Григорий остер вредные советы про девочку. Григорий остер - вредные советы

Давайте начистоту. Вы правда в 15-20 лет точно знали, чего хотите? А если да, скажите честно, вот сейчас, в свои сколько вам там, вы именно этим и занимаетесь? И вы всю жизнь к этому шли, шаг за шагом, и уверены, что все сделали правильно? Поздравляю, с точки зрения мировой статистики вы входите в 2% людей, которые не меняли сферу деятельности, не работали на непрофильной работе и не получали образования, не имеющего ничего общего с первичным или не являющегося смежным. Данные неумолимы: подавляющее большинство людей определяется со своим «призванием» к 25-30 годам.

Чему стоит поучиться: осознанию, что мир меняется так быстро, что в 15-20 лет принимать какие-то Важные Основополагающие Решения и слепо следовать единожды выбранному плану - как минимум наивно. Когда мне было 15, интернет представлялся чем-то дурацким, чтобы в чатике сидеть. Сейчас я руковожу крупным интернет-проектом. Знала ли я об этом в 15, могла ли выбрать это делом жизни? Нет, нет и нет.

Они не строят планов на годы вперед

Наши бабушки и дедушки умели копить. Многие накопили весьма ощутимые суммы. И потеряли все в начале 90-х. Наши мамы и папы умели копить. Многие накопили весьма ощутимые суммы. И потеряли все в 98-м. Мы умели копить. Многие даже накопили весьма ощутимые суммы. Мы потеряли часть в 2008-м и оставшееся - в 2014-м. Алло, вы правда думаете, что есть смысл планировать жизнь? Наши дети понимают, что мир непредсказуем, и если у тебя есть возможность что-то сделать сейчас - надо делать. Никто не знает, что случится через год, какое многолетнее планирование?

Чему стоит поучиться: доставлять себе радость здесь и сейчас. Я вот люблю путешествовать, но всегда думала, что сначала.... А потом... и только тогда... А дочь научила меня тратить деньги на изучение Ангкор-Вата в Камбодже, летать на день рождения в Афины и вообще считать, что пока в мире есть страны, чьи дороги не топтали мои ноги, не надо откладывать это на будущее, которое может не наступить.

Они не мечтают о крутых тачках и больших зарплатах

Я купила первую машину в 19 лет и считала себя крутой до невозможности. Личный автомобиль как символ крутости живет в моей голове до сих пор. Я была в ужасе, когда узнала, что никто - по буквам - Н И К Т О - из друзей моей дочери, друзей их друзей, знакомых и приятелей (оговорюсь: я про Москву) и в мыслях не держит покупку автомобиля как какое-то достижение.

Зачем им авто? Общественный транспорт везет быстро и недорого, в другой ситуации можно взять доступное такси. Это проще, дешевле и практичнее, чем морочиться с техническими осмотрами, бензином, налогами, обслуживанием и ремонтом.

Чему стоит поучиться: делегируй, не надо все тащить на себе. Не покупай лишнего, разумно расходуй ресурс. Понты в прошлом, важно - удобство.

Они хотят только удовольствий

Я прекрасно помню, как считала, что каждую сэкономленную копейку надо положить на накопительный... ладно, в накопительный бумажный конверт. Я отказывала себе в , молчу уж про полноценный поход в кафе, потому что в голове сидело «это для состоятельных».

Я до сих пор с трудом выкидываю рваные колготки (но я работаю над собой), потому что «ну так-то годные еще, что уж сразу выбрасывать». Я держала в шкафу сервиз «для гостей» и пила из щербатых чашек. Эти дети выходят из магазина в только что купленной обновке, потому что она классная! Да, возможно, через год будет голод и кошмар. И кто тогда оценит новую клевую толстовку?

У них нет Цели

Ну хорошо, вот сделан какой-то выбор, вот принято решение, а глобально? Чего вы, дети, хотите - в глобальном смысле? Они мнутся, мычат и не понимают, чего мы от них хотим, и мы такие: должна быть в жизни ЦЕЛЬ! Кретины.

Никто из нас понятия не имеет, в чем смысл жизни, и за каким замыслом мироздания мы все появились на свет. Все, что в нашей власти, - прожить эту жизнь так, чтобы было что вспомнить, или сделать перед смертью обратное фото, на котором будет залитая потом и кровью беговая дорожка.

Чему стоит поучиться: в преодолении трудностей нет никакого смысла, они не кончатся никогда. Преодолеешь одни - появятся другие. Сколько ни чисть зубы утром, к вечеру они все равно требуют чистки. Поэтому делай необходимое, но каждый день помни: не порадовался сегодня - лишил себя радости на целый один день жизни.

Они не ставят реперных точек

Многие из нас росли в парадигме «к 25 замуж (жениться), к 30 родить первого, к 35 второго, в 40 открыть свой бизнес». Поменяйте даты, поменяйте цели - суть дела останется прежней. У нас был четкий план по достигаторству, ограниченный конкретными временными сроками.

Эти дети живут по принципу «как пойдет». Я была шокирована, когда спросила тогда малолетнюю дочь, кто в ее понимании - молодая мама. Она ответила: «Та, которая недавно родила». Возраст вообще не вписывался в понимание! Они не считают 40-летних стариками, они не считают 60-летних немощными. Они очень конкретные товарищи: они оценивают только этого-данного-единственного человека, его возможности и потенциал.

Чему стоит поучиться: мы очень разные, у нас разные пути и разные приоритеты. Никто не должен быть уложен в прокрустово ложе (простите) нормативов, показателей и возрастных рамок. Люди индивидуальны. Они не обязаны соответствовать никаким статистическим данным и тем более - быть осуждаемыми за это.

Они готовы уехать в любую страну, где хорошо

Никакого патриотизма! Если все уедут, кто будет поднимать Россию с колен? Да они готовы поднимать, нет, правда. Создайте условия. Они не против! Они просто (см. выше) не хотят ничем жертвовать, терпеть и ждать. Вы не готовы сейчас предоставить годные условия? Ну простите, жизнь одна, и не так длинна, как хотелось бы. Не купите вы - купят другие.

Им пофигу, вот честно, какую страну поднимать, потому что им на все страны в мире пофиг. Они поднимают свой уровень жизни, и только.

Чему стоит поучиться: человек у себя один. И если не заботиться в первую и самую главную очередь о себе, очень скоро ты окажешься в зависимости или от других людей, или от обстоятельств, или - сюрприз - от поработившей тебя системы. Мир очень большой и очень разнообразный. И глупо, глупо ограничивать себя рамками, которые ты сам себе придумал.

Они не разбираются в людях, у них размыты критерии

Однажды моя дочь взахлеб рассказывала мне про какие-то события в их подростковой тусовке. Сейчас совершенно не важно, в чем там было дело, важно было другое. В ее речи то и дело проскальзывали имена участников ситуации. «И тогда Фрол говорит...», «А Лена в этот момент...», «И тут приходит Салим...», «Ну а мы с Юлей...», «И когда позвонил Натан...»

У них нет уважения к семье

Они не убираются в комнатах, не хотят принимать участие в помывке посуды, им плевать на дачные угодья и сборы колорадских жуков. Они не делятся сокровенным и не понимают, что такое «клан».

Чему стоит поучиться: они изначально не хотят ни от кого зависеть. Они готовы нести ответственность за свою жизнь и не хотят лишних «якорей». Вам может не нравиться слово «лишних», но это суровая правда: все мы рождаемся и умираем в одиночестве. И в этой жизни стоит опираться только на себя, это дает огромную фору в достижении любых вершин и устойчивости психики. Поверьте. А лучше попробуйте.

Эти дети считают, что есть единственный способ быть уверенным в себе: верить только себе. При этом они нас любят. Любить и зависеть - разные истории.

Они готовы потратить годы на поиски себя

Нам было страшно. А им нет. Они в свои 15-20 честно говорят: да мы понятия не имеем, кто мы и зачем. Поживем - увидим. То есть они стащили нашу формулу неуверенности и превратили ее в свой слоган. Они правда хотят пожить и увидеть. Им не надо гарантий. Они готовы рисковать и действовать по ситуации.

Чему стоит поучиться: вере в себя. Им никто не сказал, что будет хорошо, но они все равно не готовы жертвовать во имя потенциального успеха. Они ставят на себя и выигрывают, потому что в это время мы сидим на кухнях, просчитываем риски и не решаемся ни на что.

У нас выросли шикарные дети. Вот с этим нас точно можно поздравить.

Григорий Остер

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ 1, 2, 3, 4

Вредные советы 1

Книга для непослушных детей и их родителей

Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Эта книжка для непослушных детей.

Потерявшийся ребёнок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовёт он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На далёких островах».

Потерявшийся ребёнок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В разных странах побывать.

Руками никогда нигде

Не трогай ничего.

Не впутывайся ни во что

И никуда не лезь.

В сторонку молча отойди,

Стань скромно в уголке

И тихо стой, не шевелясь,

До старости своей.

Кто не прыгал из окошка

Вместе с маминым зонтом,

Тот лихим парашютистом

Не считается пока.

Не лететь ему, как птице,

Над взволнованной толпой,

Не лежать ему в больнице

С забинтованной ногой.

Если всей семьёй купаться

Вы отправились к реке,

Не мешайте папе с мамой

Загорать на берегу.

Не устраивайте крика,

Дайте взрослым отдохнуть.

Ни к кому не приставая,

Постарайтесь утонуть.

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристаёт.

Если вас поймала мама

За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем

В коридоре на обоях,

Объясните ей, что это –

Ваш сюрприз к Восьмому марта.

Называется картина:

«Милой мамочки портрет».

Не бери чужое, если

На тебя глядят чужие.

Пусть они глаза закроют

Или выйдут на часок.

А своих чего бояться!

Про своих свои не скажут.

Пусть глядят. Хватай чужое

И тащи его к своим.

Никогда вопросов глупых

Сам себе не задавай,

А не то ещё глупее

Ты найдёшь на них ответ.

Если глупые вопросы

Появились в голове,

Задавай их сразу взрослым.

Пусть у них трещат мозги.

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесёте с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Родился девочкой – терпи

Подножки и толчки.

И подставляй косички всем,

Кто дёрнуть их не прочь.

Зато когда-нибудь потом

Покажешь кукиш им

И скажешь: «Фигушки, за вас

Я замуж не пойду!»

Если вы с друзьями вместе

Веселитесь во дворе,

А с утра на вас надели

Ваше новое пальто,

То не стоит ползать в лужах

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Чтоб не портить и не пачкать

Ваше новое пальто,

Нужно сделать его старым.

Это делается так:

Залезайте прямо в лужу,

Покатайтесь по земле,

И немножко на заборе

Повисите на гвоздях.

Очень скоро станет старым

Ваше новое пальто,

Вот теперь спокойно можно

Веселиться во дворе.

Можно смело ползать в лужах

И кататься по земле,

И взбираться на заборы,

Повисая на гвоздях.

Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне – твёрдый холодильник.

Тормозите лучше в папу.

Папа мягкий. Он простит.

Если вас навек сплотили,

Озарили и ведут,

Не пытайтесь уклониться

От движенья к торжеству.

Всё равно на труд поднимет

И на подвиг вдохновит

Вас великий и могучий,

И надёжный наш оплот.

Главным делом жизни вашей

Может стать любой пустяк.

Надо только твёрдо верить,

Что важнее дела нет.

И тогда не помешает

Вам ни холод, ни жара,

Задыхаясь от восторга,

Заниматься чепухой.

Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый –

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным палачом.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил – быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в неё влюблён.

Начиная драку с папой,

Затевая с мамой бой,

Постарайся сдаться маме, –

Папа пленных не берёт.

Кстати, выясни у мамы,

Не забыла ли она –

Пленных бить ремнём по попе

Запрещает Красный Крест.

Если ты весь мир насилья

Собираешься разрушить,

И при этом стать мечтаешь

Всем, не будучи ничем,

Смело двигайся за нами

По проложенной дороге,

Мы тебе дорогу эту

Можем даже уступить.

Не соглашайся ни за что

Ни с кем и никогда,

А кто с тобой согласен, тех

Трусливыми зови.

За это все тебя начнут

Любить и уважать.

И всюду будет у тебя

Полным полно друзей.

Если в кухне тараканы

Маршируют по столу,

И устраивают мыши

На полу учебный бой,

Значит, вам пора на время

Прекратить борьбу за мир,

И все силы ваши бросить

На борьбу за чистоту.

Если вы собрались другу

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ КНИГ ОСТЕРА!

Книги автора Григория Остера не только издаются огромными тиражами, но и являются основой для многочисленных мультфильмов, спектаклей и постановок для маленьких зрителей. Однако вредные советы Григория Остера ломают социокультурный код российского гражданина. Не ясно, для чего автор прививает нашим детям лошадиные дозы образцов девиантного поведения. Являются ли книги Г. Остера механизмом технологии «Окна Овертона»? Способствуют ли они легализации каннибализма? Читайте об этом в рецензии на литературное творчество одного из самых востребованных и известных современных детских писателей Григория Остера.

Григория Остера представлять не надо. Он удивительно удачно сочетает в себе статус писателя как советской детской литературы, так и постсоветской. Начав публиковаться в 1975 году, Остер стал автором пьес для детских театров. Всесоюзную известность он приобрел как создатель сценариев к таким мультфильмам, как «Котенок Гав», «38 попугаев», «Обезьянки». По его признанию, на тот момент это было единственным способом завоевать популярность у широкой аудитории. Предвестником «Вредных советов» в 1980 и 1986 годах стали два мультика с одноименным названием, вышедшие в сборнике «Веселая карусель». В 1990 году вышла его книга «Вредные советы». В конце 1990-х М. Эпштейн и А. Генис внесли писателя в список «Кто есть кто в русском постмодернизме», причем Остер оказался в нем единственным детским писателем.

Постмодернизм - течение, которое, по мнению филолога Ларисы Рудовой, размывает границы, будь то границы структур власти, идеологий или литературных жанров. Главное - уйти от общепринятого канона, от официальной, общепринятой литературы. Здесь возможно все: ужастики («Школа ужасов»), советы («Вредные советы»), задачки («Противные задачи»). Для Остера неприемлемо классическое деление литературы на жанры, например такие, как сказка, былина, миф и т. п. Все это создает строго иерархичную картину мира, которая для Остера неприемлема. «Нельзя относиться к власти, как к родителям. Граждане не должны влюбляться в государственную власть. Нужно бороться с этой любовью в себе».

Так каким же образом борется Остер с любовью к государственной власти? Очень просто. Посредством детской литературы. «Я всегда занимался детьми […] давал вредные советы, когда им морочила голову советская власть. Пытался объяснить, что если в одной точке планеты собирается большое количество послушных детей, то они вырастают в большое количество послушных взрослых». Вот оно, оказывается, что… Значит, вредные советы от Григория Остера не такие уж полезные? Однако он утверждает, что дети, конечно же, никогда не будут следовать его вредным советам, ведь они для непослушных детей. А его читатели, конечно же, дети послушные… Помимо этого, детский писатель утверждает, что его вредные советы - это прививка от глупости. Но каждая мама, безусловно, знает, что прививка - это микродоза, чего нельзя сказать о книгах Остера. Так зачем же автор прививает нашим детям лошадиные дозы образцов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения?

Смею предположить, что произведения Григория Остера, как и постмодернизм в целом, нацелены на слом социокультурного кода российского гражданина.

Особенностью русской культуры всегда было четкое разграничение высокого и низкого. В традиционной культуре, вначале через колыбельные, а затем и через сказки, раскрывались ребенку нормы поведения и жизненные установки и ценности. Затем через былины, а в советское время через героическую литературу подросткам обрисовывались образцы героев, на которых можно было равняться. При этом в традиционном обществе и позднее, в индустриальную эпоху, внедрялась и в сознание отдельного человека, и в общественное сознание иерархичная модель устройства мира.В семье уважение к старшим было основой традиционного воспитания, его альфой и омегой. Модель семьи была присуща и государственному устройству как в дореволюционную эпоху, так и в советскую.

Приведу пример из книги «Как пользоваться взрослыми». «Живой взрослый - одна из лучших заводных игрушек. Завести взрослого нетрудно… Чтобы завести взрослого, его надо сначала вывести из себя. Делать эти выводы довольно просто. Результаты легко достигаются с помощью ежеминутных приставаний, наскоков с разных сторон частого дерганья за руки ».

Григорий Остер советует свои книги в качестве прекрасного средства сближения детей и их родителей. Но действительно ли дети 6-8 лет способны понять иронию автора? Способствуют ли подобные тексты укреплению авторитета родителей? На мой взгляд, чтение такой литературы размывает вертикаль детско-родительских отношений, превращая родителей и детей в партнеров по игре. И, как мы нередко видим в реальности, роль главного не упраздняется, а переходит к ребенку. Что абсолютно переворачивает традиционную для православия, да и других религий тоже, модель Родитель - Ребенок, которая символизирует собой взаимоотношения Бога и Человека.

Предположим, что вредные советы не выполняются детьми буквально. Но то, что они расшатывают традиционную модель взаимоотношений в семье и обществе - совершенно точно.

За последние 20 лет произошли колоссальные изменения, которые на бытовом уровне фиксируются в высказываниях типа: «Ну и молодежь пошла», «Мы такими не были», «Сейчас дети другие» и т. д. Интересно, те, кто это говорят, видят, что читают или их дети и внуки?

Подрывная работа Григория Остера сильно напоминает тесты для проверки знаний в школе, когда ребенку дают задание не решить пример или написать слово правильно, а из нескольких вариантов выбрать неправильный. Кто-нибудь может ответить на вопрос, зачем вообще ученику, например начальной школы, концентрировать внимание на чем-то неправильном? Причем, в таком тесте ответы могут могут быть частично правильными. То есть происходит запутывание, смешение нормы и антинормы: то нужно выбрать правильный ответ, то неправильный…

Но Григорий Остер на достигнутом не останавливается. В оборот вводится тема, на которую еще на заре человечества наложено табу. Каннибализм. Не верите? «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда». Вот несколько «рецептов».

Сосиска со скромницами.
Трех застенчивых девочек положить на тарелку рядом с сосиской и стыдить, пока не подрумянятся. Тут-то и съесть.
Икающий мальчик под соусом.
Трусливого мальчика сильно напугать, посадить в большую кастрюлю, обильно полить манной кашей и долго варить, изредка приподнимая крышку кастрюли и слегка припугивая, чтоб не перестал икать. При подаче на стол снова сильно напугать.
Неряхи с чистюлями
Равное количество чистюль и нерях положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щеток и одну одежную, полить свежей грязью, подождать, пока чистюли почистятся, а неряхи измажутся, и торжественно подать к столу.

Еще одна запретная тема, которую детский писатель не обошел стороной, на этот раз в передаче «Школа молодого отца» на радио «Эхо Москвы». Инцест.
А. Насибов: В одном из Ваших интервью было хорошее выражение по поводу инцеста в семье, совершенно табуированного, запретного явления.
Г. Остер: Я считаю, что в каждой нормальной семье происходит перманентный инцест: то есть дети беспрерывно имеют родителей. В свою очередь родители беспрерывно имеют детей. И вот в этой страшной войне противоположностей и рождается самое главное - любовь, терпение, уважение. Это все постепенно-постепенно пробивается сквозь ссоры, споры, ненависти, мелкие ненависти, потому что как бы не может быть ненависти родителей к собственным детям. Это нонсенс.

А здесь, вот в этом месте, очень хочется этому дяде с большими усами, общепризнанному специалисту в педагогике… сказать пару ласковых. В свойственной ему манере непринужденной иронии этот дядя переходит границы дозволенного, поднимая действительно закрытую для обсуждения в традиционном обществе тему инцеста в эфире радиостанции с многомиллионной аудиторией. И если когда-то про его вредные советы можно было сказать: «Ну а что такого? Это ж юмор в коротких штанишках». То теперь, когда привлечено внимание к теме каннибализма и инцеста, есть повод поговорить совершенно серьезно. Есть основания полагать, что данные высказывания Григория Бенционовича являются осуществлением технологии, условно называемой «Окно возможностей Овертона ».

Суть технологии заключается в последовательном изменении представления о проблеме в общественном мнении. «Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое, до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах». Но, чтобы окно двигалось, нужно довести организм общества до состояния толерантности, то есть неспособности сопротивляться вредному воздействию извне. Для этого так активно смешивается верх и низ, для этого ломается представление об иерархичности мира. Поскольку там, где есть вертикаль, где есть верх и низ, там есть высокое и низкое, есть идеалы. А значит, и четкие представления о том, что есть добро и что есть зло.

В истории уже были примеры того, как с помощью смехового карнавального начала (переворачивающего все с ног на голову) ломался традиционный порядок вещей. Я говорю о периоде Реформации, когда яростной атаке подверглась Католическая Церковь в Западной Европе. Десакрализация Церкви осуществлялась в том числе и с помощью литературы. В 16-м веке в народе стало популярно сатирическое течение, которое именуется гробианизм. Вот пример:

Когда к семи начнет смеркаться,
Выходят люди прогуляться.
Кто в одиночку, кто с дружком
Идут по улицам пешком.
И если ты гуляешь тоже,
Будь побойчее и построже.
Тебе смущаться не пристало!
Чтоб грязь к ботинкам не пристала,
Ты лужи обходи вокруг —
Пусть в них купается твой друг!
Поуже выбирай дорожки.
Всем встречным подставляй подножки.
И шутки ради, для забавы
Прохожих сталкивай в канавы!
И, совершив сей променад,
Наверняка ты будешь рад.

Такое ощущение, что «Вредные советы» написаны под копирку…
Как мы видим, Григорию Остеру впору начать писать учебник по девиантологии (девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм поведение). Но издавать детские книжки, думаю, следует запретить, руководствуясь Федеральным законом о защите детей от вредной информации. Писатель посвятил свое творчество подрыву традиционных устоев русского общества. О чем открыто говорит, к примеру, даже профессор из США, специалист по детской литературе Лариса Рудова.


«В сущности, можно сказать, что сочинения Григория Остера есть не только симптом состояния культуры и общества, пережившего тяжелейший слом, но и один из инструментов этого слома. Причем инструмент этот был вложен автором в руки самого мощного и важного члена общества - ребенка ».

Несмотря на это, в 2002 году Григорий Остер был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.

Козлова Елена

Книга для непослушных детей и их родителей

Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Эта книжка для непослушных детей.

ВНИМАНИЕ!

Опасно для мозгов!

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ – ПРИВИВКИ ОТ ГЛУПОСТИ.

Эта книга предназначена для непослушных детей, их родителей и учителей.

В противном случае послушный ребёнок, наслушавшись вредных советов, возьмёт и выполнит всё то, что описано в этой ужасной книге.

Когда родители вбегут

И спрашивать начнут,

О чём же думал ты, когда

Плевался из окна,

Кормил салатом пылесос,

Газеты поджигал

И спихивал с балкона вниз

Фарфоровый сервиз,

Спроси родителей своих:

А сами-то они

На что надеялись, когда

Себе однажды, вдруг

Решили мальчика родить

И завели тебя?

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека ещё почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

Конфеты – это не еда

От них не будешь сыт.

Кто слишком много ест конфет,

Тот ходит без зубов.

И руки липкие от них,

И аппетита нет,

Поэтому не ешь конфет,

Отдай их лучше мне.

Если нет у вас собаки,

За собой на поводке

Поводите по квартире

Электрический утюг.

Чтобы он паркет не портил

И на коврик луж не лил,

Трижды в день его на травку

Выводите погулять.

А чтоб вечером грабитель

Не забрёл на огонёк,

На дверях пишите мелом:

«Осторожно: злой утюг».

Ни один нормальный жулик

Даже нос не сунет в дом,

Где его подстерегает

Встреча с крупным утюгом.

Раскрашивать можно

Не только картинки,

Раскрась на досуге

Себя и кота.

Пусть мама и папа,

Вернувшись с работы,

Двенадцать отличий

Меж вами найдут.

Если вам во время драки

Кулаком попали в лоб,

А потом пришли мириться,

Предлагая всё забыть,

То сначала пусть подставят

Лоб под ваши кулаки,

А потом про всё забудут,

Когда память отшибёт.

Учись расстёгивать крючки

И платьице снимать.

Не говори: «Мальчишка я,

И платьев не ношу».

Никто не знает, что его

В дальнейшей жизни ждёт.

Любые знанья могут нам

Понадобиться вдруг.

Если в гости к знакомым своим приходя,

Вы доводите их до того, что они

Начинают кричать, чтобы вашей ноги

Никогда больше не было в доме у них,

Обещайте им ногу свою под трамвай

Положить или тиграм на завтрак отдать.

И сегодня же к ним прискакать без ноги,

Раз им так уж не нравится эта нога.

Если бабушка мешает

Скатерть вилкой протыкать,

Если мама чашку с чаем

На пол скинуть не даёт,

Задыхаясь от обиды

Не показывайте слёз,

Оскорблённые мужчины

Унижаться не должны.

Пусть увидят все, как молча,

Не склоняя головы,

Навсегда от женщин ваших

Вы уходите под стол.

Пойди спроси у бабушки,

Зачем была нужна

Коробочка, которую

Ты выкинул в окно.

И если вниз по лестнице

Помчится вся семья,

Посоревнуйся с дедушкой,

Кто бегает быстрей.

Открой коробку с нитками

И ножницы достань,

Найди на платье мамином

Какой-нибудь узор

И, аккуратно вырезав,

Возьми его себе.

Наденет платье мамочка

И вспомнит о тебе.

Если задразнили вы

Младшую сестру,

Нагрубили дедушке,

Брату дали в глаз,

Папу не послушались

И вокруг стола

Бегали от бабушки,

Высунув язык.

Постарайтесь выяснить,

Почему на вас

Мама обижается,

Разве чем-нибудь

Вы её обидели?

Ведь за целый день

Ничего не сделали

Вы плохого ей.

Если к кошке подкрасться не с той стороны,

Поцарапаться можно об когти её.

Но наука ещё не сумела пока

Разузнать, где у кошки не та сторона,

Что опаснее: сзади хвататься за хвост

Или спереди дружно тянуть за усы.

Если ты себя с размаху

Молотком по пальцу – бац!

Не вини того, кто гвозди,

Нам на горе, изобрёл,

Потому что, несомненно,

Виноват в твоей беде

Не гвоздей изобретатель,

А создатель молотка.

Если хочешь напугать

Смелых попугаев,

Повторяющих твои

Глупости отважно,

Покажись им и скажи,

Что довольно скоро

Будут выглядеть они

Ненамного лучше.

Не бойся выглядеть глупее,

Чем кажешься на первый взгляд,

И смело задавай вопросы

Про непонятные слова,

Которые услышать можно

От образованных людей,

Когда нечаянно при встрече

Им заезжаешь локтем в глаз.

Смотреть не надо свысока

На пап своих и мам.

Быть снисходительными к ним

Не так уж трудно нам.

Но если мы к ним снизошли,

А нас за шкирку – хвать!

То можно вырваться и вновь

На дерево залезть.

Если видишь, как друг друга

По лбу бьют твои враги,

Помирись скорее с ними

И обоим помоги.

Если ты кусочек масла

На колени уронил

И нечаянно размазал

По своим штанам его,

Положи на это место

Два кружочка колбасы

И накрой листом салата,

Чтоб украсить бутерброд.

Тот, кого ты

возле уха

Крепко держишь

в кулаке,

Пусть сначала

честно скажет,

Есть ли жало

Учитесь кашлять.

Кашель наш

Надёжный, верный друг.

Того, кто с нами слишком строг,

Он сделает добрей.

Он даже тех, кто зол на нас,

Заставит нас жалеть.

И в трудный час

Ещё не раз

От школы нас

Например, тебя хотят

Отучить кривляться,

Громко глупости кричать,

Хныкать и плеваться,

Дёргать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Незнакомым задавать

Дикие вопросы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Бабушке и маме.

Это трудно, но у них

Может получиться.

Будь готов тогда всему

Заново учиться.

Умирая от зависти,

Кукол своих

На прощанье

Лучшей подруге отдай,

Чтоб она на подушку

Роняя слезу,

Иногда по ночам

Вспоминала тебя.

Если ты сестру в сраженье

Начинаешь побеждать,

А девчонка на подмогу

Маму с бабушкой зовёт,

То и ты вводи резервы:

Папу с дедушкой зови.

И посмотрим, кто сумеет

В этой битве устоять.

Каждый раз, когда захочет

Мама ногти стричь тебе,

Радуйся, что ты мальчишка,

А не дикий хищный зверь.

Если б ты, как лев когтистый,

По кустам скакал с хвостом,

То тебя б гораздо чаще

За него ловила мать.

Хвать – и всё! А человека

Пусть попробует поймать.

Подкиньте любимую

мамину вазу.

Чем выше взлетит

над паркетом она,

Тем больше у вас

будет времени, чтобы

Спокойно обдумать

поступки свои.

Не размахивай руками

Перед носом у врага.

Прячь их за спину, скрывая.

Чем ты там вооружён.

Пусть враги, тебя мутузя,

Не узнают никогда,

Что твои сжимают пальцы:

Саблю или пистолет.

Если шариков немножко

Не хватает у тебя,

Потому что мало слишком

Их на праздник принесли,

Смело шарик свой воздушный

Разрезай напополам.

Станет их гораздо больше –

Не один, а целых два.

Если ты с подругой лучшей

Расплевалась навсегда

И сказать ей не успела,

Кто она такая есть,

Помирись пойди и больше

С ней не ссорься до тех пор,

Пока всё, что накипело,

Ей не выскажешь в глаза.

Если ты решил купаться

И с обрыва прыгнул вниз,

Но в полёте передумал

В речку мокрую нырять,

Прекрати паденье в воду

И лети обратно, вверх.

Изменить своё решенье

Может каждый человек.

Не задавай отцу вопросов,

Когда он занят чем-нибудь,

По пустякам от дела папу

Не должен мальчик отвлекать.

Не издавай внезапных криков,

Не дёргай папу за штаны,

Веди себя как можно тише,

Когда он шлёпает тебя.

Не бойся немытые овощи есть

И грязные фрукты жевать.

За это тебе не придётся в тюрьме

Сидеть, и сидеть, и сидеть.

Сидеть, и сидеть, и сидеть.

Сидеть, и сидеть, и сидеть, и сидеть.

И снова сидеть и сидеть.

Клади в карманы только то,

Что лезет в твой карман,

А что не лезет – никогда

В карманы не клади.

По крайней мере, убедись,

Что нет в кармане дыр

И всё, что сунул ты туда,

Сидит не шевелясь.

Если ночью осторожно

Из кармана взять его.

Поиграть не очень долго

И на место положить,

То родители про это

Не узнают ничего,

И пропажу обнаружить

Не успеет кенгуру.

Не сразу во всём признавайся. Сначала

Скажи, что, играя в футбол во дворе,

Ты сильно друзей огорчил, потому что

Промазал и гола забить не сумел.

Чуть-чуть помолчи и добавь, что окошко

Разбилось и хочет хозяин окна,

Чтоб папа пришёл и стекло лобовое

Вставлял в шестисотый его «мерседес».

Если летом пекло в доме

И на улице жара,

Шапку зимнюю достаньте

И, пальто своё надев,

Залезайте в холодильник,

Только, Боже упаси,

Не сидите слишком долго

На холодной колбасе.

Если в детскую больницу

Вас приводят на рентген,

Попросите, чтобы доктор

Маме вас не выдавал.

И когда начнёт на снимках

Пусть молчит про то, что вишни

Целиком глотали вы.

Если табуретку

ты на стол пристроишь

И поставишь сверху

маленький свой стульчик,

А потом положишь

стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный

прямо к самой люстре.

Если осторожно

будешь подниматься

И беды в дороге

если не случится,

То довольно скоро

сможешь оказаться

В первой же ближайшей

от тебя больнице.

В гипсе руки, ноги,

Бинт на пояснице.

Взгляни на дедушку, ему

Не так уж мало лет,

А он не плачет, не кричит.

Что он уже большой

И что теперь ему никто

Не должен запрещать

Играть с иголками и в пол

Втыкать консервный нож.

Если ты просила кукол

А тебе трусы купили

Крикни маме возмущённо,

Что не будешь в них играть.

Даже пальцем их не тронешь.

Пусть сама в трусы играет:

Надевает и снимает

То с тебя, то на тебя.

Если брата до рассвета

Потихоньку растолкать,

Обещал, что свой компьютер

Вам подарит старший брат,

То, возможно, сон ваш вещий

Сбудется уже к утру,

Если только брат спросонья

Не пошлёт ко всем чертям.

С набитым ртом не начинай

Серьёзный разговор.

Всегда клади в карман еду,

Носи её с собой.

И, если спросят, почему

Ты двоек нахватал,

Скорее что-нибудь кусай

И жуй, и жуй, и жуй.

Не каждому ребёнку

Приятно кушать суп.

Бывает суп не сладким

И это не секрет.

Но можно в суп тихонько

Варенье положить,

Налить немного мёду

И накрошить конфет.

Теперь добавьте сахар,

И можно выливать.

Никто вас не заставит

Такую гадость есть.

Быть красивой ни к чему –

Слишком хлопотное дело.

Смолоду и до седин

Вечно бегай на свиданья –

Даже некогда присесть

И спокойно выйти замуж.

Когда увидишь червяка.

Не ешь его живьём.

Сперва добычу покажи

Родителям своим.

Умоет мама червяка

И станет он вкусней,

А папа скажет, нет ли в нём

Опасного крючка.

Это совет для очень маленьких рыбок.

Если ты уже не маленькая рыбка, а совсем большая, можешь заменить в этом совете « червяка » на « жениха » .

Когда тебя ударит током,

С размаху сдачи не давай.

Уйди в сторонку, спрячь обиду

И сделай вид, что всё простил.

Без спешки надо месть готовить.

У папы клещи попроси,

А ночью подкрадёшься сбоку

И перекусишь провода.

Если мама уверяет,

Что нашла тебя в капусте,

Пусть она скорей покажет,

Где же этот огород,

Чтоб могла ты там на грядке

Поискать себе котёнка

Или, если нет котёнка,

То хотя бы хомячка.

Если хочешь до горшочка

Добежать без опозданья,

Не теряй на старте время,

Выпил чаю и беги!

Старательные мальчики

Над книжками сидят

И честно дело каждое

Доводят до конца.

Поэтому, раз начал ты

Из книг страницы рвать,

Пусть дома не останется

На полках целых книг.

Если ты, как будто лодка,

И попал в ужасный шторм,

И тебя по всей квартире

Носит бурная волна,

А диван, как будто остров

В океане, впереди,

И на нём живёт под пальмой

Задремавший папа твой,

То, конечно, папа будет

Твоему спасенью рад,

Если яростные волны

На него тебя швырнут.

Если вы не научитесь

Лучших друзей

Ежедневно,

По тысячу раз предавать,

То они никогда

Не отстанут от вас.

Так и будут всё время

Мозолить глаза.

Мимо двери проходя,

В щёлку вкладывайте палец.

Не случится ничего:

Дверь щекотки не боится.

Ну а если палец ваш

Навсегда остался в щёлке,

Можно плюнуть на него.

Есть ещё в запасе девять.

Если вы, не спросив разрешенья войти,

В середине урока вбегаете в класс,

Не забудьте учителю строго сказать,

Что сегодня опять недовольны вы им,

Пусть родителям он престарелым своим

Передаст, чтобы завтра же в школу пришли,

Будет с ними серьёзный у вас разговор,

Потому что уже невозможно прощать

Безобразные выходки эти его.

Почему он без вас начинает урок?

Неужели не может хоть раз подождать?

Не шуми на уроке,

Соблюдай тишину,

Чтобы было не слышно

И не видно тебя.

Если тихо под партой

Весь урок просидеть –

Есть надежда без двойки

Возвратиться домой.

Не надо думать, что хороших

Детей не лупят никогда.

Довольно часто достаётся

Им даже больше, чем плохим.

Вот, например, один ребёнок

С утра себя прекрасно вёл,

И схлопотал от папы с мамой

За то, что натворил вчера.

Если на тебя друзья обиделись,

Потому что с ними ты не делишься,

Где-нибудь добудь побольше вкусного,

Разложи по маленьким тарелочкам,

И как только скушаешь, так сразу же

Например, тарелку каши

Предлагают вам с утра,

Говорят, что витамины

В ней кишмя кишат до дна,

Говорят, что для желудка

Ничего полезней нет,

И за это вы всем сердцем

Полюбить должны её.

А с утра на кашу эту

Вам не хочется смотреть,

Вам с утра, при встрече с нею,

Хочется закрыть глаза.

Если есть её, не глядя,

То, возможно, мимо рта

Много ложек этой каши

Вам удастся пронести.

Ровно в полночь папу с мамой

Диким криком разбуди,

И когда, столкнувшись лбами,

Над тобой склонятся, им

Объяви, что всей душою

Их обоих любишь ты,

И уже настало время

Им об этом сообщить.

Если ножка сломалась,

Маму с папой зови.

Пусть родители с пола

Поднимают тебя

И сажают на целый

Не поломанный стул,

Чтобы мог ты, качаясь,

Стулу ножки ломать.

Тот, кто в гости вместе с папой

Не ходил к его знакомым,

И селёдкой с винегретом

Не кидался там, в гостях,

Тот не знает, что такое

Всенародная известность.

Сразу все вокруг вниманье

Обращают на тебя.

Если ты уже не можешь,

Потому что нету сил,

И девятый ломоть торта

Глубже горла не идёт,

Отложи на время ложку,

Чтоб не портить аппетит.

И попробуй на досуге

Бутерброды с ветчиной.

Если мамину кисточку

Дома нашла,

Но ещё не решила,

Кого рисовать,

Перед зеркалом встань,

Тушь с помадой смешай,

И себя нарисуй

У себя на лице.

Начиная в неудаче

Виноватого искать

Опасайся слишком близко

Приближаться к зеркалам.

Осторожные дети

Одеваются тихо

И на цыпочках в школу

Ежедневно приходят,

Потому что боятся,

Что проснётся их совесть

И пристанет, зануда,

И заставит учиться.

Если дочка слишком поздно

Ночевать домой пришла,

И бедняжке не ложиться,

А вставать уже пора,

Пусть она ответит маме

На расспросы, где была,

Что теперь учиться в школе

Заставляют по ночам.

Если в школе дисциплину

Постоянно нарушать,

То она, снижаясь плавно,

Тихо на пол упадёт.

И тогда на перемене

Сможет каждый ученик

Из пушистой дисциплины

Налепить себе снежков.

Не соглашайся на обед

Невкусное жевать.

Всю нелюбимую еду

Выплёвывай под стол,

А если кто-нибудь тебя

За это упрекнёт,

Пусть достаёт из-под стола

И доедает сам.

Не может быть тому прощенья,

Кто вас нечаянно толкнул,

И никакие объясненья

Его не могут оправдать,

А если вы его случайно

Ногой ударили по лбу,

То вы ни в чём не виноваты,

И он обязан вас простить.

Для мальчишки красота

Только лишняя морока.

Прячь скорее красоту

Под глубоким слоем грязи,

А иначе как начнут

Назначать девчонки встречи,

И придётся посещать

Регулярно все свиданья,

Потому что там с тобой

Нянчиться никто не будет –

Эти девочки, они

Хуже, чем директор школы:

За единственный прогул

Исключают в тот же вечер.

Если вы решили окончательно,

Что дружить с девчонками не будете,

Сообщите им об этом письменно.

А письмо в газете напечатайте,

Вместе со своим обратным адресом.

И по почте вам придут немедленно

От девчонок сотни писем жалобных,

Будут в письмах вас они упрашивать

Подружиться с ними хоть немножечко,

Но на письма вы им не ответите.

Ты можешь гордиться своими ногами.

Способными тысячи вёрст прошагать,

И можешь гордиться своими руками,

Готовыми горы свернуть на пути,

Чтоб только добраться туда, где не надо

Игрушки свои перед сном собирать.

Смотри внимательно за братом,

Чтоб лишнего не брал себе.

Теперь пошли такие братья –

За ними нужен глаз да глаз.

Когда во время драки лупят

Тебя и брата во дворе,

Всегда следи, чтоб доставалось

Тебе не меньше, чем ему.

Школьник, смело в первом классе

Окунайся в море знаний.

Через десять лет на берег

Выходи, как гусь – сухой.

Если вы ведёте пса бездомного

В дом к себе, чтобы о нём заботиться,

Посмотрите, нет ли на ошейнике

Поводка с вцепившимся хозяином.

Если при ближайшем рассмотрении

Вам еда в тарелке не понравилась,

Быстро поменяйте точку зрения

И взгляните на тарелку издали.

Если все девчонки в классе

Нос воротят от тебя,

Осмотри свои ботинки

И в штанишки загляни.

Если друг проходит мимо

И руки не подаёт,

Дай ему по шее сзади,

Чтобы на пол рухнул он.

И, когда валяться будет

Друг, как тряпка, на полу,

Руку помощи бедняге

Дружелюбно протяни.

Если вас уже догнали,

Но пока ещё не бьют,

Расскажите им, какой вы

Безобидный человек.

А в оставшееся время,

Перед тем, как бить начнут,

Перечислите, что с ними

Сделает ваш старший брат.

Если вы упали в лужу,

Не спешите встать.

На глазах у всех из лужи

Стыдно вылезать.

Чтоб над вами не смеялись,

Надо сделать вид,

Что давненько присмотрели

Эту лужу вы.

Лягте на спину, скрестите

Руки на груди

И шепните восхищённо:

«Как тут хорошо!»

Чтобы младшую сестрёнку

От ожога уберечь,

Чтобы ей костёр трескучий

Платье искрой не прожёг,

Перед тем как на балконе

Жаркий складывать костёр,

Прямо в платьице поставьте

Под холодный душ сестру.

Если вы решили резко

Изменить свой внешний вид,

Отправляйтесь на природу

И дразните диких пчёл.

Если всё ещё не ходит

Слишком младшая сестра,

Если с этой жалкой крохой

Не сыграешь ни во что,

Может старший брат в посылке

Сам себе послать сестру.

Пусть, пока идёт по почте,

Хоть немного подрастёт.

Ничего прекрасней детства
Человеку не дано.
Свет его сквозь годы мчится
В подрастающей душе.
Знай, что в каждом взрослом сердце
Есть заветный уголок,
Там калачиком свернулся
Папин старенький ремень.