Математический уголок подготовительная группа своими руками. Развивающая предметно-пространственная среда

Татьяна Безменова

Ранние математические способности – верная предпосылка к тому , что в дальнейшем ребёнок будет не только хорошо понимать математику , но и преуспевать в других школьных дисциплинах. К таким выводам пришли учёные в области образования и социальной политики Северо- Западного университета в Эванстоне. В ходе исследований они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе с дальнейшими успехами в учёбе. Но не нужно быть профессором, чтобы понимать то, что ребёнку необходимо заниматься математикой с детства , и не только для того, чтобы легко было учиться в школе, математика тренирует умение рассуждать, думать, логически мыслить, умение отстаивать свою позицию, совершенствует гибкость ума, способность анализировать, развивает силу воли , терпение, учит ставить перед собой задачи, чётко планировать их выполнение, и обязательно добиваться результата.

Понятно, что математика – предмет сложный , требующая упорства, постоянного изучения, но мозг ребёнка способен понимать его гораздо легче и быстрее, чем нам, взрослым, кажется. Ведь дети по своей натуре любопытны и в раннем возрасте впитывают огромный объём информации. Очень важно, на мой взгляд, не ограничиваться математическими занятиями , необходимо, чтобы ребёнок имел возможность в любое время заниматься математикой , важно обогатить предметно- развивающую среду группы материалами и оборудованием , направленными на формирование математических представлений . И поможет в этом вопросе педагогу – организация в группе математического уголка , который упорядочит работу по ФЭМП. Ведь в данном уголке собраны различные дидактические игры, пособия математической направленности . А также математический уголок способствует появлению у детей потребности не только в играх с игрушками, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, логику, интеллект.

Математический уголок нашей группы носит название «Занимательная математика » . Хочу, уважаемые коллеги, показать вам наш уголок и рассказать о его наполнении. В математическом уголке есть настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием , такие как : «Весёлый счёт» , «Мир чисел» , «Где больше» , «Цвет и форма» , «Подбери по цвету» , «Развитие внимания » , «Ассоциации» и т. д. Для закрепления навыков счёта и умения соотносить число с цифрой в уголке имеются плоскостные фигурки зайчиков, мишек, белочек, лисичек, грибочки, цветочки, пчёлки, морковки и т. п., а также имеются корзинки с набором шишек, камушек, каштанов, маленьких матрёшек. Для освоения навыков измерения высоты, объёма, длины у нас имеются шнурки, ленты, верёвки, стаканчики, ведёрки, баночки. Есть в нашем математическом уголке головоломки , тетради с занимательными заданиям , тестами, математические прописи для самостоятельного заполнения. Для того, чтобы дети лучше усвоили представление о времени в уголке есть модель часов , объёмный календарь, соответствующие данной теме дидактические пособия и игры. В наличии магнитные доски, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, кассы с цифрами. А также у нас есть занимательные книги математической направленности для дошкольников, детский компьютер.

Математический уголок помогает в игровой форме решать одну из главных, основных задач дошкольного образования – математическое развитие детей , развитие их математических способностей .












Публикации по теме:

СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Цель: способствовать развитию логического, математического мышления, развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи математического уголка:

1. Воспитание умения самостоятельно применять материал с целью освоения математических знаний, активно включаться в индивидуальную или коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости, свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр и математических материалов, практических заданий.

2. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем, стремление к достижению положительного результата.

3. Развитие умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.

Актуальность:

у детей возрастает потребность в познавательной активности, интерес к математическому миру, желание узнать новое.

Математический уголок - это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Мы расположили его у окна, на освещенном участке группового пространства.

Создавая математический уголок, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д., играть индивидуально или совместно с другими детьми.

Наполняемость математического уголка:

В математическом уголке находится ковролин, доска для работы с мелом, магнитная доска, касса цифр, наборы карточек.

Также в математический уголок входят:

Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры:

«Колумбово яйцо», «Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Квадраты Воскобовича», «Волшебный квадрат», «Лабиринты» и т. д.

Раздаточный материал:

Плоский – наборы геометрический фигур, насекомые, животные, цветы, ягоды, грибы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, цифры, знаки, полоски, линейки.

Объемный – овощи, фрукты, счетные палочки, весы, веера, геометрические фигуры, звери.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям:

«Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Торопись, да не ошибись», «Найди лишнее», «Путешествие Белоснежки», «Примеров много, а ответ один», «Построй дорожку», «Автотрасса», «Чудо – дерево», «Посади огород», «Угол», «Температура», «Замени число», «Сравни домики», «Угадай, что где находится», «Объем» и т.д.

Всего в группе 37 дидактических игр.

Дидактические пособия:

модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания.

Настольно-печатные и развивающие игры:

«Мозаика», «Подбери узор», «Веселый паровозик», различные виды «Лото» (числа, геометрические фигуры, цветы, животные, времена года, овощи, фрукты, машины, продукты, игрушки и т.д.), «Большой – маленький», «Части целого», «Домашний уголок», «Соответствия», «Гусеница», «Фигуры», «Ассоциации» (времена года, спорт, фигуры и формы, цвета, величина, найди пару).

Материалы для индивидуального развития:

карточки, кубик-рубик, логические змейки, счеты, пазлы, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы.

Раскраски:

«Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам» «Лабиринты», «Составь картинку», различные математические раскраски.

Математические развлечения:

загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

Литература для детей математического содержания:

математические сказки, словесные задания.

Картотека игр (с описанием), консультации для родителей.

Демонстрационный материал:

1)Часы (плоские, объемные, с цифрами, с двигающимися стрелками), песочные часы.

2)Материал для ковролина: животные, дерево, цифры, фрукты, овощи, геометрические фигуры и т.д.

3)Различные математические плакаты.

4)Книги для детей по математике;

5)Иллюстрации, картинки.

Математический уголок мы показали

Немного о себе мы рассказали.

И будем в гости мы вас ждать,

Нам есть еще, что показать!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7»

Занятие составлено в форме игры – путешествия. Игра способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению и самостоятельности.Развивает у детей любознатель...

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Занимательная математика»

Конспект занятия разработан для детей старшей группы в занимательной форме, с использованием дидактических игр на развитие логического мышления....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Предметно-развивающая среда

по математике в ДОУ

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ :

1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

3.Занимательный материал математического содержания:

Задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;

Математические загадки;

Математические считалки;

Математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.

2-ая младшая группа (3-4 года)

В центре познавательного развития по математике могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

Дидактические игры .

Подбирать предметы по цвету и величине

(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из

уменьшающихся по размеру колец , чередуя в определенной последова -

тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-

но усложняющиеся правила.

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.









Средняя группа (4 – 5 лет)

Центр познавательного развития по математике средней группы может содержать:

дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

Ориентироваться в пространстве и времени ;

Сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету , назначению и т.д.;

Составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Дидактические игры :

Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений ;

Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

Игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Развивающие игры : «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.







Страшая группа (5 – 6 лет)

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;

дидактические игры, развивающие умения:

- создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;

умение устанавливать последовательность различных событий.

Дидактические игры :

Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

Игры с цифрами, монетами;

Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;

Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

Развивающие игры:

часы-конструктор, весы;

Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича.








Подготовительная группа (6 – 7 лет)

В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:

дидактические игры, формирующие умения:

умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);

умение работать с планом,схемой, маршрутом ;

умение определять время по часам;

умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей ;

умение называть числа в прямом и обратном порядке .

Дидактические игры :

Игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

Игры с цифрами, монетами;

Игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;

Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

Игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

часы-конструктор, весы,лупа,рулетка;

Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.








Р. S .: (Все фотографии из личного архива Леоновой Наталии Петровны)

Литература:

1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.

2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

Ольга Припутнёва

Почемучки »

Математический уголок - это специально отведенное место, которое оснащено математическими пособиями, играми, тематически подобранными книгами и материалами.

Цель : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: развивать у детей математические способности; заинтересовывать предметом математики.

Уголок организован с использованием специальных полок в уютном, тихом и спокойном месте. При этом обеспечен свободный доступ детей к используемым материалам. Таким образом, детям предоставлена возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.


Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей подготовительной группы. Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем 3 категории: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребенок может выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки, логические задачи, кубики, шахматы, развивающие книги. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности использованы магнитные доски, счётные палочки, альбомы для зарисовки, плакат с математическими задачами.


Состав математического уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена материала произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новый математический материал.


Публикации по теме:

Выставляю на ваш суд: фото оформления новогоднего уголка в своей группе. Группа у меня раннего возраста. Очень хотелось создать новогоднее.

Предлагаем вашему вниманию фото отчёт группы № 1 «Полянка» - оформление физкультурного уголка в группе. В связи с проведением зимней олимпиады.

Методические рекомендации для воспитателей «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» «Содержание уголка по трудовому воспитанию в разных возрастных группах» Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во.

Содержание уголка природы «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несет функцию воспитания у детей патриотических чувств,.

Ольга Рыжова

В старшей группе уголок занимательной математики включает в себя как производственные игры, так и игры изготовленные своими руками.

Игры производственные :

1) «Фигуры»

Цель игры : знакомит с основными геометрическими фигурами, учит находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы. Развивает внимание, усидчивость. Проводится с детьми младшей – старшей групп.


2) «Арифметика»

Цель игры : знакомит с цифрами и основными арифметическими действиями, вырабатывает навыки устного счёта в пределах 10. Учит составлять и решать примеры


3) «Мы считаем»

Цель игры : знакомит с цифрами от 1 до 10, закрепляет умение считать и выстраивать количественные цепочки, формирует элементарные математические представления . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


Игры, изготовленные своими руками :

1) «Божьи коровки»

Цель игры : закреплять представление о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10) . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


2) Полянка»

Цель игры : закрепить знания об образовании чисел в пределах 10, продолжать учить соотносить цифру с числом. Закрепить представление о составе чисел из двух меньших (в пределах 10) . Проводится с детьми старшей, подготовительной групп.


3) «Фигурный домик»

Цель игры : закреплять знания детей о геометрических фигурах, их размере и цвете; закреплять счёт. Различать строку и столбец. Развивать внимание, память, логическое мышление. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.

4) «Весёлая мозаика»

Цель игры : закреплять знания детей о геометрических фигурах, основных цветах (жёлтый, красный, синий, зелёный) . Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение детей. Проводится с детьми младшей – старшей групп. Изготовлена из солёного теста и разукрашена гуашью.


5) Разноцветные коврики» (из пряжи, связанные крючком)

Цель игры : закреплять знание цвета, формы, размера; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, воображение детей; умение складывать из геометрических фигур различные постройки. Проводится с детьми младшей – подготовительной групп.



6) «Составь предмет» (Игра изготовлена из вискозных салфеток) .

Цель игры : развивать у детей мышление, внимание, фантазию. Восприятие устной и зрительной информации. Совершенствовать все виды счёта. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету) . Развивать речь детей, умение делать простые выводы. Закрепить и расширить пространственное представление.



Эта игра включает в себя множество разных вариантов :

«Собери красивые бусы» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры, и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву» - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару» , «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами : «большой» , маленький», «средний» ,

самый большой», «самый маленький» .

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником , треугольником , давая их в паре с уже знакомыми : квадрат-треугольник , квадрат-прямоугольник , круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

7) Альбомы и карточки с различными заданиями для развития логического мышления детей :

«Какой предмет лишний и почему?»

«Что общего у этих предметов?»

«Чем отличаются картинки?»

«Найди сходства»

«Включи внимание»

«Перепутанница»



8) «Тренажёр для ума» (изготовлена из пластмассовых крышек) .

Цель игры : закрепление основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление порядкового и количественного счёта.