Перцептивные умения. Перцептивные навыки офицера и их развитие Перцептивный навык

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Понятие делового общения, его структура и связь с личностными качествами человека. Некоторые аспекты истории развития делового общения в структуре социальной психологии. Специфика психологического и педагогического подходов к изучению делового общения.

    реферат , добавлен 04.12.2013

    Перцептивная сторона общения как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Формирование первого впечатления. Понятие каузальной атрибуции. Проявления самоподачи превосходства и привлекательности.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2009

    Анализ и особенности психологического взаимодействия членов коллектива организации в процессе общения. Общая характеристика, основные принципы и проявления этики делового общения. Понятие, сущность, формы, принципы и структура управленческого общения.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Коммуникационный процесс и особенности коммуникативной стороны общения. Вербальная коммуникация и место естественного языка среди других знаковых систем. Речевое общение, признаки и основные функции речи. Понятие и компоненты невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2011

Тема взаимоотношений учителя и ученика имеет древние корни. Размышления философов на эту тему приведены в кратких афоризмах: «когда готов ученик, является учитель» и «коротко учение о людях, но длинно познание». Оба высказывания подразумевают готовность к полному восприятию учителя или людей (точной интерпретации невербального общения). Развитие перцептивных способностей происходит по определенному сценарию. Их учет, как правило, помогает во многих жизненных ситуациях найти с окружающими, а в случаях профессиональной деятельности специалистов, сфера воздействия которых лежит в области «человек - человек», повышает компетентность и успешность.

Значение термина

Слово "перцепция" (percipere) латинского происхождения дословно переводится как «восприятие». Известно оно еще со времен Античности, но вопрос развития перцептивных способностей детально разрабатывается современной психологией. Этот факт не обозначает, что изучение вопроса полноты восприятия велось фрагментарно. Особую популярность проблема развития перцептивных способностей личности приобрела благодаря Готфриду Лейбницу. Он подразумевал под термином "перцепция" «неясные впечатления» в противовес апперцепции - ясному осознанию восприятия.

В современной психологии перцепция выступает наряду с такими способностями, как мышление, память, внимание, и обладает такими свойствами, как:

  • предметность;
  • аперцептивность;
  • контекстность;
  • осмысленность;
  • структурность.

Научное изучение восприятия производится при помощи эмпирических методов и моделирования.

Формирование и возможности развития навыков

Все навыки формируются в младенчестве и развиваются практически всю жизнь человека. Не являются исключением перцептивные способности. Это самый благоприятный период жизни человека для становления практически всех способностей. Развитие происходит с учетом особенностей индивидуального развития ребенка.

В период с 2 до 6 лет формируются и развиваются сенсорно-перцептивные способности. Такое положение вещей обусловлено физиологическим развитием и совершенствованием работы рецепторов. Исходя из этого, приняты две классификации перцептивных способностей. Это восприятие по модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое), а также форме материи (пространство, движение, время).

По тому, как сформированы эти (и другие) навыки к семилетнему возрасту ребенка, психологи делают заключение о готовности к обучению. Сенсорно-перцептивные способности являются базовыми, на фундаменте которых затем появляются более сложные образования (социально-перцептивные и перцептивно-рефлексивные способности). Происходит это в основном после того, как ребенок идентифицирует себя как личность и начинает примерять разные социальные роли.

Следует отметить, что если по каким-то органическим причинам процесс формирования базовых способностей проходит искаженно (в силу нарушения зрения, слуха, моторно-двигательного аппарата, иных заболеваний), то более сложные виды могут либо не появиться, либо проявляться в искаженной форме. При нормальном развитии перцептивно-рефлексивные способности, как и другие, можно развивать и совершенствовать всю жизнь.

Программы и методики развития

Все программы и методики развития перцептивных способностей делятся на три группы:

  • комплексы для детей (и взрослых) с проблемами в развитии;
  • для детей (и взрослых) с нормальным развитием;
  • для одаренных.

В них учитываются не только интеллектуальные, но и возрастные и гендерные особенности развития детей, подростков и взрослых. Чтобы определить подходящий вариант, нужно ознакомиться с пояснительной запиской. В ней подробно описываются целевая аудитория, цели и задачи методики или программы.

Социальная значимость навыка

Человек познает себя, окружающих людей и мир через общение (вербальное и невербальное). На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. Понимание эмоциональных переживаний собеседника формируется у дошкольников в процессе общения со значимыми взрослыми и сверстниками. Эта необходимая составляющая коммуникации формируется как бы исподволь, неосознанно, как адаптация к окружающей действительности.

Общение - процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. Исключение какого-либо составляющего приводит к недопониманию, неправильному толкованию намерений, искажению контакта между собеседниками. Если над коммуникацией (обмен информацией) и интеракцией взрослые сознательно работают практически всю свою жизнь, то с перцепцией дела обстоят сложнее.

На формирование и развитие социально-перцептивных способностей оказывает влияние опыт переживания ребенком семейных ситуаций и связанных с ним эмоциональных состояний. При этом большое влияние оказывают на ребенка эмоции, проявляемые обоими родителями. Как правило, чем шире детей, тем успешнее они распознают эмоциональное состояние собеседника.

Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. В настоящий момент созданы специальные компьютерные программы, призванные помочь в коррекции восприятия эмоций собеседника с опорой на мимику (точнее, мимические микровыражения лица).

Проблемы интерпретации эмоциональных состояний человека описывает в своих книгах известный психолог Поскольку возникновение такой проблемы способно ощутимо испортить жизнь человека, создаются специальные курсы по обучению общению, методики, списки рекомендаций и упражнений.

Кому и для чего нужно развивать перцептивные способности

Люди, работающие в сфере обслуживания, образования, логистики, ежедневно общаются с клиентами, коллегами, учениками, потребителями. В их профессиональной деятельности развитые перцептивные способности - это ключ к успешной реализации целей и задач. И не только на профессиональной стезе.

Огромную роль развитое восприятие состояния собеседника играет и на межличностном уровне общения. Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. Если общение искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения.

Развитое восприятие собеседника важно иметь каждому человеку, но механизмы и принципы использования этой способности будут разниться у всех представителей общества.

Родители

Перцептивные педагогические способности - это восприятие и понимание состояния собеседника без опоры на вербальную информацию (слова). Следовательно, каждый родитель, беспокоящийся о своих детях, обладает данной способностью в той или иной степени. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость между «доверительным» общением с ребенком и сформированностью педагогической перцепции у взрослых.

В период раннего детства именно папа с мамой являются и копирования. Поэтому часто можно услышать высказывание о том, что дети являются зеркалом семейных отношений. До трехлетнего возраста дети неосознанно повторяют за значимыми взрослыми и жесты, и слова, и интонации, и мимику. Помня об этом, родители могут в полной мере проявить свои педагогические способности в общении с ребенком.

Воспитатели

В детском саду дети получают опыт общения со сверстниками и взрослыми, которые по значимости иногда опережают родителей. Коллектив группы детского сада и родителей - благодатная среда для применения перцептивных способностей воспитателя.

Успешность его профессиональной деятельности напрямую зависит от возможности детально воспринимать состояние собеседника, адекватно интерпретировать поведение и намерения. Ведь воспитание ребенка происходит через непосредственное общение с воспитателем: в данном случае нет второстепенных вещей, важно все - мимика, интонация, жестикуляция, дикция, расстояние между собеседниками, компетентность педагога в обсуждаемом вопросе, его личностная позиция по отношению к действительности. Ведь только Личность (через полноценное общение) воспитывает Личность.

Перцептивные способности педагога - это умение воспринимать воспитанника «целиком»: с поведенческими достоинствами и недостатками, особенностями развития психомоторной сферы, общения и имеющимся социальным опытом общения. Умение «отделить зерна от плевел», взрастить их и направить по дороге гармоничного развития можно считать талантом воспитателя, который воздействует на детей личным примером целенаправленно и опосредованно.

Учителя

Перцептивные способности учителя - это умение:

  • воспринимать психологическое состояние ученика;
  • держать в поле зрения одновременно весь класс и конкретного воспитанника;
  • дифференцировать характерные черты учащегося от проявления сиюминутного состояния;
  • оценивать деятельность учеников по результату выполнения (положительный, отрицательный, нейтральный), озвучивая комплексный анализ.

Следует отметить, что требования к умениям, навыкам и компетентности учителя меняются в зависимости от сферы деятельности: школа, колледж, университет. Разные исследователи по-разному классифицируют компетенции педагога. Неизменным остается вывод о значении педагогической направленности личности в деятельности (при высоком уровне развития общих и специальных способностей).

Лариса Максимовна Митина в своих исследованиях выделяет рефлексивно-перцептивные способности педагога и их составляющие:

  • педагогическая рефлексия;
  • педагогический такт;
  • педагогическая направленность.

Все перечисленные умения - это составляющие педагогической культуры. Структура ее включает значимые качества:

  • профессионально-личностные;
  • профессиональные знания;
  • профессиональные умения;
  • активная педагогическая позиция;
  • опыт творческой деятельности.

Ценностью является ребенок - его развитие, обучение, защита и поддержка достоинства. Развитые перцептивные способности педагога - это фундамент для совместной направленной деятельности учителя и ученика в рамках педагогической культуры.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование и развитие перцептивных способностей начинается в раннем детстве. Обусловлено это адаптацией ребенка к окружающему миру и потребности в развитии (которого не существует без коммуникации).

Дети-Маугли служат тому подтверждением. Поскольку они были помещены в среду волков, то выжить можно было, только уподобляясь им (копируя их поведение). Это «подражание» запускало более сложные биологические и психологические механизмы, которые в итоге не позволяли детям стать полноценными людьми и сокращали жизнь до продолжительности жизни волка.

Этот пример заставляет задуматься о значимости окружающей обстановки (эмоциональной, материальной, сенсорной и т. д.), в которой находятся дети. Ведь в детстве перцептивные способности - это «двигатель» развития ребенка.

Подростки

С возрастом роль точности и комплексности восприятия только возрастает, а структура - усложняется. Поэтому ведущей деятельностью подростков является не учение, а общение (кладезь для развития перцептивных способностей). Игнорирование значения коммуникации для тинейджеров взрослыми недопустимо. Это период кропотливой огранки «алмаза» под названием «общение». Таким образом, подросток познает себя, производит «инвентаризацию» внутреннего мира и завершает формирование «Я-концепции».

Роль перцептивных способностей в жизни взрослого человека

В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время.

Возможно, зная эту закономерность, работодатели наравне с профессиональными тестами проводили бы и тесты на сформированность перцептивных способностей. В личном развитии человека перцепция также играет не последнюю роль. Решение многих проблем находится в сфере полноты и точности восприятия. Поэтому и существуют присказки «ларчик просто открывался» или «трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет».

Заключение

Перцептивные способности - это своеобразное умение «читать» собеседника, и путь развития и совершенствования измеряется от собеседника к собеседнику на протяжении всей жизни. А на жизненном пути не бывает случайных идей, людей и спутников. Как любил повторять герой одного мультфильма: «Случайности не случайны».


Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

существуют два коренным образом отличающихся вида навыка: навыки как первично автоматические действия, которые непроизвольно складываются на основе инстинктивной мотивации в результате непреднамеренного стечения обстоятельств, и навыки, которые сознательно вырабатываются в процессе учебы посредством преднамеренного закрепления или автоматизации первоначально не автоматически совершающихся действий.

Механизмом первично автоматических навыков являются условные рефлексы; они образуются посредством механизма временных связей. Навыки второго вида, вторично автоматизируемые действия, предполагают помимо существенного для их закрепления механизма условных рефлексов также и другие «механизмы» интеллектуального порядка - более или менее генерализованные смысловые связи.

Различие между этими двумя видами навыка не только количественное, но и качественное, существенное, коренное. Навыки второго вида имеются только у человека (хотя у человека имеются не только такие сознательно вырабатываемые навыки, но и непроизвольно складывающиеся). Для развития навыков второго вида потребовались коренные общие сдвиги в развитии: переход от биологического развития к историческому и связанное с ним появление интеллектуальных форм познания и сознательных форм поведения, характерных для человека.

Поэтому в научении участвует понимание и интеллект а бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию и в этом они НЕ ПРАВЫ.

Понимание или Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение/

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

2. Характеристики умений и навыков.

Норман. Характеристики навыков:

1. Плавность, легкость деятельности (напр., профессионал решает задачу с видимой легкостью).

2. Автоматизм. Отключенность высших уровней сознания (хорошие машинистки не знают каким пальцем в какой ситуации они нажимают пробел).

3. Умственное усилие у профессионалов уменьшается (Канеман: корреляция с расширением зрачка).

4. Влияние стресса меньше у профессионалов. Т.к., действия автоматизированы и на них тратится меньше умственных усилий стресса не возникает.

5. Интерпретация задачи. Самолет, авто и т.п. для опытных профессионалов лишь орудие («пилот не управляет самолетом, а летит»).

Красота выполнения деятельности. Все эти характеристики гармонично связаны между собой.

3. Научение и понимание.Норман.

▫ Научение без понимания: «ученые идиоты» могут возводить в степень колоссальные числа, но больше ничего не умеют.

▫ Понимание (или знание) без научения: дана жесткая инструкция, она нормально понимается, но в определенных условиях все же не выполняется (аквалангисты не сбрасывают балласт и тонут, пилоты не выпускают шасси и разбиваются).

4. Кривая научения. - графическое представление процесса научения. Предполагается, что типичной его формой является кривая, отражающая отрицательное ускорение. Вопрос этот остаётся неясным по той причине, что имеется так много переменных, влияющих на ход научения, что невозможно сделать какие-либо надёжные обобщения.

Изначально кривую научения использовал торндайк в своих экспериментах. Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах).

Кривая научения:

· падает, если мера – ошибки (т.е. если по оси оy ошибки а по оси ох – минуты то поскольку их с прошествием времени будет все меньше - кривая падает)

· возрастает, если мера - количество действий за единицу времени (чем лучше мы учимся что-то делать тем быстрее мы это делаем)

Чтобы получить полную кривую научения, надо начать со стадии на которой отсутствует упражнение, и продолжить до тех пор, пока испытуемый не иссякнет.

Наклон характеризует скорость совершенствования (если быстро - прямая; обычно - зубцы). Горизонтальные участки кривой:

1) Начальная площадка. Счет испытуемого в самом начале был примерно равен нулю. Пр.: жонглирование шариками; Павлов: слюна у собаки выделяется не сразу.

2) Конечная площадка, а) хороший уровень (мотивационный предел); б) физиологический предел.

3) Промежуточная площадка (плато).

Отношения офицера к подчиненным формируются не мгновенно, а в процессе ряда этапов. Перечислить их можно в такой последовательности: подготовка к восприятию, восприятие (социальная перцепция), впечатление, понимание, фиксация отношения, подготовка к выражению отношения. Рассмотрим наиболее существенные характеристики каждого из этапов.

На этапе подготовки к восприятию важное значение имеет то, как офицер представляет себе отношения с новыми для него, незнакомыми людьми, какими мотивами собирается руководствоваться при выборе актива, как будет оценивать все происходящее в подразделении.

Восприятие - это реакция мгновенного видения. Восприятие может быть направленным, когда офицер, заинтересованно наблюдая за подчиненным, обращает внимание на все грани его поведения, или же неосознанным, когда человеком невольно фиксируются какие-то черты окружающих его людей. В том и другом случае возможно как правильное, так и искаженное восприятие. Последнее возникает чаще всего вследствие поверхностного подхода, когда молодой офицер видит то, что хочет увидеть в человеке, а не то, что есть на самом деле.

Известно, что существуют индивидуальные различия в интересах, направленности, вкусах различных людей. Поэтому восприятие одних и тех же явлений у разных людей может быть разным. Например, курсант, который знает свои изъяны в физической подготовке и стремится развивать силу, воспринимает действия тренированного воина как образец для подражания. Но если он не видит необходимости в том, чтобы стать сильным, для него спортивные успехи сослуживца малозначимы. Зато сильное воздействие на такого курсанта может производить человек, который, например, хорошо играет на гитаре. Так определенные ценностные ориентации обусловливают соответствующий тип восприятия. В итоге оно может оказаться полным, неполным или искаженным.

Как видно из приведенных примеров, развитие взаимоотношений может пойти по разным руслам, в зависимости от индивидуального опыта восприятия каждого военнослужащего и других личностных особенностей. Впечатление о другом человеке характеризуется как состояние кристаллизации восприятия. Оно может быть правильным, неполным или неправильным. Это зависит от настроения, собственного положения офицера и положения воина в коллективе. Особенно значимы при этом служебное положение, срок службы, специальность, активность в общении.

Понимание приходит в итоге осмысления действий подчиненного. При этом возможно недопонимание или непонимание их. Пониманию способствуют быстрое накопление опыта общения с людьми в одном коллективе (все друг у друга на виду), тесные личные контакты.

Фиксация отношения состоит в том, что в результате анализа сложившихся мнений о том или ином подчиненном в сознании формируется индивидуальное отношение к этому воину. Оно представляет собой сложное психическое образование и может быть выражено понятиями: «уважение - презрение», «доверие - подозрительность», «симпатия - неприязнь», «забота - безразличие», «доброжелательность - злонамеренность».

Подготовка к выражению отношения - это предвидение тех или иных ситуаций, которые могут сложиться в ходе общения с подчиненным, а значит, и принятие соответствующего плана действий, составление своего рода прогноза.

Большую роль в понимании другого человека играет восприятие и понимание его речи. Восприятие речи другого человека - процесс сложный. Существует множество психологических барьеров, препятствующих пониманию услышанного. Французский ученый А.Моль приводит, в частности, такой юмористический пример "испорченного телефона".

Капитан говорит старшине: "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме".

Старшина передает дежурному сержанту следующее: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, то тогда это явление состоится в казарме".

Дежурный сержант сообщает капралу: "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день".

Капрал говорит солдатам: "Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день".

Один солдат другому: "Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день".

Нечто подобное каждый из нас знает и по собственному опыту. Это связано в первую очередь с тем, что далеко не всегда ясная и понятная говорящему мысль легко воспринимается другим человеком. И на это есть причины. Народная мудрость гласит: “Мысль изреченная есть ложь”. Психологические исследования показывают, что задуманное сообщение в процессе изложения значительно искажается. Если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первоначальной информации. В следующей фазе процесса восприятия услышанное составляет 80% от высказанного, а это уже 56% от первоначальной информации. На этапе понимания остается 70% от услышанного, что составляет 39% от первичной информации. Запоминается же лишь 60% от понятого. Таким образом, лишь около 24% первичной информации "оседает" в памяти собеседника. И если теперь принять этот объем за 100%, то при пересказывании снова произойдет утрата 30% информации. Таким образом, от первичной информации остается около 16%, то есть примерно одна шестая часть. Зная это, можно уже без юмора отнестись к примеру об «испорченном телефоне». Необходимо каждому учиться слушанию.

По уровню развития навыков слушания офицеров можно условно разделить на три категории: а) внимательные; б) пассивные; в) неуравновешенные.

К первой категории принадлежат лица, которые относятся к говорящему с уважением и заинтересованы в том, чтобы понять его. При слушании начальника такой офицер старается сосредоточиться на полном понимании всего, что излагается.В преддверии или с началом разговора офицер внушает себе: "Я весь - внимание". В паузах между фразами проводит анализ услышанного, контролируя себя вопросами: "А правильно ли я понял?", "Тот ли вывод должен быть?". При появлении неясностей правомерно обратиться к говорящему с просьбой: "Товарищ капитан! Извините, я не понял, что вы имеете в виду", "Пожалуйста, уточните это". Некорректно будет звучать в такой ситуации фраза: "Я вас не понял", произнесенная с раздражением.

Для выяснения сути сказанного целесообразно пользоваться фразами: "Как я понимаю, Вы говорите, что...", "Другими словами, Вы считаете...". При получении какого-либо указания (распоряжения) для лучшего восприятия смысла правомерно повторить про себя сказанное начальником. В некоторых случаях полезно уточнение: "Если я правильно понял, надо...", "Надо понимать, что задание состоит в...".

Внимание внешне выражается в позе, в направленности взгляда. Кивок головой, пожимание плечами - характерные жесты, они легко воспринимаются собеседником, служат сигналами, позволяющими говорящему выдерживать свою линию, достигать большей убедительности высказывания. При этом терпеливое выслушивание не означает равнодушного отношения.

Пассивность офицера в слушании (второй тип слушателя) внешне может напоминать проявление терпеливости и сдержанности. Но когда молчание становится длительным оно способно погасить активность собеседника. В разговоре пауза в среднем не должна превышать 5-6 секунд. Мерилом здесь служит чувство меры. Если не чувствовать "затягивания" паузы, у говорящего возникает мысль, что у собеседника нет дела до него. Полная расслабленность, снисходительный тон, выраженный пословицей: "Мели, Емеля, твоя неделя", недопустимы.

Подобные реакции, конечно, вызываются разными причинами. Если это обусловлено усталостью, то необходимо принять меры по приведению себя в чувство. Простейший прием: почувствовав скованность в суставах, онемение мышц, попробуйте плавно переменить позу. В каком-то случае правильно будет проявить инициативу и подыскать способ для перерыва в слушании. Можно сослаться на занятость или плохое самочувствие, сказав собеседнику: "Извини, есть срочные дела, давай перенесем наш разговор на завтра..." Или: "Извини, что-то я сегодня не в форме..."

Третья разновидность поведения слушателя обусловлена привычками занимать ведущую позицию в разговоре, повышенной критичностью к высказываниям других людей, эмоциональной раскованностью. В таком случае надо иметь в виду, что когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. Тогда затрудняется восприятие информации. Не следует горячиться если вы встречаетесь с противоположной точкой зрения. Потерпите, дайте человеку выговориться. Взвесьте все "за" и "против". Может быть, и возражать не придется. Следите за позой, не уходите ли вы "в сторону". Внешне это выражается в скрещивании рук на груди, в напряжении мышц тела. Такая поза воспринимается на уровне подсознания собеседником как свидетельство несогласия, что препятствует взаимопониманию.

В случае, если готовность офицера к восприятию речевой информации невысока, возникают определенные ошибки слушания. В качестве типичных для молодых офицеров ошибок, препятствующих восприятию информации, исследователи выделяют следующие.

  • 1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на содержании речи (вниманием словам, а не мыслям).
  • 2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и невосприятие главного в излагаемом содержании.
  • 3. Отключение внимания из-за усталости слушать еще изложения самого существенного.
  • 4. Отключение внимания от речи еще до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет сказано).
  • 5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).
  • 6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).
  • 7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того, как он выразит полностью свою позицию.
  • 8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не позволяет сосредоточиться на предмете разговора.
  • 9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутках возникают побочные мысли).

Перцептивные навыки тесно связаны с развитием наблюдательности офицера. Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:

во-первых, получить хотя бы минимум информации о взаимосвязи внешних проявлений и психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;

во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;

в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.

Важное значение для офицеров имеет обучение их умению "читать по лицам". Это своеобразный "инструмент" восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие: 1) спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок; 2) оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция); 3) состояние перевозбуждения (заторможенности).

В условия воинской службы люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев. В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения: 1) общее выражение лица (рот, брови); 2) выражение глаз; 3) окраска кожи лица; 4) движение рук; 5) дыхание; 6) интонация высказываний; 7) особенности поведения. Типичные проявления эмоционального состояния офицера приводятся в таблице1.

Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило, такой человек тонко выражает и свои эмоциональные состояния.

Исследования психологов показывают, что при рассматривании какого-то объекта наблюдательный человек может выделить 12 признаков. Слабый наблюдатель выделяет 5 признаков. Пройдя специальную тренировку, он способен уже выделять до 17 признаков.

Таблица 1. Внешние проявления эмоциональных состояний при повышении психологической нагрузки

Виды эмоциональных состояний

наблюдения

Оптимальное

Перевозбуждение

Заторможенность

Рот, брови, Небольшие Губы сильно сжаты, Губы сжаты, углы

общее выра- движения гу- челюстные мышцы рта опущены, брови

жение бами, более напряжены, озабо- сдвинуты у перено-

строгое выра- ченное выражение сицы. Страдальчес-

жение лица лица, брови сильно кое выражение лица

Сдвинуты у перено-

Глаза Спокойный Горящие, беспокой- Унылый, недо-

внимательный ные глаза, напря- вольный взгляд

взгляд женный взгляд, час-

тое моргание

Цвет кожи Легкое по- Значительное по- Заметное покрасне-

лица краснение краснение или побе- ние и появление пя-

ление тен

Движение Легкий тремор Ярко выраженный Вялые, пассивные,

рук тремор, увлечение сниженные амплитуды

амплитуды и скорос- и скорости, и точности

ти движения, и пони- движений.

жение их точности. Закрепощенность

Суетливость

Дыхание Заметное Учащенное, неглубо- Урежение, иногда с

учащение кое задержками

Интонация Повышение Более громкая, Эмоционально невы-

быстроты ре- речь. Усиление вы- тихая и медленная,

чи. Сохране- соких тонов, инто- чем обычно, речь.

ние привычной нации гнева. Нару- Растягивание слов,

эмоциональной шения синтаксичес- переход на шепот.

выразитель- кого порядка пред- Появление пауз, ин-

ности ложений. Внезапные тонации недоволь-

остановки в речи ства, "подавленнос-

Особенности Увлеченность Плохой самоконт- Стремление к огра

поведения (выполнением роль. Ярко выражен- ничению контактов

задачи, раз- ная бравада, гру- Апатия, сонливость,

говором с бость, самоуверен- безразличие

коллегой), ность