Совместные игры воспитателя и детей. Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр

Дети обычно очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними. Эксперименты, проведенные в детском саду, показывают, что большинство дошкольников даже предпочитают игру со взрослым игре с игрушками и со сверстниками. Опишем кратко экспериментальную ситуацию. Детям предлагалось на выбор: поиграть самостоятельно с игрушками, поиграть со сверстниками, поиграть с экспериментатором, который прежде уже неоднократно играл с ними. Большая часть 5-летних детей выбрали игру со взрослым. Почему? На этот вопрос одна из девочек ответила: «А так интереснее. Наталья Петровна умеет придумывать новые игры, знает, как играть».

Но далеко не всем взрослым так «везет». Если у ребенка не было опыта совместной игры с тем или иным конкретным взрослым, то на первых порах даже со знакомым ему ранее человеком он испытывает определенные трудности при включении в игру - это проявляется в некоторой растерянности, скованности. Их удивляет и даже настораживает поведение дяди или тети, вздумавших прокатиться верхом на палочке, как на лошади. Иногда даже предложение взрослого: «Давай поиграем» - вызывает ответ ребенка, в котором чувствуется внутреннее сопротивление: «А вы разве умеете играть?»

Причем такое поведение свойственно детям старше 3 лет. В раннем детстве таких реакций нет: дети заинтересованно наблюдают за действиями взрослых и легко включаются в их игру.

В чем же дело? Как показывают исследования, дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игровую деятельность от других, «настоящих» дел. Для детей раннего возраста такой дифференциации еще не существует У дошкольников уже сложились представления о разных сферах деятельности взрослых и детей: работа и серьезные дела - для пап и мам, игра - для детей. Кроме того, дети осознают неравенство своих позиций с позициями родителей, воспитателей: взрослые главнее, их надо слушаться, делать то, что они велят, учиться у них и т. п. (Конечно же, осознание не всегда определяет реальное поведение ребенка, но это уже другой вопрос.)



Действия взрослого, направленные на включение ребенка в серьезную деятельность, понятны ему. Другое дело - вторжение взрослого в сферу игры. Это для многих детей необычное явление, им нужно к этому приглядеться: «А в самом ли деле он играет, или только притворяется?» В таком случае залог успеха взрослого - смена им позиции «превосходства» на позицию «равного», взаимная свобода в отношениях с ребенком.

Итак, взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка. Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же - испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний. Вроде бы это простое дело - включить ребенка в игру. Но даже у профессиональных воспитателей в детском саду такое простое дело не всегда ладится. Казалось бы, все воспитательница обдумала: на стройку дома детей сводила, показала им, как работают строители, игрушки, необходимые для игры, есть, роли распределены, а игры не получается. Дети действуют только по подсказке стоящей «над ними» воспитательницы- ни собственной инициативы, ни фантазии, ни творчества. А все оттого, что воспитательница не смогла избавиться от позиции «учителя» и игру превратила в урок, обязательное занятие.

Переход из одной сферы деятельности в другую связан для любого человека (и взрослого, и ребенка) с некоторой перестройкой внутреннего состояния. Трудность или легкость перехода от одной деятельности к другой определяется в значительной мере предшествующей практикой, мерой удовольствия, свободой отношений, а также владением способами деятельности, к которой нужно перейти. Во всяком случае взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому - их поведение в ситуациях «деловых» или организационно -деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально для взрослых, для того чтобы активизировать их творческие возможности в сферах производства, управления коллективом, обучения студентов. В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные субординационные отношения (руководитель может оказаться «по сюжету» игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным. В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность (конечно, поначалу, пока они не освоятся с новым положением), ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры со взрослым.

Каким образом взрослый может подойти к игре ребенка, не вызывая реакции протеста, и освоиться с позицией «равного партнера»? Это можно сделать через подключение к игре, которую ребенок уже начал сам. В этом случае успех совместной игры будет зависеть от того, как взрослый поймет, разгадает замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» детскую игру, незаметно для ребенка понаблюдать за ним, а потом уже попробовать включиться в игру («Давай я тоже с тобой поиграю»).

Только после того, когда взрослый в глазах ребенка получил статус «умеющего играть», он может сам предлагать и начинать игру, «втягивая» в нее ребенка. Здесь уже надо пояснить ребенку свой замысел (во что вы предлагаете играть), заинтересовать его, «погрузить» в игру.

Но если взрослому трудно «погрузиться» в стихию игры, ребенку трудно из нее выйти, переключиться на повседневные, порой скучные дела. Родители часто сталкиваются в таких ситуациях с детскими капризами, непослушанием или жалобными просьбами: «Мамочка, ну я еще чуть-чуть, я еще компот дочке не дала. Сейчас она все доест, и я пойду умываться» или: «Я еще в космосе, вот приземлюсь и пойду гулять», «Я не могу сейчас идти, мы с бабушкой в поезде едем, она еще без меня вывалится» и т. п. «Не буду, не хочу есть»,- кричит, плача ребенок. И не потому, что он действительно есть не хочет (через 5 минут с аппетитом будет есть), просто ему трудно сразу прервать игру. Чтобы предотвратить такие отрицательные эмоциональные реакции, взрослый может подготовить ребенка к окончанию игры: «Мы сейчас будем с тобой заканчивать игру. Ты пока уложи всех «детей» спать, а я пойду ужин готовить. Закончишь, приходи мне помочь»; «Давай - машины уже поехали в гараж, уже ночь. А завтра будем детей на дачу перевозить» и т. п.

Положим, вы нащупали пути «погружения» в игру и стали для ребенка привычным партнером по игре. И тогда перед вами должен встать основной вопрос: во что и как с ним играть? Ведь понятно, что делаете вы это не просто для собственного удовольствия. Отчасти- для удовольствия ребенка, но тогда достаточно «подстроиться» под его игру - играть так, как играет он. Но все же основная цель совместной игры с ребенком - научить его новым способам построения игры, так чтобы игровая деятельность в полной мере выполняла развивающие функции, чтобы ребенок мог содержательно играть самостоятельно - один или со сверстниками.

Целенаправленное формирование игры тем и отличается от простого упражнения в ней, что взрослый осознанно передает ребенку все более сложные способы построения игры.

В педагогике разработаны приемы, позволяющие взрослому делать это наиболее эффективно и экономно, играя время от времени с ребенком.

Основным средством, позволяющим взрослому формировать игру у ребенка, является сюжет. Развертывая сюжет особым образом, взрослый может ставить ребенка перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры, т. е. переводить ребенка от условных предметных действий к ролевому поведению и взаимодействию, а затем к комбинированию, придумыванию новых последовательностей событий. При этом тематическое содержание игры может быть очень разнообразным, но должно быть близким и понятным ребенку.

Но что значит - развертывать сюжет игры? Может быть, просто рассказать ребенку, во что и как можно поиграть? Оказывается, что рассказ, объяснение здесь не годятся. Ребенок осваивает новый способ в «живом» процессе совместной игры. Развертывать сюжет нужно, играя вместе с ним. Овладение новым способом произойдет быстрее, если взрослый предложит ребенку особые игры (особые не по своему тематическому содержанию, а по форме), которые заставляют маленького партнера почти полностью отвлечься от привычных, уже ранее освоенных способов в пользу новых.

Хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.

Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения - принципы формирования сюжетной игры:

1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка

49. Понятие о комплексном руководстве игрой дошкольников .

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике. Существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры, или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип - организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Второй принцип : воспитатель должен играть с детьми ни протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получает название метода комплексного руководства игрой . Он был предложен Е.В. Зворигиной и С.Л. Новоселовой.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений педагогическая поддержка самодеятельных игр дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам: обогащение детей знаниями и опытом деятельности; передача игровой культуры ребенку; развивающая предметно-игровая среда; активизация проблемного общения взрослого с детьми.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач – ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды , подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе – позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.

Первое требование , обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.

Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
  • Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
  • Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.

Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с предметами

Совместные игры с предметами

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3–5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми.

«Катаем мячик»

Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.

Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.

Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ребенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».

«Пирамида»

Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.

«Кто первый снимет колпачок?» – спрашивает у детей педагог. Когда ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.

Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колечко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое кольцо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.

В конце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.

«Разноцветные лепестки»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.

Воспитатель берет 5–6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцветные лепестки, называет цвет каждого лепестка.

Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова собрать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек пирамидки.)

Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обращает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.

«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками, – говорит воспитатель. – Давайте договоримся, кто какие лепестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».

Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит детей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помогает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.

Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предлагает снова собрать пирамидки.

«Домик для куклы»

Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величины, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».

«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», – говорит педагог от имени куклы.

Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.

Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспитателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого-нибудь из детей положить кубик на кубик.

С детьми постарше можно организовать более сложную игру, например, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому – выгружать их, третьему – подавать «строителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать действия, хвалит каждого ребенка за старание.

После завершения строительства педагог берет куклу и от ее имени благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.

Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.

Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом, получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячики. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут кидать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.

«Бусы для куклы»

Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и большая кукла.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бусы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».

Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.

Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цвету. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Витенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, принеси зеленую бусинку…» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)

Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или для воспитателя.

К играм с предметами можно также отнести совместное рисование.

«Ходим в гости по дорожкам»

Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фломастеры таких же цветов.

Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет рядом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.

Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, чтобы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспитатель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к следующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так далее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для того чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».

Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет руку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить дорожку самому.

Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети закончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».

Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки будут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»

«Веселая лужайка»

Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет баночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую красивую картину нарисовал художник, – говорит педагог. – Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».

Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает рисовать точки на реке: «Вот какие рыбки плавают в нашей речке. Сашенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».

Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.

В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит детей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли после дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.

В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.

В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вместе!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.

«Дружные ладошки»

Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам показать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рассматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладони воспитателя.

«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом, – предлагает воспитатель. – Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом другого цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»

Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»

В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек – получится солнышко, которое согреет всех своим теплом.

«Большой портрет»

Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, карандаши или цветные мелки.

Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хочет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захотел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».

Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом портрете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и детали одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого рисуют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.

По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понравится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».

Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Игры Игра «Угадай, кто я»Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.Водящий хлопает

Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с несколькими партнерами Освоив игры в парах, дети приобрели первый опыт общения со сверстником. Задачей следующей группы игр является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами. Решать эти задачи

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Игры Ласковое прикосновение Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Игры В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим младенцем, вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие.«Ку-ку!» С 4-х месяцев младенцы уже любят играть в игры-забавы. Обычно самой первой для них такой игрой бывает игра в «ку-ку»,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Игры В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Игры В этом возрасте дети с удовольствием слушают детские стишки, помогающие им понять значение простых слов и фраз. Продолжайте их читать своему малышу, по ходу объясняйте значения слов.Познакомьте ребенка с основными цветами и назовите ему окружающие вас предметы.Ваш

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Игры Важность игры для ребенка В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой. Дети играют с удовольствием, воодушевлением, так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Именно в игре малыш приобретает самые важные и нужные для него

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Игры Бакалейный магазин Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и

Из книги автора

Игры Теперь предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама

Из книги автора

Игры Игры с пальчиками интересны детям, и они с удовольствием их выполняют. И вашему малышу они наверняка понравятся. Но не давайте ему слишком большую нагрузку. Лучше начните с малого, а затем постепенно добавляйте упражнения. Предложите крохе изобразить с помощью

Из книги автора

Для детей старше четырех лет – игры с предметами Старшие дошкольники уже способны сами разыгрывать кукольный театр и не только с куклами, но и собственными ручками. Для этого всего лишь надо разукрасить кончики пальцев фломастерами и приделать смешные колпачки и

Из книги автора

Из книги автора

Игры с предметами

Из книги автора

Из книги автора

Ассоциация слов с предметами Ребенок начинает соединять то, что слышит, с тем, что видит, понимая, что все в его ширящемся мире имеет название.Ассоциация слов с картинками. Слова делают просмотр книг и картинок более увлекательным. Не за горами тот день, когда малыш

1.Игра «Дети и мамы»

Дети встают в круг. Педагог с мячом - в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

Вопросы для игры:

  • Нужно ли скучать по маме?
  • Нужно ли постоянно ждать от мамы подарков?
  • Нужно ли жалеть маму?
  • Нужно ли хвалить маму?
  • Нужно ли интересоваться делами мамы?
  • Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

2. Игра «Кто поможет маме?»

Педагог делит воспитанников на группы и раздает им карточки со словами: небо, земля, солнце, горе, звезда, океан, река и т.д. Затем просит детей от имени тех, кто им достался на карточках, придумать волшебный способ помощи маме если:

  • Дети заблудились в лесу;
  • Дети боятся темноты;
  • Дети ленятся;
  • Дети говорят неправду;
  • Дети поссорились с друзьями;
  • Дети грубят родителям и не слушаются их.

Каждая группа рассказывает, не называя себя, как она поможет маме в данной ситуации. Остальные угадывают, кто предложил маме помощь. Затем они получают карточки с другими словами, и игра повторяется с новой ситуацией.

3. Игра «Волшебные мамины глаза»

Педагог просит детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей (добрыми, светлыми. нежными). Все перечисленное детьми записывает на доске. Предлагает детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

Литература: Т.Поздеева, журнал «Пралеска»

Конспект сюжетно - ролевой игры «Семья» в средней группе

Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.Развивать интерес к игре.Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы - заместители.7. Развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)

Предварительная работа.

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше), инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Экскурсия в мед. кабинет в д.с.

Дид. игра: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;

Дид. игра: «Профессии »

Материалы:

Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», медицинские инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки - заместители.

Ход игры:

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

Какие обязанности у папы?

Какие обязанности у мамы?

Что делает их ребенок?

Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

Дети, а если кто - то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.

(распределение ролей с помощью «волшебного мешочка»)

А что еще нужно для игры?

Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

Что делает утром мама? (готовит завтрак)

Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)

Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

Что- же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи».

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?(Аптекарь)

Здравствуйте.

Здравствуйте.

У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

Да. 4 рубля.

Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

Возьмите лекарство.

До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. - Дети, вам понравилась игра?

Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т.д.

Были ли у вас такие случаи дома?

Как вели себя врачи «Скорой помощи»?

Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Машина «Скорой помощи» снова едет к нам. Что случилось? У нас все здоровы, правда, дети?

Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели

Конспект сюжетно - ролевой игры «Семья»

Цель: обогащение социально — игрового опыта между детьми.

Задачи:

— обогащать социально — игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации — заболела собачка, осмотр животного ветеринаром;

— побуждать к самостоятельному распределению ролей;

— развивать игровые умения по сюжету;

— учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

— развивать ролевую речь (коммуникативные действия);

— побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (поездка к ветеринару, покупка лекарств в зоомагазине), регулятивные действия.

— формировать доброжелательные взаимоотношения, личностные универсальные учебные действия;

— учить любить животных.

Материалы:

Игровой уголок «Семья», игрушка — щенок, легковая машина, игр.мед. инструменты, белый халат для ветеринара, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки — заменители.

1.Беседа.

Воспитатель:

Две бабушки, два дедушки,

Родители и я —

Вот так и получается

Обычная семья.

А если семя в воду

На время положить,

Водою это семечко

Немного размягчить,

То мягкий знак росточком

Раздвинет «эм» и «я» —

Так тоже получается обычная семья!

Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Семья в куче, не страшна и туча». Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Это когда все живут вместе в одном доме, когда много человек живут вместе.

Воспитатель: Кто есть в семье?

Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка, сестричка, братик.

Воспитатель: Какие обязанности у папы?

Дети: Забивать гвозди, смотреть телевизор, колоть дрова.

Воспитатель : Какие обязанности у мамы?

Дети: Моет посуду, варит кушать, читает сказки, стирает, ходит в магазин.

Воспитатель : Что делает их ребенок?

Дети: Играет.

Воспитатель: Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

Дети : Собираем игрушки, моем посуду, подметаем.

Воспитатель : Дети, а кто с вами ещё живёт? Какие животные?

Дети : Кошки, собаки, попугаи, хомячки.

Воспитатель : Они тоже члены вашей семьи?

Дети : Да.

Воспитатель : А если кто — нибудь из животных заболеет, что нужно сделать?

Дети : Надо полечить, свозить к врачу.

Воспитатель : Правильно. Врача, который лечит животных, называют — ветеринар, а больницу называют — ветеринарной клиникой.

2. Сюрпризный момент .

За дверью шум. Кто — то скулит, гавкает (игрушка — собачка, роль играет воспитатель).

Щенок : Здравствуйте ребята. Я гулял и заблудился. Проводите меня домой. Я хочу к маме и папе. Я, кажется, простудился? (Он скулит, плачет).

Воспитатель : Дети чтобы не огорчать щенка, давайте мы станем его семьей и позаботимся о нём.

Дети: Давайте

Воспитатель : Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

Дети: Распределим роли.

3.Распределение ролей.

Воспитатель : Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто ребёнком, кто будет ветеринаром, ведь щенок заболел.

(Распределение ролей по желанию детей).

Воспитатель : А что еще нужно для игры?

Дети: Нам надо выбрать место для игры.

Воспитатель : Правильно.

(Выбор места игры).

Дети: Мы будем играть в кукольном домике.

Воспитатель: Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть. А где будет находиться гараж для нашей машины?

Дети: Рядом с домом.

Воспитатель: А где будет находиться ветеринарная клиника?

Дети: Ветеринарная клиника будет находиться рядом с магазином.

4.Совместная с воспитателем игра .

Воспитатель : Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой и щенком живут в этом домике. Сегодня выходной день. Что делает утром мама?

Дети: Готовит завтрак.

Воспитатель : Что делает папа?

Дети: Помогает маме.

Воспитатель : Что делает дочка Машенька?

Дети: Играет с собачкой.

Щенок скулит, не хочет играть.

Воспитатель : Как вы думаете, дети, почему щенок скулит?

Дети : Он заболел.

Воспитатель : Мама и папа может ваш щенок заболел? Что нужно сделать?

Дети : Надо измерить температуру.

Воспитатель : Температуру щенку мы не сможем измерить, мы можем только потрогать ему нос (если он горячий и сухой, то он заболел).

Папа трогает нос щенку. У щенка сухой, горячий нос, значить у него температура. Все члены семьи обеспокоены.

Воспитатель : Что — же предпринять, ребята, папе и маме?

Дети: Везти щенка в клинику.

Папа выгоняет машину из гаража. Мама и дочка собираются с щенком в клинику.

Диалог семьи с ветеринаром.

Все: Здравствуйте.

Ветеринар: Здравствуйте. Что у вас случилось?

Папа: У нас заболел щенок.

Мама: У него сухой и горячий нос.

Дочка: Он со мной не играет и всё время скулит.

Воспитатель : Дети, что сначала должен сделать ветеринар?

Ветеринар осматривает щенка (глазки, ушки, нос), ставит градусник.

Ветеринар: Да, температура высокая. Я сделаю укол, выпишу рецепт. Будете всё делать, как я скажу, он поправится.

Дочка: Ура!

Ветеринар: Всё будет хорошо! До свидания.

Все : До свидания.

Все едут домой. Папа идет в зоомагазин за лекарством.

Воспитатель : Ребята, кто из вас был в зоомагазине?

Дети: Я был, мы были с бабушкой.

Воспитатель : Как называется профессия людей, которые работают в зоомагазине?

Дети : Продавец.

Воспитатель : А, что продают в зоомагазине?

Дети : Животных, корм для них и лекарства.

Диалог папы и продавца.

Папа: Здравствуйте.

Продавец: Здравствуйте.

Папа: У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

Продавец: Да. 4 рубля.

Папа: Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

Продавец: Возьмите лекарство.

Папа: До свидания.

Щенку дают лекарство. Он засыпает. Щенок здоров .

5. Итог.

Воспитатель : Дети, вам понравилась игра?

Дети: Очень.

Воспитатель : Что понравилось больше всего?

Дети : Ехать в ветеринарную клинику, покупать лекарство.

Воспитатель : Были ли у вас такие случаи дома?

Дети: Да, у нас недавно болела кошка.

Воспитатель : Вы возили кошку в клинику?

Дети : Да, там были все вежливыми и добрыми, они вылечили нашу «Муську».

Воспитатель : Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Дети : Да!

Воспитатель : Следующий раз, вы будете играть в эту игру без меня.

Дидактические игры с духовно-нравственным содержанием.

1.«Вспомни сказку»

Цель: учить анализировать и оценивать поступки героев; воспитывать желание совершать добрые дела.

Игровые действия : дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершили добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ получают фишку. В конце игры педагог подсчитывает фишки и определяет победителя.

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Материал : цветные фишки; приз для победителя.

2.“Добро - зло”.

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки; воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия : дети становятся перед взрослым. Он по очереди называет любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово - зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать и детей.

3.”Назови ласково”.

Цель : учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу; воспитывать дружелюбие, ласку.

Игровые действия : дети встают в круг. Выбирается водящий - Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева).

Правила игры : думать, правильно образовывать слова и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости помогать.

4.”Круг желаний”

Цель : содействовать развитию коммуникативных навыков, мышления; воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия : дети становятся в круг и, передавая игрушку лруг другу, высказывают свои пожелания. Например: “ Я хочу, чтобы все зло на планете исчезло”. И т.п.

Материал : любимая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.)

5. “Отгадай, кто такой”.

Цель : формировать способность близкого человека по тем или иным особенностям.

Игровые действия : детям зачитывают предложение, а они должны назвать имена тех людей, которые соответствуют характеристике.

  1. Кто никлгда не кричит?
  2. Кто всегда выслушает, поймет?
  3. У кого самый нежный голос?
  4. Кто самый сильный и смелый?
  5. Кто самый честный?
  6. Кто умеет хранить секреты?
  7. Кто самый справедливый?
  8. Кто самый ласковый, добрый? И т.д.

6.”Волшебный стул”

Цель: формировать умение говорить приятные слова в адрес других.

Игровые действия : попросить детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем что-нибудь хорошее и доброе. Перед началом игры педагог рассказывает о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть добрыми, любящими глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

ИГРЫ С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ.

1 -я ситуация.

Ведущий . Я буду мамой, а кто-то из вас моим сыном или дочкой. Внимательно наблюдайте за поведением сына. Интересно, сможет ли он понять и выполнить желание другого?

На столе лежит книга, очки, газеты. Мама ходит по комнате и что-то ищет, заглядывает под стол.

Мама . Сынок, ты не видел мои очки?

Сын: Нет, не видел. (не спешит помочь найти очки.)

Мама. Нет? Тогда давай поищем вместе. (ищут.)

Сын. Мама, вот они!
Мама . Спасибо тебе, сынок, вдвоем мы их быстрей нашли.

Когда сын не помогает искать очки, мама говорит: « Не могу так долго найти очки. Хотела отдохнуть, почитать книгу, газеты.».

Дети обсуждают поведение сына.

2-я ситуация.

Мама сидит за столом. Она расстроена, всхлипывает, старается не смотреть на сына. На столе кастрюля, ложка, тарелка.

Мама. Ты, может, есть хочешь? Я суп сварила. Садись пообедай. (ставит тарелку с супом перед сыном ) Не обожгись: горячий!

Когда сын не спрашивает у мамы, почему она плачет, игра останавливается. Дети обсуждают поведение сына. В том случае, когда сын интересуется настроением мамы, она обнимает его и улыбается: «Умный ты мой, вот видишь… соседка утром обидела меня, вот слезы сами и катятся. Но ничего, пройдет…»

Воспитатель . Сегодня мы с вами учились быть добрыми волшебниками. Это нелегко. Но, когда вам посчастливится, и вы сможете порадовать своих близких, вы станете настоящими волшебниками. Я знаю, что здесь, в группе, находится подарок одной волшебницы. Мы должны его найти.

Дети находят корзину, а в ней письмо.

«Здравствуйте, дети. Я - волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, учу делать только добрые дела. Мой вам подарок - «сундучок вежливости», в котором вы найдете таблички со словами, которые вы хорошо знаете и забываете говорить.

Воспитатель достает из сундучка таблички со словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», « Извините».

Воспитател ь: Волшебница очень довольна тем, что вы знаете эти слова. А еще она прислала нам чудо-дерево. Посмотрите, какое оно печальное и сухое. Давайте поможем ему. Волшебница положила в сундучок листики. Пускай каждый из вас возьмет по одному и нарисует на нем человека, которого вы считаете самым добрым, внимательным. Затем листик нужно повесить на дерево, рассказать про этого человека, и, я думаю, так мы поможем дереву.

Дети рисуют под музыку Моцарта. Потом вешают свои рисунки на дерево, и оно «оживает». Воспитатель и дети благодарят волшебницу за чудесный подарок.

Литература : З.С. Дыникова «Сейте разумное, доброе, вечное…»

Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2003.

1.Игра «Фотография на память».

Цель: способствовать развитию близких, доверительных отношений с родителями.

Игровое действие:

На фотографии (картинке) изображена какая-либо ситуация, например ребенок гуляет с мамой в парке.

Инструкция взрослого: « К нам пришел фотограф. Он хочет снять такую сценку (показывает фотографию). Изобразите, что вы видите на фотографии. Расскажите, о чем вы будете беседовать с мамой во время прогулки.

Вопросы для беседы : Похожа ли ваша «фотография» на ту, которую показал фотограф? Что у вас вышло хорошо, а что не получилось? Вы бы хотели чтобы у вас была такая фотография в альбоме? Вам дорога эта фотография?

2.Игра «Мама, папа и ребенок»

Цель: формировать уважительное, доверительное отношение к родителям

Игровое действие:

Группа разбивается по три человека, распределяются роли матери, отца и ребенка. «Мама» и «папа» должны выразить родительские чувства по отношению к своему «ребенку» главным образом через прикосновение, сопровождая его соответствующими словами (не просто разговор, а выражение любви к своему ребенку). Нужно прикоснуться к различным частям тела (руки, лицо, плечи), погладить их и т.д. Затем дети меняются ролями.

После упражнения следует обсудить:

Как ты себя чувствовал «мамой», «папой», «ребенком»?

Понравилось ли тебе быть папой («мамой»)?

Какая роль у тебя получилась лучше, хуже?

Почувствовал ли ты любовь «матери» («отца») к себе, как к «ребенку»?

Почувствовала ли «мама» («папа») ответную любовь «ребенка»?

Когда ты станешь мамой (папой), какой (им) мамой (папой) ты будешь?

Все по очереди высказываются.

3.Игра «Пеленание куклы-младенца».

Цель: уточнить представления детей о том, как заботиться о них мама. Воспитывать любовь и уважение к матери.

Предварительная беседа:

Ребята, все мы когда-то были такие маленькие, как эта кукла-младенец. Как ухаживают родители за младенцем? (кормят, пеленают, выносят на прогулку, постоянно находятся рядом с ним - а вдруг маленького надо срочно покормить или у него что-нибудь заболит!) Как ласково называют? (малыш, зайчик, солнышко, цветочек, рыбка).

Родители всегда стремятся выражать свою любовь к малышу. Окружать его заботой, нежностью. Ведь без родительского тепла маленький ребеночек не вырастет здоровым. Сейчас мы будем учиться пеленать беспомощного младенца.

Взрослый последовательно показывает на кукле. Как следует пеленать младенцев. При показе следует выразить искренность материнских чувств к ребенку в прикосновениях и словах. После этого дети повторяют действия взрослого.

Литература : И.А. Комарова, Н.В. Ершова «Дом наших улыбок», Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2008.

4. Игра-занятие по изодеятельности: коллаж «Моя семья».

Цель: воспитывать положительное отношение к семье. Учить сопереживать, любить, доверять.

Ход занятия:

Предварительно воспитатель готовит карточки с изображением женщин, мужчин, детей. бабушек, дедушек, т.е. членов семьи и родственников. Воспитатель: - Ребята, у каждого из вас есть семья. Давайте рассмотрим иллюстрации и расскажем чем занимаются члены семьи.(беседа по серии картин о семье).

Далее предлагается каждому ребенку выбрать определенное количество карточек, выложить их на своем листе бумаги, а затем наклеить мини-портреты членов семьи. Таким образом, дети делают модель семьи, в которой хотели бы жить.

Физминутка «Моя дружная семья».

Затем воспитанники демонстрируют модели, подробно описывают «свою семью» по следующему алгоритму:

Кто живет в семье?

Чем занимается каждый из членов семьи дома?

Кем работают взрослые?

Какие отношения у вас в семье?

Чему учат родители своих детей?

Игра « Как надо поступать»? (решение проблемных ситуаций)

Детям раздаются разноцветные флажки. Поднятие флажка означает готовность ребенка предложить свое решение ситуации.

  1. Маленький ребенок плачет. Как вы думаете, почему он может плакать? Что должна сделать мама?
  2. На день рождения мамы пришло много гостей. После вкусного ужина настало время угощения. И тогда обнаружилось, что все конфеты съедены младшим сыном Федей. Папе, маме, старшему брату Косте было очень стыдно перед гостями. Как вы думаете, почему? Правильно ли поступил Федя, съев конфеты?
  3. Даша с папой возвращались из детского сада домой. Когда они проходили мимо ларька с игрушками, девочка стала настойчиво просить папу купить новую куклу. Папа объяснил дочери, что если они купят куклу, у них не останется денег на покупку лекарств для дедушки, без которых он не сможет выздороветь. Даша еще громче закричала: « Хочу куклу». Что можно сказать о Даше?
  4. Бабушка попросила внука Витю помочь помыть посуду. Витя отказался помочь, а вместо этого пошел смотреть мультфильмы. Как должен был поступить Витя?

Воспитатель подводит итог занятия.

Использованы материалы И.А. Комаровой, Н.В. Ершовой «Дом наших улыбок», Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2008.

Подробности Игры

Анализ литературы, посвященной совместным играм для детей, позволяет предположить, что существует ряд подходов, которые могут использовать воспитатели, чтобы усложнять и добавлять разнообразие к детским играм.

Предметы

Более широкий диапазон реалистичных реквизитов послужит стимулом для социально-драматической совместной игре мальчиков. Предпочтительно иметь более одного предмета форменной одежды (например, пожарного и строителя), чем несколько разных предметов, принадлежащих представителю одной профессии, поскольку это позволяет легче построить и развить групповые сценарии и избежать конфликтов из-за обладания ценным предметом одежды.

Многие из предметов, которые предоставляются для детских игр, призваны отражать стереотипное поведение и особенности, поэтому, как правило, приводят к совместной игре дошкольников одного пола. Между тем, существуют явные преимущества для случаев совместных игр мальчиков и девочек, особенно для мальчиков - с точки зрения языкового развития и социальных навыков.

При планировании использования игровых площадок важно сосредоточиться на предметах, которые позволят проводить смешанную гендерную игру с ролями, приемлемыми и удобными для всех. Точно так же следует уделять внимание предоставлению переносных, а не фиксированных или тяжелых предметов для игр. Дети должны быть в состоянии без труда переставлять игровые предметы и быстро обустраивать совместные игры.

Коллекция картонных коробок, пустых пластиковых бутылочек, контейнеров т.д. является более богатым ресурсом для совместной игры, чем покупной конструктор, отмечает igrushkovo . Детские игрушки СССР в этом смыле более приспособлены для детского творчества, чем их современные аналоги. Диапазон потенциальных игровых сценариев для детей значительно возрастет, если расширить пространственно структурированные рамки вокруг традиционных игровых зон.

Стратегии вопитателя

Исследования показывают, что воспитатели участвуют в спонтанной совместной игре детей только в 1-2% случаев, и что менее 20% этих вмешательств оказывают положительное влияние на эпизод игры. Воспитателям нужно время, чтобы внимательно наблюдать за игрой и быть уверенными, что любое вмешательство, которое они делают, окажет положительное влияние на игру.

Случай из практики 1

Однажды утром в детском саду группа из пяти мальчиков играла вместе в песочнице. Они построили вулкан и разработали сложную сюжетную линию, используя динозавров и других пластмассовых животных. По мере развития сюжета один из динозавров спасался от извержения вулкана. В этот момент Боря прыгнул на вершину вулкана и громко закричал: «Спасите, спасите!». После этого крика воспитатель строгим голосом сделал Боре замечание о недопустимости подобного поведения. Несмотря на то, что Боря и другие мальчики пытались объяснить, что они призывали к спасению, их объяснения были проигнорированы, в результате чего развитие сценария богатой фантазией игры остановилось.

Внимательное наблюдение воспитателя за игрой может дать возможность улучшить сценарий - не за счет прямого вмешательства игру, а за счет тонкого добавления дополнительных предметов.

Случай из практики 2

В детском саду учитель наблюдал за группой детей, разыгрывающих совместную деятельность в песочнице по строительству дорог и домов. Игра начинала терять направление и фокус. Воспитательница подошла к складу и достала пару дорожных конусов. Затем она зашла в гардеробную и взяла три строительных жакета. Ничего не сказав группе детей, играющих в песочнице, она поместила конусы и жакеты на ограждение песочницы - на некотором расстоянии от игры, но в поле зрения детей. В течение двух минут дети включили конусы и жакеты в свою игру, в которой теперь начались серьезные дорожные работы, и двое детей вошли внутрь песочной конструкции, чтобы сделать знаки «остановка» и «дорожные работы».

Учителя могут также в групповом режиме использовать рассказы различных историй, чтобы побудить детей к собственным рассказам в рамках социально-драматической игры. Дискуссии облегчают детям понимание структуру, лежащей в основе повествования и драматического представления, которое они могут начать встраивать в свою собственную игру.

Существует ряд других вмешательств воспитателей, которые положительно влияют на совместную игру детей. Способность играть роль в подчиненной роли, а не в роли режиссера, позволяет воспитателю предлагать свои варианты, которые дети могут принять или отклонить. Этот тип вовлечения позволяет начать обсуждение различных точек зрения на различные роли в сценарии.

Окружающая среда - это живая, меняющаяся система. Это больше, чем физическое пространство, она включает в себя то, как структурировано время и роли, которые мы должны играть. Она обусловливает то, как мы чувствуем, думаем и ведем себя; и это в значительной мере влияет на качество нашей жизни.

Зоя Зырянова
Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр

Ценность раннего обучения давно подмечена народом, неслучайно создано много детских песенок, потешек, игр и игрушек, которые забавляют и учат маленьких детей (Например : «Ладушки» , «Сорока – сорока» и др., которые кроме тренировки мелкой моторики развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребенка.)

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с детьми .

Малышу несвойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями.

Своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры . Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые , отличительные черты. Мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Эта самостоятельная игра, в ходе которой ребенок манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни, для этого необходимо :

Создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат» , а мог свободно проявлять свои стремления и интересы

Предоставлять малышу свободу для игры, поощрять любознательность и самостоятельность

Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.

Дидактические игры необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время игры у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает взрослый. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения воспитания детей . Но при этом, как было сказано выше дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактические игры и занятия имеют определенные значения и в нравственном воспитании детей . У них постепенно развиваются умения действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что – то делать рядом с другими детьми не мешая им , не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Дидактическая игра хороша и тем , что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности , достижения результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что - то не получается.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм . Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с более спокойными сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала с использованием вспомогательных предметов – орудий.

Характер деятельности вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает детей обмениваться игрушками, подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша , как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей .

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида :

Игры с предметами (игрушками, природным материалом,

Настольно – печатные

Словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, которые направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которая переноситься затем на сверстников.

Игра «Большие и маленькие мячики» .Цель : Учить различать цвет и величину (большой – маленький) ;развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Подобрать мячики для кукол. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие) . Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает :

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит : «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч) . Кукла Оля капризничает : ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится : ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол : подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры : «Подбери петушку перышки» , «Подбери попугаю колечко» , «В гости приехали куклы» , «Собери цветок, собери чашку» , «Подбери пару» и многие другие игры.

«Овощной магазин» .

Цель : Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара : свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание : разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить : отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Настольно – печатные игры интересны для ребят, так как направлены на развитие зрительной памяти и внимания. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото, разрезные картинки) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам и подбор по общему признаку (классификация) и запоминание состава, количество и расположение картинок, и составление разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Подбор картинок по парам.

Цель : Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Разрезные картинки и кубики.

Цель : Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Найди такой же предмет.

Цель : Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

В дидактические игры входят также и словесные игры.

В младшем возрасте они направлены на развитие речи, в воспитании правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Цель : Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход :

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает : а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков : ау, уа и. т. д.

Паровоз.

Цель : Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход :

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель : Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Чтобы дидактические игры давали положительные результаты в развитии детей имеет большое значение правильная организация с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.