Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Фрукты Занятия по развитию речи фрукты старшая группа

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Фрукты»

уточнение и закрепление словаря;

развитие связной речи;

знакомство со звуком (ы);

закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;

Оборудование:

макеты деревьев

картинки с изображением фруктов

макеты фруктов

Ёжик и Лисёнок

конверт с письмом

вырезать из цветного картона фрукты для деревьев

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт).

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску)

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно).

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

4. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко. (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты).

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ё. и Л.)

Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Ребята, но Ё. и Л. не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся? Давайте расскажем нашим друзьям как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать). А что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок, повидло)

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, например Соне Ш. и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Соня – «апельсиновый», и т. д, должна поиграть с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Например, Саша, покажи нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие). Например, Настя, покажи фрукты большого размера, а Артем покажет фрукты маленького размера.

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали им фрукты: 1гр. – фрукты круглой формы, 2 гр. – фрукты маленького размера.

Раздаю детям корзинки и они самостоятельно работают.

Ребята, а теперь давайте посмотрим правильно ли вы справились с заданием

Выкладываем фрукты на стол по очереди и называем правильно или нет.

Молодцы, все правильно справились с заданием.

Ребята, а Ёжик и Лисёнок тоже успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно они приготовили?

Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:

яблоко, груша, лук, слива;

большое яблоко, большая груша, вишня;

помидор, огурец, банан;

баклажан, слива, ананас;

Проверяю ответы детей. Добиваться полного ответа.

Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на травку и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: (одна - груша, много – грушы; лимон – лимоны; слива - сливы; и т. д.)

Ребята, какой вы слышите последний звук в слове когда мы говорим о фруктах много? (Мы слышим звук – ы). Давайте вместе произнесем этот звук.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а кто же у нас лучше всех сегодня занимался? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Я предлагаю вам поиграть в магазин.

игры на обогащение словаря:

1.«Угощаю». Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

2.«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

3.«Опиши предмет». Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

Конспект занятия

Тема «Фрукты»

Слушатель курсов ПК УЛ3

Багаутдинова Алсу Раисовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №6 «Тургай»

посёлка городского типа Актюбинский

Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

Сроки проведения: 16.09-26.09.

Куратор курсов: Садыкова А. Н.

Набережные Челны 2015

Тема «Фрукты».

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Фрукты»;

Задачи:
1.Формирование и использование в речи обобщающего понятия;
2. Практическое употребление в речи множественного числа существительных;

3.Практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
4.Упражнение в образовании и использование в речи относительных прилагательных;

5.Практическое усвоение и употребление притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё» ;

6.Продолжать учить детей составлять сложно- сочинённые предложения;
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук, осязания, внимания, памяти.

8. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение слушать педагога и друг друга.

Интегрируемые образовательные области : коммуникация, здоровье, познание.

Предварительная работа: отгадывание загадок о фруктах в режимные моменты, рассматривание иллюстраций и муляжей, рисование фруктов, придумывание загадок детьми, проведение в режимные моменты различных игр «Какая, какое, какие?», «Угадай по описанию», «Поварята», и т.п.

Демонстрационный материал : компьютер, экран для презентаций, фруктовница, презентация выполненная в программе Power Point по теме «Фрукты» , мешочек для игры, мяч.

Раздаточный материал: муляжи фруктов, трафареты фруктовых деревьев , карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Давайте, сейчас приготовим наши губки, язычки, щёчки для занятия. Выполним зарядку для них.

2. Введение в тему: Учитель - логопед предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек?». Дети по очереди угадывают на ощупь, какой фрукт они взяли в руки.

Как ты узнал, что это персик?

У него есть полосочка, вмятинка на боку.

Игра продолжается по аналогии.

- Ребята, мы сейчас, что доставали из мешочка?

Фрукты.

А где растут фрукты?

Фрукты растут в саду.

На чём растут фрукты?

Фрукты растут на дереве.

Ребята, сейчас положим все фрукты в посуду. Как называется посуда для фруктов, кто знает?

Фруктовница.

Правильно, положим все фрукты в фруктовницу. А вы, ребята, запомните ваши фрукты, в дальнейшем мы с вами поиграем в другую игру, где вам нужно будет, вспомнить какой фрукт был у вас в руках.

Логопед собирает все фрукты в фруктовницу.

3 . Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много» . Демонстрируются слайды с 1 по 12. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки и т.д.

4. Развитие мелкой моторики :

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены,
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения,
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу,
Возвращается к ежатам.

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом).

Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, апельсин - апельсинчик...).

6. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение «Вспомни свой фрукт!».

Сначала, детям предлагается, вспомнить какие фрукты они достали из мешочка.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «мой»!

+ «Мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моя»!

+ «моя» - слива, груша;

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моё»!

+ «мое» - яблоко.

7 . Физминутка. “Садовник”.

Мы вчера в саду гуляли, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали. (“Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст)

Яблони белили мы известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз)

Починили мы забор, (“Ударяют” молотком)

Завели мы разговор (В круг выходит один ребенок)

- Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, (Загибают по одному пальцу)

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

8. Преобразование существительного в прилагательное. Игровое упражнение «На каком дереве вырос фрукт?», «Какой сок?».

Логопед с детьми выясняют, на каком дереве выросли фрукты. Для этого дети получают трафареты деревьев, и карандаши. Задание следующее: «Нужно нарисовать на трафарете свой любимый фрукт, и затем сказать полным сложно - сочинённым предложением, какое дерево у него получилось». Например, «Я нарисовал на своём дереве груши, и поэтому у меня получилось грушевое дерево».

Абрикосовый сок приготовили из абрикосов, а грушевый сок – из груш.

9. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Это чьё дерево?».

Учитель – логопед предлагает детям выставить свои деревья на доску.

Ребята, что у нас получилось?

У нас получился фруктовый сад.

А теперь, вспомним у кого какое дерево было? Я буду показывать на дерево, а вы будете угадывать! Это чьё дерево?

Это дерево, Руфинино!

10. Итог занятия.

Ребята, на следующем занятии мы с вами будем уже составлять рассказ по схеме о ваших любимых фруктах.

Занятие окончено, до свидания.

Список используемой литературы.

1.Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие, М.: 2007г.

2. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 1. М.: 2007г.

3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2. М.: 2007г.

4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно», тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей, 1,2,3., М.: Гном и Д., 2007.

5. О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей», М.: Просвещение, 2005.

6. Интернет сайты: логопед. ru , nsportyal . ru , LogoPortal . ru , Logopedia . bu , ilogoped . ru , logolife . ru .

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 53

компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга.

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Составила:

Воспитатель Орлова В.А

Санкт-Петербург

2014

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами.

Словарь : косточковые, семечковые.

Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.

Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.

Воспитывать любознательность.

Оборудование: Фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерев, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши,

листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры, фруктовый сок и мармелад для дегустации.

Ход занятия:

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок.

С сливы собирают урожай … чего? Слив.

С груши собирают урожай … чего? Груш.

С айвы собирают урожай … чего? Айвы.

С персика собирают урожай … чего? Персиков.

С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.

А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»

Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.

А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.

Загадки про фрукты

Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.

(Яблоки)

Они на дереве растут, сухие курагой зовут.

(Абрикосы)

Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.

(Слива)

На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.

(Груша)

С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.

(Персик)

Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям.

Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг...

(Лимон)

Фрукты с косточкой и с семечками

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.

Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.

Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива.

Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.

Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва.

Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Что можно приготовить из фруктов?

Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад.

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.

После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).


Разделы: Логопедия

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе.
  3. Учить согласовывать существительные с числительными.
  4. Учить составлять простые осложнённые однородными членами предложения.
  5. Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, восприятие, логическое мышление.
  6. Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное отношение к отвечающему товарищу.

Оборудование: бассейн с фасолью, фрукты, муляжи фруктов, предметные картинки, две корзины, нож, изографы, цветные карандаши.

1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт любой овощ.

2. Знакомство с темой.
Сейчас я вам загадаю загадки. Картинки на доске помогут их отгадать.

Я на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(Апельсин)

Апельсин, яблоко, груша – что это? (Фрукты)
- Какие ещё фрукты вы знаете? Назовите их.

3. Лексико-грамматическая работа.
(На столах детей бассейны наполненные фасолью)
(развитие мелкой моторики)
- Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала. Опишите фрукты, которые вы нашли по цвету, форме, на ощупь, на вкус.
(Дети достают фрукты рассматривают их, пробуют на вкус)
- Что у тебя?

Дети: У меня яблоко красное, круглое, гладкое, сладкое.
У меня груша жёлтая, гладкая, сладкая.
У меня апельсин оранжевый, круглый, шершавый, сладкий.
У меня лимон жёлтый, овальный, шершавый, кислый.
У меня слива синяя, круглая, гладкая, сладкая.

Дидактическая игра «Ёжик-садовник»
(К детям с двумя корзинами приходит ребёнок в костюме ёжика)

Ёжик: Эти фрукты я собрал для своих детей. И теперь не знаю, хватит их или нет. Помогите мне посчитать фрукты в корзинах.
Подойдите ко мне, и мы посчитаем, сколько фруктов в маленькой корзине.

Дети: В маленькой корзине два яблока.
В маленькой корзине два апельсина.
В маленькой корзине два лимона.
В маленькой корзине две груши.
В маленькой корзине две сливы.
- А теперь посчитаем, сколько фруктов в большой корзине.

Дети: В большой корзине пять яблок.
В большой корзине пять груш.
В большой корзине пять слив.
В большой корзине пять лимонов.
В большой корзине пять апельсинов.

Ёжик: Спасибо! Теперь я знаю, что фруктов хватит моим сыночкам, дочке и мне, и жене. Вас я тоже хочу угостить этими фруктами.
Из этих фруктов мы сможем сварить компот, сок, варенье. Давайте расскажем, как мы это будем делать.

Физкультминутка. (развитие общей моторики)
(Дети маршируют, образуют круг )

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Отожмём лимонный сок, («отжимают»)
Слив положим и песок. («кладут)
Варим, варим мы компот. (приседают)
Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)
(Н.В. Нищева)

Дидактическая игра «Что приготовим?»

А теперь расскажите, что мы будем варить из этих сочных, ароматных фруктов.
- Из груш сварим сок (какой?) грушевый.
- Из яблок сварим сок (какой?) яблочный
- Из слив сварим компот (какой?) сливовый.
- Из яблок сварим варенье (какое?) яблочное
- Из груш сварим варенье (какое?) грушевое.
- Из слив сварим варенье (какое?) сливовое

4. Работа с изографами (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики)

Теперь вы многое знаете о фруктах. Поэтому успешно выполните моё следующее задание.
- Откройте тетрадь. Посмотрите. Что вы видите?

Дети: Мы видим фрукты: яблоко, грушу, лимон.

Обведите, а потом раскрасьте только грушу.

5 . Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Назовите, какие фрукты вы знаете?


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 68 VIIIвида»

Конспект урока
по развитию речи
Тема:
«Обитатели нашего леса»
Составитель: Галимуллина Г.И. дефектолог-логопед,уч.нач.классов 2015г.
План – конспект урока развития устной речи (класс ГУО)
Тема урока: «Обитатели нашего леса»
Цель: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развития младших школьников в процессе его учебой деятельности. Систематизация и расширение знаний о диких животных.
Задачи:
Обучающие: систематизация и расширение знаний о диких животных, расширение номинативного и глагольного словаря, нахождение связи природой и человеком; развитие умения правильно употреблять предлоги «в», «у», «от», «с» при составлении словосочетаний и предложений по упорным картинкам.
Развивающие: расширение представления учащихся об окружающем мире; развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных, вкусовых, обонятельных ощущений;
Обогащение лексического запаса, развитие устной речи, внимания, памяти, мышления, умения наблюдать, развитие наблюдательности; развитие общей и мелкой моторики.
Оборудования: игрушка Каркуша, наборное полотно, силуэтные и предметные картинки с изображением диких животных, изображение жилищ диких животных, еловые и сосновые ветки, зеркало, настольная лампа, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Чей хвост, чья голова».
Ход урока:
1.Организационный момент: «Этюд-приветствие»
Дети сидят.Учитель пускает по кругу игрушку «Каркушу» со словами:
- Ребята, когда это игрушка окажется у Вас в руках, назовите своё имя.
2.Психогимнастика (звучит фонограмма)
Глазки закрываются,
В лес мы отправляемся.
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело,
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке,
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас.
Дышится легко…
Ровно… Глубоко…
3. Дыхательная гимнастика.(Аромотерапия)
Сделайте вдох, задержите дыхание, выдохните.
-Что вы почувчствовали?
4.Сообщение темы (развитие мышления (презентация)- Ребята! Как Вы думаете, где мы с Вами очутились? (изображение леса) (слышно карканье вороны)
- Вы слышите, кажется кто-то летит? (Каркуша приносит конверт с флешкой и конверты с изображениями диких животных)
- Посмотрим, что же у нас в конвертах. (Загадки на флешке, цветные изображения диких животных: лиса, медведь, волк, заяц)
На наборном полотне выложены силуэты животных. Ребенок, в конверте которого отгадка, выставляет изображение на наборное полотно, совмещая с соответствующим силуэтом.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(волк)
-Что же может делать волк?(выть, бродить, ловить, бегать)
- Какой волк? (серый, зубастый, злой)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.(медведь)
- Что может делать медведь? (рычать, ходить, бродить, подстерегать)
-Какой медведь? (неуклюжий,большой,косолапый)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
Кто-же это …(лиса)
- Что может делать лиса? (подстерегать, бегать, красться)
-Какая лиса?(рыжая, хитрая, пушистая, красивая)
Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги. (заяц)
- Что может делать заяц? (бегать, прыгать, прятаться)
-Какой заяц? (трусливый, серый, маленький, белый, длинноухий)
5.Составление предложений с предлогом «в»
-Какие это животные?
-Где живут эти животные?
-Все они живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом.
Игра: « Кто где живёт?»
На наборном полотне предметные картинки. На доске – пособие с изображением жилищ животных.
-Где живет медведь? (в берлоге)
- Где живёт волк? (в логове)
- Где живёт лиса? (в норе)
-Где живёт заяц? (под кустом)
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением жилища, в котором оно живёт.
6. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Теремок»
(педагог показывает зеркально)
-Где живут звери в сказке? (на экране появляется изображение «Теремка»)
Стоит в поле теремок, (поднимают руки над головой)
Он не низок, не высок. (приседают и поднимаются на носочки)
На двери висит замок. (пальцы рук складываются в замок)
Кто открыть его бы смог? (делают движения запястьями вперёд-назад)
Слева- ёжик, справа-волк, (делают повороты головой)
Надавите на замок! (сжимают, разжимают запястья)
Зайка, мишка, ёжик, волк-
Открывают теремок! (разводят руки в стороны)
7.Образование притяжательных прилагательных от существительных (лиса и волк (три части);
медведь, заяц (две части)
-Ребята, животные решили с Вами поиграть в «Прятки»
Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?»
На доске за ёлочками спрятаны части тела диких животных (хвосты, уши, лапы). На второй доске – изображения диких животных, у которых этих частей не достаёт. Дети должны взять изображение части тела и присоединить его к рисунку животного, у которого она отсутствует.
Выполняя это задание, дети отвечают на вопросы.
-Чей хвост у тебя?
-Чьё ухо, лапа, голова?
8.Дидактическая игра «Помоги мамам найти своих детёнышей»
- Малыши заигрались и разбежались, поможем мамам найти своих детёнышей.(Дети должны найти детёнышей и назвать их)
-У лисицы – лисята
-У волчицы- волчата
-У медведицы- медвежата
-У зайчихи – зайчата.
9.Самомассаж лиса «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
«Солнечный зайчик» заглянул к тебе в глаза.-Закрой их. Он побежал дальше по лицу –нежно погладь его ладонями. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. А вот он забрался за воротник- погладь его на своей шее.Он не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты подружись с ним.
10.Составление рассказа по опорным картинкам.
Однажды пошёл охотник в лес. Идёт, вдруг видит берлогу, в ней спит медведица с медвежатами. Идёт дальше, видит логово. Там живёт волчица с волчатами.Ещё немного прошёл и увидел нору. В ней живёт лиса с лисятами. Только у зайца нет жилища, его дом под кустом.Никого не обидел охотник, он просто делал снимки зверей на память.
11.Развитие тактильных ощущений.(дид.игра « Подарки зверей» слышно карканье вороны)
Ворона принесла «Чудесный мешочек» (дети должны угадать, что в мешочке, и от кого это угощение)
-Орехи – от белочки.
-Капуста – от зайца.
-Морковка – от зайца,
-Яблоко - от ёжика.
-Рябина – от белочки.
12.Психогимнастики.
Глазки закрываются
В школу отправляемся.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
13.Развитие вкусовых ощущений: (стук)
- Кто же передал этот гостинец? (дети закрывают глаза и по запаху должны догадаться, кто принёс и что)
14.Итог урока.
- Как мы должны относиться к животным и ко всему, что нас окружает?
(не обижать, беречь, охранять, любить всё живое)