«Коррекция детских страхов». план-конспект занятия на тему

Людмила Казакова
Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Волшебный город»

Цель : актуализация страхов , знакомство со способами преодоления страхов .

Материал : альбомные листы, краски, карандаши, кисти, баночки с водой.

Ход занятия

1. Приветствие «Я рада всех видеть»

Психолог : «Я рада видеть Сашу, Аню… и т. д.» . Всех по очереди приветствует психолог, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.

2. Сказка «О волшебном городе»

Психолог зачитывает сказку о волшебном городе

«Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх . Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой .

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг страхи превратились в кучу пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить , не важно, как (нарисовать, слепить, рассказать другу) – нужно только очень этого захотеть».

Обсуждение по вопросам :

– Как изменилась жизнь жителей города, после того как налетел ураган?

– Чего еще начали, по вашему мнению, бояться жители?

– Кто помог жителям избавиться от страха , и каким образом?

Зачитывается еще раз конец сказки : «И тогда все поняли, что страх можно победить , нарисовав его – нужно только этого захотеть».

Психолог подводит детей к тому , что страхам не нравится , когда о нем рассказывают и изображают красками, карандашами, фломастерами – он становится слабым и беззащитным.

3. Упражнение «Мой страх »

Психолог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить то, чего они очень боятся. Каждый рассказывает о своем страхе . Психолог всем своим видом показывает, что понимает ребенка и соглашается с наличием того страха .

4. Упражнение «Избавление от страха »

Дети рисуют свой страх различными средствами, на свой выбор.

Затем свои рисунки рвут на мелкие кусочки. Психолог берет волшебную палочку и имитирует действия факира. В тот момент, когда факир поднимает палочку, дети разбрасывают мелкие кусочки по комнате.

5. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способами преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения всех упражнений.

6. Прощание

Стоя в кругу, дотрагиваясь до ладошек соседа, все вместе говорят «До-сви-да-ния!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Конспект занятия по взаимодействию логопеда и психолога по коррекции речевого недоразвития речи у детей дошкольного возраста Программные задачи: Автоматизация звуков в речи. Разширение и обогощение словаря. Развитие связной речи. Развитие у детей уверенности в.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты «Волшебный сон» НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5-6 лет на тему: «Волшебный сон» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Березка» Шакирьянова.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

«Чего я боюсь?».

Цель : научить ребенка преодолевать свой страх. Дать возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Ход занятия.

    Вводная часть.

Приветствие: Добрый день, ребята, я рада вас всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем, друг друга тихо, так, как капает, дождит. И назовем каждого по имени. Например: "Здравствуй Аня! "

    Основная часть.

Рисование на тему: Волшебные зеркала».

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным.

После проводится беседа: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

«Конкурс «Боюсек»

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, «боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

Упражнение «Я не боюсь»

Поставьте перед каждым ребенком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы: «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.

Упражнение для развития тактильных ощущений «Рисунок на спине»

Цель: развивать тактильное восприятие, снимать напряжение, мышечные зажимы, снимать агрессию.

Психолог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д.

Ребенку нужно угадать, что нарисовал психолог.

Детям, знающим буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или решить примеры с использованием простейших математических действий.

Дискуссия

Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

А с вами, ребята, такое случалось?

А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

А как вы смогли победить свой страх?

Можно ли вообще ничего не бояться?

Для чего же страх иногда бывает нужен?

А как сделать так, чтобы бояться меньше?

Кто может в этом помочь?

Вы можете рассказать о своем страхе?

А показать, как вы боялись?

Рисунок на тему «Чего я боюсь».

Психолог. Ребята! Вы точно показали, как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других? Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились... Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок! Дети выполняют задание.
А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

    Заключительная часть.

Релаксация: Упражнение «Волшебный сон».

Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения; создать хорошее настроение и вызвать прилив бодрости, готовность воспринимать новое.

Мы все старались и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Включается музыка для релаксации. Детям предлагается принять удобную позу для отдыха.

«Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело. И расслабленно все тело (2 раза). Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас… Ножки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас… Ножки теплые у нас… Дышится легко, ровно…глубоко… (длительная пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать? Но пора уже вставать!»

Ритуал завершения « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Психологическое занятие по коррекции страхов и тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста "Боюськи"

Аннотация. Занятие «Боюськи» третье в авторской программе «Я себя чувствую, я тебя понимаю».
Основная цель программы: профилактика социальной дезадаптации и психосоматических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи черезформирование эмоциональной дифференциации и рефлексивности.
Задачи:
способствование концентрации внимания детей на собственных эмоциональных состояниях;
способствование концентрации внимания детей на эмоциональных состояниях других людей;
изучениебазовых эмоций (характер проявления, распознавание, адекватность выражения);
способствование развитию адекватного проявления негативных эмоций;
стимуляция самопознания и познания других людей.
Программа состоит из 10 занятий длительностью 25 минут (для детей старшего дошкольного возраста). Наиболее эффективным будет проведение занятий с подгруппой детей из 6-8 человек, причем подгруппа набирается случайным образом, чтобы обеспечить наиболее широкий спектр коммуникаций между детьми возрастной группы.
Форма проведения занятий - традиционный игровой психотренинг для детей дошкольного возраста.
Цель занятия «Боюськи» - психопрофилактическая работа с возрастными страхами у детей старшего дошкольного возраста.
Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Этюд «Ночные звуки»
Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. Идет дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утенку кажется, что его хватают большие тем¬ные и мокрые лапы. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит. (Демонстрация на примере игрушечного мягкого утенка).
Пока звучит музыка Ф. Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п.
Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен.

Конкурс «боюсек»

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его дол¬жен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь тем¬ноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-ни¬будь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, напри¬мер: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, вы¬бывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

«Закончи предложение»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Детям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся...» «Взрослые обычно боятся...». «Мамы обычно боятся...» «Воспитатели обычно боятся...» При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испы-тывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.

Игра «Рыбаки и рыбки» .
Для начала нам необходимо будет выбрать двух игроков-рыбок. Остальные ребята пусть встанут парами лицом друг к другу в две линии и возьмут друг друга за руки - это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Наша рыбка должна прополз¬ти на животе под сцепленными руками, которые при этом задева¬ют ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и сами становятся сетью. (Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.)

«Чужие рисунки»
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков, и как им можно было бы помочь.

«Очень страшное»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем. Беседа «Кто чего или кого боится на самом деле». Дети сообщают о своем опыте переживания страха, обсуждается возможность подружиться с ним: «Для этого я предлагаю вам поиграть со страхом.» (см. упражнения ниже)

«Больница»
Цель: вызвать у детей сопереживание объектам страха.
Детей просят закрыть глаза и представить какое-либо странное существо, которого обычно боятся все дети. После этого предлагают нарисовать того, кого они представили. Затем психолог сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т. п.). Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача, которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо - нарисовать его заново, но уже веселым и счастливым.

«Парикмахерская»
Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.
Ведущий просит детей закрыть глаза и представить себе ка¬кое-нибудь страшное существо, которого обычно боятся все дети. Затем они рисуют то, что представили. После этого взрослый рас¬сказывает, что это существо - девушка, которая собирается вый¬ти замуж. Поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парик¬махера, а затем визажиста, то есть рисует ей красивую прическу, подкрашивает глаза, надевает серьги и т. п. Если это существо мужского пола, то можно сделать красивую стрижку, нарисовать модный галстук, пиджак и т. п.

Этюд «Что в углу».
Садитесь поудобнее. Я вам прочитаю одну стихотворную историю.

Что в углу?
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдогон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли - мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это - дедушкин халат!
(А. Кушнир)
Что значит выражение «У страха глаза велики»?

Ритуал окончания «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Анна Щеглова
Конспект индивидуального занятия по коррекции страха у ребенка старшего дошкольного возраста

«Госпожа Темнота» .

Цель : устранение , либо частичное обесценивание страха темноты , снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе.

Материалы : «чудо-цветок» , «волшебная палочка» , костюм «Госпожи Темноты» (корона, черный плащ со звездами, костюм бабочки, игрушечный дракон.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Психолог ведет беседу с ребенком о его настроении («Какое у тебя сейчас настроение?» , «Чем ты занималась?» ) и предлагает : «Давай вместе возьмемся за руки и скажем друг другу ласковые слова (например, «Ты самая смелая и веселая девочка» , «Ты очень добрая и любишь путешествовать» т. п.). Чтобы узнать действительно ли ты смелая, мы попадем в сказку, а для этого нам понадобится волшебный цветок. Мы сейчас произнесем волшебные слова :

«Волшебный цветок, в сказку веди,

Не дай, цветок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И сказку новую оживи!»

2. Рассказывание сказки.

Психолог говорит : представь себе, что мы попали на планету, где живут маленькие гномы. Но однажды на планету прилетели драконы. Как ты думаешь, какие они были добрые или злые? Какого они цвета, размера? Чем питались? (ответ ребенка : «Наверное они были злые, темно-зеленого цвета и питались всем подряд» ).

Далее психолог уточняет : «Да, это были злые и страшные драконы , которые питались насекомыми, живущими на этой планете. Вскоре на ней не осталось ни одной бабочки, стрекозы, кузнечика. И решили гномы обратиться за помощью к «Госпоже Темноте» , так уважительно называли ее жители страны – маленькие гномы , потому что она совершала добрые дела. И вот когда наступила ночь «Госпожа Темнота» взяла свою волшебную палочку и произнесла волшебные слова : «Страшные и злые брысь , брысь, брысь. В добрых и хороших превратись».

И с драконами стало происходить что-то невероятное. Они стали превращаться в легких и красивых бабочек, порхающих с цветка на цветок. Все жители планеты очень обрадовались, и на планете опять наступил покой».

3. Психосоматическая гимнастика : «Дракон и бабочка» .

Психолог : «Давай представим себе, что мы драконы. Чтобы понять какие они надо в них превратиться. Ощущаем, какими становятся пальцы на ногах и руках. Как изменяется челюсть, какими длинными и острыми становятся зубы. Как у нас вытянулась спина, и вырос хвост, длинный и сильный. Начинаем двигаться, переваливаясь с ноги на ногу. А теперь неуклюже всем телом поворачиваемся вправо, влево».

Затем психолог задает вопросы ребенку :

Что ты чувствуешь сейчас внутри тела? (ответ ребенка : «Какую-то тяжесть» )

Какое у тебя настроение? (ответ ребенка : «Грустное» )

«А теперь представь, как драконы стали превращаться в легких и невесомых бабочек. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх, вниз и ты порхаешь с цветка на цветок». Психолог вместе с ребенком перевоплощаются в красивых бабочек.

Что теперь ты чувствуешь? (ответ ребенка : «Радость и легкость» )

Как изменилось твое настроение? (ответ ребенка : «Стало хорошим» )

4. Обыгрывание сказки.

Психолог предлагает ребенку на выбор роль «Госпожи Темноты» или дракона с последующим перевоплощением в бабочку (необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок побывал в разных ролях). После того, как ребенок побывал в разных ролях психолог спрашивает :

Какая роль тебе больше понравилась и почему? (ответ ребенка : «Мне понравились все роли, но особенно роль «Госпожи Темноты» , потому что она оказалась смелой и совершила добрый поступок, т. к. помогла своей планете не погибнуть»).

Что ты чувствовала внутри себя, когда была в роли «Госпожи Темноты» ? (ответ ребенка : «Силу и смелость, а еще она была очень красивая и добрая» ).

5. Заключение.

Психолог : «А теперь мы должны покинуть эту планету. Наше время истекло. Скорее к чудо - цветку.

«Волшебная сказка прошла,

Много чудес она принесла.

Скорее домой, цветочек, неси

И все, что узнали, в нас сохрани».

По окончании занятия психолог спрашивает :

Понравилась ли тебе сказка? (ответ ребенка : «Да, очень понравилась. Когда я приду домой, я сделаю себе костюм «Госпожи Темноты и буду в нее играть» ).

А сейчас я хочу тебе дать хороший совет : когда ты ложишься спать вечером, когда в комнате погашен свет, ты обязательно вспомни о «Госпоже Темноте» , о ее волшебных словах, о ее силе и смелости, о ее добрых делах и тебе станет спокойно, и ты почувствуешь себя самой смелой девочкой.

На память о нашей встречи я подарю тебе эту волшебную палочку, которую ты можешь положить под свою подушку.