Гражданско патриотическое воспитание детей в школе педсовет. Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию.

Предварительная работа.

    Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.

    Проведение тематического контроля «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ».

    Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).

    Проведение консультации для воспитателей: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

    Проведение анкетирования педагогов по теме «Патриотическое воспитание дошкольников».

    Проведение экспресс-опроса воспитателей «Знаем ли мы права детей»

Повестка дня:

    Приветственное слово заведующего с сообщением о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы.

    Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» — (воспитатель старшей группы Литвиненко О.Ю.)

    «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие» — (воспитатель старшей группы Кизилова Е.Г.

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» — (из опыта работы воспитателя младшей группы Шарафан О.Г.)

    «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников» — (воспитатель младшей группы Давыдова О.М.)

    Итоги тематической проверки на тему: «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

    Практическая часть:

    дискуссия «Как научить ребенка поступать нравственно?»

    — деловая игра: «Педагогический экспресс»

    — рефлексия «Все в наших руках».

Ход педсовета.

1. Приветственное слово заведующего с сообщением о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы.

Выступила заведующий Шенцова М.В.

Третий педагогический совет был посвящен физкультурно-оздоровительной работе как важной задаче дошкольного учреждения. Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения. По решению педагогического совета:

— активизируется деятельность педагогов по оформлению спортивных уголков в группах пособиями для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

— были привлечены родители к участию в совместных мероприятиях;

— была проведена тематическая неделя «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

— через информационные стенды и родительские собрания педагоги рекламируют здоровый образ жизни среди родителей.

Таким образом, решение предыдущего педсовета систематически выполняется.

2. Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» выступила ст. воспитатель Семаева В.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

    Уважения к людям труда;

    Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    Элементарных знаний о правах человека;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

    Расширение представлений о России, ее столице;

    Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

3.
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» по данной теме выступила воспитатель разновозрастной группы №2 (старшая) Литвиненко О.Ю.).

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Ольга Юрьевна рассказала о необходимости воспитания нравственно-патриотических чувств уже с раннего детства, что следует иметь в виду, развивая у ребенка первые чувства гражданственности, о том какие задачи стоят перед педагогом и родителями в данном направлении. Так-же Ольга Юрьевна рассказала о том какую работу по патриотическому воспитанию дошкольников проводит в своей старшей группе. Подвела итог работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками. Дети овладели знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни. Проявляют интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, страны, станицы. Знают сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Имеют представления о природных богатствах края. Выражают положительное отношение к миру, к своей стране, дружбе, ко всему живому.

4. По четвертому вопросу выступила воспитатель старшей группы Кизилова Е.Г. «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие».

Работа по патриотическому воспитанию проходит с шиоким использование педагогических средств. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. В настоящее время большое значение приобретаем поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Так-же Евгения Григорьевна сказала о том, что в своей работе необходимо использовать метод проектов, для расширения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию.

5.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» выступила воспитатель младшей группы Шарафан О.Г.

Ольга Григорьевна рассказала о том, что в своей работе использует различные игры с детьми младшего возраста. Представила педагогам разработанную картотеку кубанских игр. Рассказала о том, что народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Поэтому в свей работ я использую народные подвижные игры. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

6. «Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников», выступила воспитатель разновозрастной группы №1 (младшая) Давыдова О.М. Ольга Михайловна рассказала, о том какие мероприятия по патриотическому воспитанию проводит с детьми младшего возраста, как взаимодействует с родителями по данному направлению. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а так-же сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

7. Итоги тематической проверки на тему: «Патриотическое воспитание детей в условиях ДОУ» — (ст. воспитатель Семаева В.С.)

Вера Сергеевна подвела итоги тематического контроля, который прошел к ДОУ в период с 24.03.-27.03.2015г., озвучила педагогам рекомендации и сроки устранения замечаний.

8. Практическая часть:

Все педагоги приняли активное участие в дискуссии «Как научить ребенка поступать нравственно?», которая прошла в деловой, непринужденной, доброжелательной атмосфере. В ходе дискуссии педагоги пришли к выводу: чтобы научить ребенка поступать нравственно, необходимо создавать определенные игровые ситуации, учить оценивать свои поступки и поступки своих сверстников, использовать художественное слово, проводить по тематике нравственно-патриотического воспитания познавательные беседы и непосредственно образовательную деятельность, досуги, дидактические игры, решать вместе проблемные ситуации. Отметили, что очень важно для ребенка пример окружающих взрослых в детском саду и дома.

Ст. воспитатель Семаева В.С. провела с педагогами деловую игру
«Педагогический экспресс»,
которая прошла на высоком уровне и в хорошем темпе. Педагогам было предложено разделиться на две команды и отправиться в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Путешествие состояло из пяти станций: «Эрудиты», «Экологическая акция», «Знатоки русской народной культуры», «Правовая академия», «Цветы толерантности». На первых четырех станциях педагогам были предложены задания в виде вопросов и ответов. Пятая станция «Цветок толерантности» была практическая, педагоги из разноцветных лепестков с описанием составляли цветок. Все педагоги приняли активное участие, со всеми предложенными заданиями справились, показали хорошие теоретические и практические знания и умения в организации и планировании воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Рефлексия «Все в наших руках».

На основании проведенной игры, педагогам было предложено выбрать и записать основные направления нравственно-патриотического воспитания и написать их на гранях куба.

    Обзор методических разработок, литературы по данной теме.

Педагоги посмотрели и оценили выставку методической и художественной литературы, наглядных пособий на нравственно-патриотическую тематику, ознакомились со статьями в газетах на тему 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Рассмотрев выставку, педагоги отметили и выбрали для себя наиболее интересные и современные методики и пособия, которые можно использовать и активно внедрить в практику работы с детьми и родителями.

    Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

Продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

Использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

4.Провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

5.Ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

Обсуждение закрыто.

Педсовет в детском саду «Педагогическое мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области
Описание: Моя публикация будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.
Форма проведения: традиционная
Цель: Систематизация знаний воспитателей об организации образовательной деятельности с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Закрепить знания воспитателей о современных требованиях к организации работы по формированию у детей эмоционально окрашенного чувства причастности к истории малой Родины, её природе.
2. Обобщить опыт воспитателей по работе с ознакомлением детей с современной культурой, литературой, традициями русского народа, приобщением их к истокам русского фольклора, развитию духовности детей.

Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, старший воспитатель Ануфриева И.В.
2. Вступительное слово по теме педсовета – старший воспитатель Ануфриева И.В.
3. Итоги тематической проверки, старший воспитатель Ануфриева И.В.
4. Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа», воспитатель высшей кв.категории Бирюкова Л.В.
5. Презентация опыта работы «Воспитание у детей любви к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания», воспитатель высшей кв.категории Байгушева Е.И.
6. Видеопросмотр мероприятия в мини-музее «Рождественские колядки» в средней группе, воспитатель 1 кв.категории Балтаева Е.Н., Просмотр, обсуждение.
7. Итоги конкурса «Саратовский край глазами детей», награждение.
8. Проект решения педагогического совета № 3.
9. Организационные вопросы.

Ход педсовета

1. Об исполнении решения предыдущего педсовета, старший воспитатель Ануфриева И.В.
Решение педсовета № 2, от …
1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник».
Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра.
Срок: 1 февраля 2016 г.

3. Дополнить
- физкультурные уголки:
*интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
*регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- документацию:
*Картотекой прогулок;
*Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке;
*Комплексми: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2016 г.
4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года
5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями.
Ответственные: инструктор по физкультуре, воспитатели. Срок: до 1.03.2016 г.

(отчёт старшего воспитателя)

2. Вступительное слово по теме педсовета – Ануфриева И.В.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Реализуется патриотическое воспитание в нашем д/с через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины.
Почти четыре месяца мы с вами работали по второй годовой задаче: формировать у детей эмоционально окрашенное чувство причастности к истории малой Родины; знакомить дошкольников с современной культурой, литературой, а также традициями русского народа, приобщать их к истокам русского фольклора, способствовать развитию духовности.
Решая данные задачи, мы провели в ДОУ достаточное количество интересных мероприятий:
*Пополнили в мини-музее экспозицию «Край Духовницкий наш» стендом «Поэты-земляки», приурочили это событие к закрытию года литературы.
*Также к закрытию года литературы, руководителем мини-музея Пузаковой О.Е. было проведено мероприятие для детей и родителей литературная викторина «Путешествие в сказку».
* Игровая программа для старших дошкольников «Рука в руке» (ко Дню Единства).
*Конкурс рисунков, фотографий и поделок «Саратовский край глазами детей». Работы-победители конкурса также пополнили наш мини-музей.
*Открытое мероприятие «Рождественские колядки» в мини-музее, воспитатель Балтаева Е.Н.
*Цикл бесед в мини-музее «Духовницкое – капелька России», руководитель мини-музея Пузакова О.Е.
*Экскурсии в районный музей, библиотеку, «Комнату боевой и трудовой славы» в школе, на реку Волгу, к памятникам воинам-защитникам, П.Ф.Баулину, к другим достопримечательностям Духовницка.
*Музыкально-литературная гостиная для детей и родителей «Колесо истории».
И другие мероприятия в группах.

А сейчас я проведу небольшой блиц-опрос в рамках темы педсовета, посредством которого хочу определить вашу компетентность, педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма…

1. Без чего невозможна реализация патриотического?
2. Что вы можете сказать об актуальности патриотического воспитания?
3. С чего необходимо начать работу педагогу по изучению родного края, родной страны.
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России, вашей области, посёлка? Каких именно?
5. Какие проблемы возникают у вас в процессе ознакомления детей с родным краем?
5. Хорошо ли вы знаете народную культуру, традиции? Какие?
6. Достаточно ли у вас знаний о посёлке, в котором вы живете?
8. Профессионально ли вы планируете работу по данному направлению с детьми своей возрастной группы?
9. Владеете ли вы соответствующими методиками и технологиями?
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран иллюстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? Какие?
11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? Какие?
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

………………………………………………………………………..
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
-

Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на высоком уровне…

3. Итоги тематической проверки, Ануфриева И.В.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
на тему: «Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель проверки: исполнение ст. 32, п. 3.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», определение уровня воспитательно- образовательной работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по гражданскому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).
Основные методы контроля:
Оценка профессиональных умений воспитателей. (Просмотр открытых занятий, мероприятий).
Оценка создания условий в группах, предметно-развивающая среда.
Оценка планирования работы.
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно - образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группах.
В результате проведённого контроля было установлено: старшие и подготовительные к школе группы детского сада (№ 1 «Фиалка», № 10 «Подсолнушки», № 8 «Почемучки, № 4 «Ромашка», № 11 «Ручейки») организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Колокольчик».
Запланированы и проведены следующие мероприятия:
Тематические недели – «Мой любимый детский сад», «Семь Я – это дом мой и семья», «Мой поселок – Духовницкое», Моя Родина – Россия», «Мамина неделя», «Народные календарные праздники», «Народная игрушка», «Наши папы сильные – наши папы смелые», «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны», «Наш дом – Земля».
НОД, мероприятия - проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мой папа», «Славим женщину – мать», «Моя страна – Россия» «Символика России» и другие.
Музыкально-развивающий КВН «Я знаю свой поселок», КВН «Мой край родной», развлечения - «Рождественские колядки», «Святки», «Вечер А.С. Пушкина», «Инсценировка сказки» (Колобок, Теремок), «Игры наших бабушек и дедушек».
Проекты – «Природа родного края», «Мы друзья зимующих птиц», «Сердцу милый уголок», «Наши защитники Отечества», «Куклы в национальных костюмах», «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Календарные праздники – «Международный день мира», «День дошкольного работника», «День учителя», «Международный день девочек», «День матери», «День милиции», «Праздник народных игр», «День Защитника Отечества».
Беседы на темы - «Мой любимый д/с», «Перелетные птицы», «Наша забота о старших», «Братья наши меньшие», «Наш поселок осенью», «Семь Я – это дом мой и семья», «Мой поселок Духовницкое», «Почетные люди нашего поселка», «Защитники порядка», «Моя Родина – Россия», «За что мы любим маму», «Как я помогаю маме?», «Герои и патриоты нашей Родины», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Достопримечательности посёлка» и другие.
Чтение художественной литературы - «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Наша Родина» Н.Забила, «Поезжай за моря – океаны» М.Исаковский, Э.Мошковская «Я маму свою обидел», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?», «Просто старушка», «Старый дед и внучка», Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?» и другие.
Заучивание стихов – Е. Благининой «Мама спит она устала», заучивание пословиц, поговорок о маме, о Родине, о воинах.
Продуктивная деятельность на темы: «Детский сад», «Моя семья», «Что мне нравится в поселке?», «Москва – Красная Площадь», «Как мы отмечаем праздники?», «Портрет мамы», «Кремлевские башни», «Девочка в русском сарафане», «Коврик с узором дымковских мастеров», «Городецкий узор», «Хоровод дружбы». Изготовление подарков на праздники.
Слушание песен – «Широка страна моя родная», «Гимн», песни военных лет и другие.
Участие в конкурсах - «Саратовский край глазами детей», «Духовницкое – село родное»
Экскурсии – на Волгу, к памятнику воинам, П.Ф.Баулину, к достопримечательностям Духовницка, в мини-музей ДОУ («Край Духовницкий наш», «Наши поэты земляки»).
Игровая деятельность – «Детский сад», «Семья», «Путешествие по поселку», «Мы – моряки», « Путешествие по стране»,«Моя семья», «Папа, мама, я» , «Собери всю семью», «Профессии», «Собери правильно» и другие.
Создание плаката – «Мы за мир!»
Оформление альбомов – «Моя семья», «Памятники воинской славы», «Герои России», «Российская армия».

Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с посёлком Духовницкое и его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией - культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
Совместно с родителями отмечаются общественные праздники, проводятся различные мероприятия.
Анализируя просмотренные занятия и мероприятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Дети знают название посёлка, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знают флаг, герб, гимн России; герб посёлка; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки.
Анализ просмотренных мероприятий показал, что воспитатели достаточно хорошо владеют информацией о разнообразии современных методов обучения дошкольников по данной теме.
Анализ результатов проверки по работе с родителями показал, что педагоги, не так активно, но используют разнообразные формы взаимодействия. Это папки-передвижки; рекомендации для родителей по данной проблеме; родительские собрание в группах «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.

На основе выше изложенного, предлагаю:
Работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.

Рекомендации:
* Педагогам необходимо продолжать заниматься самообразованием по темам патриотического воспитания, изучать современные технологии и применять их в своей работе.
* Продолжать создавать условия по воспитанию у детей нравственных норм, правил поведения, этики, дополнять ППРС.
* Пополнять картотеку статей по нравственно-патриотическому воспитанию детей в методическом кабинете.
* Во всех группах иметь дидактические, настольно- печатные игры, в которых можно закрепить знания по требуемым темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре.
* Необходимо продумывать тему занятия, мероприятия, относиться к данному вопросу творчески.
* Разрабатывать перспективный план работы на год

Педагогический совет: «Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания»

Цель: проанализировать работу школы по формированию патриотизма и гражданского сознания обучающихся; подвести итоги участия педагогического и ученического коллективов в праздновании 70-летия Победы в Великой отечественной войне

Задачи педсовета:

    Продолжить работу педагогического коллектива по совершенствованию форм и методов формирования патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся

    Создать систему работы в школе по формированию патриотических чувств обучающихся согласно ступеням обучения с учетом возможностей взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и социума

Участники:

    педагоги школы

    администрация

Подготовка:

    Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.

    Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме.

    Посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков.

    Анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков.

    Составление проекта решения заседания педсовета.

Оформление и оборудование:

    мультимедийная установка для просмотра презентации педагогического совета

План проведения

1.Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания (в рамках празднования 70- летия Победы в ВОВ) 2.Формирование чувства патриотизма у младших школьников

3.Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся основной школы

4.Из опыта работы по воспитанию чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей у обучающихся старшей школе

5.Из опыта работы поискового отряда «Патриот»

Ход педсовета

    Вступительная часть. Краткое выступление директора о задачах и замысле педагогического совета

    Основная часть. Выступление заместителя директора по воспитательной работе по теме: “ Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания” (Приложение1,диск)

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Толстой А. Н.

Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, Учитывая тот факт, что в Республике выдвигаются новые требования к личности, порождающий новый её тип, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих ДНР. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания. В школе проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Система патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся.

С целью сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, гражданской идентичности юных граждан нашего города на основании Указа Главы ДНР от 18.02.2015 № 56 «Об объявлении 2015 года годом Победы» в школе проводились мероприятия по подготовке к празднованию 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Перед педагогическим коллективом были поставлены конкретные задачи:

Пропаганда героической истории и воинской славы Отечества;

Воспитание уважения к памяти защитников Отечества;

Воспитание у детей уважительного отношения к ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;

Активизация краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности школьников;

Привлечение обучающихся к активному участию в подготовке и проведении мероприятий, посвященных знаменательной дате;

Расширение знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Историческая память неразрывно объединяет разные поколения, обеспечивает преемственность духовных и моральных ценностей. В условиях глобального информационного пространства перед молодым поколением стоит проблема преемственности поколений и сохранения памяти об историческом прошлом Родины, не искажающей действительность.

В школе большое внимание уделяется изучению событий Великой Отечественной войны, которое не сводится только к накоплению фактов и «окончательных» интерпретаций. С помощью педагогов, обучающиеся осмысливают историю через различные формы исторического поиска:

Уроки

В рамках празднования 70-ой годовщины Великой победы в школе было организовано ряд мероприятий:

Митинг у Стеллы погибших героев для 1-4 классов,

Вахта памяти (11А,10А,8А,9Б прошлого уч.года)

Уроки мужества и конкурс цветочных композиций для учащихся всей школы,

Фестиваль театрализованной песни «Песни, ополенные войной», где прозвучали песни военных лет, инсталляция клипа «Дети войны», видеосюжеты, стихотворения, вальсы 40-ых в исполнении учащихся 8-11 классов,

Учащиеся 4-Б и 11-Б классов провели в школьном музее встречу с педагогом 22 школы, ветераном ВОВ Макшанцевым В.Т.

Для учащихся 10-11 классов была организована встреча с воинами батальона «Восток». В ходе этой встречи ополченцами ДНР был предоставлен экспозиционный материал военных действий на Донбассе, который был размещен в школьном музее.

Проведена встреча поискового отряда «Патриот» с одноклассниками И.Д.Сергеева и с представителями Дон.медуниверситета, которые по просьбе академика Ю.Д.Сергеева возложили цветы к памятнику Маршала.

Поисковым отрядом «Патриот» был собран материал о военных действиях на Донбассе в 2014 году, на основе этого материала в школьном музее была открыта новая экспозиция «Герои нашего времени».

Для учащихся 1-5 классов в школьном музее были проведены экскурсии

Классные часы для обучающихся всей школы, посвященные Дню Великой Победы 9 мая 1945г., Дню освобождения Донбасса, Дню партизанской славы, проведены выставки рисунков и плакатов, посвященные этим славным датам.

Обучающиеся нашей школы побывали у ветеранов Великой Отечественной войны в гостях с поздравлениями и оказали им гуманитарную помощь в виде продуктовых наборов: 4А совместно с 11Б посетили Макшанцева В.М, 6А – Воронину Н.П., 6В – Базилевич-Болотову В.Т., 7Б – Литвиненко А.Н., ., 8-А класс – Григорьва А.А., 9-А класс-Зинченко П.Я., 9-Б– Смирнову Н.Г., 10-А класс -Селезневу В.Д., 10Б- Боридченко А.Т. 11-А класс-Иртуганова А.К. Задушевные беседы, радость от оказанного внимания и уважения помогли создать праздничное настроение в семьях ветеранов. По отзывам ребят, такие встречи интересные и волнительные, они дарят радость, как любое доброе дело, нужное людям. Такие встречи способствуют единению поколений и воспитанию в подрастающем поколении уважения к прошлому своего народа. Материалы с воспоминаниями ветеранов ребята оформили в электронном виде для школьного музея.

Правдивая история событий 1941-1945 гг. донесена до всех ребят 1-11 классов. Классными руководителями, учителями-предметниками были подобраны интересные видеоматериалы, документальная информация, стихотворения, песни, иллюстрирующие события тех лет и использованы на уроках и воспитательных часах.

Школой был создан школьный мультимедийный продукт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., где собраны и систематизированы все материалы школы по данной тематике.

Школа приняла участие в создании виртуального экскурсионного маршрута по памятникам, стелам, которые расположены на территориях школ, и мемориальным доскам, расположенным на зданиях учебных учреждений. Материал о памятниках, расположенных на тарритории школы подготовил ученик 7В класса Зелинко А. Весь этот материал размещен на сайте методического центра.

Также школа приняла участие в создании единого электронного буклета по итогам городского конкурса «Голос ветерана». Создателями видеофильма стали уч-ся 11Б класса Шалимов Д. и 11А Шандра Ви выпускник 11-А класса Скоробогатько Никита.Все участники были награждены сертификатами.

Создана база информационных материалов о земляках-педагогах и учащихся, ушедших на фронт, в которую вошли Гавва Михаил, Боридченко Александр, Левикова Мэра, Старусев Александр, Переверзев Анатолий, Аверин Александр, Макшанцев Владимир, Ермаков Михаил. Материалы были собраны учащимися: 11 А и Б этого уч.года и прошлого, 10Б,10А,9Б, 4Аклассы.

Свидетелей величайшей в истории Победы над фашизмом осталось совсем мало и, к сожалению, уже даже не с каждым годом, а днем, их остается все меньше. Наши дедушки, бабушки – участники Великой Отечественной войны плечом к плечу сражались за мирное небо. Они стали частью нашей великой истории, они – и есть великая история. В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла городская акция «Эхо войны в моей семье». В которой приняли участие Холява Марк (4А),Колосов Владислав (6А), Гнилова Алина (7В),Пономаренко Анна (8А), Бажанова Мария (10А),Качанова Дарья (выпускница 11А). Все фотографии и рассказы опубликованы на официальном сайте города в специальной рубрике ко Дню Победы.

Сегодня на парадах Победы мы еще можем видеть постаревших, но достойно держащих осанку ветеранов. Кто пройдет по улицам наших городов десяток лет спустя, что сможем мы рассказать своим детям об их славных предках, и что расскажут они своим детям? Обучающиеся школы, наследники великой Победы, преемники наших доблестных и отважных прадедов, дедов и отцов, во имя памяти, чести, во имя незабвенных имен героев, их подвигов прошли парад Победы вместе с ветеранами. В шествии приняли участие ребята 11А, 11Б, 10А,10Б,9А,9Б,8А прошлого уч.года.

В праздничном параде единым маршем прошла колонна «Бессмертного полка» с фото участников боевых действий. Нашими учащимися тоже были подготовлены фотографии своих бабушек и дедушек для колонны «Бессмертного полка».

Поисковым отрядом и учащимися 2А, 3В,4А,6В,6Б,7В классов была создана инсталяция клипа «Дети войны», которая была показана на городском военно-патриотическом гала-концерте «Победный Май».

В рамках празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учащиеся нашей школы Холява Марк (4А),Колосов Владислав (6А), Гнилова Алина (7В) приняли участие в международном телевизионном проекте на канале ОРТ «Горжусь своим дедом». Участники проекта подготовили рассказ о своих прадедах, показали фотографии военного времени и их награды.

Способствовали патриотическому воспитанию, развитию чувства гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны участие обучающихся нашей школы в таких городских мероприятиях, как

Научно-практическая конференция «Война: человеческий фактор» выпускница 11А Качанова Дарья стала победителем;

Городской проект «Память живет в наших сердцах» (9Б Джалилова А., Чернышова Е.были награждены сертификатами)

Городской и областной патриотический слет поисковых отрядов «Наследники Победы». За активное участие в поисковой работе и победу в конкурсе музейных стендов-экспозиций «Война в судьбах учащихся и учителей» поисковый отряд «Патриот» был награжден грамотой Министра образования и науки (поисковый отряд «Патриот»);

Городской конкурс рисунков «Эхо войны» Музычин В.10А, Солтыс Е. 7В);

Конкурс исследовательских работ о ветеранах « Со школной парты на фронт», « Герои былых времен» (Шандра В.11А, Кривошеенко Е.11Б и поисковй отряд «Патриот»);

Поисковый отряд поддерживает тесную связь с Центрально-Городским Советом ветеранов.Былопроведено городское мероприятие совместно с Советом ветеранов Ц-Г района, посвященное награждению ветеранов ВОВ юбилейными медалями в рамках 70-летия Великой Победы.

Приняли участие в городской акции «Письмо на фронт»

В Республиканской гражданско-патриотической акции «Голубь – символ мира»

В ходе мероприятий школьники получили яркое представление о масштабности и глобальности Второй Мировой войны, извлекли уроки, полезные при решении насущных задач в различных сферах жизни современного общества. Такие мероприятия воспитывают чувства патриотизма, гордости за свою Родину, воспитывают уважительное отношение к старшему поколению.

Дети Донбасса знают о войне не понаслышке.

III . Выступления содокладчиков:

    Формирование чувства патриотизма у младших школьников (Приложение2, диск)

    Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся основной школы (Приложение 3,диск)

    Из опыта работы по воспитанию чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей у обучающихся старшей школы (Приложение 4)

    Из опыта работы поискового отряда «Патриот» (Приложение5 Видео, диск)

IV . Обсуждение и утверждение решения педагогического Совета

Проект решения педагогического совета:

Заслушав доклад заместителя директора по воспитательной работе по вопросу «Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания (в рамках празднования 70- летия Победы в ВОВ) » педагогический совет отмечает, что администрацией школы и педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся. Система патриотического воспитания в школе формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся и включает учебную и научно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время. Используются разные формы и методы работы по патриотическому воспитанию. Проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся.

На основании вышесказанного педагогический совет рекомендует:

Срок: постоянно

2.Заместителю директора по воспитательной работе:

2.1. Организовывать работу по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся, используя новые технологии.

Срок: постоянно

2.2. Продолжать изучение работы классных руководителей по формированию патриотического, гражданского и духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Срок: постоянно

2.3.Обобщать опыт работы классных руководителей по патриотическому воспитанию обучающихся.

3.Классным руководителям

3.1. Организовать и обеспечить активное участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях патриотического направления.

Срок: постоянно

3.2. Продолжать работу с классными коллективами по формированию патриотических чувств и гражданского самосознания обучающихся, используя разнообразные формы и методы воспитания.

Срок: постоянно

3.3. Продолжать работу тимуровских отрядов, организовывать встречи с ветеранами, интересными людьми города.

Срок: постоянно

4.Всем учителям:

4.1. При отборе материалов к урокам руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на патриотизм, духовность и нравственность.

Срок: постоянно

4.2. Продолжать работу по реализации историко- исследовательской и поисково- краеведческой деятельности учащихся.

Срок: постоянно

5. Педагогу –организатору продолжать работу совета музея, как одного из форм патриотического воспитания обучающихся.

Срок: постоянно

6. Пресс- центру школы активизировать работу по выпуску газет, радиопередач на патриотические темы.

Методические разработки

Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015

Цель:

  • систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  • повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
  • формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.

Предварительная работа:

  1. Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию» .
  2. Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  4. Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки) .

Ход педсовета:

1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.

Этапы патриотического воспитания:

  • предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
  • художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
  • когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
  • эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.

Средства патриотического воспитания:

  • окружающая мезосреда;
  • художественная литература и искусство;
  • народный фольклор;
  • практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :

  • повышение познавательной активности;
  • эмоциональность восприятия;
  • корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
  • координация разных видов деятельности.

Формы патриотического воспитания:

  • создание развивающей среды;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.) .

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.

2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей) .

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:

  1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  2. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.


Алтайский край, Хабарский район, с.Новоильинка
Чернова Юлия Васильевна, зам.дир. по ВР МБОУ «Ильинская СОШ»,2014 год
Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
обновить содержание и формы работы по гражданско–патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, председатель Управляющего совета, президент школы, представители старостата родительского комитета школы.
Подготовка:
Создание инициативной группы по проведению педагогического совета;
Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается);
Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме на МО классных руководителей;
Составление инициативной группой проекта решения педсовета.
Оформление. Оформление доски: тема, эпиграф, правила педсовета, кодекс чести учителей.
Оборудование и инвентарь.
Проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета, «дерево» с надписью «Цели и ожидания».
ХОД ПЕДСОВЕТА
Работа педагогического совета начинается с ведущего, который предлагает участникам педсовета сформулировать в одном-двух предложениях главное ожидание – что они хотят узнать, изменить, получить, дать, а также выработать правила работы педсовета. Правила вырабатываются методом «мозгового штурма», вывешиваются на доске.
Участникам раздаётся по одному листочку бумаги с липким краем, где они записывают своё ожидание. Через 2-3 минуты листочки собрать и, громко зачитывая каждое ожидание, приклеивать их к дереву» с надписью «Цели и ожидания».
После этого ведущий педсовета говорит о том, что в конце педсовета участники вернутся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.
I. Вступительная часть. Краткое выступление директора школы о задачах и замысле педагогического совета.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.
II. Информационно-теоретическая и аналитическая части педсовета:
1. Доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе: « Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания. Воспитание патриотизма в новых федеральных государственных стандартах».
2. Доклад заместителя директора по воспитательной работе: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МБОУ «Ильинская СОШ»
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведётся согласно плану работы школы. В течение работы педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
Школа работает по следующим направлениям:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь;
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, военно – спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам;

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда. Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается и уход за могилами ветеранов войны, оставшихся без внимания.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины являются следующие мероприятия: смотры строя и песни, соревнования «А, ну-ка, мальчики!», «Вперед, мальчишки!».
2 направление. Историко-краеведческая работа.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в районный краеведческий музей, школьный музей СОШ; оформление стенда к февралю, газет, презентации.
3 направление. Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания (с 6 класса);– изучение правил поведения в школе и общественных местах;– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);– общешкольные мероприятия;
выборы Президента школы;
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
– уроки гуманитарного цикла;– организация и проведение тематических вечеров, бесед;– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;– изучение своей семьи, составление генеалогического древа семьи; Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок, укомплектована материально-техническая база. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Хороших результатов достигают учащиеся школы в военизированных конкурсах, соревнованиях, но и в спорте, и все это благодаря преподавателю ОБЖ, преподавателям физкультуры. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований добивались высоких результатов по легкой атлетике, по баскетболу, хоккею. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: Сборные команды школы приняли участие в районных соревнованиях:
Высококвалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, селу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту.
Коллектив МБОУ «Ильинская СОШ» взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями города: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими.
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России,Алтайского края, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 7-11 классов, в котором приняли участие 60 человека. Анкета «Патриот и гражданин» Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране (12 учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (20 человек– «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (5 человек– «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Однако в 2012 -2013 учебном году следует акцентировать внимание на работу по созданию школьного музея Боевой Славы, для чего необходимо организовать работу группы «Поиск» с целью сбора материала, более тесного общения с ветеранами, тружениками тыла; отделу информации школьного ученического самоуправления работать над созданием информационной газеты «Патриот».
Выступления содокладчиков:
Козлова Ю.А. - «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»;
Ёлгина Л.Т.- «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время»;
Мартынова Л.Д. - «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, физической культуры и во внеурочное время»;
Лысенко Г.Н. - «Изучение малой Родины во внеурочной работе»;
Салова Г.Н.: «Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма».
III. Аналитическая работа по методическим бюллетеням.
IV. Выработка решения.
Проект решения педагогического совета:
Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
Заместителю директора по ВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2011-2014 год», рассмотрев ее на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
При планировании и организации воспитательной работы на 2012 –2013 учебного года:
– продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию; – учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников воспитательно-образовательного процесса; – использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы; – приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.
Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
V. Заключительное слово администрации школы.
VI. Оценка работы педсовета.
Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.
Считаете ли Вы тему педагогического совета актуальной?
Да, нет, другое______________________________.
Считаете ли Вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?
Да, нет, другое______________________________.
Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе заседания педсовета:
- интерес, удовлетворение, раздражение;
- скуку, беспокойство, эмоциональный подъем.
Каждый участник педсовета поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом.
Зеленый Я уже об этом знал (а), но было интересно
Голубой Я знал (а) много нового интересного
Жёлтый Буду это применять в своей дальнейшей работе
Красный Мне было очень интересно, я узнал (а) много нового для себя

Фролова О.А.
Сейчас говорят много хороших и правильных слов, это умеют делать все – от Президента, до обывателя. Но ведь важны дела, только по ним можно узнать человека. Особенно важно это для учителя. Дети очень внимательны к тому, как себя ведет педагог в жизни, расходятся ли его слова на уроке с его реальными поступками. И если так – то такой учитель мало чему научит. К нему не будет доверия. С другой стороны, можно не говорить высоких слов о гражданстве и патриотизме, а просто каждый день вести себя соответственно. Самые лучшие учителя, думаю, так и делают.
Патриотизм – вещь замечательная. Более того, без любви к родине, к своей земле, своим друзьям и соседям вряд ли можно стать гражданином. Правда, любовь не должна быть слепой. И, наверное, стоит различать любовь к государству, к власти (особенно к существующей) или к правящей партии, и любовь к своему краю, к своей стране, со всеми ее недостатками и трагедиями.