Как отсудить льготную пенсию. Льготную пенсию придется оформлять через суд

Но при этом мало кто знает о том, как начисляется стаж? Как оформить пенсию? Какими законодательными актами регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все вопросы подробней.

Законодательное регулирование вопроса

В случае, если возникают вопрос о правильности подсчетов пенсионного обеспечения для льготных медработников, необходимо знать законодательные нормы, которые регулирует этот вопрос.

В частности речь идет о таких законах , как:

Возможные изменения

В 2019 году в связи с пенсионной реформой льготный выход на пенсию медикам отменяться не будет, однако появились дополнительные условия.

Дмитрию Медведеву Министерство труда предложило увеличить трудовой стаж, наличие которого позволяет для льготных медработников.

Изначально планировалось, что с января 2016 года должно было вступить изменение, которое поэтапно увеличивало бы коэффициент расчета выхода на заслуженный отдых.

Эти изменения были бы следующие:

По большому счету это могло бы привести к тому, что выслуга лет имела бы следующие цифры:

  • для сельской местности – 30 лет;
  • для городской черты – 35 лет.

Но до сегодняшнего дня, такие изменения находятся на рассмотрении у Правительства РФ и поэтому они еще не приняты. Говорить, когда именно это произойдет еще очень рано.

Условия выхода на досрочную пенсию для медицинских работников

Основным принципом льготной либо же досрочной пенсии принято считать изменение условий периода подачи соответствующего заявления для оформления выплат.

Для медицинского персонала ключевым условием принято считать трудовой стаж, который в части зависит от .

Сотрудники медицинской сферы имеют полное право претендовать на досрочную пенсию при наличии такого трудового стажа продолжительностью:

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что возрастных ограничений нет , точнее их просто не учитывают.

По этой причине существует несколько вариантов начисления стажа :

  1. Год приравнивается к календарному.
  2. Для медицинских сотрудников, которые выполняли свои непосредственные обязанности в городской черте либо же в сельской местности, – 1 приравнивается к 1 году и 3 месяцам;
  3. 1 год стажа приравнивается к 1,5 годам, но это возможно для некоторых категорий медицинского персонала.

В ситуации, когда были выполнены 1 и 2 условие, льготная надбавка будет суммироваться. К примеру, для анестезиолога-реаниматолога она будет составлять за 1 год – 1 год и 9 месяцев (6+3).

Перечень должностей

Согласно Федеральному закону №173 трудовой стаж за 1 год – 1,5 года применяется для медицинских сотрудников таких должностей , как:

  • хирургов и медсестер, которые принимали участие в различных операциях;
  • патологоанатомы;
  • акушеры;
  • медсестры, которые при осуществлении своей трудовой деятельности делают гнойные перевязки, работают в травматологии либо же в ожоговом отделении. Кроме этого, это касается и сотрудников тубдиспансеров;
  • анестезиологов-реаниматоров;
  • судмедэкспертов.

Для остальных категорий медицинских сотрудников стаж работы начисляется по стандартной схеме 1 к 1. Но это не касается сотрудников сельской местности.

Периоды стажа, которые зачисляются для льготной пенсии медиков

Часто среди медицинских сотрудников возникают вопросы, которые касаются непосредственно самого расчета трудового стажа. Какой период осуществления трудовой деятельности в сфере медицины может быть включен?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо изучит Постановление Правительства №781 , в котором по сути содержатся сведения об отмене льгот для тех категорий, которые работают неполный день.

В данном постановлении четко прописаны условия зачисления определенных периодов трудовой деятельности в льготный стаж:

  1. До января 1999 года включена вся трудовая деятельность, которая велась в медицинской сфере, включая также период с неполным рабочим днем.
  2. Начиная с января 1999 года может быть учтена только та трудовая деятельность, которая осуществлялась на условиях стандартного либо же сокращенного рабочего графика. В том случае, если медицинский работник осуществлял трудовую деятельность на неполной ставке – этот период не учитывается при формировании льготного стажа.

Помимо этого, согласно Постановлению Правительства №516 определены и другие периоды для определения стажа , а именно:

  1. Период прохождения испытательного срока в процессе приема на работу дает полное право на предоставление льготного стажа.
  2. В случае с незаконным увольнением либо же переводе на другую занимаемую должность – вынужденный полностью оплачиваемый прогул.

При этом сам период, на протяжении которого были выявлены случаи со злостным нарушением дисциплины, не могут быть засчитаны в льготный стаж.

Под нарушением дисциплины подразумевается:

  • работа в нетрезвом виде;
  • нарушение правил безопасности и так далее.

Порядок расчета и начисления выплат

Определить верный льготный период трудового стажа можно и самостоятельно. Для расчета достаточно знать общее количество полных лет, которые были отработаны в сфере медицины.

Основным условием является полное соответствие профиля действующему законодательству. Необходимо помнить о том, что работа в частных медицинских учреждениях не может быть зачислен в льготный трудовой стаж.

Представим, что акушерка осуществляла свою трудовую деятельность в городском роддоме. Она проработала там, на протяжении 5 лет, а затем сменила место работы и переехала в ПГТ. На новом месте она проработала 18 лет.

В такой ситуации ее общий трудовой стаж (льготный) составляет:

5+ (5 * 6) / 12 + 18 + (18 * 3) / 12 = 30 лет

  • 6 – количество дополнительных месяцев (5 лет умножается на дополнительные 6 месяцев ежегодно);
  • 3 – количество дополнительных месяцев при работе в поселке городского типа (поэтому 18 лет умножается на ежегодные дополнительные 3 месяца).

Исходя из расчетов видно, что разница составляет 7 лет – 23 года фактического трудового стажа и 7 лет льготного (дополнительного).

Порядок оформления

Куда необходимо обратится?

Для того чтобы приступить к оформлению льготной пенсии сперва нужно собрать весь необходимый перечень документов. Но прежде чем приступить к сбору документов рассчитывается стаж.

Для подсчета стажа обращаются по месту своей работы в отдел кадров .

В том случае, если претендент на получение пенсионного обеспечения нигде не работает, ему необходимо обращаться сразу в территориальный отдел Пенсионного Фонда .

Граждане, которые по каким-либо причинам не могут самостоятельно обратиться в ПФ, могут отправить все документы по почте в виде заказного письма. В обязательном порядке письмо должно быть с описью.

Допускается возможность оформления третьими лицами при наличии нотариально заверенной доверенности.

Какие документы нужно подготовить?

При обращении в ПФ для подачи необходимой документации необходимо учитывать тот факт, что по требованию сотрудников фонда, перечень документов может быть расширен по мере необходимости.

Тем временем, перечень необходимой документации , который в обязательном порядке подлежит подаче следующий:

При этом обязательно следует обращать внимание на тот факт, что документы подаются в оригинале и копиях.

В том случае, если на протяжении трудового периода фамилия либо же само имя было изменено, необходимо обязательно получить и приложить к остальным документам справку из паспортного стола.

Не редко сотрудники Пенсионного Фонда требуют предоставить справку о доходах за 60 месяцев до января 2002 года.

Сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать дополнительно предоставить :

  • справку, которая подтверждает факт нетрудоспособности либо же вовсе инвалидность;
  • справку, которая может подтвердить наличие иждивенцев у претендента на получение пенсии;
  • информацию о взносах в Пенсионный Фонд.

Если говорить о составлении самого заявления, то это делается при подаче документов под наблюдением сотрудников ПФ либо же по образцу, которое предоставляется.

Какой период рассмотрения?

После подачи всего пакета документов, срок принятия решения составляет 30 календарных дней.

В случае обнаружения каких-либо ошибок сотрудники ПФ уведомляют претендента по телефону либо же по почте.

Какие изменения с 2019 года?

В 2019 году в связи с проведением пенсионной реформы досрочный выход на пенсию медицинским работникам отменяться не будет, однако будет предусмотрено дополнительное условие для получения статуса пенсионера - отсрочка в несколько лет перед оформлением пенсии.

После окончания переходного периода реформы (начиная с 2023 года) стать пенсионером медики смогут только через 5 лет после выработки необходимого стажа.

По состоянию на 2019 год, при наличии оснований, досрочная пенсия медику может быть назначена только через 6 месяцев , отсчитывая с даты, когда наступило это право — выработано 25 или 30 лет страхового стажа.

Например, у медицинского работника стаж работы ровно 30 лет в городской больнице будет 10 октября 2019 года. Получается, что право выхода на пенсию досрочно, независимо от его возраста появится 10 апреля 2020 года (+6 месяцев).

В 2020 году отсрочка будет уже 18 месяцев, то есть к дате выработки стажа будет прибавляться 18 месяцев и только потом появляется возможность выхода на пенсию за выслугу лет.

По той же схеме в 2021 году + 3 года, в 2022 году + 4 года, а начиная с 2023 + 5 лет.

О досрочном выходе на пенсию для работников сферы здравоохранения рассказано в следующем видеосюжете:

Дело в том, что предприятие уже ликвидировано, и получение необходимых документов не представляется возможным.-

возможно и такое а Архивы запрашивали?? возможно там что-то сохранилось желательно было поискать в архивах документы.

В файле решение суда в схожей ситуации суд указал на следующее-

В подтверждение тяжелых условий труда, а именно занятости на строительстве новых объектов в спорные периоды работы истца в качестве «мастера» и «прораба», представлена трудовая книжка, акты приема в эксплуатацию объектов соцкультбыта, строительство которых велось хозспособом при непосредственном трудовом участии истца, а также показаниями свидетелей Б*** Л.В ., Б*** Н.М., Б*** Ю.И., К*** А.Ю.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе об отсутствии доказательств характера работы истца в спорные периоды не могут повлечь отмену решения суда. К выводу о наличии оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости суд пришел на основании оценки представленных сторонами доказательств в их совокупности, оснований для переоценки которых судебная коллегия не находит.

Ссылка на недопустимость в данном случае свидетельских показаний является несостоятельной, так как выводы суда о характере работы истца и полной занятости в спорный период наряду с показаниями свидетелей подтверждены и письменными доказательствами. Письменным доказательством в этом деле была трудовая книжка и акты приемки работ.

Стоит отметить что запросы о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, ввели согласно Постановления Минтруда России от 22.05.1996 N 29. с этого момента и появилось норма о том что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.

До момента издания Постановления N 29. - не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.

Таким образом в суде первой инстанции можно было заявить о том что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными.

по ссылке - приведена интересная выборка со статистикой рассмотрения дел и примерами толкования судами пенсионного законодательства -Проблемные вопросы в практике рассмотрения пенсионных дел ОБОБЩЕНИЕ /Ставропольский краевой суд/http://www.pandia.ru/text/77/178/27059.php

Есть ли вероятность, что апелляционный суд удовлетворит их жалобу? Ведь ситуация очень спорная.

- да есть такая вероятность… ситуация действительно спорная

Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги - работай, не хочешь - до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС - уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас - ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина - несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части - должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(!!!). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример - положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание - отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности - при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано - ни советом, ни документами, словом - никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит - никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь - советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь.