Как поступить, если засомневался в намазе о тахарате. Сомнения, которые не аннулируют намаз Навязчивые сомнении в намазе исламдаг


Итак, ситуация, когда, кажется, что тахарат испорчен бывает. Бывает она по разным причинам, какие-то ощущения в животе, кажется, что вышел воздух, что, по сути, портит омовение, но в то же самое время уверенности на сто процентов нет. Неуверенность в чем-то это и есть сомнение.

В таких ситуациях, особенно, когда они происходят во время поклонения (намаза) человек в полном смысле этого слова входит в некий ступор: сомнение относительно его чистоты, и продолжение молитвы уже под вопросом.

В таких случаях полезно знать некоторые установления в шариате, которые помогают быстро сориентироваться в сложившейся ситуации. Одно из правил установленных в исламской юриспруденции гласит: «Сомнение не устраняет уверенности». Это правило выведено исламскими учеными из следующего изречения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: "Если кто-нибудь из вас почувствует, что в животе у него что-то есть, но ему будет трудно определить, вышло из него что-нибудь или нет, пусть не покидает мечети до тех пор, пока не услышит звука или не ощутит запаха". (Приводится в сборнике Муслима от Абу Хурайры).

Под словами «мечеть» в хадисе подразумевается молитва, о чем повествуют другие хадисы на эту же тему.

Предотвращая все сомнения или недопонимания стоит отметить, что услышать звук или ощутить запах в этом случае не является условием к порче омовения, напротив, как только есть уверенность, что тахарат испорчен даже без звука или запаха, подобно выходу капли мочи, мази или вади, то в таком случае необходимо прервать молитву и заново совершить омовение. Речь о том, чтобы услышать звук или ощутить запах относится только к моменту сомнения и только для того, чтобы от него избавиться, поскольку, если избавиться от сомнения, то наступит уверенность, которая необходима для правильного и комфортного совершения молитвы.

Все положения и установления в исламе направлены на то, чтобы освободить человека от наущений шайтана. В большинстве случаев именно шайтаном внушается сомнение относительно поклонения или относительно того, что предшествует поклонению. Посеять зерно сомнения это смысл наущений шайтана и его цель. Поэтому мусульманину не стоит следовать сомнению в поклонении или во взаимоотношении с людьми, всегда должна быть уверенность в правильности действия, и если момент сомнения настал, мусульманин должен определиться в своей большей склоняемости к уверенности. Если следовать сомнению хотя бы изредка, то со временем сомнение станет навязчивой идеей и болезнью, от которой избавиться будет очень трудно.

Главной вывод, который нужно сделать, узнав это правило:
Если появляется сомнение в чем-либо, которое противоречит уверенности, следует придерживаться того, в чем есть уверенность, и действовать исходя из уверенности, отбрасывая сомнительное.

Его имя.
. Его учеба.
. Его учителя.
. Его ученики.
. Его нрав.
. Его труды.
.
Критика.
. Лай собак.

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:

Его имя:

‘Абду-Рахман Насыр бин Баррак ибн Ибраhим аль-Баррак. Его кунья: Абу ‘АбдиЛля.

Родился 1931 г. Все еще жив. Аллаh продлил ему жизнь. МашаАлла.

Это один из авторитетнейших ученых и специалистов в области вероубеждения в наше время. Автор прекраснейших трудов. Все ученые комитетах старейших и постоянного комитета знают его заслуги. Многие из них и вовсе его ученики. Салих аль-Фаузан взял от него много пользы. Муфтий КСА не исключение.

Его учеба:

Выучил Коран в 12 лет. Также он выучил наизусть книгу Ибн Хаджара «Булюгъ аль-Марам». Также выучил «Китаб ат-Таухид», «Усулю ас-Саляса», «Кашф аш-Шубуhат», «Къатр ан-Нада». «Альфия ибн Малика».

В с 1960 по 1963 преподавал в научном институте эр-Рияда. После этого переехал в факультет «шари’а». Затем преподавал в факультете вероубеждения и преподавал там аж до 1999 года.

Имам Ибн Баз предложил аль-Барраку занять места в управлении февт, но аль-Баррак отказался. Но Ибн Баз настаивал, и тогда аль-Баррак согласился лишь заменять Ибн База в управлении по фетвам.

Затем после смерти имама Ибн База, муфтий ‘Абдуль-‘Азиз али аш-Шейх предложил ему занять место для фетв, аль-Баррак отказался. После он вернулся в свою мечеть и преподавал там.

Я как-то раньше общался с его сыном Мухаммадом. Он был как посредник. Но потом потерял связь.

Его учителя:

Язык он взял у шейха ‘АбдуЛлы бин Мухаммада аль-Хулейми.

Коран читал шейху ‘Абду-Рахману ас-Салиму.

‘Абдуль-‘Азизу ас-Субейилю и Мухаммад бин Мукъбилю.

Также читал таухид другу Ибн База и ученику Мухаммада бин Ибраhима — Салиху ибн Хусейн аль-‘Иракъи

Также аль-Баррак взял много пользы от Ибн База, да помилует Всевышний их всех. Ибн База он сопровождал около 50 лет. Вдумайтесь, о умма Мухаммада! Мы родителей столько не сопровождаем!

Также учился у великого муфассира своего столетия Мухаммада аль-Амина аш-Шанкъити. Также у зама Ибн База ‘Абду-Раззакъа ‘Афифи.

Его ученики:

У него очень много учеников. Из них Мухаммад бин Салих аль-Мунаджид. Из них даже уважаемый муфтий и аль-Фаузан.

Профессора и деканы факультетов, многие из них выросли на лекциях и уроках шейха аль-Баррака. А как-же иначе, если глава комитета старейших взял много пользы у аль-Баррака, что уже говорить о деканах.

Выдающийся ученый ‘Абд аль-‘Азиз ар-Раджихи сильно хвалит его. Он тоже взял много пользы от аль-Баррака.

Примечательно, что аль-Баррак и ар-Раджихи, оба являются специалистами по вероубеждению ислама.

Его нрав:

Мухаммад Салих аль-Мунаджид передал, что шейх аль-Баррак очень хорошо ухаживал за своей матерью. Возможно это одно из причин, почему Всевышний дал ему такие знания и понимания.

Аль-Баррак даже прерывал урок из-за матери, чтобы выполнить ее поручения. Шейх аль-Баррак оставил несколько поездок в хадж, из-за матери. Таковы обладатели знания.

Иногда шейх аль-Баррак мог позволить себе улыбнуться и показать доброту в тот момент, когда ему задавали вопрос. Шейх прост в поведении.

Шейх аль-Мунаджид спросил Ибн ‘Усеймина: «У кого нам брать фетвы после вас». Шейх Ибн ‘Усеймин указал на троих:
— Салиха Аль-Фаузана.
— ‘Абд ар-РахIмана ‘Аль-Баррака.
— ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи.

Его труды:

  • Шарх аль-‘Акъида ат-Тадмурийя.
  • Шарх аль-‘Акъида ат-Тахауийя.
  • Шарх аль-‘Акъида аль-Уаситийя.
  • Фауаиды из сорока хадисов ан-Науауи.
  • Фауаиды из главы «Ракъаикъ» и «Таухид» имама аль-Бухари.

Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей . Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и Аллаха дадим практические советы для их устранения.

Сомнения во время посещения уборной

Посещение уборной для многих людей не столь лёгкое дело, поскольку из опасений тела и одежды каждое посещение для них чуть ли не как купание и стирка. Чувство, будто брызги мочи попали на ноги или одежду, не покидает их, и они начинают мыть ноги или застирывать нижнее бельё или подол одежды. И делают они это с каждым разом всё дольше и больше.

В книгах по фикху (мусульманское право), в разделе посещения уборной пишется, что не стоит придавать значения чувству попадания брызг на тело или одежду, если их не видно невооружённым глазом . Кроме того, богословы советуют тем, кто страдает навязчивыми во время посещения уборной, после справления нужды побрызгать одежду чистой водой, чтобы на выходе, увидев какие-то брызги, не принять их за брызги мочи. Вот таким нехитрым образом можно справиться с этим видом сомнений.

Сомнения во время совершения омовения

Порой можно заметить, как молодые люди совершают омовение, громко читая азкары, и моют части тела не по три раза, как велит , а десятки раз! То им кажется, что они не омыли орган, то не домыли до конца, то нарушили очерёдность обмывания частей тела (в шафиитском мазхабе соблюдение очерёдности обмывания частей тела – обязательно) и т. п. На совершение омовения, которое можно совершить за одну минуту, у них уходит порядка 10–15 минут, а порой даже больше получаса!

Когда сатане не удаётся заставить человека не совершать поклонения Аллаху, он пытается помешать человеку наущениями и сомнениями, доводя его до такого состояния, что в итоге тот оставляет это дело. Для наущений и вселения сомнений в совершающих омовение существует конкретный бес, которого зовут Валяхан.

И если сомнениям в других видах поклонения подвержены зачастую неграмотные в религии люди, то от участи сомнений во время совершения омовения не спасены даже начинающие мутаалимы (кто только-только начал изучать религиозные науки). Поскольку, если заглянуть в книги по фикху, можно обнаружить: когда есть сомнения относительно того, помыл ли часть тела вообще или помыл ли её полностью, – нужно снова помыть эту часть тела. Если во время совершения омовения возникли сомнения относительно намерения, было ли оно сделано или нет, – нужно начать совершение омовения сначала. А если сомнения возникли уже после завершения омовения (после того как помыл вторую ногу), то, будь они относительно намерения или же относительно части тела, например, руки – помыл её или нет, – им не нужно придавать никакого значения!

Стоит также отметить, что намерение делается сердцем, мысленно, и этого для действительности намерения вполне достаточно, а проговаривать его языком – желательно.

Сомнения во время совершения обязательного намаза

Ещё одним распространённым случаем являются сомнения во время совершения намаза: громко читают суру «аль-Фатиха» (алхам) и «Тшаххуд» (ат-тахийят), повторяют прочитанное по нескольку раз, забывают количество совершённых ракаатов (циклы намаза), снова и снова вступают в намаз, сомневаясь в намерении, и т. п. И если, совершая намаз в джамаате за имамом, им как-то с горем пополам удаётся это сделать, то самостоятельное чтение молитвы для таких людей чуть ли не пытка.

Неудивительно, что сомнения в намазе посещают довольно большое число людей, ведь намаз – самый важный столп Ислама, без соблюдения которого невозможно представить вообще саму религию . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил молитвы столбу, опоре, сказав: «Намаз – это опора религии» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-акваливаль-афаль"», № 18889).

الصلاة عماد الدين

В другом хадисе говорится: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба, – это молитва . И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Зная важность и значимость молитвы, сатана и пытается всячески помешать исполнять её.

Здесь тоже, если заглянуть в книги по фикху, можно найти следующие нормы: если у человека во время совершения намаза возникло сомнение относительно намерения – было ли оно у него или нет, – молитву необходимо начать заново. Если молящийся засомневался, прочитал ли он суру «аль-Фатиха» или совершил ли какую-нибудь составную часть молитвы (рукн), например поясной поклон (руку’), – он должен вернуться к чтению «аль-Фатихи» или, в нашем примере, к поясному поклону и продолжить молитву оттуда. Если молящийся сомневается, совершил он 2 ракаата или 3, он должен решить, что совершил только 2, и продолжить молитву до нужного количества ракаатов. Если сомнения возникнут уже после завершения молитвы (после первого саляма) – на них вообще не нужно обращать внимания.

Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?

Однако здесь нужно понимать, что эти нормы предназначены для здоровых (в правильном значении этого слова) людей, для тех, кто не страдает наущениями, навязчивыми сомнениями при каждом совершении омовения или намаза.

Самый эффективный способ для устранения этих сомнения – равнодушие к ним: нужно просто не обращать на них внимания. Допустим, засомневались, до конца ли помыли руку, – не мойте её снова, вместо этого продолжите омовение дальше. Чем больше верующий будет поддаваться таким сомнениям, тем сильнее и чаще они у него будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по-другому и не назовёшь, – просто не придавать ей значения.

Например, во время омовения вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у вас возникли сомнения: всю ли правую руку вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение: помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза. Если вы будете следовать этому совету, вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

Сомнения в вере

Порой подобные мысли возникают у многих людей, в том числе и у мусульман. Таких сомнений не бывает лишь у пророков (мир им) и у избранных рабов Всевышнего – наставников (шейхов, устазов) и т. д.

Первое, о чём хочется сказать: навязчивые мысли, возникающие сами по себе, без нарочного осмысливания и размышления об Аллахе, не запретны, за это человек не впадает в грех. А целенаправленные домыслы об Аллахе, какой Он физически, представление какого-нибудь образа и т. п. – грешны и могут привести в неверие (куфр).

Стоит отметить, что такие мысли, как правило, посещают лишь тех мусульман, чья вера не крепка и не подкреплена логическими и религиозными доводами, которые приводятся богословами, о существовании Господа, Творца всего, что нас окружает, а также доводами, полученными путём сравнения того, что сказано в Коране, с последними научными открытиями. К счастью, на сегодняшний день в исламских магазинах, да и в Интернете, можно найти подобную литературу.

Человеку, у которого имеются подобного характера навязчивые мысли, следует больше общаться с соблюдающими мусульманами, богословами, посещать различные собрания, на которых говорят на религиозные темы (меджлисы) и т. п. При возникновении сомнения в отношении Аллаха, Его атрибутов и т. п. не держать это в себе, не пытаться самостоятельно прийти к чему-то, а спрашивать у богословов!

Совершать молитву в коллективе (джамаат-намаз), не спешить сразу же вставать после намаза и заниматься своими делами, а читать все желательные мольбы (азкары) и просить Всевышнего укрепить свой иман.

Открывая для себя молитвенную практику, не стоит давать сомнениям и страхам развиться. Весь этот поток негатива – от Сатаны. Через сомнение, на которое мы начали обращать внимание, а также через устрашения, перерастающие в нашем сознании в страх, он может сбить нас с толку. Если мы не обращаем внимания на его нашептывания, подводимые и забрасываемые к нам сомнения-устрашения, то его «атаки» становятся безрезультатными и он отступает на некоторое, порой продолжительное время.

И наконец, спокойно, без напряжений, но периодически стоит взывать к Всевышнему о помощи, и Он обязательно ответит. Нет сомнений в этом!

Если человека в молитве одолевает забывчивость, а значит, и сопряженная с этим нервозность, то для него будут своего рода панацеей следующие рекомендации:

1. Необходимо выучить несколько коротких сур из последней 30-й части (джуза) Корана. Выученные суры, которые надо будет читать в первых двух фардовых ракяатах либо в любом из ракяатов сунны после суры «аль-Фатиха», сделают молитву менее монотонной, человек привыкнет размышлять над заложенным в них смыслом.

2. Молящемуся полезно мысленно установить для себя в процессе совершения молитв несколько контрольных точек, в которых бы он фиксировал правильность и последовательность своих действий. Со временем он будет предвосхищать эти контрольные точки и концентрироваться на самой молитве.

3. Следует знать перевод тех сур, которые человек читает в намазе, так как это позволит соотносить жизнь и молитву как единое целое, в котором молитва влияет на жизнь, а жизнь на молитву. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом: «Я [Господь Бог] разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Малики явмиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и обращающимся ко Мне. Ему Я [дам] то, что он просит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллийн» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него »), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»

Вопрос: В намазе у меня были сомнения относительно того, что я пропустил аят из суры «аль-Фатиха». Нужно ли в этом случае возместить намаз, совершить его заново?

Ответ: Для того чтобы намаз был действительным читать суру «аль-Фатиха» нужно обязательно. Если в намазе появились сомнения относительно чтения этой суры, то здесь необходимо соблюсти следующие условия, в зависимости от случая.

1. Если есть сомнения, что вообще суру «аль-Фатиха» не читали, то в этом случае нужно вернуться и прочитать от начала до конца.

Имам Хатиб аш-Ширбини сказал: «Если есть сомнения относительно того прочитали ли вообще суру или нет, то нужно заново прочитать её, а если появились сомнения, что пропустили какой-то аят после завершения чтения суры, то это не вредит. Если же появились сомнения ещё до завершения чтения суры «аль-Фатиха», тогда нужно возобновить её чтение (то есть тот аят который думаете, что пропустили)» (см. в книге «Мугни аль-Мухтаж», 356/1).

Мольба о мирском в намазе

Вопрос: Могу ли я в намазе в земном поклоне или после аттахияту просить у Аллаха что-либо из мирского? Мне говорили, что нельзя.

Ответ : Имам ан-Навави сказал: «Имамы Абу Ханифа и Ахмад говорят, что нельзя в намазе читать дуа, кроме как тех, которые пришли от Пророка (мир ему и благословение) и соответствуют Корану. В шафиитском мазхабе дозволено во время намаза читать любое дуа: просить как о мирских благах, так и о благах в Вечной жизни. Главное, чтобы то, о чём просят, не противоречило Шариату» (см. в книге «аль-Мажму», 454/3).
Мольба, читаемая в намазе, должна быть только на арабском языке.

Зачем просить Аллаха?

Вопрос: Иногда думаю, зачем настойчиво просить у Аллаха что-то, если всё уже предопределено?

Ответ: Имам Газали сказал: «Если скажут, какая польза от дуа, если всё предопределено и неизбежно, знай, что дуа отвергает беду, мольба – причина для отведения беды и нахождения милости подобно тому, как щит уберегает от оружия. Вода – причина для того, чтобы из земли росли растения. Аллах предопределил какое-то дело, а также предопределил и причину. В мольбе есть польза, о которой мы упомянули, и сердце молящегося бывает смиренным, нуждающимся в Аллахе, а Аллах лучше знает» (см. в книге «Ихья», 327/1).

Речь во время купания

Вопрос: Можно ли разговаривать во время купания?

Ответ: Во время купания разговаривать нежелательно, а у ханафитов даже дуа читать во время купания не желательно (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 524/1). В наше время в некоторых квартирах баня и туалет бывают совмещёнными, в этом случае читать дуа запрещено.

В сторону Каабы во время купания

Вопрос: Разрешено ли во время купания поворачиваться в сторону Каабы?

Ответ: Адабы купания такие же, как во время омовения, однаково время купания в сторону Каабы поворачиваться не желательно, поскольку аврат бывает открытым (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 526/1).