Публикация педагога на тему "Образовательные возможности конструирования в работе с детьми дошкольного возраста". Расспространение опыта, тема: "лего- конструирование в доу" В своей работе мы используем разнообразные конструкторы

ЛЕГО конструирование все прочнее входит в нашу жизнь и жизнь ребенка. ЛЕГО – это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Ведь именно данный вид конструирования отвечает интересам детей, их способностям. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального и речевого развития ребенка. Все эти данные подтверждают актуальность использования ЛЕГО конструирования в ДОУ как средства коррекции речи детей в группах компенсирующей направленности.

В ходе занятия с ЛЕГО конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.

Работая парами или группой, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Применяя в своей работе конструктор ЛЕГО, мы реализуем следующие задачи:

– Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты;

– Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;

– Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;

– Поощрять уместное использование математических терминов и символики;

– Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них;

– Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему.

В дошкольном учреждении требования к ЛЕГО конструированию достаточно просты: правильно создавать конструкции по схемам. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные образовательной программой.

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО конструирование

Образовательная область

Область применения ЛЕГО конструирования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей конструктора ЛЕГО

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие.

Работа над развитием фонематического слуха, грамматическим строем речи, звуковой культуры речи и связной речи

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей конструктора ЛЕГО

реализация самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Используя конструктор ЛЕГО, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Начиная с октября 2015 года мы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР проводим углубленную работу с применением ЛЕГО-технологии.

Конструктор ЛЕГО мы используем практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т.д.

Работа по включению конструктора ЛЕГО в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором ЛЕГО. Дети уже с младшего возраста любили заниматься конструктором в свободной деятельности. Но при этом они не всегда правильно называли детали и соединяли их. Поэтому в первую очередь мы стали знакомить детей с названиями деталей ЛЕГО, приемами правильного их соединения в строительстве разнообразных моделей, организовывали исследование деталей конструктора, в котором определяли их свойства, качества. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора ЛЕГО и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.

В совместной деятельности в группе предлагалось детям выполнить задания по ЛЕГО конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора ЛЕГО из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

Привлекая детей, не желающих играть с ЛЕГО (были дети, которые старались пользоваться готовыми конструкциями и не желали строить сами), мы использовали художественное слово. Например:

С ЛЕГО легче все уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть!

Детали, детали, вы спать не устали?

Сегодня с утра нам строить пора!

Было много кирпичей,

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

В дальнейшем мы усложняли виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Дети с интересом включались в работу и дополняли предложенную модель своими деталями конструктора.

Для разнообразия конструктивной деятельности мы зачастую сами придумывали модели, изготавливали их и делали схемы (фото или в виде образца), которые в дальнейшем предлагали детям для конструирования.

Задания со схемами требовали большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но это помогло развить самостоятельность действий у дошкольников, потребность к экспериментированию и изобретательности.

В результате дети получали возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка), они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО мы также использовали в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Конструктивную деятельность мы строим согласно комплексно-тематическому планированию, еженедельно подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».

Работа по лексическим темам с применением ЛЕГО-конструирования даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Систематическая работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Например, чтобы выкладывание схем звуко-слогового анализа не превратилось в однотипное, нудное занятие, предлагаем детям выложить схемы из кирпичиков конструктора ЛЕГО: «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики», «Вырастить дерево».

Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, мы проводим дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.

Применение дидактических упражнений «Посчитай ступеньки», «Слева, справа, снизу, вверху», «Длинный – короткий», «Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» с использованием ЛЕГО элементов позволило усилить обучающий эффект при проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, способствовало развитию умения классифицировать по цвету, размеру, величине, научило дошкольников ориентировке в пространстве.

В индивидуальной коррекционной работе и в режимных моментах мы начали применять игры и упражнения из сборника игр, составленного учителями-логопедами нашего МБДОУ. Это игры «Лесенка», «Звуковые семафоры», «Отгадай» (на ощупь), «День – ночь» (что изменилось?), «Один – много.

Выполняя утреннюю гимнастику, мы используем вместо предметов детали ЛЕГО конструктора, соответственно, называя каждое упражнение: «Перекладываем кирпичики», «Тянемся к солнцу», «Достань до кубика».

В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

Конюшкина Лариса Николаевна – воспитатель МБДОУ № 9 «Теремок», Иркутская обл., г. Усть-Илимск.

Использование конструкторов «Лего» в работе с детьми

Я.Н. Левчук,

МАДОУ № 4, г. Армавир.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов, мы представим вам свой опыт работы с разными видами конструктора «Лего».

Использование конструктора «Лего» в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Работой по данной теме мы занимаемся с 2011 года. Она привлекла нас тем, что дети могут с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4) сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Мы начали использовать ЛЕГО-конструкторне только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность» с детьми средней группы. Предпосылками стало то, что дети из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструкторам, и зачастую мы использовали это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети играя рассказывали, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.

Затем мы продолжили эту работу в старшей группе, когда дети 5--–6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз», у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

На родительских собранияхзнакомили родителей с данным направлением работы, рассказывали о видах конструктора «Лего», с тем какие образовательные задачи планируем решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.

Освоение лего-конструкторавелось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25–30 минут в старшей группе; по 30–35 минут в подготовительной группе.

Систематические занятияс детьми на протяжении 3-х лет, со средней доподготовительной группы, а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности.

Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе. В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия «Ворота», «Заборы». В дальнейшем использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке». Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2–3 темы – сборка машинки по карточке.

Для работы с детьми мы используем разные виды конструкторов «Лего», так как каждый из них соответствует определенному возрасту.

В младшей и средней группах применимы следующие виды конструктора:

  • наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft»;
  • конструкторы серии «Duplo»;
  • комплекты для конструирования транспортных средств и сооружений домов;
  • тематические наборы – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.);
  • Даша-следопыт;
  • Зоопарк.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий – узкий»

В средней группеосновой при организации работы с лего конструкторомявляетсясказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с конструкторами:

  • ЛЕГО ДАСТА – конструирование по замыслу;
  • Одиночные комплекты для конструирования транспортных средств;
  • Транспорт на дистанционном управлении.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве. Впоследствии, дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом.

В старшей и подготовительнойгруппах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы – «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха», «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей».

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе – открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Список литературы:

  1. Левина, А. Развиваем восприятие (3–4 года) / А. Левина. – Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004.
  2. Куцикова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий./Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Комарова, Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
  5. Брофман В. Архитектурная школа папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.
Рейтинг:

Работа с конструкторами


К атегория:

Основы технического моделирования

Работа с конструкторами

Работа с наборами деталей из различных конструкторов продолжает деятельность младших школьников по начальным основам конструирования. Сохраняя принципы работы с плоскими и объемными деталями, можно перейти к изготовлению моделей технических объектов из готовых деталей, которые предложены в различных наборах конструкторов. Плиты, пластины, уголки, диски, колеса и другие детали имеют в своей основе геометрические формы Подход к работе остается прежним, т.е. создание образа объекта и практическое его изготовление, остается только познакомить ребят с процессом сборки.

Наша промышленность выпускает самые разнообразные наборы конструкторов из различных материалов. Из металлических наборов наиболее интересными являются наборы, разработанные И. С. Сахаровым, например «Конструктор-школьник», «Маленький конструктор» и др. наборы соответствуют программе трудового обучения широко применяются в рар с младшими школьниками внеклассной и внешкольной боте также широко применя ся наборы «Конструктор Юность», «Юный конструктор-механик» и др.

Из пластмассовых наборов наибольший интерес представляют конструкторы «Инженер» «Конструктор-механик», «Конструктор строительно-дорожных машин», «Автоконструктор», «Конструктор сельскохозяйственной техники» и др.

Из этих наборов дети с большим интересом конструируют самые различные машины, устройства и приспособления. В процессе работы школьники много познают, удовлетворяют свои интересы, потребность соприкосновения с трудовой жизнью народа.

К каждому набору прилагается альбом рисунков и фотографий с изображениями моделей и перечень деталей.

Опыт практической работы показал, что знакомить детей с конструктором лучше сгруппировав содержимое набора по типу, форме и назначению деталей, например:
1) инструмент;
2) крепежные детали;
3) детали вращения;
4) прокатные профили.

Все детали снабжены рядами отверстий для скрепления друг с другом. Эти отверстия позволяют соединять детали самыми разнообразными способами, так как их диаметр и расстояние между ними одинаковы. Диаметры всех валов, рукояток и винтов равны диаметру отверстий. Крепежные детали также все стандартные, и резьба болта и гайки всегда совпадает.

Рис. 1. Крепежные детали: 1- гайка шестигранная; 2- винт короткий; 3- винт длинный; 4- винт установочный; 5- шайба; 6- гайка квадратная; 7- шпилька; 8- пружинная обойма втягивают гайку ключом;

Используя в своей работе прилагаемый к набору альбом, пебята младшего школьного возраста учатся читать технические рисунки, а это можно считать одним из первых шагов в работе по чертежу, т. е. к умению прочитать чертеж. Освоив сборку по техническому рисунку, ребята обычно стремятся усовершенствовать конструкцию, внести что-то новое, свое. Так возникают и формируются индивидуальные конструкторские способности. Машины, которые ребята видят на улице, в кино, а также в книгах и журналах, они стараются воспроизвести по памяти. Помогает в этом учащимся умение сравнивать технические формы с геометрическими фигурами и телами, а также умение мысленно расчленять технические объекты и сопоставлять отдельные части с геометрическими телами. Собирая технический объект из плоских готовых деталей конструктора, школьники практически изготавливают сначала отдельные объемные части технического объекта, которые по форме напоминают геометрические тела (кузов автомашины призма), а затем соединяют эти части в объемную модель технического объекта. Работая с набором готовых деталей конструктора школьники получают возможность в более короткий срок изготовить модель, т. е. не затрачивают время на изготовление отдельных деталей. Часто они изготавливают модели по собственному замыслу или пытаются строить машины будущего.

Рис. 1. Детали вращения: 1 - осевой стержень; 2- заводная рукоятка; 3- втулка; 4- ручка; 5- вал; 6- колесо; 7- автомобильная шина; 8- резиновое кольцо; 9- планшайба с втулкой; 10- ролик без ступицы; 11- ролик со ступицей; 12-диск; 13-кольцо; 14 - колесо

Рис. 2. Прокатные профили: 1 - плиты; 2- пластина; 3- пластина из пластика (прозрачная); 4-изогнутая пластина; 5-полукруглая пластина; 6- треугольная гибкая пластина; 7- полоса; 8- широкая полоса; 9- вилка; 10- скоба; 11- скоба с противоположно направленными уголками; 12- опора; 13- угольник; 14- равнобокий угольник; 15- неравнобокий угольник; 16- швеллер; 17- цапра; 18- цапра плоская

В самом полном наборе нельзя предусмотреть всех деталей, которые могут потребоваться, поэтому недостающие детали для собственных конструкций и оформления машин и механизмов школьники обычно изготовляют сами из тонкой жести, проволоки, фанеры или картона. Если, занимаясь сборкой из готовых деталей, дети учатся правильно обращаться с гаечным ключом и отверткой, то, изготавливая дополнительные детали, они получают навык в работе молотком, зубилом, пилой, напильником, шилом и другими инструментами, делая модели самоходными, применяют резиновые и электрические двигатели и т. д.

В работе с металлическим конструктором учащиеся знакомятся с неподвижным и подвижным (шарнирным) соединением деталей. Самое простое неподвижное соединение деталей гайкой.

Подвижное соединение можно сделать с помощью одного винта и гайки. Если гайку не затягивать туго, детали могут свободно двигаться. Но такое соединение очень ненадежно. Существуют два вида надежного подвижного соединения, в которых для укрепления применена вторая гайка (контргайка), В первом случае обе гайки находятся вместе, а детали располагаются между головкой винта и гайками. Винт свободно вращается в отверстиях обеих деталей, а туго притянутые друг к другу гайки удерживают винт в отверстиях соединяемых деталей. Во втором случае одна из подвижно соединяемых Деталей туго зажимается между Двумя гайками на конце винта. Другая деталь помещается между головкой винта и первой гайкой.

Рис. 4. Виды соединений: 1 - неподвижное соединение с помощью одного винта с одной гайкой; 2- неподвижное соединение с помощью двух винтов и двух гаек; 3- подвижное соединение, когда детали располагаются между головкой винта и двумя гайками; 4- подвижное соединение, когда одна деталь зажимается между двумя гайками, а вторая между головкой винта и первой гайкой

Когда в индивидуальной работе дети хорошо освоят сбоп технических объектов из готовых деталей, можно на занятий кружка познакомить их с принципами бригадной работы поточной сборки машин. Важно обратить при этом вниман1Г школьников на то, что успех, эффективность и качество изделия зависят от каждого члена бригады и слаженной, дружной работы всей бригады по принципу ответственности: «Один за всех и все за одного». Хорошо, если будет не одна, а несколько бригад, чтобы можно было организовать соревнование, условия которого ребята вырабатывают сами. Дети распределяют обязанности, и каждый становится определенным специалистом: например, конструктором, технологом, инструментальщиком чертежником, сборщиком и бригадиром сборщиков. Каждый обеспечивает свой участок работы для данного изделия, которое выбрали, разработали или усовершенствовали сами ребята. Лучше изготавливать такие модели, на которые хватило бы имеющихся в запасе деталей для изготовления двух-трех экземпляров. При сборке других видов изделий должности у ребят меняются. Так каждый кружковец сможет попробовать свои силы на любой работе, все время чувствуя ответственность перед коллективом. Каждому сборщику отводится отдельное рабочее место, на котором сложены детали, необходимые для выполняемой операции. Например, колеса лежат у того сборщика, который ставит их на все модели. Здесь же складывают предварительно проверенные винты, гайки и необходимый инструмент. Все сборщики должны работать в равных условиях. Важно, чтобы работа была организована подобно поточной линии на производстве. Вся трудовая деятельность учащихся проходит под руководством воспитателя или руководителя кружка.

Аналогично проводится работа с наборами из деревянных и пластмассовых деталей. Изготовление моделей из наборов готовых деталей для многих учащихся послужит первым шагом к созданию сложных самоходных моделей машин.


Ирина Вечкутова

В настоящее время развитие технического творчества рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании.

Появление новых разработок в области детских конструкторов позволяет уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

В своей работе я использую магнитный конструктор MAGIKAL MAGNET , который является аналогом известной марки конструкторов MAGFORMERS .

MAGIKAL MAGNET - это развивающий многофункциональный магнитный конструктор ярких цветов , включающий в себя различные геометрические фигуры, начиная с треугольников, квадратов, пятиугольников до различных секторов. Они не содержат мелких деталей, и магниты безопасны для здоровья. Детали легко соединяются между собой силой магнитного притяжения . Для совсем маленького возраста - это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Даже то, что фигуры друг к другу притягиваются, очень нравится детям. Для детей постарше – лёгкое знакомство с объёмными фигурами, конструкциями . Ребёнок начинает строить многогранники, например, такие как куб, также реальные сооружения, например, мосты, башни, здания.

В процессе игры с конструктором ребёнок приобретает познания в математике и конструировании , развивается мелкая моторика, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Процесс конструирования , организуемый мною, превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. При помощи этого конструктора с целью развития мышления детей я использую различные виды несложных задач и упражнений. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. В ходе поисков ответа они могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать и т. д.

Развивающий потенциал конструктора поистине безграничен. Его использование способствует воспитанию дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески, развивает инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, повышает уровень интеллектуального мышления и креативного воображения.

Я считаю, что использование магнитного конструктора Magical Magnet в образовательной деятельности будет способствовать эффективной реализации следующих задач :

Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее речевое развитие и умственные способности;

Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

Получение математических знаний;

Расширение представлений детей об окружающем мире ;

Развитие внимания, памяти, воображения, творческого мышления.

Развитие у ребёнка интереса к творческому конструированию через игровую деятельность ;

Развитие умения строить по образцу воспитателя, по замыслу, по инструкции и анализировать образец постройки : выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга;

Развитие умения сооружать постройки из магнитного конструктора , использовать детали разного цвета и формы для создания и украшения построек.

Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования . Наиболее известные, такие, как :

1. Конструирование по образцу . Разработано Ф . Фреблем. Его суть : постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция , при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая.

2. Конструирование по модели . Разработано А . Н. Миреновой. Его суть : в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию , обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу .

3. Конструирование по условиям , предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер : без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С . Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.

5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Для этого педагог должен формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах , умение владеть обобщёнными способами конструирования , искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

6. Конструирование по теме . Его суть : на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу , с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - закреплять знания и умения детей .

7. Каркасное конструирование . Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть : первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий) ; последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции . В конструировании такого типа ребёнок , глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети , от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей , постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи . Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции , но и построение занятия, общий порядок работы .

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы .

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы , которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек и конструкций .

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию , при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При знакомстве детей с магнитным конструктором необходимо повторить и закрепить знания тех геометрических фигур, которые содержаться в данном конструкторе . Предложить детям самим попробовать соединить детали конструктора между собой , обсудить, как они соединяются. Попробовать создать несколько несложных плоскостных фигур, показать детям, как пользоваться схемами-подсказками. Желательно объединить детей в несколько групп по 4-5 человек, чтобы это задание было совместным. После выполнения задания дети показывают друг другу, что у них получилось и совместно с воспитателем обсуждают постройки.

Совместная деятельность детей способствует воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе :

Умение предварительно договориться;

Распределить обязанности;

Отобрать материал, необходимый для выполнения работы ;

- работать дружно , не мешая друг другу.

Непосредственно образовательная деятельность с конструктором обеспечивает лёгкое знакомство с объёмными фигурами, развивает пространственное и абстрактное мышление.

Когда дети уже овладели плоскостным строительством, нужно предложить детям из простых геометрических фигур создать объёмные. Например, из шести квадратов сделать куб, из квадрата и четырёх треугольников – призму. Такие фигуры создаются по образцу, по инструкции воспитателя или по схеме.

Далее задания можно усложнить. Уже из известных фигур – куба и призмы, предложить детям создать простые постройки в игровой форме. Например, домик для зайчика, которого выгнала лисичка из сказки «Заюшкина избушка» . Чтобы повысить интерес детей к конструированию и создать эмоциональный настрой, следует использовать загадки , песенки, стихи.

Далее я усложняла задачу. Я предлагала создать детям более сложные постройки, объединённые общей темой. Например, многоэтажный домик для лесных жителей из сказки «Теремок» . Также это может быть больница для зверей или детский сад. Здесь ребята учатся строить многоуровневые постройки, путём присоединения нескольких заготовок.

На следующем этапе, который оказался для детей самым интересным , ребята получают возможность самостоятельно создавать постройки по своему замыслу. Чтобы им было легче, можно предложить ранее изученные схемы или рисунки готовых построек. К этому этапу практически все дети способны конструировать по замыслу .

Таким образом, играя с деталями конструктора , у детей получается легко и быстро сооружать постройки, что вызывает у них ощущение успеха и веры в свои силы.

Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников , а так же совместную деятельность со взрослым . Групповая и совместная деятельность развивает такие качества дошкольников, как умение оказывать помощь друг другу, объединять усилия и разрешать конфликты. Конструирование имеет большое значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умение сравнивать детали по размеру и количеству, отбирать детали, необходимые для воплощения замысла, сравнивать конструкции с образцами и другими постройками, а так же с реальными объектами. Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка : ловкость и гибкость пальчиков и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором общего развития.

В заключении хотелось бы напомнить слова Куцаковой Людмилы Викторовны о том, что основное внимание следует акцентировать не столько на механическом обучении приёмам конструирования , сколько на формирование способов действий и обобщённых способов решения конструктивных задач . При этом особое внимание нужно уделять развитию детского управляемого воображения, фантазии, творчества. Так как именно детское творчество является специфической деятельностью , свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью.

Основанием для данного проекта послужило наличие у детей дошкольного возраста интереса и активности в познании окружающего мира. Представление об окружающих вещах у дошкольника начинает формироваться с момента, как предмет попал в поле зрения ребенка. Возникает желание обследовать и поэкспериментировать. Поддержать интерес ребенка в дальнейшем и направить действия в сторону познавательного развития, возможно при наличии различных форм организации и способов действий с предметами, предлагаемых взрослым, а впоследствии самостоятельно избираемым ребенком.

Цель проектирования в дошкольном возрасте - научить детей не только разнообразным действиям с предметами, но и при этом подмечать, выдвигать свои предположения, экспериментировать, мастерить и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми, предлагая свой вариант и принимая точку зрения другого. Выбирая конструирование как процесс творческого создания, я исходила из того, что при работе с ним, ребенок сталкивается с пространством, ничем не заполненным, сам наделяет его нужным содержанием, в котором и будет разворачиваться игра.

Свободное экспериментирование с материалом, который был предложен ребенку (детали для конструирования, изготовленные из мягкой губки и мягкая проволока для детского творчества), позволили сформулировать замыслы детей на постройку, закрепили представления ребенка о свойствах и качествах данных материалов, позволили оценить реализуемость своего замысла, исходя из собственных возможностей и прислушиваясь к мнениям сверстников и взрослых, привлекая их в совместную деятельность и уже, исходя из общего замысла, получать новую постройку.

Важным при этой работе было сохранение доброжелательных отношений и согласованность, скоординированность игровых и конструкторских целей с целями сверстников. Реализация проекта проходила через образовательные области, разнообразные приемы. Начиная совместную деятельность, показывая детали, ребенку давалась возможность ее обследовать, уточнить, что можно с ней сделать, что из нее построить, как постройку можно обыграть. В процессе деятельности, выслушивались и поощрялись все предложения детей, тем самым поддерживался интерес ребенка к творчеству. Что мы хотим построить, как можно играть с нашими постройками, какие детали нам понадобятся, совместная постройка и обыгрывание, коррекция постройки и использование ее в играх - основные «этапы» совместной деятельности.

Презентация проекта состояла в итоговом занятии «Игрушечный город». Дети самостоятельно и в парах предложили свои варианты постройки города для игрушек.

Цель проекта: Формирование у детей 4 лет познавательной активности, развития и обогащения творческого потенциала посредством конструирования с использованием деталей из подручного материала (мягкой губки) и предметов из мягкой проволоки для детского творчества.

Задачи проекта :

  • развивать у детей познавательный интерес к конструированию;
  • формировать любознательность и воображение;
  • воспитывать умение обдумывать, искать различные способы построек из подручного материала;
  • развивать конструкторские возможности;
  • создавать условия для становления коммуникативных способностей в процессе совместных действий;
  • развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми, способствовать формированию диалогической речи.

Этапы внедрения проекта:

Организационный:

  1. Составление поэтапного плана работы над данным проектом.
  2. Анализ проблемы: повышение познавательного интереса детей в различных видах деятельности посредством игр с предметами, изготовленными из мягкой губки; развитие творческих способностей детей через создание предметов из мягкой проволоки.
  3. Создание банка идей по данной теме; подбор дидактического материала, наглядных пособий; подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического внедрения проекта, обогащения предметно - развивающей среды для развития творческого потенциала детей 4 лет.

Основной:

  1. Планирование деятельности и мероприятий.
  2. Разработка конспектов различных видов детской деятельности.

Заключительный:

  1. Определение и составление новых форм работы с детьми для развития и поддержания интереса к конструированию.
  2. Ознакомление родителей с изготовлением пособий из подручного материала с целью развития и активизации познавательных и творческих способностей детей.

Результат проекта: развитие конструкторских способностей детей, познавательного интереса, творческой активности; воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности; м елкой моторики; у мения активно сотрудничать с детьми и взрослыми в условиях простых проблемных ситуаций.

Условия реализации проекта:

Психолого - педагогические условия:

  • доверительное отношение между детьми и педагогом;
  • совершенствования стиля партнерских отношений педагога и детей;

Практические условия:

  • организация и интеграция различных видов детской деятельности;
  • системность и периодичность запланированных мероприятий.

Литература:

1.Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: Методическое пособие. М., 2005.