Эстетика поведения детей. Цели и средства эстетического воспитания

Людмила Козинец
Консультация для родителей «Эстетика быта и общения - условие и средство эстетического воспитания ребёнка в семье»

«Эстетика быта и общения - условие и средство эстетического воспитания ребёнка в семье ».

(консультация для родителей ) .

Большое значение для художественного воспитания имеет красота окружающей ребёнка обстановка , т. е. быт. Что же это такое - -эстетика быта ? Это и интерьер квартиры, и кухонный набор, и причёска, и одежда…

Понятие эстетическое воспитание обширно . Само слово «эстетика » произошло от «эстезис » , что «чувственный» , «чувствование» , «понимание» . И поэтому, когда мы говорим об эстетическом чувстве , то подразумеваем - прежде всего, чувство красивого. Сюда входит понимание красоты поведения, красоты человеческих взаимоотношений, стремление найти прекрасное в окружающем нас мире.

На воспитание у детей правильного эстетического отношения к действительности большое влияние оказывает быт, общение домашних , формируя свой вкус. Хороший вкус соответствует истинным представлением человека о красоте и предполагает отлично развитое чувство меры. Это вкус, вызывающий стремление к подлинно прекрасному.

Родители должны позаботиться , чтоб детский уголок был обставлен удобной, лёгкой мебелью. Мебель можно изготовить и самостоятельно. Небольшие шкафчики, раздвижная полка для игрушек и книжек. Столик и стульчик; они приучают малыша к порядку, аккуратности, воспитывают эстетику труда . Порядок освобождает мысль. Как приятно самому после игры разложить игрушки по своим местам

Не секрет, что дети любят всё красивое. Зная это мы, взрослые, должны всегда красивыми. Но праздники, возразят мне некоторые, не каждый день бывают. Да, не каждый день, но каждый свой день мы должны, начинать с того, что приводим в порядок себя : причёска, одежда – это тоже, как было сказано выше, компоненты эстетического быта . Требуйте от ребёнка красоты , приучайте его тоже следить за своим внешним видом. Вот вы завязали бант своей дочери, подведите её к зеркалу, обратите её внимание на то, как сразу преобразовалась девочка. Ведь девочки должны стремиться быть красивыми. Это естественно. Понятие «эстетическое » тесно связано с понятием «нравственное» . Ребёнок ещё не до конца понимает, что такое красота. Он этим словом всё что он любит, что приносит ему радость. Не случайно, людей, которые нравятся нам, поступки которые нас восхищают, мы называем прекрасными, красивыми. Это мы говорили об эстетике быта , а теперь перейдём к эстетике общения . Особенно чутко воспринимают дети отношения между членами семьи .

Если дома постоянные ссоры, нет взаимопонимания между родителями , нарушен весь семейный уклад, внушать ребёнку эстетические принципы бесполезно , ибо на деле он наблюдает совсем иное.

Частенько между родителями возникают споры , что является основным в этическом воспитании . Одни ратуют за развитие природных художественных способностей, другие утверждают, что до трёх лет детям прививать культурные навыки, то есть эстетику поведения . Но все эти взгляды односторонние. Эстетическое воспитание , как и умственное, физическое, нравственное должно проходить гармонично, разносторонне, целеустремлённо. И не последняя, а одна из главных ролей отводится семье . Вот, что должно быть наглядным примером в воспитании ребёнка .

Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество , чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны .

Оказывается, привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. Ведь перед тем, как идти в школу ребенок обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование у детей правил эстетического поведения

Оказывается, привитие ребенку элементарных норм поведения со взрослыми и сверстниками - дело непростое. Ведь перед тем, как идти в школу ребенок обязан уметь обслуживать себя, соблюдать правила школьного этикета. Неумение общаться, находить общий язык со сверстниками становится порой преградой, обходить которую очень нелегко.

Родители хотят видеть своего ребёнка образованным, отзывчивым и приветливым, ведь их ребенок - самый лучший и самый воспитанный. И часто, в силу своей родительской любви, на многое закрывают глаза, оправдывая поступки своих детей, и убеждая себя в том, что они ещё маленькие…

Приходит время и бывший дошкольник становится первоклассником. И если к этому моменту у него не будут сформированы элементарные нормы и правила этического поведения - ребенку придется туго. Такие неподготовленные дети не умеют поздороваться, извиниться и спросить о чём-то, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

И если с детства мы будем учить ребенка азам этикета то в будущем, он вырастет воспитанным и образованным человеком.

Подготовка к школе - это процесс длительный, от того насколько малыш будет расти воспитанным, во многом зависит его дальнейшее успешное обучение в школе.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые ситуации по обучению ребенка вежливости и культуре общения.

1. Разыграйте с ребёнком диалог о культуре поведения между людьми разных профессий. Например: между приветливым продавцом и покупателем, учителем и учеником, врачом и пациентом, водителем и пассажиром. Можно включить в игру и отношения между членами семьи: между приветливой бабушкой и внуком, братом и сестрой и т.д. Вместе обсудите народную пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».

2. Участники игры по очереди бросают мяч, называя вежливые слова. Игру можно усложнить, предложив называть, например, только слова приветствия, благодарности и т.д. Возможен также вариант, когда каждый игрок повторяет слова, сказанные другими участниками до него, а потом называет своё слово.

3. Попросите ребёнка с помощью норм речевого этикета спросить, как пройти к зоопарку, бассейну, метро, музею.

4. Предположим, ребёнок часто грубит взрослым, хотя вы неоднократно беседовали с ним на эту тему. Один из стульев, которые есть в квартире, назовите «волшебным стулом», посидев на котором человек перестаёт грубить. Если малыш по-прежнему грубит, попросите его подольше посидеть на этом стуле, прислушаться к себе и постараться больше не грубить.

Можно выбрать несколько «волшебных стульев» и назвать их теми качествами, которых не хватает ребёнку. При возникновении сложностей, разрядите ситуацию тем, что предложите малышу посидеть на стуле вежливости или стуле хороших манер.

5. Интересным и развивающим для ребёнка будет такое творческое задание. Попросите его нарисовать, с кем можно сравнить воспитанного человека. Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми. Это игровое задание можно повторить и немного позже, когда сын или дочь подрастут. Сравните работы ребёнка разных лет. Если задание покажется для малыша сложным, не поленитесь нарисовать свой рисунок и расскажите, кого вам напоминают воспитанные люди.

6. Выучите с ребёнком пословицу: «Скромность каждому к лицу». Поразмышляйте над такой ситуацией: как поступит скромный человек, если получит в подарок самые невероятные вещи - ракету, самолёт, красивую машину, ларец с драгоценностями, волшебный замок и т.д.

7. Если ребёнок не отличается скромностью, придумайте и вместе изготовьте «украшение (бусы, ожерелье) скромности». Это могут быть бусы из желудей или другого природного материала и т.д. (малыш предложит множество идей). Объясните, что это волшебное украшение, которое учит людей скромности. Найдите специальное место для него в квартире, и, если ребёнок будет забывать о скромности, снова предлагайте надеть его и задуматься.

8. Мама или папа объясняют игровую ситуацию: «На полках в магазине стояли вежливые слова. Среди них были слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер); извинения (простите, извините, очень жаль); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Но вдруг из открытой двери подул ветер, все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам».

Для проведения игры желательно подготовить карточки с указанными вежливыми словами.

9. Познакомьте ребёнка с пословицей: «Хорошее приметишь - на плохое не оглянешься». Попросите сына или дочку закрыть глаза и вспомнить всех хороших людей в своей жизни; всё хорошее, что с ними когда-либо случалось; все прекрасные места, где они когда-либо бывали; поступки, которыми они могут гордиться и т.д.


Поскольку первые, с кем начинает общаться и чей пример видит ребенок – это родители, сестры, братья, то именно на них лежит ответственность за основы эстетической культуры, которая будет заложена в ребенке. Главную роль играет уровень эстетического развития самих родителей, атмосфера в семье. Приобщать ребенка к познанию мира прекрасного и его созданию необходимо уже с 2-3 лет, приучая к поддержанию порядка в его детской комнате, аккуратности в одежде. Так ребенок постепенно начнет понимать, что и его руки – инструмент для создания красоты.

Не стоит полностью отождествлять эстетическое воспитание и художественное. Эту ошибку часто делают и педагоги и родители. Художественное – это лишь часть такого широкого понятия, как эстетическое воспитание. Ведь в нем кроме художественного творчества заключена и эстетика отношений, труда, быта и поведения.

Эстетическое воспитание формирует не только правильное отношение к явлениям мира, произведениям искусства человека, но и нравственные устои, увеличивая количество знаний об обществе, окружающей среде, мире.

Творческие занятия, проводимые в рамках эстетического воспитания, развивают воображение, мышление, формируя полезные черты характера, такие как дисциплина, воля, настойчивость в достижении цели, умение самоорганизоваться. Поэтому цель эстетического воспитания состоит в создании гармонично развитой, широко образованной личности, которая приспособлена к изменяющимся условиям окружающего мира.

Воспитательная работа, направленная на эстетическое развитие ребенка должна в себе сочетать и приобщение к искусству, и обучение практическим навыкам. Перекосов в одну или другую сторону быть не должно. Имейте ввиду, что гармонически развитой личности из ребенка не получится, если вы будете прививать ему исключительно понимание прекрасного, не приучая к практике: созданию этого самого прекрасного.

Чем раньше начинается эстетическое воспитание ребенка, тем легче будет добиться поставленной цели. Самый эффективный метод эстетического воспитания ребенка – это игра. Именно через нее он познает мир.

И в заключение хочется сказать, что на эстетическом воспитании не стоит экономить. Считайте это капиталовложением в своего ребенка, которое обязательно пойдет в рост. Сейчас есть много курсов, которые предлагают частные и государственные школы по эстетическому развитию ребенка. В них могут входить самые разные направления: музыка, рисование, танцы. Отдав ребенка на такие курсы, вы сможете быстрее определить вместе с ребенком его наклонности, ведь вы сами увидите, на какие уроки он ходит с радостью, а на какие вам приходится его очень долго собирать.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.


Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Создано 20.12.2016 18:48 Обновлено 20.04.2017 10:35

Эстетика питания дошкольников

Составитель: воспитатель Егорова В.В.

Что такое эстетика?
Эстетика является философской дисциплиной, не являясь наукой при этом.
Эстетика (от греч. чувственный, чувствующий - чувственное познание мира). Эстетика - это наука о красоте. Эстетика – это искусство поведения в обществе, это наука о цели, содержании внутреннего мира и внешнего облика человека.
Эстетика предполагает:
- Визуальное: форма, цвет и материал продукта.
- Слуховое: шум, издаваемый продуктом должен быть приятен для слуха;
- Осязание: тактильные ощущения о касания продуктов должны быть приятны;
- Запах: продукт должен иметь соответствующий ожиданиям запах;
- Вкус: если есть, то должен быть приятным.
Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды,тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.
Основная задача - осуществление системного подхода ко всем аспектам питания детей, начиная от гигиены и заканчивая пропагандой здорового образа жизни.
В любом дошкольном образовательном учреждении питанию всегда уделяется большое внимание. В этот процесс, включены почти все сотрудники: педагоги которые, используют стихи, потешки, прибаутки, способствующие созданию интереса к процессу мытья рук, кормления. В процессе кормления детей не торопят, не отвлекают посторонними разговорами. Говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности.
Также педагоги проводят практические занятия на темы воспитания у детей культуры питания, методы и приемы создания у детей положительного отношения к приему пищи: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр, создание специальных ситуаций. Мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их создавать красоту, беречь ее, ценить. Поэтому педагоги обращают внимание детей на красиво сервированные столы, на цветы в центре стола, эстетическое оформление блюд и постоянно поощряют попытки самих создать вокруг себя уютную обстановку. Для этого детей старшего дошкольного возраста обучают разным удобным и красивым формам складывания салфеток. Помогает детям в овладении правилами столового этикета предметно-развивающая среда: наборы посуды и столовые принадлежности: скатерти, салфетки, вазочки для цветов и салфеток, схемы и картинки по сервировке стола и складыванию салфеток.
Квалифицированные повара готовят вкусно, меню делается разнообразное. Применяются разные способы нарезки овощей и фруктов, организация витаминных столов и праздничных блюд к календарным и тематическим дням. Дети старшего дошкольного возраста приходят на экскурсии на пищеблок, где знакомятся с процессом приготовления пищи. Такой близкий контакт детей с работниками пищеблока воспитывает у них уважение к труду взрослых. Контроль, за организацией питания детей в группах проводится медицинскими работниками во время посещений приемов пищи. Обращается внимание на соблюдение режима питания, организацию кормления детей. К организации процесса по эстетике питания детей обязательно привлекать родителей воспитанников. Для них проводить собрания, семинары, консультации, беседы, Дни открытых дверей, анкетирования, дегустацию различных блюд и советы по их приготовлению, праздники и развлечения, совместные мероприятия на группах, создание проектов… и это принесет свои результаты: родители станут нашими союзниками в вопросах организации питания дошкольников.
Во время еды в группе должна быть создана спокойная обстановка. Важно следить за эстетикой питания, сервировкой стола, привитием детям гигиенических навыков. Следует отметить аппетит детей, отношение их к новым блюдам, наличие остатков пищи. Очень важно дать воспитателям рекомендации по кормлению детей с плохим аппетитом (предложить во время кормления воду, проследить, чтобы ребенок в первую очередь съел более полноценную белковую часть блюда, не кормить насильно…).
Педагоги МБУ и помощники воспитателей должны уделять большое внимание эстетике питания и культуре поведения детей за столом, начиная с групп младшего дошкольного возраста. Ведь чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся, станут привычкой в детском возрасте и необходимостью в зрелом. Обучение правилам этикета начинается с 1,5 летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
от 1,5 до 5
В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета:
Это обязательное мытье рук перед едой. Педагог сам не должен забывать мыть руки перед приемом пищи. Перед каждым приемом пищи педагог должен вместе с воспитанниками пойти и помыть руки и себе, и детям. Со временем дети будут делать это автоматически:

  • Постелите детям на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво.
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить детей, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.
  • В 5 - 6 лет ребенок должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на занятиях, в беседах. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.
  • Ребенок уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенку не позволяется громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Дошкольник сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой.
  • Если ребенку нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

Общие советы по усвоению правил этикета
Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
Привлекайте детей к подготовке к обеду. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит ребенка уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
Собственный пример - лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.
Сведения, получаемые ребенком в дошкольном возрасте, становятся прочным руководством в его дальнейшей жизни. Таким образом, при проведении процесс кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».