Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Младшая группа

Екатерина Подковенко
Значение сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Сюжетно -ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,

самостоятельность, активность, творчество.

Основным источником, питающим сюжетно -ролевую игру ребенка,- является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно -ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей . Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры . Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает , что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий : оперативные и изобразительные - «как будто» . Наиболее общий мотив сюжетно -ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно -ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет значение личности

людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни : свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания. Сюжетно -ролевая игра - занятие в значительной мере умственное . Дети используют память : они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. В процессе сюжетно -ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей . Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше» , «шире - уже» , «тяжелее - легче» . Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий. Сюжетно -ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине) . Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры . Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей .

Основное содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды сказок. Бытовые сюжеты преобладают , но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок

В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом . Дети часто

разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится

на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов – заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм .

К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-

заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели» ). Им становится доступна условность игры («это понарошку» ). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто» , «понарошку» .

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме» ).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Конспект занятия по развитию игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) в младшей группе

Программное содержание:
1 Обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия, демонстрировать образцы содержательных ролевых диалогов.
2 Развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение.
3 Воспитывать у ребёнка желание играть со сверстниками.
Предварительная работа:
1 Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит».
2 Экскурсия в медицинский кабинет.
3 Беседа с детьми о культуре поведения в общественных местах (больнице, магазине, парикмахерской) .
4 Обыгрывание отдельных игровых сюжетов: дочка заболела; день рождения; покупка продуктов в магазине; поездка в автобусе; стрижка в парикмахерской.
5. Д/и «Семья»; «Мамины помощники»; «Профессии»; «Кому, что надо».
Создание игровых зон и игровые атрибуты:
- «Семья»: столик со стульями, мойка для посуды, плита, микроволновая печь, пылесос, кроватки с постельными принадлежностями, стиральная машинка, миксер, чайник, посуда, куклы, набор для мытья посуды.
- «Больница»: стол для врача, кушетка для больных, халаты, медицинские инструменты.
- «Магазин»: прилавок для продуктов, касса, весы, овощи, фрукты, коробки из – под конфет, молока, чая, баночки от йогурта и т. д.
- «Парикмахерская»: набор для парикмахера: фен, бигуди, расчёска, косметичка, флаконы из – под шампуня, кремов и т. п.
- «Автосервис»: машины, различные инструменты, рули.
- Различные предметы – заместители, сумки, корзинки.
Методическая помощь воспитателя:
1 Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие, даёт образцы ролевых диалогов, затем подключает детей.
2 Включение в игру малоактивных детей.
3 Ориентация на игровые отношения: обращаться друг другу по роли, обозначать свою роль для партнёра в процессе развития игры, подкреплять свою роль соответствующими игровыми действиями.
4 Использование предметов – заместителей, что способствует сокращению игровых действий, делая их условными.
5 Развёрнутые речевые диалоги, введение прилагательных, наречий, деепричастных оборотов, обращений и т. д.
6 Наблюдение за характером игры: протеканием сюжета, разнообразием игровых действий, речевой активностью детей.
Содержание:
Педагог: Внимание, внимание! У нас в группе открывается очень хороший магазин. В нём будут продаваться разные вещи для врачей, парикмахеров, мам, шоферов, которые вам пригодятся. Для всех найдётся что – нибудь интересное. Приходите ко мне!
(Воспитатель звенит колокольчиком)
- Магазин открыт. Здравствуйте! Добро пожаловать ко мне в магазин! Проходите, пожалуйста! Не спешите, вставайте в очередь. «Поспешишь – людей насмешишь! », «Тише едешь – дальше будешь! ». Вещей много, всем хватит.
- Кто первый? Что вы выбрали? Вы хотите купить шприц и трубочку? Значит, вы врач? Сейчас я заверну вашу покупку, чтобы вам было удобнее донести. Заплатите три рубля. А где будет ваша больница? Вам ещё что – нибудь нужно для больницы? Я позвоню вам, когда привезут лекарства. Только не забудьте оставить мне ваш номер телефона.
- Кто следующий? Что вы выбрали, что хотите купить? Печенье? У вас есть
сын или дочка? Может быть, вам ещё что – нибудь нужно для дочки? У меня есть очень вкусный, густой йогурт и спелые, сочные яблоки. Яблоки есть зелёные, красные, жёлтые. Какие больше нравятся вашей дочке? И т. п.
(Педагог – продавец продаёт предметы для врача, водителя, парикмахера)
Педагог по ходу игры переходит от одного ребёнка к другому, берёт дочку – куклу, идёт с ней в «гости на чай», в кафе, едет на автобусе, идёт в больницу, в парикмахерскую. По ходу игры воспитатель может поручать детям новые роли, например, кондуктор в автобусе, доставка продуктов, автосервис и т. д.

Содержание ролевого взаимодействия в игре «Мастерская»
А) Здравствуйте, будьте любезны, скажите, мастерская открыта? Что вы можете налаживать (починить? У меня сломался магнитофон (утюг, пылесос, машина, могли бы вы мне помочь, вы сможете его отремонтировать? Мы с дочкой слушали на магнитофоне сказку «Колобок» и вдруг совершенно пропал звук. Что бы это могло быть, мы в полном замешательстве и не знаем, что делать, поэтому решили обратиться к вам. (Ребёнок – «мастер» чинит принесённую вещь) .
- Давайте послушаем, появился ли звук? Да, звук есть. Спасибо вам большое. Сколько я вам должна заплатить за вашу работу?
Б) Здравствуйте! Что у вас сломалось? Сильно гудит мотор, быть может, он вышел из строя? Непорядок. Давайте внимательно посмотрим. Да, действительно, сломался. (Педагог – «мастер» чинит и спрашивает: «Расскажите, как же вы так быстро ехали, что даже железные гайки отлетели? Крутые были повороты, понятно. Мотор я вам починю быстро, осталось только одну гайку подкрутить. Мотор готов, он совсем как новенький и даже лучше. Проверяйте, как он работает, будьте внимательны, не торопитесь. А может, вы сами накачаете колесо? Помогите мне, пожалуйста, я ограничен во времени. До свидания. Если у вас сломается машина, звоните мне по телефону, не смущайтесь. Я вам с радостью посоветую, как лучше починить машину») .

Содержание ролевого взаимодействия в игре «Больница»
Пациент: Здравствуйте, доктор! Помогите мне, пожалуйста, у меня заболела
дочка. Я очень расстроена из – за её состояния. Может быть, это какое – нибудь опасное заболевание?
Доктор: Здравствуйте, присаживайтесь и расскажите, что случилось с вашей дочкой. Какие у неё симптомы? В чём проявляется заболевание?
Пациент: Она что – то очень сильно кашляет, словно у неё комок застрял в горле.
Доктор: А, может, она второпях выпила холодный сок? Давайте я послушаю вашу заболевшую дочку. Вы уже лечили дочку? Расскажите как. Пробовали ли вы какие – нибудь народные средства? Я вот ещё что думаю: на улице весна – то прохладно, то жарко, то дует ветер, может быть, вы слишком легко одевали вашу дочку? Не надели на неё ветрозащитную куртку, а гуляли в тонкой кофте? Или на голове у неё была слишком тёплая шапка, она вспотела, а потом её продуло. Я вам назначаю сироп от кашля и горчичники. Сходите в ближайшую аптеку и купите. А придя домой, уложите вашу дочку в постель. Давайте ей лекарство 3 раза в день через 4 часа и поставьте горчичники. Будьте осторожны, чтобы не обжечь её кожу, нужно точно выдержать время – 5 минут. До свидания, выздоравливайте.
- Кто следующий? Что случилось с вашим ребёнком? Как же он поранил ногу? Бедненький. Сейчас ему так больно, что его ничего не радует. Вы давали ему обезболивающие? Вот вам замечательная мазь и стерильная повязка. Перелома, по всей видимости, нет. Есть только сильный ушиб, который его беспокоит. Сделаем повязку. Придёте домой, положите больного спать. Если будет сильно плакать, позвоните мне по телефону. Можете это сделать даже поздно ночью, я вам скажу, что можно сделать, чтобы облегчить боль. До свидания, выздоравливайте.

Содержание ролевого взаимодействия в игре «Почта»
-Дзинь, дзинь! Здравствуйте, вам пришла посылка с подарком ко дню рождения вашего сыночка. Надеюсь, она подоспела вовремя? Приходила ваша бабушка и просила меня вручить внуку вот эту поздравительную открытку.
Хотели бы вы что – то передать своей бабушке, ведь она живёт в другом городе, и вы не имеете возможности часто встречаться. Хорошо, я скажу, что вы благодарите её за такой замечательный подарок. До свидания.

Содержание ролевого взаимодействия в игре «Парикмахерская»
- Здравствуйте, я решила зайти в вашу парикмахерскую, поскольку я хочу изменить свою прическу. Я хотела бы сделать модную стрижку и своей дочке. Могли бы вы мне что – то посоветовать? Хорошо. А каким шампунем мне следует мыть голову, чтобы мои волосы были мягкими и пушистыми? А для моей дочки? Спасибо, этот шампунь действительно лучше, при попадании в глаза, он не вызывает раздражения и не щиплет глазки. Большое спасибо за совет. Я так вам благодарна!
До свидания.

Организация сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе.

Предметно-развивающая среда в группах.

Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать предпосылки творчества.

Игры с куклами:

– кормление кукол;

– купание;

– укладывание спать;

– куклы одеваются на прогулку;
– куклы на прогулке;

– обед для кукол;

– кукла заболела;

– комната для куклы;

– куклы идут в детский сад;

– куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море).

Название игры, содержание ППРС

Группа №1

Группа №2

Группа№3

«Семья», «Готовим обед», «Угостим куклу чаем», «Принимаем гостей», «Помогаем куклам накрывать на стол», «У куклы Кати день рождение», «Поможем повару приготовить суп», «Матрёшка в гости к нам пришла», « У игрушек праздник»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Кукла Катя (Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка 2–3 лет (40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш),матрёшки, игрушки

Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, муляжи продуктов питания, овощей и фруктов.

Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).

игровой уголок

«Едем в детский сад на машине», « Гараж», «Дети переходят улицу», «Игрушки проходят по дорожке», «Машина едет по длинной и по короткой дорожке», «Мы строители», Автомобили и светофор», «Поездка на автобусе»

Игры с машинами и другим транспортом:

– машина едет по улице;

– мойка машины;

– ремонт машины;

– заправка машины;

– легковая машина везет гостя; катает друзей;

– грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж)

Автобус везет пассажиров

Цель:

Различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг, строительный набор, макет перекрестка, светофор, рули

«Магазин», «Дети пришли в магазин», «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

игрушки весы; баночки, бутылочки маленьких размеров

из пластика, картона, таблички с наборами продуктов; наборы овощей, фруктов, сумки, кошельки.

«Купание куклы Кати», «Постираем кукле Кате платье»

Цель: учить правильно называть предметы и принадлежности купания, воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о кукле)

Полотенце, ванночка

Мыло,кукла, прищепки, веревка

«Парикмахерская», «Делаем причёску кукле Кате»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Инструменты для игры в парикмахерскую (трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских
(зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы))

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду», Помощники», «Поможем няне подмести пол», «Наведем порядок в кукольной комнате»,

Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

игрушка мишка, набор «хозяюшка»

«Покормим птичек», «Петушок и его семья»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Птички, петушок, курочка, цыплята

«Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы гуляют»

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Набор одежды для куклы.

Прачечная: гладильная доска, утюжки.

Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

Цель: Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Инструменты для игры в парикмахерскую,

игрушка Зайка

«Домашние животные за заборчиком», «Строим заборчик для зверят»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Фигурки домашних животных,

«Встреча с доктором»

Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Набор «Больничка»

кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест)

« Детский сад»

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредствам объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители


В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Материалы для сюжетной игры

Для детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.

Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей имеют мягкие игрушки-персонажи - подобия животных.

Полифункциональные материалы , которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:

  • Шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола
  • Пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.
  • Домик-теремок - ширма, со скамеечками и модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
  • Тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус-каркас с модулями сидений и рулём.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные
Куклы средние (25-35 см.) 5 разные
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) 8 разные
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см) 15-20 разные
Звери надувные крупные 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (крупной) 2-3
Набор кухонной посуды (крупной) 2-3
Миски (тазики) 3
Молоток пластмассовый 1
Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи) 1
Комплект постельных принадлежностей для кукол 3
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) 2
Тележка-ящик (крупная) 2
Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком) 5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные, средние) 5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) 2
Телефон 2
Ведёрки 5
Маркеры игрового пространства Кукольный стол (крупный) 1
Кукольный стул (крупный) 4
Кукольная кровать 2
Кукольный диванчик 1
Шкафчик для кукольного белья 1
Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку) 1
Кухонная плита (соразмерная ребёнку) 1
Ширма-остов домика 1
Складной остов автобуса (автомобиля) 1
Полифункциональные материалы Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) 6
Ящик с мелкими предметами-заместителями

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Цель:

Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязные игровые задачи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Развивать познавательные способности детей.

План проекта:

Перед тем, как проводить сюжетно-ролевую игру дети обучаются игровым ситуациям. Игровые ситуации: «Кукла хочет кушать», «Машенька проснулась», «Выздоровление Машеньки», «Кукла Оля испачкала платье».

Вид проекта:

Долгосрочный (сентябрь-февраль).

Участники проекта:

Дети первой младшей группы «Карапуз», воспитатели, родители.

Основные результаты, которые предполагается получить:

Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнером.

Педагогическая актуальность

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Работа с родителями:

Проведение консультация для родителей, анкетирование; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Игровая ситуация: «Кукла хочет есть»

1 вариант

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду и моют ее.

2-й вариант

Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть. В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети.

Угощаем куклу чаем. Чаепитие.

Прежде чем сварить обед, надо поймать рыбку.
Поели, попили, надо помыть посуду.
Повар готовит обед и кормит деток.

Игровая ситуация «Машенька проснулась»

На кроватке спит кукла. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель:

«Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу Катю.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.
Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.

Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички. С куклой надо погулять.

Игровая ситуация: «Выздоровление Машеньки»

Цель:

Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.

Предварительная работа:

Беседа с медсестрой, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.

Атрибуты:

Халат детский, комплект игры «Доктор Айболит», заболевшие куклы.

Игровое задание:

Вылечить больную куклу.

Правила игры:

Облегчать страдания больного, чутко относиться к нему.

Игра:

Воспитатель:

Что-то наша Машенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой?

Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.

Воспитатель:

Спросите Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель:

Что болит у Маши?

Дети:

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Воспитатель:

Что же нам делать? Как помочь Маше? Чем помочь? Давайте вместе решать.

Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение. Уложим нашу больную в постель.

Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу.

Воспитатель:

У нее болит горлышко, значит, дадим ей теплого чая.

Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство – таблетки. Закутывают горло тёплым шарфиком. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят.

Заболевшая кукла на приеме у врача. Куклу надо тепло укутать и напоить горячим чаем. Больную уложили в постель и прочитали сказку. После выздоровления куклу надо помыть и одеть в чистую одежду. В дальнейших играх в роли и больного и врача могут выступать дети.

Игровая ситуация: «Кукла Оля испачкала платье»

Программное содержание:

1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: стол, платье, таз, предмет-заместитель мыла – деревянный брусок.

Ход игры:

Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель говорит, что кукла Катя гуляла на улице и у нее запачкались платье. Надо его выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло), воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы платье.
Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она гуляла и устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.

Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет кофту, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и кофточку выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена.

Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот теперь все чисто. Повесим платье на батарею и посушим. Воспитатель берет чистое платье, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Платье». Воспитатель предлагает повесить платье на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю.

Сюжетно-ролевая игра «Увлекательное путешествие в волшебный городок»

Проводится по средам в течении 4 недель: 1 неделя – «Магазин», 2-я «Парикмахерская», 3-я «Больница», 4-я «Прачечная».

Программное содержание:

1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, прачки, парикмахера.
5. Познакомить детей с новой игровой ситуацией «Лошадки».
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
Беседы с поваром, с медицинской сестрой, работником прачечной;
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского;
Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Ход игры:

Небольшая беседа в раздевалке.
Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

«На поезде»

Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню».

Стихотворение:

Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.

В группе ставятся стулья друг за другом. Дети садятся в поезд и «едут» в волшебный городок.

Воспитатель:

Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

«Поварята»

Я с пеленок поваренок
Я лишь только появился,
Сразу с кухней подружился.
Вы поверьте, я могу
Приготовить в миг еду!

Замелькают вилки, ложки,
Ножики и поварешки,
Будет множество еды,
Приходите к нам и вы!

Поймали рыбку на обед.

Поварята готовят и подают рыбку к столу.

А вот здесь у нас «Парикмахерская».

«Парикмахерская»

Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид!

Посмотрите, а это больница.

Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

«Лошадки»

Но! - сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

Цель:

Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал:

Предметы-заместители, игрушки, картинки, иллюстрации.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.

Игровые роли:

Лошадка, всадник.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Посмотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспитатель показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток - маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке?».

Дети выбирают роли лошадки или наездника. Игра проводится с использованием обручей.

«Прачечная»

Постираем в ванночке
Рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки,
Трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке,
Платочек для Ириночки.

После каждой сюжетно-ролевой игры воспитатель поощряет детей и спрашивает у участников кем они сегодня были, и какие действия производили.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела