Реставрация изделий из бронзы. Какие бывают подсвечники из латуни и бронзы? Вы можете заказать не полный цикл работ

Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода, так как бронза не терпит влагу и часто под ее воздействием подвергается коррозии и ржавеет. Специалисты советуют не злоупотреблять веществами химического происхождения и тщательнее следить за вещами, для этого нужно просто периодически протирать их от пыли с помощью влажной мягкой тряпки, а затем сразу вытирать насухо.

Реставрация бронзовых изделий – неотъемлемая часть ухода за предметами декора такого рода

Чистка бронзы от ржавчины

Обычный горох-нут способен очистить бронзу от ржавчины. Придать изделиям прежний вид с помощью этого пищевого продукта можно двумя способами:

  1. Небольшое количество гороха нужно отварить почти до готовности, затем остудить и растереть до кашицеобразного состояния. Полученное средство нанести на пораженные коррозией участки и оставить на некоторое время. После того как гороховая кашица полностью высохнет, металл нужно промыть в горячей воде и вытереть насухо. Чистить с помощью гороха можно и изделие из бронзы, засиженное мухами.
  2. Горох нужно проварить до мягкости, затем прямо в этой емкости и бульоне, который остался после приготовления, измельчить при помощи блендера, поместить в полученную пасту бронзу и кипятить ее 2-3 часа на медленном огне. По истечении назначенного срока изделие нужно вынуть и тщательно промыть теплой водой.

Важно помнить о том, что многократное применение какой-либо чистящей пасты или химикатов для обработки бронзы может привести к потере изделием своего естественного глянца и блеска, поэтому нужно бережно относиться к вещам такого рода.

Реставрация зданий. Данная страничка предназначена строительно-реставрационным организациям, собственникам зданий – памятников истории и архитектуры, всем тем, кому небезразличны внешний вид и техническая сохранность исторических зданий и сооружений. В наших мастерских мы профессионально изготовим по Вашему индивидуальному заказу лепные изделия из гипса и бетона, фасадную лепнину из фибробетона, деревянные лестницы из дуба и других ценных пород дерева, дубовые окна и двери, изделия из бронзы и латуни, дверные и оконные ручки, латунные шпингалеты, дверные латунные петли, люстры, бра, хоросы, паникадила из бронзы и латуни, кованые изделия.

Предлагаем выполнить работы по росписи потолка и стен.

Первое с чем приходится сталкиваться при изготовлении лепнины, это изготовление модели. Модель может быть изготовлена из разных материалов.
Если количество требуемых лепных изделий невелико, а поверхность изделия не требует идеального качества проработки деталей, где нет ограничений по шероховатости поверхности,
а для их изготовления достаточно изготовить одну рабочую форму, то модель может быть изготовлена в скульптурном пластилине. Такая модель дешевле других, но
снять с нее несколько рабочих форм вряд ли удастся, так как пластилин слишком мягок и подвержен деформации. Для получения более прочной модели есть несколько способов, вот один из них.
Способ первый начинается так, как описано выше, с той лишь разницей, что вместо рабочей формы, с пластилиновой модели снимается предварительная форма, чаще всего изготавливаемая из виксинта. В полученную виксинтовую форму заливается гипс, после чего гипсовая отливка вновь попадает в руки художника-скульптора на детальную доработку. В отличие от пластилиновой, поверхность гипсовой модели можно сделать практически идеально гладкой. В гипсе можно вырезать такие тонкие детали, какие вывести на пластилине возможно с гораздо большими временными и трудовыми затратами. С готовой гипсовой модели изготавливается необходимое количество рабочих форм. В процессе работы над изготовлением модели художник обязан помнить, что при каждом изготовлении формы происходит усадка вновь получаемой модели на 2-3 процента от первоначальной. Плюс в таком методе изготовления в том, что по предварительной форме можно отлить несколько гипсовых изделий, которые скульптор может использовать как заготовки для компиляции подобных изделий, различающихся деталями, экономя при этом на первой стадии изготовления. Минус в том, что гипсовая модель хрупкая, боится падений, механических воздействий и повышенной влажности. При соблюдении технологии хранения гипсовая модель может храниться десятилетиями, по ней возможно изготовить необходимое количество рабочих форм для изготовления лепнины тогда, когда этого потребует производственная необходимость. На производстве длительному хранению подлежат именно мастер-модели, а не готовые рабочие формы, так как формы занимают слишком много места, при этом формы от длительного хранения приходят в негодность и с ними становится невозможно работать.
Существует несколько способов изготовления лепнины из гипса и бетона. Самый распространенный это метод прямой заливки в рабочую форму. При таком способе изготовления лепных изделий в рабочую форму заливают раствор бетона, или разведенный гипс. Для придания прочности лепным изделиям, изготовленным подобным образом, в заливаемый материал могут быть вмонтированы элементы арматуры из стали, цветных металлов, капроновая сетка, стеклоткань или другие. В случае с гипсовой лепниной, предназначенной для установки внутри помещений, с успехом может применяться дерево.
На нашем производстве в основном применяется метод напыления стеклофибробетона. Первоначальный этап изготовления лепнины таким способом ничем не отличается от описанного выше. Та же модель, те же рабочие формы. Но бетон не заливается в форму из емкости, а напыляется с помощью современного оборудования в форму как из краскопульта. При этом в аппарате распыления бетон смешивается с частичками стеклянной нити, называемой стеклофиброй, которая в свою очередь образует стойкие химические связи. Таким образом достигается повышение плотности бетона, повышение прочности готового изделия до 30-ти процентов. Толщина слоя напыляемого фибробетона редко бывает более двух сантиметров. В этом просто нет необходимости, так как прочность получаемой лепнины высокая, а малый вес изделия положительно влияет при установке. В процессе послойного напыления, после первых нескольких миллиметров бетона, в форму могут быть вложены различные закладные изделия: резьбовые шпильки, проушины и так далее, изготовленные из нержавеющей стали, или цветного металла. При необходимости в крупных изделиях изготавливаются ребра жесткости, что дает дополнительную прочность.
Часто в оформлении частных домов требуется изготовление гипсового лепного декора повышенной прочности. Это необходимо тогда, когда гипсовая лепнина устанавливается не на потолке, а в местах возможного физического контакта: дверные и оконные проемы, арочные ниши, стены. В таком случае мы предлагаем изготовление упрочненного гипсового лепного декора. Такая лепнина дороже традиционной гипсовой лепнины, но она способна испытывать гораздо большие механические воздействия и нагрузки. Достигается это тем, что гипс затворяется не просто водой, а смесью воды с молоком. С одной стороны подобная смесь значительно повышает твердость и прочность выстоявшегося изделия, с другой увеличивает жизнедеятельность разведенного гипса в несколько раз. Такой гипсовый состав уже возможно напылять точно так же, как и бетон, с применением стеклянной фибры, что в свою очередь дополнительно повышает прочность гипсового изделия.

Как происходит реставрация и цены с разъяснениями на каждый вид работ.

Вы можете заказать не полный цикл работ.

1 этап

Обращение и оценка работ по реставрации осветительного прибора

Определение списка работ

Подписание договора

Оплата от 50% (аванс зависит от степени материалоемкости работ)

2 этап

Забор предмета или проведение работ по месту

3 этап

Разбор предмета реставрации

Цена от 500 руб.

Обработка металла каркаса

Легкая чистка металла

Химическая чистка металла

Полировка и чистка

С помощью специальных средств очищается поверхность металла от загрязнения, не нарушает имеющееся лаковое покрытие металла.

Цена от 700 руб.

Применяется в основном на металле с коррозийными признаками (пятна, мутная бронза, медь и латунь, патина черная, синяя и зеленая). Эффект закрепляется лаком.

Цена от 3500 руб.

(зависит от объ ема, здесь пример люстры на 3 лампы)

Придает блеск «нового» изделия

Эффект закрепляется лаком.

Цена от 15000 руб.

(зависит от резьбы на металле- чем больше, тем дороже)



Реставрация, восстановление или поиск утраченных или поврежденных элементов каркаса (цепи, трубки, чашечки, колокольчики и т.д.) Цена за единицу обсуждается, зависит: новое, имитация, старинная.

Окраска металла, если есть такая необходимость. Золото, серебро, бронза, медь, хром или любой цвет RAL.

Цена от 1000 руб. за 1 рожек (3 рожка в люстре 3000 руб., так же зависит от объема покраски, цвета, сложности конструкции, эффектов которые хотите достичь. Тут цена указана за обычную люстру под золото или серебро)

Патинация предмета, если есть такая необходимость. Черная, коричневая, синяя или зеленая патина. (состаривание предмета).

Цена от 500 руб.

Золочение, серебрение или меднение (поталь или сусальное серебро или золото)

Цена: поталь от 250 руб./дм. , сусалка от 1400 руб./дм. (это без материалов, только работа)

Замена проводов в люстре или светильнике и сборка

В работе используются провода:

Ретро-провод (в тканевой оплетке)

Обычныый белый провод

Окрашенный провод под цвет металла каркаса

Цена за замену провода от 300 руб. 1 рожек. (смотрим по предмету)

В работе могут возникать сложности с прокладкой провода (забился желоб), в таких случаях есть два варианта решения этой задачи: сверление отверстий для прочистки или прокладка провода поверху.

Патроны:

Италия (для «оплавленной свечи»

С керамической сердцевиной

Чистка и реставрация старых патронов

Цена от 450 руб.

Работа с хрусталем, колпачками «оплавленная свеча», плафонами и абажурами

Хрусталь

Колпачки

«оплавленная свеча»

Плафоны и абажуры

Чистка

Подбор недостающих элементов

Замена крепежей

Полная замена хрусталя для изменения архитектуры и дизайна люстры или светильника.

Цена за работу с хрусталем варьируется от его количества и необходимых работ

От 1500 руб.

Покупка пластиковых аналогов

Цена от 120 руб.

Металлические окрашенные

Цена от 750руб.

Подбор плафонов и абажуров

Склейка редких плафонов

Восстановление старинных абажуров

Цену определяем по предмету




4 этап

Полная сборка предмета и передача заказчику по акту.

Наши работы







Все мы любим предметы старины. Но не все помнят, что за ними нужен специальный уход и забота, что бы эти предметы продолжали радовать глаз.

Наша компания предлагает услуги по реставрации старых медных, бронзовых и других предметов быта.

Мы поменяем проводку в вашей люстре, реставрируем на ней позолоту, вдохнем новую жизнь и она по прежнему будет радовать глаз и служить предметом гордости своего хозяина. Для Вас наши специалисты почистят люстры, канделябры, фамильное серебро.

Также мы сможем предоставить Вам услуги по комплексному обслуживанию вашей старинной люстры,бра или фамильного серебра. Мы наводим блеск специальным составом, который так же Вы можете приобрести у нас. Стоимость этого состава 500руб. И вы можете самостоятельно производить очистку серебра, меди, бронзы, золота своими силами. Доставку мы производим в пределах МКАДа, доставка будет стоять 200руб. За МКАД по договоренности. Так же Вы можете воспользоваться нашими советами по реставрации.

Названные предметы лучше всего очищаются водой, в которой варились горох, бобы или чечевица. Вследствие обилия щелочей, содержащиеся в такой воде, вся грязь прекрасно отчищается щеточкой. После очистки достаточно предметы сполоснуть прохладной водой и вытереть досуха чистым полотенцем.

Чистка бронзовых предметов:

  • Для чистки бронзы успешно применяется тестообразная масса из порошка цикория с водой. Бронзовые изделия натирают с помощью щетки этой смесью, после чего обмывают водой и обсушивают.
  • Запыленные и засиженные мухами бронзовые изделия развинчивают на части, кладут в котел с растворенным желтым горохом, заливают холодной водой и ставят на огонь. Бронзу кипятят в горохе несколько часов, после чего вещь промывают мягкой щеточкой в теплой воде, чтобы удалить частицы гороха, затем раскладывают для просушки и протирают суконкой с мелом.
  • Позолоченные бронзовые вещи, предназначенные для чистки, предварительно очищают от пыли и пятен (например, стеарина) горячим раствором едкого калия или натра в воде. Затем наносят кисточкой смесь из воды, азотной кислоты и сернокислого алюминия (Правильно соблюдайте пропорцию! 30:8:1). Сушить вычищенные вещи следует на солнце или у горячей печи. Надо очень осторожно работать с обеими жидкостями, стараясь не облить одежду и руки.
  • Бронзу от ржавчины чистят так. Варят желтый горох. Растирают его до получения густого теста и в еще теплом состоянии облепляют им бронзовую вещь. Через несколько часов, когда гороховое тесто сожмется бронзу вымывают начисто кипятком, подчищая щеточкой и насухо вытирают чистой салфеткой.
  • Потускневшие латунные или алюминиевые поверхности можно легко обновить, если протереть их резинкой для стирания чернил.
  • Чтобы удалить черноту и зелень, поверхность медного или латунного изделия протирают тампоном, смоченным в нашатырном спирте (водном растворе аммиака, а потом ополаскивают металл теплым мыльным раствором. Аммиак NH3 реагирует с соединениями меди, которые дают черный и зеленый налет, с образованием хорошо растворимого в воде аммиачного комплекса состава.
  • Еще в одном старинном способе чистки меди, бронзы и латуни используется раствор 1 столовой ложки поваренной соли в 1 стакане молочной сыворотки. Этим раствором пропитывают суконную или фланелевую тряпочку, которой чистят изделие.

Если вы хотите, сохранить изделия из фамильного серебра, и чтобы они всегда были красивы, промойте сначала их поверхность теплой водой с мылом, чтобы удалить жировую пленку, и еще теплую поверхность смажьте тампоном, смоченным крепким раствором гипосульфита (тиосульфата) натрия (1 г в 3 мл воды). Даже сильно потемневшая поверхность серебряного предмета через несколько секунд станет светлой. Затем ополаскивают только что обработанную поверхность водой и насухо вытирают.

Иногда при долгом хранении серебро становится совсем черным; это означает, что на его поверхности образовался слой сульфида серебра. Можно отчистить этот слой порошком для чистки посуды, содержащим достаточно тонкий абразивный материал (вроде порошкообразного оксида алюминия). Другой способ удаления сульфидной пленки с поверхности серебра состоит в обработке изделия кислым раствором тиомочевины (тиокарбамида), приготовленным из расчета 16 г тиомочевины и 1 мл концентрированной соляной кислоты на 200 мл воды. Тиокарбамид образует с серебром очень прочные растворимые комплексные соединения, и чернота исчезает.

И все же легче сберечь серебро чистым, чем удалять черноту. Надо сразу же после каждого использования серебряных столовых приборов вымыть их горячим раствором питьевой соды (50 г на 1 л воды), затем ополоснуть горячей водой и насухо вытереть. Для длительного хранения фамильное серебро лучше всего плотно упаковать в алюминиевую фольгу: это предохранит металл от почернения.

Серебряные ложки всегда будут чистыми и блестящими, если на тотчас после употребления мыть в кипящей воде, к которой прибавлено небольшое количество соды, и обливать чистой горячей водой, после чего насухо протирать мягким полотенцем. Один раз в неделю следует мыть ложки в мыльной воде с небольшим количеством нашатырного спирта. Благодаря этому даже совершенно потускневшая ложка приобретает блеск и выглядит совсем как новая.

Чистка никеля.

Никелевые предметы, подлежащие чистке, смачиваются сперва 2-3 раза смесью из 50 спирта (или водки) и 1 серной кислоты, затем их споласкивают водой и, смыв спиртом (или водкой), вытирают тонкой полотняной тряпкой.

Ржавчина на никеле удаляется следующим образом: вымазать предмет каким-нибудь жиром и оставить так на несколько дней, затем тщательно вытереть нашатырным спиртом. Если ржавчина проникла глубоко, можно вместо нашатырного спирта взять разведенной соляной кислоты, которую однако, оставляют на металле не более минуты. Затем предмет вымывают водой и полируют мелом и крокусом.

Если слой никеля покрылся голубоватым налетом, то его промывают смесью из спирта с серной кислотой в равных частях по объему. Промывание длится всего несколько секунд, затем предмет моют водою со спиртом и вытирают досуха.

Чистка цинка.

Цинковые вещи очищаются прекрасно раствором 1 соляной кислоты в 2 воды. Этот раствор растирают щеточкой по очищаемому предмету, пока грязь не отстанет. Затем, когда предмет еще не высох, слегка смазывают его деревянным маслом и натирают с помощью суконки мелкоистолченным мелом до получения блеска.

Чистка меди.

а) Предметы из полированной меди вытирают сначала мягкой тряпкой, смоченной в керосине, затем чистят шерстяной тряпкой с порошком мела или венской извести. Сильно запущенным медным предметам возвращают блеск, вытирая предмет тряпкой, смоченной разбавленной соляной кислотой.

б) Смешивают 1 щавелевой кислоты, 25 красной окиси железа, 20 трепела, 60 пальмового масла, 4 парафина Получается паста, которой прекрасно чистят вещи из меди и латуни.

в) Красная окись железа (Caput mortuum) в виде нежного красного порошка для чистки предметов из меди и латуни получается нагреванием железного купороса до тех пор, пока он не распадется в белый порошок. Этот последний накаливают затем в тигле, причем получается нежный красный порошок окиси железа.

г) Смешивают прозрачный порошок железного купороса с таким же раствором щавелевокислого калия. Образующийся желтый осадок промывают, высушивают и накаливают, как сказано выше. д) Смешивают 9 неочищенной олеиновой кислоты с 1 керосина, который можно окрасить алканнином или настаиванием с алканным корнем.

Чистка стали.

Простым и хорошим составом для этой цели может служить смесь парафина с нефтью. В склянку на 20 нефти прибавляют 1 парафина, тщательно взбалтывают до полного распущения парафина и, вытерев предварительно предмет, подлежащий очистке, покрывают помощью кисти означенной смесью; затем оставляют на 10-12 часов на месте, предохраняя от пыли, после чего предмет протирается сухой шерстяной тряпкой.



Медные изделия в процессе эксплуатации могут утратить первоначальный вид и начать выглядеть менее презентабельно, чем раньше. Причиной этому являются химические реакции, в которые вступает медь на воздухе. К тому же, медь является достаточно мягким металлом. Изготовленные из нее изделия способны повредиться в результате механического воздействия, а также под влиянием иных неблагоприятных факторов.

При поломке медной детали или изделия встает вопрос о ремонте. Наиболее эффективным на сегодняшний день способом соединения медных сплавов является аргонная сварка. Реставрация медных деталей при помощи данного метода – это востребованная, популярная услуга, позволяющая быстро восстановить медную конструкцию и возвратить ей утраченную привлекательность.

Особенности аргонодуговой сварки медных изделий

Аргоновая сварка является наиболее эффективным методом ремонта и реконструкции медных изделий. При ее использовании швы получаются прочными и аккуратными. Соединение медных деталей осуществляется вольфрамовым электродом, работающим на постоянном токе. Вместо аргона могут использоваться и другие газы – гелий, азот, а также их смеси. У каждого из этих газов имеются собственные недостатки и преимущества. Аргон являются наиболее востребованным из них для выполнения сварочных работ. Этот газ используется для вытеснения из сварочной среды воздуха, не допуская тем самым возникновения каверзности.

В отличие от сваривания стальных деталей, сварка в среде аргона имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности вызваны высокой теплопроводностью меди и ее активным взаимодействием с воздухом. Медь в процессе сварки приобретает текучесть, содержащиеся в ней примеси понижают качество соединительного шва.

При сваривании аргоном медных деталей могут использоваться электроды следующих видов:

  • молибденовые;
  • вольфрамовые;
  • бронзовые;
  • медные;
  • угольные и пр.

Самое высокое качество шва получают при использовании вольфрамовых неплавящихся электродов. В процессе сварки такие электроды остаются целыми, расплавляя только кромки соединяемых между собою деталей.

Преимущества аргоновой сварки:

  • нет нужды сильно нагревать стыки деталей, благодаря чему они не деформируются и не теряют формы под воздействием высоких температур;
  • высокая скорость выполнения сварочных работ;
  • получение красивого, ровного, не выделяющегося на поверхности свариваемых изделий шва;
  • высокая прочность получаемого сварного соединения.

Как проходит процесс сваривания?

При выполнении аргонодуговой сварки нужен электроток более высокого напряжения, нежели при соединении стальных деталей. Процесс сварки аргоном предусматривает использование нескольких последовательных этапов. Сначала кромки свариваемых деталей тщательно зачищаются, после чего обезжириваются. К процессу очистки следует подходить очень ответственно, так как от него зависит качество соединения.

Очищенные и обезжиренные детали плотно укладывают. Если толщина свариваемого металла превышает шесть миллиметров, детали предварительно прогревают до температуры в четыреста градусов. Это обеспечивает более высокое качество получаемого сварного шва. Для создания высококачественная шва к электроду подают аргон, который обеспечивает защиту рабочего поля от возгорания и окисления. После окончания аргонно-дуговой сварки швы остужают и подвергают проковке. Затем конструкцию отжигают при 600-градусной температуре и охлаждают ее водой.

При соединении медных элементов не образуется шлака. Использование аргонодугового метода позволяет соединять медные детали минимально допустимой толщины. Данная методика считается самым надежным способом соединения медных элементов. При ее использовании швы на фоне металлических изделий практически не выделяются. Они получаются ровными, аккуратными и чрезвычайно прочными.

Медь – хороший проводник. Сварочные работы, предусматривающие соединение медных элементов, требуют использования специфического оборудования. Они должны выполняться профессиональными, опытными сварщиками, досконально разбирающимися в данном процессе.

Наши услуги и предложения

Заказать услугу ремонта медных конструкций и изделий можно в нашей компании. Мы осуществляем сварку аргоном деталей, изготовленных из меди любой толщины. В процессе своей работы мы используем профессиональное оборудование, обеспечивающее получение прочного соединения и аккуратного, практически незаметного шва.

В нашей компании трудятся опытные сварщики, выполняющие свою работу на высоком профессиональном уровне. Приняв вашу заявку, мы составим по ней смету с учетом предоставленных вами материалов.

На все сварочные работы, выполняемые мастерами нашей компании, мы предоставляем пятилетнюю гарантию. Также мы гарантируем высокое качество всех материалов, используемых нашими специалистами в ходе сварочных работ.

К работе наши сотрудники приступают только после согласования сметы с заказчиком и подписания с ним официального договора. Указанная в договоре стоимость наших услуг в процессе выполнения работ не изменяется.

1. Общие указания

Очистка бронзовых и медных предметов, найденных при археологических раскопках, а также их сохранение в музейных коллекциях представляют весьма ответственное и сложное дело. Помимо общей необходимости осторожного обращениях ценными объектами, работа консерватора усложняется разнообразием состава сплавов и требованиями со стороны археологов о сохранении в возможно неприкосновенном виде патины, этого характерного «налета веков». Поэтому к способам для очистки и консервации бронзовых предметов следует относиться с большим разбором, так как удачно применяемый для одного случая реактив может оказаться совершенно непригодным при других обстоятельствах, вызывая в результате изменение цвета патины, покрывающей предмет, а следовательно и общего вида последнего.

Можно сказать, что почт и каждый предмет требует к себе индивидуального подхода .

Все способы, предложенные для очистки и консервации, по методу действия их на бронзовые и медные предметы можно разделить на три основные группы: электрохимические, химические и термические. Широко применяемые в практике реставрации железных предметов механические способы очистки большей частью являются лишь одной из промежуточных операций при очистке предметов по какому-нибудь из способов, отнесенных к одной из трех названных групп.

Хорошо сохранившиеся предметы с не изменяющейся на воздухе патиной можно после осторожной тщательной просушки сразу помещать в музейных витринах; бронзы с доброкачественною патиной, в которую вкраплены частицы песка, окружавшей предмет земли и пр., приходится подвергать особой обработке для выявления рисунков, надписей и пр., скрытых слишком толстым слоем патины.

Для удаления бугорков, бородавок, шишек, грубых слоев окислов и пр. пользуются молотками, резцами и другими инструментами,— конечно, с величайшей осторожностью, чтобы не повредить обрабатываемой поверхности, учитывая и то, что процессы разрушения могли проникнуть очень глубоко в толщу предмета и грубое механическое воздействие может быть губительным для объекта работы.

Для вскрытия шишек Rosenberg пользуется особым ножом длиною в 4 см и шириною 6—7 мм, короткий клинок которого имеет форму около четверти окружности с заостренным концом впереди; помощью такого ножа можно очищать самые твердые предметы.

Для того, чтобы выявить присутствие в предмете вредных хлористых соединений, применяют увлажнение их в камере Розенберга (см. ее описание стр. 19 раздела «Изделия из железа»), вследствие чего представляется возможным определить, допустимо или нет продолжительное хранение предмета на открытом воздухе.

Если поместить в увлажнительную камеру бронзу с гладкой блестящей патиной, лежавшую в земле и содержащую хлористые соли, то она, по утверждению Rosenberg"a, уже после 1—2 дней пребывания в камере покрывается многочисленными, прозрачными как вода капельками, имеющими нейтральную или слабо-кислую реакцию, но не содержащими хлора. 1

Rosenberg указывает, что в местах нахождения стеаринообразной массы капли покрываются блестящей зеленой корочкой; образования таких корочек, равно как и самой стеаринообразной массы при опытах, поставленных в лаборатории Гос. Эрмитажа, пока не наблюдалось. Rathgen указывает, что образование подобной массы представляет, весьма редкое явление.

Если во время содержания предмета в увлажнительной камере обнаружено, что патина не имеет угрожающего для состояния предмета характера, то можно обойтись без особой обработки, применяя лишь одно выщелачивание.

1 Rathgen, ук. соч., стр. 74. В разделе о железных изделиях уже было дано описание этой камеры. Здесь оно является повторением только отчасти, так как главным образом здесь даются процессы, происходящие в камере Rosenberg"a в бронзе.