Дети босиком: отрицательные стороны. Когда ребенку не нужно ходить босиком

Беззаботные летние деньки, когда можно спокойно ходить босиком. Пляж и песок между пальцев, зеленая трава под ногами, гладкий пол и мягкий ковер дома. Возможно, вы и ваш ребенок упускаете невероятную гамму эмоций, которую может подарить хождение босиком? Если этим летом ваш ребенок сразу из ботинок перейдет на сандалии, он пропустит гораздо больше и может даже оказать негативное воздействие на свое здоровье.

Ходьба босиком

Ходьба босиком не просто дарит незабываемые ощущения, она также укрепляет маленькие ноги ребенка, способствует развитию их ловкости, а также воздействует не только на стопы, но и на другие части ноги, такие как лодыжки, колени и бедра. Это то, чего лишаются современные дети, которые круглый год ходят в обуви. На самом деле ортопеды говорят, что хождение босиком должно быть важной составляющей повседневной жизни ребенка круглый год. Босые ноги функционируют практически как полноценный орган чувств, который ощущает все малейшие детали изменяющегося ландшафта, когда он ходит или играет, тем самым заставляя постоянно делать небольшие поправки в процессе совершения каждого шага. Эти поправки позволяют каждому человеку формировать и улучшать баланс, движения и осанку на протяжении всей жизни.

Не так давно в деревенских регионах дети практически всегда ходили босиком, когда на улице было достаточно тепло, и то же самое делали многие взрослые. Люди начали носить обувь постоянно только тогда, когда ее производство стало очень широким, тем самым сделав цены ниже, а сам товар - гораздо более доступным. Однако исследования показывают, что постоянное ношение обуви не помогает ногам, а, наоборот, причиняет им вред.

В рамках одного исследования было доказано, что дети, которым позволяли не надевать обувь, в результате имели гораздо более прямые пальцы ног, которыми они могли гораздо более эффективно управлять во время хождения, у них наблюдалась большая сила сгибания пальцев, а также более плотная мускулатура стопы, более широкий диапазон движения бедер, большая гибкость подколенного сухожилия и ягодичных мышц. Все эти аспекты являются важными составляющими для того, чтобы иметь естественную и свободную походку. Кроме того, исследования детей, растущих в культурах, в которых не принято носить обувь, показали, что у них гораздо более хорошо развиты стопы и лодыжки, а также не имеется никакого плоскостопия.

Стопы маленьких детей должны иметь прямую связь с землей. И хотя обувь сама по себе не является врагом ребенка, детская обувь должна быть защитной и мягкой, а не жесткой. Людям приходится носить обувь в повседневной жизни, чтобы защищать свои ноги. Но при этом не стоит забывать, что внутренние мышцы стопы в обуви практически не напрягаются. Хотите, чтобы ваш ребенок больше времени проводил без обуви? Вот несколько идей, которые позволят вам освободить стопы вашего ребенка.

Босиком дома

Во многих домах используется японская техника, в соответствии с которой обувь необходимо снимать при входной двери, прежде чем войти в дом. Если отказаться от ношения обуви дома, вы сможете ходить босиком внушительную часть своего дня.

Босиком на природе

Попытайтесь работать в саду, гулять, ходить в походы, взбираться на горы и играть на пляже босиком. Хотя изначально кожа вашей стопы может быть довольно нежной, постепенно на ней образуется более жесткий слой, который позволит вам гораздо более свободно ходить босиком.

Играйте босиком

Если вы хотите повеселиться босиком, то вам стоит попробовать некоторые соответствующие игры, такие как поднимание камней без использования рук, заправка стиральной машины грязным бельем с использованием ног, а также самые разнообразные развлечения, которые вы любили делать в обуви, но теперь можете попробовать босиком. Детская йога, танцы, гимнастика и другие подобные занятия выводят развлечения босиком на совершенно новый уровень.

Меняйте обувь

Хорошо иметь выбор обуви, которую вы можете надеть. Если человек носит одну и ту же пару обуви день за днем на протяжении длительного промежутка времени, у него могут возникнуть проблемы, так как его стопа будет адаптироваться именно к этому виду обуви. Поэтому вам стоит иметь различные виды обуви, такие как кроссовки, сандалии, ботинки и тапки, и вам нужно контролировать процесс, чтобы одна пара не использовалась постоянно.

Не носите спортивную обувь целый день

Конечно же, для занятий спортом очень важно иметь качественные кроссовки, которые будут защищать стопу. Однако недавние исследования показали, что постоянное ношение спортивной обуви провоцирует развитие артрита коленного сустава, так как каждый шаг смягчается кроссовками, и человек не чувствует земли под своими ногами, соответственно, его тело не делает каких-либо поправок, чтобы разместить мускулы и кости таким образом, чтобы обеспечить стабильность. Поэтому вам стоит носить подходящую обувь в течение дня, а спортивную обувь надевать только тогда, когда вы собираетесь заниматься спортом.

Как только малыш неуверенно встаёт на ноги, перед родителями встаёт вопрос: «Можно ли ходить ребенку босиком?» Современная жизнь урбанизирована настолько, что босые стопы даже у детей — зрелище непривычное. К тому же детские ножки такие нежные.

Стопы ребенка – это фундаментальное основание тела. При их неправильном развитии могут возникнуть проблемы с коленными и тазобедренными суставами, позвоночником.

Многие детки не любят и носки и снимают их при первой возможности. Да и мнение педиатров однозначно: здоровому ребенку ходить босиком необходимо.

Можно ли детям ходить босиком?

Дети знакомятся с миром через тактильные ощущения. На наших ступнях более 200 тысяч нервных окончаний. Доказано, что на развитие речевого аппарата в-частности и головного мозга в-целом, влияет не только моторика рук, но и динамичные движения ног. Для моторного и психологического развития ребенка необходима полная свобода движения конечностей.

Чтобы плоская младенческая стопа сформировалась в нормальную взрослую, ноги ребенка должны подвергаться значительным нагрузкам. В период от года до этот процесс проходит стремительно. Окончательно стопы формируются к 16 годам. Неправильно подобранная обувь, узкие носки и ползунки мешают естественному формированию ступни и голеностопного сустава, могут привести к нарушениям развития.

Хождение босиком помогает малышу лучше ориентироваться в пространстве, формирует чувство равновесия. Происходит тренировка вестибулярного аппарата. Без обуви и носков дети гораздо быстрее. Если ребенок не чувствует подошвой поверхность, это может привести к травмам и ушибам. На гладком полу ребенок в носках может поскользнуться и упасть.

Стопы также активно участвуют в теплообменных процессах. В жару лишнее тепло выводится через кожу стоп. Излишне теплые носки или ботинки, сделанные из искусственных материалов, могут вызвать различные недомогания. К тому же современная промышленность часто использует токсичные вещества даже для создания детских вещей.

Хождение босиком — самый простой и доступный вид . Если ребенок при этом бегает по поверхности, состоящей из разных фактур, это ещё и дополнительный . При этом стимулируются активные точки, расположенные на поверхности стоп. Существуют специальные массажные коврики для малышей.

Особенно полезно ходить босыми ступнями в природных условиях. Это расширяет кругозор малыша, является естественным познавательным процессом. При прогулке происходит заземление человеческого тела, что хорошо влияет на здоровье. К тому же это занятие дарит ребенку столько радости! Конечно, перед тем, как отпустить малыша гулять босиком на природе, нужно убедиться в безопасности поверхности.

Когда ребенку не нужно ходить босиком?

Если малыш привык к определенному температурному режиму, хождение босыми ногами по холодному полу может спровоцировать переохлаждение. Особенно, если поверхность каменная или кафельная. Внимание для родителей девочек: после года они заболевание пиелонефритом встречается у них в 2 раза чаще, чем у мальчишек.

Если у малыша есть какие-либо или повреждения кожи на ногах, у членов семьи есть грибковые заболевания, лучше одевать ребенку носочки.

При врождённой недоразвитости связок ортопед тоже может посоветовать носить специальную обувь. Но даже в этом случае желательно обходиться без нее какое-то время. Здоровым малышам ортопедическая обувь не нужна, вопреки рекламным проспектам.

При хронических заболеваниях почек и верхних дыхательных путей тоже нужно быть осторожными.

Вредно ходить босиком по синтетическим коврам: накапливается статическое электричество и полам с искусственным подогревом — это может привести к оттоку крови вниз.

Видео можно ли ребенку ходить босиком

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Если вы с детьми проводите лето в деревне или на даче, самое время начать читать новую книжку, которая так и называется — «Лето в деревне». И тогда у ваших детей не будет недостатка в сюжетах для игр, а у вас появится масса свободного времени и идей, чем заняться всей семьей. Одиннадцатилетний Лука, от лица которого ведется рассказ, приехал с родителями и сестрой в деревенский дом в Тверской области, купленный совсем недавно. Мама и папа — художница и дизайнер — работают удаленно, а дети наслаждаются летом, исследуют окрестности и помогают по хозяйству.

16 июня. Наличники. Крючки

В этот день мы решили съездить в соседний городок. Нужно было купить антенну для интернета и заглянуть в хозяйственный магазин.

Я взял с собой фотоаппарат, который мне подарили на день рождения. Но фоткать всё подряд не собирался. У меня давно появилась идея, что я хочу снимать. Мы с папой и мамой много ездили по разным деревням, пока искали дом. Тогда я обратил внимание, что в каждой области дома разные и окна у них по‑разному украшены. Вот я и решил фотографировать наличники окон.

Наличником называется красивая резная рама вокруг окна. Я соберу фотоколлекцию наличников! Так иногда делают настоящие архитекторы — ездят по старым городкам и фотографируют всё красивое, что сохранилось. А я хочу быть архитектором. Папа говорит, что пройдёт ещё немного времени и старые наличники разрушатся и сгниют, вместо них приделают новые, но они не будут такими резными и красивыми.

Папа даже нашёл мне схему устройства наличника. Например, украшение сверху — это навершие , или кокошник (как старинный русский женский головной убор). Ещё у наличника бывают уши и серьги . Это забавно — окно похоже на лицо!

По дороге в городок мы с Тасей иногда просили остановить машину, чтобы сфотографировать красивый дом или наличник. Я записываю названия всех городов и деревень, где снимаю. Потом я отсортирую все фотографии по областям и районам. Хочу, чтобы всё было по‑настоящему. Важно фотографировать и вид сбоку, чтобы было понятно, как всё устроено.

Добравшись до городка, мы зашли в хозяйственный магазин. Пока папа покупал гвозди, саморезы и ручной земляной бур, мы с мамой углядели на полке необыкновенные чугунные крючки. Мама сказала, что они нам непременно пригодятся. Папа согласился:

— Да, в хозяйстве крючки нужны, тем более таких я уже давно не видел.

— Нет, — возразила мама. — Хотя бы один мы купим не для хозяйства. Посмотрите, на что он похож! Это же хобот и глаза-дырочки. Мы с Тасей и Лукой сделаем слона.

Мама всегда что-нибудь мастерит, поэтому мы не удивились. А вот продавщица удивилась и заулыбалась:

— Надо же, ведь правда похоже на слона. Обязательно купите и сделайте.

Папа купил четыре крючка для хозяйства и пятый для слона.

20 июня. Сосед Лёлик. Глиняное строительство. Лучший способ не испачкать носки

Утром мы увидели из окна полноватого мальчика, вслед за которым бежала пожилая женщина — видимо, бабушка. Мальчик был примерно нашего возраста, и это нас очень обрадовало. В деревне, конечно, и так хорошо, но если по соседству есть дети, это меняет лето к лучшему!

Мы решили выйти познакомиться. Оказалось, что это наши ближайшие соседи. Раньше мы их не встречали, потому что они живут на даче только летом. Это сразу вызвало у меня некоторые подозрения. Ещё я немного удивился, что мальчик одет так, будто только вчера приехал из города: на нём были белые носки, белая футболка и светлые шорты. Мы с Тасей давно поняли, что так в деревне одеваться просто нельзя.

Пока мама и папа говорили с бабушкой, мы познакомились с мальчиком. Его зовут Лёлик (Алексей), и ему десять лет, как и Тасе. Бабушку зовут Надежда Ивановна. Она сразу обратила внимание, что мы босиком.

— Лара, — обратилась она к нашей маме, — это, конечно, не моё дело, но разве можно разрешать детям ходить босиком, тут полно гадюк!

— Правда? Тогда надо будет объяснить детям, как выглядит гадюка и чем она отличается от ужа , — ответила мама. Бабушка Лёлика поджала губы, но предложила нам — детям — зайти выпить сока и поиграть в мяч на лугу перед домом.

Мы выпили очень сока, а потом пошли играть в мяч, но просто перекидывать его друг другу, как посоветовала делать бабушка, нам было скучно, а для игры в выбивалы не хватало народу. Поэтому я предложил пойти к нам и попробовать построить такую крепость или поселение, как мы видели на днях в краеведческом музее. Лёлик сказал, что строить не умеет, но с нами пойдёт.

У нас на участке есть два небольших пруда. Их соединяет канава шириной в метр-полтора. Её прокопал весной тракторист Гена для осушения мокрого места, которое было за баней. По берегам канавы много белой глины — из неё здорово лепить. Каждый из нас решил вылепить себе поселение с крепостью и крепостным валом. Мы влезли по уши в глину и месили её руками и ногами, совками и лопатами.

Свою крепость я расположил там, где река (канава) впадает в море (пруд побольше). Лёлик строился напротив, через канаву — выяснилось, что он всё умеет. Тася возводила стену у пруда поменьше. Три крепостные стены высотой в полметра были готовы. Мы вооружились секаторами и пошли за луг нарезать ивовых палочек для будущих строений и частокола (частокол — это забор из кольев).

Я назвал своё поселение Речане (так называлась деревня, мимо которой мы проезжали по дороге в городок). Тася построила Глиноград, а Лёлик назвал свой город Надеждинск (в честь бабушки).

Башни, дома и другие строения было удобно лепить из глины, а крыши и заборы мы делали из веточек и прутиков. Ещё у нас были мосты и дороги. Самый большой мост перекинулся через канаву. Мы сделали его, попросив у папы широкую толстую доску пятидесятку (50 миллиметров толщиной). Мы ездили по этому мосту друг к другу в гости и иногда воевали.

Вокруг крепостей были рвы, которые мы вырыли в глине и наполнили водой. Через ров можно было перебраться по подъёмному мосту (на верёвочках) или переплыть на плоту из палочек. Глина плохо пропускает воду, поэтому вода из наших рвов не уходила.

Мы долго играли и опомнились, только когда услышали испуганный голос бабушки Лёлика:

— Лёля, ты где? Давно пора обедать! Ты где? Лёля! Я тебе не разрешала отходить от дома! Ау!

Мы взглянули друг на друга и увидели: все трое до трусов перемазаны в глине. Мы с Тасей сразу поняли, что сегодня нас ждёт стирка. У нас это отработано, и про грязь никто не переживает, потому что постирать шорты цвета хаки и старую футболку вовсе не сложно. А вот на Лёлика было страшно смотреть: его белая футболка стала серой, шорты тоже, носки не отличались по цвету от перемазанных в глине ног, и даже в волосах была глина.

Но самым ужасным было другое: чем ближе слышался голос бабушки, тем сильнее Лёлик менялся в лице — он страшно перепугался. Видимо, он только сейчас понял, что испачкался, и осознал, чем это грозит.

А «гроза» и вправду приближалась. Бабушка прошла через наш сад и узрела нас, наши реки, моря и замки...

Ну то есть ничего такого она не увидела, а увидела своего драгоценного внука, грязного и на краю глубокого, просто бездонного пруда. И она завизжала: «Лё-ё-о-лик, отойди от воды! На кого ты похож! Быстро домой! Больше сюда не пойдёшь! Здесь за детьми не смотрят!».

Тут пришла наша мама — позвать нас обедать. Даже не взглянув на неё, бабушка пронеслась мимо, волоча бедного Лёлика за руку.

— Мам, а я знаю отличный способ не испачкать носки, — сказал я, выразительно глядя на наши с Тасей босые ноги. — Просто их не надевать.

— Это понятно, — сказала мама. Она уже разглядывала наши постройки и мост. — Но как вы теперь будете с Лёликом играть? Над этим вам придётся поломать голову. Его же больше не пустят сюда. Здесь грязь, глубокая вода и вообще не смотрят за детьми.

— И гадюки , ты забыла о гадюках! — добавила Тася.— Кстати, ты нам о них расскажешь? Они страшные?

— Вообще-то они довольно опасные. Но гадюка не крокодил: сама на человека охотиться не станет. Нападает, только если на неё наступишь или окажешься слишком близко. Надо внимательно смотреть под ноги и не ходить босиком в высокой траве. А если вдруг укусит, нужно срочно ехать в больницу. Нам до районной больницы полчаса езды на машине, поэтому бояться не надо. Но лучше, конечно, чтобы такого не случалось.

Продолжение следует.

Если во сне вы видите себя босым, то вас ожидает много неприятностей и переживаний, бедность и потеря источников существования.

Если вы стараетесь ступать осторожно, чтобы не поранить ноги, то ваши друзья поддержат вас в трудную минуту и вам удастся благополучно избежать большого скандала.

Однако, сон может иметь совсем иное значение, если вам приснится, что вы отправились босиком в дальнее путешествие.

Такой сон предвещает вам богатство, благополучие, приобретение имения, успех в делах и высокую прибыль.

Иногда сон предсказывает успех в сомнительном и рискованном деле.

Быть во сне босым и в лохмотьях - знак потерь и убытков по обстоятельствам, которые вовсе не будут зависеть от вас.

Идти босиком по улице и бояться наступить на осколки стекла - знак того, что вы совершили ошибку, от которой ваша репутация может серьезно пострадать.

Смотрите толкование: обувь, бег.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Организма составляет важную часть физической культуры ослабленных и больных детей, - писал известный специалист по лечебной физкультуре профессор С. М. Иванов, - наравне с физическими упражнениями оно помогает хорошему общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья и выработке устойчивости к заболеваниям». Особенно он рекомендовал приучать детей К регулярной ходьбе босиком.
Это мнение подтверждает и профессор И. М. Саркизов-Серазини. Он советует детям всех возрастов в течение всего лета ходить преимущественно без обуви.

Детям раннего возраста свойственно естественное неосознанное стремление ходить босиком . «Если родители, особенно матери, им в этом не препятствуют, - писал С. Кнейпп, - то дети, которые умеют ходить, сами помогают себе в этом. Они, не обращая ни на что внимания, сбрасывают с себя тяжелые, стесняющие ботинки и чулки и счастливы этим, особенно ранней весной, когда их выпускают на свежий воздух. Иной ребенок зашибет при этом палец. Но все-таки это не отнимает у него охоты ходить босиком. Дети делают это совершенно инстинктивно, и мы, старшие, чувствовали бы ту же потребность, если бы шаблонные понятия о приличиях не лишали нас этого здорового чувства».

Многие люди, с детства приученные ходить босиком, сохраняют эту полезную привычку на всю жизнь. Неоднократный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, профессор А. Н. Воробьев в своих воспоминаниях пишет: «Обувь берегли к осени и зиме. Остальное время гоняли босиком. Шлепаешь по пыльной дороге и с удовольствием чувствуешь, как теплая земля греет твои подошвы, как наливаешься здоровьем. Сквозь все свое детство прошагал я босиком. Даже сейчас, приходя домой, не надеваю шлепанцы, как водится в «солидных домах», а хожу босиком. Что поделаешь? - привычка - вторая натура».

В некоторых школах-интернатах и детских садах нашей страны отводятся специальные часы, в течение которых все дети ходят только босиком. Это время обычно совмещают с проведением подвижных и спортивных игр.

Такие мероприятия успешно осуществляются учителем В. П. Пендюриным в Железнодорожной школе-интернате № 2 Воронежа. Все уроки физвоспитания там проводятся босиком. Специальные медицинские исследования показали значительное уменьшение не только случаев простуды, но и общей заболеваемости.

Если спросить, с какого возраста следует начинать закаливание детей ходьбой босиком , то неплохо вспомнить вопрос, который задала одна мать Антону Семеновичу Макаренко: «С какого возраста можно начинать воспитывать ребенка?». - «А сколько вашему ребенку лет?» - спросил знаменитый педагог. «Только двадцать дней», - сказала мать. «Значит, вы опоздали ровно на 20дней», - ответил Макаренко.

Это полностью можно отнести и к закаливанию детей. Строго придерживаясь правил закаливания - постепенности и систематичности, а также учитывая особенности еще не вполне сформировавшегося терморегулирующего механизма маленьких детей, следует с первых же дней после рождения приступать как к общему, так и к местному их закаливанию. Надо учесть, что именно в первые годы жизни ребенка наиболее интенсивно проходит процесс рефлексообразования, а следовательно, и закаливания.

Однако, мы будем говорить только о местном закаливании ног.

В возрасте до одного года закаливание рекомендуется начинать с обмывания ног теплой водой (+ 37 - 40°), постепенно снижая температуру до +26-30°. Уже в этом возрасте не следует постоянно надевать детям колготки, туфельки и носки. Нужно приучать ребенка к пребыванию сначала небольшое время босиком на ковре, одеяле, а в теплые летние дни на траве или нагретом песке. Однако при этом надо соблюдать осторожность, избегать резких охлаждений ног (холодный песок, пол, сквозняки, ветер и т. п.).

Детям в возрасте от одного года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно смело разрешить побегать босиком даже по крашеному и паркетному полу в теплой комнате, а летом - по теплому асфальту.

Вначале время пребывания ребенка босиком не должно превышать 30-40 минут в день, а затем оно постепенно увеличивается. Закаленный ребенок дошкольного возраста может с несомненной пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время года и во дворе ходить без обуви.

Для повышения эффективности закаливания одновременно с ходьбой босиком следует продолжать ежедневные ножные ванны. Маленьким детям надо давать возможность поплескать ногами в тазу, ванне, а летом, если вы живете у водоема, побегать по мелководью. По мере повышения закаленности и с возрастом температура воды ножных ванн постепенно понижается. Учитывая рефлекторную связь стоп с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, одновременно с закаливанием ног рекомендуется полоскание горла и носа с постепенным понижением температуры воды (от 20до 8°).

Все эти рекомендации подойдут для детей младшего и даже старшего школьного возраста. Старшим школьницам, закаленным с раннего возраста, можно усилить средства закаливания вплоть до проведения физзарядки или ее части босиком на снегу. Эту процедуру, безусловно, нужно начинать с минимальной продолжительности (не более 1-2 минут). При этом движения, особенно для ног, должны быть интенсивными, по окончании процедуры следует массаж и упражнения, разогревающие стопы до покраснения и ощущения легкого жжения.

Школьники старших возрастов должны сами понимать огромную пользу, приносимую ходьбой босиком, полюбить ее и пропагандировать среди сверстников.

Если почему-либо такое закаливание не проводилось с младенческих лет, то к нему можно приступить в любом возрасте, соблюдая ту же последовательность и систематичность.

К сожалению, многие родители из тщеславия («что, мол, люди скажут?») или ложной стыдливости («неприлично») сами отучают детей от естественного стремления побегать босиком и даже в жаркие дни дома и во дворе наряжают их в стесняющую движения и изолирующую от воздействия внешней среды модную одежду и обувь. Этим они бездумно разрушают здоровье своих детей, превращают их в хилых, слабых, постоянно подверженных простуде и неприспособленных к жизни.

Как это ни странно, особенно оберегают ребят от любого дуновения ветерка бабушки и дедушки. Ведь у них самих чаще всего детство было суровым, но это не помешало им вырасти крепкими, выносливыми. Что же заставляет их надевать на внучат резиновые боты при первых же каплях летнего дождя? Стереотипное - «мы плохо жили, пусть им будет хорошо».

На несомненную пользу ходьбы босиком в комплексе с занятиями по физической культуре хочется обратить внимание и преподавателей физического воспитания в школах. Обычно преподаватели требуют, чтобы школьники приходили на уроки физкультуры в кедах или «чешках». Невыполнение этого правила расценивается как нарушение дисциплины. Но почему же не использовать уроки физкультуры для постепенного закаливания? Эффективность уроков очень повысится, если к импульсации, порождаемой мышечными движениями, добавятся термические и тактильные импульсы, возникающие при ходьбе босиком. Усиленная теплопродукция в процессе занятий физическими упражнениями исключает всякую возможность простуды. Содержание спортивного зала в чистоте полностью обеспечивает соблюдение гигиенических норм.

Нам кажется, что закаливание ходьбой босиком следует также повсеместно внедрять в режим дня детских садов, отведя для этого специальное время, лучше всего совмещая его с подвижными играми, ритмикой и утренней гимнастикой.

Конечно, здесь нужна большая разъяснительная работа, чтобы закаливание в школе, детском саду и дома проходило по единому плану.