Право ребенка на семью: что под этим понимается? Родительское собрание «Права ребёнка на семью.

Прияткина Марина- ученица 11 А кл. МАОУ "Гимназия №1"г.Балаково, Саратовская область

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью

Скачать:

Предварительный просмотр:

Имею право на семью.

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью .

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дети изначально, по своему характеру, стремятся наладить доверительные, основанные на любви отношения в семье. Только часто их родители не позволяют им сделать этого, отдавая в детские дома, отказываясь получить от ребёнка, может быть, толику любви – глоток свежего воздуха в скучной повседневной жизни. Многие семьи, воспитывающие детей, признаются, что с их появлением появляется смысл жизни, становится понятно ради кого жить. Только многие люди, как раз, не понимают, что дети – это цветы жизни, за которыми нужно ухаживать, но которые обязательно в будущем принесут радость. Они отдают их в детские дома или своим невниманием заставляют уходить из дома. Так появились одни из страшнейших понятий этого мира, так появились дети, которых в обществе называют детдомовцами и беспризорниками .

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Проблемы беспризорничества и сиротства остро стоят в современном мире. 31 мая 1935 года, 75 лет назад, Совнарком СССР принял постановление о ликвидации детской беспризорности. Пришла пора готовить аналогичное комплексное постановление – отдельными законами положение не исправить.

В России сегодня:

700 тыс. сирот (в том числе 650 тыс. при живых родителях);

Около 4 млн. латентных сирот (тех, на кого родителям просто плевать, но официально они живут в семьях);

В среднем около 3 млн. беспризорных (зимой их число падает примерно до 1,5 млн., летом - поднимается примерно до 5 млн);

Около половины русских детей знакомы с наркотиками;

Практически все к 16 годам чаще или реже употребляют алкоголь;

Курят к 16 годам 70%;

Относительно здоровы всего 5% детей;

Ежегодно бесследно исчезают до 40 тыс. русских детей. Большинство из них идут на продажу в рабство для порностудий, в публичные дома или на органы (в России создан бездонный, никем не контролируемый «донорский» резервуар «запчастей» - снежным комом нарастающая детская беспризорность).

Остальные гибнут не столько от рук маньяков (как любят говорить), сколько от рук богатых извращенцев; к вышеуказанному пункту надо приплюсовать примерно 5 тыс. детей, ежегодно официально продаваемых в рабство "на усыновление"; интересуются чем-то иным, кроме секса, поп-музыки и спорта (в качестве фанатов) всего 3% детей и подростков; читают книги регулярно около 1%; 10% детей неграмотны; совершают самоубийства ежегодно до 8 тыс., неудачные попытки - вдвое больше детей и подростков...

Проблема сиротства и детской беспризорности на территориях стран бывшего СССР (Новых Независимых Государств) достигла кризисных масштабов. Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности. К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства. Более того, государственные органы сохраняют и стимулируют развитие сиротства. К примеру, за последние 10 лет в России практически не создано ни одной приемной семьи, а существующие около 400 таких семей поставлены на грань выживания.

В наших странах – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблемы в целом.

Посмотрим правде в глаза. Ребенок, находясь в интернатном учреждении, часто отстает в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Видна его неготовность к социальной и семейной жизни. Такие дети часто замкнуты и тяжело идут на контакт с другими детьми и взрослыми. После того как такой ребенок попадает в приемную семью, уже черед полгода или год наблюдаются позитивные изменения в его психологическом портрете. Стабилизируется его эмоциональное состояние, исчезают проблемы с поведением в школе и дома. Повышается успеваемость и общий уровень знаний. И, что самое главное, у детей с отставанием в физическом развитии и с физическими отклонениями регистрируется прогрессивное улучшение состояния здоровья. Конечно, последнее происходит не без помощи логопедов, дефектологов и психологов, но и любовь, забота и семейный уют обладают мощным воздействием на формирующуюся личность ребенка.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год.

Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, ... на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

(...)

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

(...)

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

(...)

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

(...)

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

В государстве Российская Федерация существует множество красиво звучащих законов, но не всегда при их исполнении законы обретают свою реальную историю, красиво пришедшую в жизнь.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, "в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России - беспризорники", - передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

"Таким количеством беспризорников мы могли "похвастаться" только после Гражданской войны. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общество как-то заботилось о сиротах, создавались Суворовские училища и так далее", - отметила Елена Николаева...

"Ежегодно появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 детей ежедневно отбирается у нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее время находятся в интернатских заведениях разного типа", - привела статистические данные член Общественной палаты. При этом она добавила, что существующая система опеки детей “заинтересована лишь в освоении выделяемых финансовых средств, а не в определении дальнейшей судьбы детей”.

Можно ещё очень долго приводить примеры разных, порой ужасных ситуаций, происходящих с детьми, и которым может быть подвержен каждый ребёнок не только нашей страны, но и всего мира. Но я не хочу, если вдруг какой-нибудь малыш прочитает мою работу, чтобы он ночью рыдал в подушку, узнавая в прочитанном себя или безумно сочувствуя тем детям, которым просто не повезло родиться в той или иной семье. Ведь в детстве, да и на протяжении всей жизни, у человека должна быть мечта. Светлая, яркая, может быть неисполнимая, а может и вполне осуществимая; немного наивная или наоборот реальная и прагматичная. Мечта в будущем становится целью всего нашего существования, своеобразным якорем, держащим человека на плаву всю его жизнь. Мечта – это маленькое чудо, сопровождающее нас по жизни. А я не хочу так рано отнимать у детей веру в чудеса. За меня это потом вполне успешно сделает общество. Но мечты должны продолжать жить в сердцах детей, не смотря ни на что, а мы не должны мешать малышне наслаждаться таким скоротечным детством. Ведь отнимать мечту у ребёнка – это кощунство.

Я буду жить!

Я буду жить, любить, смеяться

(Ведь рядом есть мои родные),

Братишки трепетно касаться,

Смотреть в глазёнки удалые.

Я буду жить, любить и верить,

Что дети все найдут семью,

И каждый миг дыханьем мерить

Братишки, что я так люблю.

Я буду ждать, любить и плакать,

Не признавая тех ошибок,

Что совершили люди, снова

Лишая малышей улыбок.

Таких прекрасных, нежных, странных,

Приятно греющих нам души.

Не частых, только долгожданных,

И смех детей хочу я слушать.

Я буду жить, любить и знать:

Изменит кто-нибудь когда-то

Ту жизнь, что может убивать.

И верьте в то же вы, ребята!

И станет, может быть, не легче

От осознанья нашей веры,

Но сердце сможет биться веще:

Все сбудутся мечты! Наверно

Когда-нибудь наступит утро,

И сможем мы тогда признаться,

Что есть закон у жизни мудрый:

Семья – твоё, родное, счастье!

Я буду жить!..

Прияткина Марина-ученица 11А кл.МАО Гимназия №1 г.Балаково, Саратовская область.

25.09.2012 г.

Список использованной литературы:

1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984.

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.).

4. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

9. Свободная энциклопедия «Википедия».

Прямой обязанностью для родителей является соблюдение прав ребенка. Данная статья расскажет, что такое право ребенка на семью, в чем его сущность и для чего оно необходимо человечеству.

Как известно семью не выбирают. Все рождаются на свет одинаковыми и казалось бы, что должны получить равные возможности для своего жизненного старта, но это далеко не так. Детки сразу же попадают в разные условия, кто-то в роскошь, кто-то в менее состоятельную семью.

А кто-то, появившись на свет, так ни разу и не узнает тепла материнских рук. Малыши, от которых отказались мамы при рождении, так называемые «отказники», – если увидеть их, то мир для нормального человека перевернется. Такие маленькие, беззащитные, тянущие в поисках родного тепла свои малюсенькие ручки, здоровые и красивые, не верится, что кто-то мог отказаться от такой крохи. Но судьба с самого рождения обделила их главным правом человека – это право ребенка на семью.

Безусловно, семья это единственная среда, где дитя получает полнейшую базу для своего внутреннего и внешнего развития. Только там вырастают эмоционально, психологически и физически здоровые люди, и только там интеллектуальное развитие человека может достичь небывалой высоты. Как пример: все великие люди Альберт Энштейн, Мария Кюри-Склодовская, Сэр Уинстон Черчиль, Мартин Лютер Кинг и многие другие родились и выросли в очень благополучных семьях. Потому как, только мать и отец способны по настоящему любить свое чадо и взрастить его, как драгоценнейший цветок, чутко оберегая каждый лепесток, каждый листик. Для ребенка нет мелочей, важно все: и первое прикосновение мамы, дарящее своему ребенку невероятную любовь и всепоглощающее тепло, и крепкие отцовские руки, закладывающие в ребенка уверенность в себе и открывающие его для познания всего необъятного мира, первая колыбельная – дающая первые знания о земле и людях, где он появился, и прививающая любовь к этим местам, первые шаги, которые так быстро хочется сделать на встречу заботливо протянутым материнским рукам.

Крайне редко ребенок, выросший вне семьи, становиться полноценным участником общества. По статистике более 80% преступников – это выходцы из неблагополучных семей или не имели таковую вообще. Без морали, которую должны были заложить в них с детства, они легко идут на преступления, зачастую самые жестокие, как бы оставляя за собой право мстить всему человечеству за отсутствие беззаботного детства. Точно так же не имея модели построения собственной семьи, своего собственного опыта, полученного от родителей, такие люди практически лишены возможности построить свою прочную, надежную семью в которой можно было бы воспитать достойных детей.

Увеличивается шанс появления деток, оставленных или одним из родителей, или двумя. Здесь круг замыкается – подобное плодит себе подобное, помним и никогда не забываем об этом. Отдельно о неблагополучных семьях, проблема которых стоит особенно остро.

Семьи наркоманов, семьи алкоголиков, где дети попросту никому не нужны, особенно если по наклонной катятся оба родителя. В этих семьях ребенок может умереть от голода или холода, быть попросту выкинутым. Что хорошего они смогут дать ему? Чему научить собственное дитя?

Жестокое обращение, неважно к женщине или к детям, – бич неблагополучных семей, да и не только. Есть достаточно обеспеченные семьи, в которых жестокое наказание ребенка является нормой. Но есть семьи, где издевательство над ребенком – лучшее развлечение. Часто от такой родительской «любви» дети попадают со всевозможными увечьями в больницу, в которой врачи, конечно делают все, что должны и более того, сообщают в соответствующие органы, но это ничего не меняет. Дети в лучшем случае попадают в больницу повторно или зачастую, брошенные взрослыми, никому ненужные остаются умирать дома. Ну и совершенно недопустимое явление – это сексуальное насилие над детьми. Для неустоявшейся психики – это становится мегатравмой на всю жизнь, сможет ли он, будучи взрослым, кому-нибудь открыться до самого конца и стать счастливым, остается открытым вопросом.

Невозможно быть идеальным родителем, таких родителей просто не существует, но в наших силах сделать многое, для того, что бы стать хорошими родителями, внимательными и добрыми. И тогда ребенок не преминет воспользоваться этим и открыть свою маленькую душу, а вместе с тем откроет для себя светлый и добрый мир.

Важно, уважать и принимать личность ребенка, личность в целом. Поэтому взрослые не должны замыкаться только на недостатках своего отпрыска, а наоборот делать акценты на его положительных качествах, тем самым подталкивая его к совершенствованию, к исправлению своих недостатков. Кредит доверия, который вы окажете своему ребенку, вернется сторицей и будет возвращаться на протяжении всей жизни. Как пел крокодил Гена, герой популярного детского мультфильма: «Поделись улыбкою своей и она к тебе ни раз еще вернется! »

«Крепкий тыл» – вот чем должна стать семья, как для ребенка, так и для взрослого. Потому что, даже вырастая, человек по-прежнему нуждается в любви, поддержке, совете, да и в помощи от своих родителей, возможно еще в большей степени, чем когда был малышом.

Вместе с великой радостью материнства или отцовства появляется огромная ответственность ни перед одним поколением своих потомков и, конечно же, друг перед другом. Потому как, семья, как ячейка общества – это союз двух любящих и уважающих друг друга людей, основанный на полнейшем доверии между супругами.

Именно такие родители имеют весь необходимый потенциал, что бы четко и беспрекословно выполнять возложенные на них обществом, воспитанием, моралью обязанностей: это соблюдение прав ребенка, его право на семью, право быть успешным, быть любимым и желанным.

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

    смены имени/фамилии;

    восстановления родительских прав;

    усыновления (удочерения);

    изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

    записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

    назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.

Инна Пащенко
Родительское собрание «Права ребёнка на семью»

«Главный замысел и цель

семейной жизни - воспитание

детей. Главная школа воспитания

Это взаимоотношения мужа и

жены, отца и матери».

Василий Александрович

Сухомлинский

Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому , что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задавать вопросы взрослым и т. д. – то есть только в атмосфере любви и понимания идет интенсивное гармоничное развитие ребенка, способного стать в будущем творческой самостоятельной личностью.

Каждый ребёнок имеет право на дом , семью , на любовь и понимание.

Дети имеют право жить со своими родителями .

Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых.

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое :

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы - семья .

Рассуждение на тему «Семья – это… »

Запись детских высказываний : «Семья - это счастье , любовь и радость. Семья – это когда друг с другом не ругаются. Семья – это когда все дома дружные. Семья – это когда есть мама, папа и я. Семья - это когда все вместе едут на дачу. Семья – если живут вместе и вечером кушают все вместе, а потом спят. Семья - это когда в гости приходят дедушка и бабушка».

Конвенция о правах ребенка ст . 18

Преамбула. … Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания…

Право ребенка на семью , на любовь и понимание – одно из ведущих прав , так как его реализация обеспечивает растущему человеку эмоциональное благополучие, нормальные условия для становления самооценки, развития чувства защищенности.

Привязанность к представляет собой всякую базу для воспитания таких важных черт, как патриотизм, гражданственность, толерантность, дружелюбие.

Трудно найти ребенка дошкольного возраста, который сказал бы, что он не любит своих родителей и не хочет с ними жить, даже если объективно эти родители и заслуживают такого к ним отношения. Но потребность в близких людях, их любви и понимании так велика, что лишение ее воспринимается ребёнком как невосполнимая утрата, подлинная трагедия.

Укрепляет ответную любовь к семье знание собственной родословной, постепенное осознание принадлежности к своему роду через нахождение общих черт характера, внешних признаков.

Выставка «Генеалогический сад» .

Фотовыставка «Семейные традиции» .

Несмотря на безусловную любовь ребёнка к родителям и уверенность к ответной любви к нему, необходимо фиксировать внимание малыша на способах проявления любви, обучать умению видеть эти проявления со стороны взрослых и овладевать навыками собственного выражения любви к родителям и другим членам семьи .

Формирование потребности в семье , дающей человеку любовь и понимание, порождает возможность принять право на семью как жизненно необходимое, нарушение которого приводит к потере эмоциональной устойчивости личности.

Родители , постоянно находясь рядом с совсем маленьким ребёнком , проявляют любовь к нему в форме ласкового прикосновения, интонации голоса в процессе общения :

Папа, мама, ты и я

Называются «семья » .

И для нас семейный кодекс

Выпускается друзья.

Выступление юриста

Без семьи надёжной людям не прожить.

Помните! Семьёю нужно дорожить !

Выступление семейного психолога

Знают все на свете взрослые и дети,

Что семья наш лучший друг на большой планете.

Рефлексия

Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

Что было самым неожиданным?

Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Выставка книг по семейному воспитанию и праве ребёнка на семью .

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью» Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

"Мама» - это самый близкий и родной человек на планете. Быть мамой значит дарить жизнь, заботу, любовь, тепло и безграничную нежность. Недаром.

Фотоотчет с городского фитнес-фестиваля "Красоту, здоровье,спорт - в каждую семью""Красоту, здоровье, спорт - в каждую семью".Под таким.

Консультация для родителей «Права ребёнка и соблюдение их в семье» Основные международные документы, касающиеся прав детей. Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Права ребёнка» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать патриотическое сознание дошкольников. Способствовать расширению знаний о правах ребёнка. Познакомить с документами, защищающими.

Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Конспект НОД «Худ. творчество» «Поможем цыплёнку найти семью». (сухая аппликация, рисование цветными льдинками) Программные задачи: 1.

«Имею право на семью»
Тема: Дети­сироты
Автор работы: КУдасова Полина
Ученица 2 класса МОУ «СОШ № 60» г. Саратова
Руководитель: Карпенко И.В.

г. Саратов 2017
Маленькая страна ­ это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
У каждого из Вас есть своя семья. Я не исключение. У меня, как и у Вас,
есть мама и папа. Меня по утрам целуют и отправляют в школу, затем я бегу
домой, встречаюсь с родными и близкими мне людьми, мы весело и с пользой
проводим время: посещаем выставки и музеи, читаем интересные книги,
делимся друг с другом секретами. И я раньше даже не задумывалась о том, что
может быть по­другому. Что может не быть такого привычного мира под
названием дом и семья. В нашей стране есть дети, которые не имеют этого
мира. Это дети, которые живут в детских домах. Дети­сироты.
СЕМЬЯ!
Каждый человек, а тем более маленький, должен иметь свой дом.
Чувствовать рядом мамину ласку, её заботу. Чувствовать, что он кому­то
нужен.

По воскресеньям с мамой и папой мы смотрим любимую всеми
нами телепередачу «Пока все дома» с телеведушим Тимуром Кизяковым.
Именно она помогла мне посмотреть на мир другими глазами. В рубрике этой
телепередачи «У вас будет ребенок» Тимур Кизяков вместе со своей женой
Еленой Кизяковой помогли 70 подмосковным ребятишкам, волею судеб
оказавшихся в детских домах и интернатах, обрести свой дом. Я задумалась…
Откуда берутся дети­сироты???
Из разговора с мамой я узнала, что одних оставляют сразу же после
рождения в больнице. Других оставляют в канавах, на лестничных площадках.
А кого­то вынуждены забирать из семей, где дети стали не нужны.

Они живут в детских домах, о них заботятся, и у них есть все самое
необходимое. Но нет самого главного – теплых маминых рук, папиной
твердости, уютного домашнего очага и вкусных бабушкиных пирожков.
Я решила узнать мнение о детях­сиротах у одноклассников и педагогов
нашей школы и провела анкетирование.
Вопросы для одноклассников:
1. Кто такие дети­сироты?
2. Беспокоит ли Вас судьба детей­сирот?
Вопросы для педагогов:
1. Как Вы можете помочь детям­сиротам?
2. Если бы у Вас была возможность усыновить или взять под опеку
ребенка. Вы бы это сделали?
Одноклассники (20 учеников)
Кто такие
дети­
сироты?
у
0
Вы
Педагоги (20 педагогов)
Как
можете
помочь
детям­
сиротам?
Материально
­
20
педагогов

0
Дети,
которых
нет
родителей

20
учеников
Да – 18
учеников

Хотели бы
вы помочь
детям­
сиротам?
Готовы взять
под опеку –
12 педагогов
Не готовы

8
педагогов

Нет – 3
ученика
Если бы у
Вас была
возможность
усыновить
или взять
под опеку
ребенка, Вы
бы
это
сделали?

В ходе анкетирования были получены следующие результаты: мои
сверстники знают, что сироты ­ это дети у которых нет дома и родителей. На
второй вопрос 18 учеников ответили, что очень хотят помочь таким детям.
Педагоги моей школы готовы оказать материальную помощь. И 12 педагогов
даже готовы взять под опеку таких ребят.

Проанализировав ответы, я пришла к мнению, что очень многих
волнуют судьбы таких детей. И все понимают, что никто и никогда не заменит
им родную маму, человека, который будет заботиться и любить. И с замиранием
в сердце переживать взлеты и падения своего ребенка. И каждый из них
мечтает жить в своей семье, и им всем снится мама, «которая придет и заберет
его домой».
Конечно, мы не можем в один миг изменить жизнь этих детей, дав
каждому ребенку семью. Но своими добрыми поступками можем сделать их
жизнь чуточку светлее, помогая детским домам.

В нашей стране, да и во всем мире, очень много людей, которые
помогают детским домам и забирают детей в свои семьи. Из них такие
знаменитости, как Анджелина Джоли, Мадонна, из российских ­ известный
адвокат Михаил Барщевский, да и сам Тимур Кизяков. В самом Саратове очень
много таких семей. Одна из них семья Ильюшиных, в которой живут 10 детей.
Когда мы жили в городе Ясный, я с мамой передавали в детский
дом игрушки и одежду. Одному из детских домов Саратова помогает моя
учительница. В апреле месяце мы решили с моими родителями и классным
руководителем провести акцию в школе «Помоги детям». Все это ­ маленькая
капелька в этом огромном океане горечи. Но воспитывая нас в духе семейного
единства и формируя ценностные представления о семье с дошкольного
возраста, наша страна, родители, учителя надеются, что наше поколение не
будет оставлять своих детей, а будет их растить в семье, где царят ласка,
любовь и забота. Ведь каждый ребенок имеет право на семью!