У ребёнка кризис первого года: наставления родителям. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям

Как указывал Д. Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года .

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой социальной ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.

Это, прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме - это общение, а по содержанию - эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение .

Л. И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации . До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент - примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев, - когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми .

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляются двое - ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность незрелости новорожденного? .

2. Каково проявление и значение «комплекса оживле­ния»? .

3. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве? .

4. Каковы основные средства общения ребенка со взрослым? .

5. Проследите по книге Н. А. Менчинской, в какие периоды младенчества и раннего возраста доминирующую роль в развитии ребенка играет восприятие, а в какие - память. Приведите конкретные примеры из книги для иллюстрации ответа .

6. В чем проявляется опережающее развитие ориентировочной деятельности в младенчестве? . Проиллюстрируйте это положение примерами из книги Н. А. Менчинской .

7. Каковы основные проявления и значение кризиса одного года? .

8. Какие возрастные психофизиологические особенности ранних периодов дошкольного детства необходимо учитывать, по мнению А. В. Запорожца, для повышения эффективности воспитания ребенка в этот период? .

Дайте определение следующих понятий

> Кризис новорожденности.

> «Комплекс оживления».

> Непосредственное эмоциональное общение.

> Явление госпитализма.

> «Автономная речь» ребенка.

> Эмоционально насыщенные представления.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Любой кризис в детском развитии обусловлен противоречием между новообразованиями, которые производятся до конца определенного возрастного периода и определенной социальной ситуацией развития. На 1-м году жизни возникают противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и его зависимостью от взрослого (практической помощи, оценки).

Кризис первого года жизни - кризис, вызванный разрушением необходимости эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым, который проявляется в плаксивости, мрачности, иногда в нарушении сна.

Например, для ребенка, который уже овладел ходьбой, произнес первое слово, предварительные рамки единства с матерью становятся слишком узкими. Итак, становление ходьбы является первым моментом в содержании этого кризиса. Следующий ее момент касается речи. В этот период ребенок еще не является полноценным говорящим, становление его речи, как правило, происходит латентно, продолжаясь так примерно три месяца.

Кризис 1-го года жизни характеризуют особенности проявления эффектов и свободы. В связи с ней у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. При неправильном воспитании такие реакции могут проявляться особенно интенсивно. У ребенка, которому в чем-то отказано или которого не поняли, резко проявляется аффект (она падает на пол, бьет ногами об нее, начинает кричать, отказывается ходить). Эта реакция направлена против запретов, отказов, прибегая к ней, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду жизни, но использует это иначе.

Кризис 1-го года не характеризуется остротой. Установления новых отношений с ребенком, предоставление ему определенной самостоятельности, терпение и выдержка взрослых смягчают ее ход.

Важнейшим достоянием 1-го года жизни является способность действовать только под влиянием непосредственно воспринятых объектов, но и аффективно заряженных образов и представлений, возникающих в памяти, т.е. "мотивирующих представлений" (С. Божович), которые являются центральными новообразованиями этого периода жизни. На этой основе возникают собственные, независимые от взрослого, желание ребенка.

Если раньше все, что нужно было малышу, исходило от взрослого и определялось им, то с этого времени он может хотеть то, что совсем не связано со взрослым. Если раньше окружающие предметы становились значимыми и привлекательными преимущественно в руках взрослого, то теперь они привлекают малыша независимо от него. Возникновение этого новообразования обусловлено новыми возможностями ребенка (свобода передвижения) и первыми запретами взрослого.

В этот период разрывается первичный связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, который резко повышает ее собственную активность. Однако эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам, постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить самому ему еще трудно. Взрослый еще нужен ему, но уже по-другому.


Малыш требует не только хорошего отношения к себе вообще, а к его действиям и их реализации - Без оценки и поддержки взрослого он не может чувствовать своей самостоятельности и активности. Этим обусловлена повышенная чувствительность новорожденных к похвале и позора, их обидчивость, требование внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является важным качественным преобразованиям, происходящим в период кризиса первого года жизни.

Основными новообразованиями этого периода развития является формирование языковой структуры (в конце 1-го года ребенок произносит первые слова) и предметных действий (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира).

По Л. Выготским , речи годовалого ребенка становится автономным. Оно служит мостиком между пассивным и активным речью. По форме общения, по содержанию - эмоционально непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Появление и исчезновение автономного речи знаменует начало и окончание кризиса 1-го года жизни.

Так, в течение младенческого периода происходит интенсивное развитие ребенка. Ведущее значение в психическом развитии приобретает удовлетворение его растущих потребностей в общении с людьми, новых впечатлениях.

1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие.

Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость - ребенок упрямится, не желает подчиняться требованиям взрослых, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. Если что-то не получается, ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи;

5) ребенок может быть очень капризным.

Кризис 1-го года жизни влияет на жизнь ребенка в целом. Сферы, на которые влияет этот период, следующие: предметная деятельность, отношения ребенка со взрослыми, отношение ребенка к себе. В предметной деятельности ребенок становится более самостоятельным, его больше начинают интересовать различные предметы, он манипулирует и играет с ними.

Ребенок стремится быть независимым и самостоятельным, он хочет все сделать сам, несмотря на то, что у него не хватает умений. В отношении со взрослыми ребенок становится более требовательным, он может проявлять агрессию по отношению к близким. Посторонние люди вызывают у него недоверие, ребенок становится избирательным в общении и может отказаться от контакта с незнакомым человеком. Отношение ребенка к себе также претерпевает изменения.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями. Ребенок часто обижается и выражает протест, когда родители требуют от него подчинения, не желая выполнять его прихоти.

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы — «почти взрослый» человек!

Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.

Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом — настал кризис одного года.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света . Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ : злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам , и категорически отказывается от помощи взрослых.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года . Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Как пережить кризис?

Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?

1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.

Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой — право уйти по делам, несмотря на его огорчение.

Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».

2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.

Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам — обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.

3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками — про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»

Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.

4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».

Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет — взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.

Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.

Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.

5. Создайте безопасную развивающую среду.

Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.

Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки — это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.

6. Помните, что в паре «ребенок - родитель» главный — взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?

Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.

7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.

8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.

Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!

С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.

Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.

Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.

Причины

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.

Симптомы

С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:

  • Появление ранее не характерной для ребёнка обидчивости. Если малыш стал обижаться на каждое слово и безобидное действие, то, скорее всего, речь идет о наступлении кризиса первого года жизни;
  • Нежелание выполнять наставление родителей. Ребёнок научился и , а значит он уверен, что просьбы родителей для него неактуальны;
  • Резкая смена настроения. Такой ребёнок может сначала пнуть ножкой, а потом подбежать и начать обнимать. Подобная эмоциональная лабильность связана с психологической перестройкой детского организма;
  • Желание постоянно находиться возле мамы. Такое поведение вовсе не является прихотью для ребёнка, так как у малыша на уровне подсознания зарождается страх перед утратой близких людей;
  • Требование повышенного внимания к себе. Как только родители переключают свое внимание на другие объекты, ребёнок начинает плакать, капризничать и всем своим видом пытаться переключить центр внимания на себя.

Как вести себя с ребёнком

Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.

Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не отказывать ребенку в реализации тех инициатив, которые у него возникают в процессе развития. Если малыш изъявляет желание выполнить ту или иную функцию самостоятельно, то родителям стоит поддержать малыша;
  2. Осуществлять выборочный запрет. С точки зрения психологии, тотальные запреты приводят к угнетению ребенка как личности и развитию у него комплекса неполноценности. Правильной тактикой со стороны родителей будет ознакомление малыша с теми правилами, которые принято соблюдать внутри семьи и в обществе;
  3. Отказаться от насильственного кормления. Когда ребенок начнёт испытывать чувство голода, он самостоятельно даст об этом знать. Категорически запрещено давить на него психологически, угрожать и шантажировать;
  4. Постараться быть с малышом друзьями. Научно доказано, что находясь в дружественных отношениях с мамой и папой, дети преуспевают в интеллектуальном развитии и не имеют проблем с осознанием чувства собственного я. Принудительное общение с ребёнком ещё никогда не заканчивалось положительно;
  5. Прислушиваться к тревогам и проблемам ребёнка. Если мама видит, что малыш чем-то обеспокоен, то ей нужно аккуратно пойти ему навстречу, поговорить с ним, успокоить и предложить совместное решение насущной проблемы;
  6. Разговаривать с ребенком как можно чаще. Понимание многих вещей у ребенка напрямую зависит от родителей. Если малыша интересуют те или иные детали, то его родителям важно общаться с малышом на интересующие его темы. Таким образом, у грудничка формируется социальная адаптация, улучшается речь и произношение многих слов, а также происходит улучшение психологического контакта с мамой и папой.

Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.

Чего нельзя делать

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.