхий Завет, так и Новый Завет. При этом использовалась Библия издания Московской патриархии, 1979 года. Хорошо известно, что каждая книга Библии канонически разбита на отдельные главы, состоящие из стихов. Г.В.

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Толкование Библии Представления об иудаизме самых, казалось бы, осведомленных людей могут оказаться превратными, если они не читают на иврите. Все упомянутые выше факты можно легко найти в первоисточниках, или, в некоторых случаях, в современных книгах на иврите.

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.3. Новые, ранее неизвестные дубликаты, обнаруженные нами в Библии Общая схема их распределения внутри Библии Теперь мы переходим к краткому изложению результатов применения разработанных методов к «античному» и средневековому хронологическому материалу, обычно

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

3. По Библии, нападение на мужа-левита и гибель женщины приводит к войне всего Израиля против колена Вениамина В Испании XV века нападение на инквизитора Арбуэса и его убийство вызывает масштабное преследование иудеев 3.1. Библейская версия событий Книга Судей говорит

Быт 24:11 ...в то время, когда выходят женщины черпать [воду],..
Быт 30:13 ...ибо блаженною будут называть меня женщины ...
Быт 38:20 ...чтобы взять залог из руки женщины ,..
Исх 1:19 ...Еврейские женщины не так, как Египетские;..
Исх 15:20 ...и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием...
Исх 21:22 ...какую наложит на него муж той женщины ,..
Исх 35:25 ...и все женщины , мудрые сердцем,..
Исх 35:26 ...и все женщины , которых влекло сердце,..
Лев 13:29 ...Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде,..
Лев 13:38 ...Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна,..
Лев 15:25 ...Если у женщины течет кровь многие дни...
Втор 29:18 ...мужчины или женщины , или рода или колена,..
Суд 4:9 ...но в руки женщины предаст Господь Сисару...
Суд 9:51 ...и убежали туда все мужчины и женщины и все жители города,..
Суд 11:2 ...потому что ты сын другой женщины ...
Суд 19:4 ...Отец этой молодой женщины , увидев его, с радостью встретил его,..
Суд 19:4 ...и удержал его тесть его, отец молодой женщины ...
Суд 19:5 ...И сказал отец молодой женщины зятю своему:..
Суд 19:6 ...И сказал отец молодой женщины человеку тому:..
Суд 19:8 ...И сказал отец молодой женщины той:..
Суд 19:9 ...И сказал ему тесть его, отец молодой женщины :..
Суд 20:4 ...Левит, муж оной убитой женщины , отвечал и сказал:..
Суд 21:16 ...ибо истреблены женщины у Вениамина?..
Руфь 4:12 ...от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины ...
Руфь 4:14 ...И говорили женщины Ноемини: благословен Господь,..
1Цар 4:20 ...стоявшие при ней женщины говорили ей: не бойся, ты родила сына...
1Цар 18:6 ...то женщины из всех городов Израильских...
1Цар 18:7 ...И восклицали игравшие женщины ,..
1Цар 27:9 ...и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины ,..
1Цар 27:11 ...И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины ,..
1Цар 28:24 ...У женщины же был в доме откормленный теленок,..
2Цар 3:8 ...а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины ...
3Цар 3:16 ...Тогда пришли две женщины блудницы к царю...
3Цар 3:19 ...и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;..
3Цар 17:17 ...После этого заболел сын этой женщины , хозяйки дома,..
4Цар 6:30 ...Царь, выслушав слова женщины , разодрал одежды свои;..
4Цар 8:6 ...И спросил царь у женщины , и она рассказала ему...
4Цар 23:7 ...где женщины ткали одежды для Астарты;..
2Пар 2:14 ...сына одной женщины из дочерей Дановых, – а отец его Тирянин, –..
Пс 57:9 ...да не видят солнца, как выкидыш женщины ...
Притч 6:24 ...чтобы остерегать тебя от негодной женщины ,..
Еккл 7:28 ...а женщины между всеми ими не нашел...
Ис 3:12 ...и женщины господствуют над ним...
Ис 27:11 ...женщины придут и сожгут их...
Ис 32:9 ...Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего;..
Иер 4:31 ...Ибо Я слышу голос как бы женщины в родах,..
Иер 7:18 ...и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба...
Иер 9:20 ...Итак слушайте, женщины , слово Господа,..
Иер 22:23 ...как боли женщины в родах!..
Иер 30:6 ...руки на чреслах его, как у женщины в родах,..
Иер 48:41 ...как сердце женщины , мучимой родами...
Иер 49:22 ...будет в тот день, как сердце женщины в родах...
Иер 50:37 ...и они будут как женщины ;..
Иер 51:30 ...истощилась сила их, сделались как женщины ,..
Плач 2:20 ...чтобы женщины ели плод свой,..
Иез 8:14 ...и вот, там сидят женщины , плачущие по Фаммузе,..
Иез 23:2 ...были две женщины , дочери одной матери,..
Иез 23:48 ...и все женщины примут урок,..
Иез 36:17 ...был как нечистота женщины во время очищения ее...
Наум 3:13 ...Вот, и народ твой, как женщины у тебя:..
Зах 5:9 ...И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины ,..

Мф 27:55 ...Там были также и смотрели издали многие женщины ,..
Мк 15:40 ...Были тут и женщины , которые смотрели издали:..
Лк 8:2 ...и некоторые женщины ,..
Лк 23:49 ...и женщины , следовавшие за Ним из Галилеи,..
Лк 23:55 ...Последовали также и женщины , пришедшие с Иисусом из Галилеи,..
Лк 24:22 ...Но и некоторые женщины из наших изумили нас:..
Лк 24:24 ...и нашли так, как и женщины говорили,..
Ин 4:39 ...по слову женщины , свидетельствовавшей,..
Ин 8:10 ...Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины ,..
Деян 8:12 ...то крестились и мужчины и женщины ...
Рим 1:26 ...Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их...
1Кор 7:1 ...то хорошо человеку не касаться женщины ...

2Мак 3:19 ...женщины , опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам;..
2Мак 6:10 ...Две женщины обвинены были в том, что обрезали своих детей;..
2Езд 3:12 ...Третий написал: сильнее женщины ,..
2Езд 4:14 ...не женщины ли?..
2Езд 4:22 ...И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами...
2Езд 4:32 ...Как же не сильны женщины , когда так поступают они?..
2Езд 4:34 ...Не сильны ли женщины ?..
2Езд 4:37 ...Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины ,..
2Езд 8:88 ...мужчины, женщины и дети;..
2Езд 9:40 ...от мужчины до женщины ,..
3Езд 5:8 ...и нечистые женщины будут рождать чудовищ...
3Езд 6:21 ...и беременные женщины будут рождать недозрелых младенцев...
3Езд 16:39 ...Как у беременной женщины ,..
Иудф 13:15 ...и Господь поразил его рукою женщины ...
ПосИер 1:28 ...К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы...
ПосИер 1:29 ...женщины приносят жертвы...
ПосИер 1:42 ...Женщины , обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах,..
Сир 9:8 ...Отвращай око твое от женщины благообразной...
Сир 19:2 ...Вино и женщины развратят разумных,..
Сир 26:11 ...Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век ее...
Сир 42:13 ...так от женщины – лукавство женское.

В судьбах женщин Ветхого Завета первый сценарий условно можно определить как “ребро патриарха”. К нему относятся судьбы родоначальниц еврейского народа – Сары, Ревеки, Рахиль. Их жизнь протекает в тени своих мужей, неотъемлемой частью которых они и являются. Жена патриарха – олицетворение супружеской верности, преданности и самоотречения во имя сохранения рода. Одновременно, все родоначальницы – родственницы, сёстры мужьям своим, ибо происходят из разных колен одного народа. Все их браки кровосмесительные, не допускающие главенства чужой крови в потомках Израиля. Так, побочный сын Агари – Измаил не может наследовать Аврааму, потому что мать его египтянка; старший сын Исаака Исав вводит двух жен хеттеянок в дом отца, но наследование и благословение рода Исаак отдаёт младшему сыну Иакову – жены которого Рахиль и Лия принадлежат народу еврейскому. Через сохранение чистоты крови в “Книге Бытия” и рождение детей у родоначальниц, с патриархами говорит Бог. Бог является залогом долгой супружеской жизни и охраной рода, его обращение и к мужу и жене законополагает их равенство перед небом, несмотря на социальную подчинённость женщины мужчине. В родовом праве евреев Бог утверждает свой закон на Земле в форме ритуального обрезания для всех потомков Авраама от Сары. Нерасторжимость супружеских уз в союзе с Богом, утверждает семейное право евреев, проясняя обрядовую сторону родоплеменной жизни в ритуалах выбора невесты, рождения детей, благословения сыновей и передачи наследства по желанию отца. По сути дела, первый женский сценарий Ветхого завета манифестирует в мир образ благочестивой жены, чья жизнь проходит в пространстве дома мужа, и отношения с которым становятся залогом жизнестойкости рода.

В “Книге Эсфири” и “Книге Июдифь” описывается иной сценарий женской судьбы. Женщина выходит из внутренних покоев дома мужа на авансцену социальной жизни. При сохранении древней функции защиты рода (как и у родоначальниц), для Эсфири и Июдифь важна гражданская ответственность за спасение народа. Они уже не тени мужей своих, доминантной линией в их образах является независимость воли и сила характера. Чувственная красота и продолжение рода (у Эсфири и Иудифь были бездетны) не главное, в них важна мудрость слова и чистота помыслов. Движимая любовью и состраданием к своему народу, Эсфирь решается предстать перед грозным царём Артаксерксом для предотвращения еврейских погромов на территории Вавилонского царства. Своим союзником и свидетелем молодая царица делает Бога. Та же линия прослеживается и в поступках благочестивой вдовы Июдифь, которая для спасения родного города идет на убийство ассирийского военачальника Олоферна, призывая Господа быть карающим мечом в её руках. Их решения им никто не навязывает, добровольная жертва и смертельный риск возвышают действия женщин до уровня подвига и активная жизненная позиция в экстремальной ситуации, когда даже мужчины бессильны что-либо изменить, приходит на смену пассивной функции воспроизводства. Эсфирь и Июдифь побеждают физическую силу силой духа, подчиняя её своей власти. Слова царицы останавливают Артаксеркса от принятия рокового решения, а голос Июдифь пленяет Олоферна. Их речи одни из самых ярких и образных в Ветхом Завете, манифестирующие в бытии истории женский сценарий духовного “меча правосудия”. В своих действиях Эсфирь и Июдифь не репрезентируют стереотипов мужского сценария, наоборот, отточенный стиль их поведения – жеста, голоса, взгляда, молчания, заставляет подчиниться не их внешней красоте, а той высшей духовной инстанции, которая говорит в них “утроенно человечной, небесной” природой естества.

Краеугольным камнем среди женских образов Библии является образ Вирсавии – жены хеттеянина Урии, пленившей красотой своей царя Давида. Её образу отведены лишь несколько строк в книге Царств. Библия отказала ей в голосе и видеть Вирсавию можно лишь через поступок царя Давида, убившего Урию ради обладания ею. Но в чём причина безрассудства мудрейшего царя? Ведь не в том, что он не видел купающихся обнаженными женщин? В этом эпизоде скрывается тонкий переход к особенностям невербальных, неизреченных отношений между мужчиной и женщиной. Красота Вирсавии - её самостоятельное, активное начало. Не Вирсавия толкает Давида на убийство своего мужа, а свободная воля его нарушает чужой супружеский союз, совершая законопреступление. Молчание Вирсавии усиливает вопиющий проступок царя, за которым следует осуждение пророка Нафана, обличающего Давида от имени Бога. Через молчание женщины в этом эпизоде в Библии появляется невербализуемый язык её жеста, улыбки, взгляда, поворота головы, в котором заключена тайна Вирсавии, становящейся камнем преткновения для благочестивого царя, сетью уловляющей его душу.

В Библии чувственная красота преступна, если она нарушает долг и вызывает гнев Бога. Небесная кара, после раскаяния Давида, падает на его род – смертью первенца Вирсавии и рождением Соломона, жизнь которого была полна чувственных и духовных искушений. Его притчи образны и полны глубоких знаний высот и падений человеческой личности. Но среди его наследия особо выделяется “Песня Песней”, посвящённая Суламифь. Истоком её стиля стала народная свадебная песня, в которой жених и невеста объясняются друг другу в любви. Впервые, в “Ветхом завете” зазвучали два голоса вне плоти; впервые, отношения между полами переходят от чувственного влечения и физиологического желания к духовному сопричастию в бытии Бога. Насыщенность и яркость эпитетов, с одной стороны, срывают покровы с интимной сферы гендерных отношений, а с другой, женщина растворяется, исчезает в мире форм, становясь для Соломона, “то лилией между тернами”, то “жительницей садов”, то “кобылицей в колеснице фараоновой”. Начинается игра исчезновения естества в слове, где в каждой вещи слышатся голоса влюблённых. И Соломон, и Суламифь предстают как отражения друг друга в зеркале Бога. Естество мужчины и женщины не ограничивается их телесной оболочкой, оно обретает черты духоматериальности.

Новизна образа Суламифь заключается в том, что в её сценарии полностью отсутствует родовая связь. Она женщина родства не помнящая, забывшая своих братьев, сестёр, отца и мать. У Суламифь нет чувства долга, гражданских обязанностей. На смену права рода приходит право любви. В “Песне Песней” социально - нормативный пласт заменяется личными отношениями универсального характера, при которых любовь становится крепостью духовной (“ибо крепка как смерть любовь”) и оставляет она на сердце человека печать – печать знания истины, открывающейся человеку. Образ Суламифь в разрывах родовых связей и выходе в пространство духовного просветления пола, к его метафизике, ведёт к главному женскому образу Нового Завета – Деве Марии. В Евангелие от Матфея представлена родословная Иисуса Христа по отцовской линии, в которой женское начало сокрыто и прикровенно. В описании по умолчанию женской линии Ветхого завета, кроется косвенное доказательство его чудесного, противоестественного рождения от Бога Отца. Кроме коротких замечаний и нескольких фраз на протяжении четырёх Евангелий, ничто не выдаёт присутствие Девы Марии в тексте. Полное молчание и табуированность образа скрывают тайну чудесного рождения. Язык в описании матери Бога немеет, ибо она выше всех описаний и похвал. Нельзя говорить о ней всуе, ибо она причастна тайне Троицы и через неё Бог становится Отцом, Сыном и Женихом, обретая лицо в рождении и приобщаясь земной жизни. В Деве Марии мир получает не просто обновление и просветление, он обретает новое измерение своего бытия – новое время и пространство. Горизонталь жизни человека в рождении, труде, совокуплении, смерти сворачивается в ноль, а затем выходит в вертикальную перспективу восхождения к небу, преображению плоти в духе, образуя знак креста. Естеством и новой формой бытия становится Дева. Она не может раскрыть себя в слове. На ней лежит печать интеллектуального молчания и в Евангелии говорит только Христос – живой Логос. Мария – его мать, невидимая и неслышимая предстоятельница его жизни. Мать и сын находятся в теснейшей родовой связи, символизируя новый союз мужчины и женщины, в рождении нового человека.

Новый человек – результат “бессеменного зачатия” - его кровь, а не семя скрепляет новый завет между Богом и человеком. Пол исчезает как физиологическое состояние в духовной прогрессии естества. В виде числа такое состояние пола, по мнению русского мыслителя В.Розанова можно назвать нулевым. Но ноль рассматривается двояко: и как абсолютная пустота – исчерпанность потенций, и как абсолютная заполненность, а скорее исполненность божественного замысла, творческой задачи рождения новой земли и нового неба. В этом контексте, образ Девы Марии, включая в себя все сценарии женщин Ветхого завета, являет в мир новую философию женщины – философию целомудрия, целостной мудрости – Софии, которая непосредственно связана с естеством феноменального мира, в единении духа и формы – одной из характеристик Вечной Женственности.

Вечная Женственность несет в себе черты невесты – “неизвестной”, “неузнанной”, сокровенной чистоты материальной формы, которую надо найти, распознать, обнаружить, не профанируя её внутренний смысл, не делая общедоступной, публичной. Язык иносказания, притчи, метафоры, художественного образа табуирует область бытия Вечной Женственности в культуре. В Библии – поле девственной чистоты принадлежит Деве Марии – её богоматериальной природе. В этом измерении человеческая экзистенция, то есть существование всех поколений от момента первородного греха, сворачивается в таинственный ноль, сочетающий все плюсы и минусы пола и восходящий к чистоте числовой трансценденции О.Шпенглера, которая являет "полное и безостановочное преодоление видимости феноменального мира вещей", ведущее к " замене её образным языком" . В заключении, подводя итог краткому описанию женских сценариев Библии, можно выделить судьбу Девы Марии как историю “вне сценария” - пролога грядущего просветления человеческого естества в духе.

На сегодняшний момент весьма модным стало называть детей, в особенности девочек, редкими именами. И это неудивительно. Ведь библейские имена отличаются особой звучностью, красотой произношения. Однако не каждое из них может благоприятно отразится на жизни ребенка.

Существуют такие женские имена, которые несут в себе отпечаток тяжелой энергетики. Поэтому, прежде чем наречь девочку библейским именем, необходимо познакомиться с историей его возникновения, сюжетом библейского персонажа, существующего и действующего в тексте Писания. На это родители должны обратить серьезное внимание.

Так, например, имя Ада («украшение») несет в себе определенную смысловую нагрузку — для девочки с таким именем характерны:

  • вспыльчивость;
  • упрямство;
  • ярое стремление к лидерству;
  • эгоизм;
  • жесткий практицизм.

Ей присущи мужские черты характера.

У Ады с родителями складываются непростые отношения , которые чрезвычайно сложно регулировать. Что касается сферы личных взаимоотношений, первый брак редко бывает у Ады удачным.

Также не стоит называть девочку библейским именем Леа («слабая», «усталая»), поскольку оно определенным образом отражается на характере ребенка. Леа отличается неорганизованностью, стремлением заниматься исключительно своей персоной. Семья и работа занимают для нее одинаково второстепенное значение. Девочка с этим именем ставит во главу угла собственное я, не придавая серьезного значения получению знаний и приобретению жизненного опыта.

Девочка, названная именем Рахэль («овца»), отличается потребностью властвовать и доминировать во всем. И это стремление не всегда бывает оправданным и уместных в тех или иных обстоятельствах. Рахэль не боится конфликтов, не избегает их , а, напротив, посредством них самоутверждается, доказывает свою власть и силу, что приводит к сложным и противоречивым отношениям с окружающими: неуживчивый характер не позволяет жить Рахиэль в мире и согласии с людьми.

Это далеко не полный перечень библейских имен, которые неблагоприятно влияют на жизнь и характер девочки. Однако уже на основании приведенных примеров можно заметить, что некоторые имена, действительно, несут в себе тяжелый отпечаток определенного значения.

Отличительные особенности Старого и Нового завета: каким лучше пользоваться, чтобы назвать ребенка?

Имени во времена Ветхого завета придавалось особое глубинное значение . В имя не просто складывался смысл: оно состояло из целой фразы, которая определяла различные сферы жизни человека. Подавляющее большинство женщин, являющихся персонажами Ветхого завета, фигурируют в качестве пророчиц и праматерей, что закономерно отражается на значении и оттенках имени.

Одним из первостепенных женских имен Старого завета является Ева, в котором сосредоточено мощное понятие жизни, связь с подлинным представлением о назначении женщины.

Самым распространенным именем Нового завета считается имя Мария («горькая», «желанная», «безмятежная»), которое ассоциируется с образом матери, самоотверженной женщины.

В настоящее время не существует строго определенных границ между нареканием детей именами из Старого и Нового завета. Родители использует эти имена, исходя из собственных предпочтений и вкусов. На протяжении долгого время главенствующие позиции занимало библейское имя Елизавета («почитающая Бога») – смелая, величественная женщина. Имя София долгое время конкурировало с вышеупомянутым именем. Оно привлекало тем, что несло в себе значение мудрости и разумности.

Однако в последнее время наблюдается тенденция нарекать детей давно забытыми именами из Ветхого завета – Авигея («радость отца»), в Библии бывшая женой жестокого Навала, а после его смерти супругой царя Давида. Она отличалась особой красотой и умом и рассудительностью.

Однако перед тем, как наречь девочку именем из Ветхого завета, родителям необходимо обратить внимание на одну интересную закономерность: большинство женских имен принадлежали девушкам, к которым судьба не была столь благосклонна. Они были служанками, рабынями, наложницами, в жизни переносили множество тягот, мучений и невзгод, становились жертвами сложных обстоятельств, в пучине которых играли роль жертв.

С этой позиции можно заключить, что нежелательно нарекать девочку именем из Старого завета.

Старый: список и значения

К числу женских имен из Ветхого завета относятся :

  • Ева , что означает «дающая жизнь». Девушка с этим именем обладает волевыми качествами, живостью и подвижностью. Она настойчива, внимательна и уравновешенна.
  • Сарра – это имя означает «знатная женщина», «госпожа». Для девушки с таким именем характерно умение обходить конфликтные ситуации стороной, легко разрешать все трудности, возникающие на пути. Сарра наделена большой внутренней силой, мудростью, способностью принимать взвешенные решения.
  • Ревекка – имя означает «верная жена», «берущая в плен». Это весьма ранимая и обидчивая натура, которая сильно зависит от мнения окружающих людей. Но в то же время Ревекка отличается волевым характером, чувством непомерной гордости.
  • Дина – в переводе данное имя означает «отмщенная». У девочки с этим именем очень тонкая душевная организация. Для Дины характерны такие качества, как вспыльчивость, эмоциональность. У нее может резко меняться настроение: от безмятежной радости до тяжелого уныния). Девочка очень самоотверженна, влюбчива и доверчива.
  • Мириам («живущая с грустью») – девушка с этим именем невероятно верная, надежная, романтичная натура, которая сеет вокруг себя гармонию, создает уютный мир. Она общительна и открыта.
  • Фамарь («финиковая пальма»). Это имя определяет склонность девушки к непрерывному движению, бесконечной перемене мест. На русской почве данное наречение приобрело имя Тамара. Она стремиться к свободе, не переносит скучную стабильность жизни.

Новый: список и значения

К женским именам Нового завета относятся :

  • Мария – «горькая», «желанная», «любимая». Девушка с этим именем отличается силой духа, добротой души, ответственностью и подчас импульсивным характером. Она таинственная, загадочная и творческая личность, притягивающая к себе.
  • Анна имеет следующие значения: «храбрость», «сила», «благодать». Это добрая, милосердная, благородная девушка, честная и верная. Она отличается высокими моральными принципами, редко поддается влиянию окружающих. Последнее слово в принятии решений всегда остается за ней.
  • Клавдия («хромая»). Носительница этого имени имеет уравновешенный и спокойный характер. Для нее свойственно трудолюбие, умение приспосабливаться к стремительно меняющимся обстоятельствам. Девушка с этим именем весьма впечатлительна, близко к сердцу принимает складывающиеся не в ее пользу ситуации.
  • Лидия , что означает «музыкальная». Для этого имени характерны независимость во взглядах и решениях, обостренное чувство справедливости и правдивости, решительность в поступках. Лидия – доброжелательная, отзывчивая девушка с хорошим чувством юмора.
  • Сусанна – имя означает «лилия». Это чрезвычайно вспыльчивые, самовлюбленные натуры, но при этом очень ранимые и добрые. Сусанну отличает рассудительность, не изменяющая ей расчетливость во всем и настойчивость.
  • Хлоя – «цветущая». Невероятная общительная и открытая всему окружающему девушка, очень деятельная и ответственная как в сфере личных, так и рабочих отношений.

Все вышеизложенное убеждает в необходимости серьезно подходить к выбору имени для ребенка. Ведь каждое из имен таит в себе множество глубокого и загадочного. Оно способно предсказать судьбу своего носителя, наделить его набором характерных черт и определить будущую жизнь.

Учит ли Библия, что женщины хуже мужчин? Был ли апостол Павел рьяным женоненавистником? И вообще, Библия — не продукт ли это мужского шовинистического общества? К сожалению, существует неразбериха в умах мужчин и женщин относительно роли женщины в Христианстве. Неправильное применение Писания, а также гражданское движение за либерализацию прав женщин привнесли еще больше сумятицы в этот вопрос. Мы хотим исправить существующие недопонимания роли женщины в Библии и ответить на основные вопросы, связанные с ролью женщин в Царстве Бога.

Бог-Отец

Бог почитает женщин. Он не делает различия между мужчинами и женщинами относительно их достоинств. Он создал обоих. Оба восстали против Его воли и на равных условиях покаяния и веры Он с любовью принимает назад обоих. Иисус умер за всех людей, и заповедь Иисусом была дана делать учеников и среди мужчин и среди женщин. (Евангелие от Марка 16:15). Более того, Бог ожидает полную преданность Себе как со стороны мужчины, так и женщины. У Бога нет любимчиков (Деяния 10:34).

Женщина такая же особенная часть сотворенного Богом мира, как и мужчина. Однако отношение к женщинам в истории было всегда трагическим. Сотни миллионов женщин подвергаются насилию и унижению. На них кричат, их бьют и запугивают. Люди обычно спрашивают:» А Бог — это женщина или мужчина?» Интересно, что Бог не имеет пола, но с другой стороны ответ может быть «Да!». Бытие 1:27 говорит: «27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Образ Бога отображен в обоих мужчине и женщине! Да, мы научены обращаться к Богу как к Отцу, и это верно. Но, знаете ли вы, что наш небесный Отец имеет качества присущие женщине и мужчине? У Бога есть все: любовь, мощь, чувствительность, сила, эмоции, рациональность, забота, решительность, терпимость, заботливость; и все это сбалансировано. Именно поэтому мужчина и женщина дополняют друг друга. Бог никогда не задумывал, чтобы мужчина и женщина были независимы друг от друга. Более того, Он создал их зависимыми друг от друга. (1-е Коринфянам 11 глава). Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе).

Иисус Христос

Никто не сделал больше чем Иисус Христос, чтобы освободить женщин. Во времена, когда статус женщины приравнивался к рабу, Иисус утвердил равенство между мужчинами и женщинами перед Богом. Писание часто говорит, что Иисус общался на том же уровне с женщинами, на каком и с мужчинами. У Иисуса были близкие отношения с женщинами (Иоанна 11: 5). Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря). Иисус поддерживал их, когда другие их унижали (от Луки 7:36-50), и учил их лично (от Луки 8:3 3. «и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим»).

Служение Иисуса финансировалось иногда женщинами (от Луки 8:3). После воскрешения, первым Иисус явился женщине! Иисус не колебался и разрушал расовые, половые и традиционные барьеры к большому удивлению своих последователей (от Иоанна 4: 9, 27). Не уменьшая значимости покаяния для женщин, Иисус укреплял честь и достоинство женщин.

О героях мужчинах и женщинах

В Библии есть множество рассказов о мужчинах-героях, но также есть рассказы и о женщинах-героях. Из Ветхого Завета на известны такие имена: Сара, Ребекка, Рахиль, Дебра, Руфь, Анна, Есфирь и многие другие. В Новом Завете мы можем вспомнить Марию, мать Иисуса, и Марию Магдалену. Но есть также еще больше героинь! Например самаритянка (Иоанна 4). Прискилла (Деяния 18), Лидия (Деяния 16) и женщина, которая помазала Иисуса благовонием (от Марка 14). Писатели Библии не боялись по достоинству оценивать женщин!

Мужчинам есть чему поучиться!

Некоторые люди так интерпретируют Библию, будто бы мужчинам нечему поучиться у женщин. Да, правда, что Новый Завет не позволяет женщинам узурпировать власть над мужчинами в учении и проповеди (1-е Тимофея 2), но это не значит, что мужчинам нечему научиться у женщин.

Например, в Бытие 21:12, Бог сказал Аврааму слушаться всему, что говорит Сара. Сара была его женой и в 1-е Петра 3 Господь хвалит Сару за то, что она подчинялась Аврааму, но в тот момент Господь сказал ему слушать свою жену! Дебра была судьей над Израилем (Судьи 4-5) и, благодаря её мудрости, многие сложные проблемы были решены (Судьи 4: 5). Прискилла была надежным сотоварищем апостолу Павлу (Деяния 18) и несколько раз получала похвалу от Апостола.

Христианский шовинизм?

Правда ли то, что в Библии женщин попирали? Современное общество Ближнего Востока очень похоже на общество, в котором жил Иисус 2000 лет назад. Вот как Коран пишет о статусе женщин: «Мужчины имеют власть над женщиной, потому что Аллах сделал так, что один превосходит другую, и потому что они тратят все свое состояние, чтобы содержать женщин. Хорошие женщины — послушны (Сура 4).

Мухаммед продолжает в том же духе наставлять непослушных жен: их нужно отругать, побить, и отправить в кровать! В большинстве мечетей женщины спрятаны «за сценой». «Небеса» в Исламской религии — это «группа братьев» и про женщину мало кто упоминает. Это унизительное отношение, но это не отношение, которое можно найти в Библии. Женщины во времена Иисуса получали больше уважения, если их мужья следовали принципам Слова Бога.

Подчинение

Наше общество инстинктивно подразумевает авторитарность мужчин и подчиненность женщин. Многие люди не любят Библейское учение о браке. Брак задуман Богом так, что жена с любовью подчиняется, а муж с любовью ведет семью. Это план Бога.

Оскорбительное слово

Слово «подчинение» приобрело негативную коннотацию в нашем обществе. Мужчины и женщины не хотят подчиняться, протест виден везде. Студенты не уважают учителей, граждане страны призирают правителей и полицию, дети не повинуются родителям. Неудивительно, что общество, которое подчеркивает значимость «я», отвергло Божий план относительно подчинения в браке. Бог никогда не говорил, что легко отрекаться и ставить нужды других впереди своих, но Он завещал так поступать, потому что Он знает, что только через самоотречение мы почувствуем самореализацию (к Филипийцам 2:4-7).

Он создал нас для добрых дел, которые могут быть творимы благодаря жертвенной любви (к Ефесянам 2:10, 5:1-2). Эгоистичные амбиции вписаны в список грехов (к Галатам 5), потому что они разрушают любовь и отношения. Подчинение не подразумевает господство или притеснение. Библия четко учит о злоупотреблении властью (Матфея 20:25, к Колоссянам 3:18-19). Есть два значения слова «подчинение», и ни одно из них не воспринимается нами хорошо, если мы слышим это впервые. Первое значение — это добровольно поставить нужды другого (женщины или мужчины) выше своих собственных (к Ефесянам 5: 21). Второе значение — это быть в добровольном подчинении властям, например к Евреям 13:17 Бог говорит подчиняться власти, наставникам в церкви. Это также относится к отношениям между мужем и женой. Последнее — самое сложное для восприятия людьми. Сейчас общество толкует «подчинение» мужчине, как признание более низкого положения.

Но если смотреть глазами Бога, то Он придает позитивный смысл этому слову. Бог, не мужчина, изобрел брак, зная, что лучше всего сработает. Он поместил подчинение в отношения, чтобы сделать порядок, а не для создания более низкого положения женщины. Мужчина не отвоевывал свою власть над женой, она дана ему Богом. Подчиняясь данной власти, не значит, что женщина стает хуже по статусу, просто каждый выполняет свою ответственность, данную Богом.

Равенство = Уравниловка?

Обозначает ли «равенство», что к мужчинам и женщинам следует одинаково относиться с уважением? Давайте возьмем, к примеру, футбольную команду: там все игроки равны, но значит ли, что мы сотрем различие между их ролями в игре и позволим всем быть вратарями? Или позволить всем играть там, где они хотят! Это не увеличит ваши шансы победить. Нет, командная работа крайне важна и это возможно, если все выполняют предписанные им роли. «Уравниловка» разрушила бы даже надежду на победу.

Существует несколько основных различий между мужчинами и женщинами (их физический размер, сила, голос, способность рожать детей, эмоциональность), но различие полов отображается даже в ролях, которые имеют мужчины и женщины. Нам, конечно, надо признать не только основные различия, но и разные роли. Дополнение друг друга — это план Бога, особенно для брака. Нам нужно помнить, что по плану женщина и мужчина не были независимы друг от друга.

Бог учит, что муж — это духовный лидер семьи (Бытие 3:16). В послании к Ефесянам 5:25 -33, Библия сообщает нам «жены подчиняйтесь своим мужьям, как Господу». С другой стороны, мужья не свободны от того, чтобы заботиться, не лениться и уважать своих жен. На самом деле, Бог призвал в Ефесянах 5:25 «Любите своих жен, как Христос возлюбил церковь и отдал свою жизнь за нее». Я серьезно задумываюсь, как много бы нашлось женщин, которые отказались подчиниться чувствительному, жертвенному, неэгоистичному супругу.

Различие в ролях абсолютно не подразумевает более низкое или высокое положение. Конечно, в каком-то смысле мы равны (перед Богом), но равенство перед Богом не подразумевает уравниловку в тех ролях, к которым мы были созданы. Дети и родители равны перед Богом, но кто будет спорить, что то, что скажет 3-х летний ребенок не равно тому, что думает 30 летний родитель. Лидер — родитель. И Библия учит, что мужчина и женщина равны (к Галатам 3:28), но это не перечеркивает различия в ролях мужчины и женщины.

«Женоненавистник» Павел

Бытует мнение, основанное на нескольких отрывках, что Павел был женоненавистником. Но, исследуя Писания, мы видим, что он благодарит и восхищается женщинами в каждом письме к каждой церкви, к которой он обращался:

  • Рим: к Римлянам 16, теплые чувства к женщинам подругам и соратницам по трудам.
  • Коринф: 1-Коринфянам 11:4 позволяет женщинам молиться в церкви, в 1 Коринфянам 9:5 говорит, что апостолы имеют право жениться.
  • Галатия. Равенство всех верующих (к Галатам 3:28).
  • Филиппы. Павел призывает мужчин поддержать лидерство женщин в церкви (к Филиппийцам 4:3).
  • Колосс: (к Ефесянам 5) любить жен, к Колоссянам 3:19 призывает мужей любить жен и не быть строгими к ним.
  • Фесалонника: Павел призывает Христиан уважать всех, кто работает усердно в церкви – не только мужчин (1-е Фесалонникийцам 5:12).
  • Ефес и Крит: Когда Павел пишет мужчинам-лидерам, он полностью поддерживает женское служение. От женщин ожидается такая же преданность, как и от мужчин (к Титу 2:3-5), но все же с ними надо обходиться чувствительно и с уважением (1-Тимофея 5:2). Павел говорит, что наивысшее положение в поместных церквях должно принадлежать женатым мужчинам, которые смогли воспитать послушных детей. (1-е Тимофея 3, Титу 1)!
  • А также вспомните греческих женщин почетного сословия, которые уверовали и последовали за Павлом (Деяния 16:13-14, 17:4, 17:12, 17:34). Они не были оскорблены «женоненавистником», а наоборот, они приняли его и его послание.

А теперь рассмотрим «проблематичные» отрывки: 1-е Коринфянам 14:34, который интерпретируют так: «женщины должны полностью молчать в собрании».

Ситуация в 1-Коринфянам главе 14 была такова, что женщины позорили своих мужей, споря с ним о толкованиях пророчеств. Павел призывает их обсуждать это не в собрании, а дома с их мужьями. Уже в 11 главе, Павел не высказывает возражений по поводу того, что женщина молится и разговаривает на службах.

1-е Тимофею 2:11 учит тому же принципу, хотя стих 12 заслуживает комментария (Я не разрешаю женщине учить….) Как мы увидели раньше, Павел не приказывает пребывать женщине в полном молчании. И говорит он так не потому что мужчина выше женщины по положению. Он просто поддерживает основной принцип всей Библии: мужчина ведет церковь духовно.