Эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка Эмоциональное развитие в 3 4 года

Балдина Ольга

Игры на эмоционально-волевое развитие детей 2-3 лет.

Цель: знакомство детей с основными эмоциями.

Задачи:

Познакомить детей с базовыми эмоциями.

Обучить детей распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Обучить детей умению владеть своими чувствами.

Научить детей умению принимать во внимание чувства другого человека.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов воспитателя, родителей и детей.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т. д.

Игры - главное средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Эмоциональные зверята»

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать; снятие психоэмоционального напряжения.

Описание игры:

Изобрази радостного зайчика (медвежонка, лягушонка и т. д.);

Изобрази сердитого (грустного, веселого и т. д.) медвежонка (зайчонка и т. д.);

Превратимся в лесных зверюшек и изобразим разные настроения.


Игра «Театр настроения»

Цель: способствует развитию понимания себя, знакомит детей с азбукой выражения эмоций.


«Эмоции в стихах»

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту.

«Разрезные картинки»

Цель: расширение представлений об эмоциях и их проявлениях, учить детей из частей составлять целое изображение.

«Найди такую же эмоцию»

Цель: учить находить две одинаковые эмоции, Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление.


«Наши эмоции»

Цель: научить детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица.


«Настроение»

Цель: Понимать и различать эмоциональных состояний людей (радость, злость, слезы,удивление)


Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Дидактические игры на сенсорное развитие детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Фролова Елена Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени «Ум ребенка находится.

Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.

Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет Картотека игр на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет. "Накроем стол для кукол" Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.

Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности . И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.

Эмоциональное развитие в раннем детстве

В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.

В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.

Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.

В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника

Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.

В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:

  • Эмпатия практически отсутствует;
  • Ребенок не умеет принимать решения;
  • Он эгоцентричен;
  • Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
  • Самооценка завышена;
  • Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.

От 4 до 6 лет:

  • Восприятие становится более спокойным;
  • Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
  • У него возникают новые мотивы для действий;
  • Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.

В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.

Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.

Как можно развить эмпатию у дошкольника?

  • В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
  • Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
  • Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
  • Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
  • Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
  • Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.

Тревожность у ребенка

Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?

Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.

Признаки повышенной тревожности у ребенка:

  • Настороженность;
  • Подавленное настроение в течение длительного времени;
  • Трудности с общением;
  • Конфликтность, мрачное восприятие мира;
  • Низкий уровень самооценки.

Причины возникновения тревожности:

  • Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
  • Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
  • Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
  • Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
  • Высокие требования родителей, авторитарность;
  • Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.

Детское беспокойство: выявить и обезвредить

Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:

  • В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
  • Скованность движений, повышенная напряженность;
  • Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
  • Потливость;
  • Вздрагивание при неожиданных звуках;
  • Дрожание рук;
  • Нарушения сна и/или аппетита;
  • Жалобы на кошмары;
  • Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
  • Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
  • Жалобы на головную боль или боль в животе.

Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.

Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.

Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».

Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР

Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

  • Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
  • Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
  • Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
  • Ограничение социальной активности ребенка;
  • Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
  • Постоянные психологические травмы.

Признаки задержки психоэмоционального развития:

  • Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
  • Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
  • У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
  • Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
  • Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.

Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.

Коррекция ЗПР

Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.

Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.

Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.

Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:

  • Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
  • Следить за состоянием младенца с самого рождения;
  • Вовремя лечить соматические заболевания;
  • Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.

Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.

Заключение

Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.

Развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет посредством сенсорных игр»

На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера претерпевает существенные качественные преобразования. Остановимся на ее характеристике в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Известно, что эмоциональность врожденна. Первые эмоциональные реакции ребенка имеют безусловно-рефлекторную природу, являясь следствием неблагополучной внешней среды или внутреннего дискомфорта. Как правило, это отрицательные эмоции (плач, крик). С помощью взрослых малыш овладевает внешними формами эмоционального реагирования. Это так называемые фиксированные эмоции, которые возникают на основе подражания взрослым, например на улыбку, нежный голос мамы и др.

Ранний возраст – период, когда одной из основных нитей, связывающих малыша с окружающим миром выступает сенсорика (процессы ощущения и воспитания). Развитие воспринимающих систем организма ребенка (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов) способствует эмоциональным проявлениям малыша. Разномодельные ощущения выступают природными стимулами эмоциональных реакций детей. Ощупывая, пробуя, прислушиваясь и т.д. ребенок реагирует на сенсорные раздражители, идущие извне. Так, плач может являться результатом резких слуховых или болевых тактильных ощущений, радость – приятных, желанных зрительных воздействий и т.д.

Характер эмоциональных проявлений во многом зависит от сенсорной компетентности малыша, иными словами, от умелости находить предметы по звуку, сосредотачивать взор и т.д. Вводя ребенка в богатый мир ощущений взрослые обеспечивают естественную тонизацию его эмоциональной сферы, предохраняют ее от негативных трансформаций.

На втором и третьем годах жизни происходит дальнейшая социализация и интеллектуализация эмоций. Ребенок начинает ходить, говорить, значительно расширяется его жизненное пространство. Непосредственно эмоциональное общение, манипуляции с предметами, уступают место ситуативно-познавательному общению, функциональному освоению рукотворного мира (лопатой – копают, ложкой – едят и т.д.). Эмоции теперь возникают не только на предмет, с которым предстоит действовать, но и на самостоятельно полученный результат, например, застегивание пуговиц. Совершенствование умений создает благоприятную основу для возникновения эмоциональной заинтересованности в использовании игрушек, предметов.

Складываются новые чувственные отношения. В простейших этических ситуациях начинают проявляться нравственные чувства, например, утешающие действия в виде поглаживания, протягивания любимой игрушки. Реагируя на разнохарактерную музыку, ритмичность потешек, прибауток ребенок проявляет эстетические чувства.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т.д.

Эмоциональное развитие двух-трехлетних детей по-прежнему тесно связано с сенсорным. Расширение сенсорного опта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит и к большему разнообразию эмоционально-экспрессивных реакций у детей.

Важная роль отводится сенсорной сфере. Она служит ключом, приводящим в движение механизмы эмоциональной сферы, обуславливает полноценное развитие ребенка в целом.

Таким образом, эмоциональные проявления ребенка в раннем возрасте зависят от окружающей его социальной обстановки, от взрослых, которые поддерживают природную повышенную эмоциональность малыша, создают условия для тонизации его эмоциональной сферы, расширения гаммы экспрессивных реакций.

Осуществляя работу по эмоциональному развитию детей 2-3 лет, важное место стоит отвести сенсорным играм, которые помимо включения детей в содержательное взаимодействие с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизма эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой подготовки к их проведению, весьма привлекательны для малышей и, в свою очередь, служат основным источником эмоционального развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Вот некоторые из них:

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей. Вей ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

«Чудесный мешочек»

Воспитатель, наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи:

Найди себе друга

Достань, что понравилось

На что похоже и т.д.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает детям походить босиком по поверхности различного качества: мягкой, ребристой, гладкой и т.д.

«Веселая пушинка»

Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:

Веселая пушинка

Летала, летала

И Села деткам на носик!

Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка

Веселая пушинка

Летала. Летала

И села деткам на щечки!

Воспитатель дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.

«Скачем на коне»

Основу игры составляет стихотворение Я. Акима «Весело мне»

Яблоки – веники Дети

Весело мне имитируют

Весело мне езду на

Я скачу на коне! Лошадке

Яблоки, веники, Движутся в

Вихрем лечу, разных

Вихрем лечу я, направлениях

Куда захочу!

Яблоки, веники, Дети останавливаются.

Конь мой устал, Воспитатель делает акцент на слове

Конь мой устал, «устал», просит изобразить

И скакать перестал. Уставшего коня.

В этой статье:

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т.д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

Важность эмоционального развития

Эмоции - одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека. Причем речь
идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша впечатлений от жизни, то это приведет к печальным последствиям.
Одно из них - серьезное отставание в психическом развитии.

Особенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом. В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:


В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка
любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод - временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно,
желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому. Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

В 1-3 года родителям нужно уделять
особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Эмпатия

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это - переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Восприятие мира

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие - получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы - получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я». Для этого необходимо:


Общение

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоций идет от живого общения с:

  • родителями, родственниками;
  • воспитателями, учителями;
  • детьми разного возраста.

Но малышу
нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки - это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосередковуватись его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать небажа ни эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на"хорошо"и"плохо","можно"и"нельзя", все чаще"хочу"уступает"надо"сдержек ния ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, уже младший дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда она связана с игровой ролью. Вот в"больницу"принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но"врачи не плачут"Вместе взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удается сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных вы мог перед ребенком. Такие импульсивные эмоции свидетельствуют, как правило, о телесном неблагополучия ребенка (боль, голод, жажду), которое следует устранить правило, про тілесне неблагополуччя малюка (біль, голод, спрагу), яке слід негайно усунути.

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). В сложной системе мотивов отличаются главные и и второстепенные, возникает способность ребенка подчинять свое поведение главным за счет потери второстепенных. Деятельность ребенка приобретает развернутого характера, состоит из нескольких этапов, на основ и чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достиженияння.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки:"что скажет мама?","Отец будет ссориться"Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важен их компонентовважливий їх компонент.

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные и средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речиі.

Значительного прогресса испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. Их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Важную роль види игра общий характер выполнения деятельности дошкольниками, когда они могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо п ередбачае решения детьми эстетической задачи, а при ее достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой. Так,. Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Изображая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а, с другой, с этическими представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями и, приобретая тем самым для ребенка особой ценности. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытого ття, удивление и сомнение, которые становятся достоянием его опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель. Андреев. Л. Н:"Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и неотразимо неизвестным". Благодаря эмоциональном сопровождения познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценного характера, она стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоционального й является их стимулирующее воздействие на познавательную деятельность. Их формирование у дошкольника благоприятно сказывается впоследствии на этапе школьного обучения шкільного навчання.

Представление ребенка о красивой и безобразное в собственном поведении служит источником нравственных чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительных героев, подробно. Прома альовуючы их изображение, пользуясь набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитоок.

Заключение о развитии эмоций дошкольника:

Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

Эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важный их компонент;

Интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;

Особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь