Ребенок боится есть что делать. Что делать если ребёнок боится сверстников

Почему малыши боятся других ребятишек и избегают контакта со сверстниками в детском саду и на игровой площадке? Как бороться с проблемой.

Детское стремление дружить и играть со сверстниками воспринимается как норма, поэтому, когда малыш избегает других детей, родители очень расстраиваются. На все расспросы мама и папа чаще всего получают ответ: «Я боюсь». Эта фраза не всегда отражает реальный страх, это просто привычное слово, с помощью которого малыш описывает тот дискомфорт, который он испытывает в детском обществе. Ситуация, когда ребенок боится других детей не редкость, в ней нет ничего страшного, если вовремя помочь малышу.

Насколько важно общение с другими детьми

Ближе к трем годам проблему уже трудно игнорировать, так как от ребенка в этом возрасте ожидают активного взаимодействия. Ситуация усугубляется, если малыша нужно отдавать в детский сад: неизбежный стресс от расставания с мамой усиливается нежеланием быть рядом с другими детьми.

Может, и не стоит пока мучить ребенка – на площадку не идти, а детский сад, по возможности, отложить? На время, возможно, это будет верный выход, но к контактам с детьми надо стремиться. С коллективом сверстников у трехлетки связан новый виток развития:

  • малыш учится выстраивать взаимодействие, независимо от взрослых и без их руководства;
  • принимает самостоятельные нестандартные решения, так как реакция сверстников непредсказуема;
  • испытывает самые яркие эмоции в спонтанной детской игре.

Общение со взрослыми не сможет дать столь бесценный опыт. Получается, что «неконтактный» малыш лишен радостей познания и развития в одном из направлений.

Как вырастить «контактного» ребенка

Конечно, лучше появление проблемы установления контакта с другими детьми предупредить. Для этого надо рано выводить малыша «в свет». С года, когда ребенок только начинает делать первые шаги, высаживать его на площадке из коляски, обращать внимание на знакомых детей, рассказывать, что делают другие детки, а в песочнице учить, как меняться, делиться, проговаривая за ребенка те фразы, которые он потом скажет сам.

Хоть дети и не общаются по-настоящему в этом возрасте, но учатся быть в компании, на близком расстоянии, играя сами по себе.

Табу для родителей: чего нельзя делать, если у ребенка проблемы с общением

Бывает так, что пропедевтика не сработала, или проводить ее уже слишком поздно. Страх уже сформировался – маленький человек игнорирует детей или, в худшем случае, совсем отказывается заходить на площадку. Корректировать такое поведение нужно очень мягко и постепенно, есть вещи, которые нельзя делать ни при каких условиях, иначе вы добьетесь обратного результата:

  1. Нельзя делать акцент на проблеме и противопоставлять неконтактного ребенка другим, хотя и очень хочется объяснить странное поведение малыша, в стиле: «Не обращайте внимания, Ваня у нас на всех деток так реагирует! Он не хочет играть с другими, боится!» Малыш все понимает, вербальная граница, которую мама ставит своими словами, еще больше отделяет его от детского коллектива.
  2. Нужно воздержаться от того, чтобы насильно подталкивать ребенка, который боится других детей, к общению, например: «Хватит ходить за мной, иди к ребятишкам и играй!», так у малыша возникает только отрицательная мотивация, связанная с общением.
  3. Не стоит создавать негативный образ других малышей, даже если произошел конфликт. Высказывания в стиле: «Здесь все дети злые и шумные, пойдем лучше на другую площадку!» не стимулируют ребенка к дальнейшему общению со сверстниками.

Как становятся «неконтактными детьми» и как помочь преодолеть страх

Чаще всего у боязни есть причины, которые по отдельности или в комплексе влияют на мировоззрение ребенка. Выявив почему ребенок боится других детей, можно мягко скорректировать поведение малыша, открыв ему новый мир детского сообщества.

Это требует усилий и последовательности со стороны родителей, но оно того стоит, ведь малыш станет счастливее, увереннее в себе, его мир наполнится новыми красками. Вот самые распространенные проблемы, из-за которых трехлетка плохо идет на контакт со сверстниками, избегает взрослых и и педагогов.

Проблема узкого круга

Нередко ребенок боится других людей, потому что семья ведет очень замкнутый образ жизни – гостей почти не бывает, близких родственников с детьми нет. Иногда узкий круг общения связан с особенностями характера родителей, но чаще уклад семьи меняется с появлением малыша – на каком-то этапе младенец начинает панически бояться чужих или очень тяжело болеть, родители закрывают дом почти для всех, пытаясь оградить любимое чадо от незнакомцев и лишних инфекций.

Папа и мама очень много времени уделяют наследнику, он растет умным и развитым, прекрасно общается со знакомыми взрослыми, но совершенно не знает, как наладить контакт с детьми, потому что они ведут себя по незнакомым ему правилам.

Такой ребенок чаще всего не доволен, когда на площадке много ребятишек, он играет сам по себе, а если кто-то появляется на той же лазалке или горке, то чаще всего ретируется. Он наблюдает за игрой других детей, может имитировать ее, наматывая круги по площадке, смеясь, что-то выкрикивая, как будто он со всеми.

При приближении другого малыша, пытающегося познакомиться, такой ребенок может отпрыгнуть, спрятаться за маму, завизжать, твердить что-то на тарабарском языке. При нарушении личного пространства, он может грубо оттолкнуть или стукнуть. Психологи говорят, что такая агрессия – первый признак выхода на общение, но пока в самой примитивной форме.

Как действовать в этом случае

1. Расширять круг

Родителям стоит расширять свой круг общения и создавать в семье культ дружбы. Для этого не надо кардинально менять свою жизнь, если папа с мамой этого не хотят, достаточно грамотно расставить акценты при общении с ребенком – чаще рассказывать про своих друзей, подчеркивать, как для вас важна дружба, устраивать короткие встречи.

Если папа отправился чинить машину с товарищем, то уместно объяснить, что дядя Леша – лучший папин товарищ, они всегда помогают друг другу, а встретились, когда были детьми, показать фото. Можно на минутку подойти и посмотреть, как они ремонтируют автомобиль. Каждое «Здравствуйте», сказанное мамой соседке расширяет не только ее круг общения, но и демонстрирует ребенку открытую коммуникативную позицию.

2. Посещать новые места

Если малыш боится других детей, надо чаще выбираться в новые места, где будет шанс встретиться с другими ребятами. Однако шумные развлекательные центры или магазины с большим скоплением людей для этой цели не подходят, лучше выбрать детскую библиотеку, где все ведут себя очень спокойно, можно посидеть за столом с другими ребятами и почитать книгу.

Также можно разнообразить свой досуг посещением зоопарка, мини-фермы, музея, игровой комнаты (в те часы, когда там мало детей), развивающих занятий с маленькими группами.

3. Учить общаться с помощью игрушек и ролевой игры

Если ребенку трудно наладить контакт, его надо научить, но не как на уроке, а в интересной ролевой игре отрабатывать самые популярные ситуации (знакомство, в гостях, обмен, очередность в игре) и речевые клише – например, «Привет! Как тебя зовут? Давай вместе играть в машинки (бегать, прыгать)» Ребенок даже не должен почувствовать, что его чему-то учат.

Можно построить игровую площадку из кирпичиков, пусть Зайка или другой персонаж придет на площадку, преодолеет свой страх и со всеми познакомиться. Ребенку легче общаться, если говорит за игрушку. Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить: машинку приезжает в гараж и предлагает всем по очереди ездить наперегонки, в зоопарке появился новый зверь, но у него пока нет друзей.

4. Найти верного товарища

Если ребенок боится общаться с другими детьми, ему нужно очень много времени, чтобы привыкнуть и перестать нервничать в присутствии ребятишек. Следовательно, лучше найти постоянного товарища для прогулок, а не бегать с площадки на площадку, мотивируя сына или дочь к общению с совершенно незнакомыми ребятами.

В друзья необщительному ребенку подходит спокойный недрачливый сверстник. Когда знакомство состоялось, надо стараться чаще гулять вместе, придумывать для малышей совместные спокойные игры – на первых порах, с участием родителей.

С гостями не стоит торопиться, вначале лучше зайти к друг другу на минутку по делу или с какой-то интересной целью – что-то занести или посмотреть морскую свинку. Потом можно устроить короткий визит. Когда малыш будет принимать гостя на своей территории, надо старательно подготовить место для игры – отобрать вместе игрушки, которыми он готов делиться с другом, лучше, если гость тоже принесет что-то для обмена.

Мамам нельзя уединяться на кухне с чашечкой чай, в первый визит лучше быть рядом с детьми во время игры, чтобы предупредить конфликтные ситуации и использовать драгоценный шанс на подготовленной почве отработать ситуации, возникающие при общении между детьми – обмен, приглашение к игре и т.п.

5. Выступить инициатором детской игры

Если ребенок боится играть с другими детьми – бегает вокруг, интересуется, а контакта нет, то психологи рекомендуют маме самой вступить в игру с другими детьми. При этом нельзя противопоставлять малыша всем остальным («Тогда я буду играть с Ваней и Сашей, а ты стой один»), достаточно сказать – «Давайте играть вместе» и начать простую игру, которая нравится вашему ребенку.

Например, мама называет зверей, а малыши их изображают, или мама мелком рисует полосу препятствий – кружочки, извилистые дорожки, а дети по очереди ее преодолевают. Когда малыш видит, как другие детки делают то же, то нравится ему, что они на него похожи, он перестает бояться. Для первого знакомства лучше не выбирать такие игры, как прятки или пятнашки: в первом случае малыша могут случайно ударить или уронить, а во втором он вынужден будет далеко отходить от мамы, такие моменты могут только усугубить ситуацию.

Проблема негативного опыта общения

Отрицательный опыт, полученный в ходе общения с другими ребятами, может надолго сказаться на детской психике. Например, ребенка обидели на площадке – ударили, отобрали машинку, и теперь он со слезами отказывается туда идти; или ребенку постоянно приходится долго ждать, когда его любимые качели освободятся, плюс играющие не захотели меняться с ним машинками – в результате, малыш обходит площадку стороной со словами: «Занято!», если видит, что там есть другие малыши.

Иногда родители даже не догадываются о скрытых причинах боязни людей, например, после визита родственников малыш отказывается общаться с детьми, хотя никто его не обижал. Оказывается, кузены и кузины без спроса взяли его конструктор и машинки, все разобрали и переставили. Для родителей, это пустяк, а для малыша – это поругание его маленького мира.

Что следует делать

1. Сочинять психологические сказки

Очень хорошо помогают пережить отрицательный опыт психологические сказки. Такие произведения бесценны для анализа конфликтных ситуаций, так как они позволяют рассмотреть проблему как бы со стороны, не возвращаясь к собственному болезненному опыту, эти сказки подходят и для коррекции поведения.

Есть очень много готовых произведений такого рода, но лучше сочинить сказку самой по горячим следам и рассказать в спокойной обстановке перед сном, нежно обнимая малыша, или перед прогулкой, если надо сделать какие-то акценты.

Сказка будет про ребенка, который очень похож на вашего сына или дочку. В ходе повествования двойник малыша должен справиться со всеми трудностями, а обидчик, если таковой имеется, должен оказаться совсем нестрашным. Например:

«Жил да был мальчик, очень похожий на Петю, только звали его Петруша. Однажды Петруша с мамой отправился на площадку со своим новым самолетом. Вдруг подбежал какой-то мальчишка, схватился за самолетик и начал его вырывать. Вначале Петруша хотел заплакать, но потом глубоко вздохнул, сжал руку и просто ответил:

-Нет, это мой самолет!

Слова подействовали на хулигана, и он грустно отошел. Петруша огляделся и понял, что с этим мальчиком никто не хочет играть, потому что он умеет только отнимать. Петруша подошел к мальчику и сказал:

— Давай играть вместе. Я дам тебе поиграть мой самолет, а ты мне машину.

Мальчик очень обрадовался. С тех пор они стали друзьями».

2. Заменить отрицательный опыт на положительный

Если ребенок боится других детей и отказывается идти к ним, не надо настаивать. Постепенно болезненные воспоминания сглаживаются, и можно зайти на площадку на минутку, с определенной целью – покачаться на качелях, скатиться с горки, не настаивая на контакте с детьми.

В ходе этих коротких визитов нельзя оставлять ребенка без присмотра, оберегать, предупреждать конфликтные ситуации, показывать, что никто не заберет у него игрушку и не будет приставать, если он не захочет и выскажет это словами. Основная цель на этом этапе — поскорее заменить отрицательный опыт и эмоции на положительные.

3. Создавать позитивный образ других детей

Не сравнивать, а использовать любой шанс, чтобы рассказать о знакомых детях и маленьких родственниках, с которыми ребенок уже сталкивался или с которыми только предстоит познакомиться. Например, надевая подаренную родственниками курточку, можно заметить: «Посмотри, какую красивую курточку с машинкой тебе подарил Максимка, он ее носил, когда был таким, как ты, а теперь он уже большой, ходит в школу. Помнишь, как Максим играл с тобой в мячик?»

На площадке сразу обращать внимание на детей, рассказывать, что они делают, как им весело, подходить вместе к знакомым, здороваться, если ребенок не против. Такая практика поможет избежать и другой проблемы — .

Проблема низкой самооценки

Очень часто к ребенку предъявляются завышенные требования, его постоянно сравнивают с другими ребятишками. Маленький человек, слыша расстроенные замечания мамы, начинает верить в свою несостоятельность, не подходит к другим детям, думая, что они лучше, что у него не получится то, что делают остальные.

Иногда самооценка может страдать от независимых от родителей факторов – например, если у ребенка есть приличная задержка речи, малыш ощущает дискомфорт, потому что его не понимают другие, может замкнуться, начать избегать сверстников.

Есть родители, которые подспудно внушают малышу, что он ничего не может сам. Они все за него решают, в том числе, в детской сфере; на площадке мама не отпускает подросшего ребенка ни на шаг, она выбирает, на какой карусельке покататься и к какому мальчику подойти. В результате, мальчик или девочка постоянно ждет указаний, в таком контексте отношений с другими детьми не построить.

Что нужно предпринять

1. Повышать самооценку ребенка

Сына или дочь надо чаще хвалить особенно в присутствии других людей. Однако хвалить не просто так, а за выполненное дело. Для этого, на первых порах надо давать доступные задания, с которыми он обязательно справится. В ходе выполнения можно поддерживать словом («Еще чуть-чуть, я верю, что ты справишься») или дать короткую инструкцию («Отстегни липучку, и тогда рука вылезет из рукава»), но не вмешиваться – ребенок должен почувствовать удовольствие от дела, завершенного самостоятельно.

2. Использовать лестницу успеха

Психологи, знающие что делать, если ребенок боится других детей, советуют с попробовать лестницу успеха. Суть состоит в том, что ситуация, например, «Знакомство» раскладывается на несколько маленьких шагов, за каждым из них следует маленькая персональная победа.

  • Скажи первым «Привет» и улыбнись другу, с которым ты встречаешься каждый день.
  • Скажи «Привет» и улыбнись соседской девочке, если мы ее встретим в лифте или на лестнице.
  • Если увидишь знакомого на площадке, скажи первым «Привет» и улыбнись.
  • Скажи «Привет» и улыбнись ребенку на площадке, которого ты не знаешь.

Каждый шаг обсуждается заранее, но в момент контакта мама не подталкивает любимого сыночка и не бранит, если он ничего не сделал, допускается лишь одобрительный мотивирующий взгляд и собственный пример. Если ребенок сделал маленький шажок, то дома мама вспоминает о смелом поступке малыша, делает акцент на том, как понравилось приветствие и улыбка другому ребенку, не скупится на похвалу.

3. Совершенствовать навыки ребенка

Ребенок лучше идет на контакт с другими детьми, если он чувствует, что он будет среди них успешен, поэтому родителям нужно развивать малыша в разных направлениях — учить лазать, прыгать, ловить мяч. Мальчик с большой охотой полезет на лазалку с другими детьми, если он хорошо это умеет делать; не испугается погонять мяч с мальчишками, если это для него привычное действие.

Если родители познакомят свое чадо с простыми играми – «Съедобное-несъедобное», «Светофор», прятки, пятнашки, «Белки на дереве», различными ролевыми играми, то ребенок не будет чувствовать неуверенность и страх от того, что он незнаком с тем видом деятельности, в который вовлечены остальные дети.

Перед детским садом лучше научить трехлетку элементарным навыкам самообслуживания – есть ложкой, одеваться; воспитатели обычно ставят в пример деток, которые это умеют делать, другие дети будут смотреть на вашего малыша с уважением, а он будет чувствовать себя увереннее в детском коллективе.

4. Давать возможность проявлять инициативу и принимать решения

Необходимо выделить из повседневной жизни те моменты, в которые ребенок может проявить инициативу – например, выбрать, чем заниматься после обеда, на какую площадку пойти и что там делать. Вначале выбор может быть между несколькими опциями, чтобы облегчить малышу задачу.

Проблема раннего детского аутизма

Есть малыши, которые полностью отгораживаются от внешнего мира, это состояние называется ранним детским аутизмом (РДА). Такой ребенок с младенчества не тянется к маме, не смотрит в глаза, предпочитает сидеть один, может часами выполнять одно и то же движение. Даже если поставлен такой серьезный диагноз, родительская любовь и терпение и систематические занятия с психологом значительно могут скорректировать поведение.

«Есть контакт!»

В одноименной забаве, чтобы выиграть, нужно установить мысленный контакт с другими игроками. Чтобы справится со страхом, такой же контакт должен быть между родителем и ребенком. Трудности в общении, которые испытывает малыш, — это не причина для паники, надо просто проявить эмпатию, быть на одной волне с малышом, выяснить в чем проблема и мягко помочь с ней справиться.

Только не надо слишком увлекаться, родители должны не забывать, что не все ребятишки активные и шумные, стремление малыша к уединенной игре может быть особенностью характера.

Новорожденный ребенок спокойно реагирует на смену дня и ночи. У него не возникает никаких неприятных ощущений из за отсутствия света. Но, малыш растет и с возрастом его отношение к тьме и свету меняется. Сначала он реагирует на свет, наблюдая за его источником, затем - на его отсутствие. И вот однажды малыш заявляет: «Мама, включи свет, я боюсь спать в темноте». Первая мысль, которая появляется у вас: « никто не пугал ли малыша, не смотрел он страшные мультфильмы, или никто не рассказывал ему страшные истории, не замыкал в темноте?» Действительно, неосознанные ужасы или страдания, которые ребенок почувствовал днем могут превратить ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами. Но ваше удивление может усилиться, если вы поймете, что ничего такого в жизни ребенка не было. Тогда что же это? Кроме непосредственного присутствия психотравмирующего фактора, страх темноты и ночных чудовищ может быть просто «возрастным страхом». Возрастные страхи являются нормой развития ребенка и связаны с уровнем развития его сознания, воображения и жизненного опыта.

Страхи имеют важную охранную функцию. Их смысл в том, чтобы научить человека с осторожностью относиться ко всему неизвестному.

Так, уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном убаюкивали, нежно пели колыбельные, нежили и обнимали. Такое поведение матери по малыша создает для него эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше всего. Именно безопасность и эмоциональная привязанность являются базовыми потребностями, необходимыми для развития ребенка. Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неизбежной опасностью, надвигающейся наносит психическую травму в эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически слабых детей (что часто бывает во время или после болезни). Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникает спазм голосовых связок, последствия чего могут проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке начинает прерываться от волнения, становится трудно начать говорить.

До двух лет страхи перед засыпанием существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, и связаны они именно с частыми пугающими сновидениями.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник), двери должны быть открыты, так ситуация остается более-менее контролируемой, а значит безопасной. При невыполнении хотя бы одного из этих условий остается беспокойство, а сон не наступает. Волнение может проявиться не только в связи с ожиданием бандитов, монстров и других «ужасов», но и страшных (кошмарных) снов.

В 5-7 лет дети часто боятся не только страшных сновидений, но и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может пригрезиться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения или потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей, который появляется только в младшем школьном возрасте. Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи. Это косвенно указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

Как мы уже говорили для полноценного развития ребенку необходимо ощущение безопасности, поэтому игнорировать детские страхи нельзя! То, что взрослому иногда кажется глупостью или бессмыслицей, для ребенка может быть серьезной проблемой.

Почему же у детей появляются страхи?

Появление детских страхов связано с особенностями развития психики ребенка. Ведущая роль в освоении маленьким человеком окружающего мира принадлежит ориентировочно-исследовательском рефлекса или рефлекса "Что такое?", Как назвал его академик Иван Павлов. То есть ребенок должен «ненасытную» жажду новых впечатлений и новой информации. Однако средств (знаний и жизненного опыта) для обработки того потока информации, поступающей к ребенку, действительно не хватает. Таким образом, страхи появляются как форма познания и отражения действительности. При недостатке информации у детей включается воображение, которое пытается заполнить пробелы в понимании того, что происходит. Наполняя каждый раз жизненное пространство ребенка, страхи заставляют его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Однако воображение ребенка отличается от воображения взрослого. Детям свойственно рисовать более яркие внутренние картины, и чем больше недостаток информации, тем больше усиливается страх.

Чего нельзя делать если ребенок чего то боиться

  • Не стоит слишком беспокоиться и фиксироваться на страхе, а также акцентировать на нем внимание самого ребенка и окружающих - это укрепляет страх в его позиции.
  • Не игнорируйте чувства ребенка, настаивая на немедленном, безотносительно к его переживаниям, выполнении своих требований.
  • Не высмеивайте ребенка и его страхи, не называйте малыша «трусом». Это может привести к тому, что он замкнется в себе, зациклится на своих страхах и переживаниях.
  • Не ругайте ребенка за то, что он боится, Не рассказывайте ему, что «в его возрасте уже стоит понимать...» или о том, что «если малыш хочет манипулировать родителями, то у него ничего не получится»
  • Не стыдите ребенка. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Не заставляйте ребенка преодолеть страх усилием воли.
  • Не пугайте его еще больше: «Не перестанешь бояться, позову милиционера»

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы.

Что нужно делать если ребенок боиться

Ребенку легче победить свои страхи, если она чувствует поддержку со стороны взрослого. Помогите ребенку почувствовать себя в безопасности.
  • Если страх слабовыраженный и проявляется лишь время от времени, то лучше всего отвлечь ребенка, занять его сказкой, интересной историей, поговорить о том, что вы будете делать завтра. Слушая вас, ребенок уснет в хорошем настроении, не зафиксировав внимание на страхе. Много страхов рассеиваются, как дым, если ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
В большинстве случаев страхи уходят, так и не заявив о себе в полный голос.
  • Если ребенок отказывается спать один, не засыпает, опасаясь, что вы уйдете из комнаты, часто просыпается и приходит к вашей кровати - это означает, что ей не хватает вашего внимания. Начиная с двухлетнего возраста, недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, изменчивость настроения и капризность как средства привлечения внимания. С этой же целью могут быть невольно использованы страхи, возникающие перед сном. Однако помните, что все эти средства ребенок использует бессознательно, поэтому не стоит его ругать или обвинять в том, что он манипулирует. Лучше проводите с ним больше времени. Введите определенный порядок отхода ко сну, например, чистка зубов, чтение книги, вложения в кроватку. Посидите с малышом пока он не уснет. Если он говорит, что ночью придут привидения, скажите: «Призраки, вон отсюда!» И демонстративно проверьте все уголки детской комнаты. Если это не убедит ребенка в том, что в комнате безопасно, расскажите ему историю о «противомонстровом фонарик», который заставляет всех призраков таять, как солнышко заставляет таять снеговиков. Приобретите ребенку свой собственный ночник или фонарик. Пусть малыш сам регулирует включение-выключение света. Это позволит ему чувствовать себя гораздо увереннее. Если фонарик к тому же будет настоящим маленьким другом, таким как Животное-Фонарик, это придаст особой правдивости его волшебным свойствам. Включите свою фантазию, и придумайте сказку о верном друге «коньке-горбунке», который приходил ночью, чтобы защитить всех своим волшебным светом.
  • Апеллируя к сознанию ребенка, говорите с ним «на одном языке». Мир и общение детей имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей «взрослой» логики. Дети не принимают объяснений, идущие от здравого смысла, вроде того, что «вещи из шкафа не могут летать и не могут душить», так как по логике фантазии «вещи все могут». Но достаточно сказать, например: «Эти воришки вещи бессильны, потому волшебный ключик, который открывает дверцу шкафа только с помощью тайного заклинания, надежно запер их внутри шкафа», - как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится.
Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности.
  • Детей, которые испытывают недостаток родительского внимания, и ночью проявляют это страхами, необходимо поддерживать и внимание не только в тот момент, когда непосредственно возникает страх, но и днем. Позанимайтесь немного с ребенком, поиграйте в активные игры, займитесь чем интересным, скажите ему пару теплых и ласковых слов. День ребенка должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, тогда и сон будет легким и светлым. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов, и, наоборот, чем более ограниченный круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. Тема, появляющаяся в страхах, перестает волновать ребенка, когда ее поглощают новые впечатления. А с возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов.
  • Для профилактики ночных страхов следите за тем, что читает ребенок, какие передачи смотрит по телевизору, разговоры слушает, и насколько это соответствует его возрасту.
  • Пересмотрите режим дня малыша. Не нужно вкладывать ребенка слишком рано или слишком поздно, иначе она будет слишком возбуждена и у нее нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должен быть всегда один и тот же, но продолжительность самого сна сокращается с возрастом.
Игровые (терапевтические). Попросите ребенка подробно рассказать вам о том, какого цвета его страх, какого размера, формы, как он пахнет и как звучит, в каком месте в теле он «засел» и как он там чувствуется (жар, холод, дрожь). Можно попробовать его нарисовать или вылепить. Затем можно предложить ребенку самому стать страхом, говорить от его имени, спросить чего он хочет или чего боится сам страх. Можно нарисовать то, что пугает малыша на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет победить это существо. Кроме того, о страхе можно составить страшную историю со счастливым концом и показать ее, например, в кукольном спектакле. Это существо, воплощающее страх, может простудиться и уехать далеко к своей мамочке или бабушке, чтобы она ее полечила. Это существо может быть жалким и требовать защиты, тогда его можно пожалеть. Если ребенок не может сам рисовать, помогите ему. Нарисуйте его «страх» со слов ребенка, и найдите забавную новую эмоцию в образе этого воображаемого существа.

Предметные. Если предложенные выше способы кажутся вам слишком сложными, предложите ребенку найти реального защитника: его игрушечного плюшевого собаку-сторожа, которого вы дадите ребенку в кроватку, или плюшевого медведя. Защитить от «страшилки» может помочь завешенная одеялом решетка кроватки. В конце концов, сам ребенок может подсказать способ борьбы со своим страхом, только спросите его!

Когда же страх разобран на составляющие и обсужден в разговорах, бояться собственно и нечего. В случае, если Вы столкнетесь с какими трудностями страхи малыша станут навязчивыми, обратитесь к детскому психологу.

Но главное, помните, что жизнерадостное восприятие родителями жизни, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Мамы некоторых малышей замечают, что их дети с раннего возраста упорно боятся многих вещей. Один ребенок боится купаться, другой – оставаться в одиночестве, третий боится темноты, четвертый – посторонних людей. Но чаще всего эти дети боятся всего вместе. И если взрослые страхи нам самим кажутся обоснованными, понять причину детского ужаса порой непросто.

Какие-то мамы пожимают плечами: «Перерастет». Другие не церемонятся и жесткими методами пытаются «выбить дурь» из детских голов. А третьи озабоченно ищут разные методики, которые могли бы помочь малышу преодолеть свой страх.

Последним и адресованы рекомендации психологов, которые пытаются научить мам бороться с детскими фобиями. Способны ли эти советы «излечить» испуганного малыша?

Едва ли. Если ребенок боится спать один, то, сколько ни пытайся уговаривать его не бояться, сколько ни подсовывай ему мягких игрушек и сколько ни оставляй включенный ночник, страх не пройдет . Впрочем, об этом поподробнее.

«Самый разумный способ избавить ребенка от страха темноты – оставлять включенным свет в его комнате»

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, страх темноты (как и остальные страхи вообще) испытывают далеко не все люди. А только те, кого природа наградила зрительным вектором. Он наделяет человека способностью испытывать яркие и сильные эмоции, которые помогают ему выполнять его видовую роль. Страх – в их числе. С его помощью первобытный человек со зрительным вектором спасал жизнь себе и своей стае – от врага или зверя, которых он видел намного раньше, чем его соплеменники.

Времена изменились, но данные природой свойства остались . И если ребенок боится темноты, одним лишь включенным ночником с этим не справиться. Дело в том, что страх темноты связан с главным зрительным страхом – страхом смерти . В темноте ребенок чувствует себя беззащитным, бессознательно чувствуя вокруг опасность: зрение, которое может спасти и обеспечивает ему жизнь, при отсутствии света не «работает». А бурное воображение, которым наделила природа маленьких «зрительников», услужливо дорисовывает ночных монстров и прочую нечисть.

Включенный ночник

Ночник лишь отодвинет проблему, но не сможет воздействовать на механизмы появления страха. Есть большая вероятность, что ребенок и в более взрослом возрасте будет спать только при включенном свете, и плюс ко всему обрастет новыми фобиями.

Почему, например, ребенок боится оставаться один дома? Потому что он боится за свою жизнь – боится несуществующих монстров и опасного одиночества, которые он бессознательно воспринимает как угрозу своей жизни.

Что делать с такими страхами? «Лечить». Точнее, использовать знания, которые дает системно-векторный психоанализ , и воспитывать в ребенке способность сострадать, сочувствовать и сопереживать . В процессе такого воспитания страх выталкивается наружу и больше не беспокоит малыша. Даже если ребенок боится всего на свете.

«Страх перед чужими людьми у детей проходит к полутора годам. Если ребенок пугается клоунов, аниматоров и чужих взрослых, уведите его в сторонку и успокойте»

А если ребенок боится других детей и взрослых в более старшем возрасте? Если у него это не прошло, а, наоборот, развилось в социофобию? Что тогда?

Это еще один страх зрительного вектора, который мог закрепиться и в раннем возрасте. Причиной этого может стать гадкое слово, брошенное сверстником в адрес такого ребенка; случайно подслушанный разговор родителей (в котором ребенка осуждают или дают ему негативную оценку); неблагоприятная обстановка в семье (где мать с отцом часто ссорятся) – и так далее. В итоге ребенок боится людей и чувствует себя неуверенно.

Что с этим делать? Можно сколько угодно рассказывать такому ребенку, что он самый лучший, самый любимый и прекрасный малыш на свете. И он вам на время даже поверит. Но как только ситуация, вогнавшая его в страх, повторится, социофобия захлестнет его с новой силой.

Если ребенок боится чужих, и масштабы этого страха превышают проявления разумной осторожности, нужно срочно развивать его природные свойства . И развивать должным образом – через сочувствие, сострадание и любовь. Иначе страхи разрастутся в детской душе, как паутина, а вы не придадите этому значения, считая свое чадо образцом тонкой душевной организации.

«Если ребенок боится воды, исключите купания, обмывайте его в тазике или протирайте влажным полотенцем – до тех пор, пока ребенок не забудет свой страх»

Хорошо вам, бесстрашным взрослым, так рассуждать! Если ребенок боится мыть голову, а вы решили просто избавиться от ванны, на время это, конечно, поможет. Но только лишь до новой встречи с водой.

Страхи уйдут легко

У детей со зрительным вектором страхи уходят только при правильном развитии. Если ничего не делать в сторону этого развития, страх никуда не денется . Более того, он усилится и «расплодит» новые фобии на любой вкус и цвет. Ребенок боится горшка? Получайте новый страх, «выросший» из предыдущего. Он боится своих игрушек, домашних животных и соседских детей? Поздравляем, страхи успешно плодятся и множатся.

Правильное развитие не подразумевает проведение каких-то особенных, сложных мероприятий по развитию чувственности у вашего ребенка. Здесь не нужно делать магических ритуалов или заговоров. Это всем доступные и понятные действия: максимум общения со своим ребенком (столько, сколько нужно этому маленькому эмоциональному «троглодиту»); чувственное развитие при помощи добрых сказок, мелодичных песен, музыки, затем – за счет чтения сострадательной детской литературы, вызывающей у малыша целительные слезы сочувствия; общение с живой природой.

Следите за тем, чтобы ребенку хватало родительской любви, чтобы у него не было желания создавать эмоциональные связи с кошечками-собачками в ущерб связям с людьми . Если он уже просит вас завести ему питомца, это признак нехватки маминого внимания. Ходите с ним в зоопарки, прививайте навыки заботы и давайте ребенку возможность только «на расстоянии» устанавливать зрительные связи с животными. И старайтесь больше времени проводить со своим малышом.

Статья написана по материалам тренингов по Юрия Бурлана

Родители всегда беспокоятся о своих отпрысках, особенно если они только начинают делать первые робкие шаги в сторону общения со сверстниками. Мама и папа зорко следят, чтобы кроху никто не обидел или не ударил. Они надеются, что их сына или дочь с лёгкостью примут в свою группу для игр новые знакомые, и всем будет весело и интересно. Но не всегда всё идёт по запланированному сценарию. Во многих случаях первые проблемы, с которыми сталкивается ребёнок, связаны именно с адаптацией в коллективе ровесников. Почему так происходит, и что нужно делать, если малыш стал бояться детей?

Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.

Очень часто причиной боязни общения со сверстниками становится первый неудачный опыт. Например, ребёнок впервые начал играть на площадке с другими малышами и его ударили, отобрали игрушки, обидели. На подсознательном уровне запоминается тот факт, что общение не доставляет удовольствия и радости, а, наоборот, приносит боль и обиду. Именно поэтому кроха старается как можно дольше оттянуть момент вхождения в коллектив, ведь ему так уютно и спокойно в мире внутри своей семьи.

Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек

  1. Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся. А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану. Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.

    Проявление эгоизма - это не самое страшное, что появляется в поведении детей, которых слишком сильно опекают. По мере взросления ребёнок понимает, что может с лёгкостью манипулировать взрослыми и устраивает истерики пока не получит желаемое.

  2. Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
  3. Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.

    В некоторых случаях дети не просто сторонятся других, но и боятся их, поднимают крик, устраивают истерики и не хотят общаться ни с кем. Детские психологи настаивают, что на этом этапе родители не должны опускать руки и изолировать малыша от сверстников. Наоборот, нужно всячески поддерживать кроху, помогать ему преодолеть страх и застенчивость, чтобы ребёнок начал социализироваться в обществе.

Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.

Признаки, которые должны насторожить родителей

Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:

  • малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
  • отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
  • ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.

Что нужно делать, чтобы ребёнок перестал бояться других детей в детском саду и на площадке: советы психологов

  • дайте крохе понять, что остальные ребята не плохие. Для этого в разговоре со своим сыном или дочерью рассказывайте о том, какой хороший тот мальчик или девочка, как они весело играют, хотят познакомиться с новыми друзьями и т. д. Если малыш усвоит, что дети не будут его обижать, а могут стать товарищами, он захочет с ними дружить;

    Очень важно не высказывать негативных мыслей о других ребятах при ребёнке, ведь малыши воспринимают все слова взрослых по-настоящему. Даже после одной неосторожной фразы кроха ещё больше будет сторониться сверстников.

    Если ребёнка задирают, сделайте замечание обидчику. Ваш малыш должен знать, что ему нечего бояться, и родители смогут защитить его. Однако во всём нужно знать меру. Не стоит постоянно ходить за крохой и не давать ему свободы действий. По мере взросления он учится самостоятельности, умению постоять за себя и решать некоторые проблемы без участия взрослых.

  • повышайте самооценку сына или дочери. Если страх вызван индивидуальными особенностями характера, например, застенчивостью, самый лучший способ справиться с этим - увеличить уверенность ребёнка в себе. Для этого необходимо чаще хвалить его, давать возможность самостоятельно принимать решения;
  • учите кроху находить выход из различных ситуаций. Как показывает практика, боязнь контакта с другими детьми часто вызвана неумением общаться. Задача мамы и папы - объяснить своему чаду, что нужно делиться игрушками, нельзя бить товарищей, забирать чужие вещи и т. д. Если малыш не хочет отдавать то, что принадлежит ему, он должен уметь отстоять своё;
  • не заставляйте ребёнка. Если в какой-то момент он не хочет играть с детьми, не стоит его ругать или уговаривать. Немного позже кроха обязательно проявит интерес, если родители будут создавать соответствующие ситуации, например, часто выходить гулять на детскую площадку или в игровой центр;
  • будьте спокойны. Нервы, переживания и разочарование малыш обязательно почувствует и может испугаться. Поэтому когда кроха начинает плакать, оставайтесь невозмутимыми и объясняйте ему, что бояться нечего;
  • начинайте знакомство на своей территории. Очень часто маленькие мальчики и девочки быстрее идут на контакт, если сверстники приходят к ним в гости. Родители могут приглашать знакомых с детьми поиграть вместе с их сыном или дочерью у себя дома. Ребёнок чувствует уверенность в привычном окружении, где ему ничего не угрожает, и быстрее начнёт общаться с ровесниками.

Главные ошибки родителей: чего нельзя делать

Часто сами взрослые не помогают решить проблему, а усугубляют её ещё больше. Психологи приводят список вещей, которые запрещены, если ребёнок испытывает страх перед ребятами:

  • не акцентируйте внимание на сложившейся ситуации. Не стоит повторять крохе фразы типа: «Если ты боишься детей, то никогда не сможешь найти друзей». Это ещё больше настраивает его на негатив и не поможет решить проблему;
  • никогда не обсуждайте ситуацию с другими людьми в присутствии малыша. Дети всё слышат и понимают, даже если взрослым кажется, что это не так. Поэтому кроха обязательно запомнит информацию, и переубедить его будет очень сложно;
  • не навязывайте дружбу. Если малышу не нравится общение с определённым ребёнком, не стоит ему говорить, что он обязан с ним играть. Пусть сын или дочь самостоятельно решат, кто будет их другом;
  • не обзывайте малыша, не придумывайте обидные прозвища, сказанные в порыве эмоционального перенапряжения. Очень часто родители вслух произносят слова и фразы, о которых потом жалеют. Так ребёнок только ещё больше замыкается в себе, ведь вместо такой нужной поддержки он испытывает стыд перед родителями и чувствует их недовольство;
  • если взрослые действительно увидели проблему, не стоит откладывать визит к врачу. Консультация расставит всё на свои места, а специалист даст реальную оценку сложившейся ситуации. Наличие боязни требует как можно более быстрого её устранения, чтобы не стало поздно.

Не стоит стесняться попросить помощи у детского психолога. В большинстве случаев достаточно правильно объяснить родителям, что и как нужно делать, рассказать о модели поведения, которая поможет малышу адаптироваться, и проблема решится достаточно быстро. Но в некоторых ситуациях необходима работа со специалистом, который будет заниматься с ребёнком и сможет помочь побороть страх.

Видео: как научить ребёнка не бояться других детей

Из опыта родителей

Для примера расскажу о своей племяшке. Она лет до 6 не общалась с детьми. Не хотела. Она вообще очень тяжело шла на контакт и проще это происходило со взрослыми. В возрасте до 1 года примерно она вообще дико боялась всех и сидела на руках у родителей, а иногда вообще только у мамы! В развитии не отставала, умненькая смышлёненькая малышка, но она отгораживалась от окружающего мира. Потом стала потихоньку выглядывать из скорлупы, я некоторое время за ней присматривала, родители работали, стала выводить на прогулку в компании, начинали с 1 девочки. К моменту, когда малышка пошла в школу, она была вполне общительным человечком. Позднее я читала в какой-то умной книжке, что есть такие детки, это разновидность нормы. Советовали проконсультироваться у специалистов, и если в остальном ребёнок адекватен, то родителям предлагалось оставить ребёнка в покое и дать ему развиваться в своём темпе. Сейчас моей племяшке 16 лет. Она ничем не отличается от девочек и мальчиков, которые дружили и играли со сверстниками с пелёнок.

Поросятина

http://www.komarovskiy.net/forum/viewtopic.php?t=20538

Полностью согласна с психологом: если сейчас ваш ребёнок не хочет идти в скопление народа, детей, не водите. А произошло это потому, что ваш ребёнок ещё слишком мал для социализации, столкнувшись с грубостью на площадке и не получив защиты от мамы, он стал бояться и стал неуверен в себе. В период до трёх лет дети не готовы к общению со сверстниками, у них нет такой потребности, ему нужен узкий круг близких людей. Ваша задача в этом возрасте на прогулках и площадках быть твёрдой опорой вашему малышу, он должен знать, что он под защитой. Вы должны защищать ребёнка и показывать, как нужно себя вести в тех или иных ситуациях, как выходить из конфликтов, как за себя постоять, но ребёнок должен быть всегда под крылом мамы. И не нужно думать, что если вы сейчас будете защищать сына, он вырастет беспомощным, не способным за себя постоять. Именно сейчас, становясь ему твёрдой защитой, и показывая, как справляться с ситуацией, вы формируете у него базовую уверенность в мире, которая потом перерастёт во внутреннюю уверенность и позволит вашему сыну защищать себя и правильно выходить из сложных ситуаций.

Светлана

Попроще относитесь к ситуации и займитесь собой (в смысле, сократите время «воспитания» ребёнка). Тогда, как по мне, у него просыпается интерес к сверстникам, а от этого уже он вырабатывает модель своего поведения в коллективе. Не бойтесь сада, это ведь подготовка к школе, которую уж точно не пересидеть дома с мамой и правильной книжкой. Пусть ребёнок попытается проявлять себя, быть собой, а не тем существом из книжки, которое мама от него ожидает. Так вы обрекаете его на страдания и комплексы в будущем.

Алиса Домина

https://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487

У нас было похоже. С возрастом полегче уже. Я думаю это отрицательный опыт плюс темперамент. Сама я такая же была в детстве. Главное поддерживайте своего малыша)

Ольга

https://www.babyblog.ru/community/post/education/3063487/1#comm_start

Мой сын тоже избегал общества других детей и посторонних взрослых до 2х лет. Потом, внезапно, к 2м годам - стал спокойней относиться к чужим взрослым. Ещё спустя полгода стал интересоваться детьми-ровесниками. Сейчас в садик начали ходить, правда, не могу сказать, что ребёнок в восторге от детского общества.

Luce

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=1561103

Страх общения с ровесниками - частое явление в процессе развития и становления личности ребёнка. Задача родителей в этот период - выяснить причину появления боязни и помочь своему чаду справиться с возникшей проблемой. Психологи обращают внимание, что нельзя ничего не делать, ведь все мы живём в социуме, и по мере взросления крохе нужно будет уметь общаться в коллективе. С раннего детства учите детей взаимодействовать со сверстниками, принимать самостоятельно решения и находить выход из различных ситуаций. Но вместе с тем необходимы постоянная поддержка и внимание со стороны мамы и папы, чтобы малыш был уверен в своих силах.

Страх считается естественным состоянием человека - защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. По сути страхи уберегают от опасности и многих рисков. А, значит, в какой-то мере они полезны. Но, если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети - не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию.

Виды страхов у детей 4-6 лет

Условно детские страхи можно разделить на два вида: реальные и фантазийные .

Реальные страхи

К реальным можно отнести те, которые имеют под собой вполне объяснимую причину:

Эти страхи типичны как для малышей в возрасте двух-трех лет, так и для четырех-шести - они сопровождают несколько возрастных периодов.

Фантазийные страхи

В три-четыре года у ребенка происходит активное развитие абстрактного мышления, что становится причиной появления еще одного вида страхов: фантазийных. Эта группа порождается воображением детей. К ней можно отнести:

Причины реальных страхов и как на них реагировать

Давайте более подробно рассмотрим основные детские страхи у детей от 4 до 6 лет и попробуем разобраться, что при этом нужно делать взрослым. При условии грамотного подхода и адекватной поддержки со стороны родителей, при отсутствии конфликтов в семье, детский испуг преодолевается довольно быстро.

1. Боязнь животных и насекомых

Для некоторых детей актуален страх насекомых или животных.

Что делать?

В таких случаях рекомендуется сменить эмоциональное состояние малыша - с пугающего на заинтересованное. Например, выйти вместе с ним в поле, найти там паучка, посадить его на свою ладошку. После этого следует объяснить малышу, что паук полностью открыт перед вами, ничего не замышляет и, наоборот, является более уязвимым, чем люди.

Рассказывая интересные истории о животных и насекомых, которых кроха боится, можно вызвать любопытство с его стороны. Чем больше малыш будет знать о предмете своей боязни, тем быстрее избавится от страха.

В случае с собакой тоже нужно создать благожелательный фон вокруг животного. Никогда не кричите на ребенка и не запугивайте тем, что собака может укусить или чем-то заразить. Объясните малышу, что гладить собаку без разрешения хозяина нельзя и первые контакты с животным лучше налаживать на расстоянии, чтобы не спугнуть.

Полистайте книги и энциклопедии о животных, посетите выставки, продемонстрируйте способы безопасного взаимодействия с насекомыми и животными на собственном примере.

2. Боязнь белых халатов

Это опасение тесно связано со страхом боли. Укол, сделанный человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызываемой процедурой.

Что делать?

Чтобы снизить боязнь людей в белых халатах, за несколько дней до похода в поликлинику расскажите малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.

Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно - ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.

Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.

3. Страх громких звуков

Один из врожденных страхов человека - боязнь резких звуков. Природа устроена так, что громкий звук является символом опасности. Кроме того, громкие звуки способствуют перенапряжению мозговых клеток и приводят к расстройству в работе некоторых органов. Поэтому инстинкт самосохранения заставляет ребенка вздрагивать при резких окриках, грохоте, либо скрежете машин.

Что делать?

Если малыш вдруг расплакался от грома или другого резкого шума, следует стать с ним рядом, обнять его и дать понять, что вы его можете защитить, рядом с вами он находится в безопасности. Не смеяться над ним, не стыдить, иначе он начнет скрывать от вас свой испуг, но справиться самостоятельно с ним вряд ли сможет.

Лучше всего начать игры с различными звуками: от тихих - к громким. Для занятий подойдут металлофон, звонкие металлические ложки. Сходите вместе на шумный детский праздник или веселый аттракцион, где все визжат, кричат и прыгают. Радостный шум постепенно приучит малыша к громким звукам.

4. Боязнь чужих людей

Страх перед посторонними людьми возникает еще в младенчестве и имеет вполне очевидные корни. Формируется он на физиологическом уровне - малыш подсознательно начинает чувствовать опасность в незнакомце. При этом он замыкается, опускает голову и прячется за родного человека.

При правильном поведении родителей боязнь обычно проходит к трем-четырем годам. Но, если социализация в этом возрасте так и не начата, стоит проблеме уделить отдельное внимание. Иначе ситуация грозит понизить самооценку ребенка, негативно отразится на дальнейшем общении со сверстниками.

Что делать?

Так как страх в данном случае идет в ногу с застенчивостью, родителям нужно самим предпринимать первые шаги. Например, подойти вместе с малышом на детской площадке к детям, которые уже общаются между собой. Заговорить с ними, познакомить со своим ребенком. Чаще следует посещать детские центры, развивающие занятия, ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.

Если малыш боится оставаться наедине с другим взрослым, например, с няней, нужно взять для знакомства чуть больше времени. Чтобы ребенок привык к постороннему, необходимо некоторое время провести втроем. Как только кроха начнет доверять новому человеку, первым к нему обращаться, можно смело оставлять их наедине.

5. Боязнь одиночества

Страх надолго оставаться без мамы считается распространенной боязнью у малышей. Ни в коем случае его нельзя принимать за избалованность или необоснованные капризы. Боязнь потерять маму вполне естественна и требует деликатного подхода.

Что делать?

Всегда объясняйте ребенку, когда вы вернетесь. Например: - «После того, как ты поспишь и съешь полдник». Такие согласования рекомендуется сделать регулярными. При этом следует не только доброжелательно договариваться с малышом, но и своевременно выполнять свои обещания.

6. Страх темноты и ночных кошмаров

Один из важных детских страхов - боязнь темноты. Фантазия малыша развивается бурно, подсовывая ему чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать.

Что делать?

Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного».

Убедите малыша в том, что он находится в полной безопасности. Для этого оставляйте дверь в его комнату открытой, купите забавный детский ночник.

Предложите нарисовать или вылепить того, кого он боится, затем придайте герою комический вид и вместе посмейтесь над ним.

Придумайте интересную сказку со страшным персонажем из детского воображения, закончив ее позитивно. Ваш герой должен постепенно превратиться в хорошего друга и помощника.

Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова.

7. Клаустрофобия

Со страхом темноты перекликается боязнь замкнутого пространства. Малыш может не озвучивать проблему и родители замечают ее сами, закрывая вечером дверь в его комнату, либо застряв с ним в лифте. Частые проявления клаустрофобии сопровождаются приступами паники, головокружениями. Дети могут среди ночи прибежать к родителям и начать плакать.

Эта навязчивая боязнь возникает чаще у единственного ребенка в семье, имеющего ограничения в общении со сверстниками. Особенно страдают ею дети, получающие чрезмерную порцию ласки и любви.

Что делать?

Прежде всего, ребенка в такой ситуации следует успокоить и научить ровному дыханию. Ругать за немотивированный на ваш взгляд страх, категорически запрещается. Нельзя идти от противного и закрывать его в комнате.

Результативными бывают игры, направленные на преодоление скованности, возникающей в замкнутом пространстве. Например, специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».

Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть - они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.

8. Страх наказания

Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.

Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.

Что делать?

Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка - это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца - со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные. Подробнее об этом виде боязни можно почитать в статье «Страх сказочных героев и вымышленных персонажей».

Причины фантазийных страхов и как на них реагировать

Просыпаясь после хорошего сна, взрослые могут пребывать какое-то время в сладостной эйфории, не отделяя сновидение от яви. В такой момент им легко понять деток 4-6 лет, которые находятся под воздействием собственного богатого воображения практически весь день. Компьютерные игры, сказки, мультфильмы населяют мир малышей вымышленными персонажами, а иногда - даже целыми корпорациями монстров.

1. Боязнь вымышленных персонажей

Особо впечатлительный ребенок во время просмотра детской передачи, мультфильма или после прочтения страшной сказки может испугаться злого героя и «оживить» его в своем воображении в любое время суток.

Большую роль в этом играют родители, которые с усиленной артистичностью передают образы волка, мифического Бабая или Бабы-Яги. Некоторые взрослые заходят еще дальше - пугают малыша тем, что существует некоторое зло, способное забрать непослушного ребенка от родителей даже без их ведома.

Что делать?

Боязнь вымышленных героев тесно переплетается со страхом наказания. Поэтому, прежде всего, нужно полностью исключить манипуляцию страшными героями в собственных интересах, когда хотите добиться от крохи безупречного поведения. Такие запугивания могут сделать его психику неустойчивой надолго и в далеком будущем есть риск столкнуться с настоящими неврозами.

Лучше всего придумать сказку, в которой страшный главный герой становится добрым и начинает всем помогать.

Уместна арт-терапия. То есть, зло можно нарисовать максимально смешным и сделать его уязвимым перед малышом. Например, волка нарядить пожарным и отправить спасать людей, а Бабу-Ягу представить комичной и добродушной старушкой.

Как только ребенок озвучит свой страх, поговорит о нем со взрослым, в большинстве случаев боязнь почти сразу же отступает. Поэтому так важно просто побеседовать с малышом в спокойной обстановке и убедить его в полной безопасности.

2. Страх ночных кошмаров

Самыми уязвимыми дети становятся ночью, когда рядом никого из взрослых нет. Боязнь ночных кошмаров - один из самых распространенных страхов у малышей 4-6 лет. К сожалению, он приходит не один, а в комплекте с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Что делать?

Волнение перед страшным сном опасно уже само по себе. В таких случаях родителям следует помнить о ночнике, приоткрытой двери и спокойных беседах перед укладыванием малыша в постель.

Уместно придумать волшебные слова, которые будут играть роль защиты, разрешить взять любимую игрушку.

Нежные прикосновения мамы, расслабляющий массаж, поцелуй перед сном - лучшие способы убедить малыша в том, что он любим, а значит - защищен.

Что важно учитывать в борьбе со страхами

  1. Любовь, теплота, искреннее участие родителей в решении проблем со страхами в половине случаев устраняют испуг на корню.
  2. Нельзя ругать и идти от противного - заставляя малыша преодолеть страх насильно. Поможет только мягкое объяснение и поощрение ситуаций, где у малыша получается справиться с испугом по личной инициативе.
  3. Не следует ждать быстрого эффекта. Борьба с боязнью - это кропотливый процесс, требующий большой моральной отдачи от родителей.
  4. Если у вас что-то не получается и страх малыша перерастает в фобию, обязательно обратитесь к специалисту.

А лучше всего: создайте дома безопасную атмосферу. Ребенок должен видеть всегда уверенного отца и нежную заботливую маму. Тогда и страхам в его жизни места хватит ненадолго.

Видео

Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами? Воспитание детей. Мамина школа