Темы классных часов посвященных дню народного единства. Классный час «День Народного Единства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Классный час

для учащихся начальной школы


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

Максименко Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ: познакомить с новыми страницами нашей истории; подвести детей к пониманию смысла праздника; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории

России

ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря
(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Выступление учащихся

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

1-й ученик . Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они

совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет. Всяк кулик своё болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив. Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова. Москва всем городам мать. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Из истории праздника.

Учитель: Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа - сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года. Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по

возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа со словарём Ожегова

Шлем-

Кольчуга-

Меч-

Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского . Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и

классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)


День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»


- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Выставка книг
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. /У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей. Единство – это согласие народа. Единство – это когда есть общая надежда. Единство – это мир и дружба. Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок единства/

Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Итог классного часа
Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты. 2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем. 3. Я желаю жить в согласии со своей совестью. 4. Я желаю единомыслия. 5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», 3, 2004 г. 4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г. 5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.

Ольга Сивкова
«Согласие да лад - для общего дела клад». Классный час, посвящённый Дню народного единства. 3 класс

(классный час , посвящённый Дню народного единства )

Цели : формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За яркий свет твоих очей,

Учитель. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?

Учащиеся. Праздник народного единства .

Учитель. Этот праздник – День народного единства – стал символом новой России. Государство с многовековой историей, вступившее на путь демократических преобразований, особенно нуждается в объединении всех прогрессивных сил, всего народа , чтобы утвердить новые жизненные принципы, противостоять раздору и разобщению . «Един » – это старинное русское слово предельно точно отображает состояние общества , объединяющее всех людей вместе . Такое общество способно преодолеть самые трудные задачи, победить самого коварного врага.

Давайте разберёмся, что это за праздник и какова его история.

Учащиеся. Этот праздник был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Учитель. Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.

Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе .

1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил её посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.

2-й ученик. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом : «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами , и Бог даст, мы прогоним врагов».

Весь народ отозвался на эти добрые слова : богатые люди принесли Минину всё своё имущество, и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско, и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.

3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод, и поляки в конце концов изнемогли и сдались.

4-й ученик. В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу.

Учитель показывает изображение памятника.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство ? Давайте с вами создадим цветок единства .

У детей лепестки, на которых написаны слова : согласие , объединение , дружба, надежда, мир, доброта.

Дети. Единство – это объединение всех людей .

Единство – это согласие народа .

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба .

Единство – это доброта , понимание и прощение.

На доске появляется цветок единства .

Учитель. А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства ?

Учащийся. В сказке «Репка» . Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость : общая надежда достигается при общем согласии .

Учитель. А сейчас послушайте басню.

Учитель читает басню «Отец и сыновья» .

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии : они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит : «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит…

Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?

Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.

«Так-то и вы : если в согласии жить будете , никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Если наш народ объединится , то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз , когда беда подступала к нашей Родине.

В 1812г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.

В 1941г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся народ от мала до велика .

И прозвучали слова :

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.

Учитель. История имеет свойство повторяться. Много подобных моментов пережила наша страна, когда на карту были поставлены целостность, судьба государства. И каждый раз успех приходил благодаря единству , вере народной .

Ленинский район Подмосковья – лишь точка на карте России. Но все мы знаем, что любой цели в социальной, культурной, общественной жизни можно добиться только сообща. Потому слово «вместе» стало нашим любимым лозунгом, Вместе мы благоустраиваем и делаем красивыми наши города и посёлки, вместе перенимаем традиции старших поколений, вместе строим своё будущее. В праздник народного единства , как и всегда, мы – вместе!

Учитель. В русском языке много пословиц о согласии . Давайте вспомним их.

Дети. «Согласие да лад – для общего дела клад » , «Согласному стаду и волк не страшен» .

Учитель. А если не было согласия и единства , наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?

Ученик. Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело – только мука.

Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству .

Дети. Дружить, сделать наш класс дружным , ведь мы – это маленькое общество .

Учитель. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано : «Друг верный – прибежище и утешение» . Как вы это понимаете? (Дети отвечают.)

Учитель. О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.

Ученик (читает стихотворение) .

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы : нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Учитель. Дружба для поэта – это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?

Учащиеся отвечают.

Учитель. В 2005г. был принят новый Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» . Один из этих дней – День народного единства . Праздник единства – новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.

Дети передают по кругу радостный смех, крики «ура» , песни, музыку и так далее.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Дети. 1. Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью .

4. Я желаю единомыслия , толерантности.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам .

Учитель. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.

Живи красиво, весело и просто,

Люби людей светло и простодушно,

Ищи свою дорогу с малых лет.

Уверенно иди вперёд сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы

Дети в круге поют песню.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч я –

Босоногих, озорных,

Белых, чёрных и цветных,

Шумных и весёлых

В городах и сёлах.


День народного единства отмечается как большой государственный праздник на территории всей великой России 4 октября. Презентация рассказывает об истории этого праздника, который имеет за плечами не одно столетие. Его главной датой рождение называют 1612 год, когда Минин и Пожарский организовали народ на защиту города Москвы и всей русской земли. В единстве они победили врага. Об этом и других фактах истории рассказывает презентация, которую можно скачать с сайта бесплатно и показать школьникам в День народного единства.

Не стоит забывать праздники, которые связаны с историей народа. Ими надо гордиться. На их нужно воспитывать детей, которые подрастают. Долгое время эта дата была забыта в России. Пришло время возродить праздник и поговорить на эту тему. С 2005 года День единства в России - великий день, достойный почитания славных людей и иконы Казанской Божьей Матери.


Презентация поведает учащимся 5 - 9 классов о том, какую историю имеет праздник День единства. На таком мероприятии можно формировать у учащихся как патриотическое чувство любви к Родине, так и осознание необходимости быть готовыми к защите нашей страны от любого агрессора.

Слайды презентации, рассказывающей об истории Дня единства, наполнены историческими сведениями и документальными фотографиями, картинками, которые характеризуют данное событие:

  • Начало
  • Первое ополчение в Рязани в 1611 году
  • Второе ополчение в Нижнем Новгороде
  • Освобождение Москвы
  • Первый памятник в Москве Минину и Пожарскому
  • Возрождение праздника
  • Дня единства народов с 2005 года (4 ноября)
  • Толерантность (понятие)

Скачать презентацию на тему Дня народного единства можно не только к классным часам, но и к урокам истории, окружающего мира.


Сценарий и презентация для классного часа ко дню народного единства. Целью проведения является разъяснение школьникам значение и смысл нового праздника в Российской Федерации, воспитание патриотизма.

Презентация для классного часа к Дню народного единства. Содержит исторические сведения, справку о возникновении праздника, викторину. Познакомит учащихся с архитектурой и живописью.

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа ко Дню народного единства в младших классах. Развивает у школьников чувство патриотизма и любви к Родине, интерес к истории России, формирует чувство ответственности за свою страну.

Презентация к классному часу, посвященному Дню народного единства. Учениики узнают о Смутном времени, о борьбе против захватчиков, о Минине и Пожарском.

Презентация для классного часа на тему «В единстве наша сила», была выполнена учителем начальных классов. Она обязательно понравится учащимся 1 - 4 класса. Эта работа поможет организовать урок постижения новых знаний. Занятие предлагается провести в форме концерта. Показ слайдов можно организовать на протяжении всего урока, раскрывая постепенно тему, заявленную выше. Предлагаемый для использования ресурс расскажет школьникам об истории праздников День народного единства. Правильно подобранный материал разрешит педагогу заложить у детей основные представления о событиях, произошедших в 1612 году и рассказать об их дальнейшем значении для России. Афоризмы великих людей, отрывки из повести «Иван Сусанин» и стихи о нашей Родине поспособствуют воспитанию у школьников патриотических начал, ощущения гордости за свой народ.

На слайдах много зрительных образов, имеются тексты популярных песен и красивые стихи России. В показ включены и фото с проведенного занятия, которые показывают живой интерес детей к предложенной теме. Ее раскрыть помогут 12 слайдов.


В презентации раскрывается самая актуальная тема сегодняшнего времени. Школьники будут говорить о том, что нельзя жить разрозненно, что надо сохранять те дружеские узы, которые создавались годами. Разрушить очень легко, но в трудные минуты приходиться искать помощи у самых близких, поэтому не зря в народе говорят, что наша сила в единстве. Эти слова и стали девизом урока или классного часа, который обязательно должен пройти в начальных классах (1 - 4).

Для занятия предлагается форма путешествия. Дети отправляются в путь и останавливаются на станциях:

  1. Олимпийские игры;
  2. славянская письменность;
  3. Крым и Севастополь.

Каждая остановка еще раз доказывает, что во все времена люди были дружны, они почитали свои корни. Нельзя нам разъединяться и сегодня, так как, потеряв связи, мы потеряем свои силы.


Презентация рассказывает о сложностях национальных отношений в современном мире. Особенно трудно их строить бывает в больших государствах, на территории которых проживают сотни национальностей. Однако мы не должны чувствовать в этом неудобства, наоборот, будучи вместе, мы становимся сильнее. Именно эту тему «В единстве сила» и будет раскрывать учитель на тематическом классном часу, который рекомендуется провести с использованием электронного ресурса в 5 - 7 класса.

12 слайдов наполнят занятие теплом и добротой, посеют ростки дружбы и надежды, потому что на этом уроке (кл. часе) речь пойдет о самом святом:

  • нации;
  • национальности;
  • национализм;
  • патриотизм;
  • толерантность;
  • День народного единства.


Презентация подготовлена для проведения в школе 1 сентября 2015 года единого всекубанского классного часа на тему "В единстве наша сила". Работа включает ровно 13 слайдов, на которых портреты известных людей - уроженцев Кубанской земли. Каждый из них внес свою маленькую лепту в то, чтобы сегодня Кубань была счастливым процветающим краем.

На фото перед школьниками выдающиеся кубанские казаки: атаман Головатый, недождавшаяся с войны своих сыновей Степанова, коллекционер Коваленко, супруги Кирлиан,. Пустовойт,. Ханжиян, Захарченко, Жигуленко, Лукьяненко, Россинский, Образцов, Горбатко. Этот список мог бы быть намного длиннее и при необходимости учитель может продолжить его по своему усмотрению, добавив туда фото земляков.


Классный час в 4-м классе "День народного единства – государственный праздник России"
Цель урока:

Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.
Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

Вступление.
Раскрытие содержания праздника.
Икона Казанской Божьей матери.
Рассказ о Родине.
Символы государства.
Ход урока

I. Вход под музыку.

(Слайд – виды Москвы)

Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)

(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

(Приложение 1)

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

Родина – мать, Родине служить.
Жить – , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Классный час: Урок дружбы «День народного единства»

Цель:

1) познакомить с историей праздника.

2) воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к истории своей страны, чувство гордости за своих предков.

Задачи:

воспитание патриотизма и любви к Родине;

демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Оборудование: презентация «День народного единства», видеоролик «Россия – моя звезда», компьютер, телевизор.

Ход мероприятия

Эпиграф: « Вам нужны великие дела,

(на доске) нам нужна великая Россия».

(П.А.Столыпин)

I . Вступительная беседа.

1. На доске пословица: « Нет в мире краше

(чтение хором) Родины нашей ».

Что это? Объяснить значение.

Определите, какая тема нашего урока.

Как называется наша большая Родина?

А мы, люди, которые здесь живём?

Учитель:

Родина наша велика.

В Москве ещё вечер,

а на Дальнем Востоке

уже начинается новый день.

Горы и долины, леса и степи,

реки и моря, города и деревни –

это всё наша страна, наша Родина.

Учитель: Нашей Родине многие поэты, писатели посвятили большое количество своих произведений. Они описывали красоту, мощь, силу, богатство нашего государства. Говорили о большой любви к своей стране.

А сейчас ребята прочтут нам стихи о Родине.

2. Дети о Родине:

1) Платон Воронько « Лучше нет родного края»

Жура – жура – журавель! (Соня)

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля (Ева)

- Где же лучшая земля? –

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет родного края!

2) Петр Синявский «Россия»

Здесь тёплое поле наполнено рожью, (Полина С.)
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили , (Полина К)
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Из стихотворений, прочитанных детьми, мы увидели, какая огромная и могучая наша Родина.

Какие 3 главных символа есть у нашего государства? (гимн, герб и флаг).

Сейчас ребята нам расскажут об этих символах

(Кирилл)

Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов России, наряду с флагом и гербом . Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза , мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова .

Давид

Сначала гимн был без слов, но в 2000 году был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России . От граждан было получено свыше 6 тысяч писем с текстами, но комиссия остановила свой выбор на стихах Михалкова.

Сейчас мы с вами послушаем гимн России (видео)

Сева

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья.

Наташа

Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр , в левой - держава . На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

Рефат

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

Маша

Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородность, а также откровенность.

Синий цвет символизирует величие, верность, целомудрие.

Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость и великодушие.

В истории нашей страны было много светлых и славных страниц, но не меньше тёмных и скорбных. Нам есть чем и кем гордится, кого благодарить, но есть о чём и о ком сожалеть. Но есть в истории любого государства события, которые не изменяются веками и не изменяются никогда.

А что такого особенного произошло в этот день мы сейчас и узнаем.

- Россию в те далекие времена называли Святая Русь. Это было в 1611 году. Тяжёлые времена переживала тогда Русская земля. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Враги грабили, убивали. С этим не могли смириться русские люди. (Слайд 1)

В одном богатом городе – Нижнем Новгороде староста горожан Кузьма Минин выступил на площади с призывом ничего не жалеть для спасения Родины. Он предложил создать отряд (народное ополчение): всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. Возглавить ополчение попросили князя (воеводу) Дмитрия Михайловича Пожарского. Ополченцы выступили в поход. В 1612 году в июле – августе войско подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. (Слайд 2)

Целых два месяца русское войско сражалось за Москву и вот ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Это случилось 4 ноября - «Московское очищение» состоялось. Торжественно вступило русское войско в разорённую, но уже свободную Москву.(Слайд 3)

Учитель: (слайд 4) Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Учитель: (слайд 5) С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Учитель: (слайд 6) Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

Учитель: (слайд 7) День народного единства - совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Русский народ придумал множество пословиц о Родине

« Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

« Родина – мать, умей за неё постоять».

« Где смелость там и победа».

Какие общечеловеческие ценности помогают русскому народу в сложные периоды жизни?

Ученик 1 Лиза

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет.

На подвиг и на труд!

Ученик 2 Никита

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Ученик 3 Давид

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Ученик 4 Полина С.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Учитель: Наша дружба, наша вера.

С нами будет навсегда,

Наша сила, наша воля.

Не погибнет никогда!

И пока на белом свете

Солнце светит всем нам в след,

Россиянам всем желаем,

Быть едиными навек!

Наш классный час подходит к концу. Давайте посмотрим видеоролик на замечательную песню «Звезда-Россия».

Мy favourite cartoon hero is “Cinderella”.

Once upon a time there was a sweet little girl whose name was Cinderella. She had a very kind and gentle heart. Her mother died, so she lived with a wicked stepmother and her terrible ugly daughters. Poor girl was very unhappy because they made her work hard all days long.

My favourite fairy-tale has a happy end. The Prince married Cinderella and they lived happily ever after... And I think that this wonderful story will live in my heart forever because it reminds me that our dreams always come true.