Одежда история возникновения для детей. Конспект занятия «История возникновения одежды» для детей старшего дошкольного возраста


История детской одежды

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Родилась она в Англии и начала с претворения в жизнь призыва . Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. И мальчишки меняют тесную офицерскую униформу на пиджак. Девочки избавляются от тиранства корсетов и неудобных кринолинов, отныне они вслед за маленькими англичанками будут носить свободные муслиновые платьица с пояском. Увлечение новой удобной, легкой одеждой сделало жизнь детворы значительно проще. Немного позже мальчишки с удовольствием воспримут широкие матросские брюки и модные вплоть до нашего времени матросские воротники. Волосы их уже не задыхаются под париками, а свободно вьются по плечам и обрамляют лицо. Так было в 80-х годах XVIII века...

Пляжный ансамбль 1809 г

А до этого одежда на щадила и детей. Грудного ребенка закутывали в пеленки так, что он был похож на мумию. Считали, что так он будет вне опасности простудиться и пораниться. Но, кроме того, детей пеленали и с целью помешать двигаться - родители были убеждены, что движение в этом возрасте деформирует кости... Только после Первой мировой войны, когда современные понятия о гигиене и здоровье начали пробивать себе путь, новорожденные «официально» получили право двигать руками и ногами. Вместо мерзких пеленок им начали вязать детскую одежду, и непременно девочкам розовую, а мальчикам голубую.

Для детей постарше освобождение от тирании одежды наступило после Французской революции, с утверждением стиля «ампир». Еще с 1807 года девочкам позволялось носить платьица до колен - с потайными штанишками, которые кокетливо выглядывали из-под юбочек.

Кружево и воланы. 1850 г .

Такие штанишки им пришлось носить еще долгие годы... С 1845 года девочки уже носили под кринолинами юбки, а мальчики выглядели как девочки - носили короткие туники, из-под которых были видны штанишки, также украшенные воланами. Кроме этого, они носили обувь на высоком каблуке с пуговицами, а позже - русские рубашки и шотландские юбочки.

С 1869 до 1875 г. девочки, как и их матери, вынуждены были носить смехотворный турнюр - целую конструкцию из слоновой кости или подушечку под многочисленными воланами и складками на юбке, а поверх всего этого - жакет, чтобы придать женщине «вполне благопристойный» вид.

В середине XIX века появилась детская одежда, которая до сего дня остается любимой и модной - матросский костюмчик.

К 1890 году дамы еще защищались от солнечных лучей с помощью широкополых шляп и кокетливых зонтиков, но и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и штанинами, а также туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. В прошлом одному портному риходилось обшивать не только все семейство, но и кукол детей - куклы должны были быть одеты, как люди. Но во второй половине XIX века начала бурно развиваться легкая промышленность, торговцы обращали все большее внимание на детскую моду. Появились магазины детской одежды и сразу же начали процветать. Даже высокая мода заинтересовалась этим вопросом.

Первым детским модельером стала Жанна Ланвен - первая женщина, открывшаядверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили ее шить и для их детей.

Безумные двадцатые годы двадцатого столетия освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. «Американское платье» - воздушное платьице с двумя отверстиями для рук, а также короткая пелеринка стали криком моды. Талия - свободна, ноги - открыты, легкая ткань ласкает кожу. Но самая большая перемена началась со Второй мировой войны. Девочки в первый раз натянули брюки. Равноправие между полами в области одежды затронуло и детскую моду. Сегодняшние дети любят детали - кармашки, пуговицы, но любят и удобство. Девочки снова тянутся к романтичным платьицам, а мальчики как огня сторонятся всего того, что, по их мнению, является «девчачьим». Как и во все времена, родители стремятся одевать детей красиво и прививать им хороший вкус.

Форменное великолепие

В дореволюционной России существовало чрезвычайно уважительное отношение ко всяким униформам - на то были свои исторические причины, порожденные реформами петровского времени. В гардероб ребенка обязательно входила форменная одежда. Вот один из примеров - записи из приходно-расходной книги ростовской помещицы 40-х годах XIX века говорят о том, что для подрастающего сына Миши покупались дорогие костюмы. Когда мальчику исполнилось 4 года, он получил парадный костюм, состоящий из платья, шляпы, парика и шпаги (86 руб.). В пять лет ему были приобретены «платье казацкое» и «платье гусарское», каждое стоимостью в 100 рублей.
Одежда для учащихся школ, гимназий, училищ не избежала сложившейся традиции. Дети носили форму не только в учебное время, но и в театр, в гости, на праздники и балы. У гимназисток была повседневная и парадная форма (белый передник, пелерина или подобие большого белого воротника-косынки с воланами и кружевом). Девочки 15-16 лет использовали любую возможность, чтобы блеснуть во взрослой одежде.
В знаменитом французском интернате для девочек в Сен-Сире, и в Смольном (многие его обычаи заимствованы у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка. В обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама Императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие - шелковые зеленые, а на шее - ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги Императрицы - они носили зеленые платья с белой пелериной. До 12 лет девочкам коротко подстригали волосы.

Спорт и дети

Влияние спорта в конце XIX века стало настоящим спасением для детей. С уходом корсета исчезли чрезмерно стройные талии, но вместе с ними и мигрени, и нездоровый цвет лица. Впервые за многие века «маленькие взрослые» получили свободу движения и самовыражения. Теннис, коньки, велосипед, гимнастика, плаванье - вот немногие из популярных видов спорта тех лет.

С развитием железных дорог, стало модным выезжать на воды, появились первые курорты, куда отправлялись целыми семьями. Портные разработали специальную одежду, свободную для движения, облегченную и скромную. Для девочек и их мам предложили своеобразные туники, стянутые поясом и панталоны ниже колен. К такому наряду прилагались черные купальные чулки и легкая обувь. Ансамбль заканчивался головным убором. В начале двадцатого века девичий купальный костюм стал цельнокроеным, более блузообразным в верхней части, талия подчеркивалась кушачком. Для детей купальный костюм выполнялся из светлых хлопковых материалов.
Повсеместное развитие физической культуры в первой половине XIX века в Западной Европе (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) тоже предполагало наличие специальной одежды. Тогда появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики. В России это произошло в середине XIX в. В военных учебных заведениях, например, в Стрелковой офицерской школе, в фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.
Развитие спортивного платья двигалось по тому же принципу, что и купальный костюм. Верхнее платье с узким лифом, но с укороченным рукавом комплектовалось обязательными штанишками ниже колен, под которые одевались чулки. В дальнейшем верхняя часть костюма стала более свободна, а в последствии свободный лиф стали объединять с очень широкими шароварами. Но сколько столетий прошло, пока дети получили такую долгожданную свободу!

Детский праздник в столице Российской Империи - в Рождество 1913-1914 гг

Дети в Стране Советов

В неспокойный XX век в России идеализированный образ ребенка полностью поменялся. И не только образ. Дети перестали быть ангелочками, они превратились в младших товарищей. Ведь главной задачей молодой советской власти было создание нового человека с новым мышлением, новым сознанием и… новым телом.
Крепкое загорелое тело строителя коммунизма не признавало понятия пола. Мы до сих пор встречаем в произведениях советского реализма эти образы. Эта идея отразилась и на детях. Вспомните советские фильмы 30-х годов, девочки и мальчики в одинаковых белых рубашечках и панамках, свободных шароварах маршируют под дробь барабана. Идея сама по себе замечательная, ведь после многолетних «оков» одежды, свободные маечки и трусики, в которые одели детей, как нельзя отвечали гигиеническим требованиям. Но детское белье сразу потеряло свое лицо, свою особую эстетику и уникальность. Остался лишь голый функционал.
Стиль под названием «советское белье» появился не сразу, он оттачивался десятилетиями. Казарменный, унифицированный и милитаристский. Исчез социальный символизм, так как было провозглашено равенство классов. Массовое унифицированное производство породило этого некрасивого ребенка, без всяких признаков на пол, эксклюзивность и приватность. Правительство СССР раз в 5 лет решало, какие детские модели будут шить и какие нововведения должны быть, чтобы выполнить пятилетку, какие размеры могут быть, вплоть до кол-ва пуговиц на детском белье. И производство давало. Над образом советского человека работали целые проектные бюро. Унификация и стандартизация - вот основные постулаты в белье, задушившие все остальные.

Эта идея особенно была сильна в 20-30-40-м военных годах при попытке создания коллективистского общества. Но в первые десятилетия после утверждения Советской власти что-то из детского белья предыдущей поры, конечно же, сохранилось. Малышей еще по-прежнему одевали в вещи сделанные до революции или частным образом. Но нужно признать, что фабрики, например, «Мосбелье», в какой-то степени сохранили в своем ассортименте «дореволюционные модели».
Такой был контраст между коллективистским идеалом, одинаковой одеждой и тем, что люди носили на самом деле, что-то как раз очень приватное, очень разное. А практика сохранения детских вещей жива и по нынешний день. Распространенная в советской культуре, она приближала обычные вещи к статусу реликвий.
Одним из ее проявлений является «донашивание». Особенно часто в практику передачи вещей по наследству включалась детская одежда и белье - дети «вырастают». Но вот пример, как на это реагировали сами дети. Моя хорошая знакомая, будучи девочкой, боролась как могла с этим явлением, донашивая одежду старшей сестры, а особенно колготки. Она разрезала их ножницами и выбрасывала в мусор, утверждая, что они износились. Ее мечтой стала собственная красивая одежда.

Многие 50-летние помнят, конечно, и детский лифчик, простой, с пристегивающимися чулочками. Его носили и мальчики, и девочки в детском саду. Причем женские чулки пристегивались спереди и сзади, а детские - только спереди. Они всегда провисали, чуть ли не до колен, а и из-под штанишек и юбок всегда торчали голые ноги. Это выглядело очень не эстетично и психологически многих травмировало. Поэтому некоторые проявляли не дюжинную смекалку, прибегая к «непреднамеренным социальным изобретениям». Примером могут служить «эрзац-колготки» - сшитые вместе чулки и трусы.

К слову сказать, чулки были страшно неудобной одеждой. Постоянно отстегивались или «выглядывали». А колготок промышленность в тот период не предлагала. Кроме того, чулки носили на круглых резинках, очень неудобных, натиравших кожу, но бывших большим дефицитом.

О появившихся позже детских колготках тоже можно вспомнить много интересного. Например, в условиях тотального дефицита не всегда можно было найти необходимый размер. Поэтому покупали имеющийся, а потом удлиняли! Для этого колготки распускали по петельным столбикам с определенной периодичностью и удлиняли на нужную величину.
Другой оригинальной находкой «народного дизайна детского белья» выступала майка, перешитая в купальник для ребенка: по нижнему срезу в нужном месте которой был проложен шов или пришиты плоские бельевые кнопки.

С нехваткой белья и ситуацией дефицита справлялись традиционно: с помощью спиц и швейной машинки. Теплое белье для малышей вязали. А первые рубашечки шили из выношенной хлопковой ткани. Вообще опыт изготовления белья был в каждой семье, как и машинка Зингер. Приобрести навыки по шитью позволяли школы, кружки или курсы кройки и шитья, которые функционировали в Советской России начиная с 1920-х годов. Со временем мастерство рукоделия вошло в обязательную школьную программу для девочек. Умение шить прививалось на уроках в школе не только в годы дефицита, но и в период «оттепели», когда проблемы с доступностью товаров стали менее актуальными. Что характерно, на этих уроках сначала учили шить трусы и ночные рубашки, а потом все остальное. Вот, например, книжка «Рукодельница» 1950 года учит: «Каждая девушка должна уметь шить себе бюстгальтер и трусы».
Мне кажется, что именно после войны сохранилась традиция утеплять свой быт. Мамы и бабушки говорили, что самое главное - это носить рейтузы. И детство всех девочек того поколения прошло в ужасе от этих слов и самого предмета обсуждения. Тут надо сказать отдельное спасибо китайским товарищам, фабрика «Дружба» предлагала очень симпатичные теплые панталоны, которые, от стирки к стирке сохраняли свой цвет и качество.
Что касается затронутой темы импортного белья, то много импортного детского белья попадало в СССР из стран Варшавского договора: Восточной Германии, Чехии и т.д. Доблестные жены военных, приезжая в отпуск на родину, привозили полные чемоданы детской одежды и белья. Понятное дело, что качество этих вещей очень отличалось от «совкового», за этим бельем тщательно ухаживали и передавали из рук в руки. А порой и продавали, даже ношенное.

Многие, наверное, помнят, что Советская пионерская мораль запрещала девочкам, например, под школьной формой что-то более женственное, нежели маечку и трусики. За комбинацию могли вызвать в родительский комитет и отчитать. А уроки физкультуры? Кто не помнит этих хлопчатобумажных трико со штрипками фиолетово цвета. У них оттягивались коленки, они жутко линяли при стирке, а неопытная прачка могла запросто испортить всю остальную одежду этой фиолетовой синевой. Позже мальчишки из старших классов носили их под брюками вместо колготок. Кальсоны для мальчиков уже были на задворках истории, а колготки уже не позволял носить статус взрослеющего мальчика.
Мое же поколение долго не вылезало из маечек и топиков, игнорируя «взрослое белье» - бюстгальтер, хотя формы давно уже вышли за параметры детских. Думаю, это было вследствие начинающихся перемен: перестройки, музыки Новой волны, а может и быть и банального дефицита. Но я помню, с каким удовольствием моя подруга с 12 лет носила бюстик отечественного производства из хлопка на каркасах в цветочек. Чуть позже очень модным считался бюстик с застежкой спереди, прозванный «Анжеликой». И наша подростковая субкультура утверждала, что только такой бюстик должен быть у взрослеющей девочки… или никакого вообще. Первый мой «взрослый» комплект белья был черного цвета с кружевом. Фирма Lauma, 90-й год... И чувствовала я себя совершенно взрослой.
Эпоха Советского периода сложна, интересна и неоднозначна. Идеи равенства и братства, тотального спорта во многом может быть были хороши. Но как я рада, что современные детки имеют то, чего были лишены их бабушки, мамы - разнообразия, удобства и индивидуальности.

Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

На самом деле, история детской моды насчитывает всего 200 лет. А до этого времени детская одежда вообще не имела отличий от взрослой. Как только ребенка переставали заворачивать в пеленки, на него надевали длинное платье. Причем различий между мальчиками и девочками не делали! И те, и другие носили длинные, кудрявые локоны и были одеты в платье!

Средние века

В богатых семьях детей наряжали в пышные платья, которые с точностью до самых мелких деталей копировали взрослый наряд. Более того, с 4-5 летнего возраста дети были вынуждены носить корсет, парик или напудренные волосы, и им даже клеили мушку на щечку! Ребенок походил на уменьшенную копию взрослого.

Интересно, что для того, чтобы можно было отличить мальчика от девочки, на картинах мальчиков изображали со шпагой.

← Вот так выглядела детская одежда в средние века: слева - мальчик, справа - девочка.

В средневековье отношение к детям отличалось от современного. Оно не было таким эмоциональным и сентиментальным, как в настоящее время. Ведь раньше детская смертность была не редкостью, а потому, родители относились к этому философски, и старались не привязываться к детям. Ребенка стремились как можно раньше сделать взрослым, и поэтому одевали их соответственно.

Бедные семьи не могли позволить себе роскошную детскую одежду. Одежда для детей из бедных семей перешивалась из старых платьев и представляла собой свободную тунику до пола.

Удивительным является еще тот факт, что грудных детей очень долго туго пеленали, полностью сковывая движения. Тогда считалось, что движения могут привести к деформации костей, и поэтому до 9 месяцев ребенок был практически неподвижен.

XVIII - XIX век

Детская мода , по мнению многих началась в конце 18 века. Тогда детям разрешалось не носить корсеты и парики, и появляются первые пиджаки для мальчиков, которые копируют офицерскую форму. Тогда же появились свободные муслиновые платья для девочек с широким пояском. Под платье полагалось надевать кокетливые штанишки для девочек со множеством кружевных оборок. Но такую одежду можно было носить с 7-8 лет, а до этого возраста детская одежда для мальчиков и девочек никак не различалась, и мальчики по-прежнему наряжались в платья. Эта традиция сохранялась довольно долго - вплоть до середины 20 века.

Как вы думаете, кто изображен на фото? Это очаровательная девочка? На самом деле - это американский президент Франк Делано Рузвельт в возрасте 2,5 лет (1884 год).→

Этот факт объясняется еще строгим религиозным воспитанием, когда тема взаимоотношения полов была под запретом, а детская одежда была «однополой».

XIX-XX век

Конец 19 века - это время прорыва детской моды. Связано это с бурным развитием легкой промышленности. Детская одежда становиться непохожей на взрослую, и появляется отдельное направление моды - !

Помните, чудесный матросский костюмчик для мальчиков? Матросская тема была очень популярной в конце 19 века. Есть мнение, что тему с матроссками придумала известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно она повлияла на развитие детской моды в России, внеся в нее элемент свободы и романтики. Впрочем, матроску носили и девочки, а потом одежда с морской тематикой вошла и во взрослую моду.

Но более правдоподобной версией можно считать другую. Начало моды на матроски берет от королевы Виктории и принца Альберта, которые одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.

Сегодня матросская тема снова в моде. Взрослые с удовольствием надевают полосатую одежду и носят якоря на груди. Детская одежда не отстает и наша компания выпустила летом 2013 года полосатые новинки для каталога интернет магазина .

В конце 19 века гувернеры и гувернантки отошли на второй план, и дети элиты начинают обучаться в гимназиях, школах и интернатах. В это время появляются "школьная форма", то есть одинаковая детская одежда для всех учащихся. В то же время, для девочек появляются специальные платья из сукна с кокетливым бантом на талии.

Платья для девочек с бантом на талии продолжают оставаться популярными и в нашем магазине детской одежды Вы можете встретить такой фасон в нескольких цветовых исполнениях. Это очень популярная модель. И не удивительно! Ведь в таком платье девочка может как сидеть за партой, так и идти на праздник.

В 19-м веке девочки на праздник надевали белые платья из муслина и батиста, украшенные вышивкой, лентами и кружевами. Сегодня все чаще праздничные платья для девочек изготоваливают из ацетата, из полиэстера и другой химии. Наша компания против такой традиции и потому мы выпускаем одежду только из натуральных материалов.

Современная детская мода постоянно меняется, появляются новые стили, течения и модели. Vikki-Nikki внимательно следит за трендами детской одежды. Благодаря современному производству, расположенному в той же стране, где и происходит продажа, мы выпускаем новые модели каждый месяц и постоянно на пике популярности. Вы можете купить из ассортимента нашего магазина: футболку с усами , футболку с рисунком пирожного , одежду в полоску, юбку с баской и многие другие самые современные и популярные модели. Наши дизайнеры все время придумывают что-то новенькое. Именно мы первые запустили в моду футболки с разноцветными рукавами и футболки с печворком . Каждый раз стараемся придумать что-нибудь яркое, стильное и модное. Заходите почаще к нам в гости, потому что новинки появляются - каждый месяц!

  • Мне нравится

Не одно столетие мода меняла наряды, придумывала, изобретала туалеты для женщин и мужчин. Думала ли она о том, как одеваться детям? Нет, они мало заботили ее. Костюм ребенка, а затем подростка в общих чертах напоминал то, что носили взрослые.

Поначалу детским платьем было не что иное, как длиннополая одежда Средних веков, XII—XIII столетий, до того, как у мужчин появилась короткая верхняя одежда и штаны стали видимой деталью, то есть до появления прототипа современной мужской одежды. До XIV века все носили платья или длинные рубахи, причем мужские отличались от женских тем, что это была либо более короткая туника, либо она застегивалась спереди; у крестьян с календарей XIII века платье до колена. У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. В общем, в течение долгого периода мужчины носили длиннополую приталенную одежду, в противоположность свободно ниспадающей ткани у греков и римлян: она продолжает старую варварскую традицию — галльскую или восточную, проникшую в римскую моду в первые века нашей эры. Такая одежда была распространена в одинаковой степени на Западе и на Востоке империи, от нее же происходит и турецкий костюм.

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной.


Начиная с XIV века у мужчин короткая одежда и даже обтягивающие штаны вытесняют платье, к большому неудовольствию моралистов и проповедников, которые обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) — продолжают носить платье. Некоторые из них и сегодня носят длинную одежду, во всяком случае в определенных обстоятельствах,— адвокаты, судьи, профессора, священнослужители. Последние едва было не сменили ее на короткую, когда та стала в XVII веке общепринятой, и все забыли скандал, связанный с ее введением,— сутана воспринималась чрезмерно связанной с церковным служением, чтобы соответствовать хорошему тону. Священник снимал свою сутану, если ему предстояло появиться в обществе или даже перед своим епископом, подобно офицеру, который снимал мундир, чтобы предстать при дворе.

Дети, по крайней мере из высшего сословия, тоже сохранили длинное платье. На миниатюре из «Чудес Богоматери» XV века изображена семья, собравшаяся вокруг постели роженицы: отец в короткой одежде, на нем облегающие штаны и куртка, зато трое детей в длинном платье. На миниатюре той же серии ребенок, дающий есть младенцу Христу, одет в платье с боковым разрезом.

В Италии, напротив, большинство детей, изображенных художниками кватроченто, носят облегающие штаны взрослых. Во Франции и Германии, кажется, не очень хорошо отнеслись к этой моде и оставили за детьми длиннополую одежду. Привычка становится общим правилом в начале XVI века: дети непременно одеты в платье. Рисунки на немецких шпалерах той эпохи изображают детей четырех лет в застегивающемся спереди длинном платье. Сюжет французских гравюр Жана Леклерка — детские игры: «в биту, в лунку» и крокет. Поверх облегающих штанов они носят платье, застегивающееся спереди. Это платье становится своеобразной униформой их возраста.

Плоские ленты сзади, также характерные для детской одежды в XVII веке, имеют то же происхождение, что и платье. У плащей и платьев XVI века были рукава, в которые можно продеть руки или же оставить висеть пустыми. На гравюре Леклерка «Игра в биту» можно видеть подобные рукава, пришитые на несколько стежков. Модникам и особенно модницам очень понравился эффект пустого рукава, вскоре он превратился в украшение, а в конечном итоге атрофировался, подобно органу, который больше не используется. Рукава потеряли полость и стали плоскими, приобретая сходство с лентами, привязанными к плечам: детские ленты XVII и XVIII века — это то, что осталось от ложных рукавов XVI века. Впрочем, такие рукава можно увидеть и на других видах одежды — народной или, напротив, церемониальной: крестьянский плащ, который братья-игнорантинцы сделали церковным одеянием в XVIII веке, первая собственно военная форма, как, например, мушкетерская, лакейская ливрея и, наконец, одежда пажа, то есть парадный костюм детей и молодых людей знатного происхождения, отданных в семьи, где они прислуживали при торжествах. Эти пажи времен Людовика XIII носили пышные штаны XVI века и ложные свисающие рукава. Пажеский костюм стал понемногу церемониальной одеждой, надеваемой в знак почтения и торжественности: на гравюре Лепотра мальчики в стилизованном под старину костюме пажа прислуживают во время мессы. Хотя, надо сказать, подобный костюм встречается редко, ленты же можно увидеть на плечах всех девочек и мальчиков из богатых семей — как знатных, так и среди буржуа.

Итак, чтобы выделить ребенка, который ранее одевался как взрослый, для него, и только для него, одежда сохраняет некоторые черты старинного костюма, иногда довольно давно вышедшего из употребления взрослыми. Утверждение справедливо для платья, или длиннополой одежды, и для ложных рукавов. То же можно отнести и к головному убору детей в пеленках: такой чепец носили мужчины в XIII веке, под ним прятали волосы во время работы, что можно видеть на календарях Амьенской Богоматери и др.

Первым собственно детским костюмом стал костюм, который носили все примерно столетием раньше и в котором отныне ходили только дети. Очевидно, невозможно было придумать до последней детали детскую одежду, однако была потребность выделить детей через костюм, сделать отличие видимым. И тогда выбор падает на одежду, традиционно используемую в особых случаях, но которую больше не носят каждый день. Появление особого детского костюма, общепринятого в высших сословиях с конца XVI века, стало поворотным моментом в формировании отношения к детству, отношения, выделяющего детей в сообщество, отдельное от сообщества взрослых (на манер разнообразных ритуалов инициации). Необходимо вспомнить о значении, которое придавалось костюму в старой Франции. Одежда часто была знаком высоких доходов. Люди тратили на нее большие средства и тщательно составляли списки одежды, оставшейся после умершего,— сегодня делают такие же списки только для мехов и шуб. Одежда стоила дорого, и поэтому издавалось множество ограничивающих законов о роскоши в одежде, которая разоряла одних, а другим позволяла мошенничать, скрывая таким образом свое истинное состояние и происхождение. Больше, чем в современном обществе, где женские наряды все еще являются признаком процветания семьи и социального положения, костюм точно указывал на место, которое занимал его хозяин в сложной иерархии. Каждый носил костюм своего сословия: руководства о правилах поведения в обществе заостряют внимание на том, что было бы непристойным одеваться иначе, чем положено в данном возрасте и при данном происхождении. Каждая деталь социального статуса соответствовала детали одежды. В конце XVI века обычай требовал, чтобы детство, отныне получившее признание, также получило и свой костюм.

Маркус Чирертс Младший. Двухлетний мальчик, 1608 г

У истоков детского костюма обнаруживается архаичная длинная одежда; эта тяга к архаизму проявляется и дальше: в конце XVIII века, в эпоху Людовика можно увидеть маленьких мальчиков с воротниками времен Людовика XIII или эпохи Возрождения. У Ланкре и Буше молодые люди часто изображаются одетыми по моде предыдущего века.

Однако начиная с XVII века две другие тенденции направляют эволюцию костюма. Первая акцентирует женоподобный вид малолетнего мальчика. Мы уже видели мальчика в «слюнявчике» — до платья «с воротником» он носит платье и юбку девочек. Некая женственность у мальчиковой одежды, встречающаяся с середины XVI века, была сперва чем-то новым и проявлялась лишь в некоторых деталях. Например, верх платья сохраняет черты мужского костюма, но вскоре у мальчиков появляется кружевной воротник, точно такой же носят девочки и взрослые женщины. Становится практически невозможно отличить девочку от мальчика до четырех-пяти лет, и эта манера утверждается примерно на два века. К 1770 году мальчики старше четырех лет перестанут носить платье с воротничком, но младшие сохранят эту особенность своего гардероба, и так будет продолжаться вплоть до XIX века — привычка внешне приближать мальчика к женщине окончательно исчезнет только после войны 1914 года вместе с исчезновением женского корсета, так как революция в одежде лишь отражение перемены нравов. Любопытно, что желание выделить ребенка в особую категорию касается именно мальчиков: девочек внешне отделяют от взрослых женщин лишь ложные рукава, вышедшие из моды в XVIII веке, как если бы возраст в меньшей степени разделял женщин, чем мужчин. Костюм является одним из признаков этого настроя, мальчики — первые дети, выделенные в отдельную категорию. Они начинают в массе своей посещать коллеж с конца XVI — начала XVII века. Образование девочек начинается лишь во времена Фенелона и мадам де Ментенон, оно развивается позже и медленнее. Не имея школьного периода, девочки рано смешиваются с взрослыми женщинами, как когда-то мальчики со взрослыми мужчинами. И никому не приходит в голову по костюму сделать видимой разницу — начинающую существовать у мальчиков — между ребенком женского пола и взрослой женщиной.


Почему же, чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин? Почему эта манера одевать детей,— столь новая и непонятная в обществе, где рано начинают самостоятельную жизнь,— сохранилась почти до наших дней, во всяком случае до начала этого века, несмотря на перемены нравов и значительное увеличение продолжительности детства? Здесь мы затрагиваем еще неисследованную область осознания обществом самого себя через пол и возраст — пока повсюду говорят лишь о классовом сознании!

Другая тенденция, идущая от страсти к переодеванию, так же как архаизм и уподобление женщине, заставляет придавать костюмам детей из семей буржуа черты простонародной или рабочей одежды. Здесь ребенок опережает мужскую моду. Он будет носить штаны современного типа со времени правления Людовика XVI, прежде эры санкюлотов. Детский костюм эпохи Людовика XVI одновременно архаичен (воротничок эпохи Возрождения), народен (прямые штаны), также в нем присутствуют элементы военного мундира (куртка с пуговицами).

Еще в XVII веке не было собственно народного и тем более регионального костюма. Бедные носили пожертвованную или купленную у старьевщика одежду. Народ одевался в подержанную одежду, как сегодня покупают подержанный автомобиль (сравнение автомобиля и одежды вовсе не риторическое, как это может показаться на первый взгляд,— автомобиль унаследовал от одежды социальный знаковый смысл, который она практически потеряла). Таким образом, человек из народа был одет так же, как человек из высшего общества несколькими десятилетиями раньше. На улицах Парижа Людовика XIII народ носил шапочки с перьями XVI века, женщины — шляпки той же поры. Случалось, что величина разрыва не была одинаковой в разных регионах, она зависела от быстроты, с которой местная знать реагировала на изменения в моде. В начале XVIII века в некоторых регионах (например, на берегах Рейна) женщины еще носили головные

уборы XV века. В течение XVIII века процесс остановился благодаря моральному разрыву, обозначившемуся между богатыми и бедными, а затем и их физическому отдалению, которое сменило тысячелетнее сосуществование. Региональный костюм появился одновременно из новой склонности к регионализму (это эпоха написания фундаментальных трудов по истории Прованса, Бретани и т. д. , эпоха возобновления интереса к языкам, превратившимся в диалекты в процессе развития французского языка) и из действительного разнообразия костюмов, удаленности от королевского двора и различной степени запаздывания моды в тех или иных регионах.

В рабочих кварталах больших городов в конце XVIII века начинают носить особый вид одежды — длинные штаны. Они играют ту же роль, что и рабочие блузы XIX века или сегодняшние комбинезоны — признак рода деятельности и социального положения. Примечательно, что нищенское одеяние XVII века — безобразные лохмотья, смесь эпох и стилей, одежда, купленная с рук или у старьевщика,— перестает быть народной формой одежды больших городов в XVIII веке. В этом надо видеть спонтанное проявление коллективного самосознания, нечто вроде классового сознания. Таким образом, существует типичная одежда ремесленника — длинные штаны. Штаны же, порой доходящие до щиколоток, долгое время были частью одежды моряков. В классической итальянской комедии их носят моряки или жители морского побережья — фламандцы, рейнцы, датчане и скандинавы. Последние носили штаны еще в XVII веке, если верить коллекциям одежды того времени. Англичане отказались от штанов, но носили их в XII веке20. Штаны стали частью униформы военных моряков, когда наиболее организованные государства унифицировали одежду своих армий и флота. Оттуда штаны распространились среди небогатого люда пригородов, который стал испытывать неприязнь к нищенским лохмотьям, и среди юных выходцев из обеспеченных слоев.

Единая, недавно созданная форма одежды была быстро принята детьми из семей буржуа, в пансионатах, все более многочисленных после изгнания иезуитов Пансионаты часто готовили к военным школам или к военной карьере: стало модным подчеркивать фигуру, и взрослые повсеместно одели своих детей в костюм, напоминающий военную или морскую форму,— так появился детский матросский костюм, просуществовавший с конца XVIII века до наших дней.

Появление штанов у детей явилось частично последствием этого нового пристрастия к униформе. Взрослые были покорены ей в XIX веке, когда униформа становится одеждой парадной и церемониальной, чего никогда не было до Революции. Оно было продиктовано также необходимостью освободить ребенка от тесноты его традиционного костюма — дать ему более свободную одежду, и эту свободу в одежде простонародье подчеркивает теперь с некоторой гордостью. Детей избегают одевать в платье, вышедшее из моды, или слишком детское, или в короткие штаны, слишком торжественные, и все это благодаря штанам моряков и простого люда. Более того, находили особую пикантность в том, чтобы придать костюму детей знати некоторые черты народности, как, например, колпак — прежде часть одежды рабочих, затем крестьян, а потом и каторжников, тот самый, что мы называем неаполитанским, а революционеры с их страстью к античности называли фригийским: на гравюре Боннара ребенок изображен в таком колпаке. В наши дни мы наблюдаем распространение одежды одного типа, близко напоминающее переход к штанам мальчиков эпохи Людовика XVI,— синяя спецодежда рабочего, штаны из грубой ткани стали джинсами, и молодежь носит их с особой гордостью как знак молодости.

Так, мы перешли от XIV века, когда ребенок одет как взрослый, к специальному детскому костюму, привычному нам. Мы уже заметили, что эти изменения задевают в большей степени мальчиков. Восприятие детства как отдельного мира проявляется сначала в пользу мальчиков, в то время как девочки еще долго остаются в рамках традиционного образа жизни, смешивающего их со взрослыми. Мы еще не раз увидим опоздание, с которым женщины принимают внешние формы современной, в основном мужской цивилизации.

Что касается истории костюма, обособление детства долгое время ограничивается мальчиками. Совершенно очевидно, что это относится лишь к семьям знати и буржуазии. Дети из простонародья — крестьянские, дети ремесленников, играющие на сельской околице, на улицах, в лавках, в общих залах увеселительных заведений, на кухнях,— одеты как взрослые, на картинах с их изображением никогда не увидишь ни платья, ни ложных рукавов. У них сохраняется прежний образ жизни, ребенок не выделяется среди взрослых — ни костюмом, ни работой, ни игрой.