Как ребенку выучить алфавит. Учим буквы и играем в куклы

Сложно сказать конкретный ответ, потому что дети развиваются с разной скоростью. Некоторые психологи рекомендуют изучать после 4 лет, а другие (Г. Доман, Н. Зайцев, С. Лупан ) советуют начать с 1,5-2 лет.

Если вы читаете малышу книжки на ночь, он сам будет проявлять интерес к чтению и изучению букв. В 2-3 года не все дети готовы к таким урокам, так что не стоит давить и спешить. Действуйте неторопливо и ненавязчиво.

В 4-5 лет обязательно нужно приступать к изучению букв. Хотя бы по 10 минут в день занимайтесь с ребенком, желательно в игровой форме, чтобы он не потерял интерес.

Для начала нужно выучить простые буквы, с которыми не возникает сложностей: А, И, О, М, В, Н, С, Л, Ы . Когда они будут освоены, можно переходить к следующей группе: К, Р, Б, Т, Д, Э, П . Под конец оставьте самые сложные буквы, которые детям сложно произносить и выучить: Ц, Х, Ч, Щ, Ш, З, Ф, Г, Е, Й, Ю, Я, Ж .

При изучении сразу произносите звук, обозначающий букву, а не алфавитное название. К примеру, не ЭМ, а М. Так ребенку будет намного проще научиться читать.

Как выучить с ребенком алфавит играючи

Есть несколько методик, которые помогут сделать изучение алфавита интересней для ребенка.

Магнитная азбука

В магазинах продаются разноцветные буквы с магнитами. Их можно прикреплять к различным металлическим поверхностям (например, к холодильнику). С их помощью малыш сможет взять букву в руку, ощупать, рассмотреть, запомнить, а потом складывать из них слова.

Когда ребенок изучит некоторые буквы, составляйте из них слова. Потом уберите один магнитик, и пусть малыш скажет, какой буквы не хватает.

Кубики

Этот метод использовался еще нашими родителями, но и сейчас считается актуальным. Подойдут любые кубики с буквами – пластмассовые или деревянные. Но сразу проверяйте, чтобы они были в достаточном количестве для составления слов.

Карточки с буквами

Можно купить в магазинах или сделать самостоятельно с ребенком. Главное, чтобы буквы были крупными, а рядом располагался предмет, название которого начинается с буквы. Это намного удобней и интересней, чем стандартный букварь.

Подручные материалы

Постоянно записывать буквы ручкой на бумаге может надоесть ребенку, так что чаще меняйте место обучения. Ведь можно использовать для этого мел и асфальт, палочку и песок, варенье и тарелку. Можно создавать буквы из пластилина или складывать из камешков во время прогулки.

Плакат «говорящая азбука»

В магазинах можно найти большой и удобный алфавит, который легко вешается на стену. Ребенок нажимает на букву и сразу слышит ее произношение.

Есть режим «экзамен», где малыш будет отвечать на вопросы и закреплять знания. С этой игрушкой он сможет изучать буквы самостоятельно.

Поиск нужной буквы

Для этой игры понадобится фломастер или яркая ручка, желательно красного цвета. Возьмите ненужный журнал с крупными буквами, и выберите одну букву. Пусть малыш просматривает страницу и обводит ее в кружок. С детьми постарше можно играть наперегонки, но выбирайте одинаковый текст (понадобится второй журнал или копия).

Охота на буквы

Очень похоже на предыдущее, но подойдет для деток постарше – здесь понадобятся ножницы. Теперь в журнале нужно находить нужные буквы, вырезать их и наклеивать в алфавитном порядке. Когда алфавит будет изучен, можно составлять слова или предложения.

Обучающие видео

В интернете можно найти много коротких мультфильмов, с которыми можно легко и быстро выучить с ребенком алфавит.

Песенки облегчают запоминание звучания, а красивые картинки – внешнего вида. Перед занятием посмотрите самостоятельно видео, чтобы оно подходило по уровню развития и возрасту ребенку.

Мы подобрали несколько обучающих видеороликов, чтобы ваш малыш справился с изучением алфавита еще быстрее!

С помощью таких игр, вы сможете быстро выучить с ребенком алфавит. Это намного интересней, чем зубрить буквы по букварю!

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .

Рано или поздно, каждому малышу придется столкнуться с первыми шагами на пути к образованию. Изучение алфавита в некоторых детских садах начинается довольно рано, однако, как правило, эта обязанность ложится на плечи родителей ребёнка. В столь юном возрасте ваше чадо не сможет изучать буквы со всей серьезностью – к процессу нужно подойти играючи, заинтересовав малыша. Пробуйте разные способы заучивания, чтобы они не успевали наскучить ребёнку. Кроме этого, меняя способы и игры, вы даете малышу посмотреть на процесс с разных сторон: запомнить и написание, и произношение звука. Возможно, он даже заинтересуется прописным написанием некоторых букв, чтобы похвастаться в садике. Выберите несколько понравившихся вам способов из приведенных ниже и попробуйте заучить алфавит с ребенком быстро.

Как выучить с ребенком алфавит играючи

Любой процесс можно обратить в игру, даже такой монотонный, как зубрежка алфавита. Вспомните детские игры вашего детства и подумайте, как это можно использовать.

Ассоциации

Каждая буква похожа на тот или иной предмет из нашей повседневной жизни. Например:

  • Букве “О” можно пририсовать ручки и глаза, либо хвостик и рожки, чтобы получилась Овечка.
  • “Д”, как правило, ассоциируют с Домиком.
  • “Н” может стать лестницей или рельсами.

Для начала стоит привить эти ассоциации ребёнку, только потом начать выстраивать их в порядке алфавита. Вы можете придумывать истории, в которых предметы появляются один за другим. Предположим, буква “А” – это дом, а “Б” – бочонок. Начните историю с постепенного ввода алфавита: “В домике на старом холме стоял деревянный бочонок…”

Магнитные и говорящие азбуки

Эти игрушки можно найти в любом детском магазине. Плюс говорящей азбуки огромен: она наглядно показывает, какая буква за какой идёт и, при воспроизведении, называет правильные звуки. У малыша будет работать и зрительная, и слуховая память.

Магниты можно повесить на холодильнике, либо специальной доске в комнате ребенка. Эта игра хороша для проверки знаний: перемешайте все магниты между собой и скажите ребенку выложить алфавит заново. Для этой же цели можно купить кубики с буквами, но они занимают гораздо больше места и привлекают внимание детей по 3-4 года, нежели в пять лет и старше.

Выбирайте такую азбуку, которая произносит именно звуки – “эн”, “ф”, “в”. Если малыш запомнит буквы – “фэ”, “вэ”, то у него возникнут проблемы в школе.


Как выучить с ребенком алфавит в творчестве

Здесь помогут краски, фломастеры, вышивки – любые предметы, которые заинтересуют ребенка.

Рисуйте буквы

Можете самостоятельно задавать ребенку тему рисунка, например, сделать все буквы зданиями либо, нарисовать их в виде морских обитателей. Вы сами заинтересуетесь творческим порывом малыша и весело проведете время. Как только ребенок закончит рисунки, выкладывайте их в алфавитном порядке. Не выкидывайте рисунки, обратитесь к ним вечером снова и опять выложите в нужном порядке.

Лепите алфавит

Здесь тоже можно разнообразить процесс: меняйте пластилин на полимерную глину, затем на жвачку для рук, затем на новые материалы. В процессе лепки пирогов, вы можете дать ребенку кусочек теста: пусть слепит букву, а вы её запечете.

Интересен вариант с полимерной глиной – этот материал застывает в духовке и становится полноценной твердой игрушкой. Вылепив из неё буквы один раз вы получите набор игрушек разных цветов, сделанных ребенком самостоятельно.

Разукрашивайте

Некоторым малышам больше нравится разукрашивать, чем рисовать. Это тоже не проблема, ведь можно распечатать любые буквы из интернета и дать их ребенку. Меняйте шаблоны, чтобы они не успели надоесть.


Как выучить с ребенком алфавит – песенки и стишки

В сети интернет вы можете найти много стишков, песен, загадок на тему алфавита. Сохраните себе в закладки один из таких сайтов, например, этот . И вы всегда сможете заинтриговать ребенка. Загадайте ему загадку, а за решение предложите маленькую сладость, либо попросите порадовать второго родителя, исполнением песенки с алфавитом. Такой способ по достоинству оценит и воспитатель в садике.

Изучение алфавита – важный этап начала обучения, однако, делать это нужно только тогда, когда ребенок в настроении и готов повторять за вами. В остальных случаях, игры лучше отложить.


Еще каких-нибудь двадцать лет назад большинство первоклассников, отправляясь в школу, не умели ни читать, ни писать. Сегодняшние дети иные. Они раньше начинают сидеть, ходить и говорить, быстрее растут и развиваются. Маленькие акселераты прекрасно ориентируются в нескончаемом потоке информации, без труда усваивая ее и применяя в жизни. Соответственно, и требования к дошколятам стали намного серьезней: будущий ученик обязан знать счет и уметь читать или хотя бы складывать буквы в слоги и слова. Иначе с первого дня он начнет отставать от сверстников, что пагубно отразится на его самооценке и желании приобретать новые знания. Задача родителей – не допустить развития такого сценария и обучить ребенка алфавиту задолго до школы. Но как и когда познакомить малыша с буквами? Попробуем разобраться.

С какого возраста лучше начинать занятия

У педагогов и родителей до сих пор нет единого мнения на этот счет. Одни, являясь сторонниками раннего развития, настаивают на том, что знакомить ребенка с азбукой нужно с младенческого возраста. Другие утверждают, что обучение грамоте с малых лет – напрасный труд, к тому же лишающий ребенка беззаботного детства.

Классики педагогики вместе с психологами установили, что самый благоприятный возраст для знакомства с буквами алфавита – 5 лет. И это не голословное утверждение. Оно подкреплено длительными научными исследованиями и основано на знании возрастных особенностей детского развития:

  1. У малышей преобладает наглядно-действенный тип мышления. Только к 5 годам мозг начинает полноценно воспринимать абстрактную информацию и знаковые изображения, в том числе буквы.
  2. С рождения до четырех лет ребенок должен получить базовые знания, которыми будет пользоваться всю жизнь. В этот период сознание его направлено исключительно на социализацию и знакомство с окружающим миром. Нет смысла отвлекать малыша и перегружать его мозг дополнительной, сложной и неактуальной в данный момент информацией.
  3. До 5 лет ребенок не может правильно произносить названия некоторых букв из-за несовершенства речевого аппарата. Поэтому существует риск, что он запомнит их некорректное звучание, создав дополнительные трудности при обучении чтению и письму.
  4. Знакомя малыша с буквами, мы, сами того не замечая, делаем упор на развитие левого полушария, отвечающего за восприятие знаков и символов, а правое понемногу начинает отставать. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми: ведь эта часть мозга отвечает за творческое, эмоциональное и волевое развитие личности.
  5. Психологи отмечают, что именно в пять лет маленький человек проявляет особое любопытство ко всему новому и способен запоминать массу информации, не прилагая к этому особых усилий.

Важно не забывать, что каждый ребенок – индивидуальность, и процесс усвоения знаний у всех происходит по-разному. Один малыш способен выучивать буквы уже в 3 года, а для другого и к семи это кажется непосильной задачей.

Так что, дорогие родители, ориентируйтесь на способности вашего карапуза. Он сам подскажет вам, что пришла пора учиться, когда начнет четко выговаривать все звуки, спрашивать названия букв и проявлять живой интерес к печатному тексту, рассматривая его будто читая, старательно водя по строчкам пальчиком.

Если малыш быстро утомляется, капризничает, остро реагирует на свои неудачи, а его внимание рассеивается, то уроки желательно отложить еще на некоторое время.

Как лучше проводить занятия

Профессионально донести знания до малыша – непростая задача. Будущие педагоги обучаются этому искусству долгие годы. Если вы хотите, чтобы занятия вызывали у крохи интерес и принесли ему большую пользу – подойдите к процессу ответственно и предварительно ознакомьтесь с золотыми правилами дошкольной методики преподавания:

  1. Академический урок – не для малышей. Преподносите знания ненавязчиво, в игровой форме.
  2. Длительность занятия не должна превышать 10 минут. Далее внимание вашего ученика рассеивается и он перестает усваивать информацию, требуя переключения на другой вид деятельности.
  3. Ни в коем случае не ругайте, не критикуйте малыша, не сравнивайте с другими детьми и не заставляйте заниматься насильно. Возникшие негативные эмоции надолго отобьют у него стремление к обучению.
  4. Не перегружайте малыша информацией. Старайтесь преподнести ее кратко, интересно и доступно.
  5. Разнообразьте задания, используя наглядность, загадки, песенки, стишки и скороговорки.
  6. Будьте дружелюбны и терпеливы, активно включайтесь в игру.
  7. Старайтесь заниматься с ребенком регулярно. Если малыш забыл, как называется буква, изученная накануне, не раздражайтесь и не возмущайтесь. Повторяйте пройденный материал столько раз, сколько того потребует ваш карапуз.

Будьте внимательны к ребенку. При первых признаках усталости или плохого настроения прервите занятие, дав сорванцу возможность побегать и пошалить.

Способы изучения алфавита с детьми

Любое развивающее занятие с ребенком должно быть продумано и тщательно подготовлено, тем более такое серьезное, как изучение азбуки. Ведь заложенными сейчас знаниями малыш будет пользоваться всю свою жизнь. Родителям предстоит заранее рассмотреть существующие приемы и методики преподавания и выбрать из них наиболее приемлемые для своего карапуза.

Знакомимся с буквами и звуками

Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это графическое изображение, которое мы видим, читаем, пишем или печатаем. Классическая методика советует изучать оба понятия параллельно, чтобы облегчить в дальнейшем послоговое чтение.

  • Начните знакомство с простейших гласных а, о, у, и . Покажите ребенку карточку с изображением буквы и пропойте ее сначала сами, затем вместе с малышом.
  • Согласные изучайте не в алфавитном порядке, а по нарастанию сложности. Сначала м, н, п, с, л : они легко произносимы и не похожи на остальные по начертанию. Затем б, в, к, х, т , г . Выговорить их несложно, но легко спутать из-за схожести в написании. Обязательно акцентируйте внимание малыша на этом факте. Буквы д и ж слишком сложны в написании, поэтому приступайте к работе с ними, когда у ребенка уже будет накоплен некоторый багаж знаний и опыта, связанного с грамотой. Шипящие ч, ш, щ и сонорную р лучше заучивать в последнюю очередь, так как их произношение может вызвать некоторые трудности у малыша.
  • Ребенку лучше сразу научиться называть звук, а не алфавитное название буквы: б, а не бэ; м, а не эм. Иначе во время чтения ему будет сложно соединять буквы в слоги.
  • Трудности могут возникнуть с йотированными е, ё, ю, я, в звучании которых явно слышатся два звука. Также сложность в понимании почти всегда вызывают ъ и ь , они вообще не имеют звукового обозначения. Поэтому не спешите показывать их 3-4-летним малышам.
  • Первоначально старайтесь приучать детей к графическим изображениям букв.

Для занятий дома понадобятся любые варианты азбуки (книжки, кубики, наклейки, объемные буквы) и карточки с изображением букв алфавита. Хорошо, если они будут крупными и яркими. При этом гласные можно сделать красными, звонкие согласные – зелеными, глухие – синими, а твердый и мягкий знак – черными.

На одном занятии не показывайте две новые буквы сразу. Постепенность и регулярность – вот синонимы успеха. Повторять и закреплять полученные знания, скорее всего, придется еще не один день.

Помогите малышу: запоминайте с ним каждую вновь изученную букву играя, рисуя или рассказывая стишки. Развесьте карточки с азбукой по всему дому и постоянно мимоходом, обращайте на них внимание ребенка, развивая его зрительную память.

Запаситесь терпением и упорством: ваши усилия в конечном итоге обязательно будут вознаграждены.

Учимся играя

Чтобы знания давались детям легко и сохранялись в памяти как можно дольше, преподносить их нужно в увлекательной, доступной и понятной форме. А таковой для дошкольников является игра. Именно она делает процесс познания интересным ребенку, создает благоприятный эмоциональный фон для усвоения нового материала, помогает малышу проявить способности и поверить в свои силы. Запомнить только что изученные буквы помогут:

  1. Подбор ассоциаций. Детки 2-3 лет пока не в состоянии разложить слово на фонемы или выделить начальный звук в его составе. Поэтому им трудно понять, почему рядом с буквой б изображена именно белочка, а с д – дом. Никаких ассоциаций эти рисунки в сознании ребенка не вызывают. Но если букву «оживить», то яркий образ легко и надолго отложится в детской памяти. Например, к превратится в кактус, стоит лишь раскрасить ее в зеленый цвет и дорисовать колючки и яркий горшок. Ф , если присмотреться, очень напоминает человечка, поставившего руки на пояс, а лежащая на боку у – самолетик, который летит и гудит: «У-у-у-у-у». Заучивание коротких четверостиший сделают запоминание еще более быстрым: «Б – как толстый бегемот, у него большой живот».
  2. Рисование – любимое занятие дошколят. Так почему бы не использовать его для знакомства с алфавитом? На начальном этапе предложите малышу несколько раз обвести готовую букву цветными мелками, карандашами или фломастерами. Распечатайте контур на принтере: он послужит основой, которую можно раскрасить или нарядить, приклеив бумажные детали, цветные стеклышки, пуговицы или элементы, слепленные из пластилина. Малыш постарше может нарисовать буквы самостоятельно в альбоме, прописи и даже на манной крупе, насыпанной на плоское блюдо. Зимой можно тренироваться, выводя строчки на снегу, а во время летней прогулки – на песке. В процессе таких игр задействуются не только зрительные, но и тактильные анализаторы, а также мелкая моторика, что способствует надежному закреплению новой информации в памяти ребенка.
  3. Сборка пазлов – очень увлекательное занятие, уровень сложности которого можно регулировать. На ознакомительном этапе дети с удовольствием собирают изображение буквы, соединяя несколько разрозненных частей. А, научившись слышать и выделять отдельные звуки в составе слова, ребята с увлечением подбирают к буквам картинки-ассоциации. Подобные развивающие игры можно купить в магазине, например, «Живую азбуку» Юлии Таракановой, или сделать самим, распечатав буквы на принтере, наклеив изображение на плотный картон и разрезав его на несколько произвольных частей.
  4. также помогают обучить алфавиту. На современном рынке детских развивающих товаров они представлены в большом ассортименте: всевозможные домино, лото, ходилки, искалки, запоминалки. Слушая, сопоставляя и расставляя фишки, ребенок учится запоминать, анализировать и называть звуки и буквы. К примеру, игра «Живая азбука» от издательства «Новое поколение» тренирует фонематический слух и память. Малыш, бросив кубик и попав на клетку с определенной буквой, должен найти и положить на соседний квадрат карточку с животным, название которого начинается с той же буквы. Всем известную «Мемори» легко сделать своими руками: на 12 карточек нанесите шесть пар букв. Разложите их вразброс в 3 ряда, дайте малышу несколько секунд на запоминание, а затем переверните рубашкой кверху. Задача ученика – указать места, где расположены одинаковые элементы.
  5. Использование букв в качестве игрушек. У детей младшего возраста преобладает конкретно-образное мышление. Поэтому, трогая ручками, крутя, гладя и используя в игре буквы, изготовленные из бумаги, дерева, пластика или ткани, малыш легко запоминает их очертания и названия. В качестве игрушек могут быть использованы кубики с алфавитом, мягкие подушки в форме букв, деревянная или , говорящий или музыкальный обучающий плакат.
  6. Игры с магнитной азбукой. Количество букв, входящих в комплект, позволяет не только изучать алфавит, но и составлять слоги, слова и даже короткие предложения. Следовательно, такой набор будет востребован и в начальной школе. Крепятся детали на магнитную доску. Вариантов заданий очень много: от простого поиска букв и «расселения» их в домики-контуры до составления слов и предложений.

Выбирать упражнения стоит, ориентируясь на возраст, тип темперамента и интересы малыша, а использовать их – ненавязчиво и максимально естественно, в ходе ежедневного общения. Так кроха без усилий будет получать ценные знания, которые станут базой для дальнейшего обучения грамоте.

Авторские методики

Сегодня педагоги и психологи уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка, стремясь как можно раньше открыть потенциал, заложенный в маленького гения природой. Поэтому наряду с классической методикой обучения буквам алфавита появляется множество авторских. Каждая из них по-своему интересна, имеет свои плюсы и минусы. Давайте познакомимся с самыми популярными.

  1. – американский профессор, врач, долгое время занимавшийся восстановлением детей с разными повреждениями головного мозга. Изучая потенциал детского организма, он пришел к выводу, что физическое состояние ребенка напрямую связано с уровнем его интеллектуального развития. Чем раньше мы начнем обучение, тем больше шансов вырастить здорового малыша. По его методике, уже в три месяца, как только младенец начинает фокусировать взгляд и сосредотачиваться на предметах, ему в течение 2-3 секунд три раза в день показывают по 5 карточек с написанными несложными и знакомыми словами: «мама», «папа», «кот». Отдельные буквы и слоги не рассматриваются. Кроха, воспринимающий информацию при помощи слуховых и зрительных анализаторов, запоминает ее механически, а позже мозг перерабатывает и систематизирует ее. Затем заменяют одну из карточек и демонстрируют все в новой последовательности. По мере взросления малыша текст усложняется, появляются словосочетания и даже целые предложения. Нужно отметить, что не все педагоги и психологи поддерживают эту методику, считая ее основным недостатком тот факт, что ребенок запоминает картинку, изображение слова, не зная букв и не умея провести звуковой анализ.
  2. Известный утверждает, что самая маленькая составляющая речи – склад. Это однократное напряжение мускулов речевого аппарата во время говорения. Он может состоять из одной буквы, сочетания согласной с гласной или согласной с твердым или мягким знаком. Знакомство с азбукой Зайцев рекомендует начинать в 3 года и именно с этих единиц. Они изображены на объемных таблицах и гранях обучающих кубиков разного цвета и размера. В каждом из них есть характерный наполнитель, позволяющий различать звуки. Гласные звучат как колокольчик, глухие согласные – как деревянные палочки, звонкие – как металлические крышки. Ребенок лучше запомнит склады, если будет пропевать их, глядя на кубик или таблицу. Постепенно, освоив все 246 вариантов, он начнет без труда читать их повсюду и соединять в слова.
  3. Преподаватель с большим стажем Евгений Чаплыгин также уверен, что обучать грамоте нужно с трех лет. Именно в этом возрасте малыш начинает достаточно внятно говорить, активно мыслить, воспринимать абстрактную информацию. Методист утверждает, что упор стоит делать не на отдельные буквы, а на слоги. Изучают их при помощи попарно соединенных динамических кубиков. Вращая грани, на которых нанесены буквы и символы, ребенок составляет разные слоги, запоминает их и учится произносить.
  4. Итальянский педагог говорит, что при знакомстве с алфавитом нужно задействовать зрительные, слуховые, тактильные и двигательные анализаторы одновременно. После того, как вы показали новую букву ребенку, произнесли звук, который она обозначает, малыш должен обязательно изучить ее руками: покрутить и потрогать. Ведь на ощупь дети запоминают лучше, чем визуально. Поэтому педагог советует во время занятий использовать наборы шершавых букв, а также рисование на песке. Придумайте про каждую букву занимательную историю, а после этого обязательно потренируйте написание нового элемента.
  5. Елена Бахтина предлагает для изучения азбуки ассоциативный метод запоминания, используя для этого рисунки, звуковую схожесть или краткие истории про буквы. К примеру, а кричит как младенец: «А-а-а-а»; е и ё — две сестрички, только «у первой глазки закрыты, а у второй – наоборот».

Выбрать среди множества методик ту единственную, которая идеально подойдет вашему малышу, совсем не просто. Скорее всего, помогут отзывы, оставленные опытными родителями.

Алена, мама Иришки, 1 год 8 месяцев . Заказала набор Гленна Домана «Чтение с пеленок». В нем 800 разноцветных карточек, книга с методическими рекомендациями и диск с обучающим видео, а также дополнительный набор Baby с английской лексикой, иллюстрациями и транскрипцией. Методика предполагает 4 ступени обучения: знакомство со словами, словосочетаниями, простыми и распространенными предложениями. Пока находимся на 2 этапе. Чтобы ребенок не потерял интерес, стараюсь разнообразить занятия: мы прыгаем по карточкам, озвучивая их, «летаем» на самолетике, приземляясь на определенную «площадку», развешиваем таблички по всей квартире. Интересно, но некоторые слова Иришка действительно уже запомнила и безошибочно приносит их по просьбе меня или бабушки. Считаю, что методика даст отличные результаты при условии регулярности занятий.

Софья, 32 года . У нас новость: трехлетний сыночек Павлушка за неделю выучил буквы. Все благодаря книге «Букварь для малышей от двух до пяти» Елены Бахтиной. Очень правильная оказалась книжица. Принесла массу положительных эмоций. Как хохотал Пашка, когда узнал, что п похожа на папины ноги, как старательно показывал всем язычок, как у э . Понравилась идея с камнем и перышком для твердого и мягкого знака. Запомнил все легко, без усилий, благодаря ярким и веселым иллюстрациям. Правда, до сих пор путает е и ё , но это не беда. Попытаемся читать слоги.

Учиться помогает компьютер

Родители, наслышанные о вредном влиянии компьютера на неокрепшую детскую психику, всеми силами стараются оградить своё чадо от «адской машины». И совершенно напрасно. Разумное задействование техники принесет большую пользу, делая процесс обучения ярче, эмоциональнее и увлекательнее. Играя, ваш ребенок легко запомнит алфавит, начнет читать самостоятельно, а при желании даже изучит основы любого иностранного языка. А помогут ему специальные развивающие программы, созданные с учетом возрастных особенностей и интересов малышей:


Врачи говорят о том, что малыш может играть на компьютере уже с трех лет, но при одном жестком условии: продолжительность этих занятий у дошкольников не должна превышать полчаса в день. А через 15 минут стоит ненадолго прервать занятие и сделать зарядку для уставших глазок.

Нестандартные способы изучения азбуки

Родителям совсем не обязательно придерживаться общеизвестных классических приемов знакомства с алфавитом. Игры можно придумать, ориентируясь на интересы, желания и любимые занятия вашего неповторимого чада. Изучать буквы можно самыми нестандартными способами:


Интересно, что изучать азбуку можно даже во время подвижных игр, что, несомненно, придется по душе начинающим ученикам. Для этого нужно развесить на стенах разноцветные таблички и дать малышу команду «Беги к букве м , а теперь к у ». Если детей несколько, то можно устроить настоящие спортивные соревнования с призами, и, будьте уверены, эти знания точно останутся в памяти вашего ученика.

Малыш не желает учить буквы

Если ребенок здоров, растет и развивается в соответствии с возрастными нормами, но никак не хочет запоминать алфавит, паниковать не стоит. Скорее всего, вы неумело подошли к организации процесса обучения:

  • слишком рано начали знакомить малыша с буквами;
  • не приняли во внимание индивидуальные особенности ребенка;
  • перегружаете кроху излишней информацией;
  • не учитываете настроение и состояние малыша, заставляете его заниматься насильно;
  • подобрали неинтересные задания и пособия;
  • кричите, нервничаете или наказываете ребенка за ошибки.

В таких случаях стоит на время отложить обучение или коренным образом перестроить занятия.

Психологи бьют тревогу, когда при систематической упорной работе ребенок не запоминает и путает букву, не узнавая ее среди других. Такие трудности могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития и требовать немедленного обращения к неврологу. У истока проблемы может стоять родовая травма, сопровождающаяся нарушением кровоснабжения в шейном отделе. Она долгое время никак не дает о себе знать и проявляется как раз к 6-7 годам, сопровождаясь такими неочевидными симптомами, как негативизм, плаксивость, частые головные боли.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

Большинство популярных ныне методик раннего развития предлагают начать обучение алфавиту с 3 лет. Почему речь идет именно об этом возрасте? Все очень просто: ребенок преодолевает первый значимый рубеж и из младенца превращается в дошкольника. Он не просто растет и меняется внешне, прогрессирует его речь, мышление, восприятие, осознание собственного «я». Приоритет получают базовые знания, которые позволяют изучить окружающий мир и заложить основу интеллектуального развития.

Знакомить с буквами, а точнее звуками, таких малышей можно только в игре и очень ненавязчиво.

  • Кроха уже знает, какие звуки издает собачка или кошечка, а теперь расскажите ему, как «говорит» буква: «М-м-м» или «А-а-а».
  • Стихи и песенки сделают занятия эмоциональнее и интереснее.
  • Не забывайте, что мышление у малыша – наглядно-образное, поэтому потребуется много наглядности: картинок, игрушек, книжек.
  • Не помешают и упражнения, развивающие мелкую моторику, поэтому рисуем, раскрашиваем, конструируем буквы из подручного материала.
  • Трехлетки – ужасные непоседы и с радостью участвуют в подвижных обучающих играх.

Научить ребенка алфавиту в 4-5 лет проще . Ведь к этому времени мозг малыша уже готов воспринимать и анализировать даже абстрактную информацию, поэтому занятия можно усложнить, используя различные вспомогательные средства:

  • компьютерные и настольные игры;
  • кубики с буквами (в том числе Зайцева и Чаплыгина);
  • пазлы;
  • магнитную азбуку.

Внимание детишек становится более устойчивым, поэтому можно использовать игры с поиском букв и даже их написанием.

В 6-7 лет изучение алфавита – это уже не развлечение, а необходимая серьезная работа, подготавливающая к школе. Занятия становятся серьезнее, появляются элементы классического урока: буквари, азбуки и прописи. Их цель – не только познакомить с азами грамоты, но и постепенно приучить малыша к совсем иной форме организации времени. Но игровых моментов никто не отменял, поэтому конструируйте буквы, придумывайте про них занимательные истории, пойте песенки, смотрите мультфильмы.

Чтобы хотеть заниматься, ребенку нужна спокойная и доброжелательная домашняя атмосфера, а папа и мама должны быть не строгими сторонними наблюдателями, а активными участниками игр малыша.

Только зная буквы, ребенок сможет понять, что такое слоги, слова и предложения. Чем лучше он выучит алфавит, тем быстрее научится читать. Однако многие дети воспринимают изучение, как рутину, не осознавая ценности новых знаний. Вывод один: чтобы малыш поддавался обучению, нужно его заинтересовать. Как научить ребенка буквам, делая это в увлекательной игровой форме? Существуют интересные игры и методы, которые подойдут для разного возраста.

В этом возрасте дети любят слушать, когда им читают, но сажать их за книги и просить запоминать алфавит еще рано, так как малыши не могут сидеть на одном месте и долго сосредотачиваться. Придется применить некоторые хитрости.

Вкусная азбука

Можно написать кремом буквы на десерте для детей. Можно вырезать их из фруктов или выложить на поверхности каши из ягод. Испечь в виде букв сладкие булочки или нарезать колбасу для бутерброда. Такие съедобные составляющие алфавита обязательно привлекут внимание ребенка и надолго останутся в памяти.

Не стоит каждый раз готовить одну и ту же букву, ожидая, когда малыш выучит ее назубок. Это может надоесть, и интерес будет утерян. Лучше знакомить его с 3-4 буквами в неделю, чередуя их между собой.

Знакомые буквы

Понадобятся фотографии мамы и папы, изображения любимых животных и предметов, а также магнитная азбука. Принцип следующий: на холодильник, шкаф или другую подходящую поверхность крепится картинка, а под ней выкладывается нужное слово.

Малышу говорят, что написано под изображением. Каждый раз, глядя на фотографию мамы, он видит слово — «МА-МА». Так кроха задействует зрение, в уме проговаривает слово, и буквы становятся узнаваемыми. Подобное изучение приносит хорошие результаты.

Также, детям в 3 года можно показывать развивающие мультфильмы про алфавит.

Для детей 4 лет

В 4 года ребенок более усидчив, с ним можно проводить короткие занятия. Принцип тот же, что и с детьми 3 лет: изучение алфавита проходит в игровой форме.

Можно лепить буквы из пластилина, выкладывать их из камешков или пуговиц. Дети любят рисовать, и этим стоит воспользоваться. Родители могут подготовить листы с буквами алфавита, напечатанными пунктирной линией. Правила игры: нужно попросить малыша найти букву, которую назовет взрослый и обвести ее цветным фломастером. Хорошим подспорьем для обучения станет электронный говорящий плакат — популярное развивающее пособие.

В 4 года детям понравятся следующие игры:

  1. Дорожка . Нужно подготовить материал: обвести стопы малыша на бумаге и вырезать следы — несколько пар. На каждой заготовке нарисовать большую красочную букву алфавита. Затем следы раскладываются в виде дорожки, а ребенку предлагается пройти по ней и назвать буквы, на которые он наступает.
  2. Найди картинки . Раскладывается несколько карточек с различными изображениями. Ребенок получает задание: он должен выбрать карточки с картинками, которые начинаются на определенную букву.
  3. Классики . Эта игра поможет с пользой провести время на улице. В квадратиках вместо цифр пишутся буквы. Малышу предлагается с одной буквы перепрыгнуть на другую — ту, которую выберет взрослый.

Для детей 5 лет

В 5 лет дети начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Этот возраст считается оптимальным для изучения алфавита.

Хороший способ помочь малышу выучить буквы, это подарить ему букварь. У него должны быть и другие детские книги. При покупке лучше отдавать предпочтение экземплярам, в которых слова напечатаны по слогам крупным шрифтом. Хорошо, когда родители, читая книгу, водят пальцем по тексту. Так ребенок сможет связывать услышанное с увиденным и запоминать буквы.

В 5 лет дети по-прежнему любят играть. Обычно родители в этот период активизируются, уделяя больше времени тому, чтобы провести подготовку к школе. Хорошо, если они проводят с детьми обучение в форме школьных занятий и посещают разные кружки, но не следует забывать, что важно оставлять достаточное время на игры, в том числе те, которые помогут ему освоить азбуку.

Для детей 6 лет

Если с дошкольником еще не проводили изучение алфавита, то теперь самое время начать заниматься. В 6 лет мозг ребенка хорошо перерабатывает информацию, поэтому обучение будет продвигаться легче и быстрее. Тот объем, который малыш в 3-4 года осилил бы за год, дошкольнику покорится за несколько недель.

Необходимо оснастить его всеми необходимыми пособиями — азбукой, карточками, плакатами. Также стоит купить прописи. В 6 лет ребенок способен одновременно выучить алфавит, научиться читать и получить начальные навыки правописания. Помимо изучения, не стоит забывать про игры. Дошкольнику понравятся игры в «классики» и «найди картинки», а также развивающие мультфильмы, в которых буквы алфавита представлены для детей в виде персонажей, переживающих захватывающие истории.

В скором времени ребенок пойдет в школу, игры отойдут на второй план, а педагоги вплотную займутся его дальнейшим образованием.

Как избавиться от растяжек после родов?