Конспект занятия "моя семья"

Галина Лавриненко
Конспект НОД в старшей группе «Моя семья»

Цель : показать значение семьи в жизни человека .

Задачи :

закреплять у детей представление о членах семьи , родственных отношениях в семье ;

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;

Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.

развивать диалогическую речь;

воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям.

Предварительная работа :

Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

Рассматривание семейных фотографий.

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи .

Закрепление знаний пословиц о семье .

Чтение стихов и рассказов о семье .

Материал : фотографии семейные, игрушка-медвежонок, мяч, альбомы, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел маленький медвежонок Мишутка. Медвежонок здоровается с детьми и рассказывает о себе.

У него есть папа Михаил Иванович, мама Настасья Петровна. Живут они в лесу в домике, все вместе гуляют по лесу, потом обедают и ложатся спать.

Мишутка предлагает вам отгадать, из какой сказки он к нам пришел. (ответы детей)

Правильно, сказка называется «Три медведя» .

Ребята, посмотрите что это? (воспитатель показывает фотографии на которых изображена -семья ).

Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как одним словом можно назвать? (семья ) .

Как хорошо, что у вас у всех есть семья . Вы –самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело живут вместе.

Воспитатель благодарит медвежонка за подробный рассказ о семье , и предлагает остаться в группе и послушать рассказы детей о своих близких.

Ребята, сегодня у нас открыта фотовыставка «Моя семья »

Кто хочет рассказать о своей семье ?

Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи , рассказывают, кто изображен.

Вопросы :

С кем ты живешь?

Кто о тебе заботиться?

Из кого состоит твоя семья ?

Для мамы ты кто?

А для бабушки ты кто?

Кто малый младший в семье ?

Для бабушки ты кто?

Кто чем занимается в семье ?

Как ты заботишься о других?

Как тебя ласково зовут дома?

Расскажи, как ты относишься к своим родителям, почему ты их любишь.

Молодцы, вы очень интересно рассказали о своей семье .

А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо :

Всех милее наша. (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш. (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая . (сестренка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый. (дед)

А сейчас немного поиграем.

Игра «Встаньте все те, кто…»

-Встаньте :

… у кого есть старшая сестра ;

…у кого есть старший брат ;

…у кого бабушка и дедушка живут в деревне;

…у кого есть младший брат…

ФИЗМИНУТКА

«Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)

Кошка Мурка, два котенка. (присесть, постучать пальцами по полу)

Мой щегол, сверчок и я – (прыжки)

Вот и вся моя семья . (сжимают и разжимают кулачки)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Ребята. Какой должна быть семья ?

Подберите слова – признаки к слову «семья » .

(дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, сплоченная)

Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье , улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались (потому что вы все любите всех в своей семье и вам приятно вспоминать,когда вы вместе фотографировались.

Игра «Пантомима»

Воспитатель : Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда у них хорошее настроение? А если родители сердятся на вас? Покажите, какой у вас папа сильный? Покажите, когда брат или сестра весёлые? Вот видите ребята, какие разные выражения лиц бывают, когда мы радуемся, грустим, смеёмся и плачем. Но я думаю, вы со мной согласитесь, семья должна быть дружной , и тогда в семье будет царить любовь и уважение.

(Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на отношения родных друг к другу)

Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья большая »

Как у нас семья большая

Да веселая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно) .

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках) .

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльки качаются.

(загнуть мизинцы)

Поиграем в игру?-Да.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Что обычно делают ваши папы? (колют, пилят, приколачивают, ремонтируют, носят воду, топят баню) .

Что делают мамы? (моют посуду, убирают квартиру, шьют, ходят в магазин, готовят обед) .

Вот сколько дел у ваших родителей! А чтобы они не уставали, что нужно делать? (помогать) .

Молодцы, ребята! Как интересно вы рассказали о своей семье .

Семью почитали с давних времен. Народ сложил много пословиц.

При солнышке-тепло, при матери-добро.

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото и серебро не стареют , отец и мать цены не имеют.

А теперь, что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Пожелания детей)

После занятия дети рисуют свою семью и рисунки дарят Мишутке.

Цель: продолжать развивать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Задачи

(по образовательным областям ФГОС ДО):

Образовательная область "Познавательное развитие"

1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Образовательная область "Речевое развитие"

1. Формировать умение детей в подборе прилагательных и глаголов.

2. Вводить в активную речь слова, обозначающие родственные отношения.

3. Приобщать составлять сложносочиненные предложение с союзом а

4. Способствовать умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

2. Воспитывать чувство общности со своей семьей, желание заботится о близких.

Образовательная область"Физическое развитие"

1. Развивать координацию движений, общей и мелкой моторики обеих рук.

Предварительная работа : заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Рассматривание семейных фотографий. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. Чтение художественной литературы - Квитко Л. «Бабушкины руки», Барто А. «Младший брат», Яковлев Ю. «Мама», Гамзатов Р, «Мой дедушка». Рисование на тему «Человек».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход НОД

МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вступительная часть (1 мин)

Сюрпризный момент.
Появляется взрослый в костюме или шапочке медведя.

Медвежонок : Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я пришел к вам вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.

Показ картинки (рисунка)

Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья?

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое семья?
Примерные ответы детей: это - папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Игра «С кем ты живешь? Как зовут членов твоей семьи?» (3 мин)
Мишутка: расскажите мне о ваших семьях. Медвежонок Мишутка выборочно спрашивает детей.
Мишутка: как зовут твоих, Митя, родителей по имени, отчеству?
Примерный ответ ребенка : я живу с мамой, ее зовут Антонина Васильевна; с папой, его зовут Валерий Иванович.
Мишутка: где и кем они работают? Что мама делает на работе? А что папа?
Примерный ответ ребенка: мама - учительница в школе, учит детей; папа - врачом в больнице, лечит людей.
Мишутка: есть ли у тебя, Рита, братья, сестры? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка : у меня есть сестренка, ее зовут Катя.
Мишутка: у тебя, Настя, есть дедушка и бабушка? Как их зовут?
Примерный ответ ребенка: у меня есть бабушка, ее зовут Шура, а дедушку зовут Вася.
Мишутка : Владик, кто ты для мамы? Для папы?
Примерный ответ ребенка: я для мамы и для папы - сын.
Мишутка: Славик, кто ты для бабушки и дедушки?
Примерный ответ ребенка: внучок, внук.
Воспитатель : Мишутка, ты со всеми членами семьи наших ребят познакомился. Дети, а кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Примерные ответы детей: только родственники.
Воспитатель: как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Примерные ответы детей: вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Медвежонок Мишутка: как интересно вы рассказываете о своих семьях!

Чтение воспитателем отрывка стихотворения Татьяны Бульковской

«Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» (3 мин)
Медвежонок: ребята, а кто и как трудится в ваших семьях?
Мишутка задает вопрос и бросает мяч.
Ребенок отвечает: «папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я» и возвращает мяч.

ходит на работу - …
убирает квартиру - …
шьет - …
зарабатывает деньги - …
вяжет носки и варежки - …
ходит в магазин за покупками - …
учит уроки - …
готовит пищу - …
поливает цветы - …
вытирает пыль - …
делает ремонт - …
моет посуду - …
убирает в доме - …
гладит белье - …
играет - …

Медвежонок : молодцы! Дружные и трудолюбивые ваши члены семьи!

Физкультминутка «Кто приехал?» (3 мин)
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? (разводят большие пальцы в стороны)
Мы, мы, мы ()
Мама, мама, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка указательными пальцами )
Папа, папа, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка средними пальцами )
Братец, братец, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка безымянными пальцами )
Ах, сестричка, это ты? (разводят большие пальцы )
Да, да, да (три хлопка мизинцами )
Все мы вместе, да, да, да! (три хлопка пальцами, запястья соединены )

Воспитатель: ребята, все вы любите своих мам, пап, бабушек, дедушек и других родственников. Как вы можете назвать их ласково?

Игра с мячом «Назови ласково» (4 мин)
Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.
Мама — мамочка, мамуля.
Папа — папочка, папенька, папуля.
Дед - дедушка, дедуля.
Бабушка - бабулечка, бабуля.
Дочь - доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек, сынуля.
Сестра-сестрёнка, сестричка.
Брат - братик.
Тетя - тетушка.
Дядя - дядюшка.
Воспитатель : молодцы, ребята! Мишутка, а теперь ты поиграй с ребятами.

Игра с мячом «Сравни, кто старше (младше)» (4 мин)
Мишутка, кидая мяч: папа и сын. Кто старше, а кто младше?
Примерные ответы детей : папа старше, а сын младше.
Мишутка: папа и дедушка. Сравни! Кто старше?
Примерные ответы детей : дедушка старше, а папа младше.
Мишутка: дядя и племянник.
Примерные ответы детей: дядя старше, а племянник старше.
Мишутка : внук и дедушка.
Примерные ответы детей: внук младше, а дедушка старше.
Медвежонок Мишутка: молодцы! Как вы хорошо знаете свои семьи!

Воспитатель: все ребята молодцы! Вас похвалим от души! Все вы очень хорошо играли, отвечали на вопросы Мишутки.

Мишутка: мне очень понравилось с вами играть, дорогие ребята! Но пора домой к маме и папе, они меня тоже очень любят и ждут. Рисунок своей семьи я вам дарю на память. До свидания, ребята!
Ответы детей: до свидания, Мишутка.

РЕФЛЕКСИВНО-КОРРЕГИРУЮЩИЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Итог (2 мин)

Воспитатель : ребята, с кем вы сегодня познакомились? Кто к нам пришел в гости?

Примерные ответы детей: Мишутка

Воспитатель : правильно, к нам в гости пришел Мишутка. Он один пришел или вместе со своей семьей?

Примерные ответы детей: вместе с семьей - с мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Ивановичем.

Воспитатель : вам понравилось играть с Мишуткой?

Примерные ответы детей: да

Воспитатель : у нас у всех есть семья. У кого-то - большая, у кого-то - поменьше. Но в каждой семье вас любят, и о вас заботятся. И как говорит русская народная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

Ребенок рассказывает стихотворение.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю, -
Имеют право на семью.

Используемые источники:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2001.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 2010.

Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Расскажи стихи руками/Логопедическая серия. Кн. для чтения родителями детям до 5 лет. М., 2012.

Вархушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод. рекомендации длдя воспитателей, учителей и родителей. М., 2003.

Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2009.

Познавательное развитие на тему: «Моя семья» в старшей группе.
Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование.
Наглядный материал: Плакат «Генеалогическое дерево», ребусом (7Я, семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи.Предварительная работа:
- рассматривание семейных фотографий;
- заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;
- работа с родителями;
- оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;
- беседа на тему: «Что такое семья?».
Ход занятия:
Воспитатель: Далеко – далеко в большом лесу, в небольшом домике живут семья гномов. С ними живет прекрасная девочка Белоснежка. Они живут очень дружно, заботятся друг о друге. Вечерами они сидят и сочиняют ребусы. Один из них отправили нам. Давайте, попробуем отгадать.
Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его (7я- Семья)
Восп.: Ребята, как вы думаете: что такое семья?
Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д. т.
Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер.. Семья-это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.
Восп.: Откуда же произошло слово семья? Семья - это я и три поколения: папа, мама, бабушка, дедушка, брат и сестра.
Восп.: Кто хочет рассказать про своего папу? Какой он? (сильный, умный, работящий умеет все делать сам).
Восп.: Кто хочет рассказать про свою маму? Какая она? А скажите, какие домашние обязанности есть у мамы? (Ответы детей.)
Восп.: Какими хорошими добрыми делами и поступками можно порадовать маму? (Ответы детей.)
Восп.:А как вы думаете ребята, кто самый уважаемые люди в семье?
Дети: Дедушки и бабушки.
Восп.: А у кого есть бабушки и дедушки? (ответы детей)
Восп.: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.
Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит, много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И, конечно, для каждого из вас, ребята, ваша мама самая красивая на свете.
Восп.: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, у кого из вас в семье есть младшие братья или сестры? Какие они? Как вы помогаете маме заботиться о них?
Восп.: А у кого из вас есть старшие братья или сестры? Они могут рассказать о многом интересном, защитить вас, быть примером для вас.
Восп.: Вот и получилось у нас большая семья. Физ. Минутка.«Кто живет у нас в квартире?» Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять. Всех могу пересчитать. Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два кота, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья. Восп.: У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках. О семье и о роде (род - родственники имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка) можно рассказать как словами, так и рисунком, т. е. с помощью схемы. Такая схема называется генеологическим деревом. (показывает картину с изображением дерева) Какие части деревьев вы знаете? (корни). Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это тоже корни семьи. От них родились наши папы и мамы. От мамы и папы родились мы, наши братья и сестры. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).Кто хочет, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи и рассказать о нем? Дети рассказывают о своих семьях рассказывают кто изображён на фотографиях, как их зовут. План рассказа:- Меня зовут (полное имя);- Мою маму зовут (полное имя);- Моего папу зовут (полное имя);- ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото. Восп.: Спасибо большое нашим ребятам за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята? Восп.: Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их. Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна». Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (Ответы детей) Восп.: В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Восп.: Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Пальчиковая гимнастика «Семья» «Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик– папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!» Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. А сейчас мы с вами нарисуем нашу семью «Моя рука –моя семья». Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья. Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем фломастер и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске) Дети под музыку рисуют. Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Воспитатель: Ребята, дружные семейки у вас получились. Но, что-то на ваших рисунках не хватает? Нужно дорисовать свой рисунок. (Показ на доске) Как будто ваша семья пошла, погулять в лес, на озеро, в город и т. д. Дети приступают к работе. Кто из вас закончил рисунок, может рассказать свою историю. Вот, какие у нас получились картины. Восп.: О чем мы сегодня с вами говорили (ответы детей) Сегодня мы с вами выяснили, что семья объединяет родных людей: родителей и их детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Восп.: а что такое генеологическое дерево? Восп.: У каждой семьи своя родословная, история о своем роде, своих предках. Можно даже составить схему родословной семьи и эта схема называется «генеологическим деревом». Восп.: Ребята, а какой должна быть семья? (ответы). Правильно: крепкой, сплоченной, дружной, сильной, заботливой, веселой и т. д Восп.: А вам понравилось занятие? (ответы). Восп.: Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А теперь возьмите рисунки своей семьи и вставьте в семейный альбом.


Приложенные файлы

Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья» направленно на обобщение и уточнение знания детей о семье, о том, кто такие родные; формируется представление о составе семьи, используются модели. С помощью различных игр и физкульт минуток дети учатся рассуждать, сопостовлять, делать выводы, развивают память, воображения, логическое мышление. Так же в ходе занятия каждый ребенок, независимо от его возраста рассказывает про свою семью, про свой герб, свои семейные традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №3

Тематическое занятие по познавательному развитию для детей старшей разновозрастной группы на тему: «Моя семья».

Подготовили : Яковлева Полина Васильевна, воспитатель,

Миронова Елена Александровна, воспитатель.

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Методические приемы:

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, физ. минутки, рисование, моделирование.

Наглядный материал : Плакат «Генеалогическое дерево», письмо с ребусом (7Я), семейные фотографии, иллюстрации с изображениями семьи, образцы семейных гербов, аудио техника.

Литература: 1. Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. –т 4-е изд. – М.: Амрита, 2011.

2. Ревина Е. Родословная в детском саду: История и образ семьи/ Е.Ревина // Дошкольное воспитание - № 12, 2007.

3. Официальный сайт музыкальной детской группы «Непоседы» - http://neposedi.narod.ru/

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий;

Заучивание стихотворных произведений о семье, пословиц;

Работа с родителями;

Оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;

Беседа на тему: «Что такое семья?».

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Дяди Федора из Простоквашина. Интересно, что он нам пишет.

« Здравствуйте, ребята. Я вместе с Матроскиным и Шариком шлю вам большой привет из Простоквашина, а вместе с приветом решили прислать вам ребус. Ребус – это загадка из букв и знаков. Попробуйте его разгадать. В этом ребусе очень хорошее и доброе слово. Желаем вам успехов!»

Воспитатель показывает плакат с ребусом и дети разгадывают его

(7я- Семья)

Восп.: Ребята, как вы думаете: что такое семья?

Дети: Семья это много, много человек, которые любят друг друга. Семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются. Семья – это когда люди любят друг друга и заботятся друг о друге и д.т.

Восп.: Молодцы ребята. Действительно семья объединяет родных любящих друг друга людей: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. И сейчас нам расскажет стих «Родня» Лера, послушаем её внимательно

Ребенок: Стих «Родня»

Мама с папой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лапоухий Тишка.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра,

Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю.

Я.Аким.

Восп .: Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?(О тветы детей )

Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка и сестренка – это родня. А друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому он не может быть роднёю герою стихотворения.

А сейчас давайте с вами разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

«Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик– папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

Восп.: Вот какая дружная и сплоченная семья, Все пальчики собрались вместе в кулачек. Ребята, а какой должна быть семья? (ответы ). Правильно. Крепкой, сплоченной, дружной, сильной, заботливой, веселой и т.д. Давайте мы с вами посмотрим на вот эти картинки. (Дети рассматривают иллюстрации на тему «Семья», рассматривают «геологическое дерево »)

Восп.: Ребята, а как вы думаете, всем детям нужна семья?

Дети : Да

Восп.: Давайте послушаем стихотворение под названием «Крепость любви»

В детстве мама –это фея,

Маму любят, маме верят,

Маму нужно обнимают,

Даже если отругает.

В детстве папа – это щит,

От беды он защитит,

Он отважен и селен,

Крепкий и бесстрашный он.

В детстве бабушка и дед

Дарят нам волшебный свет.

Он хранится в их глазах,

В беспокойных их сердцах.

Восп.: Ребята скажите, а кто главный в семье? (Ответы детей) Почему вы там думаете? (Ответы) Хорошо, а давайте послушаем стихотворение «Глава семьи», которое нам расскажет Кирилл, и мы узнаем кто же главный.

Ребенок : Стихотворение «Глава семьи»

«У нас в семье глава – отец,

Он добрый, сильный и храбрец.

Но если дома его нет

Тогда глава семьи – наш дед.

И бабушка главой бывает,

Когда дедуля засыпает.

Приходит мамочка домой,

Она становится главой.

У каждого главы семьи

Законы есть для нас свои

Мы к ним привыкли с ранних лет,

И возражений у нас нет:

Дед все на свете нам прощает,

А бабушка все позволяет.

С правленьем мамы посложней –

Лениться мы не смеем с ней.

Жаль папы нашего правленье

Бывает лишь по воскресеньям.

Зато наш папа демократ,

Он всем затеям нашим рад.

Мы строим с папой самолет,

Мы ходим с ним в лесной поход,

Мы с ним на голове стоим,

Про все на свете говорим.

Глава он самый заводной,

Веселый, добрый и смешной.

Правленье коротко его,

Что ж, мы привыкли, ничего!»

Восп.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Скажи наоборот». Например- Дедушка старый, а внук молодой.

«Мама женщина, а папа ….

Папа высокий, а дочка ….

Брат старший, а сестренка….

Дедушка толстый, а бабушка …..

У сестры волосы длинные, а у брата …

У папы портфель большой, а у сына…..»

Восп.: Хорошо, молодцы. А теперь давайте встанем и немного разомнемся.

Дети выполняют физминутку « Семь сестренок»

« У меня сестренок 7,

Помогать, я буду всем!

С Пашей – сеять,

С Дашей – жать,

С Леной куклу наряжать,

С Нюрой стряпать,

С Шурой – шить,

С Верой – сено ворошить,

Песни петь с Марусенькой,

Самою малюсенькой»

Дети успокаиваются и садятся на места.

Восп.: Молодцы ребята, а скажите, все семьи одинаковые или разные? Чем они отличаются? (О тветы детей ) А чем крепка семья, что её делает крепкой? На этот вопрос нам ответит Женя, в своем стихотворении

Ребенок: Стихотворение «Чем крепка семья?»

«Чем крепка семья?- Теплом,

Без тепла не прочен дом,

Дунет ветер- нет его,

Теплый дом важней всего.

Чем крепка семья? – добром,

Без добра таскует дом.

В нем вздыхают и страдают,

Счастье редко в нем бывает

Дружбою семья крепка

И любовью – на века.

Света крепостью она

Быть во все века должна!»

Восп.: Семья – это самое дорогое. Самое главное, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословица и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

Дети: «Вся семья вместе и душа на месте», «Семья ладом полна», «Семья сильна, если над ней крыша одна», «Крепка семья – крепка Россия» и т.д.

Восп.: Молодцы. А вот еще одна пословица: «Нет милее дружка, как родная матушка» Ребята, почему так говорят? (Ответы) А как называют не родную маму? (Мачеха) В каких сказках мы встречались с мачехой? (Золушка, Крошечка -Хаврошечка, Морозка, 12 месяцев и т.д. ) В каждой сказке мачеха очень плохо обращается со своей падчерицей. А всегда ли дети хорошо ли относятся к своим мамам? Всегда ли бывают послушными? Вот какая история приключилась с мальчиком, который обидел свою маму.

Стихотворение

«Яблоко стало не вкусным.

Веселое сделалось грустным,

Сахар- не сладкий, соль -не соленая

Дождик – не мокрый, Трава не зеленая,

Гром на кого то с неба ворчит.

Мама не хочет со мной разговаривать,

Мама молчит…»

Восп.: Ребята, как вы думаете, почему все стало грустным? Почему мама не хочет с ним разговаривать? А что нужно сделать, что бы мама простила? (Ответы).

Послушайте стихотворение про маму.

«Тайна есть одна на свете.

Это ваша мама, дети.

Вы ей дороги, милы,

Даже если не добры.

Даже если вы ворчите,

Если злитесь и грубите,

Мама вас простит за все!

Тайна сердце у нее.»

Восп .: Ребята, во все времена в семье с уважением относились к пожилым людям: к бабушкам и дедушкам. Как вы думаете почему? (Ответы) Правильно, ребята, потому что они старше всех, многое прожили многое видели, они мудрее всех.

Слово пожилой – означает, что этот человек долго живет, много пожил, а значит много знает, умеет и может научить других. Но дедушки и бабушки уже старенькие, им бывает трудно, они часто устают, поэтому мы должны им помогать, заботиться о них, не огорчать. И сейчас девочки для всех пожилых людей станцуют танец «Бабушки – Старушки».

Девочки танцуют танец.

Восп.: В наше время семьи состоят из 3-4 –х человек. А раньше, во времена наших прабабушек и прадедушек, семьи были большими, в них было по 5-7 детей и даже по 10. Такие семьи называются многодетные. Я предлагаю вам поиграть в игру под названием «7 сыновей».

Подвижная игра «Семь сыновей». Дети идут по кругу, в центре круга – «старушка», дети произносят слова и сопровождают их движениями.

«Жили у одной старушки

В её маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, они не ели,

На бабушку все смотрели,

И все делали вот так….(старушка показывает движение, все повторяют. Кто ошибся становится старушкой )

Восп.: Хорошо, ребята поиграли теперь успокоимся, сядим на свои места и послушаем стих, который приготовила для нас Алеся.

Ребенок: Стих «Моя семья»

« У нас огромная семья-

Два брата, две сестры и я.

В придачу мама и папуля,

И бабушка еще с дедулей.

У нас в квартире шум всегда,

Но все привыкли, не беда,

Зато нам скучно не бывает – один поем другой играет,

А третий что-то мастерит,

И кто-нибудь всегда гостит –

Подруга мамы, папин друг,

Звонка мы обожаем звук.

Мы к двери радостно бежим,

«Входите!- гостю говорим,-

У нас местечко всем найдется,

В гостях грустить вам не придется:

Вас ждет чай с пирогом,

И фильм посмотрим мы потом,

И будем в шахматы играть,

И вальс в гостиной танцевать!»

Семья огромная у нас,

В ней много рук и много глаз,

Улыбок и веселья – море,

Конечно, иногда в ней спорят,

И слезы льют по пустякам,

Но это не мешает нам.

Я счастлив, что родился здесь.

У вас семья такая есть?»

Восп.: Ребята, каждая семья особенная, не похожая ни на какую другую. Семья это маленькое государство со своими правилами, обычаями. И как у каждого государства, у каждой семьи есть свой герб. Давайте рассмотрим гербы ваших семьи. (Дети рассматривают гербы семей).

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня слушая вас, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это! Ну а сейчас, я приглашаю вас всех танцевать!

Дети выходят и все вместе танцуют под песню группы «Непоседы» «Моя семья».


Конспект НОД по познавательному развитию.

1. Организационный момент.
– Ребята, давайте мы с вами представим, что всех нас пригласили на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А кем же буду я? А я буду телеведущей. Участники передачи приготовились?
– Добрый день! Сегодня в нашей студии ребята из детского сада

« Теремок» посёлка Акбулак. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

2.Основная часть
В начале нашей передачи я предлагаю вам представиться и рассказать немного о себе. (Рассказы детей о себе).
– Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье. Скажите, что такое семья? (Ответы детей).
– А какие бывают семьи? (Ответы детей). Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и весёлые, трудолюбивые.
– Расскажите, какая у вас семья, сколько человек, что вы любите делать вместе? (Ответы детей).
– Ребята, а скажите, кто для вас самый родной человек на свете? (Ответы детей).
– Правильно, никого роднее мамы в целом мире нет. Я предлагаю сказать вам красивые слова своей маме. (Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная). Ну а теперь, давайте расскажем о своей маме. Рассказы детей.

Физминутка .
Чтение стихотворения «Вот какая мама». Е. Благинина.

Вот какая мама!

– Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны. Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу.
Давайте поиграем с вами в игру «Детёныш и его мама».
– Ребята, о ком из членов своей семьи вы могли бы ещё рассказать? (Дети рассказывают о своём папе).
– Ребята, вы нам рассказали о своих мамах и папах. А кто ещё живёт с вами? (Ответы детей).
– А кто нам хочет рассказать о своих бабушках и дедушках?
– А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково».
– Ребята, а семья это только мама, папа, бабушка и дедушка? (Ответы). Нет, конечно. Это только взрослые члены семьи. А ещё есть и маленькие члены семьи. А это кто такие? (Ответы детей). Кто мне расскажет о своём братике и сестричке? (Рассказы детей).
– Время нашей передачи подошло к концу. Сегодня мы с вами поговорили о ваших замечательных семьях. Послушали ваши рассказы о ваших родных и близких людях. А сейчас я хочу вам напомнить пословицы:
* При солнышке тепло, при матушке добро.
* Материнская ласка конца не знает.
* Птица рада весне, а младенец – матери. О ком эти пословицы?
* Изба детьми весела.
* Вся семья вместе, так и душа на месте.
– А кто из вас знает пословицы о семье? (Дети называют несколько пословиц).
3 Итог занятия.