Конспект занятия психолога в первой младшей группе. Конспект деятельности педагога-психолога с детьми во второй младшей группе "в гости к мишке" с использованием игровой технологии Конспект занятия психолога во второй младшей группе
Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.
Задачи:
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива;
- развивать произвольную саморегуляцию;
- способствовать снятию мышечного напряжения у детей.
Оборудование: кукла – бибабо котенок, сундучок, игрушка пчёлка, браслетики с изображением пчелок, стол светящийся с песком, волшебная палочка, зеркальный шар с проектором, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Ритуал приветствия: "Здравствуй, я котик".
Психолог надевает на руку куклу - котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется ласковым именем, например: "Здравствуй, я котеночек! А ты? - Здравствуй, а я - Машенька! "
Психолог:
Ребята, котенок принес сундучок, а что в нем вы должны отгадать.
Психолог читает загадку:
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? ....(Пчела)
Психолог предлагает детям сыграть в игру:
А для этого нужно превратиться в пчелок (дети одевают браслетики с изображением пчелок).
Логоритмическое упражнение: “Пчелки”.
Пчелки уснули, а утром они проснулись, потянулись.
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулись и присели,
А на четыре – полетели.
Ж-ж-ж-ж...(ребята выполняют движения в соответствии с текстом)
Психолог:
Вы хотите узнать, что снится пчелке?
Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:
Снится пчелке, что летает она высоко в облаках (рисуют облака).
Летела, летела и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок).
Подлетела, понюхала – чудесный запах!
Покажите, как он капает? (рисуют капельки подушечками пальцев.)
От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют как бежит ручеек).
Решила пчелка обсушиться – легла и крылышки свои подставила солнышку (рисуют солнышко).
Молодцы! Вот такой приснился сон пчелке.
Психолог:
А теперь из пчелок мы превратимся в веселых артистов. Волшебная палочка нам в этом поможет (психолог прикасается к каждому ребенку волшебной палочкой).
Игра “Тренируем эмоции”
Улыбнитесь как кот на солнышке;
Как хитрая лиса;
Нахмурьтесь как осенняя тучка;
Покажите: как испугался заяц, увидевший волка;
Как котенок, на которого лает собака.
Игра “Поймай солнечных зайчиков”
Включается зеркальный шар с проектором и ребятам предлагается поймать “солнечных зайчиков”.
Дети ловят и считают “зайчиков”, затем их выпускают.
Психолог:
Устали ребята ловить зайчиков. Предлагаю вам лечь на полянку (маты).
Упражнение “Радуга”.
Звуковое сопровождение упражнения: “Лесные звуки”.
Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.
Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.
А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.
Психолог проводит с детьми рефлексию пройденного занятия:
Что запомнилось? Какие упражнения понравились больше всего?
Ритуал прощания.
Дети по кругу говорят друг другу: “До свидания, (имя)!” Прощаются с котиком, психологом.
Конспект интегрированного занятия в младшей группе
«Птичка прилетела, на ручки к нам села!»
Цель:
обучение навыкам взаимодействия со сверстниками с помощью игровых упражнений.
Задачи:
-развитие пcихических процессов: памяти, внимания, развитие мышления;
— развитие коммуникативных навыков
-развитие мелкой моторики рук.
Стимульный материал: стулья по количеству детей, игрушка «Птичка», мячик, картинки с животными 5-7 шт.
Ход проведения.
Знакомство. Упражнение «Птичка». Педагог-психолог: «Добрый день ребята! Я рада вас здесь видеть. У меня на руках сидит замечательная птичка, открывайте свои ладошки, она к вам будет на них садиться. К кому она сядет, тот должен назвать свое имя и сказать какое у него настроение сегодня: радостное, печальное, грустное, веселое и т.д.»
Упражнение «Подарим настроение». Педагог-психолог: «Ребятки, а если у кого-то из ваших друзей грустное настроение, нам конечно же нужно утешить такого друга. Давайте придумаем какие слова нужно сказать другу, чтобы у него улучшилось настроение». Ребята придумывают утешительные слова, педагог-психолог помогает им в этом.
Упражнение «Запомни животных». Педагог-психолог: «Посмотрите пожалуйста ребята на картинки, здесь изображены различные животные, всего их 5- 7. Давайте попробуем их запомнить». Дети в течении 30 секунд смотрят на картинки, потом педагог-психолог просит их закрыть глаза, в это время убирает 1 картинку, и просит детей вспомнить какой не хватает.» Постепенно педагог-психолог убирает все игрушки, до тех пор, пока не останется одна.
Упражнение «Найдем круглые предметы». Цель: развитие внимания. Педагог-психолог: « Ребята, давайте найдем в комнате предметы круглой формы? Кто найдет, тот пусть поднимет руку.»
Упражнение «Овощи фрукты» .Цель: развитие мышления.
Педагог-психолог: «Ребята, посмотрите какие у меня картинки. Давайте разделим на 2 группы эти картинки. Овощи сложим в одну сторону, а фрукты в другую.»
Упражнение «Мячик»
. Цель: рефлексия. Педагог-психолог
: « Ребята, смотрите какой у меня красивый мячик. К кому он прикатится, тот должен сказать, что ему сегодня понравилось и не понравилось на нашем занятии».
Также интересный материал педагога-психолога в младшей группе:
Упражнение «Пальчики-зайчики».
Цель: рефлексия.
Пальцы наши, пальчики (постукивание пальцами по столу),
Вы совсем как зайчики (пальчики бегут по коленке или по столу).
Быстрые и шустрые (сгибание и разгибание пальцев),
Побежим к капусте мы (пальчики бегут по коленке или по столу).
Прощание.
Педагог-психолог читает стихотворение:
«На этом занятие наше закончилось,
Хотелось бы чаще вас видеть в гостях,
И очень хочу, чтобы доброе слово
Почаще звучало у вас на устах».
Педагог –психолог просит детей встать в круг и сказать хором «До скорой встречи!»
Занятие с детьми второй младшей группы с использованием релаксационных упражнений.
Автор: Табунщикова Наталья Владимировна,педагог-психологМесто работы: МКДОУ"Солнышко", МКДОУ"Белочка" №62
Описание работы: Предлагаю вашему внимаю, разработку занятия направленное на работу с детьми от 3 до 4 лет. Занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.
Цели: развитие телесного сознания детей, в особенности их тактильное восприятие; научить детей расслабиться и сконцентрировать внимание;
Ход занятия:
1) Игра «Здороваемся необычно»
2)Игра «Волшебное перо»;
3)Игра «Зарядка для черепахи»
4))Игра-танец под песню Железновой («мы ногами топа-топ…»)
5)Ритуал – прощания
1) Игра «Здороваемся необычно»
Психолог говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
2) Волшебное перо
Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание.
Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев.
Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье.
Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.
3) Игра «Зарядка для черепахи»
Описание. Это очень короткое расслабляющее упражнение для маленьких детей, основное действие которого направлено на мышцы плеч и затылка.
Инструкция детям. (Дети сидят на полу.) Представьте, что вы - черепахи. Вы лежите на песке и греетесь на солнышке. Вы услышали громкий шум и прячетесь в панцирь. Поджимаете ножки и ручки, прячете голову и закрываете глазки.
Теперь опять стало спокойно, и вы медленно вытягиваете шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в полной безопасности. Теперь снова можно лежать на песке или ползать.
Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь... (Громко хлопните.)
А теперь снова все спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осматривать окружающее вас пространство.
4) Игра-танец «Мы ногами топа-топ..»
Все дети стоят в кругу и под музыку повторяют движения за психологом.
Текст песни:
Ма ногами топ топ топ
Мы руками хлоп хлоп хлоп
Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без труда
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда
5)Ритуал прощания
В конце занятия, предлагается всем похлопать, тем самым поблагодарить всех за занятие.
Цель:
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры.
3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле.
4. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов).
5. Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Игрушки божьих коровок,
Рисунки божьих коровок,
Корзина с фруктами,
Краски черная и красная.
Ход занятия:
Психолог - приветствие.
Психолог - Дети, сегодня нас ждут много приключений, знакомства с новыми героями. Но с начала нам нужно отправится в сказочный лес.
Дети идут по рифленым дорожкам, прыгают на мячах, перешагивают через кочки. Все это происходит под музыку.
Психолог - Посмотрите, кто там стоит на тропинке?
Дети- Это зайчик!
Психолог - А что наш зайка любит кушать?
Дети отвечают.
Психолог - Наш зайка какой-то грустный. У нашего заиньки произошла беда, он нес корзинку своим деткам и рассыпал ее. Посмотрите сколько на полянке овощей лежит. Огурец, какого цвета? А помидор? А капуста? Посмотрите, помидор какой формы? Дети смотрят на овощи и называют их. Давайте нашему Зайки поможем и соберем в его корзинку только морковку.
Звучит ритмичная музыка и дети начинают собирать морковку в корзину.
Психолог - Молодцы, вы настоящие помощники!
Психолог - Ребята, давайте пойдем дальше, посмотрим что нас ждет дальше.
Вдруг из-за кустов появляется Медведь.
Психолог - Посмотрите, это же мишка. Какой он большой, коричневый, какой он мягкий, с длинными когтями. А где у мишки ушки? А у деток? А где у мишки ножки? А у вас? А глазки? А ротик? А носик?
Дети рассматривают медведя.
Психолог - детки, а наш Мишка хочет что- то сказать. Психолог подносит мишку к своему уху и передает слова мишки детям. Он просит чтобы мы с ним поиграли.
Он предлагает поиграть с ним в игру «прятки», но не обычные, а медвежьи.
Когда он скажет глазки, вы закрываете глазки, когда он скажет носик, вы закрываете носик, когда он скажет ротик, вы закрываете ротик. Договорились?
Психолог- все большие молодцы, но нашему мишке вы так понравились, что он не хочет вас отпускать и предложил с ним сыграть еще в одну игру. Называется она «Быстрый мишка».
Светит солнышко, мишка спит, все детки гуляют по полянке.
Вдруг солнышко ушло, мишка просыпается и хочет поймать ребятишек. Дети убегают в объятья к своим воспитателям. Игра продолжается 2 - 3 раза.
Психолог - мишка хочет рассказать свою любимое стихотворение, а мы попытаемся запомнить и придумать движения.
Мишка косолапый по лесу идет Двигаются из стороны в сторону
Шишки собирает, песенки поет Наклоны в низ
Вдруг, одна из шишек Мишке прямо в лоб Ладонью дотрагиваемся до лба
Мишка рассердился, и ногою топ Топаем
Психолог - ребята, какие вы все большие молодцы!!!
Психолог - (берет мишку в руки) Мишка принес нам сегодня рисунки. Посмотрите, что здесь нарисовано?
Психолог - правильно полянка! Но вот беда, на нашей полянке нет травы. Давайте нарисуем нашей полянке зеленую красивую травку.
Психолог - Молодцы ребята! Ну а теперь пойдем те дальше.
Дети идут по тактильным дорожкам под музыку.
Психолог - смотрите, какая хорошая белочка. Ребята, какой у нее пушистый хвост.
Какого она цвета? А что она любит кушать?
Наша белочка очень любит играть. И с нами она тоже очень хочет поиграть.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине и говорит:
Психолог - Ребята, белочки захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Психолог - молодцы, но к сожалению наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети идут под стишок
Прямо по дорожке – топ топ-топ!
Мы сегодня поиграли
Топ-топ-топ-топ
Много нового узнали
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (в одну сторону)
Все на славу потрудились
Топ-топ-топ-топ
И чуть-чуть повеселились
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (в другую)
Было весело нам с вами!
Друзья, Спасибо!!! До свидания (машем!!!)
Психолог спрашивает понравилось ли детям в сказочном лесу? Что больше всего им запомнилось?
Список литературы:
1. А.С. Роньжиной «Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
2. Е.Е. Хомякова «Комплексное развивающие занятия с детьми раннего возраста».
3. Е.В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду».
4. Е.Я. Янушенко «Это может Ваш малыш».
ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО
(развивающее занятие для 2-й младшей группы)
Цель: сенсомоторное и речевое развитие.
Задачи:
· создание положительного эмоционального настроя в группе;
· развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
· развитие зрительного, тактильного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
· развитие слухового восприятия;
· развитие внимания, речи и воображения.
Оборудование:
Изображение Солнышка; фонарик - «солнечный зайчик» (или желтый клубочек - «солнечный зайчик», или ленточки желтого, красного, голубого цвета для изображения лучиков) ; домик-ширма (домик из настольного театра) с сосульками под крышей; маленькие игрушки, изображающие животных (корова, коза, баран, собака, кот и другие домашние животные); 3-4 металлофона (или треугольники, колокольчики на каждого ребенка ) и молоточки для игры на них на каждого ребенка; игрушка белка; «чудесный мешочек» с предметами (орешками, грибочками, кубиками) ; разноцветные шнуры, картонные изображения разноцветных воздушных шариков такого же цвета с отверстиями у основания; оборудование для музыкального сопровождения.
Условия проведения:
Занятие проводится в достаточно просторном помещении, которое должно быть оснащено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей. Все необходимое оборудование размещается до начала занятия таким образом, чтобы не привлекать внимания детей до нужного момента.
Работа с детьми осуществляется в игровой форме, игровое пространство организуется с использованием 4-х модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой). Большое внимание уделяется качеству дидактических пособий и игрового оборудования, а так же оформлению и организации пространства и подбору музыкального сопровождения (возможно привлечение к проведению занятия музыкального руководителя).
Взрослый должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
Количество участников: 8-10 детей.
Длительность занятия: 20–25 минут.
Ход занятия:
1.Приветствие.
Психолог:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут …. Я пришла к вам в гости не одна. Само Солнышко решило вас навестить.
Зима прошла! Солнышко стало весенним, ласковым. Стало на землю поглядывать, в окошечки заглядывать.
Увидело, какие тут хорошие детки, красивые, добрые. Захотелось Солнышку к вам в гости прийти, с вами познакомиться.
(Психолог подходит к каждому ребенку, светит фонариком-«солнечным зайчиком» на ладошку или дает подержать клубочек, дети здороваются, называют свои имена).
Психолог:
Вот, Солнышко, ты и узнало, как деток зовут.
А мы давно тебя знаем, за тобой наблюдаем. Давайте покажем, детки, как солнышко по небу гуляет.
2. Упражнение «Солнышко» (Е. Макшанцева «Вот как солнышко встает»)
(Дети сидят на корточках)
Психолог:
Понравилось Солнышку, как вы про него песню спели. Стало оно весенними, теплыми лучиками всех гладить (можно посветить фонариком на ножки, другие части тела детей, называя их) . Послало Солнышко теплых солнечных зайчиков (солнечные лучики) посмотреть, ждут ли на земле весну, рады ли Солнышку. Давайте и мы пойдем за солнечными зайчиками.
(Пускает солнечных зайчиков по коврику, или раскатывает желтую ленточку)
Этот лучик не простой,
Посмотрите, золотой.
Мы за лучиком пойдём
По тропе лесным путём!
3. Прогулка.
Психолог:
Ой, какой горячий солнечный лучик оказался - снег растопил. Везде лужи!
Надо надеть сапожки (наклоны, имитируем надевание сапог) … Теперь нам лужи не страшны, можно прямо по ним шагать (ходьба с высоким подниманием колен) … А эти лужи побольше - нужно их перешагивать (ходьба широким шагом) , Вот теперь лужи такие большие, что и не перешагнешь! Будем перепрыгивать (прыжки) … Перед нами очень большие лужи - такие надо обходить (ходьба змейкой за психологом, можно взяться за руки) … Ну, вот, вышли на пригорок, кончились лужи.
Психолог:
Но, где же мы очутились? Как далеко нас солнечный зайчик завел!
(Подошли к домику: на столе ширма-дом с изображением сосулек под крышей, 3-4 металлофона (треугольники), молоточки по количеству детей; за ширмой-домом фигурки домашних животных)
4. Ритмическая игра «Капель»
Психолог:
Посмотрите, ребята, какой домик на пригорке стоит. Вы слышите? Какие-то интересные звуки! (Психолог играет на металлофоне: сначала более низкий звук четвертными длительностями, потом повыше - восьмыми, самый высокий шестнадцатыми).
Как вы думаете что это? (ответ детей)
Да это же капель: солнечные лучики растопили сосульки под крышей домика, капельки воды падают и звенят. Берите молоточки, будем музыку капели играть, Солнышку поможем сосульки растопить.
Ход игры «Капель»
Психолог играет на металлофоне:
сначала более низкий звук - четвертными длительностями «- Какие крупные капли падают»;
потом повыше - восьмыми «- Стали капельки поменьше быстрее капать»;
самый высокий - шестнадцатыми «- Совсем маленькие капельки, а как быстро падают».
(Дети повторяют ритм за психологом, проговаривая «кап, кап…»)
Психолог:
Вот и растаяли все сосульки
Интересно, кто же в этом домике живет?
5.Пальчиковая гимнастика «Дом» ( CD « Развивалочки. Пять веселых поросят. Пальчиковые песенки - игры»)
Психолог:
Детки, вы поняли, кто в домике живет? Давайте в окошечко заглянем и посмотрим. (Переворачивает ширму, дети рассматривают животных, повторяют их голоса; называют животных, чьи голоса не звучали).
Затем повторение пальчиковой гимнастики.
(Пускает солнечного зайчика в сторону игрушки Белочки с мешочком, в котором лежат грибочки, орешки, небольшие кубики, либо раскатывает красную ленточку)
Посмотрите, красный луч,
Он мелькает из-за туч.
Мы за лучиком пойдём
В гости к Белке попадем!
6. Упражнение «Волшебный мешочек»
Психолог:
Ребята, посмотрите, какая Белочка грустная. Что случилось?
Я осенью запасы делала, торопилась. В свой мешочек все подряд складывала. А теперь никак не могу ни грибочек, ни орешек в мешке найти. Вот: один грибок и один орех остались. Не знаю, что и делать.
Психолог:
Детки, попробуем Белочке помочь?
(Детям сначала предлагается потрогать грибок и орешек, потом, не глядя в мешочек, вытянуть тот или иной предмет).
Психолог:
Молодцы, ребята, теперь белочке до лета еды хватит!
(Психолог пускает солнечного зайчика в сторону стола, на котором разложены картонные изображения цветных воздушных шариков, и цветные шнурочки, либо раскатывает голубую ленточку)
Этот лучик голубой.
Нас зовёт он за собой.
Кто за лучиком пойдёт -
В детский садик попадёт.
7. Упражнение «Подбери веревочку»
Психолог:
Солнечный зайчик привел нас в волшебную кладовую Солнышка.
Мы так далеко ушли от дома! Солнышко решило, что быстрее мы долетим назад на воздушных шариках - они волшебные.
Но есть один секрет. Шарики не могут взлететь, пока мы не подберем каждому веревочку нужного цвета - такого же, как и сам шарик. Тогда шарики поднимут нас в воздух, и мы сможем быстро на них долететь до своей группы.
(Дети подбирают веревочку, вставляют ее в отверстия на макете шарика и завязывают; если ребенок не может самостоятельно завязать веревочку, психолог помогает, но не делает это за ребенка)
8. Релаксация «Шарики»
Психолог:
Теперь можно отправляться в дорогу.
Звучит спокойная, «волшебная» музыка. (Дети повторяют за психологом плавные движения: полет, кружение, опускаются ниже, поднимаются вверх и т.п. Все движения психолог проговаривает и показывает.)
Ну, вот, мы и вернулись в детский сад! (Дети кладут шарики на стол)
Солнышку так с нами было хорошо и приятно, но ему пора возвращаться на небо. Давайте скажем солнечному лучику спасибо за путешествие и «До свидания!».
9. Прощание. (Психолог подходит к каждому ребенку, светит фонариком -«солнечным зайчиком» на ладошку или дает подержать клубочек; дети говорят: «До свидания».)
Можно изготовить из золотой фольги небольшие кружки-«солнечные зайчики» (в качестве прощального подарка от Солнышка) и вложить в ладошку каждому ребенку.
Автор: Кушлянская Юлия Николаевна
Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 31 «Светлана»
Месторасположение: город Смоленск, Смоленская область