Алена Ахмадуллина: «Я хочу научиться спокойно принимать любые ситуации. "Для Запада — имя, для России еще и фамилия" Свадьба ахмадулиной

Дизайнер одежды Алена Ахмадуллина как бренд и человек

Она вошла в моду в 2000-е. Вошла, огляделась, выиграла несколько профессиональных конкурсов, показала коллекцию в Париже и стала известна. Сейчас у нее двухэтажный бутик в центре Москвы, швейное и меховое производства в Петербурге, а обувь и аксессуары для ее коллекций делают по заказу в Италии.

Одно время было модно писать про нее. "Алена Ахмадуллина — самая успешная из молодых российских модельеров и самая молодая из успешных", "Одна из немногих российских кутюрье, известных на Западе"... Сообщали, что ее настоящая фамилия Асфирова (хотя это ее отчество — Асфировна). Называли дочкой поэтессы Беллы Ахмадулиной (несмотря на разное количество букв "л" в фамилии). Ее личную жизнь бурно обсуждали: "Она воплощенный образ светской львицы, охотницы за олигархами и рублевской леди". Сегодня Алена Ахмадуллина говорить о личной жизни в интервью отказывается. Мы поговорили о том ее образе, который сложился в прессе, о соответствии его реальности и о сегодняшнем поколении модельеров.

— Ужас какой-то.

Вы можете объяснить, что такое гламурный дизайн?

— Это, наверное, когда ты живешь в Москве, носишь Chanel, Yves Saint Laurent и Gucci, ходишь на все светские вечеринки с идеальной укладкой, накрашенными ресницами и ногтями, дружишь со всеми персонажами, составляющими эту светскую жизнь, и всячески стремишься в их общество. Мне кажется, это имеет скорее отрицательный оттенок. Настоящему дизайнеру, наверное, нужен аскетичный, скромный образ жизни. Среди дизайнеров мира есть весьма успешные затворники (например, бельгийский дизайнер Мартин Марджела), рядом с которыми находятся специальные люди, принимающие на себя пиар-функции и несущие образ марки. Но есть и те, кто тусуется, дружит со звездами и является прямым проводником своего творчества. Когда я жила в Петербурге, то работала с 9 утра до 11 вечера и была счастлива, что светской жизни у меня нет. Но когда я переехала в Москву, светская жизнь стала частью работы — я должна быть лицом компании. Светская жизнь предполагает некоторую искусственность: слова, которые ты не хочешь говорить, действия, которые ты не хочешь совершать. Например, ты не хочешь улыбаться фотографу, а надо, потому что про тебя пишут "царевна Несмеяна".

— Ваша жизнь изменилась. А как ваш успех изменил жизнь ваших родителей, чем они занимаются?

— Мои родители — инженеры-атомщики. Папа — один из ведущих инженеров Ленинградской атомной электростанции, мама работает в научно-исследовательском институте, который разрабатывает различные технологии для атомных станций. Единственное, что добавилось в их жизнь,— ощущение, что ребенок в чем-то состоялся. Как любым родителям, им это приятно.

— Вы из семьи советской технической интеллигенции. О том, что советского есть в вашем творчестве, мнения расходятся. Вот цитаты из двух статей. Первая: "На примере Алены Ахмадуллиной можно исследовать феномен российской моды: в ее вещах ощущается раскрепощенность и внутренняя свобода, а тяжкого наследия "советской школы моды" не ощущается вовсе". И вторая: "Работы Алены по-европейски сдержанны, есть в них какая-то нотка моды Советского Союза. Модели Ахмадуллиной — это главные героини фильма "Служебный роман". Так есть в ваших работах что-то от Советского Союза?

— Конечно, нет. В том продукте, который мы производим, и в том образе, который создаем, нет ничего советского.

— Но однажды на Неделе моды в Париже вы представляли коллекцию одежды, темой которой были плакаты советских фильмов 20-30-х годов...

— Да, но потом мы от этого ушли. Изначально основным источником вдохновения была русская культура, и на мировом рынке, во Франции меня всегда представляли как русского дизайнера. А от русского дизайнера, безусловно, ожидают переработки цитат русской культуры. В какой-то момент мы вынуждены были обратиться в серьезное брендинговое и маркетинговое агентство, чтобы разобраться, как двигаться дальше, и нам помогли сузить источник вдохновения: мы выбрали концепцию русских сказок, отсекая все остальное. Мы принципиально отказались от советской темы. Она стала очень активно эксплуатироваться компаниями в массовом и среднем сегменте рынка, что не позволяет люксовым маркам базироваться на той же платформе — просто, чтобы не ассоциироваться с массовыми брендами. Хотя, например, Денис Симачев успешно вдохновляется этой темой.

— Симачев — представитель вашего поколения дизайнеров. Кого еще вы относите к своему поколению, а кого к предыдущему?

— В моем поколении еще Игорь Чапурин, NINA DONIS (Нина Неретина и Донис Пупис. —"О" )... А предыдущее — Слава Зайцев, Валентин Юдашкин.

— То есть между Славой Зайцевым, которому за 70, и вами нет поколений?

— Получается, да. Все, кого я перечислила из дизайнеров нынешнего поколения, начали примерно в одно время со мной — 10 лет назад.

Алена Ахмадуллина о своем детстве


"Наверное, в классе седьмом я сшила черные брюки, расклешенные от колена. Но первый опыт банального шитья фартучков и юбочек из ситца случился, конечно, на одном из уроков труда. Я даже помню, что моя первая юбка была такой огромной, что ночью мама ее за меня дошивала — меня не хватило на преодоление этих километров длины подола".

— Чем следующее поколение модельеров будет отличаться от вашего?

— Думаю, это будет поколение промышленных дизайнеров, которые начнут встраиваться в огромные компании, работать плечом к плечу с 30-60 дизайнерами и создавать коммерческую моду. Мало того что за ней будущее, это еще и гораздо более сложная профессиональная задача для русских дизайнеров — у нас нет этой культуры, нет образования в сфере промышленного дизайна. Если вы посмотрите на российских дизайнеров, которые появились за последние годы и участвуют в неделях моды, то увидите, что их деятельность в основном базируется на индивидуальном пошиве, на создании единичных вещей, когда не продумывается технология, не ставится задача массового промышленного производства. Идет экспериментальная, почти "откутюрная" работа. В России сейчас не хватает дизайнеров, которые могли бы работать в других сегментах рынка и создавать настоящие коллекции pret-a-porter, какие, например, создает компания Inditex, которой принадлежат марки Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti... Мне кажется, следующее поколение дизайнеров, которое родится в России, должно создать вместе с уже родившимися менеджерами, администраторами, бизнесменами свою легкую промышленность — с производством, находящимся здесь, с технологиями, разработанными в России, а может быть, даже и с тканями, произведенными в России, хотя в последнее я верю с трудом.

— А почему ваше поколение не может этим заняться?

— Основные инвестиции в нашей стране по-прежнему идут не в легкую промышленность, а в другие сферы, которые, может быть, более внятные с точки зрения организации бизнеса, дают более быструю прибыль. В легкую промышленность почти никто не инвестирует. Вы не назовете практически ни одного бренда в массовом или среднем сегменте, способного конкурировать с мировыми. В люксе, где мы работаем, бизнес строится вокруг личности дизайнера, который не подстраивается под запросы клиентов, а притягивает тех, кому его мир интересен. В массовом дизайне совершенно другие законы: спрос рождает предложение, а не наоборот. Поэтому там трудится огромное количество дизайнеров, способных отключиться от самих себя и создать универсальный, высокотехнологичный дизайн.

— Поговорим о вашем бренде. Раньше он писался слитно и с маленьких букв — alenaakhmadullina. Сейчас раздельно и с больших: Alena Akhmadullina. Сделано для удобства европейских клиентов?

— Да, брендинговое и маркетинговое агентство, в которое мы обратились, посчитало это проблемой: людям из разных стран, которые покупают нашу одежду, очень трудно произносить мои имя и фамилию, а читать их в одну строчку, не зная, что Алена — имя, невыносимо. Поэтому те, кто продавал нашу продукцию на мировой рынок, нас просто называли "Алена" с ударением на последний слог. И мы разделили имя и фамилию, а имя написали крупнее. Для западных людей достаточно имени, а для России есть еще фамилия.

— Ваша мусульманская фамилия привлекла президента Чечни Рамзана Кадырова, и год назад писали, что вы по его просьбе будете разрабатывать новый имидж чеченской женщины. Чем закончилась история?

— Меня действительно пригласили, мы обсуждали открытие бутика в Грозном и создание коллекции платьев, отвечающих культурным традициям Чечни,— очень женственные закрытые платья (закрыты грудь и руки). Но мы не договорились по финансам.

— Как вы относитесь к людям, которым неважно, в чем они ходят?

— Это тоже концепция и тоже стиль. Я с огромным уважением отношусь к людям, которым удается одеваться нейтрально: просто в брюки и рубашку. Ты сразу понимаешь, что человек очень цельный, наполненный, уверенный в себе и ему не нужны дополнительные средства для самовыражения. Когда человеку неважно, во что он одет, причем он не пытается это изобразить, а ему действительно неважно, то ты видишь самого человека, а не одежду на нем. Но индустрия моды заставляет меня играть по другим правилам. Мы работаем для женщин 25-45 лет, которые, реагируя на то, что происходит в мире, выражают это не только словами и поступками, но и своим внешним обликом. Я хорошо отношусь и к тем, и к другим.

— Модельеры тоже реагируют на происходящее в мире. Например, вы рассказывали в одном из интервью, что 11 сентября сильно отразилось на моде: "Некоторые модельеры ударились в 70-е годы и начали делать добрую, милую, в цветах, успокоительную одежду. Другие, наоборот, стали больше исследовать восточную тему..." А экономический кризис изменил тенденции?

— Да, одежда стала более простой и аскетичной. Есть дизайнеры, которые по-прежнему делают концептуальные вещи, но общий тренд — одежда с улиц. То, что мы видим на подиумах,— это как будто девушка идет по улице. И наша компания точно так же отреагировала. Если раньше главным было представить на подиуме концепцию коллекции (ведь у показа еще есть важная имиджевая задача), то последние сезоны мы отказались от желания пиариться в пользу желания больше продавать.

— Возникшая тенденция хороша или плоха?

— Хороша, мне кажется. Сегодня, чтобы создать что-то новое, нужно очень сильно "извратиться". И дизайнеры грешат этим, боясь сделать простую белую рубашку или простое платье. Но люди не меняются, они, как и десятилетия назад, носят абсолютно простые вещи. Создание простой вещи — это шаг в сторону и технологии, и коммерции.

Беседовала Юлия Ларина

Но нашему забвению понемногу приходит конец. Молодые модельеры берут инициативу в свои руки и решительно разворачивают вкусы модников всего мира в свою сторону. Причём высший пилотаж работы - это привлечение иностранцев одеждой и обувью "а-ля рус". Одним из первопроходцев стала Алёна Ахмадуллина, модельер с внешностью модели и мужской работоспособностью.

Кто она?

Огромные глаза цвета чистой воды, густые брови дугой и пушистые ресницы - Алёна Ахмадуллина могла бы стать героиней книг и романов, если бы родилась немного раньше, но и в нашем веке получилось преуспеть. В свои 37 лет это успешный модельер, основательница и главный дизайнер бренда Имя, кстати, пришлось несколько доработать, чтобы соответствовать своему сказочно-русскому образу, родители назвали Ахмадуллину Еленой. Будущий модельер появилась на свет в семье инженеров-атомщиков в городке Сосновый Бор. Всё детство активно занималась спортом, и наконец не выдержала душевная организация мамы - дочь отвели в художественную школу.

Старт карьеры

В 17 лет Алёна Ахмадуллина поступила в Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, выслушав уйму критики и мрачных предсказаний о том, что моде там не научат. На начальном этапе девушке и не требовалась столь узкая специализация, в первую очередь она хотела научиться рисовать. Наука пошла впрок, и в 2000 году на конкурсе молодых дизайнеров девушка взяла Гран-при и приз «Платье года-2000». Потом были конкурсы в Италии и Швейцарии. О молодом дизайнере начали говорить. Через год вышла дебютная коллекция бренда prêt-à-porter. В 2005 году на Парижской неделе моды Алёна Ахмадуллина показала свою сказочную натуру с меховыми пальто под муху-цокотуху, узкими брючками и летящими макси-платьями. С тех пор она постоянный участник Парижских модных недель.

Работа

Париж - это, конечно, достижение, но расслабляться не приходится. На Лиговском проспекте в дизайн-студии вовсю кипит работа творческого цеха модельера, где трудятся 9 человек: закройщики, портные, конструкторы.

Каждая коллекция - это вызов стереотипам. В осенне-зимней нашёл отражение авангард 30-х годов - мягкие ткани, летящие юбки, комбинированные с мужскими фраками и смокингами. В 2007 году дизайнер Алёна Ахмадуллина выиграла конкурс на разработку формы для Олимпийской сборной, что сильно повлияло на мотивы зимней коллекции. Тогда же вышла коллекция сумок и аксессуаров для журнала Yoga.

В работе и жизни не искала никогда кумиров Ахмадуллина. Она регулярно повышает свой уровень образования, так как ищет вдохновение в новых впечатлениях. Яркое отражение в творчестве нашло её знакомство с работами художника Васнецова. Коллекцию с такими мотивами она представила в Париже в 2008 году. Этот же год запомнился работой над дизайном матрёшек для юбилея журнала Voque и открытием собственного бутика в Москве. Кажется, что признание обрушилось со всех сторон, ведь в 2009 году дизайнером конкурса "Евровидение" становится именно Алёна Ахмадуллина. Фото дизайнера появилось в списках лучших в индустрии одежды по всему миру.

Русский стиль

В творчестве Ахмадуллиной много места занимают русские сказки. Для неё это кладезь идей и источник вдохновения. Она умеет виртуозно работать с текстом на ткани и фактурой материалов. В одной из колекций по сюжету былины "Садко" Ахмадуллина изобразила на ткани волшебный подводный мир, обратившись к мозаике и аппликациям. За основу композиции взяты волны, объёмный декор и пластичность материалов. В коллекции много меховых изделий с мозаичной техникой; лаконичные пальто из норки и каракуля дополняются вышивкой и комбинированными вставками, формируются скульптурные волны. Отдана дань дениму, хотя и здесь прослеживается единая водная тема. Среди аксессуаров выделяются клатчи-"жемчужины" из перламутрового пластика, сумки-мешки с ручкой в форме ракушки и очки с волнами на дужках. Даже на Западе популярна "русская мода", с которой стойко ассоциируют Ахмадуллину. Дизайнер выбирает качественные натуральные материалы, не пренебрегает никакими формами и любит возвращаться в прошлое.

Личная жизнь

Прибыль в одной сфере компенсируются убылью в другой, что и испытала на себе Алёна Ахмадуллина. Личная жизнь девушки не особенно удачна. Она успела выйти замуж за Аркадия Волкова, продюсера со связями на Западе. Брак длился семь лет, но кончился расставанием. Причина разрыва до сих пор покрыта тайной, хотя есть слухи о неверности Алёны и её планах стать подругой жизни некоего загадочного олигарха. Также упоминается слух о невозможности Алёны стать матерью. Ахмадуллина не разменивается на мимолётные романы, уделяет время себе и много занимается спортом. Судя по всему, своё временное затишье она использует для подготовки новой эстраординарной коллекции. А публика снова ждёт любимые сказочные принты. Кстати, личную жизнь дизайнера обсуждали даже из-за рабочих моментов. Одно время марку Ахмадуллиной финансировала близкая подруга О громком скандале между двумя девушками судачили несколько лет, так как остро стоял вопрос о дележе прав на дом моды.

Что думает о себе?

Ахмадуллина уверяет, что никогда не хотела считаться роковой женщиной. Окружающие скандалы угнетают и лишают сил. Проще отрешиться от всего и уйти в творчество. Ей нравится перестраиваться и адаптироваться к новизне. За модой Алёна строго не следит, старается чувствовать веяния и общаться с людьми "в теме", смотреть новости и свежие фильмы. Недавно снова обозначились слухи о том, что решила положить конец своей свободе Алёна Ахмадуллина. Муж - печально известный Александр Мамут, один из успешных и богатых людей России, которого называли во времена первого брака с Аркадием Волковым. Мамуту 47 лет, и свадьбу он хочет сыграть пышную и помпезную, в Венеции, за что, по слухам, готов заплатить пару миллионов долларов. Подтвердится ли информация, или Ахмадуллина оставит всё в тайне? Похоже, фанатам одежды марки придётся верить информации с ориентацией на выпускаемые коллекции. Вероятно, новый брак, если он случится, отразится в создаваемых Алёной Ахмадуллиной сказочных нарядах. И начнётся новый виток творчества и фантазийного мастерства!

Такого не ожидал никто. И всё-таки это случилось. Теперь большинство «специалистов моды» говорят,
что провал молодого российского дизайнера должен был произойти ещё семь лет назад.

Шок - это по-модному

На закрытии Недели высокой моды в Москве, которое состоялось в конце марта, казалось, все только и ждали показа дизайнера из Санкт-Петербурга Алёны Ахмадуллиной. С каким чувством ждали - это уже другой вопрос. Девушка провалила ответственное задание мэтров и повергла присутствующих в настоящий шок. Алёне удалось обидеть даже экс-премьера Украины Юлию Тимошенко, да так, что оскорблённая Юлия Владимировна подумывает подать в суд.
Над пошивом вещичек для подиума Ахмадуллина долго не заморачивалась: её коллекция сезона осень-зима 2010/11 была сотворена по мотивам сказки «Златовласка». Дизайнер нарядила своих моделей в белые тряпки, больше похожие на пододеяльники, и выпустила на подиум. Через фильмоскоп на материю проецировалась картинка идущих моделей. Зрителей сразу смутило то, что вместо голов у фигур были козлиные, овечьи и медвежьи морды, вместо фона - сказочные леса, цветущие луга и высокие горы.
И даже на традиционный поклон по завершении показа вышла не реальная Алёна Ахмадуллина, а её рисованный образ.
На многих формат, предложенный модным домом, произвёл негативное впечатление. Ведь публика пришла на шоу, чтобы рассмотреть крой, фактуру тканей, увидеть, хороша ли посадка, и полюбоваться модельным рядом. А вместо этого - шок и недоумение.
Сама же Алёна так прокомментировала коллекцию: «Идея показа возникла во время подготовки к Церемонии закрытия зимней Олимпиады в Ванкувере. Меня настолько поразила возможность использования новейших технологий, что сразу захотелось попробовать это в своей работе. Тут же появилась концепция сказки «Златовласка», в которой говорящие животные помогают героям. Мы хотели презентовать не просто очередную коллекцию, а, может быть, попробовать создать произведение современного искусства».
Вообще-то провал коллекции Ахмадуллиной на закрытии Московской недели моды должен был случиться ещё семь лет назад, когда владельцы бутика «Ле Форм» отказались продавать у себя её одежду. Какая-то червоточинка была и в самой Алёне, и в её немного декадентских моделях с готически мрачными фотопринтами.
Каким образом её первому мужу - питерскому продюсеру Аркадию Волку - удалось пристроить одежду в «Подиум» на Садовом кольце, одному ему известно. Но с тех пор уроженка провинциального городка в Ленинградской области стала считаться известной модельершей.

Коллекция брошенной женщины

Фэшн-журналисты неудавшуюся коллекцию Ахмадуллиной на закрытии Недели моды в Москве немедля окрестили «Воплощённая в костюме скрытая депрессия поматрошенной и брошенной олигархами женщины». И, в принципе, в этой фразе весомая доля истины. Своим взлётом дизайнер обязана бывшему мужу и бренд-менеджеру Аркадию Волку. Именно он представил её осенью 2005 года на Неделе моды в Париже как русскую диковинку. Супружеской чете даже посвятили тогда статью в журнале Elle, где было сказано: «Самые устойчивые браки - это те, в которых романтика замешана на крепком растворе материализма». Однако «устойчивый брак» распался сразу же после парижского триумфа, не продержавшись и семи лет. А уже в 2006 году на дне рождения Ксении Собчак в караоке-клубе «Силла» Алёна появилась в обществе Александра Мамута (бывшего бой-френда Ксении), входившего в сотню самых богатых россиян.
Известен Мамут и своими любовными похождениями. В 1993 году он отбил у Андрея Брежнева, внука покойного генсека, жену Надежду. В этом браке родился мальчик, но случилась трагедия: 40-летняя супруга скончалась от пневмонии. Сейчас Мамут воспитывает троих сыновей, двое из них - дети Надежды от первого брака. Из-за Мамута дочь кинорежиссёра Павла Чухрая Анастасия рассталась с мужем Антоном Табаковым. Правда, связь эта была недолгой, и после разрыва с Настей Александр обратил свой взор на Алёну Ахмадуллину.
Мамут подарил своей возлюбленной некогда самый гламурный клуб Москвы The Most, затем построил для неё трёхэтажный бутик в самом центре Москвы. Но вещи Ахмадуллиной продавались с большой натяжкой. И Мамут, судя по всему желавший видеть рядом с собой успешную леди, решил, что никакие финансовые вливания не способны сделать из Алёны гениального модельера. Правда, как говорят, та мечтала выйти замуж за олигарха и даже пыталась расположить к себе его сыновей, так как сама подарить ребёнка была не в состоянии. В общем, причины до конца не понятны, но олигарх и дизайнер расстались.
Оставшись одна, Алёна увлеклась йогой, похудела и озлобилась. В итоге выдала коллекцию, подходящую разве что для иллюстрации психоанализа Фрейда.

«В отечественной моде ориентиров не имею»
(Фрагменты интервью с Алёной Ахмадуллиной)

- Алёна, а вы сами носите вещи своего производства? У кого вы одеваетесь?
- Когда я надеваю не свою одежду, это большая редкость. Каждый сезон в моём гардеробе появляются мои новые вещи. Кроме того, я покупаю вещи и других дизайнеров, своих любимых, таких как Dries van Noten, Martin Mangiela и Comme Des Garcons. Рэй Кавакубо - у меня целая коллекция её сумок. Вещи, которые мы не производим, я покупаю в магазинах: нижнее белье, например, обувь... А вот в отечественной моде ориентиров и пристрастий не имею.
- Как отражается ваша профессия на вашей повседневной жизни?
- В повседневной жизни я только своей профессией и занимаюсь. Профессия такова, что вся жизнь, все жизненные ситуации и впечатления на ней отражаются и наоборот.
- Что вас вдохновляет?
- Всё что угодно: от полотен знаменитых мастеров до мокрого асфальта.
- На кого рассчитаны ваши вещи?
- На абсолютно разных людей, от панков до бизнесменов.
- Каким должен быть совершенный гардероб?
- Это зависит от рода занятий человека, его социального статуса, места жительства и ещё от массы различных факторов. Гардероб, рекомендованный мной для дирижёра филармонии, вряд ли подойдёт почтальону или геологу.

Популярность принесла фамилия известной поэтессы

Родилась будущая неоднозначная звезда модельного бизнеса 5 июня 1978 года в Сосновым Бору Ленинградской области. В детстве занималась биатлоном и прилежно училась в художественной школе, куда поступила по настоянию родителей. Скромные инженеры, они с детства привили Алёне любовь к русской литературе и русским традициям. Может, именно поэтому в своём творчестве Алёна наряду с ультрамодными идеями начала использовать традиционные русские мотивы.
Прожив в браке долгое время и воспитав двух дочерей (у Алёны есть сестра, которая младше её на три года), родители неожиданно расстались. На сегодняшний день оба счастливы в новых семьях и имеют маленьких детей, так что у Алёны есть маленький братишка и сестрёнка. Как призналась девушка, она встречается с родственниками по нескольку раз в месяц. Приезжая в Сосновый Бор, с удовольствием общается с родными и отдыхает от суеты повседневной жизни.
По окончании школы Алёна Асфирова (такова её настоящая фамилия) поступила в Государственный университет технологии и дизайна в Санкт-Петербурге. По её заявлению, в выборе учебного заведения главную роль сыграла архитектура здания вуза - девушке просто захотелось учиться в этом здании. Не помышляла она вначале и о дизайне одежды, а просто намеревалась заняться графикой. Однако вскоре интересы кардинально изменились.
Говорят, свою первую известность Алёна Ахмадуллина приобрела именно в тот момент, когда её вдруг стали считать дочерью поэтессы Беллы Ахмадулиной. Ещё на первых курсах учёбы она начала работать над созданием собственных коллекций одежды. Первые попытки оказались яркими и талантливыми, однако это были именно коллекционные модели, которые годились только для модных дефиле. К созданию одежды, которую можно носить, она приступила несколько позже. Тем не менее к 22 годам в копилке наград молодого дизайнера уже имелись победа в конкурсе «Адмиралтейская игла» в номинации «Искусство - Параллельные миры», приз Smirnoff Fashion Award, а также награда «Золотая вешалка» на конкурсе «Платье года» за модель из коллекции «Эволюция женщины».
В 2001 году мир увидела первая коллекция класса Pret-a-Porter, которая носила звучное название «И так будет с каждым».
2005 год ознаменовался для Алёны первым опытом показа за рубежом - на Неделе моды в Париже. Спустя два года она выиграла конкурс на разработку формы российской Олимпийской сборной, что, очевидно, и оказало влияние на основные мотивы коллекции сезона осень-зима 2007-2008, где в дизайне одежды использованы элементы спортивной экипировки. В том же году выпустила коллекцию сумок, созданную специально для журнала Yoga. А в 2009-м стала разработчиком дизайна конкурса «Евровидение».

«Индустрия российской моды всё ещё в зачаточном состоянии. Многие дизайнеры - вообще не дизайнеры, а подруги и жёны олигархов. Они получают финансирование от своих состоятельных друзей, но не способны руководить компанией и производить того качества, которое ожидает западный потребитель. Например, Алёна Ахмадуллина представляет себя как ведущего дизайнера в России, но её известность среди профессионалов на Западе равна нулю».
Ирэн ФРИДМЭН,
автор популярного фэшн-блога.

«Алёна и Волк»: АХМАДУЛЛИНА со своим бывшим супругом и бренд-менеджером Аркадием ВОЛКОМ.

Наталья АГАХАНОВА,
модный эксперт:

Я познакомилась с Алёной Ахмадуллиной еще до того, как она стала известной, когда она только начинала и ни с какими олигархами не жила точно. Она была просто талантливым дизайнером, им она остаётся и по сей день. Ахмадуллина очень самобытна и интересна своими работами и идеями, она узнаваема, у нее есть свой неповторимый стиль. Алёна не просто известный российский дизайнер, она достаточно популярна и в Европе. В моде вообще очень сложно изобрести что-то новое, Ахмадуллиной же зачастую это удаётся, при этом она не спекулирует на русской символике, матрёшках, серпах и молотах. И, если уж на то пошло, история с олигархом завязалась у неё гораздо позже того, как она стала известным модельером и была признана как талантливый дизайнер. Что касается Московской недели моды и показа Ахмадуллиной, кто сказал, что это вообще был провал? Всё это очень субъективно. Критиковать и радоваться чужим ошибкам у нас все горазды. У Ван Гога при жизни не купили ни одной картины, но неужели вы будете спорить с тем, что он великий художник?

Михаил ДРУЯН,
продюсер (Москва):

Ахмадуллина очень талантлива как дизайнер, и спорить с этим не имеет никакого смысла. Последнее ее выступление на Московской неделе моды даже нельзя назвать показом, это некая презентация, концепция. Как таковой коллекции одежды она не представила. Но назвать это провалом… Это же вздор! Сама идея была весьма талантливой, как и всегда, впрочем. Фигурировала ее излюбленная тема - русские сказки. Мне кажется, Ахмадуллина нашла себя в этом, выбрала свою нишу и чётко ей следует. На мой взгляд, она продолжает развиваться как художник. Другое дело, что трудно сделать выводы, какая именно это будет одежда, потому что нарисовать и спроецировать эскиз можно очень красиво, а воплотить - уже сложней. Насколько я знаю, такой формат был выбран в связи с некоторыми трудностями, которые Алёна сейчас испытывает, - коллекция просто не приехала с фабрик к показу. Но, мне кажется, она нашла более чем достойный выход из положения: ничего не отменила, а устроила интересную и зрелищную презентацию.

Александра ПОБЛИНКОВА,
фэшн-журналист:

Выводить свои модели на подиум Алёна Ахмадуллина начала десять лет назад. Десять лет назад начинали многие. Известными стали единицы. Она, безусловно, красивая и стильная женщина. Думаю, ее модели пользуются популярностью еще и благодаря ей самой. Алёну Ахмадуллину многие знают как охотницу за олигархами. Чем не реклама своему делу? Честно говоря, ее стиль мне кажется чересчур суровым и «мужским». Скажем, платья Александра Терехова или фантазии Макса Черницова - всегда яркие и позитивные. Работы Алёны, наоборот, по-европейски сдержанны, есть в них какая-то нотка моды Советского Союза. Модели Ахмадуллиной - это главные героини фильма «Служебный роман». Ее вещи пойдут далеко не каждому, под них нужно иметь определенный склад характера.

Ксения ЧЕРНИГОВА,
фотограф:

Модельерша с фигурой модели. Скажем так, мне всегда нравилась больше сама Алёна Ахмадуллина, чем её модели. Она воплощенный образ светской львицы, охотницы за олигархами и рублёвской леди. Я помню время кульминации карьеры Ахмадуллиной на Неделе моды в Париже, где её демонстрировали как русскую диковинку. Мода - тоже бизнес. И в нем бываю свои взлеты и падения. Думаю, сейчас в карьере Ахмадуллиной начался спад. Не стоит думать, что если её коллекция потерпела провал на прошедшей накануне Московской неделе моды, то на Алёне можно ставить крест. Её одежду по-прежнему носят, Ахмадуллину считают достойной соперницей других российских модельеров. Главное - помнить, что за чёрной полосой всегда следует белая.

Владеет брендом Alena Akhmadullina отечественный модельер Алена Ахмадуллина (настоящее имя – Е.А.Ахмадуллина). Алена Ахмадуллина родилась в городке Сосновый Бор в 1978 г. В школьные годы она посещала художественную школу и активно занималась спортом. В 1995 г. Алена Ахмадуллинапоступила на обучение в университет технологий и дизайна Санкт-Петербурга на факультет технологии и дизайна одежды.

Успех к начинающему дизайнеру пришел в 2000 г., когда Алена победила в престижном конкурсе «Адмиралтейская игла», став первой в номинации под названием «Искусство – Параллельные миры». Кроме этого, жюри отметило платье из коллекции А. Ахмадуллиной «Эволюция женщины», вручив ей призы «Золотая вешалка» и Smirnoff Fashion Award.

В 2001 состоялся дебют коллекции prêt-a-porter Алены Ахмадуллиной. В конце 2005 г. дизайнер приняла участие в Парижской неделе моды.

В 2007 г. Алена Ахмадуллина приступила к разработке моделей модной спортивной одежды. Вскоре она получила право придумать и создать форму для спортсменов из России, участвующих в Олимпиаде.

В конце 2007 г. модельером была выпущена лимитированная коллекция сумок для журнала Yoga. Полученную от реализации данной коллекции прибыль Алена перечислила Фонду дикой природы.

Год спустя, совместно с другими знаменитыми модельерами (Марком Джекобсом, Полом Смитом,Ральфом Лораном) Алена Ахмадуллина разработала дизайн матрешки. Сделано это было к 10-летнему юбилею популярного глянцевого журнала Voque.

В 2008 в столице открылся модный бутик торговой марки Alena Akhmadullina. Вскоре при этом бутике начало функционировать кафе CUP&CAKE. Весь интерьер этого кафе был разработан самой АленойАхмадуллиной.

В начале 2011 г. злоумышленники подожгли модный бутик модельера, расположенный на Никольской улице. Ущерб от пожара составил свыше 1,5 млрд рублей.

В 2010 г. модельер оказалась замешана в еще одном неприятном инциденте. Долгое время все ее модные коллекции спонсировала Оксана Лаврентьева – актриса, а также владелица компании «Русмода».

О. Лаврентьева согласилась спонсировать и новый проект Алены Ахмадуллиной, выделив на него 17 миллионов рублей. Но активы торговой марки Alena Akhmadullina на тот момент составляли всего 60 000 долларов. Придя к взаимовыгодному соглашению, подруги решили основать совместное предприятие, после чего О. Лаврентьева выкупила ½ его активов за 2 000 000 долларов. После этих несложных манипуляций актриса превратилась в акционера совместного предприятия, уставной капитал которого составлял 30 000 рублей.

Год спустя адвокаты владелицы компании «Русмода» сделали заявление, что расходы АленыАхмадуллиной в 5 раз превысили ее доходы, поэтому дальнейшее финансирование ее компании бессмысленно. Как выяснилась, львиная доля средств направлена была на личные нужды А.Ахмадуллиной, а вовсе не на развитие ее бизнеса.

В 2010 г. А. Ахмадуллина на проходившей в Москве неделе моды выступила с видеоинсталляцией, поскольку О. Лаврентьева конфисковала зимнюю коллекцию модельера в счет не погашенного ею долга.

Юристы сделали заявление, что они собираются в ближайшее время подавать в правоохранительные органы заявление по поводу возбуждения уголовного дела, однако пока что данная история продолжена никак не была, а Оксана Лаврентьева сегодня выступает спонсором дизайнера А.Терехова.

В 2011 г. А. Ахмадуллина стала лицом косметологической клиники Kraftway. До нее в рекламных компаниях данной клиники принимали участие телеведущие Анфиса Чехова и Татьяна Арно.

Алена Ахмадуллина была замужем за бизнесменом Аркадием Волком. В 2007 г. супружеская пара рассталась.

1 июня 2010, 13:26

Серьезный скандал разразился в мире российской высокой моды. Недавние партнеры - дизайнер Алена Ахмадуллина и актриса Оксана Лаврентьева - решили разделить бизнес. Однако в процессе "развода" выяснилось, что в течение нескольких лет сотни тысяч долларов тратились на личные нужды Ахмадуллиной. Об этом пишут сегодня «Известия». По данным газеты, владелица модной марки уже в ближайшее время может стать подследственной. И, по мнению адвоката Оксаны Лаврентьевой Александра Добровинского, не исключено, что в дальнейшем Алене придется шить совсем другую одежду и совсем в других, не столь отдаленных, местах. Как пишет газета, все началось со знакомства молодого дизайнера Алены Ахмадуллиной и актрисы Оксаны Лаврентьевой. Последняя интересовалась модой и, попав под обаяние Алены, решила помочь. Ахмадуллина предложила Оксане софинансировать ее новый проект, и та нашла весьма солидную сумму - 17,5 млн рублей. Ахмадулина начала дело, но к концу прошлой весны стало понятно, что дела Алены обстоят не лучшим образом. Весь ее бизнес оценивался в 60 тыс. долларов - не больше. А на балансе компании Ахмадуллиной были только швейные машинки и старые компьютеры. Тем не менее, когда Алена снова обратилась за помощью к Оксане, та ей не отказала: во-первых, пожалела подругу, а во-вторых - ей просто не хотелось терять уже вложенные деньги. Ей казалось: если вложить еще, можно будет все-таки "поднять" бизнес. Стороны договорились создать совместное предприятие - Алена согласилась внести в него свои активы, а Оксана выкупила половину этого СП за 2 млн долларов. В июне 2009 года подруги заключили акционерное соглашение и стали партнерами. При этом бренд Alena Akhmadullina после многочисленных просьб в активы СП не вошел - он остался у Елены Асфировны Ахмадуллиной (так зовут дизайнера по паспорту). Таким образом, за 2 млн долларов Оксана Лаврентьева стала акционером СП, состоящего из трех ООО с общим уставным капиталом 30 тыс. рублей. Их учредителем выступала не сама Алена, а какие-то, видимо, близкие ей люди. И тем не менее полгода Лаврентьева собственными средствами финансировала марку Alena Akhmadullina, хотя по логике деньги в СП должны были поступать 50 на 50. Во второй половине декабря 2009 года Лаврентьева предоставила дизайнеру два займа - 4,1 млн рублей и 4,8 млн рублей - со сроками возврата соответственно до 1 февраля и до 30 июня 2010 года. Первый заем до сих пор не возвращен. А всего, по оценкам адвоката Добровинского, с июля 2009 года по январь 2010 года размер инвестиций Оксаны составил около 3,4 млн долларов. Однако, говорится в статье «Известий», сведя в начале этого года дебет с кредитом, Лаврентьева пришла к выводу, что расходы СП (всего 4,2 млн долларов) превысили доходы (около 800 тыс. долларов) в 5 раз. Стало ясно, что финансировать компанию дальше бессмысленно. К тому же, пишет газета, появилось стойкое ощущение, что подруга просто использует Оксану. Лаврентьева прекратила вкладывать деньги в дело. В процессе разбирательств она убедилась, что все деньги СП уходят в основном на личные нужды Ахмадуллиной. Так что ощущение превратилось в уверенность. По мнению Александра Добровинского, вся история с созданием СП могла быть "разводкой" с самого начала. Когда Лаврентьева попросила вернуть деньги, то получила отказ. Она была вынуждена забрать зимнюю коллекцию Алены, которая тоже шилась на деньги Лаврентьевой. Только так можно было хотя бы частично компенсировать финансовые потери. Вот почему Ахмадуллина на Московской неделе моды выступила с видеоинсталляцией - ей просто не с чем было выйти на суд публики. Адвокат Оксаны Лаврентьевой Александр Добровинский рассказал «Известим», что документы, имеющиеся в его распоряжении, указывают на злоупотребления и могут стать доказательствами хищений со стороны Алены Ахмадуллиной. Юристы, представляющие интересы Оксаны, намерены обратиться с заявлением в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Александр Добровинский убежден, что при положительном для заявителя исходе доказательств может быть достаточно для реального, а не условного срока. Между тем в интернет-блоге дизайнера любой желающий может найти пост на тему "Что происходит с моей компанией". Текст изложен сухим официально-деловым стилем, во всех своих бедах Алена обвиняет Оксану Лаврентьеву. "Сотрудничество [с Лаврентьевой] подразумевало инвестирование в новые проекты и получение прибыли уже от вложенных средств, а не от денег, на которые была выкуплена доля в компании", - пишет Алена. Однако в окружении Оксаны Лаврентьевой эти слова опровергают: 2 млн долларов были перечислены на счет совместной компании и должны были, по договоренности сторон, уберечь бренд Alena Akhmadullina от финансовой катастрофы. То есть пойти на развитие модного дома - ни на что больше. Ахмадуллина пишет также о новой линии одежды, которую начала разрабатывать Оксана. По мнению Алены, это делалось чуть ли не на ее деньги и по ее лекалам. Лаврентьева эти заявления считают по меньшей мере странными. «Напротив, Оксана создавала свою линию уже на личные средства, - рассказал «Известиям» близкий к Оксане Лаврентьевой источник, не пожелавший называть себя. - Те два миллиона кончились еще в октябре 2009 года. Наработками Ахмадуллиной она не пользовалась, потому что считала их откровенно слабыми, и никого из сотрудников не увольняла. Оксана создала новую фирму и предложила сотрудникам перейти в нее. Те, кто не захотел, остались у Ахмадуллиной. Так что Лаврентьева просто пытается спасти бизнес и сохранить команду».