Суррогатное материнство. За и против

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ранее комментировал законодательное регулирование вопроса о суррогатном материнстве.

“Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.

Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества”.

Может ли суррогатная мать оставить себе своего ребенка?

Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова рассказывает, что

“В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери”.

Почему суррогатное материнство безнравственно?

Как считает протоиерей Димитрий Смирнов ,

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», — отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Протодиакон Андрей Кураев комментировал ситуацию относительно известных людей, которые завели ребенка от суррогатной матери:

“Главный догмат их секты: «Если мне что-то удалось, значит, Бог именно этого и хотел, а я исполнил просто свою, но и Его волю!». Ну да, Берии и Геббельсу удалось обустроить концлагеря – это что, тоже Божья воля? Чикатило удалось осуществить не один десяток своих мерзких планов. Тоже исполняя Божью волю?

Богословие различает понятия «Божья воля» и «Божье попущение». Есть то, что Господь желает, а есть то, что Он терпит, становясь «бессильным» перед нашей тупой и эгоистической волей: «Сколько раз хотел Я,.. и вы не захотели!» (Мф. 23,27). Но это слишком сложная концепция для их ухоженных головок.

Когда им удобно – они вспоминают про Библию. Когда им удобно – дают совершенно идиотские толкования библейских текстов (Лолита заявила, что Дева Мария зачала Христа от голубя; мало того, что это зоофилический бред, так и по сути: разве Мария поступила как суррогатная мать – продала своего Сына Ироду?)”.

Правильно ли крестить младенца, который родился от суррогатной матери?

Мнения священников по этому поводу различны, однако большинство склоняется к тому, что крестить ребенка людей, сознательно совершающих грех, не желающих исправляться и не собирающихся воспитывать дитя христианином – нельзя.

“Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям”, – считает иеромонах Димитрий Першин.

“Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься”, – отмечает протоиерей Александр Ильяшенко .

Бесплодный брак и бездетность - беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам - генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина - так называемая «суррогатная мать ». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство сродни проституции . Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного . Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО – бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», - отмечает

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Стать мамой мечтает едва ли не каждая женщина с самого детства. И именно к этому готовит нас общество. Семья – без детей, как считают многие – неполноценна. Но что делать, если зачать ребенка своими силами у семейной пары не получается? Если не помогает длительное лечение? Или даже популярная нынче процедура экстракорпорального оплодотворения? Ставить «крест» на возможности иметь собственных детей? Взять ребенка из детского дома?

Суррогатное материнство: зачем?

Только вот многие считают, что генетика имеет немаловажное значение, и опасаются, что чужого малыша не смогут полюбить, как своего. И любую шалость или проказу будут списывать на «плохие» гены. Нужно ли брать ребенка из детского дома – вопрос сложный, но однозначно не стоит этого делать, если вы не уверены в своих силах. И что же в этом случае? Оставить надежду услышать топот детских ног по полу, счастливый детский смех по утрам? Выход есть – суррогатное материнство.

Суть процедуры и подводные камни

Суть процедуры в том, что берется сперматозоид и яйцеклетка биологических родителей, соединяются в пробирке, и готовый эмбрион подсаживают суррогатной маме – женщине, готовой выносить чужого ребенка. Т.е. генетически ребенок ваш, а суррогатная мама играет роль своеобразного «инкубатора».


Суррогатное материнство: стоит ли?

В чем же подвох? Почему так много споров вокруг суррогатного материнства? Поговорим о суррогатном материнстве не с медицинской точки зрения.

  • Биологические родители и суррогатные мамы практически не защищены действующим законодательством России. Нет у нас четких законов, регулирующих права и обязанности как родителей биологических, так и суррогатной мамы.
  • Стоит учитывать и риск: суррогатная мама имеет право не отдавать биологическим родителям новорожденного. А значит, после девяти месяцев ожидания, надежды и планы могут рухнуть.
  • Моральный груз под силу не всем: вы будете жить с мыслью, что ВАШЕГО ребенка воспитывает чужая, по сути, женщина.

На сегодняшний день существует довольно много как положительных примеров такого сотрудничества, так и отрицательных. В СМИ то и дело появляются сообщения о том, что суррогатная мама решила оставить ребенка себе, или что биологические родители отказались от своего малыша до или после его рождения…


Подводные камни суррогатного материнства

Минусы и плюсы суррогатного материнства

К минусам можно отнести психологический аспект обеих сторон. Все-таки это сложно воспринять и принять, как должное, даже если знаешь, что у ребенка гены именно биологических родителей. Еще один минус – высокая стоимость услуги. Во-первых, это оплата услуг суррогатной мамы (в среднем от 300-500 тысяч рублей), оплата ее питания, проживания, обследований, плюс оплата самой процедуры (тут цена зависит от клиники).

К минусам добавим, опять же, незащищенность. Никто не гарантирует, что, родив ребенка, суррогатная мама вам его отдаст, несмотря на договор, подписанный обеими сторонами.

Плюсы – возможность иметь своего ребенка, со своими генами, похожего именно на вас, и не по случайности, а потому, что это ваш ребенок. К относительным плюсам можно отнести отсутствие необходимости ходить беременной, рожать, кормить, тем самым «портя» фигуру.

Для тех, кто прибегает к этой процедуре единственный плюс – возможность иметь своих детей, перекрывает все явные или скрытые минусы. И да, в большинстве случаев – оно того стоит.

Стоит задуматься

Хотим дать несколько советов – подходите к процедуре осознанно, взвесьте все «за» и «против». Возможно, лучшим выходом все-таки станет ля вас возможность взять ребенка из детского дома? Этим поступком вы сможете осчастливить не только свою семью, но и какого-то малыша, ждущего в стенах казенного учреждения свою маму… Которой вполне можете оказаться и вы. Если же этот вариант для вас не приемлем, и вы хотите прибегнуть именно к суррогатному материнству – выбирайте проверенные клиники, пообщайтесь с женщиной, которая должна стать суррогатной мамой, если ее цель помочь людям иметь детей – это хорошо, человек осознает, на что идет.

А если смысл только в том, чтобы заработать – хорошо подумайте, ведь такие женщины могут быть подвержены влиянию эмоции, и никто не даст гарантии, что пройдет все гладко. Старайтесь основываться и на личной симпатии. Все-таки вас будет связывать на протяжении девяти месяцев многое, и хорошо бы, чтобы отношения у вас были хорошими, как минимум, дружескими и доверительными – в идеале.

Подходите к этому вопросу обстоятельно и вдумчиво, и тогда все должно получиться именно так, как вы того хотите!

Современная медицина сделала возможным ощутить все прелести материнства тем семьям, которые не могут самостоятельно обзавестись потомством. Многие проблемы, которые ранее были неразрешимыми, сейчас не представляют особой сложности.

На данный момент в мире бесплодием страдают около 20% семейных пар. Статистики о том, сколько из них решается приобрести ребенка путем суррогатного материнства, не существует. Среди людей отношение к данному способу рождения ребенка весьма неоднозначно.

Есть ошибочное мнение, что суррогатное материнство – это оплодотворение отцом яйцеклетки чужой женщины и последующее вынашивание ею ребенка для бездетной семейной пары. Но с точки зрения биологии это утверждение неверно. На самом деле данный процесс заключается в следующем.

Яйцеклетка генетической матери оплодотворяется сперматозоидом генетического отца, а затем внедряется в организм женщины, которая вынашивает ребенка.

Истоки и появление метода

Идея вынашивания ребенка для бесплодной жены другой женщиной зародилась очень давно. Еще в Древнем Риме бесплодные супруги брали внаем женщину, которая рожала им ребенка.

В последующем он становился законным ребенком бесплодных супругов. В современном мире поиск альтернативных путей лечения бесплодия привел к идее суррогатного материнства. Появление технологий экстракорпорального оплодотворения и искусственного оплодотворения сделали ее осуществимой и реальной для многих пар.

В 1989 году появился первый ребенок, которого выносила суррогатная мать. Группа британских врачей изъяли и оплодотворили яйцеклетку бесплодной женщины, после чего эмбрион был перенесен в матку здоровой женщины.

Спустя 9 месяцев женщина, у которой практически не было шансов родить своего ребенка, стала матерью здорового малыша, который генетически является ее сыном. В странах СНГ эта программа стала активно использоваться с 1995 года.

Сущность метода

Метод суррогатного материнства заключается в получении генетического материала от родителей и пересадкой его в «естественный инкубатор» – организм другой, подходящей женщины для вынашивания.

В данном процессе принимают участие три действующих лица.

  1. Генетический отец – дает генетический материал (сперму) для оплодотворения.
  2. Генетическая мать – также предоставляет свой генетический материал (яйцеклетку).
  3. Суррогатная мать – женщина в детородном возрасте, как правило, уже имеющая своих детей, которая согласна выносить ребенка и родить его для генетических родителей.

После того, как ребенок родится, в качестве официальных родителей оформляются его генетические родители.

Совет: обязательное условие – юридически грамотно составленный договор, так вы будете уверены, что суррогатная мать в последующем не заявит своих прав на ребенка.

Одни против, другие полностью за

Двоякое отношение общества к вопросу суррогатного материнства разделило его на два лагеря: за и против. В основе такого разделения лежат вопросы морали. По большей части против выступает духовенство, которое считает, что данная практика сводит на нет святость семьи и брака, дегуманизирует общество.

Феминистки также ведут активную борьбу с таким способом появления человека на свет. Они считают, что это ведет к эксплуатации женщин. Противники такого материнства убеждены в том, что дети, производимые этим методом, выступают в качестве товара.

Богачи нанимают женщин с невысоким достатком для вынашивания своих детей, а таинство материнства превращается в обычную работу.

Есть мнение, что тот факт, что суррогатная мать вынуждена отдать выношенного ею ребенка, может нанести вред ее психике, ведь за время вынашивания устанавливается связь с ребенком. Если перед началом процедуры ей казалось, что она легко пойдет на этот шаг, то потом сделать это бывает довольно затруднительно.

Сторонники суррогатного материнства имеют свои доводы и приводят множество аргументов. Так, данный метод – единственный способ получить генетически своего, родного ребенка, для некоторых бесплодных пар.

Некоторые женщины не могут зачать в силу каких-либо причин, выносить плод, либо это представляет опасность для их здоровья. Рассматриваемый способ дает им шанс познать радость материнства.

Его сторонники воспринимают данное действие как осознанный шаг со стороны суррогатной матери и принятие всех рисков, связанных с этим процессом. Такая женщина может получить удовлетворение от осознания пользы, приносимой обществу, а также улучшить материальное положение, получив денежное вознаграждение за услугу.

Плюсы и минусы

Чтобы определить для себя целесообразность проведения такой процедуры, надо ознакомиться с положительными и отрицательными сторонами вопроса.

Плюсы суррогатного материнства – причина его популярности среди посетителей центров планирования семьи и клиник:

  • оно во многих случаях является единственным шансом обрести родного ребенка: уже тысячи семей воспитывают своих детей, рожденных при помощи суррогатной матери;
  • рожденный ребенок несет гены своих родителей;
  • для вынашивания плода выбирается здоровая женщина, что сокращает вероятность отклонений, выкидышей, сложностей при родах;
  • суррогатная мать добровольно предлагает свои услуги, без принуждения;
  • здоровью настоящей, генетической матери, ничего не угрожает.

Минусы суррогатного материнства также должны быть учтены, ведь иногда они являются препятствием к выбору именно этого метода:

  • стоимость процедуры достаточно высока, далеко не каждая семья может себе позволить такие траты. Средства уходят не только на оплату услуги суррогатной матери, но и на ее обеспечение в период вынашивания плода, услуги врачей, здоровое питание и прочее;
  • есть риск, что суррогатная мать может не отдать родившегося ребенка, аргументируя это тем, что у нее проснулись материнские чувства. Чтобы избежать этого, процедура оформляется юридически и учитываются все нюансы;

  • может быть и такое, что генетическая мать отказывается от своего ребенка, выношенного другой женщиной. После распада семьи он остается никому не нужным и отправляется в приют.

Вот здесь, конечно, история сложная. Вы, наверное, заметили, как легко я советую быстро уйти из отношений, когда нет детей, и как я начинаю осторожничать, когда дети есть. Дело не только в моем чадолюбии, вообще иное поле отношений, когда есть общие дети, другая ответственность, другое распределение сил. Как-нибудь постараюсь описать различия.

Здесь ситуация не пары с детьми касается. Все более запутанно. Я прокомментирую, вы тоже подключайтесь.

jazzyradio

"Здравствуйте, уважаемая Эволюция!

На самом деле я пишу Вам повторно, хоть я и знаю, что Вам присылают много писем.

Ни в коем случае не стала бы писать повторно об одном и том же, но моя ситуация из первого письма сейчас довольно сильно поменялась и я буду очень признательна, если смогу услышать Ваше мнение.

Вкратце, у меня была ситуация с мужем и решением о ребенке: в силу состояния здоровья мы решили попробовать родить с сурмамой, но когда перенос эмбриона почти должен был состояться вскрылась проблема. (Она была на самом деле довольно долго, но мы плохо пытались ее исправить, а перед решением о ребенке она особо обострилась)."

Это всегда происходит почти, в 9 из 10 случаев перед подобными мероприятиями возникают разногласия, всплывают или обостряются, а в некоторых случаях даже на пустом месте появляются. Люди как бы стоят перед новым этапом жизни и готовятся брать ответственность, и крыша может ехать. Обычно - у мужчин. Женщины, как правило (как абсолютное правило почти) внутренне уже в процессе, а мужчине - на старте. Не знаю, утешит ли вас эта мысль, что ваша ситуация типична.

"Муж завел разговор о том, что у нас с ним много разногласий, его многое раздражает во мне, часто хочется побыть одному, уехать от меня куда угодно, в таком состоянии он сказал точно не стоит думать об общих детях.

С другой стороны он мучился с этим решением несколько суток, то говорил, что мы с ним очень похожи, что мы многое понимаем друг о друге (у нас обоих проблемы со здоровьем довольно сложные), что более подходящего по духу человека может и не встретить, говорил, что очень хочет детей и возможно это единственный шанс вырастить ребенка - тк время идет и здоровье не становится лучше, он знает, что я буду любящей матерью, а пока он найдет другого человека, с которым захочется и получится построить семью и родить детей, может быть уже поздновато.

Я так понимаю, он меня не любит уже, но по привычке пытается с одной стороны держаться за какие-то хорошие моменты, потом вспоминает о раздражении и не хочет быть со мной..."

Скорее он боится ответственности. Но, конечно, это говорит о том, что в любви своей он не уверен.

"Накануне переноса эмбриона он, так и не приняв решения, пообещал мне хорошенько еще раз все обдумать и сказать вечером.

Вечером он не позвонил, перезвонила я и сказала, что надо решать, и мол, что это он не может глядя мне в глаза принять решение, а где-то ездит.

Он приехал.

Предложил заморозить эмбрионы, "на полгода-год", чтобы мы пожили отдельно и если решим сойтись потом, то тогда снова затеять все с сурмамой (на этот момент сурмама уже жила в нашем городе и была готова к процедуре.)

Я сказала, что такое надо было раньше обдумывать, что теперь уже не хочу отступать, что если он не хочет детей, для меня это один из немногих шансов, я все подготовила, нашла сурмаму, все организовала и теперь на финишной прямой хочу попробовать - если не приживется, сразу уйду, а если приживется, пусть думает, надо ли ему быть вместе с нами, а если нет, то готова воспитывать одна (причем клетка - донорская, то есть био родитель только он)."

А какой смысл тогда в такой сложной и дорогой процедуре? Иметь ребенка от мужчины, который бросил вас в таких обстоятельствах и от суррогатной матери? Может быть лучше как-то иначе получить ребенка, благо на неродного биологически вы согласны?

"Тут выяснилась занятная подробность (я и раньше знала, что отец мужа был против сурмамы и говорил ему, что можно родить со здоровой женщиной и не надо со мной связываться, мама мужа наоборот была на моей стороне). Но тут оказалось, что есть еще люди, которые в курсе и кто-то даже предлагал ему родить ребенка.

Сказать, что я была обескуражена - ничего не сказать - это же только лично его и мое дело, никто не переживал нашу ситуацию и я была вне себя от гнева, что кто-то имеет право такое говорить (интересно, ведь такие вещи не говорят малознакомым людям, значит там явно интерес...). Не буду рассказывать подробнее, о чем мне рассказал в свете этого муж, думаю, остальной его рассказ о тех словах был правдой, за что наверное ему спасибо."

А вы поставьте себя на место мужа. Вы можете иметь детей, с этим нет проблем, вы не любите супруга или сомневаетесь, что любите. Зачем вам связываться с суррогатным материнством? Представьте себя в его условиях.

"Он сказал, что думал, что такие слова не будут мешать ему принять решение о нашем эмбрионе, но оказалось, что мешают.

Потом еще полдня он сомневался, потом сказал - ок, давай подсадим эмбрион, тк время идет, жизнь идет, но ты должна понимать, что я могу уйти. В общем на данный момент ситуация такова: я живу в его квартире (где мы и жили еще до брака), у меня есть своя квартира (там живут жильцы), муж пока кочует от товарища к отцу и обратно (я спросила его - может, я вернусь в свою квартиру? на что он ответил, что если бы сразу так хотел, то попросил бы меня съехать).

Чего ждет по его словам он: он ждет результата подсадки эмбриона, а мне не очень понятно, почему надо этого ждать: если не получилось, я так понимаю, он скажет мне - поезжай к себе домой.

Если получилось - он мне вроде тоже ясным текстом сказал, что еще не определился и может уйти, то есть чего мне ждать сейчас неясно.

И очень хочется взять инициативу в свои руки - особенно после истории про "рожу тебе ребенка".

Конечно вам нужно взять инициативу в свои руки. Тем более, что он все уже сказал, это только кажется, что он в раздумьях. На самом деле он сказал так: не получится ребенок, уходи, а если получится, я буду ему отцом, но жить с тобой скорее всего не буду.

Это его решение на данный момент. Оно может измениться впоследствии, но, как и в случае всех минусов, чем больше вы сидите у его ног в ожидании милостыни, тем больше ваш минус и его желание уйти.

"Но я оооочень боюсь, я примерно понимаю что там за процессы у меня в голове идут. Боюсь, что он меня точно не любит и не захочет вернуть, хотя внутренний голос говорит мне:"Давай уезжай, бери инициативу, возможно так ты хотя бы не проиграешь". Я очень, очень хочу обыграть его, (возможно это очень глупое желание, но я хочу выйти победителем).

Но не могу решиться, не могу решить, дожидаться ли результата подсадки и потом уже валить, зная ответ на вопрос о ребенке, или уйти сейчас, чтобы он почувствовал, что может потерять тот стул, на котором хочет усидеть.

О чем бы я попросила Вас - так это наверное если бы Вы помогли мне проанализировать все со стороны, а то изнутри все слишком эгоистично, неправильно и страшновато....

Большое спасибо за блог, наверное мои мозги плохо встают на место, но хотя бы задумываются о нужном месте порой"

Я считаю, что вам нужно уйти.

Если вы очень хотите продолжать историю с суррогатным материнством и вариант (на мой взгляд наиболее рациональный) отказаться от этого эмбриона не рассматриваете (имеете все материальные возможности на всю эту операцию и на воспитание младенца), тогда красивей, честней и правильней просто уйти, сказав ему, что в любом случае (получится или нет) не хотите быть с ним вместе, хотя любите его, но поняли, что он не любит, поэтому освобождаете его для новой жизни и не хотите, чтобы чувство вины и долга его держало с вами.

Это наиболее выигрышный ход. Причем, не дожидаясь результата, это важно. Вы выигрываете самоуважение, вы, однозначно, выигрываете его уважение, вы, возможно, выиграете и его любовь, но для этого ему нужно побыть одному в уверенности, что вы не трогаете его и даже вернуть вас будет сложновато. Тогда его влечение может вернуться и вырасти, но это неизвестно, а вот про уважение его известно точно, оно станет больше.

В любом случае только вам принимать это сложное решение. Успехов.