Тетрадь посещения детей на дому классным руководителем. Формы работы классного руководителя с семьей учащегося

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.

Когда вы проходите через эту парадную дверь, это просто вы. И вы оба должны быть обучены и заплачены за ваше время. Это общие черты всех программ для домашнего посещения, - сказала Роуз. Кроме того, и это важно: сосредоточьте разговор на построении доверия и отношений. Сейчас не время говорить о тестах или воспитывать борьбу в столовой. Спросите родителей о своих «надеждах и мечтах» для своих детей и поделитесь своими собственными надеждами и мечтами для ваших учеников.

Мать Даввиона не согласится ни на что другое, кроме степени в колледже. Но самое впечатляющее количество в Св. Это то, сколько район должен отложить, чтобы заплатить учителям за посещение дома, согласно их коллективно заключенному контракту. Учителя попросили команду профсоюза профсоюза включить программу в свой контракт, заставив администраторов принять участие в программе. Мы действительно хотели, чтобы мы могли сказать, что мы, как профсоюз, активизируемся, чтобы вывести наших членов в сообщество, чтобы лучше понять наших учеников, особенно наших учеников цвета, чтобы мы могли начать разрушать некоторые из различия в академических достижениях и поведении, - сказал Фабер.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Поль посещает «были в черно-коричневых семьях», - сказал он, и многие из них бедны или работают. Между тем, 90 процентов приглашенных учителей - белые. Учитывая те культурные и социально-экономические различия, домашние визиты могут стать мощным инструментом. В недавней оценке программы почти восемь из 10 преподавателей, посещающих дома Св. Павла, сказали, что «изменили предположения о родителях».

Большинство учителей школы не делают этого. И это вызов, говорит главный Тэмми Гаррет. «Если вы знаете только семьи среднего класса, вы можете иногда не понимать, почему у них нет домашней работы или почему они устали», - говорит Гаррет. Когда она стала директором четыре года назад, Гарретт решил вывести своих учителей из своих классных комнат - и зон комфорта - на второй день. Раз в год, незадолго до начала школы, они садятся на пару желтых автобусов и отправляются в районы и жилые комплексы, где живут студенты Хобгуда.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

В пути водитель автобуса описывает через интерком, как каждый день он собирает 50 детей в одном комплексе. Учителя накачивают себя пением. В конце концов, они делают что-то, что большинство людей не любит: стучать в двери без предупреждения. Когда караван прибывает в кластер квартир, учителя разгоняются и начинают стучать в двери известных семейств Хобгуда. Некоторые встречи не выходят за неудобные любезности и вручают летчикам первые праздничные торжества. Другие дают короткие, но содержательные беседы с родителями, которые могут быть чужими в школе.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

У Дженнифер Матис есть еще один ребенок в Хобгуде и говорит, что она ценит, что школа пришла к ней - так как ей трудно попасть в школу. Один район в Массачусетсе просто добавил деньги, чтобы заплатить учителям за дополнительную работу. В Мерфрисборо главный Гарретт видит короткие визиты как взаимовыгодные. Родители встречаются с учителями своих детей. И учителя получают более четкое представление о проблемах, с которыми сталкиваются многие из их учеников на ежедневной основе.

Если у малыша нет места для сна или они должны разделить диван со своими братьями и сестрами в ночное время, и есть девять детей с одной спальней или двумя спальнями, для них важно видеть это - не быть сочувствующим, она говорит. «Это позволит учителям изменить жизнь детей».

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей , что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

Но Даниэль Эрнандес, учитель специального образования, говорит, что это не тот мрачный опыт, которого она боялась. В одном жилом комплексе дюжина детей катаются на велосипедах в последний день летнего перерыва. Я знаю, что эти дети, они много переживают в своей жизни, - говорит Эрнандес. «Но им так весело».

Учителя присоединяются к этому удовольствию, заимствуя детей велосипеды для гонки на перекрестке парковки, которая порождает вопли от взрослых. Эшли Барнс, учитель четвертого класса в Хобгуде, говорит, что она верующая, даже если домашние визиты еще не доказали себя как различие в стандартизированном тестировании.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Дети, похоже, действительно наслаждаются визитами, даже если они напоминают, что лето закончилось. Мне так повезло, - говорит четвертый класс Шеллеа Стивенс, когда она познакомилась с Барнсом, ее новым учителем. Все учителя, которых у меня были, были такими приятными.

Барнс обнимает Шелли, которая босиком на тротуаре перед подразделением, где она живет с отцом, Кенни Филлипсом. Он стоит, улыбаясь, когда его дочь демонстрирует свои начинающие социальные навыки. Это заставляет меня хотеть плакать, - говорит Филлипс. Филлипс управляет озеленением и говорит, что долгие дни не позволили ему быть вовлеченным в образование его дочери, как ему хотелось бы. Увидев это взаимодействие, он немного задохнулся.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Мне просто приятно видеть, как она растет и вокруг нее заботятся люди, - говорит он, - иногда родители не встречаются, человек. Иногда мы много отдыхали. Приятно видеть, как это происходит в соседстве. Филлипс тоже вырос в Мерфрисборо, но говорит, что ни один учитель не остановился у его дома.

Посещение дома Алмарда Бишопа пообещало быть трудным для его учителей. Алмард выходил из школы или часто выходил из класса, что учителя не смогли для проверки его навыков чтения и математики. Но когда учителя - пара-команда второго класса и его учитель 1-го класса поселились вокруг обеденного стола с матерью Алмарда, четверо из них говорили вместо этого о том, как Алмард боготворил своего старшего брата, как он любил помогать в занятиях в классе, что он остро осознавал, что он был старше своих одноклассников, что ему нравилась математика, что он любил, когда учителя печатали его фотографии своей матери.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Я так хочу этого сына, - сказал Сабрина Бишоп. Когда они спросили, чего она хочет, Епископ ответил скромной целью: Он пытается добиться успеха. Может быть, это не преуспеет, а просто пытается. К концу встречи епископ согласился посетить школу, чтобы увидеть классный проект, шаг, который предсказал математический учитель Альмарда, Джонатан Робертсон, был бы «чрезвычайно полезен». Робертсон, тем временем, согласился с просьбой Бишопа о том, чтобы Алмард протестированы на проблемы с обучением. «Я позабочусь об этом», - сказал он.

Они говорили о том, как они узнали об интересах и рутингах Альмарда, чтобы вовлечь его в уроки и «использовать» свое поведение. Но в основном, по их словам, визит состоял в том, чтобы строить отношения с матерью Алмарда, которая очень беспокоилась о нем, но в основном отсутствовала в школе, где у него были такие проблемы. «Многие наши семьи потеряли доверие к нашей системе, но, находясь в ее доме, это была ее зона», - сказала Сьюзан Фрей, учитель 1-го класса Альмарда. Если визит помог наладить партнерство между матерью Алмара и его учителями, «мы перешли на волну», добавила она.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Объемы исследований свидетельствуют о том, что одним из ключевых факторов успеха ребенка является «вовлечение» родителей. Фонд Фламбояна, финансируемый семьей, который обучает и оплачивает учителей, чтобы посещать дома своих учеников в рамках стратегии использования лучших отношений между школами и семьями в качестве средства улучшения успеваемости. Но сделать соединение не становится легче. Чартерные и магнитные школы теперь привлекают молодежь из окрестностей, возможно, за несколько миль. В городах, где происходят большие демографические изменения, растут или сокращаются границы соседних школ.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Понятие о том, чтобы учителя посещали дома своих учеников, не является особенно новым. Некоторые чартеры требуют посещения на дому в рамках процесса приема. По ее словам, Есения Гонсалес, мать-иммигрантка из Мексики, которая покинула школу для работы на полях Центральной долины Калифорнии, рассердилась, что ее пятый грейдер не смог прочитать и что ее школа Сакраменто не будет говорить с ней о ее провале.

Гонсалес в конечном итоге связался с церковной общинной группой действий, которая, в свою очередь, начала беседовать с учителями, которые считались «успешными» в окрестностях Сакраменто. Идея заключалась в том, чтобы «узнать, что они делают по-другому, - сказал мне Гонсалес, - и одно, что они делали по-другому, они посещали семьи».

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

В проекте говорится, что в настоящее время в нем участвуют 432 школы в 17 штатах и ​​округ Колумбия. Концепция дома-посещения проста. Школы, которые применяются для участия в проекте, обследуются, чтобы обеспечить, чтобы большинство учителей были готовы посещать дома и что руководство школы привержено их поддержке. Даже тогда визиты являются добровольными как для учителей, так и для родителей.

Визит - это стиль, который вам нравится, позитивен, а не академически ориентирован. Спросите об интересах семьи, ожиданиях, надеждах и мечтах и ​​предыдущем опыте работы в школе, советует пособие, которое выдается на тренингах. Пригласите родителей посещать определенную школьную функцию и «поделитесь одним ожиданием, которое у вас есть для этого ученика», добавляет он.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

«Это совсем другая динамика, чем конференция родителей и учителей», - говорит Карен Мапп из Высшей школы образования Гарварда, которая изучает семейное участие и заседает в консультативном совете проекта. Там учитель передает информацию, а родитель прислушивается, все в пределах класса.

Учителя посещают дома парами, как по соображениям безопасности, так и для обмена мнениями. Они не берут заметки и даже не переносят записную книжку: это может сделать их похожими на социальных работников или офицеров проезжей части при осмотре. Но частные доноры также подписывают некоторые проекты.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Фламбоян первоначально оплачивал домашние визиты как традиционными, так и чартерными учителями, хотя с тех пор район уже получил финансирование для своих школ. Родители и учителя как партнеры. Что, если вы обнаружите доказательства пренебрежения или злоупотребления?

Поработайте через своего принципала, чтобы сообщить об этом защитным службам, но дома не похожи на дом, в котором вы выросли. Проверьте свои предположения, - предупредил тренер. Что делать, если родители не говорят по-английски? Что делать, если ребенок живет в приюте для бездомных? Встречайтесь в нейтральном месте, например, в парке или кафе. Что делать, если родители отказываются от посещения? Перезвоните, но не нажимайте - другие родители убедят их прийти. Что, если семья хочет вас кормить? Извините себя или наслаждайтесь едой; твой выбор.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна изфункций работы.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие.Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.