Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. г) все вышеуказанные элементы

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2015/2016 учебного года

9-11 классы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

Задания в закрытой форме

Завершите утверждения, отмечая соответствующие поля бланка ответов.

1. Первым Президентом Международного Олимпийского Комитета был избран…

а) Анри де Байе-Латур

б) Деметриус Викелас

в) Пьер де Кубертен

а) Деметриусу Викеласу

б) Анри Дидону

в) Аристотелю

г) Жан Жаку Руссо

3. Священное перемирие, заключаемое на время проведения античных Игр Олимпиад, именовалось как…

а) Анахарсис

б) Эланодокия

в) Экехирия

г) Меланкомос

4. Наиболее распространенным в практике физического воспитания методом воспитания силовых способностей является…

а) метод миостимуляции

б) метод упражнений, выполняемых «до отказа»

в) метод контрастных заданий

г) использование предельных и непредельных отягощений

5. Недостаточная двигательная активность организма человека обозначается как

а) гипокинезия

б) гиподинамия

в) слабая активность

г) гипоксия

6. Размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу или всего тела по отношению к снаряду обозначается как

а) амплитуда

г) маховое движение

7. Состояние организма, возникающее при работе, особенно активизирующееся после ее окончания и заключающееся в постепенном переходе измененных функций к исходному состоянию, называют

а) релаксация

б) восстановление

в) реабилитация

г) усталость

8. Саморегуляция психического состояния, направленная на расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения, успокоение и нормализацию функций организма с помощью специальных формул самовнушения, называется

а) релаксация

б) психологическая подготовка

в) идеомоторная тренировка

г) аутогенная тренировка

9. Содержание панкратиона в программе античных игр Олимпиады составляли...

а) элементы борьбы и кулачного боя

в) бег, прыжки, скачки на лошадях, метание и борьба

г) скачки на лошадях и кулачный бой

10. Совокупность естественных морфо-функциональных свойств в каждый момент жизни человека определяет его...

а) телесность

б) физическое образование

в) физическое состояние

г) физическое развитие

11. Для двигательного навыка характерно…

а) расчлененность операций

б) концентрация внимания на операциях, составляющих действие

в) нестандартность параметров и результатов действий

г) устойчивость техники действий к воздействию сбивающих факторов

12. Начальное разучивание двигательных действий осуществляется преимущественно с помощью...

а) методов стандартного упражнения

в) игровых методов

г) вербальных методов

13. На 22 зимних Олимпийских играх неофициальный медальный зачет распределился следующим образом:

а) 1 место – Россия, 2 место – Норвегия, 3 место – Канада

б) 1 место – Норвегия, 2 место – Россия, 3 место – Канада

в) 1 место – Россия, 2 место – США, 3 место – Канада

г) 1 место – Россия, 2 место – Канада, 3 место – США

В следующих заданиях отметьте все позиции

(несколько возможных вариантов)

14. Выполнение силовых упражнений с умеренным отягощением (50–60% от максимального) и предельным количеством повторений способствует…

а) увеличению абсолютной силы

б) росту мышечной массы

в) увеличению относительной силы

г) росту взрывной силы

15. Регулярное выполнение комплексов упражнений, составляющих содержание утренней гигиенической гимнастики способствует…

а) повышению силы и выносливости

б) развитию физических качеств

в) формированию волевых качеств

г) обучению двигательным действиям

16. Начальная фаза обучения плаванию, обозначаемая как «освоение с водой» включает…

а) скольжение

б) выдохи в воду

в) проплывание 15 м

г) открывание глаз под водой

Задания в открытой форме

Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

17. Основным идентификационным признаком участника соревнований является…

18. Педагогический процесс освоения способов управления движениями, обозначается как…

19. Ошибка при выполнении гимнастического упражнения, прекращение действия, не предусмотренное программой, обозначается как…

21. Психическое состояние спортсмена, возникающее непосредственно перед выступлением в соревнованиях называется…

22. Преимущество в условиях состязания, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравнивания шансов на успех, обозначается как...

23. Материальный носитель наследственности. Структурная и функциональная единица информации, способная к воспроизведению и расположенная в хромосоме, обозначается как…

Задания «на соответствие»

24. Сопоставьте названия спортивных игр и имена авторов, сформулировавших их правила.

25. Установите соответствие между названием понятия и их определения.

26. Сопоставьте физические качества и тесты, с помощью которых можно оценить уровень их развития.

Задания, связанные с перечислением

28. Перечислите характеристики уровня физического развития, которые Вы используете для контроля собственного состояния

Задания процессуального или алгоритмического толка

(задание повышенной сложности)

29. Укажите целесообразную последовательность стимулирования факторов (возможностей), обусловливающих выносливость в ходе одного урока физической культуры.

Задания с графическими изображениями двигательных действий (пиктограммы)

30. Изобразите с помощью пиктограмм следующий комплекс физических упражнений с гимнастической палкой:

Название физического упражнения

Изображение

И. п. – ноги врозь, гимнастическая палка горизонтально за спиной под локтями.

1 – присесть, спина прямая;

2 – встать, пружинящий наклон вперед;

3 – выпрямляясь, присесть;

4 – вернуться в и. п.

И. п. – сед, гимнастическая палка впереди.

1 – перекат назад сгибая ноги, пронести палку под ногами назад;

2 – перекатом вперед сесть, палка под ногами;

3-4 – то же, пронося палку вперед и возвращаясь в исходное положение.

И. п. – ноги врозь, гимнастическая палка на грудь.

1 – палку вверх,

2 – исходное положение;

3 - наклон, палка вниз;

4 – исходное положение

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2015/2016 учебного года

ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР

ПРОГРАММА КОНКУРСНОГО ИСПЫТАНИЯ

9-11 КЛАССЫ

ГИМНАСТИКА

Испытания девушек и юношей проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный характер.

В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается и участник получает 0,0 баллов.

Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента или соединения, включающего данный элемент.

Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, динамично, слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2 секунд.

Общая стоимость всех выполненных элементов и соединений составляет максимально возможную оценку за трудность упражнения, равную 10,0 баллам. К оценке за трудность добавляется оценка за исполнение упражнения, равная 10,0 баллам, из которой вычитаются сбавки за ошибки в технике выполнения отдельных элементов. Таким образом, максимально возможная оценка участника составит 20,0 баллов.

Если участник не сумел полностью выполнить упражнение, и трудность выполненной части оказалась менее 6,0 баллов, упражнение считается не выполненным и участник получает 0,0 баллов.

Девушки

И. п. – основная стойка.

1 - шагом вперёд равновесие на правой (левой) ноге, руки в стороны, держать (1,0 балл ) – шагом вперёд кувырок вперед в упор присев скрестно и поворот кругом в упоре присев (0,5 балла);

2 - перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать (1,0 балл) – перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать (0,5 балла);

3 - кувырок назад (0,5 балла) – кувырок назад в упор присев (0,5 балла) – встать в стойку руки вверх и отставляя правую (левую) ногу на шаг в строну, стойка ноги врозь – наклоном назад – мост, держать (1,0 балл) – поворот кругом в упор присев;

4 - кувырок вперед в сед в группировке – сед углом, руки в стороны, держать (1,0 балл) – поворот кругом в упор лежа на согнутых руках – выпрямляя руки, упор лежа и толчком ног упор стоя согнувшись, выпрямиться в стойку, руки вверх (0,5 балла);

5 - махом одной, толчком другой ногой два переворота в сторону («колесо») (1,0 + 1,0 балл) в стойку ноги врозь – приставляя ногу, поворот в сторону движения - кувырок вперед прыжком (0,5 балла) - прыжок вверх с поворотом на 360º (1,0 балл).

Юноши

И. п. – основная стойка.

1 - шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать (1,0 балл) – приставляя ногу, выпрямиться в стойку руки вверх – кувырок вперёд прыжком (0,5 балла) – прыжок ноги врозь (0,5 балла) – кувырок вперёд прыжком (0,5 балла) – прыжок с поворотом на 360º (1,0 балла) – выпад вперёд правой (левой) и встать с поворотом плечом назад на 180º в стойку руки вверх;

2 - кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь, руки в стороны – наклон прогнувшись, обозначить (0,5 балла) – силой согнувшись ноги врозь стойка на голове и руках, держать – опуститься силой в упор лёжа – толчком ног перейти в упор присев (1,0 балл);

3 - поворот направо (налево) спиной к направлению движения – кувырок назад (0,5 балла) – кувырок назад согнувшись (0,5 балла) – выпрямляясь, стойка руки вверх;

4 - махом одной, толчком другой стойка на руках, обозначить (1,0 балл) – кувырок вперёд в стойку руки вверх – два переворота в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны (1,0 + 1,0 балл);

5 - поворот направо (налево) спиной к направлению движения, приставляя ногу, руки в стороны, шаг вперёд и прыжок со сменой ног («ножницы») не ниже уровня горизонтали (0,5 балла) – шаг вперёд и приставляя ногу, кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх с поворотом на 180° (0,5 балла).

БАСКЕТБОЛ

Программа испытаний

Участник находится в центре средней линии спиной к щиту №1, мяч №1 находится перед участником. По сигналу участник берет мяч №1 и, выполняя ведение мяча правой рукой спиной вперед, движется к фишке №1, обегает ее с поворотом вперед через правое плечо и сменой рук, после чего двигается вдоль линии трехочкового броска, выполняя ведение левой рукой до точки броска №1, откуда выполняет бросок мяча в кольцо. Затем участник берет мяч №2 и выполняет бросок в кольцо с двух шагов из-под щита слева от кольца без подбора мяча и продолжает движение к мячу №3.

Берет мяч №3 и, используя ведение левой рукой, движется к фишке №2 и обводит ее с левой стороны, далее – переводит мяч на правую руку и ведет мяч к фишке №3 и обводит ее с правой стороны, далее – переводит мяч на левую руку и ведет мяч к фишке №4 и обводит ее с левой стороны, продолжает движение, не меняя ведения к центральному кругу, обводит его и движется к точке штрафного броска щита №1. Выполняет бросок мяча в кольцо с линии штрафного броска и бежит на другую сторону баскетбольной площадки к мячу №4.

Берет мяч №4 и, используя ведение правой рукой, движется к фишке №5 и обводит ее с правой стороны, далее – переводит мяч на левую руку, ведет мяч к фишке №6 и обводит ее с левой стороны, далее – переводит мяч на правую руку и ведет мяч к фишке №4 и обводит ее с правой стороны, далее двигается вдоль линии трехочкового броска, выполняя ведение правой рукой до точки броска №2, откуда выполняет бросок в кольцо с линии трехочкового броска.

После этого бежит к мячу №5 и выполняет штрафной бросок (рисунок 1).

Рисунок 1. Примерная схема прохождения испытания по баскетболу

для 9-11 классов

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции:

Девушки: 500 м.

Юноши: 1000 м.

Фиксируется время преодоления дистанции.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

7-8 класс

Задания в закрытой форме

  1. Завершите утверждения, отмечая соответствующие поля бланка ответов.

1. Российский олимпийский комитет был создан…

а. в 1916 году

б. в 1912 году

в. в 1911 году

г. в 1908 году

2. Звание «Герой России» за спортивные достижения на летних олимпийских играх получили …

а. В.Сальников

б. А. Карелин

в. А. Немов

г. Е. Исинбаева

3. Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель – чемпионы олимпийских игр в …

а. легкой атлетике

б. плавании

в. борьбе

г. хоккее

4 . Любовь Козырева (Баранова), Евгений Дементьев, Юлия Чепалова, Лариса Лазутина – чемпионы олимпийских игр в …

а. фигурном катании

б. биатлоне

в. лыжных гонках

г. конькобежном спорте

5. Спортсмен России, установивший наибольшее количество мировых рекордов…

а. Ю. Власов

б. В. Брумель

в. Е.Исинбаева

г. В Алексеев

6. Регулярное выполнение комплексов упражнений, составляющих содержание утренней гигиенической гимнастики способствует…

а. …повышению силы и выносливости.

б. …развитию физических качеств .

в. …формированию волевых качеств .

г. …обучению двигательным действиям.

7. Физкультурные паузы в режиме дня способствуют…

а. …закаливанию организма.

б. …достижению максимума физического развития.

в. …снижению возбуждения нервной системы .

г. …повышению эффективности обучения .

8. ВФСК ГТО - это…

а. всероссийская физическая спортивная культура готов к труду и обороне.

б. всемирная федерация спортивной культуры готов к труду и обороне.

в. высший физкультурно-совершенный комплекс готов к труду и обороне.

г. всероссийский физкультурно-спортивный комплекс готов к труду и обороне

9. Для получения золотого, серебренного или бронзового знака ГТО в 4 ступени необходимо выполнить … нормативов.

а. 8, 7, 6.

б. 9, 8, 7.

в. 7, 6, 5.

г. 11, 10, 9.

10 . Если после выполнения упражнения величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) восстанавливается до исходного уровня за 30 сек, то это значит, что физическая нагрузка во время выполнения упражнения:

а. переносится организмом относительно легко, и ее можно повторить

б. мала, и ее следует увеличить

в. достаточно большая, но ее можно повторить, увеличив время отдыха

г. чрезмерная, и ее надо уменьшить

Задания в открытой форме

Завершите определение, вписав соответствующее слово, число в бланк ответов.

11. Командная спортивная игра с мячом размером 58-60 см на площадке 20х40 метров, с воротами 3х2 метра называется ……… … Гандбол

12. Купание в проруби зимой, эффективное средство оздоровления, обозначается как……….… Моржевание

13. Первым талисманом Олимпийских Игр современности принято считать…………………..… Вальди - «талисман-мальчик».

14. Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как...........…… балансирование

15. Е стественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая жизнедеятельность человеческого организма ………………..... Двигательная активность

Задания «на соответствие»

16. Сопоставьте названия спортивных игр и имена авторов, сформулировавших их правила.

А. Волейбол. 1. Джеймс Нейсмит.

Б. Баскетбол. 2. Вильям Морган.

в. Гандбол 3.Хольгер Нильсен

г. Бадминтон 4. Герцог Бофорт

17. Установите соответствие вида спорта и спортивного инвентаря

а. флорбол 1.волан

б. бадминтон 2.клюшка

в. теннис 3. мяч

г. софтбол 4. ракетка

18. Установите соответствие между физическими качествами человека и его определением

а. способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий

1. выносливость

б. способность человека выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени

2 . быстрота

в. способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности

3.гибкость

г. способность человека выполнять упражнения с амплитудой

4.сила

Задания, связанные с перечислением


19. Перечислите группы упражнений, рекомендуемые программой общеобразовательных школ в качестве средств физического воспитания………. Гимнастика, Легкая атлетика, Игры, Ходьба на лыжах .

20. Перечислите показатели, характеризующие физическое развитие человека …. Рост, вес, жизненный объем легких, объем талии, пульс, давление.

21. Перечислите известные вам основные средства, используемые в процессе физического воспитания……….…. физические упражнения, силы природы, гигиенические факторы

22. Перечислите известные вам элементарные формы проявления быстроты….………. быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения; частота (темп) движений

23. Перечислите разновидности силовых способностей спортсмена……………. собственно-силовые способности, скоростно-силовые способности, силовая выносливость или силовая ловкость

Вы выполнили задание.

Поздравляем!


Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Организация профильного обучения в 10-11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;

Для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов ( настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10. настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным, при этом, является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Таблица 4

Наполняемость классов-комплектов

10.16. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз ( и настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображ. на индивидуал. мониторе компьютера и клавиатурой Прослуш. аудиозаписи Прослуш. аудиозаписи в наушниках
1-2 10 15 15 15 20 10
3-4 15 20 20 15 20 15
5-7 20 25 25 20 25 20
8-11 25 30 30 25 25 25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления ().

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении не зависимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений ();
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья,
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам ().

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походов обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

10.25. На занятиях трудом, предусмотренными образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса - вторую половину дня (16-17 ч.) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12-13 лет составляет – 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 - 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение настоящих санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.

10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа, необходима организация питания обучающихся.

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг; - 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х – более 3,5 кг, 9-11-х – более 4,0 кг.

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.

В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей. .

2.2 Варианты проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

общеобразовательных школ в качестве средств физического воспитания. ГимнастикаЛегкая атлетикаИгрыХодьба на лыжахПлавание

30. Перечислите характеристики уровня физического развития, которые Вы используете для контроля собственного состояния. Квалифицированная оценка представленных характеристик состояния.Экехирия

1. За что движением «ФэйрПлэй» вручаетсяпочётный приз Пьера де Кубертена?

а) за честное судейство

б) за совершение спортсменом самого благородногопоступка

в) за честную и справедливую борьбу

г) за большой вклад в развитие Олимпийскогодвижения

2. Впервые олимпийская клятва спортсменовбороться честно прозвучала в…

а) 1912 году

б) 1920 году

в) 1952 году

г) 1960 году

3. Физические качества – это:

a) индивидуальные особенности, определяющиеуровень двигательных возможностей человека;

б) врожденные морфофункциональные качества,благодаря которым возможна физическая активностьчеловека

в) комплекс способностей занимающихся физическойкультурой и спортом, выраженных в конкретныхрезультатах

4. Какой витамин благоприятно действуетна функции центральной нервной системы,повышает сопротивляемость организмак воздействию неблагоприятных факторов?Его недостаток приводит к снижениюумственной и физической работоспособности,а избыток к бессоннице, головной боли,

отложению камней в почках.

5. Каков порядковый номер олимпиад,проводившихся в нашей Стране(СССР и России).

г) ХХII

6. …включает в себя следующие виды спорта:могул, ски-кросс, слоуп-стайл, хаф-пайп

а) фигурное катание

б) бег по пересеченной местности

в) лыжные гонки

г) фристайл

7. Что изображено на Олимпийской медалиСочи–2014?

а) дата Олимпийских игр

б) традиционные и узнаваемые узоры(орнамент),присущие каждому из регионов России

в) вид спорта

г) все вышеуказанные элементы

8. Деятельность какой системы характеризуетЖЕЛ?

а) дыхательной

б) нервной

в) эндокринной

г) пищеварительной

9. В каком виде спорта есть комбинированнаяэстафета?

а) в биатлоне

б) в лёгкой атлетике

в) в плавании

г) в конькобежном спорте

10.Физические упражнения – это основноесредство физического воспитания, т. к.:

а) оно выражает мысли, эмоции, потребностичеловека, его отношение к окружающей

действительности.

б) оно воздействует не только на функциональноесостояние человека, но и на его личность.



в) оно удовлетворяет природную потребностьчеловека в движении.

г) все ответы верны

11. Сколько игровых перерывов может братькоманда в каждой партии по волейболу?

12. Самым быстрым лыжным ходом является…

а) одновременный одношажный ход

б) одновременный бесшажный ход

в) одновременный двухшажный коньковый ход

г) попеременный двухшажный ход

13. В методике физического воспитания созданцелый ряд классификаций физическихупражнений.

Какую классификацию упражнений необходимоприменять на уроках физической культуры?

а) по признаку спортивной специализации;

б)все указанные классификации физическихупражнений можно применять;

в) упражнений по воспитанию отдельных физическихкачеств;

г) по их анатомическому признаку.

14. Кто является президентом Олимпийскогокомитета России в настоящее время?

а) Шамиль Тарпищев

б) Вячеслав Фетисов

в) Александр Жуков

г) Александр Попов

15. Циклические физические упражнения –это…

а) упражнения, которые объединяют повторяющиесяэлементы в заданный временной период

б) упражнения, состоящее из несколькихдвигательных действий

в) упражнения, в которых определенные движенияповторяются во времени

г) упражнения, состоящее из движений, непрерывноповторяющихся в течение известного промежуткавремени

16. Сколько времени в баскетболе командаможет владеть мячом в «своей» зоне?

а) 8 сек.

17. Как называется Всероссийская акция«Вокруг света – памяти Пьера де Кубертена»?

б) лонгмоб

в) флешмоб

18. Игрок задней линии может завершитьатакующий удар на любой высоте...

а) с места, позади передней зоны,

б) с любого места,

в) не может завершать атакующее действие,

г) непосредственно после подачи соперника.

19.На каком снаряде выполняются упражнения:соскок, упор, переворот, выход силой.



б) перекладина

в) брусья

г) бревно

20. Олимпийский рекорд Бимона в прыжкахв длину продержался 23 года и был побит другим

американцем, который прыгнул с результатом…

а) 8 м 85 см

б) 8 м 90 см

в) 8 м 95 см

г) 9 м 15 см

21.Недостаток мышечной активностисовременного человека называют:

а) атрофией

б) гипоксией

в) гипокинезией

г) гиподинамией

22. Ширина зоны подачи в волейболесоставляет …

г) 9 м

23.Какое из названий является нарушениемосанки?

а) сколиоз

б) все перечисленное

г) лордоз

24. В какой вид спорта на олимпиаде в Сочибудет включен «слоупстайл»?

а) в сноуборд

б) во фристайл

в) в параллельный слалом

г) во всех перечисленных видах спорта

25. «Пенальти» в гандболе называется…

а) одиннадцатиметровый

б) семиметровый

в) девятиметровый

г) шестиметровый

26. Распределите нижеперечисленные видыспорта по категориям характерных травм.

1. Биллиард.

3. Борьба.

4. Шахматы.

5. Велосипедный спорт.

6. Горнолыжный спорт.

7. Конькобежный спорт.

8. Лыжный спорт.

9. Гребной спорт.

10. Лёгкая атлетика.

11. Тяжёлая атлетика.

12. Спортивные игры.

а) ушибы, ссадины, лёгкие ранения характерныдля занятий… А- 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12

б) растяжения связок голеностопного, коленногосуставов характерны для занятий Б- 2, 3, 6, 10, 12

в) потёртости, обморожения характерны для занятий… В- 5, 7, 8,

27. Талисманы зимних Паралимпийских игрв Сочи в 2014году – это…

а) Хокон и Кристин

б) Лучик и Снежинка

г) Заяц и Медведь

28. Установите соответствие названия с содержаниемСодержание и Название

А. Расположение и действия играющих в конкретномотрезке времени- 3. Игровая ситуация

Б. Специализированные действия, используемыеиграющими для достижения целей игры-2 Игровые приемы

В. Комплексная двигательная реакция игрока на игровуюситуацию - 1. Игровые действия

29. Установите соответствие названия термина с его содержаниемСодержание Название термина

А. Комплекс различных проявлений человека вопределенной двигательной деятельности, в основекоторых лежит понятие «сила» - 2. Силовые способности

Б. Способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечныминапряжениями значительной величины-1. Силовая выносливость

В. Способность точно дифференцировать мышечныеусилия различной величины и условиях непредвиденныхситуаций и смешанных режимов работы - 3. Силовая ловкость

30. Установите соответствие названия с содержаниемСодержание Название

А. Волевое качество, проявляющееся в спокойномосознании спортсменом своих возможностей в процессеовладения мастерством и преимущества над соперником

в ходе выступлений в соревнованиях - 2. Уверенность

Б. Свойство личности, определяющее готовность человекак усвоению, сохранению, развитию и использованиюзнаний и опыта, а также к разумному поведению - 3. Интеллект

В. Стремление достичь намеченной цели, энергичное,активное преодоление препятствий на пути к достижениюцели__1. Настойчивость

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Талисманы зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году?

а) Зайка, Леопард и Белый Мишка

б) Лучик и Снежинка

в) снежок Нив и кубик льда Глиз

г) Заяц, Тигр и Медведь

2. Как называется спортивный объект, на котором будут проходить церемония открытия и закрытия XXII зимних Олимпийских игр?

а) «Айсберг»

б) «Большой»

в) «Ледяной куб»

г) «Фишт»

3 Кто из перечисленных не являлся президентом МОК?

а) Хуан Антонио Самаранч

б) Жак Рогг

в) Пьер де Кубертен

г) все выше перечисленные являлись президентами МОК

4. Физическая культура представляет собой…

а) процесс совершенствования возможностей человека

б) урок, во время которого выполняются физические упражнения

в) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям

г) часть человеческой культуры

5. Скелетон является разновидностью

а) санного спорта

б) конькобежного спорта

в) горнолыжного спорта

г) многоборья

6. В какой спортивной игре три шага с мячом не является «пробежкой»

а) баскетболе

б) пляжном волейболе

в) гандболе

г) футболе

7. Игрок какой зоны в волейболе вводит мяч в игру?

а) первой

б) шестой

в) не имеет значения

г) второй

8. Назовите виды спорта в которых по правилам можно играть в мяч и ногой, и головой.

а) баскетбол, волейбол

б) теннис, футбол

в) футбол, волейбол

г) гандбол, хоккей с мячом

9. Назовите основные физические качества.

а) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

в) общая выносливость, скоростно-силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

10. Количество попаданий при бросках одной рукой баскетбольного, гандбольного и волейбольного мяча в кольцо позволяет оценить …

а) социально значимые психические качества

б) устойчивость к комбинированным нагрузкам

в) способность управлять свойствами внимания

г) способность дифференцировать мышечные напряжения

а) гибкость

б) быстроту

в) выносливость

г) координацию

12. Александр Зайцев, Ирина Роднина, Людмила Пахомова, Александр Горшков – чемпионы Олимпийских игр в…

а) хоккее

б) фигурном катании

в) плавании

г) легкой атлетике

13. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности

исторически обусловила возникновение…

а) физической культуры

б) физического воспитания

в) физического совершенства

г) видов спорта

14. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении жизни принято

называть…

а) физическим совершенством

б) физическим развитием

в) физическим воспитанием

г) физической подготовкой

15. Основными источниками энергии для организма являются…

а) белки и витамины

б) углеводы и жиры

в) углеводы и минеральные элементы

г) белки и жиры

16. Укажите последовательность упражнений, предпочтительную для утренней гимнастики

1).упражнения, увеличивающие гибкость;

2) упражнения на дыхание, расслабление и восстановление;

3) упражнения для ног – выпады, приседания, подскоки;

4) упражнения, активизирующие деятельностьсердечно-сосудистой системы;

5) упражнения, укрепляющие основныемышечные группы;

6) упражнения, способствующие переходуорганизма в рабочее состояние;

7) упражнения, укрепляющие мышцы брюшногопресса.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

б) 2, 6, 7, 1, 4, 5, 3

в) 3, 5, 7, 1, 6, 2, 4

г) 6, 4, 5, 1, 7, 3, 2

17. Деятельность какой системы организмахарактеризует ЧСС?

а) дыхательной

б) пищеварительной

в) эндокринной

г) сердечно-сосудистой

18. В истории современного олимпийского движения было проведено…

а) 20 летних Олимпиад и 16 зимних Олимпийских игр

б) 25 летних Олимпиад и 18 зимних Олимпийских игр

в) 28 летних Олимпиад и 20 зимних Олимпийских игр

г) 30 летних Олимпиад и 21 зимние Олимпийские Игры

19. В какой последовательности целесообразно выполнять перечисленные ниже упражнения для

повышения скорости бега в основной части (после разминки) самостоятельного занятия

1. Дыхательные упражнения.

2. Легкий продолжительный бег.

3. Прыжковые упражнения с отягощением и без.

4. Дыхательные упражнения в интервалах отдыха.

5. Повторный бег на короткие и длинные дистанции.

6. Ходьба.

7. Упражнения на частоту движений (бег на месте)…

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

б) 7, 5, 4, 3, 2, 6, 1

в) 6, 2, 1, 3, 7, 4, 5

г) 2, 3, 1, 5, 7, 4, 6

20. Кто пробивает технический фол в баскетболе?

а) только капитан команды

б) только тот игрок, на котором был зафиксирован фол

в) любой игрок нападающей команды

г) только защитник

21. В каком виде спорта есть элемент «прием с подачи»

а) в футболе

б) в баскетболе

в) в волейболе

г) в гандболе

22. «Пенальти» в гандболе называется…

а) одиннадцатиметровый

б) семиметровый

в) девятиметровый

г) шестиметровый

23. Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?

а) уровень физического развития

б) уровень физической работоспособности

в) уровень физического воспитания

г) уровень физической подготовки

24. «Колесо» в акробатике – это: а) переворот вперед

б) переворот в бок

в) переворот назад

г) переворот в сторону

25. Олимпийский вид спорта, в котором команды поочерёдно пускают по льду специальные

тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»).

а) фристайл

б) шорт-трек

в) керлинг

г) бобслей__

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Олимпийские игры состоят из …

А Соревнований между странами

Б Соревнований по летним и зимним видам спорта