Гимнастика для новорожденных и грудных детей. Утренняя гимнастика (зарядка) для детей разных возрастов Гимнастика для малышей от 1 года

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома - раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений - в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.



Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может - бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание - ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик - следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба - держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед - традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.


Упражнения на фитболе - отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс - маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни - уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец - ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.


Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

  • | E-mail |
  • | Печать

Упражнения, способствующие развитию ходьбы.

Само­стоятельно ходить дети начинают с 8-13 мес. Сна­чала появляются первые неуверенные шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова. В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок на­чинает менять ее направление без остановки, приуча­ется ходить по "пересеченной" местности - кочкам, неровностям (вначале, неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба. Постепенно ребе­нок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развива­ется параллельно пониманию речи. При этом важ­ную роль играет знакомство с образами животных. Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой только к 3 годам 6 мес, другие же - до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает ос­новные нервные процессы. Для воспитания ритмич­ной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в воз­расте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоцио­нальной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).

Во время "дальней ходьбы" желательно делать остановки - отдых для осмотра окружающей при­роды.

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования 1ходьбы:

Ходьба через палочки с опорой и без опоры.

Ходьба по "кирпичикам" с опорой и без опоры.

Ходьба через обруч или через обручи (рис. 22).

Ходьба вокруг обруча.

Ходьба вокруг веревки.

Ходьба с мешочком на голове (рис. 23).

Ходьба между разложенными палками.

Ходьба между булавами (рис. 24).

Ходьба за мячом.

Ходьба через обручи вдвоем.

Ходьба по пересеченной местности.

Имитационная ходьба и др.

Во время выполнения упражнений для развития и совершенствования ходьбы необходимо постоянно следить за осанкой.

Упражнения, способствующие развитию бега.

Этим видом движения большинство детей овладевают только к 2 или 3 годам. По-видимому, развитие указанного двигательного акта до 2,5 лет связано с двигательной одаренностью.

Развитие его проходит ряд стадий: быстрая ходь­ба, бег без "полета", с небольшим "полетом". Только к концу 3-го года и позже у детей появляется "полет" в беге. При быстрой ходьбе и беге детям трудно ме­нять направление, но к 3 годам многие из них это осваивают.

Бег развивает быстроту, выносливость: в этом движении участвует большое количество мышц, зна­чительно усиливается кровообращение и дыхание. Темп и ритм бега у детей преддошкольного возраста должны быть произвольными. Изменять ритм во время бега желательно под образную команду: "пойдем быстрее", "автомобиль замедляет ход" и т. д. Положение рук также должно быть произвольным, а в дальнейшем при полном умении бегать руки дви­гаются в сочетании с движениями ног. Для обучения бегу очень удобно использовать игру "в лошадки". Приводим примерный перечень упражнений для раз­вития и совершенствования бега:

Бег, "как лошадки" (рис. 25).

Догнать катящийся мячик, обруч.

Пробежать вокруг обруча (рис. 26).

Пробежать вокруг веревки.

Пробежать вокруг булавы.

Пробежать вокруг палки.

Бег с предметом (обручем), который имитирует руль автомобиля (рис. 27).

Можно использовать и другие упражнения. Во время бега необходимо следить за положением го­ловы, которая не должна быть опущенной.

Упражнения, способствующие развитию равновесия.

Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети "трусливы" и движениями, связанными с сохране­нием равновесия, овладевают позднее.

Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.

Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию коорди­нации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двига­тельного).

Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять рав­новесие.

Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),

Перешагивание через предмет (рис. 29).

Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.

Вхождение на наклонную плоскость с опорой.

Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).

Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,

Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.

Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).

Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.

Ходьба по веревочке (рис. 32).

Ходьба по обручу.

Ходьба боковая по палочке (рис. 33).

Ходьба с мешочком на голове.

Ходьба по лестнице.

При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схо­ждение малышей со скамейки должно быть "мягким".

Упражнения, способствующие развитию прыжков.

Этот дви­гательный акт возника­ет довольно рано. Со­вершенствование его во многом зависит от ин­дивидуальных особен­ностей ребенка. Так, например, перепрыги­вать через палку боль­шинство детей начина­ет с 2 лет 6 мес., но встречаются дети, уме­ющие делать это уже в 1 год 7 мес.

Детям первых лет жизни доступны самые простые элементы прыжка, например "пританцовывание", подпрыгивание, перепрыгивание через какой- либо предмет на малое расстояние (5-10-15 см) с опорой и без опоры, соскакивание.

Прыжки - упражнение, вырабатывающее лов­кость и координацию движений, после их выполнения учащается и углубляется дыхание.

Необходимо обращать внимание на легкость прыжка (как мышка, как кошка) и обучать послед­нему имитационным способом (как зайка, как мя­чик). Спрыгивать с высоты следует после того, как ребенок научится легко подпрыгивать на месте. Злоупотреблять спрыгиванием не нужно, учитывая несовершен­ство строения и особен­ности сводов стопы у детей.

Во время выполне­ния прыжков необхо­димо следить за осан­кой.

Приводим пример­ный перечень упражне­ний для развития и со­вершенствования пры­жков:

Подпрыгивание на месте с поддержкой за руки.

Подпрыгивание на месте без опоры.

Подпрыгивание в длину ("скачет зай­ка").

Прыжки в об­руч-вперед, назад (рис. 34, а, б).

Прыжки через па­лочку, веревочку дву­мя ногами начиная с высоты 2 см (рис. 35)

Подпрыгивание на одной ноге попере­менно.

Спрыгивание с гимнастической ска­мейки с мягким при­землением (рис. 36).

Прыжки двумя ногами вдоль веревки.

Прыжки вокруг мешка и др.

Упражнения, способствующие развитию лазания.

Это один из видов движения, который рано развивается (в основе его лежит умение пол­зать, которое появляется в 5-6 мес.) и легко совер­шенствуется. Детям, имеющим недостаточные навыки по сохранению равновесия, освоение лазания по вер­тикальной лестнице дается не легко.

Ползание, подползание, лазание - движения, спо­собствующие уменьшению нагрузки на позвоночник, которая в возрасте 2-3 лет уже достаточно велика при длительном сидении за столом (во время занятий и приема пищи).

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию лаза­ния:

Залезть на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.

Влезть в обруч, вылезти из него (рис. 37).

Залезть на горку на четвереньках.

Перелезть через предмет - гимнастическую скамейку, веревку (рис. 38).

Подползти под предмет (скамейку, стол, стул, палочку-, веревку (рис. 39).

Ползание по гимнастической скамейке.

Вползание в обруч или в обручи (рис. 40).

Проползти на четвереньках между двумя па­раллельно положенными веревками (рис. 41).

Ползать на четвереньках между булавами.

Лазание по стремянке.

Ползание на четвереньках вокруг обруча, па­лочки, мешочка (рис. 42).

Лазание по вертикальной лестнице пристав­ным, переменным шагом.

Ползти за "убегающей" веревкой (рис. 43).

Встать на скамейку и сойти.

Упражнения, способствующие развитию метания.

Это движение у детей проявляется бро­санием предметов вниз или в горизонтальную цель. Оно воспитывает ловкость, координацию движений, быстроту, развивает мышцы плечевого пояса. Сна­чала предмет бросают одной рукой, затем двумя (это труднее). Постепенно ребенок овладевает элементами произвольного бросания в вертикальную цель.

В этом упражнении участвуют двигательный, вес­тибулярный и зрительный анализаторы, но ведущая роль принадлежит последнему. Положение туловища при этом движении должно быть произвольным.

Приводим примерный перечень упражнений, спо­собствующих развитию и совершенствованию мета­ния:

Положить мяч в горизонтальную цель (корзину или обруч), находящуюся на разном расстоянии;

а) горизонтальная цель на высоте 80-100 см/диа­метр ее - 60 ч:м, расстояние до цели - вытянутые руки ребенка (рис. 44);

б) горизонтальная цель на высоте 100-120 см, диаметр - 50-60 см, расстояние - то же.

Бросить мяч в вертикальную цель диаметром 60 см, находящуюся на высоте вытянутых рук ре­бенка.

Бросить большой мяч двумя руками в горизон­тальную цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см.

Бросить маленький мяч отдельно правой и ле­вой рукой в цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см (рис. 45).

Сбить кегли или булавы мячом.

Катание большого или малого мяча через огра­ниченное пространство или по направлению друг к другу.

Игры в мяч: поймать мяч на разном расстоя­нии от пола и от стенки; отбивание мяча рукой.

Перебросить мяч над веревкой или палкой.

Прокатить мяч под веревкой.

Бросание большого мяча двумя руками (движения - мяч у груди, над головой, за головой и из этого положения бросок в вертикальную цель диа­метром 60 см, высотой 80-120 см, с расстояния 80- 150 см).

И цель и расстояние те же - бросание малых мячей поочередно правой и левой руками.

В качестве цели применяют обручи разных разме­ров и цветов. Во время бросания нужно следить за осанкой, за обязательным чередованием рук. У де­тей до 3 лет метание носит произвольный харак­тер.

Формирование правильной осанки.

В формиро­вании правильной осанки основную роль играет общий мышечный тонус и, в частности, тонус мышц спины, живота ("мышечный корсет") и ягодиц. Приводим примерный перечень упражнений, допол­нительно способствующих формированию осанки.

Упражнения в ползании и подползании, кото­рые укрепляют мышцы спины, живота.

Присаживание за игрушку, предмет (рис. 46).

Из исходного положения лежа на животе с фик­сированными прямыми ногами приподнять палочку двумя полусогнутыми руками (руки на ширине плеч ребенка). При этом нужно следить, чтобы ребенок не прогибался.

Из исходного положения на животе сделать "крылышки".

Скатывание с горки в положении на животе, руки держать за спиной (рис. 47).

Исходное положение на животе, на скамейке; сделать "ласточку".

Упражнения с мячом: исходное положение - сидя верхом на скамейке:

а) мяч на голове; б) положить мяч справа на пол; в) положить слева на пол; г) снова положить мяч на голову (рис. 48, а, б).

Упражнения с обручем: а) встать в обруч; б) присесть; в) поднять обруч на вытянутых руках вверх; г) вытянуть обруч вперед; д) положить обруч на пол (рис. 49, а, б).

Из исходного положения сидя верхом на ска­мейке с обручем:

а) поднять обруч вверх ("я на крышу посмотрю"); б) положить обруч справа на пол; в) поднять обруч вверх; г) положить обруч слева; д) положить обруч на скамейку.

Подтягивание за палочку (рис. 50).

Перетягивание палочки, веревки (рис. 51, а, б).

В положении лежа на животе катать мяч и другие предметы (рис. 52).

При выполнении упражнений следует следить за осанкой (положение головы и плеч).

Упражнения для мышц голеней, стоп (предупреж­дение плоскостопия).

Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками - в сиденье, катает мяч ногами впе­ред и назад (рис. 53).

Исходное положение тоже - покатать ногами палку (рис. 54).

Сидя на стуль­чике, собрать ногами веревку.

Сидя на стуль­чике, поднять мешочек или мяч ногами (внут­ренней стороной) (рис. 55). Мячи разных раз­меров.

Сидя на стуль­чике, покатать ногами булаву.

Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать нога­ми мяч.

Описание упражне­ний с отдельными пред­метами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различ­ные предметы, которые следует ежедневно ме­нять (чередовать).

В первые дни заня­тий упражнения повто­ряются 2 раза, затем их число увеличивает­ся и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 - до 3 лет. Сле­дует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относи­тельное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позд­нее. Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., неко­торыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.

Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек - на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально про­водить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.

При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способно­сти развиваются интенсивнее.

Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуаль­ных способностей каждого ребенка. Некоторые уп­ражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

ЗАРЯДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.

Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.

Чем полезна гимнастика для грудных детей?

В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.

Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:

1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.

Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).

2 Улучшение работы желудочно-кишечного тракта . Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.

3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.

Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.

4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.

5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.

Интересно! Как выбрать детскую кроватку

С какого возраста можно начинать делать гимнастику для детей?

Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.

Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.

Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.

Основные правила гимнастики для грудных детей

Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:

1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.

2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.

Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.

Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.

3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.

Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.

5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.

Гимнастика для детей 1-3 месяцев

В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.

Интересно! Когда ребенок начинает ходить?

1 Выкладывание на живот . Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.

2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.

3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.

4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.

5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.

Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев

Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.

1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.

2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.

Попробуем сделать так, чтобы утренняя зарядка для детей , да и спорт вообще, стали неотъемлемой частью жизни наших малышей, как необходимость чистки зубов по утрам…

Детская зарядка

Если с самого раннего возраста малыш будет начинать день с 10-минутной разминки, это станет для него привычным, естественным и совершенно необременительным. Сначала он будет заниматься вместе с мамой или папой и под их руководством, а позже станет делать упражнения самостоятельно.

Для того чтобы укрепить в себе желание заниматься с малышом, будет нелишним вспомнить о той огромной пользе, которую принесут такие занятия. Движение для ребенка – это жизнь. Ученые давно заметили прямую связь между двигательной активностью человека и теми обменными процессами, которые происходят в его организме. Если кроха достаточно двигается, у него улучшается обмен веществ, продуктивнее работает дыхательная, сердечно-сосудистая, иммунная системы. Значит, в целом, он будет становиться крепче и здоровее. Несложные упражнения утренней зарядки для детей направлены не на тренировку каких-то серьезных спортивных навыков и умений, они не переутомляют малыша, а поддерживают организм в хорошем тонусе, помогают его общему развитию и укреплению, улучшают сон, аппетит, ускоряют рост. Даже само название – «зарядка» – несет в себе особый смысл. Она будет заряжать наших маленьких шустриков здоровьем, силой, выносливостью и хорошим настроением!

Но и это не все! Утренняя гимнастика – это еще и замечательное развивающее занятие для крохи. Малыш будет учиться понимать задания взрослого, правильно повторять их, при этом развивать не только мышцы и связки, но и речь, мышление, внимание, память.

Конечно, зарядкой детям лучше заниматься утром, сразу после пробуждения. Потому что одна из ее задач – помочь организму проснуться, запустить все те процессы, которые ночью замедляются, размять «залежавшиеся» суставы рук, ног, позвоночника, давая им возможность мягко и без перенапряжения включиться в дневной ритм жизни. Упражнения лучше выполнять натощак, в хорошо проветренной комнате, а в теплое время года – при открытом окне. Наденьте на маленького спортсмена одежду, которая не сковывает движений.

А лучше всего заниматься в трусиках, майке и босиком.

Маленькие дети еще не умеют долго удерживать внимание на одном занятии. Если делать зарядку с ними слишком долго, они потеряют к упражнениям всякий интерес. Поэтому с малышом 1–2 лет достаточно заниматься всего 5–7 минут в день. К 3 годам время утренней гимнастики можно увеличить до 10–15 минут.

Если по какой-то причине у вас не получается заниматься с ребенком сразу после пробуждения, это вовсе не повод отказываться от занятий вообще. Отыщите чуть-чуть времени в первой половине дня, когда у крохи хорошее настроение, и устройте небольшую разминку. Все равно это будет очень полезно!

Иногда родители жалуются, что малыш категорически отказывается делать зарядку. Такое обычно случается, если мы превращаем то, что должно быть веселой и радостной игрой, в нудную «обязаловку». Разве найдется на свете такой малыш, который откажется заниматься тем, что доставляет ему удовольствие? Вряд ли. Значит, делать зарядку нужно весело и с энтузиазмом! Крохе очень быстро надоест нудное: руки вперед, в стороны, вверх, вперед, в стороны, вверх… Он пока не сможет понять, что все это делается ради его здоровья. А потому каждое упражнение необходимо превратить в забавную развивающую игру : полет на самолете, умывание кошечки, танец зайчонка, лягушачьи прыжки и т. п. Подходящие тематические стишки только приветствуются! Они помогут внести в упражнения определенный смысл, зададут ритм, будут дополнительно способствовать развитию речи ребенка. И, конечно, мама или папа должны настраивать малыша на занятия своим собственным примером!

Можно придумать какой-нибудь особенный ритуал, с которого вы будете начинать зарядку. Может, сигналом к началу всякий раз будет служить любимая песенка малыша. Или какой-нибудь короткий стишок, который вы будете рассказывать вместе с маленьким физкультурником, бодро маршируя по комнате.

Для того чтобы заниматься было интереснее, используйте в упражнениях мячи разного размера, обруч (сквозь него, например, можно пролезать, запрыгивать в него и выпрыгивать), ленточки (дорожка на полу, по которой нужно пройти). Малыши обычно очень любят упражнения с фитболом. А вот гантели и другие утяжелители использовать пока нельзя.

Зарядка в 1 год

А теперь приступаем к самой зарядке. Если вашему малышу 1 год или чуть больше, попробуйте с ним эти несложные, но очень полезные упражнения. Они пока не слишком похожи на полноценную зарядку, но зато помогают крохе совершенствовать навыки ходьбы, развивают координацию движений.

В качестве разминки походите с малышом по комнате, взяв его за ручку. При этом можно приговаривать:

Топ ногой, топ другой,
Я большой уже такой,
И шагают сами
Ноги прямо к маме.

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали! Снова cели!
А потом всю кашу cъели!

На словах «сели-встали» приседайте вместе с малышом, вставайте и снова приседайте. Повторите всю игру-упражнение сначала.

Разложите на полу на некотором расстоянии друг от друга небольшие «препятствия»: дорожку из кубиков, палки, скакалку и т. п. Пройдите с малышом через комнату, перешагивая вместе с ним через препятствия.

По дорожке мы шагаем.
Топ-топ, ножки, топ!
Через все переступаем.
Топ-топ, ножки, топ!
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Поставьте перед малышом стул, положите на пол с другой стороны игрушку. Помогите ребенку проползти под стулом к игрушке. Когда кроха поймет, что от него требуется, он и сам с удовольствием станет ползать под стулом туда-сюда.

Ой-ой-ой, ай-ай-ай,
Через норку проползай,
Через норку проползай
И из норки вылезай!

Дайте малышу большой мяч (лучше надувной пляжный), пусть бросает его на пол, затем поднимает и снова бросает.

Мяч не хнычет и не плачет,
Только скачет, скачет, скачет.
Вместе с мячиком нередко
Скачут папы, мамы, детки.

(Ю. Каспарова)

Пять минут и пять полезных упражнений для детской зарядки ! Все, можно отдыхать…

Детская зарядка в год и 6

Малыш чуть-чуть подрос. Значит, и зарядку можно немножко усложнить. Показывайте упражнения крохе, приговаривая: «Делай, как мама». Пусть старается повторять за вами. После каждой удачной попытки непременно хвалите своего маленького умничку.

Дыхательное упражнение . Встаньте напротив малыша, разведите руки в стороны на высоте плеч. Вдох через нос. Быстро скрестите руки перед грудью, так, чтобы ладони хлопнули по лопаткам, как будто обнимаете себя. Шумный выдох через рот. Затем плавно верните руки в исходное положение. Повторите упражнение 5–7 раз. Конечно, дышать правильно у малыша получится не сразу. Но со временем он обязательно научится. А для начала пусть просто разводит и сводит ручки.

Ручки в стороны раздвинем,
А потом себя обнимем!
Пусть и солнышко услышит,
Как наш носик дышит, дышит…

(Ю. Каспарова)

Ходьба . Ходим с малышом по комнате, чередуя быструю и медленную ходьбу. А потом чуть-чуть побегаем. Топать можно под песенку-потешку про зайчика:

Заинька, походи,
Серенький, походи!
Вот так, вот сяк походи!
Вот так, вот сяк походи!
Заинька, пробегись,
Серенький, пробегись!
Вот так, вот сяк пробегись!
Вот так, вот сяк пробегись!

Наклоны вперед. Положите на пол кубик или мячик. Малыш должен наклониться, взять игрушку с пола, выпрямиться, поднять ее высоко над головой, а затем снова положить на пол. Повторяем несколько раз. При этом представляем, будто мы маленькие гномики, которые собирают грибы.

Утром гномы в лес пошли,
По дороге гриб нашли,
А за ним-то, раз, два, три,
Показалось еще три!

(Е. Карельская)

Наклоны из стороны в сторону. Теперь поставим ручки на пояс и попробуем наклоняться из стороны в сторону:

Динь-дон, дин-дон,
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают все кругом.

(Е. Карельская)

Птички-невелички . Малыш поднимает руки в стороны и машет ими, будто крылышками. Для упражнения подойдет любая потешка про птичек:

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели,
Снова полетели…

Вместо птичек можно изображать самолет. Мальчишкам наверняка это придется по вкусу. Если не знаете подходящего стишка, попробуйте придумать что-то на ходу. Стишки для зарядки не обязательно должны быть поэтическими шедеврами. Гораздо важнее, чтобы они были складными, ритмичными и понятными крохе… Например, вот так:

Я пилот, я пилот!
Я веду свой самолет,
Самолет летит,
Самолет гудит…

Поднимаем ножки. Малыш лежит на спинке, руки в стороны. Поднимаем ножки вверх, затем кладем их на пол. Выполняем упражнение 4–5 раз.

Ножки, ножки, поднимитесь,
Прямо к солнцу потянитесь…

Теперь поднимаем прямые ножки, затем сгибаем их, прижимаем к животу и обхватываем руками. Повторяем упражнение 5–6 раз.

Все! Молодцы! Отдыхаем.
Два года? Заряжаемся!


Детская зарядка в 2 года

Двухлетние малыши уже многое понимают и многое умеют. Для таких ребятишек лучше всего подойдет зарядка со стишками и имитацией движений разных животных. Такая вот «зверобика». Хорошо бы выполнять ее под веселую музыку. Но и о предыдущих упражнениях не стоит забывать. Они по-прежнему актуальны.

Корова и теленок. Изображаем, как медленно и важно шагает корова и как бежит маленький любопытный теленок. Повторяем стишок несколько раз, чередуя ходьбу и бег.

Корова сурово мимо шагает,
И нас она не знает и знать-то не желает!
А маленький теленок бежит и остановится:
Он изо всех силенок хочет познакомиться!

(Э. Мошковская)

Лошадка . Скачем, как лошадка, стараясь повыше поднимать коленки. По команде «тпру» малыш должен замереть на месте. Затем повторяем стишок и «скачем» дальше.

– Но! – сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьется грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

(В. Берестов)

Сова . Осторожно разминаем шею, поворачивая голову влево и вправо. Затем делаем медленные вращения головой в одну и другую стороны.

Совушка-сова, большая голова,
На дубу сидела, головой вертела,
Крыльями хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!

Мишка. Рассказываем малышу стишок и вместе выполняем необходимые движения. Кружиться можно двумя способами. Первый: малыш кружится на месте самостоятельно. Второй: малыш и мама держатся за руки и кружатся.

Мишка, лапки подними,
Мишка, лапки опусти,
Мишка, Мишка, покружись,
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!

Жабки. Руки на поясе, скачем на месте на двух ножках под стишок о жабках. Когда малыш научится уверенно прыгать на месте, можно пробовать прыгать с продвижением вперед.

Жабы вышли на лужок,
Жабы встали все в кружок.
Вот похлопали в ладошки,
Вот попрыгали немножко,
Поскакали, поскакали…
Ох, устали, ох, устали…

Дельфинчик. Если у вас есть обруч, пусть малыш представит, что он дельфинчик, который прыгает сквозь обруч. Малыш берет обруч руками, переступает через него сначала одной ножкой, затем второй, после поднимает его вдоль тела вверх, опускает вниз и перешагивает обратно. Упражнение повторяем еще 2–3 раза.

Наш дельфинчик – чемпион,
Лучше всех ныряет он!
А еще на зависть вам
Любит прыгать по волнам!

(Ю. Каспарова)

Когда малыш запомнит стишки, пусть подсказывает вам слова.


Зарядка для детей в 3 года

Несмотря на то, что трехлетние малыши – очень серьезные человечки, которые так и норовят поспорить с мамой с криком «Я сам!», они по?прежнему с удовольствием станут заниматься зарядкой под веселые стишки. Но теперь в одном стишке может содержаться сразу несколько последовательных движений, которые выполняются одно за другим. Рассказывайте стишки небыстро, чтобы малыш успел сообразить, что же ему нужно делать. И, конечно, показывайте крохе движения. Каждый стишок можно повторять по несколько раз. Наверняка какие?то из них станут у малыша самыми любимыми…

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Непоседа-ветер
Знает все на свете. (машем руками над головой)
Знает, как поет лягушка:
«Ква-ква-ква». (приседаем и подпрыгиваем)
Знает, как шумит ракушка:
«Шу-шу-шу». (складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем к левому уху)
Знает, как кричит ворона:
«Кар-кар-кар». (машем руками, как крыльями)
Знает, как мычит корова:
«Му-му-му». (хлопаем в ладоши)
И как часики идут:
«Тик-так, тик-так», (ставим руки на пояс, наклоняемся в стороны),
И как ножки в лес бегут:
«Топ-топ-топ, топ-топ-топ…» (бежим на месте)
И напоследок как следует потянемся: чередуем поднятие ручек вверх и приседания.

Вверх до неба, вниз до травки.
Покружились, покружились
И на землю повалились…

А еще зарядка может быть тематической. Для трехлетнего малыша можно провести зарядку-игру на какую-то определенную тему. Здесь уже не обязательно использовать стишки, но каждое упражнение все равно должно обыгрываться. Например, сообщите крохе, что вы садитесь на поезд и едете в лес. Вот вам и первое упраженение-разминка: ходьба по комнате в разном темпе с имитацией езды на поезде:

Чук-чук-чу, пых-чу, вор-чу.
Стоять на месте не хочу.
Колесами верчу, верчу,
Колесами стучу, стучу.
Садись скорее, прокачу!
Чу! Чу! Чу!

Приехали в лес. Идем по тропинке. Вдруг шу-у-у… птица полетела (машем «крыльями», разминаем ручки), а там за пеньком зайка поскакал, а вон медведь косолапый заковылял… А это кто? Бежит быстроногий олень, высоко ножки поднимает. Ой, а здесь змея ползет… Подул сильный ветер, закачались деревья (делаем наклоны вправо-влево). А вот полянка, на ней земляника поспела (выполняем наклоны и приседания, как будто собираем землянику). Вариантов игры может быть очень много – пофантазируйте вместе с малышом.

Зарядка: мама и малыш

Начиная заниматься утренней зарядкой с ребенком , мы, конечно, думаем в первую очередь о здоровье сына или дочурки. Но не стоит забывать и о себе! Выполняйте упражнения вместе с малышом – получится неплохая ежедневная разминка. А еще можно придумать такие упражнения, которые будут хорошей физической нагрузкой для мамы и замечательной веселой игрой для малыша. Вот, например, эффективное упражнение для пресса. Лягте на пол на спину, положите или посадите ребенка на голени согнутых в коленях ног и начинайте, придерживая малыша, покачивать ногами вверх-вниз. Мама укрепляет пресс, а кроха качается, как на качелях. А потом мама будет тренировать мышцы рук и грудной клетки, а малыш – «летать». Поднимаем малыша вверх на вытянутых руках, затем прижимаем к груди и снова вверх. Чем легче ребенок, тем большее количество повторений удастся сделать. И под конец тренировки малыш «прыгает», а мама – приседает, держа при этом кроху на руках.

Развитие ребенка – это сплошное творчество! Оно уместно даже тогда, когда речь идет всего лишь об утренней зарядке. Попробуйте придумать свой собственный комплекс упражнений, «настроив» его на интересы именно вашего маленького физкультурника. Для этого находим в книге, журнале или Интернете примерный комплекс упражнений, подходящий ребенку по возрасту, и вкладываем в каждое упражнение какой-то понятный и интересный ребенку смысл. Ваш сынишка очень любит машинки? Придумываем «автомобильную» зарядку. Дочурка обожает лошадей? Сочиняем «лошадиную» гимнастику. Добавим к упражнениям тематические стихи, и комплекс утренней зарядки готов!

Наверняка, кроха будет с удовольствием выполнять упражнения! А как же иначе? Ведь это – мамин эксклюзив! И только для него, самого лучшего, самого любимого.

Возможно, вам будут интересны статьи