Мертвые души описание детства чичикова. Николай Гоголь - Детство Чичикова (отрывок из поэмы «Мертвые души»)

Детство Чичикова из “Мёртвых душ” нельзя назвать самым лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, весёлых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Тест по произведению

Композитор Альфред Шнитке написал сюиту «Детство Чичикова». «Мертвые души», поэма Гоголя, из которой был взят этот отрывок, является украшением не только лишь российскей, да и мировой литературы.

Маленький очерк о детстве героя

Маленький отрывок из одиннадцатой, последней главы книжки, написанный создателем так живо и образно, вдохновил композитора на то, чтоб выразить средствами музыки серенькое, безотрадное детство. Чичиков, главный герой поэмы, помня о собственных детских годах, всю следующую жизнь всеми правдами и неправдами пробовал достигнуть в обществе определенного положения. Н. В. Гоголь блестящим языком двумя-тремя фразами профессионально обрисовал убогость существования малеханького Павла в родном доме. Что может сравниться с фразой о том, как «жизнь посмотрела» на малыша! Кисло-неприютный взор, ну и еще через занесенное снегом мерклое оконце. Сходу становится ясно, что рос мальчишка без родительской ласки (отец болел, а мама ухаживала за ним), одиноким, без гулких друзей-товарищей, заброшенным. А ведь самая веселая и беспечная пора жизни - это детство! Чичиков, можно сказать, был лишен его.

Причины, формирующие нрав

В предстоящей жизни отсутствие друзей не тяготило Павлушу. Этому содействовали, с одной стороны, привычка всегда быть в одиночестве, с другой - науськивания отца, решившего, может быть, единственный раз в жизни побеседовать с отпрыском по душам. Малеханького Чичикова повезли в примыкающий город определять в училище. Лошаденка Сорока лишь на 3-ий денек с утра доставила путников к месту предназначения – к далекой родственнице. И снова вокруг плохо скрываемая бедность, серость и убогость. Начинаются годы обучения, длится детство. Чичиков прекрасно усвоил советы отца, главный из которых был об умении угождать полностью всем, в особенности начальникам и учителям, соученикам богатым и полезным. Умение тонко льстить он отрабатывал в течение всей предстоящей жизни. И, как свидетельствует создатель, Чичиков умел произвести на общество самое подходящее воспоминание.

Типичные таланты Чичикова

Изворотливость головного героя – движущая сила сюжета произведения. Предприимчивый, инициативный, угодливый и беспринципиальный - перед ним могло открыться красивое будущее, другими словами он сумел бы достигнуть того, к чему так стремился. Не имея особенных талантов, он с различием кончает училище. За примерное и благонадежное поведение ему вручают отличительный подарок - книжку с золотыми знаками. Но, невзирая на похвалы учителей, спекулировать Павлуша научился еще в стенках училища. Герой произведения не был каким-то исключением, он был продуктом системы и общества.

Детство Чичиков не вспоминал с тягостным чувством - он не голодовал, был упитанным мальчуганом, ему просто не необходимы были обыденные детские забавы. Вся энергия, все его таланты были ориентированы, согласно отцовским советам, на накопительство. Гоголь обрисовывает то, как герой боготворил средства: когда мальчишка скопил 5 рублей, он сложил их в мешочек, который зашил и упрятал в матрас, потом стал накапливать далее. Еще одним его талантом было умение посиживать бездвижно в течение всего урока и, не мигая, глядеть в рот учителю, вроде бы саркастические соученики ни пробовали его расшевелить толканием и щипками.

Божество, которому молится герой

Прощальная речь отца была посвящена силе копейки. Она, и только она, – и самый верный друг, и самый надежный товарищ, – никогда не кинет и вынет из хоть какой неудачи. И все годы учебы Павлуша без утомились добывал копеечку. Он и мышку выдрессировал, а позже прибыльно продал, и птицу смастерил с этой же целью. Пользуясь безалаберностью соучеников, Чичиков заблаговременно брал пирожки и бублики, а дождавшись, когда они проголодаются, продавал еду по стоимости, зависящей от аппетита покупателя. На самом деле собственной, он был инициативный и профессиональный бизнесмен. Такой образ Чичикова. Детство наложило, непременно, собственный отпечаток на его нрав, но совсем сформировало его характеры общество.




Образование. А) Наказ отца. Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой.»


Б) Обретение собственного опыта. Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче; выдрессировал мышь, научил её вставать на задние лапки и продал; был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба. А) Начало службы. «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих. «…Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».


Б) Продолжение карьеры. Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казённого капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей… Вскоре вновь потерял «тёплое» местечко. Пришлось поменять два – три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «прогорел» и потерял почти всё.




Появление Чичикова в губернском городе. Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остаётся только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»




Литература. 1) y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ 2) Литература в таблицах и схемах/авт.- сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, – 128 с.

Создание поэмы "Мертвые души" пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. "Мертвые души" очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что великий полководец сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее "Я" персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на "ты", хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение "копейке". И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, "первонакопитель", который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Собакевич - характеристика героя романа "Мертвые души"
  • Коробочка ("Мертвые души"): характеристика по плану
  • Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Родители Чичикова были дворяне, но они были бедными. И Чичиков с детства понял как приумножать деньги: продавал голодным одноклассникам пирожки с рынка, дрессировал мышь, чтобы показывать фокусы за плату, лепил фигурки из воска.Чичикова манила богатая жизнь, он активно стремился пробиться в люди.
Он везде хитрил и жульничал, развернул целую кампанию, направленную против коррупции, хотя сам был взяточником.Он занимался тем, что передавал документы на крестьян в опекунский совет, где ему платили за каждого крестьянина. Так у Чичикова появилась идея их скупать.
Я не считаю его подлым так как он хотел себе жизнь обеспеченную чтобы ни в чём не нуждаться.

В этой главе Чичиков предстает перед читателем самонадеянным и черствым человеком. Все неудачи он воспринимает как неприятности других (поздно проснулся, не готова бричка), но при этом сам ничего не делает для их успеха. Кроме того, он позволяет себе грубо обращаться с другими людьми. Ему кажется, что весь мир ему что-то должен, но своих обязанностей, по всей видимости, он не знает и знать не хочет. Он лишь следит, как остальные люди выполняют свою работу, даже не пытаясь им помочь.

Образ Чичикова

Чичиков воплощает в себе многочисленные черты и характеры русских помещиков. Однако он отличается, даже возвышается над остальными доживающими помещиками: над мечтателем Маниловым, над глупой Коробочкой, над жадным Плюшкиным и над остальными. Он пробивает дорогу в будущее своими силами, энергией, особой страстью к приобретению. Чичиков деятельный, живой, предприимчивый. Его целям не мешают высокие идеи: у него их нет. Это неоднозначный образ, который не подл, не добродетелен. В нем есть все для человека, у которого смысл жизни - накопительство, благополучие. Он не раб денег. Они являются лишь средством для обретения той жизни, которую Чичиков желает себе и своим детям в будущем.

Характеристика Чичикова

  1. Автор убежден в том, что Чичиков - не женский идеал.
  2. Он средних лет, полный.
  3. Не является добродетельным человеком, а наоборот даже - подлец.
  4. Происхождение героя очень смутно. Родители были дворянами, но Чичиков не был на них похож. В детстве он был одинок: без друзей и товарищей.
  5. Когда стал учиться, то не проявил особых способной в науках, но был прилежным и опрятным.
  6. Еще ребенком у Чичикова появилась практичность. Он был бережливым, пускался на различные спекуляции, копил и зарабатывал деньги.
  7. Умел пристраиваться к учителям и начальникам, за что получил хороший аттестат.
  8. С виду благонравный и тихий, он мог отказать в помощи человеку, если для этого требовалась значительная сумма.
  9. Не был скупым и привязанным к деньгам, но хранил их для будущего довольства.
  10. Для деловых отношений он имел нужные характеристики: живость, бойкость, заметность, умение ладить и быть приятным в общении, понимание духа начальника.
  11. Приспосабливался к любой работе, быстро и ревностно схватывал любое дело.
  12. В таможенном деле проявилась его честность и неподкупность.
  13. Умел владеть речью, убеждать людей, льстить им без излишков.

Чичиков - человек большой страсти и непреодолимой силы характера. Герой имел страсть к приобретению. Он не подлец, не добродетельный человек. Он - приобретатель.