Художественный труд определение. Художественный труд в детском саду: практическое постижение духовных ценностей народной культуры

детей старшего дошкольного возраста

Малей Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

« … Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя,
Простой листок поможет создать тебе себя!»
/Н.А. Колесова/

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
Художественный труд - это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу…), исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто…) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака - польза и красота.
Занятия художественным трудом оказывают на организм ребенка развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
В.С.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.
Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности.
Цель занятий художественным трудом - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
1. Раскрытие сущности художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии и красоты.
2. Раскрытие специфики художественного труда - единство пользы и красоты.
3. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.
4. Воспитание качеств человеческого труда - трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.
5. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
6. Освоение художественных техник (технологий), развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.
7. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.
8. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.
9. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы…), не редко в сочетании с тканями, природным материалом…
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, модульное оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, коллаж, конструирование из бумаги.
- Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

Объёмная аппликация - это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка - это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Квиллинг - это на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж - это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.
Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.
Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Торцевание: в основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффектом «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ), словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок), практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего возраста и мотивации в достижении успеха.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Литература
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». - ИХОРАО: №1/2012.
2. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского
3. Интернет ресурсы.

Это художественно-трудовая деятельность, состоящая в изготов­лении детьми художественно-эстетических полезных поделок, не­обходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольни­ков.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого им нужно овладеть не­обходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов - реализации творче­ских замыслов.

Собственные поделки, которые дошкольники впоследствии ис­пользуют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой дея­тельности, приобретают для них определенную ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней отно­сятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд - важное средство развития личност­ных качеств дошкольника: стремления к трудолюбию, вниматель­ности по отношению к окружающим, аккуратности, терпеливости и т.д.

Приемы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправ­ленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому конструктивному творчеству.

2. Какие виды конструктивного творчества можно условно выделить? В чем состоит суть каждого вида конструктивного творчества?

3. Какие материалы чаще всего используются в работе над аппликаци­ей?

4. В чем отличие и в чем сходство между аппликацией, конструировани­ем и художественным ручным трудом?

5. С какого возраста целесообразнее обучать работе с ножницами? По­чему?

6. С какой целью используются эскизы в процессе обучения апплика­ции?

7. Каково значение схем в процессе обучения конструированию?

8. Какие конструктивные приемы осваивают дети младшего дошкольно­го возраста?

Методика развития детского пластического творчества

Понятие и виды пластического творчества

Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пласти­ческих образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими ма­териалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества .

Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изоб­разительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материа­лами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефно­го) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).

Объемная лепка

Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица

Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смеши­вать цвета пластических материалов, получая множественные оттен­ки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).

Пластилинография

Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответ­ствующим способом.

Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем пред­варительного многослойного их оклеивания с последующим оформ­лением получившейся копии.

Пластические материалы .

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладыва­ют в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного со­стояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщатель­но проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 сто­ловые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яично­го желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - ис­кусственный материал, специально созданный для лепки и модели­рования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченно­го порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень дав­но, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пла­стилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформиру­ются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних фак­торов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить нескольки­ми способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 ста­кана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт при­меняют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). При­ятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно без­вредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко от­мывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (маляр­ным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необ­ходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, фор­мочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраня­ют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих вырази­тельный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно ис­пользовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть ис­пользованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи боль­шую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются де­тали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, цел­лулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные мате­риалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; на­стольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме : круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества . Пластическое творче­ство - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошколь­ников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего раз­вивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать пред­мет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими рука­ми со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего воз­раста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знако­мится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение коорди­нировать движение рук, очень активно развиваются мелкая мотори­ка пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого карто­на (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета выре­зают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отдел­ка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, до­биваясь выразительности образа.

Развитие образного восприятия мира, изобразительные способ­ности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обо­гащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает раз­витию воображения.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные от­крытия.

Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный спо­соб ) - наиболее простой способ, когда пластический образ состав­ляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объ­екта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, по­ложение в пространстве, позу. Создание образа начинается с перво­начального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движения­ми: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пла­стический способы, позволяет разнообразить технически пластиче­ские образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, об­легчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразитель­ности образа (цв. вкл. рис. 44).

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1. Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3. Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4. Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8. Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9. Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки детских работ. Традиции декоративно - прикладного искусства, художественного ручного ткачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитатель Буланкина Т. А.

Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.

Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.

Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Передача навыков ремесла, творческий процесс изготовление изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом: работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество; резьба по дереву, камню, кости, коже; чеканка по металлу, работа с глиной; изготовление керамических изделий.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка, обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях.

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.). При этом выдвигаются такие критерии оценки качества изделий детского ручного труда:

* функциональность изделия, т.е. возможность его практического применения;

* соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала;

* использование национальных символов;

выразительность, образность, декоративность изделия.

Эти критерии относятся к работе с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных представлений, предметов сервировки стола, сувениров).

К работе с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка).

К работе с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов, кукольных комнат).

К работе по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта).

К работе с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур игрушек-сувениров, кукольной посуды).

К работе с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, игрушек и сувениров из синтетического лоскута и меха).

Художественное ручное ткачество, издавна известно в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье: лен, шерсть, конопля, которые вручную обрабатывались в каждом крестьянском доме. Фабричные крашеные нитки в ручном домашнем ткачестве стали появляться лишь к концу ХХI века. Процесс ткачества был почти ритуален, растянутым во времени - летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали и ткали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках. Им помогали в работе младшие сестры. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждой крестьянской семье, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой, прогретой солнцем траве для отбелки. Из этих тканей шилась различная одежда, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта - полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного творчества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России. Из тканого полотна жили сарафаны, юбки-поневы, запоны - передники, рубахи с узорными отделками по подолу и вороту, верхнюю летнюю одежду - шушпаны.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека. В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой и не иссекаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают, что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее многовариантных видов. Неслучайно оно привлекает и захватывает многих людей, независимо от их профессии.

Русское узорное ткачество, пройдя большой путь своего развития и не потеряв веками накопленные традиции в настоящее время наполнилось новым содержанием. Традиционное ткачество завоевывает все большее признание, как один из замечательных видов мастерства рук человечества.

Наибольшее распространение получили такие виды ткачества, как ручные ковроделия, гобелен, макраме.

Обучение художественному ткачеству можно начинать уже в дошкольном возрасте, что бы освоить это интересное и увлекательное занятие, надо иметь представление о самом процессе ткачества, имеющим ряд технологических особенностей, с которыми следует познакомиться, прежде всего, педагогу-воспитателю, работающему с детьми. И так процесс ткачества осуществляется на ручном татском станке или рамке с использованием двух нитей - основы (утка), которые формируют ткань. Самым простым переплетением является полотняное, в котором основные и уточные нити переплетаются поочередно.

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.