Лоскутное шитье для начинающих: разная техника, схемы, идеи. Красивое лоскутное шитье одежды, прихваток, коврика, сумок, салфеток, для детей своими руками: схемы, фото
Накануне Дня защитника Отечества в Доме ученых ННЦ состоялся праздник с концертом и выставками творчества клубов по интересам. Благодарные зрители, в основном пожилые люди, были растроганы таким вниманием до слез. Понравилось все. А зрительницы подолгу рассматривали изделия клуба "Витраж", который ведет Людмила Ивановна Щеглова.
В семидесятых годах Людмила Ивановна начала вести в Доме ученых курсы вязания. Оригинальные, со вкусом выполненные модели, обращали на себя внимание и занимали призовые места на выставках. Сама Людмила Ивановна, инженер по образованию, ее специальность "гироскопические приборы и устройства", закончила Томский политехнический. Из-за детей вынуждена была оставить работу, но мириться с положением домохозяйки не хотелось. Что она умела делать? Немного рисовала, хорошо вязала. Этому ее научила бабушка. Вои и решила она предложить свои услуги Дому ученых.
Желающих учиться вязанию оказался полный зал. На курсы записывались заранее. В то время умение вязать было и ремеслом и творчеством. Вязали все -- от детских шапочек до пальто, ковров и покрывал. Вся интеллигенция ходила в вязаных свитерах и пуловерах. Главная забота была -- достать пряжу, в дело шли любые нитки. Вязали на остановках, на работе, в гостях. Помните, в "Служебном романе" вяжущую секретаршу Верочку? Зарплата маленькая, а одета во все заграничное... Это штрих времени.
В общем, интерес у Людмилы Ивановны перерос в профессию, она закончила факультет общественных профессий НГУ, отделение искусствоведения, Московский народный университет искусств. Ее стараниями многие женщины Академгородка овладели искусством одеваться стильно, имея зарплату 120 рублей. Со временем кружок превратился в клуб: встречи, обсуждения, общение, но само вязание уже не приносило прежнего удовлетворения.
Года три назад на глаза Людмиле Ивановне попался журнал "Quilt", по технике изготовления изделий из лоскутков -- "пэчворку", и она загорелась: вот чем бы я с удовольствием занялась. Поделилась своими мыслями в клубе, ее поддержали. Она выписала все книги, журналы, узнала кажется все об этом старинном прикладном искусстве. Лоскутное шитье с подстежкой сначала имело утилитарные цели -- утеплить изделие. Потом приобрело декоративную окраску: холст, шерсть украшали кусочками ситца, шелка, бархата. Ткани были дорогими -- берегли каждый лоскуток. Особенно в создании лоскутных изделий преуспели американские переселенцы. В Американском Национальном музее до сих пор хранятся знаменитые одеяла. Да и в нашем детстве души согревались, когда мы видели на фоне убого быта яркое лоскутное одеяло.
В последнее время интерес к пэчворку возродился во всем мире. Старый рисунок приобрел новую форму. Появились различные технологии и приспособления -- лекала, линейки, машинки для стежки. Даже компьютеры стали использовать для разработки рисунка. Вместе с шитьем из лоскутков используются аппликации, стежка, вышивка, подключается фантазия -- и готова прихватка или салфетка для кухни, штора, занавес. Скатерть, семплер -- большое покрывало или панно требуют очень много времени.
Для того, чтобы освоить технику "пэчворка", Людмила Ивановна изучила большинство современных методик кроя. На первом же занятии женщины взялись за изготовление мини-квилта "звездная тропа", состоящий из блоков размером в 1 см, который шьется из 24 деталей. Пришлось повозиться, но получилось. Как потом выяснилось, это был один из самых сложных вариантов изделий. В всего существует около 300 блоков -- картинок, из которых составляются изделия.
Пэчворк -- это возможность выразить себя, постоянный поиск. Рисунок, сочетание цветов, тщательность отделки -- во всем чувствуется вкус и фантазия мастера. Чем бы Людмила Ивановна не занималась, вязанием или пэчворком, -- она создает особый стиль, который можно назвать "академическим". Это умение не приносит денег, но дает радость и душевный комфорт, ощущение осуществленной мечты. В клуб ходят женщины разных возрастов, разной судьбы -- молодые и те, кто вынужден был уйти на пенсию. У них есть время заняться домом, но сначала этот дом нужно полюбить, сделать уютным и теплым, в том числе и с помощью волшебного лоскутка.
В.Михайлова.
Цель: Сформировать у детей представление о лоскутном шитье, вызвать у детей интерес к истории возникновения лоскутного шитья, приобщать к культуре русского народа, к семейным традициям, воспитывать интерес к рукоделию.
Задачи:
- формировать уважительное, бережливое отношение к вещам;
- развивать рефлексивные навыки;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник.
Место проведения: групповое помещение.
Возраст детей: 5 лет.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Двигательная».
Предшествующая работа: чтение русских народных сказок о рукодельницах, рассматривание иллюстраций в книгах и фотографий с изображением различных видов рукоделия.
Оборудование и материал: кусок ткани, ножницы, изделия сшитые из лоскутков ткани, кусочки ткани, нарезанные треугольниками, квадратами, прямоугольниками, костюм для бабушки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы выкроим новое платье для нашей куклы Даши.
Воспитатель раскладывает на столе ткань и вырезает детали платья.
Раздается стук в дверь и входит бабушка в народном костюме с большой сумкой сшитой из лоскутков.
Бабушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Марфа. А что вы делаете?
Дети: Да вот бабушка, кроим платье для куклы.
Бабушка: Молодцы! Ой, сколько у вас кусочков ткани осталось! Можно я их себе заберу.
Дети: Конечно, бабушка Марфа. А зачем они тебе?
Бабушка: О, ребята, из этих кусочков можно сделать много красивых и полезных вещей. Вот видите какая у меня яркая, красивая сумка? Она сшита из кусочков ткани-лоскутков. Но чтобы сшить вещь из лоскутков, нужно остатки ткани нарезать квадратами, прямоугольниками, треугольниками.
У меня в сумке есть такие лоскутки, но они все перепутались. Помогите мне, ребята, разобрать их.
Дидактическая игра «Собери лоскутки по форме».
На стол вперемешку выкладывают лоскутки ткани нарезанные квадратами, прямоугольниками, треугольниками. На полу лежат треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети берут со стола по одному лоскутку и называют его форму. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках треугольник, бегут к треугольнику, те у кого квадрат, - к квадрату, у кого прямоугольник к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор и дать объяснение, чем квадрат отличается от прямоугольника, а треугольник от квадрата и прямоугольника.
Бабушка:
Спасибо, ребята, помогли бабушке Марфе. Ну, а теперь смотрите, что можно сшить из лоскутков. (Достает из сумки детское одеяльце, коврик, прихватку, подушечку, грелку на чайник и т.д. - все сшитое из лоскутков).
Дети рассматривают эти изделия, трогают руками.
Бабушка:
Садитесь, ребята, и послушайте. Давным-давно русские мастерицы, оставшимися после кроя рубахи или платья кусочками ткани стали украшать одежду, удлинять детские рубашонки и, конечно шить из них лоскутные одеяла. Лоскутные одеяла были почти во всех крестьянских домах. Под лоскутным одеялом так тепло спать в холодные ночи. Лоскутное одеяльце дарили при рождении малыша, оно обязательно входило в приданное невесты. В них, как в калейдоскопе, можно было увидеть и мамино платье, и бабушкину юбку, и отцовскую рубаху. Лоскутное шитье в России имело свои особенности. Выполненные из лоскутков изделия всегда были яркими, в них обязательно присутствовал красный цвет. Лоскутные одеяла, коврики, подушечки и другие изделия не только согревали своим «разноцветьем», но и украшали скромный быт крестьян, в короткие зимние дни напоминали о солнечном лете.
Ох, засиделись что-то мы, все косточки затекли. Ну-ка давайте подвигаемся!
Подвижная игра «Бояре».
Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. (Воспитатель становится в первую группу, а бабушка Марфа в другую). Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:
Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».
Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»
Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».
Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»
Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).
Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.
Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».
Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».
Вторые: «Бояре, она плеточки боится».
Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».
Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».
Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».
Вторые: «Бояре, она доктора боится».
Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои.
Заканчивается игра так:
Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».
Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держаться за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет-невеста возвращается к своим.
Затем команды меняются ролями. Игра заканчивается.
Хорошо с вами, ребята, весело. Но мне пора возвращаться домой, шить лоскутное одеяльце для своей внучки. До свидания.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, понравилось вам лоскутное шитье?
Дети:
Воспитатель:
А почему это шитье называется лоскутным?
Дети:
Потому что шьют из лоскутков.
Воспитатель:
Правильно. Ребята, а давайте мы тоже на занятии по изобразительной деятельности создадим лоскутное одеяло. У нас после занятий остается много обрезков цветной бумаги. Мы не будем их выбрасывать, а будем собирать, а потом нарежем из них квадраты, прямоугольники, треугольники. И каждый, наклеив эти «лоскутки» на лист бумаги, создаст свое красивое, неповторимое лоскутное одеяльце.
Список литературы.
- Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
- Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.12.2015).
Волшебный лоскуток
02.03.2017 1310 220 Кочешкова Юлия АнатольевнаТема: Волшебный лоскуток.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел -основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».
Задачи урока:
Образовательная:
1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.
2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2.Развивать эстетический вкус.
Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.
2.Воспитывать толерантность.
3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос¬ти учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.
1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».
2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.
3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.
5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.
11 слайд. Мы разной национальности.
12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.
13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.
25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.
26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!
Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».
Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.
III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.
В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.
В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.
ОДЕЯЛО
Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:
Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.
В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.
Гелия Маура.
Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.
Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.
Зинаида Маркина
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.
Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!
Мария Федоренкова
Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.
Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется следующей учнице она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.
/Записать в тетради техники лоскутного шитья/
Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется следующей девочке, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.
« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».
Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.
Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
IV. Практическая работа.
Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги и выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из¬делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре¬шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)
Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз¬личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо¬зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо¬зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве¬товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.
Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.
V. Защита проектов.
Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.
VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).
-Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).
-Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).
-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).
-Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).
-Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).
-Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).
VII. Анализ урока.
-Девочки, вам понравился урок?
-Что было интересным?
-Что вызвало затруднение?
- Вы справились с поставленной целью урока?
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.