Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка. Детские игрушки: польза и вред консультация на тему

Психологи обратили внимание: чем больше дети играют с современными игрушками, тем меньше они общаются друг с другом. Эти игрушки (а равно и сюжеты, с ними связанные) не предполагают совместных игр, там есть в основном только один сюжет - "охотник и жертва". В результате дети все больше утрачивают то, что называется "человечностью". Они становятся все более выраженными индивидуалистами.
Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это прежде всего игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: "дочки-матери", "школа", "больница", и т.д. Для мальчиков - машинки и конструкторы.
Надеюсь, что предложенный материал поможет родителям в нелегком выборе игрушки для своего ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Вы, Ваш ребенок и игрушки»

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы, взрослые, подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии с взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, а именно:

  1. для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки …);
  2. для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  3. для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией);
  4. разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, различных по форме и т.д. (народные игрушки – матрешки, бочата; мозаика, палочки, геометрические формы различной величины, цвета);
  5. для развития самостоятельной игры подбор сюжетно – образных игрушек:
  6. куклы, машины, животные, предметы быта, наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская», кукольная мебель …;
  7. игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
  8. музыкальные и заводные игрушки;
  9. для развития движений (мячи, скакалки, кегли, клюшки …)

Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за Вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

Что же можно сделать вместе с ребенком:

  1. Вместе с дочкой можно сделать простые украшения: бусы, кольца, браслетики, нанизав на толстую нить или тонкую проволоку желуди, ягоды рябины или пеналы от киндер – сюрпризов, обертки от конфет, вафель и т.д.
  2. Дети любят пускать лодочки, кораблики. Сделать их можно из половинок скорлупок грецкого ореха, а мачту с парусом – из палочки и бумаги. Лодочки можно вырезать из пенопласта, пробки, придав им соответствующую форму.
  3. Налейте в таз воды, и пусть ребенок пускает лодочки. При этом он познает свойства воды. Предложите ему еще несколько разных предметов (резиновую игрушку, пластмассовый шарик, камешек, каштан, перышко, лист бумаги и т.д.). Играя с ними, он обнаружит их разные свойства, у него появится желание экспериментировать.
  4. Интересны для игры гремящие игрушки. Сделать их просто: в любую пустую пластмассовую емкость (например, пенал от киндер – сюрприза) следует насыпать горошины, желуди, мелкие камешки и т.д. Привлеките к этому процессу ребенка. Желательно сделать несколько различных «шумелок» с разными «наполнителями» - они будут издавать разные звуки, что будет способствовать развитию остроты слуха.
  5. Бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок будет много двигаться, наблюдать за их движением в воздухе, получая при этом положительные эмоции.
  6. Богатые возможности для пробуждения детской фантазии и игры дает природный материал: шишки, желуди, каштаны, семена и плоды деревьев… Смастерив вместе с ребенком забавную игрушку, можно в дальнейшем использовать ее в играх.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы они работали пальцами обеих рук. Развитие этих движений способствует развитию речи, а также готовит руку к письму.

Дети очень любят строить из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков. Часто родители сдерживают инициативу детей и запрещают им собирать разный «мусор». Но ведь палка для ребенка может быть удочкой и морковкой, рыбкой и градусником. Ведь природный и бросовый материал – замечательный материал для развития детской фантазии, мышления, речи. При сооружении различных построек из этих материалов дети ищут способы, как их поставить, как соединить детали и т.д. При этом у них развиваются наблюдательность, трудолюбие.

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать желание строить. Для обыгрывания предлагайте ребенку куклу, зверюшек, посуду, лоскутки … Вот тут и пригодятся поделки из различных материалов, которые ребенок с удовольствием будет использовать в своих постройках наряду с готовыми игрушками. На этой основе будут обогащаться и сюжетные игры.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять разнообразные действия и с разнообразными предметами и игрушками. При этом следует помнить, что вначале ребенок действует с игрушками так, как ему позволяют его руки. После ознакомления со свойствами начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками. Затем в игре дети переходят к отражению смысловых связей, т.е. обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов.

Вся жизнь ребенка должна проходить с обязательным включением игры. При организации игры и выборе игрушек для нее всегда вспоминайте слова А.Макаренко, который говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Какие игрушки приобретать детям?

  1. Сюжетно – образные, изображающие людей, животных, предметы труда и быта.
  2. Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
  3. Строительные наборы.
  4. Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольно – печатные, мозаики.
  5. Игрушки – забавы.
  6. Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

Чтобы ребенок с желанием
убирал игрушки …

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь:

«Разреши, помогу!»

  1. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований:

«Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».

  1. Не должно быть обилия игрушек.
  2. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  3. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришла на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Осторожно: антиигрушка! Консультация для родителей

ИГРУШКА - ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ВСЕГО БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА, ОНА ЖЕ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ САМОЙ КУЛЬТУРЫ - ДЛЯ ВЗРОСЛОГО. ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, ЗНАТЬ ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ, ИХ ЦЕННОСТНЫЙ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАШЕ ДВИЖЕНИЕ С ДЕТЬМИ В НАПРАВЛЕНИИ ДОБРА, КРАСОТЫ И ИСТИНЫ ИЛИ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ. ОТ НАС, ВЗРОСЛЫХ, ЗАВИСИТ, ЧТО ОКАЖЕТСЯ СЕГОДНЯ В РУКАХ НАШИХ ДЕТЕЙ - ИГРУШКИ ИЛИ АНТИИГРУШКИ.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть? Может эта статья поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек, заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьезное.

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Изменились и само качество, сама суть детской игры. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Такая игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр.

Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру, красоте, мудрости.

Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания.

Игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка.

Настольные игры: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор – эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.

Конструктор «Лего»: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки.

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое». Дети оказываются в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Кукла – это маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Игрушка

Антиигрушка

Привлекательна, красочна, красива

Безобразна, отталкивающе выглядит

Динамична (детали подвижны, настроение или действие не зафиксировано)

Статична (застывшая поза, неизменное состояние и настроение). Например, кукла, которая постоянно плачет, свинка с морковкой во рту, пупс с ручками и ножками, надежно припаянными к телу)

Выдержан масштаб (например, не может быть громадного по размерам зайца – его будет практически невозможно использовать в игре с другими животными, он будет страшнее любого волка и лисы)

Масштаб не выдержан, игрушку сложно включить в игру с другими предметами. Знаете, продается такая «голова для экспериментов парикмахера» - голова и заколки к ней. Ее никак не включить в игру, с ней можно только упражняться в плетении косичек и создании начесов. А для ребенка тренировка – не главное. Девочка с большим удовольствием получит в подарок куклу с длинными волосами, а к ней набор настоящих резиночек и заколок. И это будет не просто «терпеливый клиент», это будет дочка, сестренка, подружка. У детей дошкольного возраста есть одна особенность, о которой важно знать: они одухотворяют игрушки, наделяют их настроением, судьбой. Какая судьба у «оторванной» головы, а?

Соединение различных материалов в игрушке (это оживляет игрушку, делает интереснее, подсказывает возможные игровые действия: протереть стеклянные окошки, загнуть проволочный хвостик обезьянки и подвесить ее на дерево)

Один материал в игрушке (литая пластиковая машина не вызовет такого отклика у ребенка, как машина с прозрачными окошками, яркими фарами и открывающимися дверцами)

Игрушка учитывает возрастные возможности ребенка и его интересы (например, в полтора года интересно самому возить грузовик за веревочку, а не следить за передвижениями заводной машины)

Игрушка не учитывает силы и возможности ребенка (слишком большая, тяжелая, громкая)

Есть значительное сходство с реальным предметом или объектом (особенно важно для детей с 6 лет)

Искажает реальность (зеленая лошадь, фиолетовые волосы у куклы)

Помогает проигрывать впечатления от реальной жизни

Заменяет, подменяет реальность (помните, были электронные питомцы «Тамагочи»?), заменяет или мешает общению

Закладывает первоначальные понятия о красивом и добром

Символизирует смерть, разрушение, провоцирует агрессию (маски-монстры, скелеты, черепа)

Консультация для родителей «Значение игры и игрушки в жизни ребенка»

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно - образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры - это радость творчества.

Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании, проявления самостоятельности, развития фантазии, воображения.

Способ познания окружающего

Что такое игра? Задачи игры.

Игра - укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

В основе понимания игры как формы организации жизнии деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного подхода к ней.

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами.

Игра - развивает психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения).

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Значение игры в жизни ребенка.

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. (недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл игру психическим витамином.)

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие.

Значение игрушки в жизни ребенка.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

Воспитательное значение игрушек:

Это обязательный спутник детских игр;

Участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

Отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

Нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

Приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

Помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

Способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

Объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

Наиболее доступное детям произведение искусства.

На что нужно обратить внимание при выборе игрушек.

При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре самостоятельной или коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:

Сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);

Технические (транспортные, конструкторы и т. д.);

Игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых);

Игрушки-забавы: (смешные фигурки зверей, животных, человечков, поющие, танцующие предметы);

Театральные, музыкальные (маски, костюмы, музыкальные инструменты);

Крупногабаритные игрушки (такие как самокаты, детские автомобили, тракторы);

Трансформирующиеся конструкторы для строительства (учит ребёнка движениям и ориентировке в пространстве);

Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.

Требования к игрушкам:

Они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

Содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

Иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

Соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

Должны быть безопасными и гигиеничными;

Развивать познавательные интересы, активизировать общение;

Приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

Пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Играйте с детьми дома в : сюжетно ролевые игры


В театр




В игры на закрепление различных речевых навыков у детей

Для закрепления различных речевых навыков у детей родители могут проводить различные игры, игровые упражнения и задания. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами , и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне» .

Например, предлагаются игровые упражнения на

На развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме» . Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки» . Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками) . Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры . А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина.

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности) . Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

На кухне можно проводить

Игры на обогащение словаря ребёнка

«Давай искать на кухне слова» . Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И т. д.

«Угощаю» . «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга» . Ребёнок называет «вкусное слово» и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не съедите. Можно поиграть в «сладкие» , «кислые» , «горькие» , «солёные» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок» . «Из яблок сок… (яблочный) ; из груш (грушевый) ; из слив (сливовый) ; из вишни (вишнёвый) ; из моркови, из лимона, из апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот : вишнёвый сок из чего? И т. д.

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил» . «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы , мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый

ящик. Он - синий. Я заметила кошку. Она - пушистая.» ребёнок и

взрослый могут называть увиденные предметы по очереди .

«Волшебные очки» Представь , что у нас волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим) и т. п. Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи : красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т. д»

«В свободную минутку»

Игровые упражнения на слоговую структуру слов.

«Перепутаница» . «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова : босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»

Игра на развитие грамматического строя речи

«Упрямые слова» . Расскажите ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, пианино, метро) . «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.» Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях ответах .

Подвижные игры

«Игры с мячом» . «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч . Ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь в слове звук «Ж» . Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем : жаба, стул, ёжик, жук, книга.»

«Лягушка» . Выделение звука из ряда гласных : а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь звук «А» , на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можете проводить игру на согласные звуки.

Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!

Консультация для родителей

«Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Светлана Моргуненко
Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка»

Вы знаете, что все дети очень любят играть. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом» . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир, в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире всё - это правда, а не выдумка.

Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту. Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки . Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.

Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка . Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители , которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку . Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре . Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру , подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка , является подбор игрушек по возрасту . Для малыша игрушка – центр игры , материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка , которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут , страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой . На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек , способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

«Что такое хорошая игрушка

Прежде всего - это игрушка безопасная , соответствующая возрасту ребёнка , должна быть похожа на "оригинал" и быть достаточно прочной.

Чем разнообразнее игрушки . Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Игрушки их дерева заметно отличаются от «обычных» игрушек . По сути обычные игрушки дают возможность ребенку организовать свой собственный мир. Здесь можно найти миниатюрную мебель, транспорт, кухонную утварь и оружие. Играя с такими игрушками , ребенок получает возможность примерить на себя роль взрослого. Благодаря таким играм ребенок учится исследовать окружающий мир и создавать собственную реальность.

В основном все игрушки , выполненные из дерева , развивающие. Это всевозможные строительные наборы, конструкторы , головоломки, тренажеры для развития моторики, заготовки для творчества и многое другое. Сегодня на рынке детских игрушек представлен довольно широкий ассортимент подобных изделий. Интернет-магазин игрушек “Мастер Деревяшкин ” имеет в ассортименте самые разнообразные и интересные игрушки детям разного возраста. Разобраться во всем этом многообразии непросто. Рассмотрим подробнее наиболее интересные и распространенные варианты.

1. Рамки-вкладыши. Игрушка выполнена в форме планшета из фанеры или дерева , на котором выточены пазы различного размера и формы. В эти пазы нужно вставлять «вкладыши» , которые по форме соответствуют очертаниям паза. Ребенок должен самостоятельно отыскать на планшете подходящее место для той или иной фигурки. Рамки-вкладыши прекрасно подходят для развития мелкой моторики и логического мышления.

2. Пирамидка – классическая игрушка . Ребенку нужно нанизывать на штырек колечки и другие фигуры. Играя с пирамидкой, ребенок изучает цвета, учится понимать размер и последовательность.

3. Стучалка – прекрасная игрушка для маленьких непосед. Такая игрушка помогает любому , даже самому активному малышу дать выход энергии. Забивать гвозди деревянным молоком или просто стучать во всю мощь очень полезное занятие, она развивает мышечную силу, координацию движений и ловкость.

4. Лабиринт – игрушка представляет собой деревянный планшет с вырезанным на нем лабиринтом, по которому можно перемещать деревянные фигурки . Игрушка позволяет тренировать координацию движение и развивает концентрацию внимания.

5. Шнуровка – существуют в нескольких вариантах. Большое распространение получили различные «дырявые» фигурки, в которые нужно последовательно продевать веревку.

6. Деревянные пазлы – сочетают в себе качества рамок-вкладышей и мозаики-пазла.

7. Музыкальные деревянные игрушки – это уже не просто обычные деревянные игрушки , это настоящие музыкальные инструменты : стукалки, трещотки, свистульки, колотушки, бубны и т. д. Такие игрушки смогут стать прекрасным пособием, позволяющим изучить азы музыкальной грамоты.

Богородская деревянная игрушка привьет в ваших детях любовь к родине , расскажет о культуре страны, в которой они живут, воспитает в них лучшее, доброе! Во-первых, сразу чувствуется натуральный материал – дерево . Как правило, это липа, которую выдерживают несколько лет, прежде чем отправить на фабрику.

Во-вторых, каждая Богородская игрушка хранит в себе тепло рук мастера. Деревянные изделия работники вручную вытачивают и расписывают. Это значит, что каждая Богородская игрушка уникальна сама по себе и по сути двух одинаковых изделий вы не найдете.

В-третьих, материалы, из которых сделаны деревянные игрушки , безопасны. В большинстве своем изделия не покрашены. Если и есть небольшой слой краски, то это, как правило, гуашь, которую сверху покрывают безвредным лаком.

В-четвертых, каждое деревянное изделие содержит оригинальный сюжет. Это не статичное изображение, а целая история в движении. Подвигайте немного изделие, и лошадка будет качаться, курочки клевать зерна, белочка-затейница ковать, рыбак ловить рыбу. Список можно продолжать, тем более, что современный ассортимент игрушек насчитывает более 130 изделий. Богородская игрушка вне времени . В нее играли наши предки, в нее играли мы и играют наши дети.