Ребёнок идёт в детский сад: подготовка. Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду

Скоро наступит лето. Для кого-то оно станет последним, проведенным с родителями, ведь впереди первый коллектив – детский сад. И хотя самих малышей ожидает множество приятных дней, новых знакомств, веселых игр и первых привязанностей, у мам душа не на месте. Насколько легко адаптируется ребенок к детскому саду, не будет ли скучать по дому? А главное – можно ли помочь ему заранее, подготовив его к предстоящим переменам?

Идеальный возраст для сада

Кто-то считает, что малыш ясельного возраста (1,5 – 2 года) адаптируется намного быстрее и легче. Кроха быстро привыкает к воспитательнице, считая ее второй мамой, да и взрослые переживания и горечь от расставания с родителями в силу возраста ему пока не грозят. Другие уверены, что лучше подождать до 3 лет – ведь именно в этом возрасте дети не только умеют играть в совместные игры, но и получают от дружбы огромное удовольствие. Родители уже не могут обеспечить им необходимый уровень коммуникации, а потребность в новых знакомствах и общих играх со сверстниками сильно возрастает.

Необходимые навыки

Времена, когда каждому родителю вручался список — перечень необходимых навыков, потихоньку отходят в прошлое. Если раньше такие требования, как:

  • отказ от памперсов;
  • умение проситься в туалет;
  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельное одевание и раздевание

были необходимы, то сейчас условия меняются. В большинстве заведений работники берутся приучить ребенка к самообслуживанию в краткие сроки. Еще одно важное условие – устанавливание режима дня, соответствующего расписанию детского сада. Если у родителей получается подготовить малыша заранее – это замечательно, однако если процесс идет туго – не стоит переживать. Дети, не уверенно владеющие этими навыками, в коллективе осваивают их намного быстрее, да и режим быстро входит в норму. Намного важнее психологическая подготовка.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Характер и психологические особенности каждого ребенка имеют намного большее значение, чем навыки самообслуживания и даже возраст будущего детсадовца. Будет ли ребенку комфортно в новом коллективе, легко ли он расстанется с мамой и как быстро адаптируется, зависит только от степени его готовности к жизни в коллективе.

  • Расставание. Малыш, моментально забывающий обо всем на свете, завидев компанию других детей на площадке и подолгу остающийся с родственниками, вызывает меньше тревог, чем маленький хвостик, начинающий беспокоиться, как только мама отходит дальше, чем на метр. Подготовкой такого ребенка придется заняться заранее, начав отлучаться из дома на короткие, а потом и на более длительные периоды.
  • Закаливание. Всем известно, что в саду начинается одна бесконечная болезнь, переходящая из простуды в ветрянку и потом обратно в простуду. Не стоит преждевременно сдаваться перед неизбежным. Лето – прекрасный период для закаливания и поднятия иммунитета. Теплые месяцы, проведенные на даче или на берегу моря, помогут дать отпор болезням, главное – забыть о тепличных условиях. Позвольте малышу вдоволь набегаться босиком, накупаться в водоемах и наестся свежих фруктов. Тотальный запрет на холодное питье и сквозняки придется смягчить, в противном случае, именно эти факторы могут стать причиной частых заболеваний.
  • Общение. Далеко не все дети умеют быстро находить общий язык со сверстниками. Малыши, как и мы, могут стесняться, и конечно, не все являются прирожденными лидерами, умеющими собрать вокруг себя других детей. Научите ребенка первым завязывать знакомство, представляться и предлагать вступить в игру. А вот пускать на самотек имеющиеся трудности в общение не стоит – коллектив в детском саду слишком велик, и существует риск, что малыш просто не сумеет проявить достаточно смелости и самостоятельности, чтобы включиться в общение.
  • Открытость. Важно успеть научить ребенка доверять старшим и открывать им все свои обиды и тайны. Малыш должен знать, что при необходимости он может обратиться за помощью к старшему – воспитателю. Доверять необходимо и родителям, а значит, еще до поступления в садик требуется научить ребенка каждый вечер делиться с мамой или папой всеми переживаниями за день – обидами, радостями, страхами и горестями.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский сад?

«Несадовский» ребенок — конечно же, не миф. Такие дети, действительно, существуют. У них поднимается температура при каждом посещении дошкольного заведения, они замыкаются в себе и тихо страдают до самого прихода родителей, тяжело встают по утрам и теряют аппетит. Обычная для сверстников адаптация, длящаяся не более трех месяцев, у них затягивается – ребенок не столько привыкает к новым условиям, сколько терпит их. В таком случае, сад придется отложить до следующего года, а в подготовку малыша включить посещение психолога и поработать еще и с родителями. Ведь часто ребенок впитывает именно материнскую тревогу и страхи.

Текст: Вера Гюлер


Скоро малыш пойдёт в детский сад. Родители переживают, уточняют нюансы, думают, как малыш будет чувствовать себя среди незнакомых деток. Больше всего волнуют вопросы адаптации к правилам и требованиям дошкольного учреждения. Важно помнить о «мелочах», которые также важны, как позитивный настрой и психоэмоциональная готовность к посещению детского садика. Родители должны проверить, все ли документы и вещи подготовлены. Многих волнует вопрос: «Какие медицинские справки нужны будущему дошкольнику?».

Заведующая детским садом и воспитатель подскажут родителям, что необходимо для поступления в выбранное дошкольное учреждение, какие вещи понадобятся, что не стоит брать с собой. В большинстве садиков список вещей, примерно, одинаков. Подробная информация будет полезна взрослым, у которых сынишка или дочурка скоро станет дошкольником.

Необходимые документы

Проверьте, все ли бумаги в порядке. Без пакета правильно оформленных документов малыша просто не примут в детский садик.

Какие документы нужны для детского сада? Для зачисления в дошкольное учреждение понадобится:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • в обязательном порядке, паспорт отца или матери;
  • если брак не зарегистрирован, требуется свидетельство об установлении отцовства;
  • медицинская карта формы №026/У;
  • полис медстрахования.

Время от времени в законодательство о дошкольном образовании вносятся изменения. Не полагайтесь на советы знакомых и родственников, соседок, у которых детки посещают дошкольное учреждение. За прошедший период некоторые требования могли измениться. Всегда уточняйте список необходимых документов у заведующей. Руководитель детского учреждения обязан предоставить родителям перечень для сбора необходимой документации.

Каких врачей нужно пройти для детского сада

Важный момент, к которому некоторые родители относятся халатно. Нередко взрослые откладывают визит с малышом к педиатру и узким специалистам на последнюю неделю перед походом в детский сад. В спешке иногда теряется карта прививок, у малыша выявляются болезни, которые нужно пролечить.

Избавить себя и ребёнка от ненужной суеты, хлопот поможет заблаговременная подготовка к сбору медицинских справок. При поступлении родители обязаны предоставить специальную карту, которой записаны данные о прививках, болезнях, перенесённых с рождения. При склонности малыша к аллергическим реакциям педиатр в медсправке обязательно делает отметку. Эту же карту родители получат на руки, после передадут её в школу.

Полезные сведения:

  • обязательная диспансеризация перед поступлением в детский сад включает осмотр юного пациента несколькими специалистами;
  • вначале родители ведут будущего дошкольника на приём к педиатру. Доктор выясняет состояние здоровья, учитывает жалобы, направляет на приём к узким специалистам;
  • после прохождения всех врачей родители вновь приносят заполненную медицинскую карту с отметками специалистов к педиатру. Детский врач на основании полученных данных даёт заключение, разрешает посещение садика или направляет для лечения определённых болезней, при наличии которых посещение дошкольного учреждения запрещено;
  • после курса терапии родители приводят малыша к узкому специалисту или педиатру (в зависимости от выявленной патологии). ЛОР, хирург, стоматолог, дерматолог или окулист (по профилю болезни) проверяет качество лечения, при положительных результатах направляет к педиатру. Детский врач подписывает медкарту, даёт «добро» на посещение детского садика.

Каких врачей нужно пройти для детского сада? Кроме педиатра, ребёнка обязательно осматривают, дают заключение следующие специалисты:

  • окулист;
  • отоларинголог (ЛОР-врач);
  • детский хирург;
  • дерматолог;
  • стоматолог;
  • логопед;
  • детский гинеколог (для девочек).

Обязательное условие для поступления в детский сад – хорошие анализы. Без этих данных педиатр не подпишет разрешение.

Обязательные исследования:

  • общий анализ крови и мочи;
  • бактериальное исследование кала (малышам до 3 лет);
  • соскоб на энтеробиоз + анализ на яйца глистов (за неделю до поступления в садик).

Важно! Обязательна справка из детской поликлиники, подтверждающая отсутствие контакта с лицами с инфекционными заболеваниями. Ещё один важный момент – наличие всех прививок согласно возрасту. При отсутствии некоторых прививок в обязательном порядке (если нет медицинских противопоказаний) проводится вакцинация.

Что понадобится ребёнку с первого дня в садике

Воспитатели рекомендуют уточнить у воспитателя список вещей и аксессуаров, без которых малышу будет некомфортно. Возможно, в первые дни вы принесёте больше одежды и обуви, чем нужно, но при отсутствии запасной маечки или колготок взамен мокрых, ребёнок будет испытывать массу неудобств.

Минимальный перечень:

  • одежда для прогулки с учётом сезона. Если сомневаетесь в погоде, можно дать шерстяную шапочку и более лёгкую, под курточку – ещё одну тёплую кофту и так далее;
  • летом обязательная панамка, кепка или удобная шляпка;
  • два мешочка, обязательно, подписанных. В первом находится сменная одежда: 2 футболки или маечки, колготки, 2 пары трусиков, носовой платочек (лучше два). Понадобится юбочка или платье для девочки, шортики или штаники для мальчика. Одежда должна быть подписана, чтобы воспитатели легко нашли нужную вещь;
  • второй тряпичный мешочек пустой, с непромокаемым пакетом внутри. Сюда по необходимости воспитатель сложит грязное бельё;
  • сменная обувь, обязательно с фиксированной (закрытой) пяткой для профилактики плоскостопия. Тапочки, босоножки не подходят. Для удобства малыша и воспитателей ботиночки или туфельки должны быть на липучке;
  • для самых маленьких дошколят (ясельная и младшая группа) требуется клеёнчатый нагрудник: так карапуз не испачкает одежду во время еды;
  • по одному рулону бумажного полотенца и мягкой туалетной бумаги, пачка бумажных салфеток;
  • на межсезонье 2 тёплые кофточки;
  • фланелевую пижаму;
  • для спортивных занятий чешки, футболку, шортики или спортивный костюмчик;
  • носочки – 2 пары.

На первые дни воспитатели разрешают ребёнку брать с группу одну из любимых игрушек. Со своим любимцем деткам проще перенести разлуку с родителями. Подумайте, что дать малышу: не очень дорогую вещь, чтобы не сломалась, без мелких деталей. Лучше, если это будет кукла или мягкая игрушка хорошего качества с коротким ворсом.

Воспитатель подскажет, какие наборы для творчества нужно принести для занятий. Детки часто лепят, клеят, рисуют, им нужны определённые принадлежности.

Для творческих занятий понадобятся:

  • качественный пластилин, специальная пластиковая дощечка – для лепки;
  • краски, альбом, раскраски, карандаши, кисточки – для рисования;
  • картон, цветная бумага, ножницы с закруглёнными краями, нетоксичный клей – для аппликаций;
  • лоскутки, гофрированная бумага, ватные палочки, бумажные салфетки, трафареты – для создания оригинальных изделий.

Всегда уточняйте у воспитателя, какие вещи и аксессуары понадобятся, а от каких лучше отказаться. Иногда родители приносят мешок ненужных вещей, которые не помещаются в тумбочку. Подбирайте одежду с удобной застёжкой. Помните: у воспитателя 20 подопечных, а не только ваш малыш. При неудобной застёжке у нескольких малышей сборы на прогулку затягиваются, одни детки потеют, пока другие с трудом одеваются.

Теперь вы знаете, какие вещи и аксессуары понадобятся малышу при поступлении в детский сад: обязательно нужен полный список от воспитателя и заведующей. Подготовьте пакет документов, пройдите с малышом медицинскую комиссию, купите удобные вещи, принадлежности для творческих занятий. Больше контактируйте с воспитателем, уточняйте все детали. Чем меньше невыясненных вопросов останется, тем комфортнее будет сынишке или дочке в саду.

Видео — советы о том, что нужно ребенку для детского сада:

Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.

3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».

4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.

5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.

8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.

9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.

10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.

14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.

15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения - что делают родители, то делают и дети!

Приготовьте «приданное для ребенка».

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.

Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:

Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);

2 носовых платка;

Расческу;

Два комплекта нижнего белья;

Сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;

Пакет для испачканной одежды;

Запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.

” №9/2009 04.08.11

Ребенок первый раз идет в ясли или детский сад? Это серьезное испытания для всей семьи!

Наш эксперт, семейный психолог Мария Москова:

Для родителей важно, насколько хорошо они подготовили малыша к «взрослой» жизни, достаточно ли у него умений и бытовых навыков, готов ли он существовать в незнакомом коллективе, сможет ли находиться без мамы длительное время, умеет ли постоять за себя, взаимодействовать с другими и т.п.

А для ребенка начинается новый период, когда он впервые будет регулярно и надолго отлучаться от мамы, справляться с разлукой, налаживать контакт с незнакомыми детьми и воспитателем, привыкать к режиму.

Залог успеха в этом деле – крепкие, доверительные и уважительные отношения малыша с мамой и папой (а также со всеми членами семьи). Но если ваша связь с малышом слишком тесная, ему будет очень трудно от вас «оторваться», он вряд ли сможет без потерь (эмоциональных и физических) пережить длительную разлуку с вами и гармонично адаптироваться к новым людям и новой обстановке. Если же связь слишком слабая, малыш не будет чувствовать себя в безопасности, в новой обстановке он станет испытывать тревогу, не сможет свободно исследовать новое пространство, будет скован и зажат в общении с другими детьми и воспитателями.

Для ребенка важно иметь «тыл», в который он будет рад вернуться, который его будет его поддерживать, создавать ему ощущение безопасности, даже если ни мамы, ни папы нет рядом.

В детское учреждение (если это не специализированные ясли) принимают детей с двух лет. Как правило, к этому возрасту ребятишки уже умеют самостоятельно есть , одеваться, ходить на горшок, могут сообщить о своих потребностях. И, что немаловажно, вечером способны рассказать маме или папе обо всем, произошедшем за день.

К тому же только на третьем году жизни малютка начинает осознавать, что мамочка никуда не исчезнет и в конце дня непременно заберет свое сокровище домой.

Настрой и мотивация

Чтобы первый поход в садик не стал для ребенка неожиданностью, расскажите ему о том, что его там ожидает. Не приукрашивай действительность, иначе не избежать разочарования. Честно сообщите: придется расстаться и, вероятнее всего, вы оба будете сильно скучать. Но и о плюсах не забудьте: общение и игры с другими детками, занятия, прогулки.

Преподнесите изменения в жизни как новый этап взросления. Карапуз стал старше и теперь, как и мама с папой, будет заниматься делом (работать).

Обязательно предупредите кроху о том, когда заберете его. Точное время называть не нужно, привязывайся к событиям: ты поспишь в обед, затем покушаешь – и мама придет за тобой.

Медосмотр

Для того чтоб участковый педиатр выдал соответствующую справку, следует посетить нескольких специалистов (каких именно, скажет врач), сдать анализ крови, пройти проверку на гельминты.

Важно также наличие всех прививок. У вас индивидуальный график или вы вообще против вакцинаций? С садиком не исключены сложности. В первом случае понадобится документ о медотводе с указанием причины, во втором – вам вообще могут отказать в приеме в дошкольное учреждение.

По списку

Заранее выясните у воспитателя, что следует принести с собой в первый день. В любом случае понадобятся:

  • сменная обувь и одежда (девочкам – сарафан, мальчикам – шортики), дополнительный комплект: трусики, футболочка, колготки или носки;
  • клееночка и пеленка (для двухлетних деток) – подгузниками в саду не пользуются;
  • форма для физкультуры и хореографии;
  • предметы гигиены: полотенце, носовой платочек, слюнявчик, расческа.

Учтите, ребенок ежедневно будет брать с собой игрушки, поэтому рюкзачок или сумочка будут очень кстати.

Ну что, все готово? Осталось лишь дождаться 1 сентября. Пусть вашему ребенку понравится в садике!

Веселая идея

Приобретите наклейки с любимым сказочным героем карапуза. Пусть он украсит ими свой шкафчик. Тогда ему станет безопасней и он без труда сможет отыскать его.

Завтра… снова детский сад

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность:

  • в выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ребенок слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от "дурных" привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Дети этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете "проиграть" с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребенок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждой из вас в деле помощи ребенку. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на "нет". Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что ребенок стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Права и обязанности

Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

В одной команде

Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

На заметку:

  • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
  • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

Есть контакт!

Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

Мирное решение

Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

Скажи, что не так!

Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

Все в порядке:

  • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
  • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
  • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
  • У крохи хороший аппетит.
  • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
  • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
  • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

Что-то не в порядке:

  • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
  • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
  • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
  • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
  • Появился дневной и ночной энурез.
  • Нарушен аппетит.
  • Появились новые страхи, нервные тики.
  • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
  • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

Психология комфорта

Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

Работа с ребенком

Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

Работа с родителями

Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

К кому обратиться? Есть вопрос
Заведующая детским садом
  • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
  • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
  • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
  • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
Старшая медсестра, врач
  • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
  • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
  • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
Музыкальный руководитель
  • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
Педагог-психолог
  • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
  • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
  • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
  • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
  • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
  • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
Воспитатель
  • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
  • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
  • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
  • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
  • Как и во что играть с малышом?