Социально реабилитационные центры для несовершеннолетних социальные приюты. Деятельность детских социальных приютов на современном этапе
ПРИЮТ - социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».
Цель приюта - оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте - 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, - социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.
В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы - 4 - 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) .
Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.
Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 - 5 лет), так и над девочками 13 - 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные.
Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.
Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.
Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.
При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.
Первый этап в работе с детьми - изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.
Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.
Он планирует:
· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;
· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;
· наблюдение за ребенком в адаптационный период.
Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.
Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.
После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.
Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:
1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;
2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;
3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;
4. формирование навыков ответственного поведения;
5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.
Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.
После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) .
Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 - сектора опеки горисполкома, 4 - территориального центра обслуживания населения (всего - 62,5 штатной единицы).
Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.
Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст.4562).
Примерное положение
о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
(утв. постановлением
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство центра.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;
к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
V. Управление центром
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.
Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).
Примерное положение
о социальном приюте для детей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социального приюта для детей (далее именуется - приют), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
3. В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности приюта
5. Приют создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство приюта.
6. Приют является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Приют ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Приют может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один приют.
8. В приюте могут быть образованы приемное отделение, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами приют:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;
е) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
ж) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;
з) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
и) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
10. При приюте может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии приюта.
Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом приюта.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в приюте несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение приюта
15. На работу в приют принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией приюта регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Приют устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
V. Управление приютом
18. Приютом руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора приюта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом приюта.
VI. Имущество и средства приюта
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за приютом имущество в оперативном управлении.
Приют владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за приютом в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование приюта осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансирование приюта может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения. Привлечение приютом дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования приюта за счет средств его учредителя (учредителей).
21. Приют вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации приюта имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Примерное положение
о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.
4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
II. Организация деятельности центра
5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство центра.
6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.
7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один центр.
8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.
9. В соответствии со своими задачами центр:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
в) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
е) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
10. При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.
Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом центра.
Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.
III. Условия приема и содержания несовершеннолетних
11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.
12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.
14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.
IV. Кадровое обеспечение центра
15. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.
16. Отношения между работниками и администрацией центра регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
17. Центр устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
V. Управление центром
18. Центром руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Назначение на работу директора центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом центра.
VI. Имущество и средства центра
19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за центром имущество в оперативном управлении.
Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в случаях и в порядке, установленных гражданским законодательством.
20. Финансирование центра осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансирование центра может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения.
Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования центра за счет средств его учредителя (учредителей).
21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
АЛТУФЬЕВО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ Москвы ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 127106, Москва, Алтуфьевское шоссе, 13, к.4, стр.4
(р-н) СВАО:Отрадное; ст.м. Владыкино (1000м на ЮВ)
тел.: 401-0079 - Секретарь
факс: 401-0079
e-mail: [email protected]
ДОРОГА К ДОМУ ПРИЮТ Москвы; 117418, Москва, Профсоюзная ул., 27, к.4
(р-н) ЮЗАО:Черемушки; ст.м. Профсоюзная (450м на С), Новые Черемушки (450м на ЮЗ)
тел.: 128-4769 - Справочная
факс: 128-6620
ЗЮЗИНО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы) ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 117452, Москва, Азовская ул., 33, к.3
(р-н) ЮЗАО:Зюзино; ст.м. Севастопольская (350м на СЗ), Чертановская (800м на Ю)
тел.: 310-3400
факс: 310-3400
КОЛОСОК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы) ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 141014, Московская область, Мытищи г., Семашко ул., 50/10, к.2
тел.: 582-9994
КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ ПРАВИТЕЛЬСТВА г. МОСКВЫ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 142853, Московская область, Ступинский р-н, Алексеевское Б. п/о, Радужная дер., Садовая ул., 3
тел.: 739-9809
факс: 996-1821
e-mail: [email protected]
КРЮКОВО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 124681, Москва, Зеленоград г., Заводская ул. (Крюково), 14Б
(р-н) ЗелАО:Крюково
тел.: 533-0033 - Секретарь
факс: 533-0033
г. ЛОБНЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 141730, Московская область, Лобня г., Авиационная ул., 6
тел.: 579-0179
ЛЮБЕРЕЦКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ; 140070, Московская область, Люберецкий р-н, Томилино пос., Карамзина ул., 20
тел.: 557-4533
факс: 557-4533
МАРЬИНО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 109341, Москва, Новомарьинская ул., 3, к.4
(р-н) ЮВАО:Марьино; ст.м. Марьино (рядом)
тел.: 345-3500 - Справочная
факс: 345-3500
e-mail: [email protected]
web-стр.: www.priutmaryino.narod.ru
ОСТРОВ НАДЕЖДЫ ХРИСТИАНСКИЙ ДЕВИЧИЙ ПРИЮТ; 109451, Москва, Белореченская ул., 22/66, офис 149
(р-н) ЮВАО:Люблино; ст.м. Братиславская (800м на ЮЗ), Люблино (1150м на С)
тел.: 654-7629
факс: 654-7629
e-mail: [email protected]
web-стр.: www.21v.ru
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМ. ОКРУГА СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы) ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 125363, Москва, Новопоселковая ул., 3Б
(р-н) СЗАО:Тушино Южное; ст.м. Сходненская (1150м на С), Тушинская (1200м на Ю)
тел.: 492-2681 - Коммутатор
факс: 492-2681
СОЛНЦЕВО СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗАО г. МОСКВЫ; 119620, Москва, Солнцевский просп., 8А
(р-н) ЗАО:Солнцево; ст.м. Юго-Западная (5300м на СВ)
тел.: 934-6344
факс: 934-9636
ТЕКСТИЛЬЩИКИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 109390, Москва, Текстильщиков 1-я ул., 6А
(р-н) ЮВАО:Текстильщики; ст.м. Печатники (900м на ЮЗ), Текстильщики (950м на С), Волжская (1400м на ЮВ)
тел.: 179-1191
факс: 179-2072
ХИМКИНСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 141400, Московская область, Химки г., Ленинский просп., 11А
тел.: 575-9616 - Секретарь, директор
факс: 575-9616
ХОРОШЕВО-МНЕВНИКИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 123423, Москва, Народного Ополчения ул., 3, к.2
(р-н) СЗАО:Хорошево-Мневники; ст.м. Полежаевская (2850м на СВ), Октябрьское поле (2850м на СВ), Багратионовская (3300м на ЮВ)
тел.: 199-5520 - Социальная служба
факс: 199-5520
ЩЕЛКОВСКОГО Р-НА МОСК. ОБЛ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ; 141108, Московская область, Щелково г., Кооперативная ул., 15
тел.: 526-4236 - Директор
факс: 526-4236
ЮЖНОГО АДМ. ОКРУГА СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ (Москвы)
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ г. МОСКВЫ; 115563, Москва, Борисовский проезд, 15, к.3
(р-н) ЮАО:Орехово-Борисово Северное; ст.м. Домодедовская (1750м на Ю), Красногвардейская (1800м на ЮВ)
тел.: 390-5354
УслугиВ настоящее время в «Доме доверия» работают следующие отделения: 1. Отделение психолого-педагогической помощи 2. Отделение дневного пребывания: Для детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (плановая мощность - 5 человек) - на базе «Дома доверия» (плановая мощность - 10 человек) - на базе Рогачевского сельского поселения (плановая мощность - 20 человек) 3. Отделение диагностики и социальной реабилитации (стационарное отделение, плановая мощность - 16 человек.) |
Инновационные проекты1.Проект «Музыкально-эстетическое воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «Шаг вперед». (Буянова Е.В., музыкальный руководитель) 2.Проект «Дорога в будущее» Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «На равных». (Кострова Л.Ю., педагог-психолог) |
Об организации
Приют начал свою деятельность в 1994 году согласно Постановлению Главы Дмитровского района от 11.02.1994 г. и утвержденному Положению о приютах.
Приют предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. В нашем учреждении проводится реабилитационная работа с детьми и их семьями по оказанию социальной, психологической, медицинской и реабилитационной помощи.
Приоритетным направлением нашей работы является возвращение ребенка в семью. У нас созданы все условия для социальной реабилитации детей и подростков. В нашем «Доме доверия» работают люди, которым не безразлична судьба ребенка, которые дадут ребенку душевное тепло, заботу, уют. Кроме крыши над головой дети получат пятиразовое питание, возможность обучения и активного отдыха, занятий спортом, медицинского обслуживания, педагогическую коррекцию и психологическую реабилитацию, словом всё то, что необходимо для возвращения в нормальную жизнь. За время работы «Дома доверия» здесь получили помощь и поддержку свыше 2000 детей.
Разработаны и внедрены комплексные целевые программы:
* «Социальная адаптация детей в социуме». Цель программы: повышение уровня социальной компетентности воспитанников.
* «Дорога в будущее». Цель: социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их дальнейшая интеграция в общество.
* «Мир, в котором я живу». Цель: профилактика детской безнадзорности.
Специалистами проводится реабилитационная работа с родителями воспитанников по восстановлению и гармонизации внутрисемейных связей через реализацию систем консультирования, информирования.
Введены новые формы работы с родителями: параллельные и совместные групповые занятия и консультации с детьми и родителями по программе «Коррекция детско-родительских отношений», направленные на активизацию внутренних ресурсов семьи, проработку личностных проблем, ориентацию их на принятие новых принципов жизни и ценностей, повышение их психологической и педагогической грамотности, проработку личностных проблем, корректировку отношения к ребенку развитие способности к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка, оптимизации детско-родительских отношений.
В рамках родительского клуба «За руку с семьей» проводятся тренинги личностного роста для родителей с использованием арт-технологий.
Воспитанники вместе с родителями вовлекаются в различные виды досуговой деятельности (спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, трудовая, духовно-нравственная и др.). Проводятся совместные праздники, родительские дни, Дни здоровья, что помогает систематизировать работу по оказанию помощи родителям в формировании здорового образа жизни, в профилактике вредных привычек, предупреждении асоциального поведения. Это дает положительный результат. До 56 %детей возвращаются в кровные семьи.
В летний период организуются краткосрочные реабилитационные группы для детей, нуждающихся в социальном обслуживании.
В учреждении работает Правовой клуб «Хочу всё знать», в рамках которого проводятся индивидуальные беседы с воспитанниками на тему «Я и Закон», «Я живу в России», «Правовой статус», «Мои права и обязанности» и др.
С марта 2014 г. открыто новое отделение - психолого-педагогической помощи населению. Отделение создано с целью повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры населения города, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения; оказание помощи гражданам в создании благоприятной атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата в семье; ознакомление с особенностями психологии детского возраста; оказание помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей; помощь в психологической адаптации граждан к изменяющимся условиям жизни. Специалисты учреждения консультируют население по психолого-педагогическим вопросам; проводят диагностику несовершеннолетних и взрослого населения по определению детско-родительских отношений, профессиональной ориентации, психологических особенностей, развития психических процессов и т.д.
С 2012 г. на базе «Дома доверия» открыто отделение для детей - инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 5 человек. Отделение создавалось для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии (не нуждающегося в специализированной медицинской помощи и организации условий индивидуального наблюдения за ребенком), а также обучения родителей. Дети с ограниченными физическими и умственными возможностями получают беспрепятственное общение со сверстниками и взрослыми. Дети-инвалиды вовлекаются в общие мероприятия учреждения. Им обеспечивается безбарьерная среда для социализации и интеграции в детское общество.
Учреждение
Обеспечивает временное проживание несовершеннолетних;
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних по месту учебы, работы, жительства;
содействует возвращению несовершеннолетних в семью;
обеспечивает медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних;
содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
проводит консультационную, просветительскую работу с несовершеннолетними, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
организует и проводит лечебно-профилактическую и противоэпидемическую работу с несовершеннолетними.