О чем говорят вмятины на ногтях. О чем расскажут ваши ногти – определяем болезни по ногтям


История русского полотенца уходит

корнями в самую древность.



Это сейчас полотенце на кухне - совершенно привычный нам предмет обихода или декора. А ведь действительно - раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя девушка с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, мечтая о том какой уютный будет её дом и каким счастливым будет её семейное будущее.



«Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно». По принципу: полотно-полотенце, окно-оконце, дно-донце. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.

Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. По искусности, аккуратности и мастерству расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа.
Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи - той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка.


Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "БожнИк". Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. На нем обязательно должны быть вышиты две начальные буквы от имени Б. М. (Богородица Мать) или И. С. (Иисус Христос).


Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно должна была вышить крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.


Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, народные традиции соблюдались свято. Во время венчания они становились на венчальный белый рушник, по народной традиции. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты

Были и специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Современные полотенца зачастую выполнены в технике напечатанного на ткань рисунка и не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубоватыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце! Быть может, прогресс, который окружает нас теперь повсеместно, все же не так хорош,
как о нем принято думать?!

Районная краеведческая конференция Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Микулинская гимназия»

Секция: Этнография

Исследовательская работа:

«Полотенце и его значение в жизни русского народа»

Выполнили:

Ефремова Вероника

Руководитель:

библиотекарь

Введение……………………………………………………………………....…. 3

Основная часть……………………………………………………….……………5

1. История.полотенца…………..…………………………………………….5

1.1. Роль полотенца в семейных обрядах…………………………… 5

2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.…………. 9

3. Значение вышитых узоров…………………………………………… 11

4. Использование рушников в современном мире.………………………. 14

Заключение……………………………………………………………………….15

Приложения…………………………………………………………………… 16

В исследовательской работе использованы следующие материалы:

1. ушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7

2. .Я. Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрании государственного русского музея. Ленинград «Искусство» 1981. 311 с. (О крестьянской вышивке с. 136-150)

· знакомство с экспонатами школьного музея и краеведческого музея с. Микулино.

Объект исследования : полотенце, как предмет быта в традиционной культуре русского народа.

Предмет исследования : виды узоров и вышивки на полотенцах

Этапы работы

· Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.

· Ознакомление с историческими экспозициями музеев.

· Обобщение полученных сведений.

· Консультация учителя.

Актуальность исследования:

Актуальность своей работы видим в привлечении внимания к изучению истории вышивки полотенца. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.

Как и где можно применить в наше время вышитые полотенца?

Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.

Практическая значимость: информация о полотенцах может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.

Основная часть.

1. История полотенца

Определение слова «полотенце» мы стали искать в словарях. В словаре Ожегова дано значение этого слова как « простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».

Точно как появилось полотенце, ученые не знают, но предполагают, что произошло оно от пояса, изготовленного из ткани. Поверхность такого пояса увеличилась в ширину, и рисунок из вертикального превратился в горизонтальный. Простейшая форма полотенца – это полотно.


1.1. Роль полотенца в семейных обрядах.

Из статьи Т. Блиновой «Рушники Центральной России – наше языческое настоящее», мы узнали, что полотенца были двух видов: бытовые и праздничные (обрядовые).

- БЫТОВЫЕ полотенца, называемые утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике., были небольшого размера и предназначались «для утирания лица или рук» (по словарю), мытья полов и т. д. Утирки обычно были мало украшены. (Приложение 1)

От бытовых полотенец следует отличать полотенца, применяемые в обрядовых действиях - рушники. Рушник – это вытканное и бережно вышитое женскими руками полотенце. От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу длиной 4 метра, отсюда и название пошло - рушник.

Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

Рушник в доме - царь. Каждому рушнику – свое значение.

При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники КРЕСТИЛЬНЫЕ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета. (Приложение 2)

Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму. Рушниками украшали надмогильные кресты.

Многие эти традиции сохранились и в наше время.

Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником, которые практически не украшались. (Приложение 3)

Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. (Приложение 4)

Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

ПАСХАЛЬНЫЕ рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники РОЖДЕСТВЕНСКИЕ, ТРОИЦКИЕ. (Приложение 5)
СВАДЕБНЫХ рушников насчитывается несколько видов. Свадебные полотенца изготавливали из лучшего полотна. Их длина была от 2 до 4 метров, шириной 35-40 сантиметров. (Приложение 6) . В самой бедной семье в приданое собирали не менее дюжины полотенец, а в семьях зажиточных - до сотни. В знак согласия родителей и невесты на брак семье жениха дарили богато вышитый РУКОБИТНЫЙ рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, её отец передавал со специально выбранным посыльным в дом жениха нарочно вышитый для этой цели ПОСЫЛЬНЫЙ рушник – знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник– красным, но никогда не вплетали в вышивку чёрный цвет. Традиционные мотивы для вышивки посыльного рушника – птицы, символизирующие вести.

Сакрально такой рушник означал, что невеста уже “умерла” для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.

Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

СОЮЗНЫЙ рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.

ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“, на нём стоят молодые в церкви. Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества.

На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Рушниками перевязывали пары сватов.

С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.

Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником.

Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители. (Приложение 7)

Известны рушники, которые вышивались к первому выгону скота на пастбище, к весеннему празднику Юрия. Такие рушники дарили пастухам, и назывались они "юрьевские", или скотоводческие. (Приложение 8)

Те коды, ключи, что наносились на рушники, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям - Огня, Воздуха, Земли и Воды. Об этом знали наши предки, и они общались с духами, привлекая светлых или "хороших" для жизни и отпугивая "злых".

По сути, рушники выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а вместе начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное, с тех пор стало умаляться значение рушника, сводиться лишь к его декоративной функции.

Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях. (Приложение 9)

К изучению традиций, связанных с использованием полотенец в России, а также его функции и эстетической значимости обращались известные ученые: , и др.

2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.

История вышивания начинается в Древней Руси, постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века абсолютно все слои населения. Это занятие становится одним из главных у крестьянских девушек. С малолетства девочек обучали держать в руках веретено и иголку.

В старину не найти было ни одного дома на Руси без самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.

Говорят, что дом, в котором нет вышитого полотенца, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.

По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц .

На экскурсии в краеведческом музее с. Микулино мы узнали: «Что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать.

Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Вышивка-главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.

Все рисунки на полотенцах являются символами, которые вобрали в себя как древнейшее, так и более новые представления людей о космосе, о своём месте в нём, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

Что же обозначают рисунки – символы на полотенцах?

В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, домашнего хозяйства, способствовали урожаю.

За разъяснениями мы обратились к книге «Язычество древних славян» . Книга, написанная сложным научным языком, помогла нам разобраться в многообразии узоров и орнаментов русской вышивки.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивали край изделия. Считалось, что такой орнамент (по краю) выполнял функцию оберега. Традиционный рушник вышит крестом, (как не изобрази крест, он всегда будет оберегом). И в вышивке тоже крестик наполнял изделие силой оберегающей. Вышитые символы хорошо впитывали молитву. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где бумагу заменяет - холст, а чернила - нить.

Через старинные узоры вышивки на рушниках обращается к нам мудрость поколений, ведь в разные века и на разных землях ценности едины. Это-благополучие в родном доме, это - процветание родной земли! (Приложение 10)

3. Значение вышитых узоров.

Для того, чтобы иметь вышитый рушник, надо было приложить много усилий и труда. В первую очередь - это прядение нитей и изготовление полотна для рушников. Рушник был святой вещью, и к нему относились с большим уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, лучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити, а черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Преобладающий красный и черные цвет в вышивке рушника тоже не случаен:

Красный - цвет солнца, тепла и красоты, крови (жизненная Сила). Чёрный – символ богатства, чернозем, Земля.

При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Несмотря на то, что вышивка у каждого народа имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Таковыми являются:

Прямая горизонтальная линия

поверхность земли;

Горизонтальная волнистая линия

Вертикальная волнистая линия

Треугольник

Скрещивающиеся линии

огонь и молния;

Шестилучевая розетка

Птица Сирин

Женское начало, символ счастья, света и радости, сулившая наступление весны, урожай и богатство; идея неба.

Лось

Олень и конь

« жизнедающее светило» - солнце, они приносили счастье и веселье и благополучие.

Единорог

целомудрие

Грифон

взаимосвязь неба и земли

Солярный знак

символизировал солнце

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками

образ Матери-земли. Позже – восточно-славянское божество Берегиня, или Макошь – покровительница воды, хозяйства, семейного очага, женских работ.

Русалка

хранительница вод

Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки

обозначали плодородие земли; травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли»;

Круг, квадрат, ромб, розетка

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений:

Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» назвал русскую вышивку, в том числе на рушниках «сокровищницей больших и малых сюжетов», «полотяным фольклором». Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

5. Использование рушников в современном мире.

В наши дни рушники можно встретить не только в тишине музейных залов.

В современном мире домотканые рушники с ручной вышивкой заменились рушниками с узорами распечатанными на принте, а так же вышитые на специальной машинке.

В последние годы возобновляется интерес к вышиванию, которое в наши дни предназначено в основном для украшения дома.

В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник «иконнички», покрывающий все иконы.

Сегодня рушник можно преподнести в подарок, изготовленный самостоятельно или купленный в магазине.

Стоит все-таки отметить, что во всем мире растет интерес к этническому наследию каждого народа. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни у одного народа, ни у семьи, ни у одного человека.

И у нас появилось желание самим вышить рушник, мы подобрали ткань, нитки, сейчас выбираем узор. Изнанка старинных рушников почти всегда выглядит очень аккуратно, к чему нам в будущем надо стремиться.

Заключение:

Наш гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования и заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома. Считаем данную тему «» интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.

Нам кажется, данный проект, повысит интерес многих людей - ведь практически в каждой семье есть похожие рушники, но не все знают для чего они предназначались. Данная работа поможет разобраться, дать ответ на многие вопросы. Проявить заинтересованность к своей малой родине, частице нашей культуры.

В каждой семье в ванной, на кухне висит полотенце. Вернее, не одно, а несколько полотенец: для лица, рук, ног, тела, посуды. Этот домашний атрибут так привычен, что люди просто не задумываются о его уникальности. Главная функция полотенца заключается в устранении остатков влаги, и примечательно то, что за тысячи лет альтернатива ему не найдена. Да, история полотенца измеряется тысячелетиями, с тех самых времён, когда люди только-только освоили выращивание сельскохозяйственных культур.

Лён в Древнем Египте считался самой востребованной культурой

Самым первым сырьём для ткани у древних цивилизаций стал лён. Его культивировали для получения волокна в Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. Льняная ткань считается самый стариной с возрастом не менее 10 тыс. лет. Древние ткачи создавали такую тонкую ткань, что через её 5 слоёв просвечивалось тело, а льняная одежда протаскивалась через кольцо.

К слову сказать, лён обладает хорошими бактерицидными свойствами. Ни бактерии, ни грибки на нём не живут. Он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Все эти плюсы и сделали лён популярным тысячи лет назад. Легко догадаться, что первые полотенца начали делать из льна, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.

Страны Средиземноморья и Месопотамии использовали именно льняные полотенца. А тяга к водным процедурам возникла на этих землях 5 тыс. лет тому назад. Появилась целая культура омовения, которая постоянно совершенствовалась. Но все древние народы в тяге к чистоте тела перещеголяли римляне.

Для них омовение стало своеобразным культом. Водные процедуры были доступны всем: и богатым сенаторам, и простым гражданам, и легионерам, и рабам. В городах Римской империи прокладывали акведуки и возводили термы, чтобы римляне могли в любое время насладиться водными процедурами.

А после омовения граждане империи вытирали тела и лица льняными полотенцами. Помимо терм люди умывались и утром, а поэтому без полотенец обойтись им было никак нельзя. Следует заметить, что в Древнем Египте в процессе мумификации мумии заворачивали в длинные льняные полотенца, пропитанные специальным смоляным составом.

Таким образом, лён долгое время занимал лидирующие позиции в культуре омовения. Но вот на Ближнем Востоке кому-то пришло в голову соткать полотенца по той же технологии, по которой ткали ковры. И на свет появились махровые полотенца. Они были мягкими, ворсистыми, а впервые ими стали пользоваться в Турции. При этом на смену льну пришёл хлопок.

Надо сказать, что турецкая культура водных процедур ничем не уступала римской. Жаркие купальни были важной составляющей повседневной жизни турок-османов. Вполне понятно, что без полотенец в турецких банях делать было нечего. Любители помыться шли в баню с целым набором самых разных полотенец. Для головы, плеч, груди, ног, ступней были свои куски ткани. Именно турки превратили полотенце в роскошный атрибут, радующий не только тело, но и глаза.

Сделанные их хлопка махровые полотенца широко распространились в Европе и на Востоке в XVIII веке. Хлопчатая ткань по своей структуре более мягкая, нежная и водопоглощающая, чем льняная. А махровые ворсинки при обтирании создавали приятный массажный эффект и при этом не раздражали кожу. Таким образом, история полотенца вышла на новый, более прогрессивный уровень.

Вафельные полотенца

Примечательно то, что турки придумали и ещё одни вид ткани для обтирания – вафельное полотенце. Соткали его впервые в городе Бурсе в XVIII веке. Там жили чрезвычайно профессиональные мастера, обладавшие разными техниками переплетения нитей. Вот они и придумали полотно, напоминающее по своей структуре современное кондитерское изделие – вафли. К новой оригинальной ткани изготовители одежды отнеслись скептически, а вот полотенца из неё стали пользоваться спросом.

Самые первые вафельные полотенца ткались вручную. За одни день мастер создавал 2-3 таких вещи. Соответственно и цена у них была выше, чем у льняных полотенец. Последние были вне конкуренции до конца XIX века. Лишь после 1890 года, когда ткацкое производство полностью механизировалось, грубоватая льняная продукция стала сдавать свои позиции. Махровые и вафельные полотенца, сделанные из хлопка, заполонили рынок и стали на нём доминировать.

Но в наши дни лён и холопок уже не являются основными компонентами, из которых делают полотенца. На смену натуральным пришли синтетические волокна и микрофибра – полотно из микроволокна с капиллярной структурой. Такие микрофибровые полотенца чрезвычайно мягкие, лёгкие и отлично впитывают влагу. Применяются на практике и одноразовые полотенца из нетканого материла спанлейса.

А как история полотенца развивалась на Руси? У славян лён считался основной тканью. Именно из него делали самое известное славянское полотенце – рушник. Его использовали в самых разных ритуалах: на свадьбах, при рождении детей, на похоронах. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.

Славянские рушники с узорами

В зависимости от предназначения рушники были разными. Подорожный , его брали в путь купцы и паломники. Родильный , в который заворачивали новорождённое дитя. Крестильный , им вытирали младенца после купели. Свадебный , применяемый на свадьбах. Хлебосольный , его используют и в наши дни. Именно на таком рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.

Классический рушник из льна имел в ширину 40 см и 3 метра в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой. Наносили птиц, зверей, сказочных животных. Изображали кресты, растения, геометрические фигуры. До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно он стал теряться, а ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.

Сегодня трудно представить себе значение вышивки в жизни старой русской деревне. Все, что окружало человека в каждодневном его быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. А так же вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.

Вышитыми тканями украшали крестьянский дом: на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-рушники развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода - будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

Присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Не менее сорока вышитых полотенец должна была приготовить каждая девушка себе в приданное. Самое большое и нарядное - жениху в знак согласия невесты и ее родителей на свадьбу. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой изукрашенное полотенчико клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: использовали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами.

Свою особую роль оно играло в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом.

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.

На большие праздники - Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе - хаты обвешивали более украшенными рушниками - праздничными, а в пост - „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.