Проект этот удивительный транспорт в доу. Краткосрочный проект «Транспорт» в подготовительной группе

Наталья Любимова
Занятие на тему «Транспорт»

ВВЕДЕНИЕ

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Язык – «важнейшее средство человеческого общения»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач : воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное. Ребенок должен научиться рассказывать : не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком – то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений.

ТРАНСПОРТ .

Цель занятия :

1. развитие связной речи детей

2. тренировка в составлении описательных рассказов с опорой на предмет

3. практическое усвоение предлога НА; слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме : «Транспорт »

4. учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения

5. воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения

6. развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта

7. закрепление и обобщение знаний детей о транспорте

8. закрепить действия контроля.

9. словообразование существительных путем сложения слов

10. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Оборудование :

Магнитофон, игра «Компьютер» (У каждого ребенка, Незнайка. Сюжетные картинки, загадки, картинки – отгадки, светофор. Предметные картинки транспорта (у каждого ребенка, «веселый паровозик» . Таблички на определения места звука в слове.

Предварительная работа : экскурсия, наблюдение за транспортом во время прогулки .

Ход занятия

1. Оргмомент – на внимание.

2. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто к нам пришел на занятие (Незнайка)

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка : какую – то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку :

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый – магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии .

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (логопед вынимает из сундучка и расставляет на панно предметные картинки – транспорт ). Назовем эти картинки

А как сказать одним словом что это? (транспорт )

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте . А он будет внимательно слушать вас.

3. Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (дорога, железная дорога, небо, море)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по земле? (Наземный)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт , на котором можно ездить по железной дороге?

(железнодорожный)

А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного ? (железнодорожный транспорт едет  ; только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь)

Подумайте, на чем можно летать?

Как называется транспорт , на котором можно лететь по воздуху? (воздушный)

Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

Как называется транспорт , на котором можно плыть по воде? (водный)

Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт .

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте , которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке , но и назвать, к какому виду он относится (картинки – отгадки логопед прикрепляет на рисунки)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

Давайте разделим слово автомобиль на слоги. Сколько слогов? (4 слога)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (Поезд)

Сколько слогов в слове поезд? (2 слога)

Что за птица : песен не поет,

Гнездо не вьет,

Людей и груз везет (самолет)

Сколько слогов в слове самолет? (3 слога)

К лежебоке у реки

Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади (лодка)

Сколько слогов в слове лодка? (2 слога)

Вот так чудо! Чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

Сколько слогов в слове велосипед? (4 слога)

Плывет белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное (яхта)

Сколько слогов в слове яхта? (2 слога)

Чудо – птица,

Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд (ракета)

Сколько слогов в слове ракета? (3 слога)

Что за чудо :

Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус)

(3 слога)

А теперь давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставим эти таблички над рисунками на доске)

А теперь поиграем в компьютеры.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимет руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта .

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт , к какому виду он относился.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, летать по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (на метро)

Какой это вид транспорта ? (подземный)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах – электричках, у которой двери сами закрываются. Еще есть лесенка – чудесенка. Как вы думаете как она называется? (эскалатор) .

Вывод : итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения : наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

4. дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы.

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на завод, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт , в зависимости от работы, которую он выполняет? (пассажирский, грузовой, специальный)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все машины? (регулировщику)

А какая у постового – регулировщика одежда? (форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл)

А почему регулировщик так одет? (чтобы водители сразу увидели его)

А для чего нужен жезл? (жезл – как волшебная палочка в руках регулировщика : им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (светофору)

Где стоит светофор? (на перекрестке)

Почему он так стоит? (чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор)

Что приказывает красный свет? (стой)

Желтый? (приготовиться)

Зеленый? (иди или можно ехать)

5. физкультминутка

Считалка под мяч «транспорт »

Задание для детей «Назовите тот вид транспорта , где слышим звук «С»

мы картинки называем,

с ними транспорт изучаем :

вот троллейбус и автобус,

самосвал и аэробус,

самолет и самокат,

саночки и снегокат.

6. словообразование существительных путем сложения основ.

«объясни слово»

Вот задачки мы решаем

И словечки получаем,

Части слова мы слагаем,

В играх транспорт повторяем .

Само….плюс…лет получаем (самолет) (почему так называется)

Само….плюс….кат получаем (самокат) (почему так называется)

Снего ….плюс…ход получаем (снегоход) (почему так называется)

Слова для игры : самоход, снегоход, вездеход, вертолет, аэроплан, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз.

7. подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками

Грузовик подъехал к дому, а потом ….отъехал

Грузовик въехал на горку, а потом….съехал

Грузовик заехал в гараж, а потом….выехал

Грузовик укатил, а потом…. прикатил

Грузовик уехал, а потом….приехал

Грузовик отъехал, а потом….приехал

8. специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (пожарная машина,

«скорая помощь» , милицейская машина, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так они называются? (специальные)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт ? Назовите его.

Вывод : запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

9 игра на внимание

Посмотрите, какие картинки загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1) посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю : не грузовик и не красный ….)

2) посмотрите на 2- й вагончик. Не трамвай и не синий ….)

3) посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопати на винте, а синие….)

10. составление рассказа – описания с опорой на предметную картинку.

11. угадайте, это кто? (работа с магнитофоном)

Каждый из вас знает стихи о транспорте . Я обещала вам, что тот, кто лучше всех будет следить за своей речью, стараться произносить все звуки, будет записан на магнитофон. Сейчас мы прослушаем эту запись. Угадайте, кто был самым старательным? (стихотворение «Умные вещи» )

12 как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причиняли вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказал инспектор ГАИ. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре» , на зеленый свет)

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните : машину сразу остановить водитель не может!

13 Звуковой анализ.

Логопед выставляет на доску картинку с изображением автобуса и предлагает сделать звуковой анализ

Сколько слогов в слове автобус?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Какой первый звук в слове?

Какой последний звук?

14 Итог занятия

Список используемой литературы :

М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О. С. Ушакова, М. Ф. Фомичева «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН»

С. А. Васильева, Н. В. Соколова «Логопедические игры для дошкольников»

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

Проект по теме: "Водный транспорт" в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю разработку проекта по теме «Водный транспорт» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Тема проекта «Водный транспорт».
Вид проекта.
Познавательный, творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, педагоги.
Срок проекта.
2 месяца.
Актуальность.
Современные дети будут жить в новом обществе, которое выдвигает новые требования к человеку: активность, любознательность, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к переменам. В ходе проектной деятельности мы сможем поддержать детскую познавательную инициативу, расширить знания по данной теме. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать решения. Работа над проектом позволит создать макет морских широт, придумать истории морских приключений. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Предполагаемый результат.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах морской техники, о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта.
Цель.
Расширение знаний детей о видах водного транспорта, о его назначении. Развитие у детей любознательности.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
2. Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
3. Расширять знания детей о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
4. Развивать у детей навыки творческого рассказывания.
5. Развивать творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Обогащать словарь за счёт слов: якорь, трап, фарватер, рында, компас, гавань, верфь, борт и др.
7. Научить создавать свои схемы судов и сооружать по ним различные виды транспорта.
8. Воспитывать культуру поведения во время отдыха на воде.
9. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на морском транспорте.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Разработка плана проекта.
Подбор необходимой литературы.
Анкетирование родителей.
Опрос детей.
Подбор пособий для развивающей среды.
Основной этап.
Организованные виды деятельности.
ОНД Тема: «Водный транспорт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с названиями различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.
2. Расширять знания детей о значении транспорта в жизни человека.
3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: капитан, боцман, штурман, радист, кок.
4. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова: море-моряк-морской, река-речник-речной и т.д.
5. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
ОНД Тема: «История развития водного транспорта».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения водного транспорта.
2. Расширить знания детей о том, почему человек изобрёл водный транспорт.
3. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
4. Продолжать учить образовывать сложные слова и объяснять их значение: пароход, теплоход и т.д.
5. Обогащать словарный запас слов за счёт слов: индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, подводных лодок и т.д.
6. Воспитывать любознательность.
ОНД по ЭМП Тема: «Большое морское путешествие».
Задачи:
1. Закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщающее понятие «многоугольник».
2. Закреплять навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду.
3. Совершенствовать навыки умения в решении задач.
4. Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакций, познавательный интерес.
5. Продолжать совершенствовать умение работать парами.
Чтение и пересказ рассказа С. Сахарного «Два радиста».
Задачи:
1. Учить понимать содержание рассказа.
2. Формировать оценочное отношение к героям рассказа.
3. Продолжать учить пересказывать содержательно (совместное пересказывание).
4. Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга
ОНД по рисованию тема: «По волнам, по морям».
Задачи:
1. Учить изображать корабль с поднятыми парусами.
2. Развивать навыки рисования по-сырому.
3. Формировать навыки тампонирования смятой мягкой бумагой с наложением цвета на цвет.
4. Развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация тема: «Необычный корабль».
1. Учить детей выполнять аппликацию обрыванием.
2. Развивать навыки сочетания различных техник аппликации в одной работе.
3. Развивать творчество детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма.
Пластилинография тема: «Корабль» по замыслу ребёнка.
Задачи.
1. Учить детей размещать композицию на листе картона.
2. Продолжать учить составлять пластилин нужного оттенка путём смешивания пластилина разных цветов.
3. Развивать навыки выполнять рисунок с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывания различных форм.
4. Совершенствовать умение детей работать в подгруппах.
Индивидуальная работа с детьми.
«Придумай историю, которая произошла с твоим кораблём». Цель. Составление творческого рассказа. Развитие воображения.
Дидактические игры: «Путешествие Винни». Цель. Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
«Как себя вести». Цель. Развитие у детей диалогической речи.
«Составь предложение». Развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Упражнять в построении предложений разных типов.
«Кто больше скажет о профессии». Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы.
«Один-много» (пароход – пароходы). Цель. Продолжать учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
«Мы плывём на корабле». Цель. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащать словарь детей.
«Подбери слово». Цель. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
«Укрась слово», «Не ошибись», «Четвёртый лишний», «Да-нет», «Что изменилось».
Активизация мыслительной деятельности. «Составление схем своих судов», «Составление планов-карт».
Дидактическая игра «Собери корабль». Закреплять умение создавать различные конструкции.
Игры с разными конструкторами.
Работа в режимных моментах.
Чтение: «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Акула» Л. Н. Толстой; «Техника – энциклопедия «Водный транспорт»; «Моя самая первая энциклопедия»; «На север» А. Ляпидевский; «Родной человек» В. Коржиков.
Заучивание стихотворений: «Кораблик» английская песенка; «Моряк» В. Степанов.
Беседы: «Что такое теплоходы, пароходы»; «Назначение разных видов кораблей»; «Зачем нужен семафор»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Профессии людей, работающих в турагенстве»; «Разные виды водного спорта».
Загадывание загадок.
Разгадывание кроссворда.
Сочинение рассказов и оформление в книжки-самоделки на тему «Необычное путешествие».
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».
Опыты с водой:
«Какие предметы могут плавать»
«Смешивание в воде – стиральный порошок, речной песок, соль, пищевые красители».
Путешествие по глобусу.
Рассматривание и изучение географических карт.
Изготовление схем, карт- путеводителей для путешествия.
Конструирование из бумаги «Кораблик».
О.Б.Ж.
«Правила поведения на воде».
«Правила поведения на корабле».
Слушание музыки: «Шум моря», «Голоса птиц», «Сигналы кораблей».
Выполнение движений под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Хороводная игра «Теплоход».
Подвижные игры: «Моряки и акула», «Море волнуется», игры с мячом «Поймай и назови», «Скажи какой» и т. д.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Сосчитай сколько», «Измерь расстояние».
Игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). «Корабль будущего». Игра «Да-нет».
Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в морфлоте, панно «На чем мы любим путешествовать».
Дидактические игры: «Морской бой», «Круги на воде», «Мы пираты», «Охотники», «Сказочное путешествие».
Собирание пазлов, разрезных картинок по теме.
Сюжетно-дидактическая игры: «Морской семафор», «Юные мореплаватели».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Пароход».
Игры с макетами и игрушками водного транспорта.
Конструирование морского транспорта из разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
Строительные игры: «На нашу пристань заходили корабли», «Военный корабль», «Морской вокзал».
Лепка кораблей.
Выкладывание морского транспорта из природного материала (шишек, желудей, ракушек, семечек и т.д.).
Рисование морской техники через кальку, копировку. Обведение разных видов кораблей по точкам, по пунктирным линиям.
Игры в физкультурном уголке. Выполнение упражнений «Сильный, смелый, ловкий». Тренировки на тренажёре.
Взаимодействие с семьёй.
Информация в родительском уголке. Тема «История развития водного транспорта». «Современный водный транспорт».
Оформление панно на тему «На чем мы любим путешествовать».
(Фотографии или рисунки родителей с детьми).
Сочинение рассказов родителями совместно с детьми на тему «А если бы я сейчас отправился в путешествие».
Рассказ папы на тему «Как я служил на флоте». Рассматривание фотоальбома о службе.
Выставка макетов водного транспорта (самодельных и производственных).
Соревнование с папами «Мы сильные и ловкие».
Создание альбома с картинками о видах водного транспорта
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Морское путешествие» - бескозырки, воротники, штурвал, якорь.
Подарок в группу детям от родителей-тренажёр «Беговая дорожка».
Заключительный этап.
«Путешествие на загадочный остров». Сюжетно-ролевая игра.
Оценочный критерий.
В результате проведённой работы уровень знаний по данной теме выглядит таким образом: до начала проекта у 78% детей низкий уровень знаний, у 22%детей средний уровень и 0%-высокий. По окончании проекта детей с низким уровнем – 0% детей, со средним уровнем – 64% детей (успешно овладели данным материалом), с высоким – 26% детей.
Вывод.
В ходе проведённой работы дети узнали историю развития водного транспорта. Узнали, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения; о значении транспорта в жизни современного общества. Расширили свои знания названиями современной морской техники. Узнали о профессиях кораблестроителей и членов корабля. Познакомились с работой семафора. Дети научились изобретать свои корабли и составлять схемы для конструирования своих судов. Научились составлять схемы-карты для путешествий. Проведённые опыты с водой пополнили знания о свойствах воды. Сочиняли творческие рассказы по данной теме и оформляли их в книжки-самоделки.
Провели выставку рисунков на тему «Волшебный корабль», выставку макетов водного транспорта. Дети узнали о водных видах спорта. Закрепили правила поведения на воде во время отдыха. И отправились в «Путешествие на загадочный остров».
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Москва, 2014).
2. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Москва 2009).
4. Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
5. Агранович З. А. «Сборник домашних заданий в логопедической группе».
6. Ж. «Управление ДОУ» (2009г. №1,3).
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

Проект для старших дошкольников в детском саду «Полетим, поедим, поплывём»


Тип проекта: информационно – творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность. Дети, особенно мальчики, которых у меня в группе 16 человек, знают названия многих видов транспорта, но многие из них недостаточно осведомлены о транспорте нашего города, его значение для жизни людей. В речи детей редко встречаются слова, обобщающие названия транспорта. Не все дети смогли объяснить назначение разных машин, их функции, составить рассказ даже об игрушечной машинке, словарь детей был ограничен.
Ожидаемый результат. Участие детей в проекте позволит: - закрепить знания детей о транспорте нашего посёлка (названия, назначение транспорта, его польза для жителей); - пополнит словарь детей различными частями речи (по теме проекта); - совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей; - позволит воспитать уважение к людям, работающим на транспорте.
Цель проекта - расширить и систематизировать знания детей о транспорте нашего посёлка.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение
2. Уточнять и расширять представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд, электричка).
3. Пополнить словарь детей: водитель, пилот, машинист, таксист, тракторист и др.
4. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о любом виде транспорта, используя план-схему.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на транспорте
2. Повысить культуру поведения в общественном транспорте
Подготовительный этап:
- опрос детей по теме проекта - наблюдение за играми и деятельностью детей - постановка целей и задач - подготовка условий для реализации проекта.
Основной этап:
Задачи: Обучающие:

1. Раскрыть значение городского транспорта в жизни людей.
2. Способствовать умению детей составлять рассказ о любом виде транспорта.
3. Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.
2. Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения по теме транспорт нашего города.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на общественном и другом виде транспорта.
2. Воспитывать умение дискутировать, умение слушать товарищей, уважать их мнение.
Работа с родителями:
Задачи:
- познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами
- предложить родителям принять активную помощь в осуществлении намеченных задач (предложить сделать любую машину из бумажных коробок)
- провести консультацию на тему «»Безопасность на дорогах нашего города».

Взаимодействие с детьми:
НОД по Развитию речи:
1. Беседы, составление рассказов по картине, по игрушке, по памяти: «Значение и польза транспорта для человека», «Транспорт нашего города», «Машины - помощники».


2 наблюдение за краном, грузовыми машинами; экскурсия на улицу посёлка: 3. Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Троллейбус», В. Орлов «Электричка», Н. Носов «Автомобиль», Е. Сегала «Машины на нашей улице», «Троллейбус №75», С Михалков «Дядя Степа», Д. Родарри «Голубой светофор», «Машинист», научная энциклопедия «Наука изобретений», В. Бредихин.
4. Использование загадок о транспорте, скороговорок и коротких стихов.
5. Настольно-дидактические игры: «Доскажи словечко», «Отгадай название транспорта по первому и последнему звуку», «Расставь машины по гаражам» (звуко-слоговой анализ, «Сколько машин нарисовано на картинке», «Найди отличия», Кто чем управляет (закрепление знаний о профессиях на транспорте, «Собери машину», «Что запрещено, а что разрешено», «Будь внимательным», «Какой нужен знак».

6. Игры – бродилки: «Собери картинку», «Дорожные знаки», «Поездка на турбазу», «На земле, на воде, в воздухе».
7. НОД по Изодеятельности:
- Рисование «Самолёт».
Аппликация. «Машины на нашей улице».


Лепка «Плыви, плыви кораблик»




Совместная деятельность детей и родителей макет «Улицы нашего посёлка»


Перспективы:
Планируем продолжение проекта на предполагаемую тему «Профессии людей, работающих на транспорте».
Достигнутый результат:
1. Дети познакомились с основными видами транспорта нашего города.
2. Речевая и продуктивная деятельность детей повысилась: дети с интересом изучали данную тему (особенно мальчики, также они научились составлять рассказ о транспорте, используя план-схему, пополнился словарь детей по теме проекта.
3. У детей появился интерес к изучению транспорта, желание больше узнавать о нём.
4. Развивающая среда группы пополнена новыми видами конструкторов для постройки транспорта, материалами по теме проекта.
5. Дети стали с большим уважением относиться к людям, работающим на транспорте.
Используемая литература:
1. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет» 2. А. Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду» 2. Е. А. Сыпченко, Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. 3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». 5. Н. С. Русланова «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

ЦЕЛЬ:

1. Развивать умение сравнивать разные виды транспорта. Находить сходства и различия в соответсвии с их видом; умение отвечать на вопросы, делать выводы.

2. Имитировать разные виды транспорта под соответствующую музыку.

3. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывать у детей эмоциональный, положительный отклик на игровые действия. Вызывать дружеские взоимоотношения между детьми.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.

1. Познание (ФЦКМ)

2.Коммуникация (беседа)

3.Художественная литература (загадки)

4.Социализация (игровая деятельность)

5.Физическая культура (подвиж.игра)

6.Музыкальное развитие (слушание)

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

2.Рассматривание и обсуждение.

3.Слушание.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИГРОВАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОДУКТИВНАЯ, МУЗЫКАЛЬНО — ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.

ПРИЁМЫ:

1. Беседа.

2. Загадки о транспорте.

3. Дид.игра «Что лишнее? »

4. Подвиж.игра » Угадай и изобрази »

5. Слушание музыки.

6. Игра в кругу «Не ошибись «.

7. Настольная игра «Собери пазл «.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Наблюдение за разными видами транспорта.

2. Рассматривание картинок,книг,альбомов.

3. Чтение произведений.

4. Игра: Мы едем на автобусе, самолёте, теплоходе и т.д.

5. Продуктивная деятельность.

МАТЕРИАЛ:

НАГЛЯДНЫЙ:

1. Картинки транспорт.

2. Дид.игра «Что лишнее?»

3. Загадки

РАЗДАТОЧНЫЙ:

3. Построенный из кубиков корабль.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : — Давайте ребята поздаровоемся друг с другом и с гостями.

— Ребята, посмотрите на эти картинки, что на них изображено?

Дети: — Машины, трамвай, самолёты, корабль и т.д.

Воспитатель: — Как вы думаете, как можно назвать одним словом самолёт, машину, корабль и т.д.?

Дети: — Транспорт.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, правильно.

Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль, поезд.Что у них общего?

Дети: — Колеса.

Воспитатель: — А зачем им колеса?

Дети: -Что бы передвигаться, ехать.

Воспитатель : — А где они передвигаются?

Дети: — По земле.

Воспитатель : — Подумайте, как можно назвать транспорт, который передвигается по земле?

Дети : — Наземный.

Воспитатель: — Молодцы! Повторяем хором. Назовите ещё наземный транспорт, который Вы знаете.

А теперь посмотрите на корабль, и катер. Как вы думаете где они передвигаются?

Дети: — По воде.

Воспитатель: -А как по другому можно назвать транспорт, передвигающийся по воде?

Дети: — Водный.

Воспитатель : — Ребята, посмотрите на самолёт и вертолёт. Где они передвигаются?

Дети: — По небу, по воздуху.

Воспитатель: -Как мы назовём транспорт,который передвигается по воздуху?

Дети: — Воздушный.

Воспитатель : — Значит, ребята, какие бывают виды транспорта?

Дети: — Наземный, воздушный, водный.

Воспитатель : — Молодцы! Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки,а вы должны их отгадать и сказать к какому виду транспорта она относится.

1. Дом по улице идет, на работу всех везёт, не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках?

Дети : — Автобус.

Воспитатель : — К какому виду транспорта относится автобус?

Дети : — Наземный.

2. Очень быстро в небе мчится удивительная птица. Ввысь летит на ней пилот. Что за птица?

Дети : — Самолёт.

Воспитатель: — К какому виду транспорта относится самолёт?

Дети : — Воздушный.

3. По волнам дворец плывет, на себе людей везет.

Дети : — Корабль.

Воспитатель : — К какому виду относится корабль?

Дети : — Водный.

Воспитатель: — А как вы думаете, для чего нужен транспорт?

Дети : — Для передвижения людей и груза.

Воспитатель: — А теперь мы с вами поиграем. Игра называется,» Что лишнее «? Посмотрите на эти картинки. Здесь у нас весь транспорт перепутался, ваша задача найти какое транспортное средство на каждой картинке лишнее?Молодцы, вы всё правильно сделали.

Теперь, ребята мы с Вами подвигаемся, будем изображать разный транспорт. Будьте внимательны! Я буду включать музыку, Вы должны определить к какому виду транспорта подходит эта музыка и изобразить этот транспорт.

Сели на машину, налили бензину

На машине ехали, до реки доехали (берем рули, изображаем машину)

До реки доехали

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке — пароход (садимся на пароход)

Пароходом ехали до горы доехали

Пароход не везет надо сесть в самолет (заводим матор и изображаем полет)

Самолет летит в нем мотор гудит

Воспитатель : — А сейчас мы поиграем в игру, » Не ошибись». Встаньте все вокруг, а я стану на середину. Я буду говорить вид транспорта и кидать Вам мяч, вы должны ловить и говорить транспорт, который относится к этому виду. Молодцы, Вы все справились!

А сейчас, ребята, я вам раздам пазлы с изображением транспортного средства и посмотрю, как вы умеете собирать пазлы.

воспитатель, МАДОУ Д / С № 35

г.Казань, Республика Татарстан