Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения» материал на тему. Родительское собрание для начальных классов на тему: "Детская агрессивность, её причины и последствия" Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения

Родительское собрание

«Детская агрессия»

Цели собрания:

1 .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Детская агрессия»

Цели собрания:

1 . обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Участники: классный руководитель, родители детей класса, школьный психолог.

Организация родительского собрания:

  • подготовка приглашений для родителей;
  • анкетирование;
  • разработка сценария собрания;
  • подготовка памятки для родителей;

2 слайд Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

Проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

Душевной боли….

Эрих Фромм

Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

  1. Слайд

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

4 слайд

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки), вербальной (нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

  1. Слайд

Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

6 слайд

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение ? Семья помогает ребенку:

  • преодолеть трудности
  • использует в своем арсенале умение слушать ребенка
  • включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд .

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

  1. слайд

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

9слайд

Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;
  • объяснено ребенку;
  • оно суровое, но не жестокое;
  • оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества. Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

11 слайд

Причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

12 слайд

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

13 слайд

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. При подготовке к родительскому собранию мы провели исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами.

заключение

Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свом причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.

Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Возможно, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

14 слайд

Вот несколько советов:

  • Учитесь слышать своих детей.
  • Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

(Памятки для родителей)

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Мысленно вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются, представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется если,

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со свом ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

VII. Решение собрания.

  1. Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  2. Делать установку на положительные эмоции.
  3. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

Человек обладает способностью любить и может найти применение своей способности любить, но способен он и ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли... Эрик Фромм

Агрессия- действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Проявления агрессии физическая вербальная аутоагрессия Виды агрессии инструментальная враждебная

Причины детской агрессии (семейная ситуация) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения

В воспитании можно выделить две пары важных признаков: Расположение Семья помогает ребенку: а) преодолеть трудности; б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие а)стимулирует детскую агрессивность б)ребенок устраняется от общения в)присутствует одиночество, г)отсутствует желание общаться

Огромное значение имеет поощрение: Словом Взглядом Жестом Действием

Анкетирование (поощрение)

Очень значимо для человека и наказание, если: Оно следует немедленно за проступком; Объяснено ребенку Оно суровое, но не жестокое; Оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Анкетирование (наказание)

Причины проявления детской агрессии связаны с семьей: Постоянные ссоры родителей Физическое насилие родителей по отношению друг к другу Грубость и хамство, унижение Желание видеть друг в друге только плохое Это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии

Условия предотвращения агрессивного поведения: Требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку; Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено.

Средства массовой информации

Критерии агрессивности - ребенок: часто теряет контроль над собой; часто спорит, ругается со взрослыми; часто отказывается выполнять правила; часто специально раздражает людей; часто винит других в своих ошибках; часто сердится и отказывается сделать что-либо; часто завистлив, мстителен.

Как помочь агрессивному ребенку? Работа с гневом. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Советы: Учитесь слышать своих детей; Старайтесь делать так, чтобы только вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение; Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции; Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Агрессивность ребенка проявляется если, ребенка бьют; над ребенком издеваются; над ребенком зло шутят; ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; родители заведомо лгут; родители пьют и устраивают дебоши; родители воспитывают ребенка двойной моралью; родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; родители не умеют любить одинаково своих детей; родители ребенку не доверяют; родители настраивают ребенка друг против друга; родители не общаются со свом ребенком; вход в дом закрыт для друзей ребенка; родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу; родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

В заключении… чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос: «Интересно, что с ним сейчас происходит?»

Решение собрания Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке. Делать установку на положительные эмоции. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

Спасибо за внимание!!!


Родительское собрание на тему

«Детская агрессия. Причины и пути преодоления»

Каждый может разозлиться - это легко.

Но разозлиться настолько, насколько нужно

и по той причине, по которой нужно, -

это дано не каждому"
Аристотель

Задачи собрания (слайд 3):

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Подготовительная работа к собранию (слайд 4):

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей

— Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

— В каких ситуациях он проявляет агрессию?

— Против кого он проявляет агрессию?

— Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Анкета для учащихся



Чаще всего я плачу, когда...
Чаще всего я злюсь, когда...
Мне хорошо, когда меня...
Мне плохо, когда меня...

2. Беседа «Десять моих «Я».

3. Выставка рисунков «Мои чувства».

4 .Составление памятки родителям.

Ход собрания

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Что такое агрессивность? (Слайды 5 - 6)

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение:

«Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Портрет агрессивного ребенка (слайд 7)

Почти в каждом коллективе детей, встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намерено употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой » всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия - это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает известный детский психолог Н.Л.Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Причины детской агрессии (слайд 8)

Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.

Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют:

негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.

Можно выделить еще несколько причин детской агрессии:

Борьба за внимание

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя».

Обида на родителей

Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание…
. Неуверенность в себе

Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа.

Понимание агрессивности младшими школьниками (слайды 9 - 10)

В психолого-социальном центре был проведен мини-опрос среди детей, с целью выяснить, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Каких людей ты считаешь агрессивными?

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?

Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей

Ответы неагрессивных детей

Из опроса видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Анализ анкет учащихся (слайд 11)

Анализ анкет показывает, что чаще всего дети анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые в нем подчеркивают родители.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то и ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Как выявить агрессивного ребенка? (Слайд 12)

Критерии агрессивности

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается с взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Анкетирование родителей.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет - соответственно ответ «нет».

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически слабыми.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 10 - 15 баллов.

Средняя агрессивность - 5 - 9 баллов.

Низкая агрессивность - 1 - 4 баллов.

Как помочь агрессивному ребенку? (Слайд 13)

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Работа с гневом (слайд 14)

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Поэтому от гнева необходимо освобождаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Игра «Обзывалки»

Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

«Мешочек для криков»

Когда закипает гнев, можно подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика.

«Бумажка в кармане»

Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.

Устроить соревнование :

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций (слайд 15)

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое у него в данный момент настроение, и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.

В книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» приводится игра «Камушек в ботинке».

В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в 2 этапа.

1 этап (подготовительный).

«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

«Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят».

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (слайд 16)

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и ему самому, и тем, кто находится с ним рядом. Как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты, почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

Практическая работа

Работа родителей в группах по преобразованию «ты - высказывания» в «я - высказывание» (слайд 17)

Для преодоления детской агрессии мы должны иметь…

Предложите, пожалуйста, те качества, которые должны быть в педагогическом арсенале родителей для преодоления детской агрессии.

(Слайд 18)

Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности

Памятка (слайд 19)

«Золотые правила», которые необходимо учитывать родителям детей, склонных к агрессивному поведению (слайд 20)

Не фиксировать внимание всех на поведение ребенка

Веское осуждение агрессии (но без жестких наказаний)

Выяснение причины тактично и спокойно, ее устранение

Снятие агрессии через игры и тренинг

Похвала ребенка при любых позитивных сдвигов в поведении

Рефлексия

1. Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания

2. - А теперь закончите фразы (слайд 21):

Теперь я знаю…

В общении с ребенком я буду…

Мне больше всего запомнилось…

Я нашел ответ на…

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда...

Чаще всего я смеюсь, когда...

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...

Чаще всего я плачу, когда...

Чаще всего я злюсь, когда...

Чаще всего я обижаюсь, когда...

Мне хорошо, когда меня...

Мне плохо, когда меня...

Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!
Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!ет Ты у него узнай!
Приглашение на родительское собрание Тема «Детская агрессия» В четверг, 2 февраля, Не торопись домой! Вас приглашают посетить Собрание в педмастерской! Воспитатель ждёт Вас в 18.00 часов Спеши, не опоздай! И всё что вас интересует Ты у него узнай!

Памятка для родителей

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка для родителей

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ».

Родительское собрание «Детская агрессия».

Цель: формирование у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

ХОД СОБРАНИЯ.

Подготовительный этап.

1. Провести 2 опроса детей по данной теме.

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии.

3. Подготовить текст для педагогического всеобуча.

4. Подготовить памятки для родителей.

Организационный этап.

Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы пытаемся сегодня ответить.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)

В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина отсутствует, вряд ли найдётся человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребёнку в мире, полном насилия и агрессии.

Сегодня перед нами стоят следующие задачи родительского собрания

1.Выявить причины детской агрессии.

2.Ознакомиться с методами коррекции агрессии.

3.Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

Этап педагогического всеобуча.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии.

  • Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».
  • «Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически(нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, угрозы, преследования и др.).

  • «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Н. Л. Кряжева.

Для чего вообще людям агрессия

  • Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)
  • Способ самоутверждения
  • Защитное поведение
  • Грубое, жестокое поведение родителей
  • Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему
  • Взаимоотношения со сверстниками
  • Отношения в семье
  • Противоположные требования
  • Непоследовательность родителей
  • Особенности биологического развития
  • Компьютерные игры

Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители - наказывают ребёнка. Если проявление агрессии становится постоянным, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствует о наличии у детей каких - либо психических отклонений. Часто ребёнок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их подробно.

  1. Взаимоотношения со сверстниками.

Период развития ребёнка в 5-6 лет противоречив. У детей возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения, расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребёнка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но, зачастую, не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе, как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребёнку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

  1. Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребёнка.

  1. Противоположные требования родителей.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда мама и папа предъявляют к нему противоречивые требования, также может спровоцировать проявление агрессивности. Например, отец считает, что ребёнок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И всё это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

4.Непоследовательность родителей.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении детей, а завтра другие. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

  1. Особенности биологического развития ребёнка.

Некоторые черты его характера также могут обуславливать агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учёбе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это - следствие проблем личностного развития.

У нас в классе были проведены опросы детей:

  1. Понимание агрессивности младшими школьниками.

Каких людей ты считаешь агрессивными?

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?

Ребенок:

· Часто теряет контроль над собой.

· Часто спорит, ругается со взрослыми.

· Часто отказывается выполнять правила.

· Часто специально раздражает людей.

· Часто винит других в своих ошибках.

· Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

· Часто завистлив, мстителен.

· Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Уважаемые родители, когда Вы замечали в своих детях признаки агрессии и в чём она проявлялась? (ответы родителей)

Наиболее распространёнными являются следующие жалобы родителей: 1.Агрессия проявляется в высказываниях ребёнка (грубость, неприличные слова)

2.Ребёнок агрессивен по отношению к окружающим (дерётся)

3.Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребёнка.

4.Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия - причинение вреда самому себе.

5.Агрессия по отношению к животным.

Итак, что делать, если ваш ребёнок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто - то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У детей закрепляется вывод: если что - то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребёнка, не сердятся, а удивляются, как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого - то это быстро проходит, с кем - то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.

Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них привлекает? Прежде всего, эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий.

Иногда, когда у ребёнка не складываются отношения с родными он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся ещё одним орудием мести.

Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи детей, возникнет противоречие, фальши в связи с тем, что ребёнок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребёнку, что для определённых слов есть своё время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей недоверие, удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие детей.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребёнка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.

Итак, каковы же советы психолога , если агрессивность ребёнка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  • Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  • Следите сами за своей речью.
  • Если ребёнок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребёнку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае, скажите, что слово настолько отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  • Если ребёнок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  • Если ребёнок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Наиболее часто встречается всё же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребёнка бывает по нескольким причинам:

Желание самоутвердиться;

Защита (а лучшая защита нападение);

От безысходности;

От несдержанности.

Если в остальных случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребёнка, то этот вариант - показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

  • Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок, в зависимости от настроения отца, мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной проявления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  • Важно помочь ребёнку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Самое главное - научить ребёнка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребёнку следует предложить социально применимые методы для выражения подавленного гнева. Например: (слайд 13)

1.Остаться одному в комнате и высказать всё, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2.Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3.Успокоиться помогают глубокие вдохи или счёт до десяти, перед тем, как что - то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под неё.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4 -5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно применяют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребёнка. Если ребёнок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребёнок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребёнка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учёбе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребёнок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение психиатры называют само агрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла, понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

Ещё одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских» опытов над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьёзно с ребёнком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.