Что такое благовоние? Значение благовоний. Индийские благовония

В храмах используют следующие виды благовоний:

Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.

Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.

Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.

Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.

Про ладан есть отдельная статья . В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.

Виды церковных масел

Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.

Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.

Иерей Евгений Ступицкий:

«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...»

«Липовый цвет» источает медовый запах липы;

«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;

«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;

«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;

«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;

у «Хвои» древесно-смолистый аромат.

Применение

Как духи на кожу

Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.

Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.

Протоиерей Вячеслав Брегеда:

«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...»

В лампадное масло или на иконы

В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.

Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье .

С молитвой на больные места

Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.

В качестве елея

Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.

Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...» ). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.

В аромалампах

Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».

Архимандрит Алипий (Светличный):

«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...»

Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.

Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.

В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.


За несколько тысячелетий использования человеком благовоний, сформировалась целая культура их применения и даже своя философия. От дыхания зависит движение жизненных сил в человеке. Аромат благовоний вдыхаемый через нос доходит до самых глубин нашего тела. Суфийские мистики рассуждали о благовониях как о субстанции, восходящей из земли к Богу и проникающей в само существо человека.

Гармонизация жизненной энергетики, снятие напряжения, восполнение недостающей и устранение избыточной энергии - вот основные назначения благовоний.

Великие восточные мудрецы использовали курительные палочки для возбуждения духовных сил. Один из древних восточных мыслителей писал о добродетели благовоний - в покое и безмолвии, об изысканности - в простоте и недосягаемости, о пользе - в легком парении, о сущности - в густоте и плотности. Изысканный витиеватый узор струйки восходящего дыма вызывает восхищение у каждого.

Для изготовления благовоний используются цветы, листья, фрукты, дерево, смола, корни, специи, ароматические травы и натуральные ароматические масла. Но некоторые производители добавляют в их состав химические вещества и красители для снижения себестоимости. Дабы не нанести вред здоровью, таких благовоний стоит избегать. Впрочем, даже при использовании качественных благовоний необходимо тщательно контролировать время, которое проводится в помещении, где они были воскурены. Обязательным условием также является проветривание комнаты.

Классификация благовоний

Есть много способов классификации , основанных на большом разнообразии сортов и широчайшем спектре их применения. Место производства, внешний вид, состав и назначение - основные критерии разделения на определенные классы. Благовоние состоит из двух частей, одна из которых - основа, вторая - масло-наполнитель. А основа, в свою очередь, может быть угольной или "масалой" (смесью измельченных ароматных растений или мелкой стружечной пыли).

Благовония на угольной основе имеют ярко-черный цвет. Главным их преимуществом является отсутствие дополнительных запахов - при сгорании ароматическая палочка отдает только аромат масла-наполнителя. Этот эффект благоприятен при избирательном воздействии на строго определенные системы организма. Тип благовоний "масала" имеет различные цветовые градации: от темно-коричневого оттенка до светло-бежевого. Запах зависит как от масла-наполнителя, так и от состава основы. Качество палочки не всегда зависит от ее цвета, и мнение о "химической" природе черных палочек и "натуральности" светлых несколько неверно.

Качество масла-наполнителя - самое главное для благовония. Дешевое парфюмированное масло даст благовонию такой же "химический" запах. В то же время, изготовленное из природных масел с угольной основой благовоние подарит превосходный аромат. При производстве чаще всего используются бамбуковые щепки, на которые наносится основа, хотя встречаются и "безосновные" варианты, внутри которых нет щепки. Хотя последние и более ломкие, во время горения они дают более чистый аромат без примеси запаха горящего бамбука.

Огромной популярностью пользуются благовония в виде конусов и так называемые "пластилиновые" благовония. Для них характерно отсутствие бамбуковой палочки и более интенсивный аромат при горении. Ими пользуются для короткого воздействия. "Пластилиновые" часто имеют в составе пчелиный мед и топленое масло, обладают очень сильным, ярким запахом и универсальны для применения в помещении и на улице. Более редким видом считаются сыпучие благовония, изготовленные в виде порошка. Ими присыпают уже горящую палочку или поджигают, насыпая горкой. Энергетика и свойства растений наиболее полно сохраняются именно в таких порошках.

Виды благовоний

Индийские благовония

На нашем рынке наиболее распространенными и самыми популярными среди покупателей всегда были индийские благовония. Их отличием является высокое качество масла и масалы в скромной упаковке. Последнее часто отталкивает покупателей, предпочитающих яркие и красочные, но менее качественные тайваньские благовония.

Ароматические палочки

Привлекательны невысокой ценой и сильным пряным запахом, что достигается при использовании красителей и аромонаполнителей. Основой для ароматических палочек служит бамбуковая щепка с нанесенным на нее угольным порошком, смесью масалы и древесных стружек. Дорогие и качественные обычно изготавливаются из натуральных . Но гораздо чаще можно встретить продукцию с применением искусственных ароматизаторов. Палочки с угольной основой имеют яркий черный цвет, при горении издают только запах аромонаполнителя (уголь тлеет без запаха). Палочки на масале имеют палитру от светло-бежевых до темно-коричневых оттенков, а при горении к запаху аромонаполнителя добавляется запах растений основы. Использовать палочки с бамбуковой основой нужно осторожно, так как их применение иногда становится причиной нежелательной аллергической реакции. Если уж случилась такая проблема, можно просто перейти на безосновные благовония.

Стоит отметить, что благовония с бамбуковой основой не следует жечь перед сном.

"Пластилиновые" и конусовидные благовония

Как и палочки, конусовидные благовония очень разнообразны. В основе их изготовления - смеси трав с добавлением определенного количества смолы можжевельника или пихты. Горение конусов издает очень интенсивный аромат, из-за чего их обычно используют для воскуривания в больших помещениях. Основой "пластилиновых" благовоний служит смола, топленое масло, воск и мед. Очень редко для изготовления конусов применяется химическая основа.

Тибетские и непальские благовония

Для создания тибетских благовоний используются натуральные масла цветов, листья, фрукты, дерево, смола, корни, специи, ароматические травы, собранные в Гималайских высокогорьях. Смесь этих компонентов дарит удивительное ароматическое сочетание, приятное как телу, так и душе. Многовековые традиции использования этих благовоний в Тибете для исцеления здоровья, очищения дома, а также при медитации не забыты и сейчас. В тибетских ритуалах воскуривание благовоний считается подношением высшим божественным силам, и получение приятного запаха - вовсе не главная цель при этом. Древнее глубокое мистическое знание о взаимодействии энергий видимого и тонкого миров стало основой рецептов . Их составление принадлежит известным тибетским врачам и буддийским мистикам традиции Бон. Благовония, вобравшие в себя силу природы, облегчают болезни, устраняют негативные энергии и используются в мистических ритуалах. Для ароматов тибетских благовоний не характерны слащавые оттенки, которые часто можно встретить в . На это повлияла разница в климате. Горькие тибетские ароматы дают организму энергию, тепло и радость, которых так мало в холодное время года. Такие благовония идеально подходят для нашего климата, особенно зимой.

Палочки или сигаретки - вляются безосновными благовониями. Бывают разной длины и толщины, но очень хрупки, поэтому для их воскуривания нужна специальная подставка. Для изготовления палочек используются только натуральные компоненты: масла, цветы, листья, фрукты, дерево, смола, корни, специи, ароматические травы и т.д.), поэтому в их запахе нет даже намека на искусственность, что бывает у других благовоний.

Санг - порошкообразное тибетское благовоние. Благодаря такой консистенции санг невозможно подделать. В его рецепт, как правило, входят натуральные компоненты. Благовоние насыпают горкой и поджигают. Санг быстро горит, наполняя воздух стойким ароматом, поэтому его хорошо использовать при быстром окуривании больших помещений.

Китайские благовония

Китайские известны своими мистическими ароматами с мягкими переходами оттенков запахов. Для этой группы характерны сандаловые и цветочные безосновные благовония. Уникальными китайскими благовониями являются спирали - тонкие, закрученные в несколько кругов без основы. В Китае считается, что они должны воскуриваться по часовой стрелке, воссоздавая "энергетический столб" как некий канал для космического послания человеку. В рецептуре китайских благовоний преобладают сандал и цветы, а искусственные ароматизаторы, как правило, не используются. Тонкий, легкий, ненавязчивый аромат обладает массой сандаловых и цветочных оттенков.

Японские благовония

Японские благовония у нас пока малоизвестны, хоть и обладают массой несомненных достоинств. Являясь одними из самых дорогих и утонченных, эти благовония могут быть разнообразны по форме. Однако классические японские благовония - это плотные спиральки из смеси смолы деревьев, лекарственных трав, морских водорослей и различных эфирных масел. Им присущ нежный, тонкий и ненавязчивый аромат. В нем преобладают нотки свежей травы, сандала и цветов.

Эффекты ароматов благовоний

Седативные ароматы (дарят покой при стрессе, а также переутомлении): чайное дерево, мелисса, ромашка, сандал, герань, ваниль.
Стимуляторы (стимулируют активность, улучшают внимательность и работоспособность): лимон, мандарин, апельсин, магнолия, корица, розмарин, кедр.
Защитные ароматы (защищают от сглаза и порчи, зависти и недоброжелательности): можжевельник, роза, шалфей, миндаль, ладан, гвоздика.
Адаптогены (нормализуют активную работу нервной системы, устраняют перепады настроения): душица, лаванда, жасмин, мирра, роза, мята, чабрец.

Существуют рекомендации по использованию тех или иных ароматов в разное время суток. Например, к утренним ароматам относятся сосна, герань, бергамот, мята, кедр и грейпфрут. Они способствуют пробуждению, принося в новый день оптимизм и бодрость. Розовое дерево, розмарин, эвкалипт и бергамота предпочтительнее днем. Эти ароматы помогают сохранению работоспособности, улучшают продуктивность и способность к концентрации внимания. Иланг-иланг, лаванда, пачули и розовое дерево своим ароматом помогут расслабиться и успокоиться.

Важно знать, что существуют «поддерживающие » и «подавляющие » ароматы.

Сладкие ароматы поддерживают печень, подавляя селезенку.
Острые ароматы поддерживают сердце, подавляя легкие.
Соленые ароматы поддерживают селезенку, подавляя печень.
Кислые ароматы поддерживают легкие, подавляя печень.
Горькие ароматы поддерживают почки, подавляя сердце.

«Поддерживающие» ароматы подобны данной энергии и несут укрепление.
«Подавляющие» , в свою очередь, враждебны определенной энергии и ослабляют ее.

Целебные и магические свойства благовоний

Благовония всегда наделялись некими магическими и целебными свойствами. Издревле считалось, что:

Акация - хорошее средство при медитации, для ворожбы, гаданий и ясновидения.
Бородач - удаляет порчу и сглаз, вместо них принося деньги, процветание, любовь, счастье и гармонию.
Бергамот - спутник денег, богатства и духовного подъема.
Ваниль - усиливает умственные способности и помогает в любовных делах.
Вербена - помогает изгнать злые силы, привносит в жизнь человека творческое стремление, удачу и справедливость.
Гардения - необходима для исцеления, мира и любви.
Гвоздика - поможет облегчить боль, притянет богатство и процветание, успех в делах, освободит от негативной энергии.
Глициния - помогает в развитии экстрасенсорных способностей, ясновидения.
Жасмин - талисман счастья, гармонии и защиты; помогает погружению в астрал, притягивает деньги и любовь.
Земляника - спутница любви и удачи.
Иланг-иланг - источник радости, любви, гармонии и мира.
Имбирь - дарит вдохновение и силу, притягивая любовь, богатство, успех и власть.
Кедр - очищает, привлекает деньги, приносит исцеление, удаляет порчу и сглаз.
Кипарис - является покровителем мира, гармонии и безмятежности, источник исцеления и комфорта.
Корица - поможет в медитации, очищении, защите, исцелении, укрепит силу и власть, принесет везение и справедливость.
Красная гвоздика - исцелит физическую силу, подарит любовь и вожделение.
Лаванда - очищает, дарит спокойствие, расслабление и исцеление, укрепляет любовь и гармонию.
Ладан - символ одухотворенности, связи с астральными сферами, мужественности, покровительства, освящения и благословления.
Лотос - исцеляет, дарит силу и власть, необходим для медитации и одухотворенности.
Мирт - лечит, помогает при медитации, привносит освящение и одухотворенность.
Можжевельник - покровитель любви, счастья и мира, защищает, успокаивает и исцеляет.
Мята - спутница удачи, везения и справедливости, приносит перемены и очищение.
Пачули - подарит теплоту и чувственность в отношениях, а также духовный рост и любовь.
Перечная мята - применяется для лечения, очищения, развития умственных способностей, отлично повышает энергию.
Роза - источник любви, счастья, мира и гармонии.
Розмарин - изгоняет злых духов, лечит и укрепляет память.
Сандаловое дерево - одухотворяет, лечит, помогает при погружении в Астрал и изгнании злых духов.
Серая амбра - отвечает за коронную чакру, повышая физическую силу.
Сирень - дарит счастье и радость.
Сосна - очищает, лечит и придает силы.
Фиалка - исцеляет, защищает, принося любовь, удачу и везение.
Яблоко - символизирует счастье, укрепляет мир и гармонию, защищает дружбу и романтическую любовь.

Благовония, а еще их называют агарбатти, делятся на группы по их свойствам:

Стимуляторы - повышают концентрацию внимания, улучшают память, устраняют депрессии, придают бодрость и работоспособность. К ним относятся ароматы кедра, лимонника, лимона, фенхеля, мандарина, апельсина, пачули, корицы, розмарина, рододендрона, магнолии, камфары и сандала.
Адаптогены - нормализуют работу нервной системы, повышают коммуникабельность. Мята, лаванда, чабер, лавр, жасмин, роза, мирра, душица, миндаль.
Успокаивающие - используются при умственном и физическом переутомлении, стрессах, депрессии. Ромашка, герань, нероли, мелисса, сандал, вагиль, чайное дерево, ладан, лотос, орхидея, майоран.
Защищают - энергетического вампиризма, зависти, недоброжелательности
Восстанавливают ауру: жасмин, мелисса, миндаль, шалфей, гвоздика, роза, опиум, розмарин, можжевельник, ладан, лимон. В холодную погоду рекомендуется использовать: эвкалипт, миндаль, корицу, герань, камфору, розу, афродезию. В теплое время года: сандал, ладан, гиацинт, фиалка, магнолия, лимон, бергамот, лаванда. Сильнейшим афродизиаком является муск.

Виды благовоний
На основе трав и древесины деревянных деревьев Палочки - основные, с тонким прутиком внутри (made in India), и безоснОвные (made in Nepal, Tibet) Конусы - для более быстрого окуривания, интенсивность горения увеличивается в геометрической прогрессии. Спирали - горит по спирали, создаёт энергетический столб для подавания сигналов божествам.

ДЕЙСТВИЕ БЛАГОВОНИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Благовония обладают общим гармонизирующим действием и помогают увеличить приток энергии в организм. Рекомендуется применять для повышения работоспособности, расслабления, в качестве привлечения противоположного пола, избавления от негативных эмоций и неприятных мыслей, также активно используются для энергетического очищения пространства.
AGARWOOD (Агар, смола) – хранитель семейного очага.
ALOE VERA (Алоэ вера) - сильные антисептические свойства, способные очищать пространство дома от разнообразных простудных болезнетворных бактерий и вирусов. Благовоние хорошо подходит для воскуривания в вечернее время суток, так как обладает сильным успокаивающим эффектом.
Арбуз/Банан - несут в себе множество положительных качеств, усиливающих общий энергетический фон, поднимающих настроение, помогающих от усталости, снимающих нервное перенапряжение и стресс.
ALMOND (Миндаль) - аромат, возбуждающий чувства и поднимающий эротическую энергию страсти, что сделало его сильным, стимулирующим сексуальную энергию, средством.
AMBER-SANDAL (Амбер, амбер-сандал) - На Востоке смолу амбера используют в очистительных практиках в качестве средства, убирающего все негативное, плохое, несущие в себе разрушительную энергию. Для очистительной процедуры в домашних условиях будет достаточно простого воскуривания ароматической палочки, несущей в себе частицы смолы амбера. Усиливает стихию огня в организме, согревает сердце, делает его добрым и отзывчивым.
APPLE (Яблоко) - аромат яблока снимает депрессию, состояние страха, раздражительность.
BERGAMOT (Бергамот) - помогает добиться успехов в творчестве, способствует преодолению трудностей, нейтрализует негативную энергетику окружающих.
CITRONELLA (Цитронелла) - является прекрасным средством от переутомления, снимает усталость, сонливость. Так же благодаря своему сильному аромату. Цитронелла благотворно воздействует на внутреннее и внешнее пространство, убирает из него все виды негативной энергии.
CLOVE (Гвоздика) -восстанавливая силы после нервного и физического перенапряжения, аромат приводит в гармонию энергетическое пространство человека, поднимает жизненный тонус, делает ум спокойным и ясным.
COFFEE (Кофе) - тонизирующий и бодрящий, помогает концентрации и сосредоточению.
CHERRY (Вишня) - помогает ярче ощущать радости жизни.
CHAMPA (Чампа) - благоприятны для уплотнения и осветления энергетической оболочки, ауры. Способствуют концентрации ума, снимают нервное напряжение и переутомление.действие благовоний на организм человека
CAMOMILE (Ромашка) - устраняет комплекс неполноценности, помогает в тяжелых жизненных ситуациях.
CHOCOLATE (Шоколад) - прекрасно поднимает настроение и создаёт уютную атмосферу в доме.
CINNAMON (Корица) - стимулирует кровообращение, снимает последствия интоксикации, укрепляет нервную систему. Согревает, веселит, снимает депрессию.
CEDAR (Кедр) - устраняет застойные процессы в теле и в окружающем пространстве, очищает атмосферу, способствует ясности ума и крепкому здоровью. Повышает работоспособность и иммунитет.
COCONUT (Кокос) - возбуждает аппетит, усиливает обменные процессы в организме, снимает апатию и сонливость.
CARNACION (Гвоздика) - обеспечивает помощь в преодолении излишней нервозности, защищает от отрицательных энергоинформационных воздействий, способствует скорейшему выздоравлению после травм и операций.
EUCALYPTUS (Эвкалипт) - стимулирует умственные способности, укрепляет память, повышает настроение, снимает сонливость. Очищает атмосферу, убивает бактерии. Мощное антивирусное и противовоспалительное средство! Помогает при астме. Эффективное средство для отпугивания насекомых.
FRANK INCENSE (Ладан) - способствует сохранению трезвости ума в любой ситуации, охраняет дом от нечисти, защищает и очищает ауру людей и служит прекрасным средством для медитаций.
FRANKINCENSE-MYRRH (Ладан-мирра) - помогает в духовном поиске, защищает от нечистой силы.
GREEN TEA (Зеленый чай) - следует отметить тонизирующие свойства, с помощью которых человек начинает ощущать легкость и ясность ума. Очищает организм от всевозможных энергетических блоков.
GARDENIA (Гардения) - помогает при бессоннице, переутомлении, при головных болях, воспалениях. Воскуривание этих благовоний окажет хороший терапевтический эффект.
GRAPEFRUIT (Грейпфрут) - снимает боли и спазмы в областях четырех верхних чакр: грудной клетке, шее, голове. Нормализует липидный обмен (ожирение, повышенное содержание холестерина в крови). Стимулирует работу гипоталамуса, поможет Вам временно избавиться от симптомов бронхиального кашля, простуды или гриппа.
GINGER (Имбирь) - укрепляет решимость, наставляет на верный путь в любовных отношениях, помогает пережить энергетическое нападение.
HYACINTH (Гиацинт) - является хорошим релаксантом, помогает при бессоннице, снимает нервозность и стресс.
HONEYSUCKLE (Жимолость) - эффективно для профилактики простудных заболеваний, а так же хорошо помогает при головных болях, бессоннице и стрессах.
HONEY (Мед) - рекомендуется использовать в качестве профилактического общеукрепляющего средства при простудных заболевания, усталости и стрессах.
JUNIPER (Можжевельник) - используется для очищения пространства от застоявшейся энергии ци. Аромат можжевельника защищает от воздействия темных сил, улучшает мироощущение, устраняет страх, повышает интуицию и личностную силу. Рекомендуется при моральном истощении, плохой памяти, бессоннице, похмелье.
JASMINE (Жасмин) - стимулирует творчество, укрепляет чувство собственного достоинства, ощущение благополучия, помогает адаптироваться к незнакомой обстановке, обладает антистрессовым действием, устраняет утомляемость, мышечное напряжение, мобилизует резервные силы организма.
KIWI (Киви) - помогает при начальных стадиях заболевания горла, а также обладает потрясающими способностями излечивать болезни сердца, помогает сжигать жиры, которые блокируют артерии, а это в свою очередь снижает риск образования тромбов.
LILY (Лилия) - снимет депрессию, следы усталости с вашего тела и ума.
LOTUS (Лотос) - избавляет от усталости, благоприятствует духовному развитию человека, помогает сгладить остроту депрессий и меланхолии, обостряет интуицию.
LAVENDER (Лаванда) - способствует самопознанию, используется при медитации, помогает расслабиться.
LEMON (Лимон) - способствует восстановлению после тяжелой работы, укрепляет иммунную систему человека. Обеспечивает равновесие эмоций, помогает избавиться от тревоги, повышает настроение и улучшает самочувствие. Стимулирует умственные способности. Обладает противовирусным и противоинфекционным действием.
MUSCHIO BIANCO (Белый мускус) - восстанавливает энергетическую целостность ауры, делает неуязвимым при дурном общении, используется для медитации. Помогает при волнениях, умственных переутомлениях, снимает стресс, помогает воспламениться страстью мужчинам и женщинам.
MUSK (Мускатный орех) - подходит для медитации, помогает обретению терпимости в любви и работе. Особенно актуален для подростков, защищая их от дурного влияния.
MAGNOLIA (Магнолия) - успокаивает, способствует расслаблению и отдыху.
MYRRH (Мирра) - главное свойство миры заключается в очищении человеческого сердца, и естественно пространства дома от всего негативного, от порчи, от сглаза, просто от проблем. Мирра устранит то, что на ваш взгляд портит атмосферу вашего жилища и мешает вам жить в гармонии и покое.
ORANGE (Апельсин) - повышает оптимизм, веру в свои силы, обаяние, открывает душу навстречу добру, подготавливает к восприятию позитивной информации, укрепляет после болезни.
действие благовоний на организм человекаPATCHOULI (Пачули) - денежные благовоние. Облегчает страдания, придает силы, решительность, уверенность в себе. Сильный эротический стимулятор, усиливает чувствительность, избавляет от фригидности и импотенции. Сильное антивирусное средство.
PINE (Сосна) - применяют против легочных заболеваний, усиливает приток чистой энергии, помогает быстро восстановить силы после тяжелого эмоционального удара. Развивает философское восприятие неудач. Полезен тем, кто испытывает неоправданное чувство вины, освобождая от него. Обладает сильным противовоспалительным действием, антисептик.
ROSE-HONEY (Роза и мед) - аромат меда очищает дыхательные пути, облегчает состояние при простудах, обладает иммунобиологическими, антиаллергическими свойствами.
ROSE (Роза) - преобразует негативную энергию разочарования и печали в конструктивную энергию самосовершенствования. Помогает трезво оценивать ситуацию и находить корни проблемы. Освежает и проясняет мысли, помогает принять правильное решение.
ROSEMERI (Розмарин) - оживляет и обновляет энергетику, способствует активному образу жизни и возвращает угасший интерес к ней. Развивает интуицию.
SAFFRON (Шафран) - обладают свойством очищения энергетики пространства. Так же эти благовония оказывают легкий терапевтический эффект на организм человека, усиливая иммунную и нервную систему.
SANDAL (Сандал) - способствует расслаблению, благоприятен для духовной практики, медитации, успокаивает нервы.
STRAWBERRY (Клубника) – снимает усталость, стресс и поднимает настроение.
TANGERINE (Мандарин) - расслабляет, снимает умственное напряжение, устраняет депрессию. Улучшает кровообращение, способствует гармонизации системы пищеварения. Легкий афродизиак, лечит фригидность и импотенцию.
VANILLA (Ваниль) - дает радость чувствам, делает сердце добрым, располагает к доверительным отношениям.
VETIVERT (Ветивер) - устраняет депрессивные состояния. Возвращает эмоциональную активность и непосредственность.
VIOLET (Фиалка) - это и эротический аромат, сближающий и раскрывающий сердца мужчины и женщины, и общеукрепляющий аромат, способный поднять даже слишком заниженное настроение, и просто повышающее жизненный тонус средство.
WILD ORCHIDS (Дикая орхидея) - известна своими эротическими свойствами, благодаря которым идеально подходит для интимной близости. Так же аромат орхидеи поднимает настроение и укрепляет общий жизненный фон.
YLANG YLANG (Иланг-иланг) - хороший антидепрессант, вызывает чувство уверенности в себе. Избавляет от судорог, нервного тика, головной боли. Отличный афродезиак, увеличивает мужскую потенцию.
Чайное дерево - защищает от воздействия агрессивной энергетики внешнего мира.

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4901) раз

Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?

В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.

Ладан и смирна

И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.

В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.

Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.

Босвеллия - ладанное дерево

Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.

Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.

В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.

Елена Вишковская