Сценарий игровой программы с участием родителей в младшей группе детского сада. Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава? Основные принципы работы клуба

Ирина Смирнова
Весёлые игры с родителями

Программное содержание :

1. Способствовать укреплению эмоционально-положительных отношений в семье, а также укрепить взаимосвязь между семьей и д/садом.

2. Закрепить знания детей о режиме дня, валеологические знания, а также понятия

3. Закрепить основные движения : виды ходьбы (по ограниченной площади опоры, с перешагиванием через препятствия, змейкой, пролезание в обруч, имитационные и танцевальные движения.

4. Развить быстроту и ловкость, внимание и мышление, творчество и воображение.

5. Воспитать чувство здорового соперничества в единстве с добрым отношением друг к другу.

Предварительная работа :

1. Беседы о режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление понятий : фрукты-овощи, плоды, геометрические фигуры.

2. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Весёлая зарядка » (из мультфильма «Зарядка для хвоста» , «Воспи-питание» .

3. Обучение пролезанию в обруч в движении.

4. Пропаганда знаний среди родителей о здоровом образе жизни и необходимости совместных физкультурных досугах в детском саду.

5. Подбор настольно-печатного материала.

Инвентарь :

Кегли, два обруча большого размера, четыре модуля, два зонта, две пары обуви большого размера, 2 мольберта и 2 фломастера.

Две команды (дети с одним из своих родителей ) входят в зал под спортивный марш.

ВЕДУЩИЙ :

ПАПА, МАМА + ДВИЖЕНИЕ

И В СЕМЬЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ.

ВСЕМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,

ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ПРИЯТНО.

Ребята давайте расскажем и покажем вместе с вашими родителями как интересно вы живете в детском саду. Согласны? Тогда я предлагаю начать спортивную игру «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» с разминки : «Кто дружнее и быстрее придумывает название команде» .

Действие - Команда произносит свое название дружно и вместе

Всем знакома ситуация, когда утром вы с ребенком спешите в детский сад.

Эстафета «НЕ ОПАЗДАЙ В ДЕТСКИЙ САД» .

Действие – под зонтом, который держит взрослый, ребенок передвигается в большой обуви (папины тапки) до ориентира и обратно.

Если вы вовремя пришли в детский сад, то день у вашего ребенка начнется с зарядки, которую ребята сейчас вам покажут.

ТАНЕЦ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (песня из мультфильма «Зарядка для хвоста» )

Затем время для проведения водных процедур.

Эстафета «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ» .

Действие – ребенок двигается до ориентира наступая только на мягкие модули, которые ему подкладывает взрослый на каждый шаг. На ориентире ребенок выбирает нужную карточку-запрещение показывающую недопустимые действия : при умывании, при еде, при чтении книги. Обратно ребенок бежит с выбранной карточкой, а взрослый с мягкими модулями (передает на финише модули следующему участнику) .

После умывания – завтрак, а воспитание детей проходит в течении всего дня, о чем следующая песня «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» .

ТАНЕЦ «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» (Сборник Л. А. Бурениной)

(Для танца дети строятся в шеренгу перед родителями ) .

После завтрака – разные интересные занятия.

Сегодня проведём комплексное занятие, в котором надо показать знания по математике, рисованию и физкультуре.

ЭСТАФЕТА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Действие – взрослый до мольберта прокатывает большой обруч, в который ребенок пролезает по ходу движения, рисуют соответственно большого и маленького человека и бегом обратно.

После занятий наступает любимое время – прогулка, на которой можно поиграть в подвижные игры :

ВЫШИБАЛЫ (МЕДВЕЖЬИ) – дети играют без родителей .

ДОГОНИ МЯЧ – дети с родителями по кругу передают 4 (5,6) мяча.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА – народная игра, проводится с родителями .

А что дети делают после прогулки?

ЭСТАФЕТА «ПРИГОТОВЬ НА ОБЕД ВИНЕГРЕТ И КОМПОТ» .

Действие – бег змейкой до ориентира, обратно по прямой, принести на пластмассовой тарелке соответственно фрукт или овощ.

Тем временем у родителей :

КОНКУРС КАПИТАНОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ :

Для мам – кто быстрее очистит яблоко?

Для пап – кто быстрее съест это яблоко?

Наступает тихий час – звучит спокойная музыка, команды готовят задание «ПОКАЖИ СВОЙ СОН»

Действие – имитационными движениями без слов показать русскую народную сказку, например «Колобок» или «Репка» - отгадывает команда соперников.

После сна и полдника наступает время для спокойных игр.

ЭСТАФЕТА «НЕ ЗАЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК»

Действие – тихая ходьба до ориентира и обратно через препятствия с колокольчиком в руке, на ориентире необходимо положить одну карточку настольно-печатной игры .

ОЦЕНКА ЖЮРИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ СЛОВО И РУКОПОЖАТИЕ КОМАНД.

ОЧЕНЬ РАДА Я ЗА ВАС СЕГОДНЯ

И СОВЕТ ТАКОЙ ВАМ ДАМ :

ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!

БУДЬТЕ В ДРУЖБЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ

ПАПЫ, МАМЫ, ДЕТИ.

ВОЗДУХ, СПОРТ И ВИТАМИНЫ

ВСЕМ НУЖНЫ НА СВЕТЕ.

А ЗА ПРАЗДНИК НАШ ВЕСЕЛЫЙ

Я ВАС ВСЕХ БЛАГОДАРЮ,

СВОЙ ПОДАРОК ВИТАМИННЫЙ

НА ЗДОРОВЬЕ ВАМ ДАРЮ!

Награждение фруктами. Выход команд под весёлую музыку .

Цель родительского клуба: содействовать формированию позитивного родительства, вовлечению матерей и отцов в образовательный процесс.

Задачи: способствовать повышению ответственности, осознанию родителями своей особой роли в воспитании детей, в защите их прав и интересов; создавать условия для живого обмена мнениями, опытом семейного воспитания детей; способствовать развитию коммуникативных навыков участников, расширению круга общения с другими семьями.

Ход заседания

Ведущий (В.). Сегодня в нашем зале есть мамы, дети которых родились в этом месяце. Поприветствуем их!

…Поприветствуем мам голубоглазых детей!

…Эти аплодисменты звучат для счастливых обладательниц дочурок!.. и сыночков!

…Поприветствуем тех, у кого это ещё пока первый ребёнок!

…Поднимитесь, пожалуйста, те, у кого самые замечательные дети!

…Дорогие родители, вы так тщательно выбирали имена своим крохам, что их не перепутать. Но, несмотря на это, у нас две Даши! Поприветствуем их мам!

…Встречаем мам, детям которых ещё не исполнился годик!

…Аплодисменты для тех семей, у которых дети - самые любимые, желанные, дорогие и самые счастливые!

Выступление детей старшего дошкольного возраста (по выбору музыкального руководителя).

В. Итак, приглашаем вас в наш клуб!

Сегодняшняя наша встреча посвящена самому ценному, самому важному, самому дорогому в жизни каждого человека - семье.

Консультация «В кругу семьи рождается душа».

В. Что значит слово «семья»?

Об этом не сразу узнала Земля…

Решили Ева, Адам пожениться,

Дом построить и обжиться,

И перед свадьбой сказал Еве Адам:

Я тебе семь вопросов задам.

Ответь мне, пожалуйста, ничего не тая,

Жена моя будущая, радость моя,

Кто деток родит и кто воспитает,

Всем пищу сготовит, бельё постирает,

Одежду сошьёт и меня приласкает,

Наполнит теплом уютный наш дом?

Ответь мне скорее, богиня моя!

И Ева ответила: «Я, я, я, я, я, я, я…»

Так на Земле появилась «семья»!

Очень важно понять, что ребёнок изучает большой мир через свою маленькую семью. Родители - создатели семьи. Они отвечают за всё, что в ней происходит. Быть родителем нелегко, это вечный труд, наполненный радостями и огорчениями, это самоотдача и самопознание… Но есть ли более великое предназначение, чем вырастить хороших детей, продолжить в них свою жизнь? Немало родителей тратят свою энергию, силы, время на обретение материальных благ, чтобы «было, что оставить детям», «чтобы им жилось лучше», но нет большего богатства, чем здоровая, благородная душа ребёнка и искренняя любовь к родителям, его родивших и воспитавших. Такая душа рождается в любящей семье…

Семья - первая «мастерская», откуда ребёнок попадает в общество. Важно, что узнает он в этой первой «мастерской», ведь каждый из нас вырос таким, каким нас воспитали в семье.

Интерактивная игра «Корзина незаконченных предложений».

Участники игры по очереди заканчивают предложения.

  • Радость в моей семье - это…
  • У меня бывает хорошее настроение, если…
  • Самым интересным в моём ребёнке я считаю…
  • Ребёнок для меня - …
  • Когда моему ребёнку грустно, то…
  • Семейная жизнь без детей - …
  • Мой ребёнок радуется, когда…
  • Мой ребёнок растёт, и я…
  • В нашей семье самый главный человек - это… И т.д.

Информационный модуль «Правовые аспекты».

В. Ребёнок приходит в этот мир с правом жить в семье. А мы, родители, с момента его рождения несём ответственность за его будущее. Малышу очень важно ощущать себя оберегаемым вниманием родителей и других взрослых, твёрдо верить, что, если он сам не в силах преодолеть трудности, то взрослый всегда придёт ему на помощь, не оставит одного в огромном мире. Как вы думаете, что значит «семья» для ребёнка? Какой смысл вкладывает каждый из вас в это понятие? (Ответы участников.)

Давайте попробуем составить логическую цепочку слов на данную тему. Это может быть одно слово или высказывание, которые будут характеризовать позитивную сторону семьи.

Забота - внимание - ласка - опека - уход - игра - колыбельная - нежность - кров - улыбка - здоровье - и т.д.

Каждое слово звучит как дополнение к предыдущему, а все вместе - это планета под названием «Счастливое детство». Но есть и другая планета.

Дети на этой планете

Всё чувствуют острее,

Смеются чуть потише,

Взрослеют чуть быстрее.

Это планета «Беззаботных родителей». Тема ответственности родителей за детей очень актуальна в наши дни. У нас тысячи детей, которые нуждаются в государственной защите. Их необходимо временно направлять в социальные приюты из-за невыполнения их отцами и матерями своих родительских обязанностей.

Лучше бы её не было - этой планеты. Но она, увы, есть. И живут на ней дети, и верят, что их мамы и папы станут добрыми, заботливыми и заберут их в семью. Ведь что мы без своих детей? На этот вопрос мы нашли ответ в замечательном стихотворении.

Что мы без них?

Опадающий лист,

Время отживший своё?

Или космический посланный миг, не заронивший зерно?

Кто мы без них?

Без тепла и забот,

И затаённой мечты,

Без всепрощения своего или без их мечты.

Бескрылые птицы, костры без огня

Мы без своих детей,

Серая сумрачность без конца,

Осень без ясных дней.

Не «продолжение наше»

Они и не «опора» - нет!

Дети - чудо, пришедшее в жизнь,

Чтобы её сберечь.

В шёпоте росных трав

Кто мы без них, без их тепла?

Как же они без нас?

Охрана материнства и детства является приоритетом социальной политики нашего государства. И если отвечать на вопрос, кто в первую очередь отвечает за воспитание детей - государство, семья, школа, детский сад, мы говорим: семья!

Родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Мини-тренинг «Уметь любить ребёнка».

В. Каждого человека всю его жизнь спасает, хранит и бережёт родительская любовь. Но как же тернист, нелёгок родительский труд! Детям больше всего на свете необходима любовь. А многие родители, искренне желая дать её своим детям, не знают, как эту любовь проявить. У большинства имеется примерное представление о том, что ребёнку необходима пища, дом, одежда, образование, помощь, забота и многое другое. Всё это обеспечивается по мере возможности, всё, за исключением безоговорочной, безусловной любви. Хотя любовь и переполняет сердце почти каждого родителя, задача заключается в том, как выражать эту любовь постоянно, чтобы у ребёнка не появлялись сомнения относительно того, любят его или нет. Воспитание, влияние на ребёнка строится только на любви.

Игра «Эстафета».

Поочерёдно, передавая куклу, родители кратко сообщают о том, каким бы они хотели видеть своего ребёнка в будущем.

В. Как вы считаете, хватает ли детям вашей любви и внимания? Всегда ли эта любовь в меру? Где найти золотую середину, как сочетать любовь к ребёнку и требовательность? (Ответы участников.)

Интерактивная игра «Как общаться с ребёнком».

Ведущий вносит воздушные шары с «острыми» вопросами.

В. В шарах - «острые» вопросы, на которые вы попытаетесь ответить. Для этого необходимо выбрать любой шар, проколоть его, достать записку с вопросом и ответить на него.

Вопросы в шарах:

  • До какого возраста ребёнка родители должны подчиняться и угождать ему? Почему?
  • Можно ли употреблять фразу «Ты плохой мальчик (плохая девочка)»? Почему?
  • Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз? А в присутствии посторонних или в кругу родственников? Почему?
  • Следует ли просить прощения у ребёнка, если виноваты вы? Почему?
  • Что должно быть раньше: дисциплина или установление добрых отношений? Почему?

Задание «Свод правил для родителей».

В. Представим, что нам поручили составить свод правил для родителей, которые начинались бы со слов «нельзя» и «нужно». Каждый из вас сейчас напишет несколько таких правил. (Участники выполняют задание.)

Незаметно прошло время. Мы так много говорили о нас и наших детях, что даже успели соскучиться. Дорогие родители, у нас для вас есть небольшой сюрприз - письма от ваших дорогих малышей.

Родителям вручают письма.

Рефлексия «Закончи предложение».

Участники выполняют задание.

  • Сегодня меня приятно удивило…
  • Сегодня мне хотелось бы сказать…
  • Ещё хотелось бы узнать…

В. Дорогие родители! Наша встреча подошла к концу. Пусть ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей. Семейного вам счастья и до новых встреч в нашем родительском клубе!

Выбор игрового задания напрямую зависит от тех целей, которые хочет достичь воспитатель в общении с родителями своих подопечных. Некоторые игры них применяются только со взрослой аудиторией, в другие играют родители и дети вместе.

Можно назвать следующие цели использования игры на родительском собрании.

  • Развивать навыки, умения в выражении вербальным или невербальным способами своих чувств, переживаний, эмоций.
  • Формировать уверенность взрослых и детей в том, что они любимы.
  • Формировать близкие отношения между взрослыми и детьми, учить умению понимать и принимать чувства, точку зрения другого человека, сопереживать друг другу.
  • Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
  • Обучать родителей и детей равноправному стилю общения.
  • Сплотить родителей группы для совместной деятельности в дальнейшем. Настроить их на конструктивную работу.
  • Создать непринуждённую атмосферу.
  • Познакомить родителей группы между собой, объединить их, снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать творческое мышление, воображение родителей.
  • Сформировать положительный настрой на собрание.
  • Создать комфортную обстановку для всех участников собрания.
  • Улучшить настроение участников родительского собрания, активизировать родителей группы.

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя - движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Игры на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

Мяч радости

Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.

Броуновское движение

Все играющие встают в помещении произвольно, глаза закрыты. По сигналу ведущего все начинают движение (в любом направлении), говорить при этом нельзя. По сигналу играющие останавливаются, открывают глаза.

Второй этап играется также, но игрокам теперь нужно жужжать. По сигналу все останавливаются, открывают глаза.

После проведения упражнения его обсуждают.

  • Какие впечатления возникли на первом и втором этапе игры?
  • Что не давало двигаться свободно?
  • Как получилось избежать столкновения?

При подведении итогов упражнения уместно провести аналогии между впечатлениями, возникающими в игровой ситуации, и впечатлениями, когда человек знакомится с группой новых людей или попадает в незнакомую ситуацию. Подобная аналогия позволяет понять, почему у людей возникает тревожность, страх при общении с другими людьми. Неуверенности чаще возникает у людей, которые концентрируются в большей степени на своих ощущениях, чем на тех, кто рядом.

Играющие становятся или рассаживаются по кругу. Каждый поочередно говорит, на какое явление природы, время года или предмет похоже его настроение и объясняет, почему.

Коробка эмоций

В этой игре воспитатель предлагает родителям сложить в «коробку эмоций» их впечатления, переживания, эмоции, связанные с вопросом, который обсуждается на собрании.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Проблемные игры

Другая рука

Воспитатель даёт на собрании родителям задание. Написать левой (если человек правша) или правой рукой (если он левша) предложение: «Я люблю свою (своего) дочь (сына)».

В ходе анализа ситуации нужно понять, насколько трудно выполнить это упражнение и провести аналоги. Между игрой и тем, как ребёнку трудно научиться чему-то новому, когда у него ещё не сформировано это умение.

5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Воспитатель заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Надеемся, подборка наших игр поможет педагогу разнообразить родительские собрания в детском саду или школе, сделать их общении с родителями более интересным, менее формальным.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. И, именно родители оказывают самое большое влияние на его развитие. Создание единого пространства развития ребенка необходимо поддерживать как в детском саду, так и в семье. Следовательно, важной задачей дошкольного учреждения является установление партнерских отношений детей и взрослых через совместную деятельность.

С 2006 года МОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 355” города Омска принимает участие в экспериментальной работе по реализации программы “Из детства в отрочество”.

Работа в опытно-экспериментальном режиме предполагает внедрение и апробацию нетрадиционных форм работы с семьей. Мы считаем наиболее эффективными те, в основе которых лежит детско-родительское взаимодействие. Формирование традиций группы заложено в содержание программы, и представлены они следующим образом:

Понедельник – “Утро радостных встреч”.

Цель. Создать положительный эмоциональный настрой дошкольников на неделю.

Среда – “Сладкий час”.

Цель . Формирование культуры поведения за столом, закрепление сервировки праздничного стола и развитие дружеского общения в системе “Педагог – ребенок – родитель”.

Во второй младшей и средней группе это была самостоятельная традиция, направленная на ознакомление детей с этикетными нормами, традициями русской культуры. Для проведения “Сладкого часа” придерживались разработанных программой критериев: эстетическое обеспечение, высокая культура и образец применения этикетных правил воспитателем. Родителями группы были приобретены красивые чайные пары, блюда для выпечки, розетки для варенья. Совместно с детьми была изготовлена праздничная скатерть. Угощение для всех готовили дома или совместно с воспитателем в группе. Данная традиция

имеет музыкальное сопровождение, а ее обязательный элемент – познавательный рассказ взрослого (этикетные правила, традиции русской культуры). На “Сладкий час” приглашаются как родители, так и сотрудники ДОУ, которые закрепляют с детьми знания о профессиях и угощают детей своими кулинарными изделиями.

Со старшей группы “Сладкий час” объединился с традицией “Встречи с интересными людьми”.

Цель. Знакомство с трудовой деятельностью (профессиональной, домашней, хобби), создание условий для совместной детско-родительской деятельности.

На I-м этапе мы знакомили детей с сотрудниками детского сада, проводили беседы о трудовой деятельности этих людей. Результатом этих бесед явилось создание альбомов “Все работы хороши” и папки-презентации для родителей “Давайте познакомимся”, где сотрудники детского сада представлены не только как профессионалы, но и как интересные люди.

На II-м этапе стали приглашать на встречи родителей, считая, что наиболее интересными для ребенка будут эмоционально близкие люди. В основе формирования традиции на этом этапе лежит детско-родительское взаимодействие. Именно поэтому мы изменили структуру, предложенную авторами программы, и создали свою:

  • первоначально выбирается тема встречи и разрабатывается в течение 1,5–2 недель, т.е. проводится предварительная работа: это – организация выставок “Мир моих увлечений”, “Что такое красота?”, выполнение творческих заданий “Мир театра”, “Истории старых вещей” и др.;
  • в назначенный день с детьми проводится итоговая беседа по разрабатываемой теме, представляются творческие задания;
  • приглашаются в группу и представляются родители, которые рассказывают о своей трудовой деятельности, сопровождая рассказ показом познавательных фильмов, фотографий, коллекций, предметов-помощников в профессиональной деятельности;
  • проводится совместная детско-родительская деятельность (украшение скатерти с мамой – дизайнером, изготовление модели дороги с папой – автолюбителем, приготовление торта и фруктового салата с родителями – профессиональными поварами и т.д.);
  • родители оценивают деятельность детей в своих подгруппах;
  • воспитатель дает оценку встречи и делает вывод: “Какие интересные люди были сегодня у нас в гостях”;
  • все вместе накрывают на столы, и проводится “Сладкий час”.

Четверг – “Познавательные игротеки”.

Цель. Через взаимодействие с семьями воспитанников закрепление знаний по разделам программы в игре.

Проведение игротек предполагает два варианта.

I-й вариант – в течение 20–30 минут (в зависимости от возраста детей) детям предлагаются знакомые игры по разделам программы.

II-й вариант – в группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами.

Введение традиций “Игры напрокат”, “Игры в гости к нам” – неотъемлемая часть “Познавательных игротек”. Дети приносят из дома игры по различным направлениям и в течение определенного времени знакомят товарищей с их содержанием. Отработка правил, направленных на бережное отношение к игре и игрушке позволила на выходные бать их домой.

Пятница – “Театральная пятница”.

Цель . Развитие творческих способностей, умения взаимодействовать через театрализованную игру, формирование артистических навыков.

Проходит “Театральная пятница” в два этапа.

На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.

На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.

В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами.

Однако, как показывает опыт работы, одной театральной пятницы в неделю для достижения цели, недостаточно. И мы стали включать театрализованные игры и упражнения в различные виды деятельности, а поиск нетрадиционных форм работы с семьей подтолкнул на идею проведения детско-родительских праздников.

Традиционными стали новогодние детско-родительские праздники , ежегодные “Взрослые и дети”, “Вот и стали мы на год взрослей”.

Цель таких праздников – привлечение родителей к сотрудничеству и предоставление им большего общения с детьми.

Сценарии составлены так, что у детей есть свободный доступ к общению с родителями, так как взрослые являются непосредственными участниками праздника. Это – помощь в играх, совместное исполнение номеров, посадка по периметру зала, обеспечивающая взаимодействие взрослого и ребенка.

В организации и проведении праздников придерживаемся следующих правил:

  • разнообразие содержания;
  • включение игровых, музыкально-театральных заданий для детей и родителей;
  • содержание работы с детьми доступно и в домашних условиях.

В 2006 году на базе Центра развития ребенка организована театральная студия “Веснушки”, а детско-родительская театрализованная деятельность позволила родителям принять участие в ее работе и пополнить состав (15 человек).

Результат работы студии:

  • участие в работе V-го Областного педагогического марафона;
  • призеры городского конкурса на лучшую новогоднюю и рождественскую программу 2009, 2010 гг.;
  • участие в муниципальных, региональных семинарах и конференциях.

В 2010 году закончена практическая часть экспериментальной работы, и мы можем говорить о том, что формирование традиций группы через взаимодействие с семьей способствовало укреплению отношений в системе “ребенок – воспитатель – родитель”. Улучшилось детско-родительское взаимодействие не только со своим ребенком, но и с детским коллективом, а у детей, чувствующих понимание и поддержку взрослого, повышается уверенность в себе, своих силах, что пригодится для успешного обучения в школе.

Оборудование: детские шумовые инструменты: бубны ложки, погремушки; большой лист белой бумаги, гуашь.

План подготовки: разучить песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова Когановой, музыкальную игру на музыку И. Гайдена «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и младших школьников “На лугу”»), песню «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.)

(Зал украшен бумажными цветами, шарами, дети сидят на стульчиках.)

Ведущий:

Как у наших, у ворот,

Нынче все наоборот.

Мы не будем здесь учиться,

Будем петь и веселиться.

Будем в игры играть,

Танцевать и рисовать.

Ребята, вы хотите играть? Но для игр надо выбрать подходящее место. Давайте придумаем свой город и назовем его «Играй-город». В нем будут улицы, переулки, площади, сады и парки. В отличие от обычного города, в нем можно играть везде и всем: и детям, и взрослым. Ну что, согласны отправиться в такой город? (Ответы детей.). Попасть туда можно лишь на ковре-самолете. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Полетели! Приземляемся в лесу, который окружает наш город.

(Дети исполняют песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова А. Когановой.)

Лес у нас не простой, он заколдованный.

(Музыкальная игра на музыку И. Гайдна «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и мл. школьников «На лугу»». Проводится с детьми, затем с детьми и родителями.)

Вы хорошо поработали, расколдовали всех животных и птиц, но осталась одна птичка, которая хочет с вами поиграть.

Игра «Веселая ворона»

Веселая ворона сидела на сосне,

Веселая ворона приснилась мне во сне.

Она сказала: «Мяу», потом сказала: «Хрю».

Потом она сказала: «Красиво говорю».

Потом она звенела, как тысяча звонков.

Потом она гудела, как тысяча гудков.

Потом она скрипела, как тысяча ворот.

Потом она взлетела хвостом наоборот.

И тут же превратилась в прекрасный красный шар,

На землю опустилась и закричала: «Кар-р-р».

(Дети интонационно выразительно рассказывают стихотворение, четко проговаривая звуки и сопровождая каждую фразу пластическими движениями рук.)

Ведущий: Вот мы и пришли к воротам нашего города. На улицах города надо быть очень внимательными.

(Игра «Будьте внимательны». Дети повторяют за педагогом движения, ориентируясь на голосовые команды.)

Давайте проедем в волшебном автобусе. Садитесь прямо, руки лежат на коленях. Отправляемся в путь. Посмотрите направо, какое высокое здание. Посмотрите налево, какая широкая река, а справа вверху светит яркое солнце, слева внизу растут прекрасные цветы. Куда мы приехали, догадайтесь сами.

Игра со словом «Доскажи словечко»

На ветке не птичка

Зверек-невеличка.

Мех теплый, как грелка,

Кто же это? (Белка.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной - ... (медведь).

В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит... (крокодил).

Хобот длинный, пасть с клыками

Ноги кажутся столбами.

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это? (Слон.)

Ведущий : Вы догадались, где можно встретить всех этих животных в нашем городе? Конечно, это зоопарк.

(Подвижная игра с участием родителей «Птички в гнездышке» (См. С.Н. Чистякова «Психогимнастика»).)

В нашем зоопарке в самом центре большая клумба, а на ней столько много красивых цветов. Хотите на них посмотреть?

(Исполняется песня «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.) Вот в этом домике живут слоны и они все время передвигаются. Нам нужно их посчитать. Давайте попросим родителей помочь нам.

(Игра с родителями «Посчитай слонов». Ведущий читает стихотворение М. Пляцковского.)

Слонялся долго в джунглях слон,

Ломая зарослей заслон.

Бедняжка утомился

И к пальме прислонился.

Сколько слонов спрятано в этом стихотворении? (Ответы родителей.) Сейчас мы пройдем по улице Внимания, где жители очень любят играть в различные игры, одна из них называется «Лови ладошку».

(Проводится игра «Лови ладошку. Дети стоят по кругу, водящий в центре.)

Дети (хором):

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

(Ha каждую фразу дети поочередно показывают ладони.)

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол.

Ну, а пятый не зевал

И пирог у них украл.

(Водящий должен поймать одного участника игры, который занимает его место.)

Ведущий: Теперь мы отправимся на концерт и вы услышите польку на музыку Александрова в исполнении детского шумового оркестра.

(Выступление шумового оркестра.)

Замечательный у нас получился город, но его можно сделать еще красивее. Давайте нарисуем в нем прекрасные деревья.

(Дети рисуют листья на деревьях приемом приложения ладоней.)

К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо играли, и у нас все получилось. Вы догадываетесь почему? Потому, что мы все делали дружно.