Интерес подростка к собственной личности называется. Достижения психического развития подростков

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива.

В подростковом возрасте интенсивно формируется:
а) Мировоззрение . Подростковый возраст - это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших - учителей и родителей,- либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

б) Нравственное сознание . Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.

В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков.

Ошибки в формировании моральных понятий и убеждений . Однако многочисленные исследования показали, что моральные понятия и убеждения подростка, формирующиеся стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых могут быть ошибочными, незрелыми. Подросток в этих случаях может заблуждаться, иногда следовать чуждым нам по духу моральным принципам и установкам.
Примеры ошибочных высказываний подростков разного возраста .

· «Чуткость - это свойство слабых и слабовольных людей, а настоящий мужественный человек должен быть прямым, холодным, непреклонным, грубоватым и резким». (Заметим, что подростки изо всех сил стараются быть настоящими мужественными людьми.)

· Подростки-мальчики склонны к проявлению молодечества, лихачества, что ведет иногда к нарушениям дисциплины, даже серьезным. Они считают: «Мужество или смелость - это действие с риском для жизни, когда человек идет на самое опасное дело, все равно, ради чего. Важно, что не боится. Пусть ненужная смелость, а все-таки смелость. Глупая смелость лучше, чем умная трусость»; «Показная и ненужная смелость - это исконно русская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ничего не боится и ни с чем не считается. Сам Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»;

· Весьма распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качествах, очень ценимых подростками.
«Упрямство - это на глупых делах закалять волю» (12 лет); «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу» (14 лет); «Пусть упрямый часто и неправ, но сегодня он настоит на своем, хотя неправ, а завтра настоит, будучи правым. Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках» (15 лет). На замечание старшего: «Это верно, что волю надо воспитывать на малых делах, но ведь и эти дела могут быть разумными, почему не закалять волю на них?» - тот же подросток ответил: «Да, можно, но это много скучнее, да и нет сознания, что борешься и побеждаешь чужую волю». Другой подросток продолжил эту мысль: «Для меня дело не Оказывается, все дело в стремлении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле старших. в том, кто прав, а кто настоит на своем!»

В работе с подростками главным, конечно, остается организация правильного нравственного опыта подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.

Задание: Как вы думаете, что может способствовать формированию нравственных качеств личности подростков в условиях лагеря? Перечислите мероприятия, игры, упражнения. Предложите формы деятельности.

в) Самосознание. Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Начало формирования и дальнейшее развитие самосознания накладывают отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной деятельности, на формирование его отношений к окружающему, взаимоотношений его с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода в мир внутренних переживаний, не является проявлением своеобразного стремления к самопознанию и самокопанию, бесконечному и бесплодному самоанализу. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. В связи с ростом интереса к коллективу и общественной жизни у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых ему требований.

В лагере работа с ребятами организуется таким образом, чтобы подростки могли реализовать эту потребность в самосознании. Прежде всего, это упражнения (тренинг), веревочный курс и пр. С данными методами работы вы познакомитесь на последующих занятиях семинара.

г) «Я-концепция». Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большой переполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка

Очевидна необходимость со стороны взрослых пробуждать у подростков стремление к самовоспитанию. Надо убедить подростков, что это возможно, помочь им правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Исходя из личностных особенностей работа с подростками направлена на:

· Способствуем формированию нравственного сознания подростков (через деятельность, собственный пример, приобщение к культуре)

· Способствуем формированию самосознания. Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Поэтому очень важно быть синзетивным к динамике отношений в группе. Важно быть хорошим наблюдателем, понимать, чувствовать состояние каждого участника. Эта информация дает «пищу для размышления» инструктору и играет определяющую роль в выборе форм работы, организации жизнедеятельности, управлении группой, выборе стратегии поведения.

· Воспитание через коллектив. На стадии подросткового возраста дружба по своей структуре и функциям представляет новый уровень развития этой формы взаимоотношений, служит взаимодополнению и обогащению личности друзей, осознанию качеств своей личности, самовоспитанию и в итоге - нравственному развитию подростков. Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в жизни коллектива имеет для него огромное значение. Приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности. В коллективе разбивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять, когда это нужно, личные интересы интересам коллектива. Для подростка очень важно мнение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив - один из путей формирования его личности. В воспитательной работе с подростками особенно надо стремиться к тому, чтобы прямое педагогическое воздействие постепенно перерастало в косвенное педагогическое воздействие через коллектив. Организация здорового, единого, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, здорового общественного мнения, включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте.

· Формирование волевых качеств. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.

Чувство взрослости

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте является формирование у подростка своеобразного «чувства взрослости» как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Исследования психологов (в первую очередь Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой) выявили характерные черты чувства взрослости :

· в социально-моральной сфере (относительная эмансипация от взрослых, наличие собственных взглядов и суждений)

· в интеллектуальной деятельности (самостоятельность в усвоении знаний)

· в интересах, в элементах романических отношений (подражание взрослым)

· в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения (также подражание взрослым).

Формы проявления:

· Критичность к взрослым . В связи с формированием чувства взрослости у подростков появляется черта, которую можно определить как проявление повышенной критичности по отношению к взрослым. Одним из признаков взрослости подросток считает свое умение подмечать недостатки и промахи старших. Делается это не для того, чтобы принизить их, а для того, чтобы утвердить себя в состоянии взрослости. И ход рассуждения подростка таков: если я способен видеть недостатки взрослых людей, то это лишнее свидетельство того, что я и сам взрослый

· Конфликтное поведение , протест. Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Словом, как отмечает А. Г. Ковалев, подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая прежние к нему отношения, сложившиеся в пору его детства. Подросток всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, - понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но и при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми.

· Подражание. Возникшее чувство взрослости заставляет искать ответа на вопрос: а что значит быть взрослым? По-видимому, подросток сам себе дает такой ответ: нужно присматриваться к взрослым, к тому, что они делают, как они себя ведут. Как они себя ведут, так, видимо, и ему следует себя вести, если он хочет быть взрослым, рассуждает подросток. Поэтому очень важно, чтобы педагог своим личным примером воспитывал подростка, чтобы, глядя на старшего, наблюдая за его поведением, отношением к людям, к себе самому, подросток воспринимал хорошее, подражал правильному. Для подростка пример поведения взрослых, и в частности личный пример учителей, приобретает особо важное значение. Учителя должны постоянно помнить, что за ними следят пытливые глаза подростка, что они воспитывают подростка не только своими словами, но и своим поведением. Даже отдельные (и нередко случайные) промахи и проступки воспитателя (не говоря уже о постоянных, привычных отрицательных проявлениях) могут стать отрицательным примером, дурно повлиять на поведение подростков.

Причины формирования чувства взрослости:

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем он начинает превосходить многих взрослых, например своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Активно формируется самосознание подростка, его «Я-концепция», мировоззрение.

Последствия:

Переоценивая свои возможности, подростки приходят к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют на то, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Это может привести:

· Неуспех в деятельности

· Проблемы в общении (деструктивность, неудовлетворении потребности в общении и т.д.)

· Негативное эмоциональное состояние

· Личностные проблемы (неадекватная самооценка, неуверенность, нерешительность и т.д.)

Работа с подростком :

· Не употреблять тон приказа и распоряжения . По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотребления тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных диктатов и безапелляционных требований. Подчеркнем, что речь идет не об отказе от требований вообще, а об отказе от грубых и резких форм, о придании требованиям и распоряжениям более тактичной формы.

· Использовать тон убеждения, совета или просьбы. Приказ часто вызывает отрицательную реакцию, тогда как к совету другое отношение, потому что в глазах подростка - это уже форма отношений взрослого с равным. Если директор говорит: «Ребята, мне хотелось бы посоветоваться с вами, как лучше в вашем классе наладить дисциплину»,- то это всегда производит благоприятное впечатление. Разумеется, отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения.

· Принцип добровольности. Привлекая детей к обсуждению совершаемых дел не принуждать их к выполнению. Заинтересовать, позволить ребятам проявить инициативу, творчество, использовать их возможности, в том числе активность, энергию, их стремление к самостоятельности.

· Позиция взрослого – друг, старший товарищ . Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют - другие выполняют команды

· Апеллирование к взрослому человеку в лице подростка , к его разуму, рассчитывают на его понимание, тем самым достаточно высоко оценивая его мыслительные способности. У него возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.

Задание: Давайте подумаем, как может проявится новообразование данного периода «чувство взрослости» в лагере. Напишите 2-3 ситуации, с которыми вы можете столкнуться в лагере и предложите пути их решения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы .

Несмотря на разнообразие теоретических подходов к трактовке процесса психического развития ребенка, все они так или иначе рассматривают влияние двух основных факторов развития - наследственности и среды, а также степень их взаимодействия, выражающуюся в активности самого субъекта. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. В свою очередь, среда(социализация), т.е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяет, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему. Ребенок является активной стороной взаимодействия в семье. Процесс развития осуществляется как совершенствование человека - биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами .

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать .После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии плода еще в утробе матери. К ним относятся:

Сенсорные способности плода;

Эмоциональная связь[Андре Бертин, Воспитание в утробе матери].

Фактор среды также играет особую роль в формирование личности подростка. Социолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Немецкий психолог Штерн считал, что личность -- это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной. Он исходил из того, что психическое развитие -- это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается.

Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые веще, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские и дружеские. В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Таким образом, личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Выводы по I главе

В первой главе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния дисфункциональных семей на развитие личности подростка.

Дети, выросшие в неблагополучный семьях, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль -- положительная или отрицательная -- она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Таким образом, исследование дисфункциональных стилей воспитания показало огромное влияние на искажение личности подростка. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном процессе. Поэтому несомненно существует много путей оптимизации личности подростка, например, беседа, всевозможные тренинги, направленные на развитие личности подростков.

Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники).

9.1.Ситуация развития личности в подростковом возрасте.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся:

1. развлекательные совместные игры;

2. совместные дела разнопланового характера;

Интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляются развитым уже к началу подросткового возраста, а становление личности продолжается и завершается в юности. В течение 3-4 лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество:

· Самый сложный период становления личности; это и ответственный период, где складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к окружению.

· В этот период стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения.

· Главные мотивы: самопознание, самовыражение, самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожими на старших; требует соответственного обращения с собой, как со взрослым. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. У подростка более равноправное и независимое положение в системе человеческих отношений. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Оно становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. Внешние формы наблюдаемого поведения, например, девочки - одежда, прическа, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, увлечения и т. д.; юноши – объект подражания «настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Образцом для подражания является как взрослые, так и сверстники.

9.2.Формирование деловых и волевых качеств у подростка.

Нужные деловые качества личности формируются в подростковом возрасте. Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности. Соответствующие интересы зарождаются в семье, доме, во внешкольных делах. Их источниками могут стать учителя, родители, сверстники и другие.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то, научиться, причем делать все профессионально, как взрослые. Потребность во всем подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены тем же (неформальные группы). Дети в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню развития интеллекта и по кругозору, по объему и прочности знаний. Нередко отношение подростка к предмету определяется отношением к учителю, преподающего данный предмет. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения. Старшие подростки начинают интересоваться профессиями (профессиональное самоопределение). В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости. Такие качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, могут быть организованны на групповой основе.

Учение – организаторы учебного процесса: сообщения, доклады. Труд – на равных с взрослыми: детские кооперативы, малое школьное предприятие. Игра – деловая: тренинги и т.д.

Волевые качества. В 7-8 классах некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся более старшие дети по возрасту. Более распространенными среди современных подростков развитие волевых качеств является занятие спортом (бокс, борьба, атлетика). С этим же связано развитие мотивации успеха.

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка:

1. Физические качества: быстрота и сила реакции.

2. Качества, связанные со способностью выдержать большие физические нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. Концентрация внимания, работоспособность.

Общая логика развития волевых качеств может быть выражена: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться результата.

10-11 лет – подростки завидуют волевым качествам других;

11-12 лет – желание иметь такие качества;

12-13 лет – самовоспитание;

13-14 лет – активное волевое самовоспитание;

Выработка волевых качеств у девочек идет по другому пути: главные виды деятельности, в которых закрепляются соответственные качества, являются учение, искусство, домоводство, женские виды спорта.

Достижение психического развития.

1. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, мышление, речь.

2. Формируются общие и специальные способности.

3. Противоречия и конфликты. С одной стороны: интеллектуальное развитие; с другой стороны: инфантильность внешне выглядящих взрослыми людей.

4. Интерес к себе: 4-5 класс – внимание к положению среди сверстников; 6 класс – к внешности, к противоположному полу; 7 класс – деловое общение; 8 класс – самостоятельная индивидуальность.

5. Более высокий уровень самосознания. Правильно оценивать имеющиеся возможности; чуткость к мнению взрослых и сверстников; время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного образа «Я».

6. В подростковом возрасте более дифференцированное отношение к разным учителям.

7. Развитие рефлексии, то есть способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков.

9.3.Формирование и становление морали, мировоззрения в ранней юности.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослой жизни, первые признаки которой, появляются уже в подростковом возрасте. На период становления ранней юности приходит становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенционный.

Первыми вопросами, привлекающими к себе внимание, являются морально-нравственные. Источником становятся реальные, человеческие отношения, литература, средства массовой информации (проблема добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности и т.п.). Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, происходящие в нашей стране, продолжающиеся и сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Это более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая решение многих проблем морально-этического характера и самостоятельность – хотя и не всегда правильность суждений (секс, бизнес и т.д.).

Для современных старшеклассников характерна релятивистская позиция « правда, не абсолютна, она должна быть такой, чтобы принести пользу как можно большему числу людей»; справедливость – от каждого по возможности, каждому по его делам. Отношения с родителями – симпатия и забота.

Становление мировоззрения. Оно включает в себя: социально-политические, экономические, научные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Сегодняшняя социально-психологическая ситуация имеет:

а) положительные – отсутствие единственного и однозначного мировоззрения; ориентира, побуждающего самостоятельно думать и принимать решения – способствует ускоренному превращению в самостоятельную личность;

б) отрицательные аспекты – ведут к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся по уровню социальной и нравственно-мировозренческой зрелости – инфантильность (безразличие);

Экономическое мировоззрение. Некоторые обладают отрицательными установками по отношению к экономической образованности. Напротив, экономические знания получают культурно малообразованные («делать деньги») – дельцы. Выход из этой ситуации – включать наряду с традиционными общеобразовательными предметами – экономику, политику, право, искусство.

Наука и религия. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознания и понимания проблем и от убеждения, свойственного для научного мировоззрения, до веры всего один лишь шаг.

Низкий из возможных уровней осознания реальных проблем, как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием. Высшему уровню, напротив свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного понимания.

9.3.Нравственное самоопределение.

Ранняя юность – начало практической реализации жизненных навыков, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской независимости к взрослой ответственности. В ходе исследования выявлены шесть типов целостно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие раннего юношеского возраста и выражающееся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому – «Я» прошлое представляется совершенно чуждым и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личном самоопределении.

2. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это субъективное гармоническое представление о себе человеком.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущем и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизив прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Они оторвано от прошлого и не имеет связь с будущим, не соответствует и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается каждый из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской и возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и наделенностью жизненных перспектив на будущее.

На 2-м месте – первый вариант;

На 3-м месте - третий вариант, остальные в данном возрасте составляют исключение.

В ранней юности, по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и меньше проявляется негативизм в отношении с окружающими. Улучшается физическое и эмоциональное самочувствие, повышается контактность и общительность. Отличается большей разумности и содержательности в поведении. Нормализуется самооценка.

В раннем юношеском возрасте тоже отмечается повышением невротичность. В юношестве особенно проявляется акцентуированные типы характера.

Для юношества характерна определенная возрастная интровертированность.

Основные черты психологии старшеклассников:

1. интеллектуальная зрелость: нравственно-мировоззренческая готовность решать задачи (в общем, виде);

2. значительны и индивидуальные различия, существенные между старшеклассниками (дифференциация обучения);

3. следуют определенным формам морали;

4. выраженная полоролевая дифференциация – развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек;

5. самоопределение в будущей профессии;

6. завершается формирование сложной системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого типа);

7. акцентуированность в характере;

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-464 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники)»:

1. Какие социальные установки формируются в подростковом возрасте?

2. Как происходит формирование деловых и личностных качеств у подростка?

3. Каким образом формируются ценности у подростков?

4. Особенности нравственного самоопределения в ранней юности?

Развитие личности в подростковом возрасте

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации : на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка" Л.С. Выготский считал проблему интересов . Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

- в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

- позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

- "доминанта дали" (субъективная значимость отдаленных событий);

- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

- "доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов , пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы подростка и позволяют сохранить ему чувство самоуважения. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания : у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.

Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание , перенесенное внутрь (Л.С. Выготский).

Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина,это "новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине" , воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма (Д. Элкинд): подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии . Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача "Кто я?").

По данным Д.И. Фельдштейна, в 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и какрезультат, итоговый продукт процессов самосознания.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что в 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе "Золушки" ("Гадкого утенка"): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе в настоящее время (основывается на сопоставлении своих личностных особенностей с определенными нормами, выступающими для него как идеальные формы его личности).

Отрицательное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы "извне", интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно ("У него все хорошо, пожаловаться не на что" - рассуждает мать благополучного подростка), а отрицательные стороны - конкретны, разнообразны.

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

Самооценка подростка носит противоречивый характер : во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке , возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения , которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение , под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции .

Особенности развития воли : ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться.

По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка.

Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении , в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности . В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции . Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

Формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашен­ное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приоб­ретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе раз­вивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимо­помощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подрост­ка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей. Поэтому предъявле­ние требований к подростку в коллективе и через коллектив - одни из путей формирования его личности.

Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляет собой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята - юноши 17-20 лет. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны воспитателей. Но во всяком случае необхо­димо присмотреться к ним, понаблюдать и постараться вовлечь их в сферу влияния общественных организаций.

Включение подростка в жизньздорового, сплоченного, целе­устремленного коллектива, вступление его в ряды пионерской, а потом и комсомольской организаций - важнейший путь форми­рования полноценной личности в этом возрасте. Каковы же особенности формирования личности в подростковом возрасте? Здесь прежде всего следует выделить ряд важнейших направле­ний, по которым идет развитие личности. Это интенсивное фор­мирование и развитие: а) нравственного (морального) сознания, 6) самосознания, в) чувства взрослости и г) деятельности обще­ния.

Нравственные представления и понятия подростков. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Если подросток приобретает положительный опыт нравствен­ного поведения, если его нравственные представления и понятия складываются под правильным идейным руководством, то его отличает высокий уровень нравственного сознания. Большая часть подростков правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях: «Настойчивость - это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца. Настойчивость может развиваться и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего - для хорошего дела» (мальчик, 12 лет); «Гордость - это радость за успех, а не за превосход­ство над другими. Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо. Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (девочка, 15 лет).

В тесной связи с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы. Они служат своеобразным моральным эта­лоном, на который подросток равняет свое поведение. «Для меня идеал женщины - космонавт Валентина Николаева Терешкова - героиня, большая общественница, хороший работник, умная, кра­сивая, хорошо одетая» (девочка, 14 лет); «Мой идеал - человек с большой волей, разносторонними знаниями, любящий свое дело, абсолютно честный и справедливый, и чтобы любил футбол и хорошо разбирался в нем» (мальчик, 14 лет).

В мечтах подростки проектируют свою будущую жизнь и деятельность, в мечте воплощается идеал, к которому они стре­мятся. Мечты наших подростков говорят об их стремлении актив­но участвовать в жизни страны.

Следует отметить, что моральные понятия и убеждения, фор­мирующиеся у подростка стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кино­картин, самостоятельного анализа поведения взрослых, могут быть ошибочными, незрелыми или искаженными и носить харак­тер не только заблуждений, но и чуждых нам по духу моральных принципов. Приведем несколько примеров ошибочных высказы­ваний подростков разного возраста: «Чуткость - это свойство слабых и слабовольных людей, анастоящий мужественный чело­век должен быть не чутким, апрямым, холодным, грубоватым и резким»; «Показная и ненужная смелость - это исконно рус­ская лихость и удальство, молодецкая удаль, когда человек ниче­го не боится и ни с чем не считается. Горький писал: «Безумству храбрых поем мы песню!»; «Вон Сергей Тюленин тоже девчонок за косы дергал, зря из окна прыгал, не слушался учителей, поэтому из него и герой вышел»; «Только мямли и подхалимы говорят мягким, вежливым и приветливым голосом»; «Я вот много наблюдал, размышлял и пришел к выводу: люди думают одно, а говорят другое. Где-то даже слышал, что язык человеку дан, чтобы скрывать свои мысли».

Распространенная в подростковом возрасте положительная оценка упрямства связана с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности - качест­вах, очень ценимых подростками: «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. В жизни не всегда будет у тебя советчик. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу». Другой подросток продолжает эту мысль: «Для меня дело но в том, кто прав, а кто настоит па своем!» Оказывается, все дело встрем­лении побеждать чужую волю. При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, когда человек складывается как лич­ность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле взрослого человека.

Один из старших подростков, нагрубивший учительнице, в беседе с директором полностью признал свою вину, но, когда от него потребовали извиниться перед учительницей, гордо заявил: «Я человек принципиальный: я в жизни никогда и ни перед кем не извинялся!»

Имея некоторые неправильные моральные понятия, ошибочно оценивая некоторые качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, под­ростки нередко намеренно культивируют и развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными. Учитель, воспитатель помогают преодолевать заблуждения, причем основ­ное здесь - организовать правильный нравственный опыт подростка, в процессе которого он убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходи­мости следовать этим нормам в повседневной жизни.

Самосознание и самооценка . Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосоз­нания, потребности осознать себя как личность. У подростка воз­никает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собст­венной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познатьсильные ислабые стороны своей личности.Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяетсярастущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем при­тязаний подростка, его мнением о себе и его реальным поло­жением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

На основе развития самовоспитания, роста требований к под­ростку, его нового положения в коллективе у подростка возни­кает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеуст­ремленному развитию у себя положительных качеств и торможе­нию отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы:для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняютсебе, заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыха­ние и т. д. Один из подростков заявил, что он нашел «лучшийспособ развить у себя волю - это никогда, никому, ни в чем не уступать!» Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недо­статках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возрас­та - формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает счи­тать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки на­ступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, напри­мер своих родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие вжизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убежде­нию, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участ­вовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к само­стоятельности и известной независимости. Отсюда их чувстви­тельность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собст­венных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувст­ва взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопро­тивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости - это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нуж­но не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаи­моотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраи­вать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в извест­ных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подрост­ков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства - всего того, что было в какой-то" мере оправдано по отношению к дошколь­нику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребле­ния тоном категорических распоряжений и приказов, безапелля­ционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требова­ний вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляю­щих чувство собственного достоинства, самоуважения подростка.