Нормативы предельной наполняемости групп в детсадах. На заметку родителям

— Здравствуйте! Моей дочке 1,6 года посещаем детский сад — в группе 20 человек, один воспитатель, группа не убирается, не проветривается, с детьми не гуляют, есть ли какие нормы по количеству детей и воспитателей, нормы по уборке и проветриванию?

Живем в Пермском крае. Спасибо.

На вопрос отвечает Марина Миролюбова:

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666, «основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

3. воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

4. осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

5. взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.»

Как видно из текста документа, «Типовое положение» не регламентирует порядок действий, которые должны осуществлять воспитатели для выполнения этих задач. В Советское время существовали документы, описывающие подробно правильный распорядок дня в детском саду, но даже они носили рекомендательный, а не обязательный характер.

Детский сад обязан осуществлять свою деятельность, руководствуясь «федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).»

«Типовое положение» также определяет, что «дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выполнение функций, определенных уставом;…». Таким образом, чтобы установить нормативы данного детского сада, следует поговорить с его администрацией и попросить показать их устав, в котором должны быть оговорены все функции. Если они не соблюдаются, Вы имеет полное право требовать ответа перед законом у данного учреждения. Не показать Вам устав не имеют права. Исходя из того же «Типового положения»: «При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.»

Количество детей в группе детского сада также регламентировано «Типовым положением» в зависимости от возраста детей. «В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 3 лет до 7 лет — 20 детей.»

Отсюда следует, что количество детей в группе детского сада Вашей дочки должно быть 15 человек (максимум), а не 20, как оно есть по факту. Один воспитатель на 20 человек – это тоже превышение нормы. По правилам, в группе должно работать двое воспитателей: один — с утра до тихого часа, второй — с тихого часа и до вечера. Кроме того, воспитателям полагается помощник – няня (как раз для уборки помещения и тому подобных функций), т.е. три человека на группу. Но, к сожалению, реальность такова, что детским учреждениям просто не хватает кадров. Зарплата у нянечек и воспитателей далеко не сказочная, идти работать по этим профессиям желающих мало, поэтому приходится «укрупнять» группы, превышая нормативы.

Но вместе с «Типовым положением» существуют также «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 2002 года.

Проветривание в детском саду

Согласно этому документу, проветривание комнат должно осуществляться «ежедневно и неоднократно в отсутствие детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит о температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. Широкая аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).» Все помещения с постоянным пребыванием детей нуждаются в проветривании. В «Требованиях» есть подробная таблица с кратностью свежего воздуха в зависимости от помещения, возрастной группы и местоположения детского сада.

Уборка помещений в детском саду

Уборка помещения (как и территории) детского сада регламентирована «Требованиями». Таким образом, влажная уборка должна проводиться дважды в день, клеенчатые и другие моющиеся поверхности обрабатываются горячей водой с мылом, ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой (или выколачивают) ковры (а раз в год им положена химчистка). «Влажную уборку в спальнях проводят после дневного и ночного сна, в групповых – после каждого приема пищи. Генеральную уборку всех помещений и оборудования проводят один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моют в соответствии с загрязнением, но не реже двух раз в год (весной и осенью).»

Сколько должно быть прогулок в детском саду

Сколько и как гулять с детьми, также подскажет упомянутый в предыдущем абзаце документ. «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4.5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда, и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре ниже -20 и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).» Также обозначается, что во время прогулки с детьми нужно проводить различные игры и физические упражнения.

Таким образом, все интересующие Вас действия регламентированы и носят обязательный характер, согласно СанПиНу. Если в Уставе детского сада прописано другое или написанное расходится с тем, что происходит в действительности, вы можете смело подавать на них в суд за нарушения «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Хотя лучше, конечно, сначала попытаться решить проблему мирным путем, просто поговорив с администрацией и дав ей понять, что Вы знаете, каким должен быть режим дня Вашего ребенка по закону.

——————————————————

Ознакомиться подробно с «Типовым положением» можно здесь:

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);

пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);

пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

  • детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
  • детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
  • детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
  • детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных меро приятий и процедур);
  • детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физиче ское);
  • центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государ ственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 — 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее — устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • выполнение функций, определенных уставом;
  • реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • качество реализуемых образовательных программ;
  • соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
  • жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

18. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно- профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

  • от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
  • от 1 года до 3 лет — 15 детей;
  • от 3 лет до 7 лет — 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

  • двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
  • любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
  • любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
  • для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
  • для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
  • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

  • для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
  • для детей, часто болеющих, — 10 и 15 детей;
  • для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

  • до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • старше 3 лет:
  • 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. Участники образовательного процесса

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодатель ством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:

  • на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
  • на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

  • заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
  • структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
  • штатное расписание и должностные обязанности работников.

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно- общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

  • действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
  • распоряжается имуществом до школьного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;
  • выдает доверенности;
  • открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
  • несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

55. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

Дефицит мест в детских садах сегодня является одно из самых острых проблем России. Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Дефицит мест в детских садах сегодня является одной из самых острых проблем России. На сегодняшний день только в официальной очереди состоят более 2 млн детей (по неофициальным данным количество детей, которые ждут своей очереди на место в детский сад, составляет около 3,5 млн), а для того, чтобы хотя бы частично покрыть этот дефицит необходимо создать не менее 1,2 млн. мест.

Естественно, можно даже не надеяться на то, что в ближайшем будущем в бюджете страны найдется достаточно денег для создания такого количества мест в детских садах (то есть, фактически строительства новых детских садов). Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".

Количество детей в группе детского сада согласно нормативным документам

До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах. Однако 22 июля 2010 года главный санитарный врач России подписал Постановление № 91, согласно которому с 1 октября 2010 года в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, а старые санитарные правила, принятые в 2003 году (СанПиН 2.4.1.1249-03) утратили силу.

Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости. А именно:

  • до 1 года - не больше 10 детей;
  • до 3 лет - не больше 15 детей;
  • 3-7 лет - не больше 20 детей (оптимально 15 детей).

Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:

  • для ясельных групп - не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка;
  • для дошкольных групп - не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.

Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.

Конечно же, многим родителям такое новшество не понравилось. Мало того, что некоторым детям пришлось спать на неудобных раскладных кроватях, так еще и воспитатели (итак, в большинстве своем, не перегружающие себя индивидуальным подходом к воспитанникам) еще меньше могут уделять внимание каждому конкретному ребенку. Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.

Разъяснения Роспотребнадзора по применению некоторых норм СанПиН 2.4.1.2660-10

10 января 2013 года Роспотребнадзор в своем письме № 01/25-13-32 дал некоторые разъяснения, касательно применения некоторых норм санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10.

В частности, пункт 4 данного письма говорит о том, что при применении пункта 1.10 санитарных правил исходить нужно из того, что при увеличении укомплектованности групп ДОУ можно учитывать не "списочное" а фактическое количество детей.

Иначе говоря, при игровой площади в 50 кв.м. руководство детских садиков может укомплектовать группу дошкольников в количестве 25 детей, и это является "перенасыщением" группы. Однако если фактически группу посещает 20 детей, то все нормально, и никаких нарушений нет. Только вот, кто определяет фактическое количество детей, и как происходит такое определение, никто не знает. Например, если из группы в 25 человек 5 детей заболели, и месяц не появляются в садике, то фактически группу посещает 20 человек. Но ведь через месяц они все-таки придут в группу, и что тогда?

Вместо заключения

Проанализировав новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, касающиеся укомплектования групп в детском саду , можно сделать однозначный вывод: никакие "уплотнения" и другие изменения санитарных норм не в состоянии кардинальным образом изменить ситуацию с катастрофическим дефицитом мест в ДОУ. Решить эту проблему можно только путем комплексного подхода, который обязательно должен включать в себя строительство новых муниципальных детских садов, и, возможно, упрощение государственной регистрации (получения лицензии) при организации частных детских садов.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666 количество воспитателей в детской саду, не нормируется. Но, есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»», в которое есть четкое описание количества воспитателей на одну группу. Так, один воспитатель работает с утра и до тихого часа, а второй воспитатель работает с детьми после тихого часа и до вечера. При этом, к каждому воспитателю прикрепляется помощник – нянечка, которая занимается вопросами уборки помещения, а также ухода за детьми.

Сколько именно воспитателей должно быть в группе детского сада по закону?

  1. Законодательство определяет количество детей в группе. Так, детей от двух месяцев и до года в группе должно быть не более десяти, если речь идет о детях от года до трех – 15 детей в группе, и 20 детей, если их возраст составляет от трех и до семи лет;
  2. Закон определяет, что на одну группу должно быть два воспитателя и нянечка. Но, воспитатели работают посменно, а не вместе. Нянечка же присутствует в группе и оказывает помощь воспитателю – постоянно.
По факту не все так понятно, прозрачно и правильно. Все дело в том, что заработная плата у воспитателей и нянечек достаточно низкам. Именно по этой причине, желающих работать на таких работах – единицы.

Проблемы ДОУ

ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) в действительности весьма в плачевной ситуации. Невзирая на установленные нормативы законодательства, мест в детских садах катастрофических не хватает. Именно по этой причине, порой, группы комплектуются из 20-25 человек, что противоречит установленным требованиям. Но, на самом деле, такое положение вещей является нормальным. Как и то, что на такую группу выделяется исключительно один воспитатель, а нянечки в основном, бегают из группы в группу, пытаясь оказать нужную помощь воспитателю. Другими словами, ДОУ приходится балансировать, исходя из установленных технических требований и потребностей в учебных местах. Именно по этой причине и возникают определенные недостатки в виде превышения лимита детей и выделения незначительного количества кадров. Конечно же, это своеобразное нарушение. Тем не менее, если садики будут работать по установленным нормам, то мест в них хватит единицам, остальным же придется ждать пока то или же иное место освободиться. Это реалии нашего существования, и нам с ними приходится смиряться, чтобы получить хоть какое-то место в садике и иметь возможность работать, содержать свою семью и своего ребенка.


В Письме Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 указывается на то, что ребенка кроме родителей из детского сада могут забирать иные лица, основным условием является то, что...

Телефонная консультация
8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Количество детей в группе детского сада

В детском саду количество детей в группе составляет 27 человек по списку. Заведующая детским садом, помимо этого работает в школе, в комиссии по комплектованию детей в доу. Заведующая детским садом ссылается на отсутствие мест в садах, хотя в соседнем детском саду группы неукомплектованы даже в количестве 22 человек, по списку. На вопрос о том, что в группе уже нет мест, свободных шкафов, столов и кроватей, отвечает, что детей из гкп некуда девать и группу будут комплектов ать по 30 человек, так как платят за каждого ребенка зарплату воспитателям. Правомочны ли ее действия?

Вы с позиции родителя обращаетесь?

Я работаю в детском саду младшим воспитателем. В данный момент количество детей в моей группе сократилось до 6 человек, остальные пропускают по болезни. Заведующая нашим детским садом грозит отправить меня и основного воспитателя в отпуск за свой счёт.Имеет ли она на это право?

Добрый день! Отпуск без сохранения зарплаты предоставляется только по письменному заявлению работника. У Работодателя такого права нет.

Пожалуйста какое количество детей должно быть в интегрированной группе детского сада?

Добрый день! Интегрированные группы в детском саду комплектуются с учетом количественного соотношения, которое четко регламентировано Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 1.12. … Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; б) старше 3 лет: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

Пожалуйста в разновозрастной группе детского сада сколько допускается количество детей на одну разновозрастную группу (дети от 1,5 до 7 лет)?

Здравствуйте, консультацию по данному вопросу нужно готовить , поднимать законодательные НПА и иные, а это платная услуга. Обратитесь лично к любому юристу и вам её подготовим на основании статьи 779 ГК РФ. :sm_ax:

Добрый день! Обратитесь письменно в комитет по образованию района. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать... Дата, подпись.

Здравствуй, я работаю в детском саду воспитателем на 2-ой младшей группе, количество детей 23 и 24 ребёнка дают инвалида с эпилепсией, ребёнок может ходить, кушать, обслуживать себя только при помощи взрослого. Я беременна, могу ли я отказаться от работы в группе с таким ребёнком?

Ваша специальность не подходит под перечень тяжелых или опасных условий труда. , устанавливает ограничения, а Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 162, перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. Хотя, если будет медицинское заключение с рекомендацией от врача, то такое возможно.

Моя дочь ходит в детский сад в старшую группу, не так давно группы в саду объединили количество детей 32 человека, возраст 4-7 лет, кабинок для одежды не хватает, площадь игровой тоже маленькая. Не говоря уже о режиме дня: занятия не проводятся, сон не по возрастному расписанию. Имеет ли право на это администрация д.с?

Здравствуйте!"Занятия не проводятся, сон не расписанию" Елена, администрация детского сада не имеет права на такие нарушения. Обратитесь в Управление образования с жалобой. Удачи вам и добра!

Здравствуйте, нет не имеет право. Занятия должны проводиться и обеспечен сон детям. Вам необходимо обращаться с письменной жалобой в прокуратуру.

Скажите пожалуйста какое количество детей должно быть в группе детского сада по нормам? Спасибо.

Здравствуйте! Устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

Такая информация содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Правомерно ли такое количество детей в подготовительной группе детского сада - 33?

Здравствуйте! да, вполне законно.

Скажите пожалуйста какое допустимое количество детей допустимо в группе детского сада на летнее время? Дело в том что в нашем саду собрали 40 воспитанников разных возрастов - большенство из которых ясельного возраста и 3-4 года - и всего два воспитателя - родители в шоке - как один воспитатель сможет уследить за такой оравой малышей. Спасибо.

Может быть численность в группе не более 25 человек

Количество детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) в группе детского сада. Все 130 воспитанников учреждения - дети с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) - есть заключение ЦМППК 2015 г. На какое свежее постановление можно сослаться при выяснении количества детей в группе?

Федеральным законодательством это не регулируется.

Я работаю учителем-дефектологом в детском саду. Количество детей с ОВЗ в моей группе превышает норму, обязана ли администрация доплачивать за лишних детей?

Обязаны доплачивать.

Какое количество детей должно быть в группе детского сада, какими нормативными документами это закреплено? Детский сад переполнен детьми, укомплектование более 50 человек на 2 воспитателей, от родителей требуют покупать 4-х ярусные кровати. Должны ли родители покупать, ведь мы ходим в государственный сад.? Что в данной ситуации необходимо делать, куда обратиться и на какие законы и нормативные документы опираться?

Наполняемость групп регламентируется нормами СанПиН. Согласно п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 вместо принятых ранее (дифференцированных в зависимости от возраста и состояния здоровья детей) нормативов предельной наполняемости определение количества детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности следует проводить исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп? не менее 2,5 м? на 1 ребенка, в дошкольных группах? не менее 2,0 м? на одного ребенка. При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки).

В частном детском саду воспитатель младшей группе детей от 1,5 до 2 лет в количестве 15 человек выполняет по указанию заведующей функции няни, что приводит к нареканиям со стороны родителей за некачественный уход за детьми. Заведующая при этом требует штраф от воспитателя-няни за якобы ее некачественную работу. Воспитатель при этом имеет высшее педагогическое образование 7 лет стажа по специальности и неоднократные обращения к заведующей с просьбой взять на работу няню, на что получает отрицательный ответ. Что делать в таком случае воспитателю? Заведующая грозиться привлечь воспитателя к судебной ответственности.

Прежде всего необходимо обратится с жалобой в трудовую инспекцию. Проведут проверку. Последуют некоторые оргвыводы....

обратитесь для защиты своих трудовых прав в профсоюз или ктс или в департамент

Хотят расформировать группу в детском саду. Дети от 4 до 5.5 лет, в количестве 22 человека. Родителям сообщили 30 декабря, а 12 января дети должны идти в разные группы. В праздничные дни, естественно сделать ничего не могли. Имеем ли,мы, право, чтобы нашу группу не расформировывали. Оставили группу за нами, т.к вложено в нее не мало и финансово и физически. Как это сделать?

Здравствуйте! Вам поможет только письменное коллективное обращение в Управление образования города.

Какое количество детей должно быть, что бы открыли дежурную группу в детском саду.

Законодательством - такой параметр не устанавливается.

Есть ли нормы по количеству детей в группе детского сада? У меня в группе по списку на июль 29 человек. При этом 23 кровати, 23 шкафчика, 23 полотенечных места, 24 посадочных места (больше просто не входят). Своих детей в группе 25 и ещё 4 человечка будут ходить только лето. Есть ли сейчас предел количеству детей в группе детского сада и ясельной группе, или можно набирать бесконечно?

Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 №1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" - Количество групп и классов в учреждении определяется учредителем (учредителями) и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования) . Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся: в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников; в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников; при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников; - Количество и наполняемость групп, в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

Жена работает в детском саду воспитателем. В группе количество детей превышает норму почти в два раза. Должна ли при этом повыситься заработная плата?

Увуажаемый леонид, вот что говорит по эотму опводу . Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса). http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_28.html#p2204 Удачи

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Количество детей в группах составляет более 30 чел. Воспитателям, которые работают с перереполненными группами, осуществляется доплата. Вопрос: Доплачивается ли муз. руководителям при работе с таким количеством детей, если да, то на основании чего?

Такие доплаты устанавливаются внутренними локальными актами предприятия (коллективным договором и т.п.). Уточните у руководителя.

Есть ли нормы на количество детей в группе в детском саду? Ребенку 5 лет.

Уважаемый Дмитрий! Конечно такие нормы есть, также как и нормы, определяющие количество учеников в классе, и санэпиднадзор должен за этим следить, также как и администрация садика. С уважением,

Известно, что российская дошкольная система воспитания детей признана международным сообществом одной из самых эффективных систем образования детей младшего возраста. Однако те перемены, которые влекут за собой СанПиН 2.4.1.2660-10 и Изменение № 1 к нему, вряд ли будут поддерживать высокий имидж нашего национального достояния, каким являлось дошкольное образование России. О том, с чем связаны наши опасения, поговорим в данной статье.

Создание надлежащих условий социальной среды ― основа воспитания

Согласно современным представлениям о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане, и в первую очередь дети, имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на их здоровье. Как свидетельствуют данные научных исследований последних лет, вклад факторов образовательной среды в формирование здоровья детей достаточно велик. Это говорит о том, как важно и необходимо, чтобы все то, что формирует среду дошкольного учреждения, включая образовательную деятельность, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показывают, что лишь 5−7 % дошкольников здоровы. На протяжении последних 5−6 лет ежегодно 40 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Все это актуализирует необходимость благоприятных условий, в которых протекает рост и развитие детей с самого раннего возраста.

Специфика гигиенического нормирования. Гигиеническое нормирование, которое адресовано детскому населению, имеет свою специфику. Учитывая особый уровень чувствительности детского организма по отношению к отдельным факторам внешней среды, нормирование для детей и подростков не только должно быть направлено на создание оптимальных взаимоотношений организма со средой в данный момент, но и должно обеспечивать благоприятное его развитие в будущем. В этой связи гигиенические нормативы для детей должны обеспечивать такой уровень безопасности, который гарантирует не только безвредную, но и благоприятную среду обитания в период их пребывания в образовательном или оздоровительном учреждении.

На протяжении нескольких очень важных для развития маленького человека лет приоритетной средой обитания становятся дошкольные учреждения, в которых должны быть созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Как показывает многолетняя практика, наиболее перспективным путем улучшения здоровья, в котором так остро нуждаются сегодня и дети дошкольного возраста, является профилактика его нарушений непосредственно на базе дошкольных образовательных учреждений. На протяжении длительной истории существования дошкольных образовательных учреждений в России укрепление здоровья детей всегда было и остается приоритетным направлением их деятельности.

Выполнение требований санитарных правил является одной из важных мер, направленных на поддержание и укрепление здоровья детей. Сегодня мы располагаем довольно большим арсеналом доказательств, что среди условий жизнедеятельности, влияющих на формирование здоровья, наиболее значимыми являются условия воспитания и обучения как в семье, так и в образовательных учреждениях. Это вполне согласуется с известным высказыванием одного их классиков отечественной психологии Льва Семеновича Выготского о том, что «создание условий ― основа для воспитания».

Острая нехватка мест

Анализ современного санитарного законодательства для дошкольных организаций ― СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91, и Изменений № 1 к ним, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, ― показывает, что научно обоснованный подход в нормировании и регламентации средовых факторов соблюдается при разработке санитарных правил не в полной мере.

В частности, это касается отказа от принятого ранее нормирования наполняемости детских групп, впервые зафиксированного в последней редакции санитарных правил. Причины такой корректировки требований вполне понятны, они продиктованы чрезвычайно острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех регионах нашей страны.

Согласно п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 вместо принятых ранее (дифференцированных в зависимости от возраста и состояния здоровья детей) нормативов предельной наполняемости определение количества детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности следует проводить исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп ― не менее 2,5 м² на 1 ребенка, в дошкольных группах ― не менее 2,0 м² на одного ребенка.

У руководителей дошкольных учреждений, как показывает практика, нередко возникает вопрос: «Предельная наполняемость групп ― это списочный состав или фактическое присутствие детей ежедневно?». Конечно же, под предельной наполняемостью следует понимать списочный состав группы.

При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). Не вызывает сомнений, что предложенный новый расчет минимально необходимой площади без учета мебели приведет к сокращению развивающей среды ― игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск их травматизации.

А для компенсирующих и комбинированных, а также разновозрастных дошкольных групп этот показатель вообще никак не регламентируется. Таким образом, количество детей в детской общеразвивающей группе зависит только от площади группового помещения. Из этого можно заключить, что норматив наполняемости детской группы сегодня не рассматривается как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия. Как правило, площадь групповых помещений в детских садах составляет 50 м2. Таким образом, списочный состав группы для детей до 3 лет может включать до 20 детей, а для детей дошкольного возраста ― 25 детей. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2 %. Новые требования определения наполняемости дошкольных групп уже открыли «зеленую улицу» превышению установленных ранее нормативов групповой наполняемости, несмотря на то что строительство и планировка дошкольных учреждений уже многие десятилетия ведется из расчета установленных ранее нормативов.

Переуплотнение в дошкольных группах

Еще одним аргументом, подтверждающим важность это показателя для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях, служит Письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 01-181 от 28.12.2010 «О результатах контрольно-надзорных мероприятий за детскими организациями в 2010 году». В Письме указывается, что среди основных нарушений, выявленных в ходе проведения государственного санитарного надзора ― «переуплотнение в группах». В настоящее время в России функционирует свыше 48 тыс. дошкольных учреждений, причем 40 % из переполнены.

Нет сомнений, что увеличение численности детей в группе негативно отразится на качестве образовательных услуг, а индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет практически невозможен.

Переуплотненность детских групп влечет за собой повышение острой заболеваемости, утомления детей, микробной нагрузки, уровней шума в групповых, травматизма, снижение двигательной активности детей, объема коррекционной помощи и др. Между тем, по мнению известного российского дефектолога В. И. Лубовского, около 48 % новорожденных страдают от пре- и перенатальной патологии и нуждаются в коррекционной помощи. Более половины дошкольников, посещающих общеразвивающие группы, имеют те или иные нарушения в развитии речи. Еще больше детей с функциональными нарушениями или хронической патологией нуждаются в регулярном медицинском сопровождении, оздоровительных мероприятиях, проведение которых возможно в дошкольном учреждении. Это показатель того, насколько сегодня актуальны принципы лечебной педагогики и недостаточный объем коррекционной работы в дошкольных учреждениях является одним из факторов риска ухудшения здоровья детей. О том, как важна и эффективна своевременная грамотная медико-психолого-педагогическая поддержка для малышей, мы хорошо знаем. Между тем, мы становимся свидетелями того, как этот жизненно важный компонент работы в дошкольных учреждениях сокращается подобно куску шагреневой кожи, или переходит в разряд коммерческих.

Нормативная коллизия

Между тем результаты наших исследований прослеживают достоверную взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Получены убедительные данные о том, что превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождается неблагоприятными изменениями здоровья и самочувствия детей: достоверно увеличиваются показатели сильной и выраженной степени утомления в конце дня, повышается степень невротизации, ухудшается психоэмоциональное состояние, увеличивается число пропусков по болезни. Возрастает риск увеличения числа детей с хронической патологией за счет перехода детей из 2-й в 3-ю группу здоровья. Это подтверждает наше представление о том, что показатель наполняемости детских групп следует рассматривать как один из важных индикаторов санитарно-эпидемиологического благополучия детей в детском саду.

СанПиН 2.4.1.2660-10 сегодня единственный среди санитарных правил документ по гигиене детства, в котором норматив предельной наполняемости групп отсутствует. На наш взгляд, если мы действительно хотим улучшить показатели здоровья самых маленьких наших граждан, создать достойные условия для укрепления здоровья и получения качественного образования в детских садах, в СанПиН 2.4.1.2660-10 необходимо восстановить нормативы наполняемости детских групп.

Постановлением Минтруда от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)», определена предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении общего назначения: 10 детей в возрасте до 1 года, 15 детей в возрасте от 1 года до 3 лет и 20 детей в возрасте старше 3-х лет. Поэтому увеличение наполняемости детских групп сверх указанных нормативов нарушает права воспитателей. Если обратиться к зарубежному опыту, то соотношение количества детей и педагогов в детских садах многих европейских стран, США, как правило, намного более благоприятное, чем в России: 1 педагог на 10−15 детей.

До 16.04.2012 оставалось в силе утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В этом документе была установлена предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида дошкольных групп, разделенных по возрасту. Представленные в нем показатели предельной наполняемости были полностью идентичны тем, которые содержались в Постановлении Минтруда от 21.04.1993 № 88. После вступления в силу Типового положения о дошкольном общеобразовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобразования России от 27.10.2011 № 2562, ни один нормативный акт фактически не определяет предельную наполняемость дошкольных групп дошкольном учреждении общего назначения.

Инвестируем в детство!

В 2007 году В. Собкиным и А. Ивановой было проведено социологическое исследование, в ходе которого изучалась удовлетворенность родителей условиями воспитания их ребенка в детском саду. Результаты опроса свыше 1900 родителей дошкольников показали, что самым высоким баллом по 5-бальной шкале ― 4,5 балла ― респонденты оценили санитарно-гигиенические условия. Интересно, получат ли они такую довольно высокую оценку у потребителей услуг дошкольных учреждений, работающих с учетом нового санитарного законодательства?

В заключение хотелось бы обратиться к результатам исследований, проведенных под эгидой Всемирного банка, которые показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека. Измерения проводились на протяжении всего жизненного пути человека. Было выяснено, что самая высокая эффективность характерна именно для дошкольного образования, т. е. чем серьезнее финансируется этот этап образования, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Полученные данные подтверждают то, что всегда утверждала гигиена детей и классики отечественной детской психологии: именно в дошкольном детстве закладываются основные параметры здоровья, особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей и возможностей. Игнорирование этого чревато серьезными и глубокими проблемами в его дальнейшей жизни.

Это еще одно подтверждение тому, что снисходительно-пренебрежительное отношение к дошкольному возрасту обществу обходится невероятно дорого.

СТЕПАНОВА М. И., доктор мед. наук, заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН