Когда будут праздновать пасху в году. Когда пасха

Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!

У христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.

У Пасхи нет определенной, точной даты празднования , но обязательно это воскресенье, первое воскресенье после весеннего полнолуния. Дату вычисляют с помощью специальной таблицы – Александрийской пасхалии.

Какого числа пасха в 2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025 году:

Православная пасха празднуется по юлианскому календарю. Католическая по григорианскому.

Пасха в 2020 году - 19 апреля

Пасха в 2021 году - 2 мая

Пасха в 2021 году - 2 мая

Пасха в 2022 году - 24 апреля

Пасха в 2023 году - 16 апреля

Пасха в 2024 году - 5 мая

Пасха в 2024 году - 5 мая

Пасха в 2025 году - 20 апреля

Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.

Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа . Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это , освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.

Празднуя Пасху в 2020 — 2025 году, не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое . А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!

© depositphotos.com

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Пасха 2017 года: какого числа православная Пасха

Традиционно этим светлым праздником завершается , который в нынешнем году проходит с 27 февраля по 15 апреля, и во время которого православные придерживаются строгих ограничений в еде, стараются очиститься от грехов, переосмыслить свою духовную жизнь.

Сам же праздник светлой Пасхи неизменно сопровождается ароматами сдобной выпечки, нарядными пасхальными куличами, крашеными яйцами, символичными фигурками кроликов и ягнят, торжественными церковными всенощными службами, традициями ходить друг к другу в гости и христоваться со словами "Христос Воскрес!" - "Воистину Воскрес!"

Пасха 2017 года: как исчисляется дата праздника

© depositphotos.com

Наверняка тебя не раз интересовал вопрос: почему Пасха празднуется в разное время и от чего зависит, какого числа Пасха в 2017 году? Ведь праздник Воскресения Господня ежегодно всегда приходится на разные даты. Например, в прошлом году он отмечался уже в теплом мае, Пасха в 2017 году приходится на число 16 апреля, а в 2018 году этот день очень ранний - 8 апреля.

Оказывается, дата Пасхи зависит от состояния небесных тел, а именно - Луны и Солнца. Днем Пасхи было выбрано первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после . Из этого следует, что Пасха 2017, как и в другие года, является переходящим церковным праздником и не привязана к традиционному календарю, а потому отмечается в разное время. И диапазон празднования Воскресения Христова в разные годы может быть от 4 апреля по 8 мая.

От того, какого числа православная Пасха в 2017 году, зависят все остальные переходящие церковные праздники в году: Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Ведь они рассчитываются в зависимости от даты Пасхи 2017. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в датах, не пропустить важные дни и великие события, желательно иметь под рукой православный церковный календарь на 2017 год.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Дата католической и православной Пасхи 2017

Примечательно, что обычно православная и католическая Пасха отмечается в разные дни. Причина в том, что эти церкви производят летоисчисление по разным календарям. Православные христиане - по юлианскому, а католики - по григорианскому. А вот Пасха 2017 - православная и католическая - совпадает и празднуется в нынешнем году один и тот же день, 16 апреля.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Место для текстового описания фотографии © Источник

читайте также:

Святая Пасха – Светлое Воскресение Христово. Самый значимый и один из древнейших христианских праздников. Все остальные переходящие православные праздники ведут свой отчет от Пасхи.

Пасха 2017 у православных христиан пройдет 16 апреля, следующий день, понедельник 17 апреля, будет в Украине выходным.

Постановлением первого вселенского собора Пасха отмечается в первый воскресный день, после первого полнолуния в марте и весеннего равноденствия.

В основе праздника Святой Пасхи лежит величайшее для верующих событие — воскресение Иисуса Христа. На третий день после распятия Христос воскрес. Главная идея праздника – радость победы Сына Божьего над смертью, спасение и надежда на прощение.

Все христиане отмечают Пасху в третий день после смерти Христа. В течение семи дней пасхальной недели северные и южные врата алтаря не закрываются, как символ того, что…

Пасха в 2017 году: какого числа, традиции, обычаи, история праздника.

Дата Пасхи не является фиксированной. Ежегодно ее празднуют в разные дни, через сорок дней после начала Великого поста. Неизменно лишь одно – это обязательно должно быть воскресенье. Дата Пасхи 2017 года уже известна. Это будет 16 апреля. А на сороковой день после Пасхи празднуют Вознесение Господе. В 2017 году это будет 25 мая.

Традиции и обычаи праздника Пасхи.

По давним традициям перед Пасхой положено навести дома порядок. Для этого существует особый день – Чистый четверг. В 2017 году он выпадает на 13 апреля. Сам праздник Пасхи верующие люди начинают праздновать еще накануне. Для этого они отправляются в храмы на праздничные богослужения. По обычаям именно богослужения, посвященные празднику Пасхи, собирают наибольшее количество людей. Во время таких служб можно стать свидетелем схождения Благодатного огня. По преданиям этот огонь сходит на землю с небес. От этого огня зажигают…

Каждую весну христиане всего мира задаются вопросом: какого числа Пасха? В 2017 году светлый праздник выпадает на 16 апреля. Почему мы ежегодно не знаем когда Пасха? Как определяется день празднования? На все эти вопросы мы ответим в нашем материале!

Читайте также: выходные дни на Пасху 2017 - сколько отдыхаем

Для христиан Пасха 2017 считается самым важным праздником. Ведь в этом дне заключается вся суть христианства. Если вы не знаете, почему каждый год дата Пасхи меняется, то ответ прост - этот церковный праздник считается переходящим.

Также полезно знать, что дата празднования Пасхи каждый год высчитывается по лунно-солнечному календарю. Единственное, что в дне Пасхи не меняется из года в год - это то, что это всегда воскресный день.

Читайте также: Пасха - история возникновения праздника

Правила вычисления дня, когда праздновать Пасху было определено в 3 веке Александрийской церковью. Какого числа Пасха 2017 в этом году определялось все по…

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого числа православный праздник Пасхи в этом году? Она совпадает с католической и еврейской, и обычно в этом случае переносится на неделю вперед? Может, есть примеры подобного совпадения как в наши, так и в дораскольные времена. Или учения, толкования святых отцов на эту тему. Помогите разобраться.

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании…

Пасха в 2017 году, какого числа? У православных Светлое Христово Воскресение входит в число Великих праздников, согласно православного календаря 2017 16 апреля – дата Пасхи. В этот день все христиане православной веры отмечают самый важный церковный праздник – Пасху. Число церковного праздника меняется каждый год, дата празднования Светлого Христово Воскресения в 2017 году у православных приходится на 16 апреля, но число Пасхи является переходящим и не постоянным.

Праздник установлен церковью в честь Воскресения Иисуса Христа. Как следует из пасхального песнопения, это праздников праздник и торжество из торжеств, требующих от верующих христиан особенной подготовки, поэтому перед Пасхой христиане проходят Великий Пост.

Пасха – это самое важное торжество для верующих, празднование Воскресения Христова продолжается на протяжении сорока дней, ровно столько, сколько пребывал на земле Воскресший Иисус Христос. Протяжённостью чествования этого великого праздника Пасха…

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!

Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.

У Пасхи нет определенной, точной даты празднования, но обязательно это воскресенье, первое воскресенье после весеннего полнолуния. Дату вычисляют с помощью специальной таблицы – Александрийской пасхалии.

Какого числа пасха в 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 году:

Пасха в 2014 году — 20 апреля

Пасха в 2014…

В 2017 году православные, католики, протестанты будут отмечать Светлое Христово Воскресение одновременно – 16 апреля 2017 по новому стилю. На всех языках прозвучит в этот день ликующее: «Христос Воскресе!». Такое единодушие бывает - увы! - нечасто. Даты Главного праздника у православных и католиков редко совпадают, к тому же она является непостоянной.

Дата Пасхи: почему она меняется каждый год?

Дата Пасхи 2017

Ответ на этот вопрос скрыт в глубине веков, и он обнаруживает истинный смысл пасхальной радости.

Песах – означает «миновать»

Слово Пасха произошло от слова Песах, что в переводе с иврита означает «проходить мимо, миновать». Три тысячи лет назад, когда евреи готовились к исходу из Египта, Бог послал египтянам последнюю казнь: гибель первенца в каждом доме. Жилища евреев, помеченные кровью жертвенного ягненка, Ангел смерти не тронул, пролетел мимо….

Ежегодно праздник Пасха выпадает на разные дни.

Новости сегодня: (нажмите для навигации по новостям)

Пасха 2017 у православных выпадает на 16 апреля (воскресенье)

Пасха в России, как и в других странах, – праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха – главный православный праздник, несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Согласно древним традициям, главными символами православной Пасхи являются кулич и украшенные или раскрашенные яйца как символ всего живого, Вода, символизирующая пасхальные ручьи, и Благодатный Огонь.

Пасха, наравне с Рождеством - один из самых любимых праздников в году. И, пожалуй, самый любимый - в нем заложена такая сильная и светлая…

Пасха – известный христианский праздник. Согласно религиозным поверьям, чтобы этот день прошел хорошо, а его последствия принести счастье, нужно соблюдать все традиции при его праздновании. Это позволит получить хорошую урожайность земли и прожить в счастье и спокойствии весь следующий год.

История праздника

Это событие всегда считалось великим и по-настоящему светлым днем, символизирующим рождение новой жизни. Когда христианская религия только начала свой путь зарождения, разные народности занимались подготовкой и отмечанием по разным временам и календарям. Например, на Востоке у азиатов, этот праздник появлялся на 14-й день нисана. В традициях Западной церковной культуры праздник приходил в Великий день после прошедшего полнолуния, это всегда было воскресенье.

В 325 году прошел собор, он сопровождался несколькими новыми решениями: было признано празднование события с пасхалией. Такое правило действовало до окончания 16 века, пока не произошли кое-какие нарушения в плане религиозного единства восточных и западных христиан. Сегодня же РПЦ и церковь православных народов в других странах проводит выявление даты этого события по тому же принципу: праздник обязательно приходится на воскресный день и следует за еврейской Пасхой.

Пасха в 2017 году

Ежегодно отмечание события происходит в различные даты, неизменным остается тот факт, что это воскресный день. В этом году празднование великого праздника выпало на 16 апреля (то же воскресенье). По церковным традициям мероприятие продолжается на протяжении 40-дневного периода.

В течение этого времени верующие христиане соблюдают пасхальные традиции и обычаи и живут по религиозным устоям. В современном православии Пасха имеет особый статус, олицетворяя собой новую жизнь, полную счастья, плодородия и мира над головой.

Подготовка к празднику

Уже с середины недели перед праздником хорошие хозяйки начинали процесс подготовительных мероприятий – уборку дома и наведение уюта на собственной территории, готовку яств с целью их принесения на праздничный стол, духовное очищение в канун великого события.

От наших предков современным религиозным людям досталось особое наследие, связанное с празднованиями. Оно касается подготовки к празднику и соблюдения всех его обрядов и традиций.

Чистый четверг

Одним из значимых дней перед Пасхой является Чистый четверг. Действия христиан направлены на наведение полной чистоты: в домах и на участках проводится уборка, мытье всех поверхностей, купание. Христиане исповедаются и принимают причастие, некоторые из них просто ходят в церковь – поставить свечу и прочитать несколько молитв. После посещения храма начинаются кропотливые приготовления убранства к встрече Пасхи. В это время проводится уборка, которая делается с особой тщательностью и щепетильностью.

В этот же день всегда устраивалась большая стирка, чистка половиков: на Руси всегда было убеждение, что если провести хорошую уборку, в качестве вознаграждения можно получить не только физическую чистоту, но и духовное очищение, сохранив его в течение всего года. По обычаям наших предков после этого дня хозяйка принималась за другие дела, оставив подметание пола и уборку жилища в прошлом. Следующим подготовительным этапом была готовка. Она включала в себя приготовление пасхальных куличей из специальной опары, которая была приготовлена ранее, творожников и прочих праздничных яств.

Вечер Чистого четверга

Одним из неотъемлемых атрибутов празднования торжества выступает пасхальный кулич, олицетворяющий Воскрешение. Приготовление их начинается в четверг, а в субботу происходит освящение. Хозяюшки делают и творожные блюда, символизирующие сам праздник. Крашение яиц происходит в связи с особым чудом. Эти блюда подразумевают духовную чистоту и богатство. Производится крашение яиц, это символизировало зарождение новой жизни.

Страстная пятница

Это следующий день подготовительных мероприятий к Пасхе, в его время продолжалось приготовление блюд и раздача еды беднякам. Верующие люди сами очищались посредством отказа от приема еды до момента вынесения Святой Плащаницы. Именно она выступает в качестве основного символа искупления. Легенда Евангельского происхождения гласит, что Христос, который воскрес, часто заходил к своим ученикам во время их обеда.

Поскольку ни один ученик не был осведомлен заблаговременно о времени прибытия учителя, во избежание непредвиденных ситуаций хлеб оставлялся на столе. После этого хлеб (по-гречески это понятие означало «артос») оставляли не только на столе, но и на территории православных храмов. Дом и семья представляют собой малую церковь, на пасхальный праздник верующие люди стали выпекать хлеб, символизировавший восставшего из мертвых Христа. Российские жители стали звать этот хлеб куличом.

Великая суббота

Следующим днем подготовки стал день Великой субботы – в это время освещаются куличи, готовится пища для праздничного стола. В церковных заведениях совершается Литургия. В процессе этой службы священники облачались в белые одежды, хотя обычно носили все черное. Особенностью дня является то, что именно в него верующие христиане стремились прийти к завершению бытовых дел, в знак согласия с этим правилом они должны были явиться на службу, где и происходила их встреча великого праздника. Пасха, встреченная таким образом, гарантировала чистоту и духовное богатство.

Пасха 2017: обычаи

Служба начиналась в ночной период времени, и процесс представлял собой ликование довольных христиан, их очищение и жизнь. Молитва воспевается под гимн. Христиане приходили в церковное заведение и стартовали в своем крестном ходе, воспевая стихиры, радуясь новой жизни. После этого происходил их возврат в храм, начиналось гуляние в традиционном его понимании. Главной репликой дня является фраза «Христос воскрес». Ответной всегда была фраза «Воистину».

Во всех храмах при наступлении Великой Пасхи проходят молитвы, которые начинаются одинаковыми словами. После традиционно занимаются угощением освященными яйцами, окрашенными в разные цвета, поедают куличи в храме или по приходу домой. Обычно первым продуктом, который необходимо съесть, выступает освещенное яйцо. На Пасху дети всегда устраивали «бои яйцами» и катали их. Окрашивание яиц происходило по тем соображениям, что яйца олицетворяли новую жизнь, новый природный цикл, зарождение новых культур.

Великий праздник отмечается в течение 40 дней. Это связано с тем, что именно такое количество времени уже воскресший Иисус провел с апостолами. После Пасхи, спустя неделю, устраиваются особые празднования, связанные с днем Светлой седмицы, в это время проходят торжества в честь богослужения, люди совершают крестные походы, орошаются освещенной водой, гуляют. Всю неделю гуляний люди отдыхали, занимаясь лишь встречей гостей и даря подарки.

Народные приметы

Нельзя разговаривать на повышенных тонах и ссориться. Существовало множество других поверий, связанных со взаимным влиянием погоды в Пасху и последующей судьбы урожая: на какой скорости бежит хозяин с Пасхой в дом, так и будет произрастать его урожай;

Согласно приметам, наши славянские предки могли рассчитывать на получение информации о том, насколько удачливым будет будущий год:

- льет дождь и не сопровождается ударами молнии и громом, весна обещает быть дождливой;
- в день Пасхи пасмурно, значит, все лето будет таким, а также оно будет холодным;
- в Пасху ударили морозы, ближайший год обещает принести неплохой урожай;
- при холодной погоде с плюсовой температурой можно говорить о сухом лете;
- если к Пасхе сошел весь снег – год будет урожайным;
- в случае ясной погоды в ближайший после пасхального празднования вторник, все лето будет с дождями;
- обязательно учитывается и ночь на Пасху: если небо ясное и звездное, в ближайшее время придут заморозки.

Если принимать во внимание славянские поверья, перед Великим днем или после него происходит возврат на землю наших предков из другого мира. Это поверье имеет тесную взаимную связь с представлением о так называемой «Пасхе мертвых». В канун праздника Господом открывается дорога в рай или в ад, а затем происходит выпускание душ с целью посещения ими своих домов и отмечания праздника.

После того как пройдет утренняя служба непосредственно в день Пасхи верующие христиане отправляются на кладбище к усопшим, они зарывают яйцо в могилу. На Светлой неделе происходит поминовение усопших, но это противоречит христианским канонам, поэтому данное явление выступает в качестве народного поверья. У русских людей была примета, что в этот день происходит открытие неба, и души как бы обращаются к живым людям и посещают их.

Дни Пасхи: следующие года

В 2017 году праздник отмечается 16 апреля, в последующие года календарь празднования Великого Светлого дня выглядит так:

● в 2018 праздник придет 8 апреля, будут учитываться и соблюдаться те же традиции и обычаи, что и в этом году;

● в 2019 году Пасха будет праздноваться 28 апреля, поздний приход связан с днем равноденствия;

Пасха у современных христиан празднуется по древним обычаям и традициям с соблюдением примет и поверий. Недаром существует народное убеждение, что как Пасха придет, так и весь год пройдет.


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().