Что такое черненое серебро? Изделия, особенности, свойства и отзывы. Северная чернь-великоустюжское чернение по серебру Народный промысел чернение по серебру

В последнее время на рынке представлены разные изделия из черненого серебра. Данный металл прочный, недорогой, к тому же он походит для любого возраста. Само серебро (в чистом виде) ювелирами практически не используется. Для изготовления украшений мастера выбирают его сплавы.

Украшения из черненого серебра

В основном в серебряные сплавы добавляют медь. В результате изделие становится твердым, приобретает хорошие антикоррозионные характеристики, улучшается его внешний вид. В РФ ювелиры работают только с несколькими является клеймом, паспортом изделия. Она рассказывает о количестве чистого серебра в изделии. 925 проба предполагает 92,5% самого металла, оставшиеся 7,5% составляют различные примеси. Существует несколько видов серебра, например черненое серебро.

Разновидности серебра

У серебра На данный момент выделяют следующие виды этого металла: филигранное, матовое, черненое, монетное. У каждого вида есть свои специфические особенности.

Матовое серебро не обладает яркими узорами. Для его получения используют различные эмульсии, наносимые на исходное сырье. Применение эмульсий позволяет сделать поверхность шероховатой, придать ей дополнительный шарм. Изделие получается оригинальным, красивым, необычным.

Отличительными характеристиками филигранного серебра являются разнообразные ажурные узоры. Так как серебро имеет высокую ковкость и прочность, изготавливают тонкие нити, придавая изделию красивый и необычный рисунок. Для изготовления филигранного серебра требуется профессионализм, на это уходит довольно много времени. Ювелиры выделяют фоновую и ажурную филигрань. Для ажурного вида подразумевается сквозной узор.

Представляет собой основной материал, применяемый в ювелирном деле. У данного материала гладкая поверхность, серебристо-белый цвет, прекрасная прочность, длительный эксплуатационный период. В составе стерлингового материала 92,5% чистого серебра, 7,5% меди.

Технология чернения

Мастера с давних времен старались украшать свои изделия (оружие, украшения, посуду) орнаментами, рисунками, необычными узорами. Технологии нанесения орнамента менялись, совершенствовались. Черненое по специальной технологии. Применяют его при обработке ювелирных изделий, а также в прикладном искусстве. На Руси чернение получило развитие с середины 20 века. Уникальные кольца из черненого серебра, сделанные мастерами из Великого Устюга (Вологодская область), пользовались спросом. В 18-19 веках по подобной технологии изготавливали посуду, портсигары, подносы. Мастера-ювелиры владели многочисленными тонкостями ремесла, но свои знания они не передавали, а потому часть нюансов была утрачена. Стоило черненое серебро достаточно дорого, поэтому позволить себе такие изделия могли только обеспеченные люди. Суть чернения заключалась в покрытии чистого металла чернью. Изделие становилось рельефным, приобретало изысканный внешний вид.

Особенности чернения

Данная технология направлена на получение на изделии необычных узоров. Разработана специальная технология, по которой получается черненое серебро в домашних условиях. Сначала ювелирное изделие гравируют либо чеканят, далее на него наносят специальный раствор, включающий оксиды свинца, меди, серебра. Поверхность изделия должна быть чистой, с нее предварительно удаляют все жировые пятна. Для расплавления раствора нагревают изделие. В результате на серебряной поверхности появляется красивый черный узор.

Преимущества черненого серебра

Подобные изделия имеют многочисленные преимущества. Подобный материал не нуждается в дополнительной чистке, сохраняет свой эстетичный внешний вид. Существуют у подобного сплава и определенные ограничения. Кипячение с содой, например, вызывает удаление чернения. Посуда, созданная по такой технологии, долгое время применялась для хранения ценных вещей, амулетов, эликсиров. Бактерицидные свойства черненого серебра в древности считали проявлением волшебства. Люди искренне верили в то, что черненое серебро оберегает от неудач и нечистой силы.

Оксидирование металла

В настоящее время с помощью оксидирования изготавливают множество изделий, похожих на натуральное чернение. Сегодня сложно купить настоящее черненое серебро. Украшения, предлагаемые на прилавках ювелирных магазинов, по большей части созданы путем покрытия серебряного изделия тонкой оксидной пленкой. Со временем она стирается, и украшение теряет свой блеск. Настоящие серьги из черненого серебра имеют достаточно высокую цену. При стоимости 1 грамма обычного серебра 30-40 рублей цена за 1 грамм чернения возрастает в 10 раз. Высокую стоимость такие украшения имеют из-за ручного труда, индивидуальной работы мастера.

При выборе изделия из черненого серебра нужно внимательно осмотреть украшение, проверить наличие и качество клейма, а также познакомиться с сопроводительными документами на изделие. На Руси существовало поверье, согласно которому, серебряная посуда с чернением оберегает семейный быт, владельца дома. Если предметы обихода терялись, хозяина дома и его обитателей ожидало большое несчастье. Черненое серебро использовали для изготовления монет, колец, сережек, браслетов, амулетов.

В настоящее время ювелиры стараются сочетать серебро в ювелирных изделиях с полудрагоценными либо драгоценными камнями. В качестве таких «добавок» применяют натуральные изумруды, рубины, гранаты, жемчуг. Если золото добавляет человеку возраст, то серебро, напротив, омолаживает. Его могут носить женщины любого возраста. Украшения с драгоценными вставками подойдут для торжественных случаев: приемов, презентаций. Для повседневной носки можно подобрать изделия из черненого серебра, не имеющие вставок.

Это, поистине русское ремесло, сложилось в XVII веке в Великом Устюге (ныне - районный центр в Вологодской области). Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г.

художник 18 века , CC BY-SA 3.0

Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения. Изначально, целью возникновения ремесла, было украшение церковной утвари.

Развитие стиля

Художественно-стилевое развитие «Северной черни» на протяжении XVIII — первый половины XIX вв. протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия, несут черты пышного барокко.

Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины.


работа Михаила Климшина , CC BY-SA 3.0

Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения.

Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой.

Образование фабрики

В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику, а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины.


, CC BY-SA 4.0

Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.

Особенности технологии

«Северная чернь» — это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок.

Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, и сохраняется по сей день.

При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях.

Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.

Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.

Черненое серебро – металл, который приковывает наибольшее внимание из всех представленных видов серебра на рынке ювелирных украшений. Изделия выполнены специальным нанесением на них резных темных узоров, которые получаются при помощи нагревания и применения химического раствора.

Гармоничное сочетание таких «завитков» со светлыми частями драгоценностей придают конечному изделию особый шарм. Таким образом ювелиры получают «эффект старины». В подобном стиле выполнены не только ювелирные украшения, но также столовые приборы, шкатулки, подсвечники и другие предметы.

Выбирая изделие, покупатели обычно задаются вопросом, каким образом из обычного украшения мастера делают редчайшие произведения искусства.

Черненое серебро – это серебро, на которое сверху наносится чернь. Она состоит из сплавов, включающих медь, свинец, сернистые окислы серебра.

Воссоздаваемые таким образом старинные нотки существенно увеличивают стоимость конечного изделия по сравнению с другими украшениями. Это связано с высокой уникальностью работ, долгим и кропотливым трудом.

Покупая изделия из черненого серебра, важно знать главные моменты, которые влияют на его цену:

  • проба металла;
  • отсутствие или наличие драгоценных камней;
  • какой мастер выполнял работу и как давно он занимается подобным ремеслом;
  • сложность узора, его индивидуальность.

Червонный серебряный металл не напрасно имеет очень много почитателей, потому что отделка им обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • изделие в течение длительного периода времени не меняет свой первоначальный облик;
  • не нуждается в слишком частой чистке и уходе;
  • покрытие имеет бактерицидные свойства;
  • таким изделиям приписывают магические способности.

Единственным минусом, пожалуй, стал тот факт, что изделия из черненого серебра не рекомендуется кипятить в содовом растворе. Он отрицательно сказывается на покрытии, приводя к его распаду.

Многие не сведущие в ювелирных вопросах обыватели нередко путают черненое серебро с обычным металлом. И не безосновательно. Любое серебряное украшение со временем приобретает потемнение, если не ухаживать за ним должным образом. Однако обычная чистка легко удалит подобный налет.

Промышленное чернение серебра

В своих мастерских ювелиры проводят чернение по серебру одним из нижеприведенных способов:

  • Механический. Предполагает смешивание окиси железа и графита, и последующим добавлением в данную смесь скипидара. Затем полученной субстанцией бережно покрывают изделие, дожидаются полного высыхания и тряпкой из замши, предварительно смоченной в спирте, протирают всю поверхность. Интересно! Гальваника – один из подвидов механического чернения серебра. В данном случае применяется метод электролиза. Но изделия, на которые чернь наносится подобным образом, быстрее теряют свой привлекательный вид, поскольку покрытие стирается через короткое время.
  • Химический. Проводится с помощью порошка, который включает серебро, цинк, свинец и серу. Его насыпают во все выемки изделия, которое вместе с веществом разогревают до необходимой температуры. Благодаря воздействию тепла порошок начинает плавиться, прочно въедаясь в украшение. Дальше ювелирам остается только произвести шлифовку и полировку изделия.

Конечно, дома заниматься гальваническими ваннами для своих украшений никто не станет. Но как быть, когда так хочется обладать красивым почерненным металлом, а в наличии лишь обычное серебряное кольцо? Для таких случаев предусмотрены свои способы, которые прошли проверку временем и являются весьма эффективными.

Метод №1

Для него понадобятся следующие компоненты:

  • Куриное яйцо.
  • Тонкая шелковая нить или леска.
  • Контейнер из пластика с плотно закрывающейся крышкой.

Порядок действий будет таким:

  • Серебряный предмет почистить от видимых загрязнений.
  • Сваренное вкрутую яйцо разрезать на две половинки и положить на дно контейнера.
  • Украшение подвесить на леску и поместить в контейнер таким образом, чтобы оно не прикасалось к яйцу.
  • Контейнер плотно накрыть крышкой.
  • Подождать минимум 30 минут.
  • Чтобы по серебру чернота распределилась равномерно, изделие следует переворачивать каждые 5-10 минут.

Яйцо в закрытом пространстве выделяет пары сероводорода, которые плотно обволакивают предмет, и получается темное серебро с красивым чернением.

Метод №2

Он проводится с использованием йода. Порядок действий будет следующим:

  • Ватной палочкой, смоченной в медицинском йоде, обработать изделие из серебра, уделяя внимание также труднодоступным местам.
  • Оставить предмет под яркими солнечными лучами до полного высыхания.
  • При помощи зубной пасты, нанесенной на мягкую фланелевую тряпочку, отполировать изделие

Для плоских предметов данный способ лучше не использовать, поскольку он не принесет видимого эффекта.

Украшения из черненого серебра: как и с чем носить?

Делая выбор того или иного украшения из черненого серебра, стоит отталкиваться от цвета кожи будущей обладательницы: смуглым женщинам предпочтительнее покупать светлые украшения с темными рисунками, белокожим блондинкам – узор серебряно-льдистого оттенка на темной поверхности.

Подобные украшения прекрасно дополнят изысканный вечерний наряд для торжественного случая. В то же время такие изделия хорошо сочетаются с офисной классикой в виде платьев или костюмов. Если предполагается повседневное ношение данных украшений, то стоит ограничиться одним предметом, чтобы не выглядеть нелепо.

Оксидированное и черненое серебро: отличия

Кроме черненого серебра на рынке также представлен оксидированный благородный металл. И довольно сложно найти отличия между двумя необычными техниками затемнения.

Принцип создания оксидированного серебра основан на покрытии металла пленкой из оксида. Она создает дополнительную защиту изделию от потускнения, но качества и долговечности это не добавляет. Спустя небольшой период времени после приобретения вещь начинает тускнеть. Чтобы покупка оставила о себе приятные впечатления, нужно внимательно присмотреться к изделию:

  • У оксидированного серебра поверхность ровная и только слегка темноватая. Черненое серебро – насыщенного черного цвета, гармонично сочетающегося со светлыми частями.
  • На черненом серебре узоры исполнены очень аккуратно.
  • Стоимость черненого серебра гораздо выше, чем остальных видов этого металла.
  • Если чистить оксидированное серебро, на нем под воздействием трения практически сразу появятся белые участки. Черненое серебро не боится полировки и чистки. Испортить внешний вид такого украшения может только кипячение или воздействие кислоты.

Особенность почерненных изделий заключается в том, что они не нуждаются в слишком частой чистке и полировке. Но удалять загрязнения и пыльный налет иногда с них все же потребуется.

Есть несколько щадящих способов, не наносящих вреда подобным предметам:

  • Раствор из мыльной воды и небольшого количества пищевой соды. Он должен быть теплым. В жидкость на 10-15 минут погружают украшение, после чего промывают теплой водой и протирают насухо.
  • Настой из картофеля. Одну картофелину очистить, нарезать ломтиками и залить прохладной водой. Опустить в емкость с картофелем изделие на 4 часа, промыть водой и просушить.
  • В стакане теплой воды растворить одну чайную ложку пищевой соды. Помыть этим раствором серебряные изделия.

К предметам из почерненного серебра стоит относиться бережно и аккуратно. Если это украшение, то хранить его нужно отдельно от других драгоценностей в плотно закрытой коробочке. Тогда оно на долгие годы сохранит свою изысканность и совершенство.

Великоустюжское чернение по серебру

Русский художественный промысел, сложившийся в XVIII в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, флаконы и пр., украшенные чернью: в XVIII в. - богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки (мастера М. М. Климшин, А. И. Мошнин и др.); в XIX в. - более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт (мастера Жилины и др.). В середине XIX в. получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и других изделий (мастер М. И. Кошков). К началу XX в. промысел заглох. В 1929 началось возрождение Великоустюжского чернения по серебру (мастерская под руководством М. П. Чиркова). С 1933 работает артель (с 1960 фабрика) "Северная чернь"; изделия украшаются тщательно выполненным черневым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.


Литература: Т. Т. Гольдберг, Черновое серебро Великого Устюга, М., 1952.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - ...

    Этнографические термины

  • - черне́ние разновидность оксидирования железных и стальных изделий. Применяется для защиты от коррозии и в декоративных целях...

    Энциклопедия техники

  • - создание на поверхности стали чёрной оксидной плёнки для повышения корроз. стойкости или в декоративных целях. Ч. проводят погружением стали в расплавл. соли либо обработкой в водных р-рах щелочей, к-т или солей...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - русский художественный промысел, сложившийся в 18 в. в г. Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 в. - богатый...
  • - разновидность оксидирования железных и стальных изделий. Применяется для защиты от коррозии и в декоративных целях...

    Большая Советская энциклопедия

  • - создание на поверхности металлических изделий тонкой оксидной или сульфидной пленки. Чернение стали - разновидность воронения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Пр. о...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЧЕРНИ́ТЬ, -ню́, -ни́шь; -нённый; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЧЕРНЕ́НИЕ, чернения, мн. нет, ср. Действие по гл. чернить в 1...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - черне́ние I ср. 1. процесс действия по гл. чернить I 2. Результат такого действия. II ср. 1. процесс действия по гл. чернить II 2. Результат такого действия...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - черн"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Великоустюжское чернение по серебру" в книгах

Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение

автора Мельников Илья

Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное

Художественное чернение

Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья

Гравирование под чернение

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Гравирование под чернение Этот метод применяют для того, чтобы выгравированное на металле изображение стало более контрастным. Применяют этот метод преимущественно при гравировании изделий из серебра. При гравировании под чернение делают углубления с помощью штихелей

Художественное чернение

Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья

Художественное чернение Чернением называется украшение изделий из серебра и золота рисунками из черни, по внешнему виду напоминающую черную эмаль. Рисунки бывают орнаментальными и сюжетными.Чернь является древним способом декорирования художественных металлов –

Великоустюжское чернение по серебру

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Чернение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Плач по серебру Эгиля, сына Скаллагримма

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Плач по серебру Эгиля, сына Скаллагримма Эгиль Скаллагриммсон, центральный персонаж восхитительной "Саги об Эгиле", прожил невероятно долгую (если учесть специфику эпохи и некоторые особенности его непростой, мягко говоря, биографии и опасной профессии) жизнь -

6.4.1. Гравирование под чернение

автора Ермаков Михаил Прокопьевич

6.4.1. Гравирование под чернение Выгравированное на металле изображение при необходимости можно сделать более контрастным, заполнив его линии сургучом. Металл нагревают и прикладывают к нему сургуч. Расплавляясь, сургуч заполняет гравированные канавки. Когда углубленные

6.8. Чернение

Из книги Основы дизайна. Художественная обработка металла [Учебное пособие] автора Ермаков Михаил Прокопьевич

6.8. Чернение Очень древний и часто неотделимый от представления о гравировке и декоративной отделки ювелирных украшений из драгоценных металлов способ отделки это чернь. Она применяется уже тысячи лет. Изделия, покрытые чернью, обнаруживались на территории нашей страны

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.

В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.

Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.

Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.

На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.

Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.

Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.

Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.