Конспект тематического занятия «Моя семья» (подготовительная группа). Конспект занятия в подготовительной группе. Моя семья
Цель:
Конкретизировать представления детей о семье, семейных и родственных отношениях.
Задачи:
1.Учить детей понимать, что такое родственные отношения в семье, как проявляются в семье забота, любовь уважение друг к другу. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам близких людей.
- Активизировать в словаре детей употребление стихов, пословиц, поговорок в которых отражена забота и любовь к близким, семье.
- Воспитывать желание заботиться о близких, проявлять уважение по отношению к людям разного возраста, воспитывать чуткость к близким людям, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование : демонстрационный материал: презентация «Моя семья», карандаши, альбомный лист, фигурки человека.
Предварительная работа : семейные рисунки «Мой малыш», изготовление семейных «островков» (фотографии, их композиции). Оформление семенных альбомов: «Веселые истории моей семьи», «раскроем тайну пословиц», «Семейные хлопоты».
Чтение художественной литературы : Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Л Воронкова «Что сказала бы мама»
Воспитатель собирает детей вокруг себя детей и делает хоровод
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я -…. , а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (..…)
Ребята кто вас ласково называет? Как одним словом можно назвать? (В семье).
Кто мне скажет, что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют. Относятся друг к другу уважительно. Говорят друг с другом ласково).
Сейчас мы присядем на свои места посмотрим видео презентацию о наших семьях.
( Показ презентации)
Воспитатель рассказывает о своей семье.
Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен.)
По ходу воспитатель спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, где сфотографировалась семья.
С кем ты живешь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Кто кому сын (дочка)?
А для бабушки ты кто?
Для брата, сестры?
Ты любишь своих близких?
Почему? (потому что они ласковые, добрые, заботливые).
Кто чем занимается в семье?
Кто о тебе заботится?
А ты заботишься о других?
Стихотворение: «Моя родня» (Яков Аким)
Мама с папой - моя родня
Нет роднее родни у меня
И сестренка родня, и братишка
И щенок лопоухий Тишка
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий - братишке,
Мяч - сестренке, конфета - Тишке,
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра,
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель : -Как вы считаете все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?
Дети : Не все его персонажи являются членами одной семьи. Папа, мама, сестренка, братишка - это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы все очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Воспитатель : А как вы думаете все семьи одинаковые? Или они разные.
Дети : Разные. Семьи бывают большие, маленькие, и многодетные.
Воспитатель : Все семьи разные, правильно.
Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах и квартирах. Семьи бывают дружные, веселые. Но хорошо, когда вся семья дружно делает одно дело. Давайте и мы как большая дружная семья сделаем разминку.
Физминутка :
Осенью, весною, летом и зимою- /идут по кругу, друг за другом/
Мы во двор выходим, Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку, каждый делает зарядку- /останавливаются в кругу/
Мама руки поднимает- /руки вперёд/.
Папа бодро приседает - /приседания/.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева-/ руки на поясе, делают повороты/.
А я сам бегу трусцой - /Бег на месте/
И качаю головой - /наклоны головой вправо, влево/.
Воспитатель : предлагает вернуться на места.
А еще в семье надо помогать друг другу.
Стихотворение «Уборка». (читают дети)
На столе - посуда горкой,
Под столом - с водою таз,
Генеральная уборка начинается у нас.
Генеральная! Аврал! Наша мама - генерал!
Я ужасно, храбрый,
Я хожу со шваброй
Папа с мусорным ведром
В пятый раз обходит дом
И от брата много толку,
Он помыл на кухне полку.
Дедушка с бабушкой
Вышли во двор-
Палкой они выбивают ковер.
Все мы грязи не выносим,
Из квартиры сор выносим,
Полотенцем, пылесосом
Под сервантом и столом -
Так, что пыль стоит столбом.
Воспитатель: А сейчас давайте каждый из вас нарисует свою семью.
Итог: Воспитатель: Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Давайте вспомним их. (дети читают пословицы)
«Вся семья вместе и душа на месте».
«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».
«Нет дороже дружка, чем родная матушка».
«Семья ладом полна».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Учить рисовать характерные черты внешности.
Программное содержание. Формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно. Объяснять и понимать смысл русских пословиц. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия «родословная», «генеалогическое древо».
Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Семейные будни», «Семейные праздники» и т. д. Разучивание стихотворений. Заучивание имени, отчества, профессии родителей. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Разучивание пословиц и поговорок о семье.
Скачать конспект
Материал и оборудование. Репродукции картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Песня «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой). Бумага, фломастеры. Карточки с изображением «генеалогического древа».
Методические приемы. Беседа, вопросы, художественное слово, физкультминутка, рисование.
Ход занятия. Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Очень мудрые дедули,
Две бабули-красотули.
Папа, мамочка моя –
Это все моя … (семья).
Как вы думаете, что обозначает это слово «семья»? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в одной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным.
Посмотрите на меня –
На кого похожий я?
Глазки-вишни как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос как у дедули,
Носик точно уж бабули.
Вы похожи на своих братьев и сестер, мам и пап. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что, кроме фамилии и имени, у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы.
Проводится игра «Назови отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочерей, а мальчики – для сыновей:
Иван – Иванович – Ивановна.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое имя, отчество и фамилию.
Физкультминутка.
«Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать. (руки в стороны)
Папа, Мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель спрашивает детей: «А вы знаете пословицы и поговорки о семье?» Дети по очереди их произносят.
Пословицы и поговорки о семье:
Вся семья вместе – душа на месте.
Золото, серебро не стареет,
Отец, мать цены не имеют.
Нет такого дружка,
Как родная матушка.
Согласие да лад – в семье клад.
В хорошей семье – хорошие дети растут.
В семье согласно, так дело идет прекрасно.
Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою родословную в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом». У вас у каждого на столе есть карточка с «генеалогическим древом», начиная с бабушек и дедушек. И вы дальше будете его продолжать.
Воспитатель приглашает детей к картине «Опять двойка!» Ф. Решетникова. Не называя картины, предлагает детям внимательно ее рассмотреть и задает им вопросы, связанные с сюжетом картины.
«Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображенных на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы назвали эту картину? А кто на картине не огорчен, а приветлив и радостен и почему?» (Ведется свободная беседа с детьми).
Воспитатель предлагает детям нарисовать всех членов своей семьи или изобразить самое интересное событие, которое произошло в семье. Дети приступают к рисованию. Во время рисования звучит песня «Что такое семья?» (муз. и сл. Е. Гомоновой). Рисунки выставляются на доске.
Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где дети будут заботиться о взрослых и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
Занятие в подготовительной группе
Тема: «Моя семья»
Цель занятия:
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
Формировать у детей собственную точку зрения о семье, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать
Оргмомент. (фонограмма песни «От улыбки»)
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я - Олеся Юрьевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Настенька, Егорушка...).
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у
них хорошее настроение.
А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
Сообщение темы занятия.
Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья! - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой - например, мама и ребенок, но если они любят друг друга - это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка "Моя семья". Кто хочет рассказать о своей семье? (предложить детям модель «Семья»)
(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Походу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
С кем ты живёшь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Как зовут твою маму? Скажи самые хорошие слова про маму, какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая). А что мама умеет делать? (шить, варить, стирать, мыть…) Для мамы ты кто?
Как зовут твоего папу? А папа какой? (сильный, трудолюбивый…)А папа что умеет делать?(мастерить, копать, пилить, пылесосить….)
Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
Кто чем занимается в семье?
Физ. минутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
6. Беседа по пословицам (сидя на ковре)
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери - добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
А как вы понимаете смысл этих пословиц?
А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
Сообщение новых знаний.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде).
Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?
Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Рисование на листах бумаги.
А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся на этом листке бумаги, на котором мы сейчас нарисуем свою семью.
Я хочу вам пожелать, чтоб этот листочек бумаги принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью (дети рисуют, звучит песенка про семью)
Итог занятия: Ребята о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
Что делали? Вам понравилось наше занятие?
Занятие в подготовительной группе
Тема: «Моя семья»
Цель занятия:
Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
Формировать у детей собственную точку зрения о семье, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать
Оргмомент. (фонограмма песни «От улыбки»)
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.”
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Олеся Юрьевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Настенька, Егорушка...).
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у
них хорошее настроение.
А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
Сообщение темы занятия .
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья! – Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”. Кто хочет рассказать о своей семье? (предложить детям модель «Семья»)
(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).
Походу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
С кем ты живёшь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Как зовут твою маму? Скажи самые хорошие слова про маму, какая она? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая). А что мама умеет делать? (шить, варить, стирать, мыть…) Для мамы ты кто?
Как зовут твоего папу? А папа какой? (сильный, трудолюбивый…)А папа что умеет делать?(мастерить, копать, пилить, пылесосить….)
Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
Кто чем занимается в семье?
Физ. минутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
6. Беседа по пословицам (сидя на ковре)
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
Сообщение новых знаний.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде).
Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?
Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Рисование на листах бумаги.
– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся на этом листке бумаги, на котором мы сейчас нарисуем свою семью.
– Я хочу вам пожелать, чтоб этот листочек бумаги принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью (дети рисуют, звучит песенка про семью)
Итог занятия: Ребята о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
Что делали? Вам понравилось наше занятие?
Образовательная область . Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6
Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.
Задачи:
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
развивать связную речь.
Закреплять и расширять представления детей о семье;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий,
Составление рассказов на тему «Моя семья»,
Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;
инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;
Рисование портретов членов семьи.
Оборудование:
Карточка с ребусом;
Семейные фотографии;
Предметы для подвижной игры.
Ход занятия.
1.Организация детей.
2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).
Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
3. Беседа.
Как вы понимаете, что такое «семья»?
Кто вы для мамы?
Кто вы для папы?
- Кто это «Мамина мама»?
- Кто это «Папин папа»?
- Кто вы для бабушки?
- Как называют в семье девочку и мальчика?
3.Рассматривание стенда «Моя семья».
Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.
4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.
5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».
А какие они родные и дорогие вам люди?
Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).
Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).
Бабушка …
Дедушка…
Братик…
Сестрёнка…
6. Физкультминутка «Семейная зарядка».
7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».
А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.
Как вы думаете, о чём подумал Миша?
Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
8.Подвижная игра «Мы – помощники».
- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.
- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.
- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.
- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.
8.Пословицы о семье из «сундучка».
Назовите пословицы о семье.
При солнышке тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, но дома лучше.
Не будет добра, если в доме вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?
9. Итог.
-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.