Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности. Музыкальное развитие дошкольников методическая разработка на тему Уроки музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3 ) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» - выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы - ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.


Стремление всесторонне развить своих детей — это нормальное желание родителей. Именно поэтому они стараются как можно раньше отдать свое чадо в спортивную секцию, на курсы изучения иностранных языков и в различные группы, где ребятишек учат читать, писать и производить простейшие математические действия. Все это, безусловно, очень важно, но не менее значимо, по мнению психологов и педагогов, эстетическое и музыкальное развитие.

Зачем необходимо музыкальное развитие ребенка?

Некоторые молодые мамы и папы считают, что если их чадо научилось сидеть, ходить, бегать, разговаривать и даже знает некоторые буквы, этого достаточно для его полноценного развития. Однако все не совсем так. Музыкальный слух не менее важен для формирования гармоничной личности . Почему?

  • Прослушивание хорошей музыки укрепляет центральную нервную систему.
  • Появление и развитие чувства ритма помогает лучше двигаться и делает движения более скоординированными.
  • Укрепляется мышечный аппарат.
  • Формируется вкус у малыша.
  • Развиваются лидерские качества.
  • В будущем прослушивание музыки поможет адаптироваться в коллективе , т. к. известно, что гармонично развитые люди способны налаживать контакты с любыми членами общества.
  • Игра на детских (а потом, возможно, и на взрослых) инструментах развивает мелкую моторику.
  • Танцы (любые движения под музыку) развивают крупную моторику.

Раннее развитие в этом направлении со временем может повлиять даже на выбор профессии. Совсем не обязательно, что мальчик или девочка станет музыкантом, однако способность понимать себя, свои вкусы и желания помогут сделать правильный выбор.

Особенности и направления музыкального развития детей дошкольного возраста

Говоря об особенностях музыкального развития и слуха у детей, стоит начать с того, чего делать не желательно.

  • Человек различает звуки , еще находясь в утробе матери. Поэтому даже рядом с беременной женщиной нельзя кричать и включать громкую музыку (особенно с ярко выраженными низкими частотами).
  • Сразу после рождения младенец понимает лишь интонацию , поэтому нельзя повышать голос, находясь рядом с ним.
  • С появлением в семье малыша должно быть введено табу на ругательства.
  • По отношению к себе кроха ни в коем случае не должна слышать слова типа «отстань», «прибью», «надоел» и т. п.
  • Малышу не нужно включать ту музыку и те песни, которые вызывают у него негативные эмоции , даже если это классические композиции, рекомендованные педагогами и психологами.

Как понять, что малышу нравится музыка?

Малышочек до года вряд ли сможет объяснить, что ему нравится и почему. Поэтому надо наблюдать за его реакцией.

Как понять, вызывает ли мелодия позитивные эмоции? Легко, ведь малыш производит некоторые движения, у него меняется мимика и пр.

  • Он прислушивается.
  • Замирает.
  • Иногда перестает заниматься тем, чем занимался до этого.
  • Подходит (подползает) к источнику звука.
  • При регулярном прослушивании любимых песен начинает демонстрировать хороший сон и аппетит.
  • Узнает понравившуюся музыку.

Следите за реакциями чада, и вы поймете, когда и что давать ему послушать. Но не надо забывать, что даже самые любимые звуки рано или поздно могут надоесть. Поэтому, если младенец стал капризничать, нервничать и т. д., лучше прекратить прослушивание и переключить ребенка на другое занятие.

Чтобы музыкальное развитие детей было гармоничным, надо действовать сразу в двух направлениях: слушание музыки и ее исполнение.

Слушание музыки

Как ни странно, развитие музыкального слуха начинается с понимания речи. Поэтому, прежде чем переходить к мелодиям, надо научиться говорить со своим чадом.

  • Не коверкать слова.
  • Не сюсюкать.
  • Произносить каждое слово четко, внятно с нужной интонацией.

Спустя некоторое время малыш начнет подражать вашей речи — это лучший момент для того, чтобы начать развивать его слух.

Как правильно развивать слух у ребенка?

  • Играть в игру, когда одно и то же слово (фраза) произносится с разными интонациями . Например, фразу «посмотри, это мяч» можно сказать отрывисто, выделяя каждый слог, плавно, нараспев, тихо, громко, испуганно, восторженно и т. д.
  • Включать приятную и вам, и вашему чаду музыку. На ночь и перед дневным сном можно слушать классическую музыку. Днем во время активных игр включать танцевальную, детскую музыку, веселые песенки из детских мультфильмов. Пробовать танцевать вместе с малышом.
  • Подпевать простым песенкам , которые нравятся дочке или сыну (кроха будет повторять, и так постепенно научится напевать).
  • Показывать малышу, как играют на различных инструментах . Желательно, конечно, чтобы мальчик или девочка видели инструмент, как говорится, живьем. Но если такой возможности нет, то можно показать короткое видео.

Педагоги советуют родителям маленьких детей научиться самим играть на каком-нибудь инструменте. Желание подражать взрослым вызовет у малыша стремление к извлечению звука.

Исполнение музыки

Маленьких детей несложно научить исполнять гаммы и даже простые произведения на фортепиано, но это надо, скорее, родителям для реализации их амбиций и для того, чтобы было чем похвастаться перед гостями. Крохе же нужно совсем другое — научиться слышать звуки.

  • Выходя на прогулку, прислушивайтесь к звукам , которые вас окружают: пение птиц, журчание воды, рев машин, шелест листьев и т. д. Пусть малыш попробует «подпеть» этим звукам, а потом, придя домой, повторит их с помощью доступных средств: свистулька, листы бумаги, вода из-под крана и т. п.
  • Не запрещайте чаду извлекать звуки из любых предметов — пускай стучит карандашом по перевернутым стаканчикам и кастрюлькам, перебирает пуговицы, шуршит фантиками, гремит ложками.
  • Приобретите специально для вашего ребенка какой-нибудь инструмент . Совсем не обязательно покупать дорогие цифровые фортепиано или электрогитары, но это должно быть нечто более серьезное, чем пластмассовая дудочка. Дети ценят отношение к ним, как к «большим».
  • Если ребенок еще совсем маленький, то надо позаботиться о том, чтобы у него были игрушки, издающие самые разные звуки : колокольчики, «гремелки», «пищалки» и т. п.

ВАЖНО! Обязательно хвалите младенца за все его успехи, подмечайте то, что он научился извлекать новые звуки, выучил песенку или хорошо повторил то, что услышал.

Методики развития музыкальных способностей у малышей

То, как именно взрослые будут помогать малышу развивать его музыкальные способности, зависит, в первую очередь, от его возраста.

0-2 года

О серьезных инструментах (гитарах, пианино и барабанах) речи, конечно, не идет. Но игрушки надо выбирать тщательно.

  • Погремушки должны издавать разные звуки.
  • Как только карапуз начинает сидеть , перед ним надо класть сразу несколько игрушек, издающих звуки, чтобы учить сочетаемости.
  • Прекрасно подойдет обучающий (развивающий) коврик для знакомства с разными звуками.
  • Ксилофон, мелофон, металлофон

2-4 года

После двух лет малышу можно предложить «поиграть» на настоящих инструментах.

  • Говорите названия инструментов и тут же показывайте, как они звучат (для этого некоторые посещают дни открытых дверей в музыкальных учреждениях, ищут подходящие инструменты у родственников и знакомых).
  • Попросите малыша придумать песню , пусть она будет нескладная, а мелодия в ней едва угадывается, но это даст крохе возможность почувствовать себя творцом, что немаловажно для полноценного развития.
  • Подключайте эмоции и впечатления : в возрасте 2-4 лет мальчики и девочки способны отразить то, что они чувствуют, на бумаге — пусть нарисуют музыку, которую слышат.
  • Подпишите рисунок — что это была за мелодия и когда была услышана, а спустя некоторое время повторите эксперимент и сравните, как изменилось восприятие одной и то же музыки.

4-6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны понять, что такое процесс обучения, поэтому их можно знакомить с азами теории.

  • Расскажите им о чувстве ритма . Чтобы развить это чувство, очень важно читать стихи и учить их наизусть.
  • Опишите в доступной форме , что такое мажор и минор, продемонстрируйте примеры.
  • Чтобы дошкольник разобрался с тем, как получается песня , его надо познакомить с размером стихов. Для этого надо взять стихи и мелодию, которые не подходят друг к другу — пусть чадо на своем опыте убедится, что не всякий текст можно петь и не на всякую музыку он ляжет.
  • Если малыш проявляет интерес к занятиям, то можно попробовать рассказать ему о нотах , но усердствовать не стоит — как только он заскучает, занятие надо закончить.

ВАЖНО! Родители должны слушать и исполнять музыку, петь песни и учить стихи вместе с дочками и сыновьями, в каком бы возрасте они ни были. Поддержка и одобрение мамы и папы иногда творит чудеса.

Книги и пособия для родителей

Чтобы не «заблудиться» в способах и методах развития у детей музыкальных способностей, родителям можно воспользоваться специальной литературой.

  • «Развитие музыкальных способностей детей», М. Михайлова.
  • «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», М. Михайлова.
  • «Развитие музыкальных способностей у дошкольников», Л. Виноградов.
  • «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей», Н. Корчаловская. (Конспекты занятий, описанных в этом пособии, возможно, пригодятся больше педагогам ДОУ. Но и родители дошкольников, если они решили серьезно взяться за музыкальное воспитание чада, также смогут найти в книге много полезного).
  • «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Анисимова Г. И. (Игры, представленные в этой книге, помогут развить как музыкальные способности детишек, так и память, внимание, логику и т. д.).
  • «Музыка. Первый учебник вашего малыша» , Г. Шалаева (Для получения теоретических знаний).
  • «Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей» (Сборник).

Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.

  1. Воспитывайте хороший вкус у детей : посещайте концерты, театры и выставки. Но при этом не делайте табу из того, что считаете для своего чада неприемлемым. Не так уж и страшно, если ребенок столкнется с проявлением плохого вкуса, это поможет ему на контрасте сформировать свой.
  2. Обсуждайте с ребятишками увиденное и услышанное , позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.
  3. Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке — это создаст позитивные ассоциации с действием, и малыш будет возвращаться к нему снова и снова.
  4. Не мешайте чаду петь, как он хочет . Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.
  5. Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий .
    Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).
  6. Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям малыша . Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.
  7. Используйте одновременно три педагогических метода : наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку — малыш должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”

Б.Асафьев

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей наканунеобучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

4. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «Видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

5. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос-ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком.

1. Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение)

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (развивается при совместном изготовлении музыкальных инструментов мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов)

3. Изображение и изготовление декораций. (кто, где, когда. Например: колобок, в деревне, в лесу, летом).

4. Придумывается песня героя, танец. (в соответствии со временем года

« цветочков», или песенка колобка).

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Что входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.


Первые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.


Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.


Ладовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.


Что такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.


Слуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.
  • Различение голосов.
  • Повторение простых мелодий на слух.

Игры на развитие слуха

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.


Чувство ритма у дошкольников — статистика

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  1. Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
  2. Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
  3. Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
  4. Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
  5. Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Танец также развивает чувство ритма

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Рекомендации по развитию музыкальных способностей для детей разного возраста

Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.


Прослушивание музыки можно начинать еще до года

Малышам в возрасте до одного года рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.

Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.


Ребенок развивается в игре

Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.

Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.

Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.


Первые аккорды

Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.

Пение как основной способ развития музыкальных способностей

Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.

При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.

Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).


Обучение вокалу можно начинать с трех лет

Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.

Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:

  • Мини-постановки для родителей с исполнением заученных песен.
  • Индивидуальные занятия с малышами, имеющие цель выявить творческий потенциал.
  • Проведение праздников с привлечением детей к исполнению маленьких эстрадных номеров.

Методика преподавания музыкальных дисциплин для дошкольников

В различных дошкольных учебных заведениях педагогами разрабатывается множество методов для повышения музыкальных способностей у детей. Выбор того или иного метода зависит от специалиста и программы обучения принятой в учебном заведении.


Формы музыкальных занятий с дошкольниками

Однако большинство преподавателей выделяют основные методы обучения:

  1. Наглядный метод представляет собой комплекс занятий, на котором преподаватель подает основные знания путем личного примера. Для музыкальных школ этот метод характеризуется исполнением мелодий для детей с целью повышения музыкального восприятия, чувства ритма и эмоционального ощущения.
  2. Теоретические (или словесные) занятия проводятся с целью предоставления ученикам информации об истории музыки, разнообразии музыкальных направлений, известных исполнителях. Такие уроки повышают уровень культуры детей и их музыкальный кругозор.
  3. Практические методы обучения основаны на непосредственном участии детей в процессе занятия. Это подразумевает совместное исполнение песен, участие в театрализованных постановках, танцы и игры. Такой метод обучения способствует повышению коммуникабельности дошкольников, а также дает возможность оттачивать чувство ритма и вокальные навыки.

Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений.


Музыкальное занятие в детском саду

При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

ВИДЕО

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей , как и развитие речи ребенка , немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей .

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года» . Также используются в нашей работе программы :

* «Музыкальные шедевры » О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду - важнейшее направление эстетического развития .

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников . С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку . Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей , развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ : создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру - эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности ;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников , создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки ;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной , речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой , музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка , а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение , фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально -художественной деятельности детей . Формирует интерес и любовь к музыке , знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений , композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов , формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма , формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей . На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей .

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения , театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской» , интегрированные («Что у осени в корзине?» , доминантные по пению («Прекрасен мир поющий» ). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально - театрализованные игры, музыкальные этюды , считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия . Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки , но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка , формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки , координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на музыкальных инструментах . На музыкальных занятиях детей учат петь , танцевать, слушать музыку , играть на музыкальных инструментах . Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности. В нашей работе используется много фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности . Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду - особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке , художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь , художественный вкус, активизирует их.

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей .

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей ,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали : «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию .

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание : даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .