Так ли важно, во сколько дети ползают? Почему так важно ползать? Малыш не ползает.

Все родители рады, когда их ребенок развивается вовремя и начинают паниковать, если ребенок садится не вовремя, держит голову, встает. Одним с важных этапов в развитии является ползание, с помощью его можно растянуть связки в кисти, запястье, а это очень важно для того, чтобы у ребенка полноценно развивалась мелкая моторика. Российские медицинские нормы установили оптимальный возраст для ползания – это 6 и 7 месяцев, в некоторых случаях все может происходить и позже. В некоторых ситуациях малыши этот интересный этап пропускают из-за родителей, они сразу начинают сажать в ходунки, и не считают ползание чем-то важным.

Основные причины, почему ребенок не ползает?

Родители уверены в том, что так лучше для развития ребенка как физического, так интеллектуального. Лень мамы, некоторые не хотят следить за ребенком, специально убирать, поэтому и не ползает, сразу же . А это неправильно, потому что ребенок должен обязательно пройти этот этап.

Также частой причиной являются ошибки медицинских работником, которые начали заставлять родителей уложить ребенка спать именно на спинку, чтобы избежать синдрома – внезапная детская смерть. Конечно, это действительно поможет обезопасить малышей от этого страшного явления. Но при этом у ребенка начались вовсе другие серьезные проблемы – мамы перестали выкладывать малыша на животик не только, когда ребенок спит, но и когда гуляет, из-за этого моторная двигательность ребенка снижается. Для того чтобы ребенок начал ползать на четвереньках, нужно обязательно, чтобы в этом процессе принимали участие и ноги, и руки, потому что мышцы до конца еще не натренировали. Мышцы не тренируются из-за того, что ребенок постоянно лежит на спине, из-за этого затылок плоский, когда малыша пытаются перевернуть, он начинает сильно , потому что ему неудобно, очень тяжело. Поэтому мама начинает переворачивать его обратно на спину и больше не хочет изменять положение, жалеет свое чадо.

Польза ползания для ребенка

Конечно, насильно малыша переворачивать не нужно, тем более, когда ребенок начинает кричать и возмущаться. Но со временем очень важно малыша приучить к тому, чтобы он периодически лежал на .

Потому что ползание положительно отражается на развитии подкорковой структуры мозга. Если у ребенка после родов была небольшая мозговая дисфункция после , когда ребенок начинает ползать, это проблема может компенсироваться.

С помощью ползания можно укрепить кости и мышцы, оно тренирует запястья, плечи, руки и локти. Поэтому дети, которые ползают намного развитые и сильнее, чем тем, которые не прошли данную стадию. Нужно учитывать, что и тонкая моторика развивается с помощью этого процесса, потому что растягиваются связки на кистях рук, запястьях. Затем детей легко научить правильно держать ложку в руке, карандаш, они лучше пишут и рисуют.

Помните о том, что с помощью ползания развивается двусторонняя координация. Мозг имеет два полушария, которые влияют на деятельность правой и левой стороны тела. Когда ребенок начинает ползать, между полушариями отличное взаимодействие. Таким образом, малыши начинают лучше управлять телом, могут без проблем ориентироваться в пространстве.

Если даже сейчас ребенок нормально развивается, то потом ему тяжело освоить грамоту, делает много ошибок в словах. Старается учиться отлично, но у него никак не выходит. Поэтому так важно вовремя поговорить с нейропсихологами, которые помогут ребенку, будут назначены специальные занятия – интеллектуальные, физические, таким образом можно помочь малышу развить некоторые способности. Очень важно, чтобы родители хорошо настроились, помогали ребенку, поддерживали его, только тогда ребенок сможет быстро решить все проблемы.

Как научить ребенка ползать?

В первых месяцах жизни ребенок активно развивается, потому его нужно уложить на живот. Сначала время должно длиться 10 минут, затем постепенно увеличивать его. Укладывайте ребенка на живот можно себе на колени, пеленальный стол, перед тем как хотите поменять подгузник. Таким образом, малыш будет лучше держать головку, затем начнет хорошо упираться на ручки начнет постепенно подниматься, движения будут более уверенными. Если ребенок не хочет этого делать, попробуйте положить его на грудь перед собой, он начнет осваивать пространство, при этом не будет голову поднимать слишком высоко, ему так будет гораздо легче, а главное не страшно. Часто под ручки, грудь подкладывают скрученное полотенце, также хорошо выкладывать вперед игрушки, чадо будет пытаться доползти до них.

После того, как ребенку исполнится пол года, на полу расстилайте одеяло, так малыш будет быстрее познавать мир и осваивать его вокруг себя. Помните о том, если ему нравится ползать, это очень хорошо.

Упражнения для ползания

Немаловажную роль играют специальные упражнения для ползания:

1. Нужно взять малыша под мышки, сначала попробовать на пол опустить одну ножку, затем и вторую, потихоньку опускать ребенка, главное, чтобы он пробовал делать опору на руки. После того, как малыш встает на четвереньки, можно его немного поддержать за грудь, не нужно сразу полностью опускать.

2. Хорошо выполнять упражнения на фитболе, для этого малыша нужно уложить животик, покачать мячик в разные стороны, ножки ребенка должны немного касаться пола.

3. Очень легкие упражнения помогут также быстро освоить ползание, для этого нужно согнуть и разогнуть ножки малыша, сначала по очереди, а затем в одно время.

4. Если ребенок хорошо держит голову на животе, можно брать ребенка за пятки, и сгибать ножки, такое упражнение выполнять до 4-х раз, хорошо щекотать пяточки ребенка.

Таким образом, очень важно вовремя научить малыша ползать. Ни в коем случаи нельзя пропускать этот этап, он является важным в индивидуальном . Но перед этим нужно не забыть пройти и другие стадии развития, укладывать ребенка на живот, выполнять специальный , гимнастику. Не нужно жалеть малыша, потому что это не пойдет ему на пользу, а только навредит в дальнейшей жизни.

Все дети разные и развиваются неодинаково. Кто-то в 5 месяцев начинает ползать на пузе, а затем быстро начинает вставать на четвереньки и уже спустя неделю радует своих родителей быстрым ползанием, а другие и в 8 месяцев никак не хотят следовать примеру мамы и папы, которые уже устали ползать перед глазами малыша на коленях, пытаясь показать ему пример и научить его "собачьему" мастерству.

Если малыш не ползает в 8 месяцев, то это свидетельствует лишь о том, что еще не пришло время, когда ему пора ползать. Ведь каждый ребенок имеет свои особенности в умственном и физическом развитии, а потому то, как и в какие сроки он освоит двигательные навыки напрямую зависят от того, насколько развиты его мышцы, кости, интеллект и психика.

Если на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца невролог и ортопед не нашли никаких отклонений в развитии, то переживать по поводу того, что 8 месячный ребенок не ползает не стоит. Обычно ползать не торопятся пухленькие детки со спокойным характером и скорее всего, ваш малыш относится именно к таким.

Ползание - необходимый этап в развитии . Оно не только дает малышу возможность передвигаться самостоятельно, но и способствует развитию его интеллекта, настойчивости и уверенности в собственных силах. Однако в последние годы резко возросло количество детей, которые не желают ползать и начинают ходить чуть позже положенных сроков.

Редко, но встречаются дети , которые начинают ползать специфическим образом: по-пластунски, на попе, отталкиваясь одной ногой, подволакивая одну руку или ногу. Такие попытки ползать говорят о том, что организм ребенка пока не окреп и не готов ползать обычным способом. Чтобы ползать на четвереньках, нужно иметь хороший пресс, крепкие мышцы спины, ног и рук. Во время ползания малышу приходится одновременно двигать ногами и руками, следить за целью и огибать препятствия.

Ползание готовит мышцы и мозг ребенка к прямохождению. Если ребенок начнет ползать не в 8 месяцев, а только в 10-11 месяцев, значит, он начнет ходить также позже. Беспокоиться родителям надо в том случае, если в 8 месяцев ребенок встал и пошел, пропустив этап ползания. Это может отрицательно сказаться на его осанке, позвоночнике и спине в целом, ведь его кости и мышцы еще не готовы к такой нагрузке.

Преждевременное стояние и ходьба до начала ползания могут оказать отрицательное влияние на формирование скелетно-мышечного каркаса, поэтому неправильно поступают те родители, которые начинают ребенка, который еще не ползает, водить за обе ручки или ставят его на ходунки. Большую преждевременную нагрузку нельзя испытывать не только позвоночнику малыша, но и его стопам. Дети, уже имеющие ходить на ходунках, значительно позже начинают ползать или даже вовсе пропускают этот важный этап развития.

Родители обязаны сделать все реально зависящее от них, чтобы их ребенок гармонично развивался и рос. Чем активнее с первых дней рождения родители занимались ребенком, делали массаж и гимнастику, закаляли, тем лучше развивается его мускулатура, тем меньше у него лишних килограммов и тем скорее он начнет сидеть, ползти, вставать и ходить. Болезни, из-за которых 8-месячный малыш не может ползать, на практике встречаются редко. Причиной нежелания ребенка ползать чаще всего является отсутствие нужных условий и мотивов для развития этого навыка.


Чтобы научить ребенка ползать, родителям надо проводить больше времени с ним. Регулярно, начиная с 2-3 месячного возраста, необходимо укладывать малыша животом на твердую поверхность. Лучше всего на пол, где есть коврик. Такая поверхность хороша тем, что на ней ребенку проще поднимать головку и отталкиваться ножками. От пола он никуда не упадет, что снижает риск травм.

В 4-5 месяцев начинайте на расстоянии вытянутой руки от ребенка ставить яркую игрушку или вещь, которой он любить играть, и предлагайте ему до нее дотянуться. Порадуйтесь вместе с малышом, если он сумет доползти на животе до "приманки" и через пару недель увеличьте до нее расстояние. При регулярных занятиях на полу уже в 6-7 месяцев малыш будет стараться отрывать живот от пола и начнет сам себя раскачивать, родителям же остается только помочь крошке освоить, как надо двигать ножки, чтобы ползти вперед.

Если же вашему ребенку уже 8 месяцев, а он еще не ползает, не нужно ругать его, заставлять вставать на четвереньки и нервничать. Наберитесь терпения, запишите малыша на курс массажа и регулярно делайте с ним упражнения, помогающие укрепить мышцы спины, живота, ног и рук.

Не стоит мучить малыша , если он никак не желает встать на коленки. Ползать он должен стремиться рефлекторно, а родителям нужно только поощрять его движения. Очень важно при этом создавать для передвижения условия, не ограничивая пространство манежем или кроватью.

Каждое достижение ребенка - событие для семьи. Чтобы побудить его ползать, лучше всего показать пример и ползать на четвереньках самим на глазах у ребенка.

Ника самозабвенно ползает. Год скоро исполнится, а она всё на четырёх... Все её ровесницы уже ходят, Машка, вон, бегает вовсю. А эта... Невесёлые мысли заставили маму Ники обратиться к ортопеду. А тот сказал: - Радоваться надо, мамочка! Крепче и здоровее будет. Развивается по возрасту, отклонений никаких нет!

Что такое ползание?

Вы думаете, что ребёнок ползает - когда на четвереньках бегает? Ошибаетесь. Это понятие гораздо шире.

Скачайте таблицу с показателями физического развития детей до 1 года, и будьте уверены, что кроха развивается согласно нормам!

Первые намётки ползания можно увидеть уже в 3-5 месяцев , когда кроха, лёжа на животе, поднимает голову, пытается отталкиваться ножками, а руками как бы подгребает под себя одеяльце или пелёнку. Сдвинуться с места он может буквально на сантиметры, но, можно констатировать начало этапа ползания. А если впереди его что-то заинтересует, то проползти он может до полуметра!

Дальше - больше. В 4-6 месяцев кроха начинает активно осваивать ползание по-пластунски. Лёжа на животе, он приподнимается на предплечьях и переставляет их поочерёдно вперёд. Затем подтягивает туловище, помогая пока ещё лежащими на поверхности ногами (просто упираясь ими). Таким образом некоторые дети передвигаются уже даже на несколько метров, если ситуация (пространство и мама) позволяет.

С пяти месяцев некоторые детки начинают шустро ползать на четвереньках. Перед этим они осваивают «качалку» - становятся на четвереньки и качаются взад-вперёд. Затем возможны варианты. Некоторые дети:

  • начинают двигаться «задним ходом»;
  • перемещаются вбок;
  • передвигаются вперёд методом, напоминающим прыжки лягушки - сначала он выбрасывает вперёд обе руки, а затем подпрыгивает одновременно ногами.

Чуть позже практически все дети начинают ползать традиционным способом, на четвереньках, постепенно наращивая скорость и ловкость.

Почему ползание так важно для развития ребёнка?

Ползание развивает у ребёнка:

  • мышечную силу;
  • связочный аппарат;
  • моторику;
  • координацию;
  • баланс;
  • межнейронные связи.

Оно формирует правильные изгибы позвоночника и обеспечивает нормальную работу костно-мышечного аппарата. Кроме того именно ползание активно развивает межполушарные связи, что способствует быстрой обучаемости и хорошей памяти.

А что, если ребёнок сразу начинает ходить, пропуская этап ползания?

Родители ожидают, когда же пойдёт их малыш и всячески стимулируют его к этому: водят за ручки, хвалят, поддерживают. Дети обучаются прекрасно и как только у них появляется малейшая возможность ходить - они радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Хорошо, когда кроха худенький, маловесный. Если же первые шаги без ползания делает упитанный бутуз - последствия проявляются быстро. Под весом тела искривляются ноги. Просто ненатренированные должным образом мышцы и связки не могут удержать ножки в правильном положении. Затрагиваются не только конечности. Нарушается архитектоника всего позвоночного столба. И вот, пожалуйста, ранние проблемы с опорно-двигательным аппаратом гарантированы.

Вторая опасность - не успевают дозреть некоторые межнейронные связи, что по мнению неврологов, выливается в те самые минимальные дисфункции головного мозга, которые впоследствии мешают детям спокойно заниматься и хорошо усваивать учебный материал.

Как научить ребёнка ползать?

До 7-8 месяцев специально учить не стоит. Просто во время выкладывания на животик кладите впереди малыша яркую притягательную игрушку. Он будет стараться её достать, напрягая все свои мышцы. И это - то, что надо. Конечно же, гимнастика по возрасту, массаж и плавание тоже должны быть в жизни младенца этого периода.

В 7-8 месяцев, если кроха не пополз сам - помогите ему :

  • сделайте «поводок» из большой косынки, два конца протяните подмышками и один - между ножек, возьмитесь за концы и приподнимите младенца так, чтобы он мог перебирать ручками и ножками - восторг обеспечен и тренировка ползания тоже;
  • положите кроху животиком на крупный мяч - покатайте;
  • хвалите, целуйте, поощряйте.

Как только механизм ползания станет дитятке понятен и мышцы окрепнут, он поползёт.

А если ребёнок не ползал, а сам пошёл сразу?

В медицине нет догм. Если ваш ребёнок пошёл, минуя этап активного ползания, это его право. Однако в этом случае он обязательно доберёт своё во время подвижных игр. Вспомните - в 3-4 года и даже в дошкольном возрасте многие детские игры связаны с ползанием. Мамы не успевают колготки на коленках штопать или приобретать новые. Не ругайте малыша - ему это нужно. Такое игровое ползание с успехом заменит малышу «развивашки», так как оказывает многокомпонентное воздействие и всяко полезнее, чем неподвижное сидение в кабинете в компании незнакомой тёти.

И ещё

Ходунки и прыгунки - зло. Ребёнок без вреда для своего здоровья может в них находиться не более пяти минут в сутки и то не в один раз. Эти приспособления нарушают нормальное положение мышц и суставов, затрудняют кровообращение, мешают формированию нормальных навыков ходьбы и ползания.

Детки повышенного питания начинают ползать и ходить позже просто в силу того, что им это тяжелее сделать, чем более худым ровесникам. Не страшно.

Ползающий ребёнок передвигается быстро и мгновенно интересуется всем, что попадается на его пути. Особенно - неизвестным, к примеру: грязной обувью, собачьей миской, розетками, помойным ведром. Поэтому как только кроха стал делать первые шаги на четвереньках, нужно организовать ему безопасное пространство. Закрыть: розетки заглушками, дверцы шкафов - замками, обувь - выставить за дверь. Полы придётся мыть пару раз в день и пылесосить ковры тоже.

Оставлять малыша вне зоны зрения не стоит - риск получения им травмы очень велик.

Моя дочь в 9 месяцев стащила на себя скатерть с посудой со стола. После этого мы отказались совсем от скатерти на несколько лет. А у вас были какие-то курьёзы, связанные с ползанием ребёнка?

Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”

Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.

Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?

Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.

И здесь есть этапы , которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.

Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.

Этапы моторного развития ребёнка:

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

К чему может привести пропуск этапа ползания?

Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?

Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.

Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.

Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.

Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.

Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.

Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.

Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.

Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.

(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.

Умение ползать заложено в ребенке самой природой, однако грамотная помощь родителей не будет лишней. Начинать можно с первого дня рождения. Обычные поглаживания тельца, ручек и ножек, которые рекомендуют делать педиатры, постепенно укрепят мышечные ткани маленького человечка и подготовят его к ползанию. Делать такой домашний массаж очень просто, с ним легко справится и мама, и папа. Если есть возможность и средства, можно обратиться к профессиональному массажисту.

Ситуация, когда к 8-10 месяцам малыш не начал ползать, не садится самостоятельно, плохо держится на ножках и не стоит на них, требует вмешательства врача (рекомендуем прочитать: ). Проведя необходимые обследования и выяснив, что причина кроется в слабых мышцах ребенка, доктор назначит курс специального массажа – такой массаж, как правило, направлен на укрепление и развитие мышечной ткани.

Когда дети начинают ползать?

Определение точных сроков, когда детки должны начать ползать, сидеть, ходить – дело неблагодарное. Новорожденные развиваются по-разному. Некоторые проявляют способности к передвижению на четырех конечностях в 5 месяцев, а другие в 7 встают на четвереньки, чтобы исследовать мир. Известные педиатры предлагают свои методики обучения, мы же доверяем тому, кто все показывает наглядно, и подробно объясняет, аргументируя свои высказывания.

Доктор Комаровский считает, что прописанные в детских медицинских справочниках нормы можно отнести к глубоко примерным цифрам. Приветствуя ползание, Евгений Олегович утверждает, что оно гораздо полезней для детей, чем ходунки и раннее высаживание. Прислушавшись к мнению знаменитого педиатра, мамочки осознают важное правило – ребенок никому ничего не должен. Если взглянуть на усредненные сроки, то они указывают на 6-7 месяцев – вот когда малыш может начать ползать.



Точного срока, когда ребенок начинает ползнать, нет – у каждого малыша своя индивидуальная программа развития. Тем не менее, уже с пяти месяцев можно активно приучать кроху к освоению нового умения

С чего начинать подготовку к ползанию?

Любое новое движение ребенка исходит из его личной заинтересованности и огромного желания познавать мир. Задача родителей состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность, пробудить желание, подкрепить его нужным действием со стороны малыша. Для занятий с ребенком не требуется особых знаний и титанических усилий. Чтобы правильно подготовить новорожденного к ползанию, возьмите на вооружение следующее:

  1. Начните с обучения малыша самостоятельно держать голову. Как правило, к 3 месяцам большинство детей делают это уверенно. Если же к этому возрасту голова все еще «падает», почаще выкладывайте новорожденного на животик. Раскладывайте перед ним игрушки и добивайтесь, чтобы он стал ворочать голову к ним. Эффективная дополнительная мера – оздоровительный массаж, предназначенный для симуляции двигательных навыков и укрепления мышц. Иногда у детей диагностируется мышечный зажим, который поможет устранить врач-остеопат. Для оценки нервной системы крохи в месяц, затем в три и шесть посетите невропатолога.
  2. С 4 месяцев увеличьте количество упражнений на захват. Пусть малыш хватает различные предметы – главное, чтобы они были удобны для захвата. Помогите маленькому сокровищу научиться захватывать собственные ножки. Отлично, если он потянет их в ротик, растягивая мышцы ног.
  3. Малыш в 5-6 месяцев приступает к активному перемещению вокруг себя. Подхватите его инициативу и предложите новое движение: поворот на бочок. Если он сам еще не может сделать этого, помогите ему: из положения «лежа на спине» согните любую ножку в коленке, заведите ее вбок, и тогда ребенок естественным образом завершит движение.
  4. Ближе к полугоду пришла пора научить свое сокровище сидеть. Закрепляйте на занятиях вращения и повороты в разные стороны. Стараясь усадить кроху, не подтягивайте его за ручки, лучше поверните немного на бочок и, переставляя руки по спинке вверх, посадите.


У всех младенцев хорошая растяжка, однако задача родителей – помочь ребенку лучше узнать возможности своего тела, сделать его более податливым для нового вида перемещения

Первые попытки

Обсуждения молодых мамочек, собравшихся в парке и рассказывающих о способах ползания их сокровищ, перемежаются спорами и удивлением. Взрослый человек ассоциирует слово «ползать» с определенным положением. Маленький человечек нарушает все каноны и придумывает собственный способ передвижения на ручках и ножках. Ребенок делает не так, как надо, а так, как ему удобно. Как помочь ползать:

  • Обычно к полугоду и чуть больше малыши хорошо сидят и приступают к освоению ползания. Помогайте своим сокровищам правильно. Раскладывайте перед ними игрушки на некотором расстоянии, чтобы дети тянулись к ним, приманивайте незнакомыми предметами, подхватывайте первые удачные попытки и старайтесь их закрепить. Предложите ему различные игры: ладушки, топотушки.
  • Пробуя встать на четвереньки, ребенок забавно раскачивается, пытаясь удержать баланс тела. Торопить и ускорять процесс не надо. Пройдет 3-4 недели, и малыш справится сам. Положительным фоном для освоения движений может стать ритмичная музыка или декламирование веселых стишков мамой.
  • Используйте жажду общения. Сядьте на небольшом расстоянии друг от друга, и пусть кроха ползает между папой и мамой.
  • Принимайте тот способ ползания, который выбрал ваш ребенок. По-пластунски, как солдат, на четвереньках, как собачка, на попе – не имеет значения. Если ему так удобно, значит, все хорошо.

Насторожитесь, если кроха почему-либо отказывается от активного передвижения и требует свое криком: возможно, у него есть проблемы с двигательным аппаратом. Прибегните к курсу оздоровительного массажа, продолжайте самостоятельно выполнять вспомогательные упражнения. Пройдите обследование у ортопеда и невропатолога.

Подготовка к ходьбе через ползание

Что уж говорить о том, как быстро может передвигаться ребенок на четвереньках или на попе: уследить за ним сложно, ведь он не ползает, а носится на всех четырех конечностях. Более того, он может двигаться не только вперед, но с такой же скоростью ползти назад. Достигнув возраста 8-9 месяцев, дети пытаются встать на ножки самостоятельно, вцепившись ручками за край кресла или дивана. Заметив попытки сына или дочери, не заставляйте их делать так насильно. Можете немного помочь крохе, увлечь его интересной игрушкой, положив ее на диван. Расширьте пространство, где малыш может ползать и вставать на ножки. Ребенок готовится к ходьбе. После такой тренировки, как правило, дети к году встают на ножки и начинают ходить (рекомендуем прочитать: ).



Сперва ребенок встает, держась за опору в виде мебели или родительской руки. Даже когда он начал активно делать это, не нужно заставлять ребенка ходить – придет время, и он сам проявит интерес

Полезные упражнения

Ограниченное пространство манежа или кроватки не поможет младенцу освоить навыки ползания. В четыре месяца кроху можно положить на пол, предварительно застелив его чистой пеленкой или одеялом. Разложите вокруг него любимые игрушки так, чтобы он не мог их достать без подвижки к ним. Кроха поневоле попробует сдвинуться или повернуться, начнет отталкиваться ножкой, помогать себе рукой. Похвалите чадо, дайте ему эмоциональный стимул. Специалистами разработаны специальные упражнения, которые помогают детям наработать навыки ползания. Если ввести их в распорядок и уделять им по 15-20 минут 2-3 раза в день, через 4-5 недель ваше чадо научиться ползать. Главное – не отступать и проводить занятия регулярно. Приведем упражнения, которые помогут научить маленькое создание передвигаться на ручках и ножках:

  1. «Тачка». Положите малыша на животик на полу, подождите, пока он упрется ручками, поднимите его за ножки. Постарайтесь, чтобы он сделал несколько шагов руками.
  2. «Работа на валике». Сверните из мягкой ткани валик, подложите его под грудь крохи. Привлеките его внимание игрушками, чтобы он поворачивал голову и пытался до них дотянуться. Упражнение способствует укреплению шейных и плечевых мышц.
  3. Замените валик подушкой, и подложите ее так, чтобы поднялась и попка крохи. Теперь предложите ему игрушку так, чтобы он сделал движение к ней.
  4. Упражнение с вожжами или простыней. Проденьте вожжи под грудь и попку крохи, немного приподнимите его на импровизированных качелях. Следите, чтобы он уперся ручками в пол, а попа приподнялась. Ребенок окажется на коленках. Слегка покачивая, тренируем новое движение.
  5. После тренировки с вожжами переходим к стоянию на коленках без посторонней помощи. Учим передвигать ножки и ручки в такой стойке. Как правило, дети быстро схватывают такой принцип передвижения.
  6. Прекрасный стимул – чужой пример. Ребенок быстрее научиться ползать в компании с детьми, которые уже умеют это делать. Нет такой компании – примером может стать папа.

Как помочь ребенку, если он не ползает?

Может получиться так, что, несмотря на все усилия родителей, дети не начинают ползать ни в 6, ни в 7, ни в 8, ни в 9 месяцев (рекомендуем прочитать: ). Конечно, есть дети, которые переходят от сидения сразу к ходьбе. Однако медики рекомендуют показать ребенка специалистам. Ортопед осмотрит кроху, выяснит, в чем причина. Возможно, массаж и специальные упражнения исправят положение. Если же врач не выявит никаких нарушений в здоровье крохи, родителям надо будет помочь своему чадо. Что нужно сделать:

  • Сыграйте на чувстве собственности сына или дочки, пригласите в дом малыша, который умеет ползать. Увидев, как чужой играет с его игрушками, ваше сокровище попытается помешать и поползет.
  • Устройте для чада игру, где все ползают, и мама, и папа, и старшая сестра или брат. Пример близких сподвигнет маленького человечка к новым движениям.
  • Оцените комфорт условий, в которых вы предлагаете крохе новый способ передвижения. Проверьте температуру пола, нет ли сквозняков, удобна ли одежда.
  • Воспользуйтесь методикой Глена и постройте своеобразный трек для обучения ползанию. Наклонная поверхность облегчит освоения упражнения, потом можно ее выровнять.
  • Если ребенку тяжело оторвать свое тело от пола, объем его животика равен половине всего веса, подложите ему под живот валик. Лежа на валике, крохе будет проще справиться с координацией.
  • Верные ваши помощники – гимнастика и массаж (подробнее в статье: ). Продолжайте их делать регулярно, примерно 1 час в день, короткими сеансами по 15-20 минут.
  • Уберите специальные облегчающие приспособления (ходунки, ручные вожжи). Заставьте малыша трудиться, пусть он сам осваивает привычный для младенцев способ передвижения.

Просмотрите еще раз видео уроки доктора Комаровского или других экспертов. Убедитесь, что вы все делаете правильно. Старайтесь закрепить малейший успех крохи, но не перегружайте его. Обучение должно быть в радость малышу.