Рецепт бумажной массы. Папье-маше: все секреты работы в этой технике

Посмотрите, какие куклы из папье-маше можно сделать, используя туалетную бумагу. Из этого же материала вы изготовите копилку, игрушки, новогодние поделки.

Как сделать копилку из папье-маше своими руками?


Вы смастерите такого забавного тигренка, если возьмете:
  • два листа белой бумаги;
  • газеты;
  • пластилин;
  • небольшую полиуретановую банку;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • клейстер;
  • гуашь;
  • канцелярский нож;
  • тонкую и толстую кисточку;
  • акрил-фисташковый лак.


Приготовьте клейстер. Для этого возьмите стакан холодной воды, влейте ее в кастрюлю, насыпьте сюда 2 ч. л. крахмала, хорошо размешайте. Поставьте емкость на огонь, часто помешивая, доведите жидкость до кипения, снимите с плиты. Когда клейстера остынет, он готов к использованию.

Снимите крышку с банки, переверните тару, поставьте ее на стол. Облепляя банку пластилином, сразу формируйте уши, глаза, лапы, черты лица тигренка. Вот как сделать копилку дальше.


Порвите газеты на небольшие кусочки, начинайте обклеивать ими заготовку. Первый слой прикрепите при помощи воды. Остальные 10 слоев, нужно зафиксировать, смазывая каждый кусочек газеты клейстером.


Оставьте заготовку на ночь, чтобы она высохла. Утром обклейте ее кусочками белой бумаги, которые нужно прикреплять при помощи клея ПВА, который придаст изделию прочности.


Дайте игрушке полностью высохнуть, после чего разрежьте ее канцелярским ножом на две половинки.


Снимите эти детали с банки, соедините их вновь, склеивая в месте разреза белыми бумажками, смазанными ПВА.


Наверху канцелярским ножом сделайте разрез такого размера, чтобы в копилку через это отверстие опускать монеты нужного номинала.


Теперь пройдитесь по наружной поверхности изделия белой гуашью, чтобы загрунтовать ее. Когда она подсохнет, покрасьте изделие в нужный цвет.


Вот как сделать копилку из бумаги и газет. Если вы хотите посмотреть, как смастерить забавного поросенка, который также предназначен для хранения и приумножения мелочи, тогда ознакомьтесь со вторым мастер-классом.


Вот таким трогательным и одновременно забавным получится поросенок. Чтобы сделать его, используйте:
  • надувной шарик;
  • туалетную бумагу;
  • акриловые краски;
  • строительный ПВА;
  • фольгу;
  • газеты;
  • зубочистки;
  • акриловую шпаклевку.
Надуйте шарик, завяжите его. Порвите газеты на мелкие кусочки, а клей размешайте в емкости с водой в соотношении 1:1. Опускайте в эту массу бумажки, прикрепляйте на шарик. Нужно наклеить газеты в несколько слоев.

Можно сначала смачивать кусочки газеты в воде, затем обмакивать их в ПВА, оформляя поверхность шарика, приклеивать сюда порванные бумажки.



Делаем массу для папье маше, для этого от туалетной бумаги отрывают довольно большие куски. Кладите их в емкость, в которую нужно добавить ПВА. После этого останется хорошо перемешать содержимое. Теперь, при помощи губки или руками в резиновых перчатках, наносите эту массу на шарик, обклеенный газетами.


Когда она хорошо высохнет, сделайте прокол иголкой, Достаньте через нижнее отверстие лопнутый шарик. Закройте прорезь двумя полосками малярного скотча, которые прикрепляются крест-накрест. Ножки для копилки можно сделать из бобины, оставшейся от фольги или стрейч пленки. Эти картонные тубы нужно разрезать ножом на 4 части. Если хотите, можно использовать втулки от туалетной бумаги.

Эти заготовки нужно прикрепить к основе малярным скотчем, поверх также нанести массу для папье-маше.


Пятачок сделайте из кусочка фольги, прикрепив тот зубочистками и скотчем. Обклейте его размоченной в клею туалетной бумагой, сформируйте нос.


Из неё же вам нужно будет вылепить глазки, прикрепить их на место при помощи клея. Ушки можно сделать из папье-маше или из глины


Теперь надо оставить свинью копилку, чтобы папье-маше хорошо высохло. Затем наждачной бумагой шлифуем заготовку, после чего наносим на неё акриловую шпаклевку. Ждем, когда та высохнет, далее, протираем копилку влажной тряпкой, чтобы выровнять изделие. Наносим шпаклевку в несколько слоев, пока поверхность не станет ровной.


Канцелярским ножом делаем отверстие для монет. Прикрепляем хвостик, который нужно сделать заранее из проволоки и папье-маше.


Начинаем красить изделие. Сначала наносим любую темную краску, затем, при помощи губки покрываем красной.


Далее, идет розовый цвет, после него - смесь белого с розовым. Следующий слой белой краски, но ее нужно совсем немного.


Останется покрасить глазки, после чего копилка из папье-маше готова.

Как сделать массу для лепки из бумаги своими руками?

Не всегда основу просто обклеивают порванными газетами, существуют очень интересные рецепты приготовления масса для папье маше. Познакомитесь с одним из них.

Из такой массы вы сможете слепить фигурку животного, например, медведя. Возьмите:

  • 2 рулона самой дешевой туалетной бумаги серого цвета;
  • 3 ст. л. льняного масла;
  • 500 мл универсального или строительного клея ПВА жидкой консистенции;
  • 1,5 литра воды;
  • марлю;
  • большие миски;
  • наждачную бумагу средней и мелкой фракции;
  • дуршлаг;
  • клей ПВА.
Порвите мелко туалетную бумагу, сложите в миску, залейте водой. Она должна полностью покрыть бумагу. Оставьте массу для намокания в течение суток.

Теперь нужно отжать бумагу. Для этого постелите на дуршлаг свернутую в несколько слоев марлю, положите сюда немного массы, часть воды стечет. Остальную удалите, приподняв края марли, выжав бумагу. Также выжмите и остальную, но не пересушите, немного воды оставьте.

Складывайте всю эту бумагу в большую миску, затем добавьте туда строительный клей. Перемешайте массу. Это будет легче сделать, если вы станете смешивать бумагу с клеем небольшими порциями.

Добавьте льняное масло, перемешайте. Оно позволит стать массе пластичней. Теперь можно лепить из папье-маше или складывать эту массу в формы, чтобы изготавливать детали игрушки. Склеивать вы будете при помощи ПВА, который называется «Момент столяр».

Когда в течение нескольких дней заготовки из папье-маше полностью высохнут, их нужно будет ошкурить средней, затем мелкой наждачкой.


Готовое изделие грунтуют, после чего красят.

Мастер-класс: избушка Бабы Яги своими руками

Ее также можно сделать из массы, рецепт которой вы только что узнали или воспользоваться другим. Вот таким получится домик этого сказочного персонажа.


Но для этого нужно потрудиться, но сначала приготовить:
  • бутылку подходящего размера и формы;
  • салфетки;
  • стек;
  • клей ПВА;
  • линейку;
  • карандаш;
  • масса для папье-маше.
Обклейте бутылку салфетками, используя для этого клей ПВА. Карандашом и линейкой сделайте на ней разметку бревнышек, двери, окна.


Начиная снизу, приклеивается масса для папье-маше полосками. Оформляйте сразу две стороны, формируя кружочки в виде срезов бревен.


При помощи стека делайте полоски на двери, бревнах, чтобы они передали фактуру дерева.


Сделайте более мелкие детали двери.


Пусть домик сохнет в течение суток.

Слепите из массы для папье-маше окошко, ставни. Используя стек, украсьте их резьбой. Начинаем делать чердак, на фото он розового цвета.


Такие элементы нужно сделать над окном и над дверью, затем оформляем крышу.


Сделав ряд с одной и с другой стороны, оставьте для просушки, только после этого сделайте еще по одному ярусу.


Затем выполните третий ряд и трубу.


При помощи стека сделайте здесь кирпичный рисунок, затем придайте этим элементам округлость.


Наверху трубы будет еще один ряд. Затем декорируем стену мухоморами из полимерной глины.


Оставьте дом для полной просушки. После этого нужно покрасить его.


Избушка Бабы Яги готова.

Куклы из папье-маше своими руками

Даже не верится, что такие замечательные произведения искусства можно создавать из туалетной бумаги.


Чтобы сделать такую Снегурочку, возьмите:
  • пустую стеклянную бутылку в форме трапеции;
  • медную проволоку;
  • плоскогубцы;
  • массу для папье маше из туалетной бумаги;
  • резиновый клей;
  • полимерную глину;
  • вату;
  • эластичный бинт или хорошо тянущиеся полотно;
  • ножницы;
  • краски;
  • ткань для одежды;
  • атласную ленту для волос;
  • стразы для украшения.
Возьмите пустую бутылку, на горлышко намотайте проволоку.


Отрежьте от проволоки плоскогубцами кусочек, обмотайте им горлышко, чтобы получились ручки куклы из папье-маше.


Смачивая резиновым клеем эластичный бинт, обмотайте им заготовку.


Теперь смажьте этот бинт сверху клеем ПВА, прикрепите сюда папье-маше, сформировав грудь и спинку куклы.


Из этой же массы сделайте голову для нее.

Чтобы использовать меньше папье-маше, сначала вы можете обкрутить верхнюю проволоку фольгой, затем покрыть ее этой массой, сформировав черты лица, уши.


Оставьте заготовку до конца высохнуть, затем ошкурите ее, нанесите шпаклевку. После высыхания той, ее также нужно обработать наждачной бумагой.


Чтобы сделать руки, смачивайте вату водным раствором клея ПВА, наносите ее на проволоку. Обматывайте смоченным клеем эластичным бинтом или полоской ткани. Кисти сделайте из полимерной глины. Покрасьте куклу, используя телесный цвет, обозначьте глаза, брови, губы соответствующими оттенками.


Сшейте для куклы нижнюю юбку и платье, из картона. Распустив атласную ленту коричневого цвета, вы получите такие роскошные блестящие волосы. Для изготовления подобной куклы из папье-маше потребуется немало времени, но зато материалы будут стоить немного, и какой вас ждет роскошный результат!


Если хотите познакомиться еще с одним образцом, тогда посмотрите второй мастер-класс этого раздела.


Вот такая чудесная кукла на лошадке у вас получится. Для изготовления этого дуэта вам понадобятся:
  • туалетная бумага;
  • проволока;
  • картон;
  • пенопласт;
  • прочная толстая нить;
  • газеты;
  • фольга;
  • акриловые краски;
  • шарик из пенопласта.
Обклейте шарик несколькими слоями газет. Если у вас нет такого шарика, тогда можете скрутить эту фигуру из одних газет. Наденьте заготовку головы на отрезок проволоки так, чтобы она оказалась посередине. Края проволоки загните вниз. Обмотайте по отдельности ноги героя смоченными в жидком ПВА газетами, далее, покройте ими проволоку выше этого места, соединив оба края.


Придайте кукле нужную форму, обложив массой из папье-маше.


Делаем лошадь. Согните проволоку, как на фото, обмотайте ее фольгой.


Обмажьте эту заготовку массой для папье-маше.


Когда она хорошо высохнет, вонзите в нее два отрезка проволоки, чтобы сделать ноги животного.


Покройте верхнюю часть заготовки влажным папье-маше. Дайте лошадке хорошо высохнуть. Теперь нужно обеим заготовкам добавить объема, для этого также используем папье маше, том числе, чтобы сделать уши и нос принца. А уши лошадки изготовляем из картона, вырезав детали соответствующей формы. Ошкурите заготовки.


Обрежьте лишнюю проволоку на ногах животного, добавьте гриву, хвост, а принцу мускулы. Из картона вырежьте полоску с зигзагообразными краями, обклейте ее газетами, сверните в виде короны. Обмажьте папье-маше.


После финишной затирки наждачной бумагой кукла будет выглядеть вот так.


Приклейте корону, используя папье-маше. Этой же массой соединяем двух героев.


Для платформы используется кусочек пенопласта, который нужно обклеить газетами.


Колеса вырежьте из картона, взяв в качестве шаблона монеты. Также покройте их газетами и папье маше.


Эту же массу нанесите сверху в 4–х местах тележки, чтобы прикрепить коня.


Ошкурите заготовки, затем покрасьте их.

Создадим их, используя всё ту же технику папье-маше. Хотите, чтобы на елочке красовались вот такие веселые ежики, тогда приступайте к творческой работе прямо сейчас.


Для их создания понадобятся и такие материалы, которые не нужно покупать - экономия налицо. Возьмите:
  • две втулки от туалетной бумаги;
  • шишки;
  • массу для папье маше;
  • ватные диски;
  • краски;
  • пластилин;
  • клей Титан;
  • две деревянные шпажки;
  • кисточку;
  • блестки.
Наверху загните картон на 1 и 2 втулке. Вложите сюда ватные диски, смазанные ПВА, сделайте из них конус, воткните по деревянной шпажке.


Разберите шишки на чешуйки, приклейте их с одной стороны рулона, а также с боков. Сформируйте ряды, начиная снизу, располагая элементы последующих рядов в шахматном порядке. Используйте для этого клей Титан.


В начале статьи вы прочитали, как сделать массу для папье маше из туалетной бумаги. Вы можете использовать и другие похожие материалы, например бумажные полотенца. В данном мастер-классе для этого были взяты салфетки желтого цвета, их окрас не имеет значение. Сформируйте из такой массы тело и носик ежика.


Дайте ей подсохнуть, сделайте передние лапки, прикрепите их к животику, используя всё ту же массу. Вот какие интересные поделки на Новый год 2017 получаются. Но пока нужно дать нашим ежикам хорошо высохнуть, затем покрыть ручки и животик бежевым цветом, а затем еще и коричневым. Колючки животных красим в обратном порядке - сначала используем коричневый тон, затем бежевый или белый. Тогда шубка ежика будет словно припорошена снегом.


Сделайте из пластилина глаза, брови, рот, нос, вылепите грибочек, прикрепите его между ручками животного.


Если хотите, можете из пластилина или пластика изготовить нижние лапки для животного, расположив их на концах шнурков, середина которого продевается через верхнее отверстие. Можно прикрепить колокольчик, чтобы при шевелении ежик издавал интересные звуки.


Вот такие замечательные самые интересные поделки на Новый год у вас получатся.


Мастерите их вместе с детьми. Если ребятишкам сложно делать такое, тогда подскажите им интересную идею создания пирожные из папье-маше, которую они с удовольствием воплотят в жизнь. Пусть ребёнок изготовит такие в качестве новогоднего угощения своих кукол, игрушек.

Для этого положите рядом с ним:

  • фольгу;
  • картон;
  • две миски;
  • не пищевую ложку;
  • газеты;
  • бумажные полотенца или тряпочку, чтобы вытирать руки.

Заранее застелите стол газетами, покройте его полиэтиленовой пленкой. Тогда ребенок не испачкает рабочую поверхность.


Пусть он порвет или порежет газеты на мелкие кусочки, положит их в отдельную емкость. В другую нужно налить клейстер. Его готовят так: в кастрюлю влейте стакан воды, добавьте 2 ч. л. муки или крахмала, перемешайте. Поставьте на огонь, доведите до бурного кипения при интенсивном помешивании. Дайте клейстеру остыть, перелейте его в миску.

Пусть ребёнок скатает из фольги шарики.


Из листа картона надо сделать коробку. Посмотрите на схеме, как нужно разрезать ее боковины, сложить их, приклеив.


Всё готово, пора приступать к изготовлению поделки на Новый год своими руками, фото покажет, как смастерить ее.


Всё необходимое лежит на столе. Пусть ребёнок обмакивает комочки в фольге в клейстере, затем прикрепляет сюда кусочки бумаги.


Затем нужно оставить поделку на несколько дней, чтобы клей хорошо высох. Если этого не сделать, работа может начать плесневеть.

Когда пирожные хорошо высохнут, пусть ребёнок даст волю фантазии. Воспользовавшись красками, маленькими красными помпонами, мелко нарезанными цветными бумажками, сделает вот такое праздничное угощение для кукол.


Когда краска высохнет, пора расставлять такие пирожные для украшения стола игрушек.

В такой же технике можно смастерить и другие детские поделки на Новый год. Своими руками они соорудят заготовки из фольги, которую надо обклеить кусочками газеты. Этот процесс был описан только что. Чтобы прикрепить игрушку на елку, на этом этапе нужно привязать шнурком или веревкой кольцо для ковров, как это сделано на подсказке-фотографии.


Далее следуют еще 2–3 слоя папье маше из газет, после чего елочные игрушки нужно раскрасить.


Теперь вы сможете сделать куклы из папье-маше, новогодние игрушки из этого же материала, копилку. Предлагаем ознакомиться с процессом изготовления яблока. Оно получается настолько реалистичным, что следует сразу предупредить и гостей, и домашних о том, что фрукт не съедобен.

Если хотите увидеть, как сделать массу для папье маше, тогда посмотрите второй сюжет.

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.

Виды папье-маше

Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.

1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.

2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.

3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом - тоже папье-маше.

Что это такое - послойное наклеивание?

Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.

Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.

Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.

Как сварить клейстер

Кроме обычного магазинного для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше.Инструкция приготовления клейстера - состава на основе муки или крахмала - довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.

1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.

2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).

3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.

4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.

Как подготовить шаблон

Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.

Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.

Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.

Лепка изделия из бумажной массы

Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.

Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.

Можно вылепить массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.

Много вещей из папье-маше за короткий срок - это возможно!

Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.

Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.

После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.

Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.

Изготовление бумажной массы для поделок и скульптур

Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать или отливки фигурок.

Существует несколько рецептур такой массы.

  1. Туалетную бумагу рвут и замачивают в горячей воде на сутки.
  2. Затем следует хорошо размять и прокрутить массу. Знатоки советуют делать это дрелью с насадками от кофемолки.
  3. Добавляя сухой гипс, мастер убирает тем самым лишнюю жидкость и добивается густоты массы. Можно засыпать муку в бумажную кашицу, но тогда существует вероятность, что вовремя не использованная субстанция может испортиться. Многие добавляют меловую муку, но тогда изделие получается более хрупким, чем это происходит с гипсовым папье-маше.
  4. Снова хорошо перемешанная масса разводится приготовленным по рецептуре его изготовления. Можно воспользоваться и другими клеями. Однако столярный не позволит быстро схватываться гипсу, что немаловажно. Масса на выходе должна напоминать нежирный пластилин, хорошо держать форму, но не липнуть к рукам.
  5. Полученную смесь используют не сразу, а дают ей отлежаться в холодильнике сутки. Для этого массу делят на части по килограмму (максимум по полтора килограмма) и упаковывают в полиэтиленовые пакеты.

Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.

Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.

Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.

Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.

Скульптуры из бумажной массы

Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.

После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.

После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.

Грунтовка и покраска изделия - последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.

Покраска изделий из папье-маше

Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра - все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.

Коротко о главном...

Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!

Попробуем сделать копию какого-нибудь прибора посуды из «папье-маше». Вы наверняка работали с папье-маше в школе, ведь технология его создания очень проста, хотя и требует усидчивости и аккуратности. Наша инструкция поможет вам вспомнить «молодость»!

Для создания простейшего папье-маше, а именно изготовления посуды из него вам потребуется совсем немного инструментов и материалов:

  • ножницы
  • клей на основе крахмала или муки
  • «клейстер» (можно клей ПВА)
  • любой посудный предмет
  • кисточка
  • бумага (можно газетная)

Процесс

Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.

  1. Смешайте чистый крахмал (или муку) с небольшим количеством холодной воды до полного исчезновения всех комочков. Затем, аккуратно помешивая, налейте в крахмал кипяток и поставьте подогреваться на огонь. Подогревайте состав до получения прозрачной массы.
  2. Далее приступайте к нарезке бумаги для папье-маше. Ножницами мелко нарежьте бумагу полосками и различными фигурками. В процессе создания вам подойдут любые кусочки бумаги.
  3. Намажьте кисточкой обратную сторону посуды (в нашем случае блюдце). Начинайте осторожно, стараясь не выходить за границы посуды, клеить кусочки бумаги на блюдце. Старайтесь равномерным слоем покрывать всю площадь. Повторяйте до тех пор, пока толщина бумажного слоя не будет достигать нужного вам размера.
  4. Необходимо отметить, что все операции с папье-маше можно проводить в несколько этапов, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.
  5. После окончания работы, дайте бумаге высохнуть 24 часа.
  6. Выждав сутки, подденьте край бумажного слоя кончиком ножниц или ножа и постепенно начните снимать получившийся «слепок». После этого подрежьте ножницами неровности краев и приступайте к декорированию получившейся посуды.
  7. В этом вам помогут различные акварельные и акриловые краски. Для начала, можно окрасить посуду одним слоем краски, своеобразной грунтовки. А поверх неё уже наносить узоры и любые другие иллюстрации. Не ограничивайте свое воображение.
  8. Готовое папье-маше можно покрыть лаком, чтобы сделать рисунок глянцевым. К тому же посуда от этого станет более прочной и долговечной.

Надеюсь, что эта скромная деталь добавит частичку уюта и тепла в ваш интерьер.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.